Библиографический список
1. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р]. — Режим доступа: garant.rU/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz4zQFdsjwb.
2. Бим-Бад, Б. М. Профессиональный стандарт педагога — «наше все»? [Электронный ресурс] / Б. М. Бим-Бад // Аккредитация в образовании. — Режим доступа: http://www.akvobr.ru/ profstandart_pedagoga.html.
3. Блинов, В. Профессиональный стандарт педагога профобразования : не так страшен, как его малюют [Электронный ресурс] / В. Блинов, А. Факторович, О. Батрова // Учительская газета. — Режим доступа: http://www.ug.ru/article/649.
4. Возгова, З. В. Инновационный потенциал проблемы развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников [Электронный ресурс] / З. В. Возгова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 9-4. — С. 847-853. — Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30409.
5. Зачесова, Е. В. Обсуждаем профессиональный стандарт педагогической деятельности в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании [Электронный ресурс] / Е. В. Зачесова // Педсовет : Персональный помощник педагога. — Режим доступа: http://pedsovet.org/content/view/19641/265.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/news/21/1344.
7. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой 21.12.2001 : ред. от 01.07.2017]. — Режим доступа: http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=17.
8. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой 21.12.2012 : одобр. Советом Федерации 26.12.2012 : ред. от 29.07.2017]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
9. Котлярова, И. О. Инновационные системы повышения квалификации [Текст] : моногр. / И. О. Котлярова. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. — 320 с.
УДК 377 Л. М. Мифтахова, зам. директора по ИМР,
рук. СЦК Златоустовского техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS RUSSIA
В статье представлен опыт работы специализированного центра компетенций (СЦК) по обеспечению проведения региональных чемпионатов WorldSkills.
Ключевые слова: «Молодые профессионалы» (WorldSkills), специализированный центр компетенций, стандарты, чемпионат.
Экономика любой развитой страны нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, умеющих работать по новейшим международным стандартам качества. Высокотехнологичные производства требуют соответствующей подготовки кадров, а скорость развития технологий диктует необходимость быстрого внедрения новых технологий, стандартов и инструментов. Проблему
подготовки высококвалифицированных кадров помогают решать чемпионаты WorldSkills и кон -курсы профессионального мастерства, проводимые по стандартам WorldSkills [1, п. 1; 2].
Национальные и региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (World-Skills) — это площадка, на которой лучшие мастера и преподаватели могут обмениваться опытом
и не просто узнавать, но и формировать современные профессиональные стандарты. Участие в чемпионатах WorldSkills позволяет педагогическим работникам знакомиться с технологиями обучения и новыми профессиональными стандартами международного уровня, влиять на модернизацию системы образования.
Целью движения WorldSkills является повышение престижа рабочих профессий, внедрение в систему отечественного профессионального образования лучших международных практик, а также повышение качества профессионального образования. Его внедрение в систему среднего профессионального образования является приоритетным и носит последовательный и систематичный характер [3].
К международному движению WorldSkills International (WSI) Россия присоединилась в мае 2012 г. на Генеральной ассамблее ассоциации WSI, проходившей в Южной Корее. ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» (далее — ЗТТиЭ) одним из первых в Челябинской области в ноябре 2012 г. влился в это движение и представлял команду техникума на I Открытом чемпионате Москвы по рабочим профессиям. Студенты техникума К. Мировщиков и А. Хайрутдинов выполняли модульные задания WorldSkills по компетенции «сварочные технологии», а преподаватель А. П. Кочкарин выступал в роли эксперта по данной компетенции. По итогам чемпионата А. Хайрутдинов занял IV место.
Активное участие в мероприятиях регионального, национального и международного движения WorldSkills стало одним из приоритетных направлений в деятельности техникума, что позволило в 2014 г. участвовать в конкурсном отборе специализированных центров компетенций, по итогам которого на нашей базе создан специализированный центр компетенций (далее — СЦК) по компетенции «сварочные технологии».
