УДК 373.1
Trubnikova N.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Humanitarian and Pedagogical University of V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: [email protected]
Shabalina E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Humanitarian and Pedagogical University of V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: [email protected]
THE PERSPECTIVE DIRECTIONS OF ORGANIZATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK ACCORDING TO REQUIREMENTS OF FGOS. The paper is dedicated to theoretical and practical bases of formation of professional orientation and significant competence of a student. The authors show what requirements in the organizations of career guidance according to FGOS are. These state standards characterize a graduate in the modern society, who is guided in the world of professions, understanding the importance of professional activity in interests. On the basis of the analysis of the main aspects of professional orientation work in modern sociocultural conditions the purpose of vocational guidance as formation of readiness trained to permanent professional self-determination is formulated. The modern world of professions is very mobile and leads to consideration of a problem of formation of professional orientation and significant competence of a student. In this regard, the authors describe mechanisms of professional orientation work in educational institutions. In the work perspective directions in organization of professional orientation work are presented. The criterion of assessment of efficiency of the organization of professional orientation work in educational institution are presented.
Key words: professional orientation and significant competence, readiness for professional self-determination, professional orientation work, psychology and pedagogical maintenance, choice of vital trajectory.
Н.И. Трубникова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-mail: [email protected]
Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Статья посвящена теоретическим и практическим основам формирования профориентационно-значимой компетентности обучающихся. Авторы раскрывают требования в организации профориентации в соответствии с ФГОС, характеризующие выпускника как ориентирующегося в мире профессий, понимающего значимость профессиональной деятельности в интересах современного общества. На основе анализа основных аспектов профориентационной работы в современных социокультурных условиях формулируется цель профессиональной ориентации как формирование готовности обучающихся к перманентному профессиональному самоопределению. В настоящее время мир профессий очень подвижен, что приводит к рассмотрению проблемы формирования профориентационно-значимых компетентностей обучающихся общеобразовательных учреждений. В связи с этим, авторы описывают механизмы профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. В статье представлены перспективные направления в организации профориентационной работы, критерии оценки эффективности организации профориентационной работы в образовательном учреждении.
Ключевые слова: профориентационно-значимая компетентность, готовность к профессиональному самоопределению, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, выбор жизненной траектории.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в общеобразовательной школе, задает жесткие требования к работе современных школ, в том числе, требования к педагогам и качеству подготовки выпускников. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования представлен «портрет выпускника основной школы», включающий восемь характеристик, одна из которых характеризует выпускника как ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [1].
Кроме того, нельзя не отметить, что одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений. В связи с этим, становится особо актуальной проблема организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Общеобразовательная школа всегда решала проблему оказания помощи обучающимся в выборе профессии. В настоящее время этого недостаточно. Вызовом сегодняшнего времени является формирование у выпускников общеобразовательных школ способности к перманентному профессиональному самоопределению, а «готовность к самоопределению является показателем эффективности образовательного процесса» [2, с. 80]. Это обусловлено также тем, что мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие становятся социально значимыми.
В настоящее время практически невозможно выбрать профессию «на всю жизнь». Кроме того, нельзя не отметить, что в старшем школьном возрасте происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. В этот период у че-
ловека возникает особое целостное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». Всё чаще возникают такие серьезные вопросы, как поиск своего места в жизни, поиск своего дела в соответствии с возможностями и способностями, поиск смысла жизни [3, с. 253]. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению как новообразование раннего юношества свидетельствует об определённой зрелости личности. В связи с этим, главной целью профессиональной ориентации должно быть - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного). Перспективным направлением в организации профориентации в соответствии с требованиями ФГОС можно считать психолого-педагогическое сопровождение становления готовности обучающихся общеобразовательных учреждений к профессиональному самоопределению [1].
Для исследования уровня готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению была использована «Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению». В исследовании приняли участие 125 учащихся 11 классов г. Бийска. Анализ данных, полученных в ходе исследования, показал, что у учащихся старшего школьного возраста преобладает средний уровень готовности к профессиональному самоопределению (60 % от выборки), у 40 % старшеклассников уровень готовности к профессиональному самоопределению низкий.
