Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (09). Июль 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 378(045) ББК 74.200 М263
Д. Н. Маринченко Иркутск, Россия
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПО: ОПЫТ РАБОТЫ ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС»
В статье автор делится опытом профориентационной работы в ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС». Рассмотрены результаты исследования мотивов поступления студентов первого курса в колледж, и на основе исследования предложена современная концепция допрофессиональной ориентации учащейся молодежи на специальности ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС», которая включает в себя эффективные формы профориентационной работы.
Ключевые слова: профориентация, СПО, колледж, мотивы поступления, допрофессиональная ориентация, профессии, профессиональное образование, выбор профессии.
D.N. Marinchenko Irkutsk, Russia
CAREER - GUIDANCE AT THE CURRENT STAGE OF THE DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (BY WORK EXPERIENCE OF SBIVE IR ICAT&RC)
The author shares his experience in career-guidance of «Irkutsk College of Automobile Transport and Road Construction». In the article the results of the study of motives of the applicants are presented. The author also suggests the modern concept of pre-professional orientation of young people which is based on the study of their needs and includes the effective forms of career guidance.
© Маринченко Д. H., 2016
Key words: career guidance, pre-professional orientation, profession, professional education, choice of profession.
Происходящие в системе профессионального образования изменения, связанные и осуществляемые в рамках программ его модернизации, в настоящее время находятся на уровне принципиальных перемен. Все более актуальной становится задача инновационного развития, обеспечивающая высокую компетенцию выпускников и конкурентоспособность профессиональных образовательных организаций как внутри страны, так и на международном уровне. Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость создания современной концепции допрофессиональной ориентации учащейся молодежи на специальности ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС».
Мы не можем не согласиться с утверждением Л. А. Ивановой о том, что «являясь основным социальным институтом, обеспечивающим подготовку школьника к профессиональному и личностному самоопределению, школа в силу ряда объективных и субъективных причин утратила свои ведущие позиции в решении этой проблемы» [Иванова, 2006, с. 97]. А проведенный автором социологический опрос показал, что «в таких условиях 81 % опрошенных школьников Иркутской области не скрывают, что они ориентируются при выборе профессии - на собственное «Я», 13 % - на советы родителей, 6 % - на влияние СМИ» [Иванова, 2006, с. 98].
В то же время следует отметить, что по данным специальных исследований, 30 % молодых людей осуществляют свой профессиональный выбор неосознанно.
Выпускники школ делают профессиональный выбор в духе конъюнктуры времени, не всегда соотносится это с потребностями региона и с возможностями реализовать себя на местном рынке труда.
Для многих выпускников получение профессионального образования связано не с профессиональной установкой, а с желанием получить диплом, приобрести соответствующий социальный статус.
В данных условиях возрастает значение деятельности профессиональных организаций по профессиональной ориентации молодежи.
Вышеназванные факторы обусловили ряд негативных тенденций в ориентации молодежи на получение профессионального образования.
Формирование контингента студентов, наиболее отвечающего требованиям ссузов, возможно только при активном и плодотворном взаимодействии образовательных организаций среднего образования и среднего профессионального на основе взаимовыгодного сотрудничества в вопросах профориентации. Основой профориентационной деятельности школы и профессиональной образовательной организации являются такие требования как: системность и последовательность, полнота профессиональной ориентации, связь с жизнью, педагогическая тактичность, перспективность деятельности по допрофессиональной подготовке, обеспечение своевременности выбора профессии и др.
Выбор профессии будет осознанным лишь в том случае, когда окончательное решение о нем является результатом длительного процесса, в ходе которого индивид:
— осознаёт необходимость подготовки к выбору и получению профессии;
— учится оценивать свои возможности;
— накапливает профессиональные и личностные знания, на основе которых формируется самооценка;
— изучает мир профессионального образования и только тогда принимает решение о выборе своей образовательной траектории.
Учитывая вышеизложенное, представляется возможным определить профессиональную ориентацию молодежи как одно из приоритетных направлений отдела профориентационной работы ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС».
Анализ опыта профориентационной работы предыдущих лет позволил выделить эффективные формы профориентационной работы:
- оповещение образовательных организаций и профориентационных кабинетов о специальностях и профессиях, которые реализует колледж;
- размещение информации о деятельности колледжа в сети Интернет на страницах сайта колледжа http://irpk.ru/;
- научно-практические стажировки, семинары, выездные мероприятия, мастер-классы;
- распространение профориентационной информации студентами колледжа во время прохождения производственной (педагогической) практики.
В рамках концепции профориентации ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС» предусмотрены организация и проведение мероприятий, способствующих осознанному выбору профессии обучающихся.
В начале учебного года среди студентов первого курса обязательно проводится исследование с целью выявления мотивов выбора профессии и образовательной организации.