Руководители техникума в составе делегации от Челябинской области выезжают на мировые и европейские чемпионаты WSI:
- 2013 г. — В. А. Тафинцев был в составе делегации на чемпионате мира WorldSkills International в г. Лейпциге, Германия;
Выполнение требован
- 2015 г — М. Н. Пономарева в составе делегации посетила чемпионат мира WorldSkills International в г Сан-Паулу, Бразилия;
- 2016 г — М. Н. Пономарева была в составе делегации пятого европейского первенства EuroSkills-2016 в г. Гетеборге, Швеция.
Опыт и знания, приобретенные во время посещения площадок проведения мировых и европейских чемпионатов, позволили внедрить в ЗТТиЭ эффективные организационно-управленческие механизмы, которые используются в планировании и организации работы СЦК в рамках движения WorldSkills Russia и при подготовке участников региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills).
На базе техникума проводятся обучающие семинары для экспертов, областные конкурсы профессионального мастерства по профессии «сварщик», отборочные соревнования по компетенции «сварочные технологии». Мы обеспечиваем проведение региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia — Южный Урал).
В рамках деятельности СЦК дважды были проведены отборочные соревнования по компетенции «сварочные технологии». В 2015/16 уч. г специалисты техникума обеспечили проведение III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia — Южный Урал) и полуфинала национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Уральском Федеральном округе по компетенции «сварочные технологии» на базе Челябинского механико-технологического техникума, в 2016/17 уч. г — проведение IV Регионального чемпионата Челябинской области на базе ГАПОУ «Политехнический колледж» в г. Магнитогорске.
Обеспечивая проведение региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (World-Skills Russia — Южный Урал) по компетенции «сварочные технологии», можно проанализировать изменение уровня подготовки и требований к проведению данного чемпионата, степень готовности экспертного сообщества к участию в чемпионатах (табл. 1-3).
Таблица 1
й конкурсных заданий
Количество модулей Гидроиспытания Рентгеновские испытания Оценочные листы Система CIS Система eSim
2015 г. Отборочные соревнования Выполняли два модуля: 1-й модуль с 30%-м (пневматические испытания) Разрабатывали сами
Окончание таблицы 1
Количество модулей Гидроиспытания Рентгеновские испытания Оценочные листы Система CIS Система eSim
изменением, 2-й модуль разрабатывали сами
2015 г. III Региональный чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Russia — Челябинск Выполняли два модуля: 1-й модуль с 30%-м изменением, 2-й модуль разрабатывали сами (пневматические испытания) Разрабатывали сами +
2016 г. Полуфинал национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Уральском Федеральном округе Выполняли четыре модуля: задания национального чемпионата с 30%-м изменением (пневматические испытания) + Разработанные национальными экспертами +
2016 г. IV Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia — Южный Урал) Выполняли четыре модуля: задания национального чемпионата с 30%-м изменением + + Разработанные национальными экспертами + +
Таблица 2
Выполнение требований по оснащению рабочих мест
Сварочные аппараты Металл Электроды Создание одинаковых условий для участников
2015 г. Отборочные соревнования Использовались те, которые были в мастерских 1-й модуль — в соответствии с требованиями WSR, 2-й модуль не соответствовал В соответствии с требованиями WorldSkills Частично
2015 г. III Региональный чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Russia — Челябинск Приобретено оборудование для РДС и сварки в среде аргона; оборудованием для п/автома-тической сварки обеспечили «Сварка-74», ЮГТРК 1-й модуль — в соответствии с требованиями WSR, 2-й модуль не соответствовал В соответствии с требованиями WorldSkills Да
2016 г. Полуфинал национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Приобретено оборудование для РДС и сварки в среде аргона; оборудованием для п/автомати-ческой сварки В соответствии с требованиями WorldSkills В соответствии с требованиями WorldSkills Да
Таблица 3
Уровень подготовки участников и экспертов к чемпионатам
Окончание таблицы 2
Сварочные аппараты Металл Электроды Создание одинаковых условий для участников
Russia) в Уральском Федеральном округе обеспечили «Свар-ка-74», ЮГТРК
2016 г. IV Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia — Южный Урал) Приобретено оборудование для РДС и сварки в среде аргона; оборудованием для п/автомати-ческой сварки обеспечили «Сварка-74» В соответствии с требованиями WorldSkills В соответствии с требованиями WorldSkills Да
Участники Эксперты
2015 г. Отборочные соревнования С 1-м модулем справились 75 % участников; 2-й модуль (сварка алюминия в среде аргона) выполнили 30 % участников, так как некоторые впервые выполняли такое задание 80 % не были готовы работать в качестве экспертов ни морально, ни интеллектуально (эксперты не были ознакомлены с технической документацией и кодексом этики)