Результатом готовности обучающихся к профессиональному самоопределению следует считать сформированность про-фориентационно-значимой компетентности. С.Н. Чистякова рассматривает профориентационно-значимую компетентность как интегральную характеристику личности, проявляющуюся в способности и готовности к профессиональному самоопределению,
к проектированию ближайшего образовательно-профессионального будущего в социокультурной среде [4]. Профориентацион-но-значимая компетентность базируется на совокупности объективных знаний обучающихся о своих интересах и склонностях, способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, о многообразии мира профессий, о предметной стороне профессиональной деятельности, что обеспечивает самореализацию личности.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание условий, необходимых для становления готовности обучающихся общеобразовательных школ к профессиональному самоопределению. В связи с этим, в настоящее время с учётом требований ФГОС профориентационная работа предполагает систему деятельности, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного становления готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, формированию профориентационно-значимой компетентности.
Современная профориентационная работа включает несколько направлений. Во-первых, мониторинг как систему информационного сопровождения становления готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Мониторинг позволяет получить чёткое представление об уровне сформиро-ванности готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Для этой цели можно использовать анкеты оптанта, анкеты, изучающие профессиональные намерения учащихся с целью формирования общего представления о себе, профессии родителей, их отношения к профессиональному выбору ученика. Для изучения общего уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению можно использовать карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению. С целью изучения интересов школьников к учебным предметам следует использовать методику «Карта интересов» Л. Голомшто-ка, «Ориентировочно-диагностическую анкету направленности интересов» О. Мешковской. Для исследования профессиональных склонностей школьников - методику Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» [5; 6].
Во-вторых, необходимо таким образом перестроить образовательную среду, чтобы она максимально способствовала формированию у обучающихся профориентационно-значимой компетентности. В связи с этим на современном этапе развития системы образования возникает потребность в организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных учреждений через образовательную область «Технология» [6]. Создание образовательной среды по формированию профориентаци-онно-значимых компетентностей предполагает также овладение педагогами технологиями интеграции, проектного обучения, профессиональных проб [7].
В 8 - 9 классах в рамках курса «Я и моя карьера», направленного на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, планирование карьеры, формируется готовность к личному и профессиональному самоопределению. Важным аспектом содействия готовности к профессиональному самоопределению является широкая информированность о возможных способах получения желаемого образования после школы; наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования; знание содержания и условий возможной профессиональной деятельности; осведомленность о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (востребованности специалистов на рынке труда); знание возможностей реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность [7; 8].
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание
Библиографический список
адекватной самооценки, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. С этой целью необходимо вводить в образовательный процесс такие психологические занятия, как семинары, тренинги с использованием специальных техник, направленных на усвоение гуманистических ценностей, поиск личных смыслов, которые способствуют приобретению позитивного опыта самовыражения, самореализации и самоактуализации в процессе обучения в школе.
Результатом организации работы в рамках данного направления профориентационной работы является сформированность профессионально-личностной компетентности у обучающихся, которая определяется владением определенным набором знаний, умений, навыков в профессиональной области, мобильностью в изменяющихся условиях выбора профессии. Реализация сопровождения обучающихся возможна при наличии целостной комплексной программы. Её разработка основывается на следующих принципах: учет потребностей личности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии; признание приоритетом индивидуальности, самоценности обучаемого.
Третьим направлением профессиональной ориентации в настоящее время является взаимодействие общеобразовательных организаций и учреждений среднего и высшего профессионального образования. Примером, организации профориентацион-ной работы в современных социокультурных условиях являются ежегодные мероприятия, которые проходят в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В.М. Шукшина. Например, Дни открытых дверей с выпускниками общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений г. Бийска и близлежащих районов. С целью актуализации профориентационной работы для старшеклассников и студентов средних профессиональных образовательных учреждений организовываются не только встречи, беседы, но и участие в квесте, конкурсах, научно-практических конференциях, мастер-классах, организованных высококвалифицированными преподавателями вуза. В результате будущие абитуриенты получают полезную информацию о направлениях и профилях подготовки в высшем учебном заведении, что способствует определению жизненной траектории.
Четвёртым обязательным направлением профессиональной ориентации в настоящее время является профессиональная консультация, цель которой - оказание помощи в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Результатом профессиональной консультации является создание индивидуальной программы для учащихся по дальнейшей подготовке к выбору жизненной траектории, что в свою очередь способствует формированию профориентационно-зна-чимой компетентности у учащихся и способности выступать в качестве субъекта профессионального выбора.