Обобщив результаты исследований, проводимых на протяжении ряда лет, мы сделали вывод о том, что причины поступления для большего количества студентов были достаточно поверхностны и не отражают профессиональной заинтересованности первокурсников.
Самыми действенными источниками информирования об образовательных услугах Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства были отмечены: Интернет, семья, друзья, знакомые.
Несмотря на то, что многие студенты поступили в колледж не по причине профессиональной заинтересованности, тем не менее, ввиду того, что в учебный план были введены курсы: «Введение в специальность»; «Правила безопасности дорожного движения»; «Выполнение работ по профессии» - первокурсники видят профессиональные возможности и перспективы получаемой ими профессии. И, несмотря на поверхностные мотивы поступления в данное учебное учреждение, считают, что для становления успешного профессионала необходимо трудолюбие и большое желание работать по выбранной профессии.
Учитывая полученные данные, ежегодно составляется план профориентационной работы на текущий учебный год. Как правило, в него включены мероприятия, направленные на развитие мотивации осознанного выбора профессии: «Мастер-классы для старшеклассников»; «Стажировка для старшеклассников»; проведение мероприятий профессиональной ориентации для студентов колледжа; классные часы для старшеклассников и родителей с целью проинформировать и показать актуальность профессий и специальностей, реализуемых в колледже; организация приемной кампании; участие в ярмарках и мероприятиях профориентационной направленности.
В ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС» ежегодно проводятся:
1. День открытых дверей, в рамках которого предлагаются мастер-классы: «Управление экскаватором», «Набрасывание штукатурки», «Использование геодезических приборов в строительстве», «Устройство и работа двигателя», «Подключение акустической системы автомобиля», «Управление автомобилем категории «В», «Устройство автобусной остановки».
День открытых дверей привлекает учащихся из школ г. Иркутска и Иркутского района.
2. Научно-практическая стажировка для старшеклассников «Проблема выбора профессии».
В рамках данной стажировки обучающимся предлагают мастер-классы:
- Лекция с применением практических элементов «Автомобильный транспорт: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
- «Геодезические приборы» и представление образовательной программы «Архитектура и строительства: строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
- «Стили в архитектуре».
- Экскурсия в музей колледжа и др.
Вслед за Л. А. Ивановой, мы рассматриваем научно-практическую стажировку как «пропедевтику студенчества» [Иванова, 2014].
Обучающимся, потенциальным абитуриентам, предлагается своеобразный портфолио, в котором они отражают данные о своих личных достижениях на каждом этапе научно-практической стажировки в ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС». Портфолио заполняется непосредственно обучающимся (рефлексия), преподавателями и мастерами производственного обучения колледжа (оценки за занятия, итоговые баллы), куратором (участие в различных внеаудиторных мероприятиях).
На последнем этапе научно-практической стажировки данные портфолио позволят определить рейтинговый балл обучающегося, что дает преимущество при зачислении в колледж. Эту идею мы позаимствовали у автора, составителя «Портфолио достижений участника образовательной стажировки» [Чупрова, 2006].
Данное профориентационное мероприятие привлекает много участников.
3. Профориентационные выезды в школы города Иркутска и Иркутского района.
4. В рамках педагогической практики студентов, обучающихся на специальностях: 44.02.06. Профессиональное обучение (техника и технологии наземного транспорта), 44.02.06. Профессиональное обучение (техника и технология строительства: строительство и эксплуатация зданий и сооружений) - предусмотрено проведение профориентационных бесед и классных часов в школах города Иркутска и Иркутской области.
5. Выезды в образовательные организации, в которых проводятся профориентационное тестирование и целенаправленный профессиональный отбор потенциальных студентов, психологические особенности и профессиональная ориентация которых соответствуют требованиям специальностей, реализуемых колледжем.
6. Участие в профориентационных выставках.
7. Экскурсия для обучающихся старших классов.
8. В соответствии с совместным планом работы отдела доссузовской подготовки и профессиональной ориентации ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС» http://irpk.ru/
и Молодежным кадровым центром (МКЦ) http://profirk.ru/ ежегодно распространяются информационные буклеты по сети профориентационных кабинетов города Иркутска и Иркутской области.
9. Участие в мероприятиях «Знания. Профессия. Карьера» и «Выбери профессию» в СибЭкспоЦентре.
10. Организация и проведение мастер-классов «Автомобиль on-line». В содержании мастер-класса предусмотрены следующие темы: «Устройство и принцип работы системы зажигания автомобиля», «Порядок проверки и очистки свечей зажигания», «Принцип работы сцепления».
