Научная статья на тему 'Возможности официального сайта профессиональной образовательной организации для привлечения абитуриентов'

Возможности официального сайта профессиональной образовательной организации для привлечения абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL GUIDANCE / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / OFFICIAL SITE OF THE VET INSTITUTION / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / INTERNET PROJECT / SPECIALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарина О.В., Мифтахова Л.М.

В статье на основе модели потребительского поведения AIDA рассматриваются возможности официального сайта ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» для привлечения абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIALITIES OF THE VET INSTITUTION OFFICIAL SITE FOR ATTRACTING THE SCHOOL-LEAVERS

On the basis of the AIDA model of the consumer behavior the article analyses the potentialities of the official site of the Zlatoust technical secondary school of technologies and economy for attracting the school-leavers.

Текст научной работы на тему «Возможности официального сайта профессиональной образовательной организации для привлечения абитуриентов»

УДК 377/004 О. В. Башарина, заведующая лабораторией

Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: basholgachel@mail.ru Л. М. Мифтахова, зам. директора Златоустовского техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: mlm111@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ

В статье на основе модели потребительского поведения AIDA рассматриваются возможности официального сайта ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» для привлечения абитуриентов.

Ключевые слова: профориентационная работа, официальный сайт профессиональной образовательной организации, интернет-проект, профессия, специальность.

Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, оказывают влияние и на систему профессионального образования. Сегодня Россия испытывает дефицит квалифицированных рабочих и специалистов. В связи с этим в основных документах Российской Федерации и Челябинской области перед профессиональными образовательными организациями (далее — ПОО) ставятся задачи по активной профориентационной работе и привлечению абитуриентов к обучению рабочим профессиям и специальностям [1].

Златоустовский техникум технологий и экономики сегодня — это три отделения и пять филиалов в городах Челябинске, Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске и пос. Магнитка. В техникуме реализуется 17 программ подготовки специалистов среднего звена, 11 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, 111 программ профессионального обучения, программа основного образования, а также программы дополнительного профессионального образования. Контингент техникума на сегодняшний день составляет 2788 обучающихся, 1590 из которых обучаются по очной форме обучения, 1198 — по заочной. План набора на 2017/18 уч. г. — 1070 человек, из них 450 человек на бюджет и 620 человек на вне-бюджет. Перед ПОО стоит огромная задача — выполнить набор обучающихся. Используются все ресурсы профориентационной работы для привлечения абитуриентов в техникум.

Решение поставленных задач не может быть осуществлено без использования основ-

ного информационного ресурса — официального сайта образовательной организации. Именно он является основным показателем ее информационной открытости и доступности, так как 1050 обучающихся — это студенты северных филиалов и 326 обучающихся — из Башкирии и близлежащих территорий Челябинской области.

В связи с этим необходимо рассмотреть, какими возможностями обладает сайт ПОО для привлечения абитуриентов. Для этого воспользуемся известной в теории и практике маркетинга моделью потребительского поведения AIDA (акроним от англ. AIDA — Attention, Interest, Desire, Action, что переводится как «внимание, интерес, желание, действие»), предложенной Э. Левисом в 1896 г Суть модели состоит в том, что информация, выложенная на интернет-сайте ПОО, должна сначала привлечь внимание абитуриента, а затем вызвать его интерес, который перерастет в желание получить образовательные услуги данной ПОО и в дальнейшем — поступить на выбранную им рабочую профессию или специальность.

Первая задача — привлечение внимания студентов — является самой важной, так как другие задачи могут быть реализованы только в случае ее успешного решения. Рассмотрим, как решается эта задача на сайте ПОО.

1. Размещение актуальной для абитуриента информации в доступной и интересной форме на первой странице интернет-сайта. Такую информацию представляют новостная лента и видеоролики по профессиям (рис. 1).

Задать вопрос директору

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ЕДИНОЕ ОКНО

Лекция заместителя прокурора

2017-04-15

Поздравляем!!!

2017-04-13

Отчетно-выборная конференция первичной ветеранской организации

2017-04-11

Итоги областного конкурса «Уральский мастеровой»

2017-04-10

Итоги городского конкурса научно- исследовательских работ

2017-04-10

ПРЕМЬЕРА ТАНЦА НА ВЕСНЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ

2017-04-10

Весна студенческая 2017

2017-04-07

интернет-проеш <Я выбираю профессию*

lIVBDSBl

imm

Интернет-проект "Я б в рабочие пошёл..