2015 г. III Региональный чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Russia — Челябинск С 1-м модулем справились 95 % участников, 2-й модуль (сварка алюминия в среде аргона) выполнили 70 % участников Переосмысление сознания экспертов, изучение стандартов и ГОСТов по профессии, изменение подходов к оценке выполнения заданий
2016 г. Полуфинал национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Ураль -ском Федеральном округе С заданием справились все участники Присутствие национального эксперта + 100%-е понимание экспертного сообщества
2016 г. IV Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia — Южный Урал) Уровень участников возрос. Чувствовалась серьезная подготовка к чемпионату Участие главного эксперта в национальных чемпионатах, курсы подготовки по стандартам WorldSkills позволили провести чемпионат на высоком уровне, в соответствии с требованиями WSR
Из сравнительного анализа можно сделать вывод, что уровень проведения региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia — Южный Урал ) по компетенции «сварочные технологии» возрос и проводится в соответствии со всеми требования к проведению данных чемпионатов.
Также возрос уровень подготовки экспертов и участников региональных чемпионатов. При подготовке участников к конкурсам профессиональные образовательные организации вынуждены приобретать современное оборудование, педагогические работники — повторять ГОСТы
и изучать международные стандарты, внедрять в рабочие программы дополнительные разделы по изучению сварки в среде аргона, сварки цветных металлов и нержавеющей стали.
Работа в рамках деятельности СЦК за два года проделана большая. Помимо организации и проведения чемпионатов осуществляется постоянное консультирование экспертов по приобретению и использованию оборудования, сварочных материалов, подготовке участников к конкурсам.
Впереди такие задачи, как аккредитация СЦК, обучение экспертов, обеспечение прове-
дения государственной итоговой аттестации для обучающихся по специальности «сварочное производство» в формате демонстрационного
Библиографический список
экзамена, подготовка участников региональных и национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (МзгМ8ЫШ).
1. Поручение Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № пр-2821 [Электронный ресурс] : [перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 дек. 2014 г. ]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420267333.
2. Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150.
3. Документация движения «WorldSkills Russia» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://worldskills.ru.
УДК 377.1 М. Н. Пономарева, директор Златоустовского
техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК И ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГБОУ ПОО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
В статье рассматриваются современные практики и технологии, применяемые в Златоустов-ском техникуме технологий и экономики для повышения качества образовательного процесса.
Ключевые слова: качество образовательного процесса, педагогический персонал, образовательные программы, профориентация, конкурсы профессионального мастерства, повышение квалификации педагогов.
Инновационная экономика России изменила требования к качеству образовательного процесса, к качеству подготовки специалистов, способных работать в условиях высокотехнологичных и инновационных производств. Сегодня качество среднего профессионального образования складывается из двух взаимосвязанных составляющих.
Первая включает в себя: педагогический персонал; образовательные программы; обучающихся; средства и технологии, используемые в образовательном процессе; внутреннюю и внешнюю среду, обеспечивающую образовательный процесс.
Вторая связана с практической значимостью полученного в ПОО образования, востребованностью ее образовательных услуг и конкурентоспособностью выпускников на рынке труда.
Одним из условий качественного развития этих составляющих Златоустовский техникум
технологий и экономики определил использование современных практик и технологий.
Сегодня в состав техникума входят три отделения (технологическое, экономическое и отделение общеобразовательной и профессиональной подготовки) и четыре филиала (в Челябинске, Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске).
Реорганизация техникума повлекла за собой изменение его структуры, которая в данный момент включает:
- учебный отдел (контингент и всю учебную деятельность курирует зам. директора по учебной работе);
- учебно-производственный отдел (организацию учебной и производственной практики курирует зам. директора по учебно-производственной работе);
- методическую службу (повышение квалификации, аттестацию педагогов, проведение олимпиад, конкурсов, научно-исследовательскую