Практическим этапом мастер-класса предусмотрены следующие виды упражнений: тестирование на знание ПДД, прохождение задания на автотренажере и проверка знаний теоретической составляющей устройства автомобилей. В результате прохождения всех этапов практической части определяют победителей, которые получают сертификаты, дающие право на обучение в автошколе нашего колледжа со скидками 5 %, 7,5 % и 10 %.
В рамках мастер-класса работает автотренажер, который привлекает внимание гостей и участников образовательных организаций различного уровня.
Управление системой профориентационной работы в колледже предполагает координацию деятельности всех кафедр и советов образовательных программ, реализующих учебно-воспитательную функцию. Такая координация направлена на интеграцию всех усилий в создании условий приоритетности профориентационной работы в ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС».
Управление системой профориентационной работы невозможно без педагогического мониторинга, т. е. отслеживания хода и результатов реализации положений данной концепции. Это предусматривает:
— выявление реального состояния профориентационной работы;
— анализ изменений, происходящих в ходе профориентационной работы;
— выявление потенциальных возможностей, путей и средств дальнейшего совершенствования профориентационной деятельности.
Одна из проблем педагогического мониторинга - определение показателей эффективности профориентационной деятельности. В результате анализа и структурирования различных видов деятельности колледжа, информационные данные, характеризующие работу колледжа в этом направлении, удалось выразить двумя группами показателей.
Первая группа включает количественные показатели, вторая - качественные экспертные оценки.
В первую группу входят следующие показатели:
1. План приема.
2. Относительное количество абитуриентов, охваченных различными формами профориентационной работы.
3. Абсолютное число студентов, прошедших различные формы профориентационной работы и зачисленных на первый курс.
4. Относительное число студентов первого курса, прошедших различные формы профориентационной работы.
5. Относительное число студентов, прошедших профориентационную работу, отчисленных с первого курса.
6. Относительное число преподавателей колледжа занятых в профориентационной работе.
Во вторую группу относятся экспертные оценки по следующим направлениям работы:
1. Формы проведения профориентационной работы.
2. Наличие в колледже системы организации нового набора.
3. Формы и методы повышения эффективности профориентационной работы кафедр.
Динамика показателей будет свидетельствовать об эффективности.
Реализация положений концепции доссузовской профессиональной ориентации учащейся молодежи, ориентированной на профессии ГБПОУ ПО «ИКАТ и ДС» предполагает:
• создание условий приоритетности профориентационной работы в учебно-воспитательном процессе ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС»;
• увеличение количества абитуриентов, сознательно ориентированных на поступление в ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС»;
• доссузовское образование - базовое звено непрерывного профессионального образования, которое способствует профессиональной ориентации обучающихся и, в конечном счете, повышает качество будущих специалистов, тем самым мы избегаем того, что с младших курсов, по причине неуспеваемости, отчисляются студенты с низким уровнем мотивации на получение профессионального образования.
На доссузовском этапе профориентации колледжу необходимо осуществлять поиск своего абитуриента. С этой целью кафедры и советы образовательных программ организуют работу малых профильных академий в базовых школах, планируют создать широкую сеть профильных классов. При организации профориентационной работы используют не только традиционные формы и методы доссузовской подготовки, но и проводят дистанционные курсы, тестирование на определение намерений и реалистичности профессиональных планов обучающихся с применением компьютерных программ. В отделе доссузовской подготовки профессионального развития разрабатывается документальная база для создания лаборатории профориентации и профессиональной подготовки по изучению образовательных и профессиональных потребностей обучающихся, студентов, проведению исследований по актуальным проблемам ссузовской профориентации. Идет работа по формированию образовательных комплексов и модели «школа - колледж».
Гибкая профориентационная политика колледжа позволяет осуществлять качественную профессиональную подготовку, подготовить компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту
Миссия доссузовской подготовки - обеспечение высокого профессионального уровня образования и формирование гражданских и нравственных качеств
личности в условиях интеграции колледжа в мировое образовательное, научное и информационное сообщество на основе:
- эффективной организации и высокого качества образовательного и исследовательского процессов;
- обеспечения рынка образования конкурентоспособными абитуриентами.
Основной задачей приёмной комиссии колледжа является обеспечение соблюдения прав граждан на образование, установленных законодательством Российской Федерации, гласности и открытости проведения всех процедур приёма, объективности оценки способностей поступающих.
Библиографический список
1. Иванова Л. А. Образовательные и профессиональные стажировки учащихся в контексте реализации концепции поддержки развития педагогического образования // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2014. № 3 (17). С. 52-61.
2. Иванова Л. А. Образовательные и профессиональные стажировки учащихся как одна из форм профессиональной ориентации на педагогические профессии // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2006. № 2. С. 96-105.
3. Чупрова О. Ф. Портфолио достижений участника образовательной стажировки / О. Ф. Чупрова, Л. А. Иванова. Иркутск: ИГЛУ, 2006. 13 с.