Профессия "Сварщик"

Профессия "Повар кондитер"

Профессия "Машинист ДСМ"

Мастер-класс по профессии "Мастер сухого строительства"

>"Туризм" > "Гостиничный

Рис. 1. Главная страница сайта

2. Специальная вкладка «Абитуриентам», привлечь их внимание и побудить к просмотру представляющая структурированную инфор- полной информации, необходимой для посту -мацию для абитуриентов, которая позволяет пления (рис. 2).

О техникуме' Деятельность" Инновационная деятельность Обучение" Абитуриентам Выпускник

новости

17-04-15Лекция заместителя прокурора 17-04-"13 Поздравляем!!!

17-04-"11 Отчетно-выборная конференция первичной ветеранской организации

17-04-"10 Итоги областного конкурса «Уральский мастеровойэ

17-04-10 Итоги городского конкурса научно- исследовательских работ

17-04-10 ПРЕМЬЕРА ТАНЦА НА ВЕСНЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ

17-04-07 Весна студенческая 2017

17-04-06 В гостях в Никольском

17-04-06 ВСТРЕЧА С ПРОФЕССИОНАЛАМИ

17-04-06 Через дорогу - осторожно!

17-04-05 МИСС и МИ СТЕР - 2017

17-04-05Традиция техникума продолжает жить

17-04-03 Объявление

17-03-31 НАЛ О ГОВЫ Й У РОК - ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Рис. 2. Вкладка «Абитуриентам»

Интернет-проект "Я б в рабочие пошёл...

Атлас профессий

Объявления

Специальности

Правила приёма

Приёмная комиссия

Нормативные документы

Ппэн набора

Подать заявление on-line

3. Интернет-проект «Я б в рабочие пошел...», размещенный на сайте организации, также привлекает внимание абитуриентов (рис. 1).

Вторая задача — формирование интереса — может быть решена, если абитуриенты задержали свое внимание на информации, размещенной на сайте. В связи с этим необходимо использо-

вать инструменты, позволяющие мотивировать абитуриента на просмотр большего количества информации. Чем дольше он задержится на сайте, тем больше вероятность возникновения у него интереса к конкретным предложениям техникума. В качестве таких инструментов могут выступать различные формы интерактивного взаимодействия.

Размещенный на сайте интернет-проект «Я б в рабочие пошел...» состоит из девяти видеороликов; он не только привлечет внимание абитуриентов, но и позволит изменить сложившийся стереотип о непрестижности рабочих профессий, рассказывая об их актуальности и востребованности на рынке труда. В роликах показывается, как трое молодых людей решили попробовать себя в различных профессиях. Участие в проекте для Вадима — педагога-организатора — это возможность получить дополнительные профессиональные навыки, которые, как он считает, необходимы каждому современному человеку, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Марина, студентка гуманитарного вуза, хочет получить дополнительное профессиональное образование для того, чтобы быть уверенной в завтрашнем дне. Аркадий еще не определился с профессией и планирует найти для себя любимое дело.

В ходе проекта участники при помощи мастеров производственного обучения осваивают профессиональные навыки по профессиям «Сварщик», «Повар-кондитер», «Машинист дорожных и строительных машин», «Мастер сухого строительства» и затем демонстрируют на мастер-классах полученные компетенции.

В видеороликах, представляющих специальности «Туризм» и «Гостиничный сервис», специалисты гостиничного комплекса «Бель-

монт» помогли студентке техникума Татьяне попробовать себя в роли администратора гостиницы, горничной, официанта и бармена. А Дмитрий под руководством представителей туристического агентства «Таганай» познакомился с профессией экскурсовода.

Все участники едины во мнении, что данный проект помог им раскрыть себя, свой потенциал. Он дает возможность всем посетителям сайта в дальнейшем сделать правильный выбор.

Другим интерактивным ресурсом, позволяющим более подробно ознакомиться с информацией по специальности «Туризм», является интернет-проект «Я выбираю профессию», реализованный в форме «сетевого сообщества» (рис. 1).

Современная форма ресурса, близкая и понятная молодому поколению, привлекает внимание и помогает подробно ознакомиться со специальностью «Туризм» и возможностью получить ее в техникуме (рис. 3). На этой странице размещена информация о том, как живут и чем занимаются студенты этой специальности, в каких конкурсах и проектах принимают участие.

Рис. 3. Специальность «Туризм» на странице «ВКонтакте»

Для школьников Златоустовского городского округа в техникуме проходит ежегодная олимпиада по информатике и информационным технологиям, а также проводятся различные

конкурсы. В 2017 г. был организован конкурс презентаций «В мире профессий». Информация о проведении олимпиады и конкурса также размещена на сайте техникума (рис. 4).

ГЛ41М» Отымай* И-МНМЫМ* **ИШЧЬМ»Ь АЕ*Т1ГР|ННТЛ1» Вь^оничи ФАЛНкМ

X олимпиада по информатике н информационным технологиям для учащихся образовательных школ Златоустовского городского округа

АСУ иц№п<» ж 4

Кгчр 'и'

нымнп

лтлгыж л гтч е »]

Рис. 4. Боннер о проведении олимпиады для школьников

Третью задачу — превращение интереса в желание получить образовательные услуги данной ПОО — можно решить грамотным и привлекательным представлением на сайте интересных мероприятий. Это будет способствовать появлению у абитуриента желания поучаствовать в них, а в дальнейшем и обучаться в этой ПОО.

Одним из самых распространенных событий, представленных на сайте, является день техникума (рис. 5). Он включает в себя выступление руководства образовательной организации, обзорную экскурсию, встречи и беседы с преподавателями, мастер-классы по профессиям и специальностям.

Рис. 5. Информация о дне техникума на сайте

Еще одно интересное мероприятие, которое освещается на сайте ПОО и проходит уже второй год в рамках реализации региональной программы «ТЕМП» — акция «Мы в ТЕМПе». Это многоуровневая акция для детей дошкольного возраста, школьников, студентов, родителей, работодателей и всего населения Златоустовского городского округа. Мероприятия, проводимые в рамках этой акции (мастер-классы, встречи с социальными партнерами, экскурсии на пред-

приятия, дни техникума на базе образовательных организаций, участие в городском марше профессий), подробно освещаются в новостной ленте на сайте техникума (рис. 6). Кроме того, в новостной ленте подробно освещаются олимпиады и конкурсы профмастерства, мероприятия, проводимые на базе предприятий — социальных партнеров, встречи с профессионалами, а также мероприятия, организуемые воспитательной и социально-психологической службой.

Рис. 6. Реализация акции «Мы в ТЕМПе»

Рис.7. Сервисывзаимодействияс абитуриентами

Последней задачей является действие, то есть поступление на выбранную абитуриентом рабочую профессию или специальность. Здесь важен не только конечный результат — подача заявления, но и другие шаги абитуриента. К ним можно отнести регистрацию на офлайн-мероприятие и его посещение, вступление в группу техникума в социальной сети, звонок в приемную комиссию и т. п.

В этой связи главными инструментами сайта, побуждающими к действию, становятся все формы обратной связи и установления контакта с абитуриентом. Это кнопки интерактивного взаимодействия «Задай вопрос директору» или

Библиографический список

в чате Jivosite (вопрос переадресуется сотруднику приемной комиссии), сервис онлайн-подачи заявления, кнопки социальных сетей (рис. 7).

Информационная поддержка профориен-тационной работы с помощью инструментов официального сайта ПОО позволила привлечь в техникум достаточно большое количество абитуриентов. Результатом проделанной работы можно считать выполнение контрольных цифр приема и плана набора в целом. В прошлом учебном году на первый курс поступило 1075 человек. И в этом большую роль сыграл официальный сайт профессиональной образовательной организации.

1. Сташкевич, И. Р. Электронный ресурс «Виртуальная доска почета» как элемент профо-риентационной работы профессиональной образовательной организации [Текст] / О. В. Баша-рина, И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1. — С. 82-86.

УДК 377 Л. А. Григорьева, преподаватель

Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности (ЧТТЛП), г. Челябинск, e-mail: 7202296lud@mail.ru

СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НАСТАВНИЧЕСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного профессионального обучения студентов с ментальными особенностями развития. Излагаются проблемы трудоустройства данной категории обучающихся после приобретения ими профессиональных навыков. Рассмотрены пути решения существующей проблемы через создание швейно-трикотажной мастерской, где инвалиды с особенностями ментального развития будут работать в условиях наставничества.

Ключевые слова: профессиональное обучение, студенты с ментальными особенностями развития, трудоустройство инвалидов, наставничество, инклюзивное образование.

Сегодня проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогов, но и всей общественности.

В статье 2 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Статья 79 закона целиком посвящена обучению лиц с ограничен-

ными возможностями здоровья, в частности, в ней сказано, что «профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся» [1].

В ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» обеспечивается профессиональное обучение студентов с нарушениями слуха, с особенностями ментального развития и со сложной структурой дефекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.