Критериями для оценки эффективности организации про-фориентационной работы в образовательном учреждении является сформированность профориентационно-значимой компетентности у обучающихся, а именно: знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств; профессиональный выбор; владение способами самодиагностики и саморазвития; знание многообразия мира профессий; знание способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста; соответствие психических свойств требованиям избираемой профессии; стремление к овладению профессией; самостоятельность в достижении результатов профессионально-значимым учебным дисциплинам; мотивационно-ценностная составляющая профо-риентационно-значимой компетентности: личностная и социальная значимость выбора профессиональной деятельности.
Таким образом, многообразие и сложность задач формирования профориентационно-значимой компетентности в условиях ФГОС выделяют данную проблему особо значимой, обеспечивая переход системы профориентационной работы на более качественный уровень.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. Available at: http://www.rg.ru
2. Трубникова Н.И. Профессиональное самоопределение как показатель эффективности вузовского образования. Психология обучения. 2009; 2.
3. Трубникова Н.И., Трубников В.Е. Психологическое сопровождение процесса становления готовности к жизненному самоопределению учащихся колледжа. Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник материалов V сибирского психологического форума. ТГУ, 2013.
4. Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе. Available at: http:// www.academia-proforient.ru
5. Шабалина Е.П. Управление профессиональным самоопределением будущего учителя в системе «школа-педвуз». Педагогическое образование на Алтае. 1999; 1.
6. Шабалина Е.П. Теоретико-методологические предпосылки исследования профессионального самоопределения личности Педагогика: семья-школа-общество: монография. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2012; Книга 26.
7. Шабалина Е.П., Довыдова М.В. Профессиональное самоопределение будущих педагогов как фактор личностно-ориентированного профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 1 (38).
8. Шабалина Е.П. Внеклассная работа по технологии как средство формирования эстетической культуры учащихся. Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012; Т. 1; № 1 (7).
References
1. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot «17» dekabrya 2010 g. № 1897. Available at: http://www.rg.ru
2. Trubnikova N.I. Professional'noe samoopredelenie kak pokazatel' 'effektivnosti vuzovskogo obrazovaniya. Psihologiya obucheniya. 2009; 2.
3. Trubnikova N.I., Trubnikov V.E. Psihologicheskoe soprovozhdenie processa stanovleniya gotovnosti k zhiznennomu samoopredeleniyu uchaschihsya kolledzha. Antropologicheskaya psihologiya v XXI veke: problemy i perspektivy: sbornik materialov V sibirskogo psihologicheskogo foruma. TGU, 2013.
4. Chistyakova S.N. Problemy i perspektivy razvitiya otechestvennoj proforientacii na sovremennom 'etape. Available at: http://www.academia-proforient.ru
5. Shabalina E.P. Upravlenie professional'nym samoopredeleniem buduschego uchitelya v sisteme «shkola-pedvuz». Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. 1999; 1
6. Shabalina E.P. Teoretiko-metodologicheskie predposylki issledovaniya professional'nogo samoopredeleniya lichnosti Pedagogika: sem'ya-shkola-obschestvo: monografiya. Pod obschej redakciej professora O.I. Kirikova. Voronezh: VGPU, 2012; Kniga 26.
7. Shabalina E.P., Dovydova M.V. Professional'noe samoopredelenie buduschih pedagogov kak faktor lichnostno-orientirovannogo professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 1 (38).
8. Shabalina E.P. Vneklassnaya rabota po tehnologii kak sredstvo formirovaniya 'esteticheskoj kul'tury uchaschihsya. Tehnologicheskoe obrazovanie i ustojchivoe razvitie regiona. 2012; T. 1; № 1 (7).
Статья поступила в редакцию 20.01.16
УДК 378
Yudin I.V., adjunct, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
MEANING OF THE NOTION OF UTILITY INDEPENDENCE OF OFFICERS OF INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA.
The article considers the semantics of a concept of utility independence of officers of internal troops of the MIA of Russia as a complex integrative professional military quality of personality that is reflected in the totality of intellectual, emotional, volitional traits, durable military-professional competence, motives, enabling the officer to exercise initiative, creative action in the performance of service and service-combat tasks in the absence of fear of responsibility for the decision, which goes beyond the stereotypes, patterns, and consequences. The author studies the basic components such as knowledge about the advanced examples of military-professional activity of officers, skills analysis and forecasting outcomes of military activities, sustainable volitional self-regulation skills, when performing tasks organizational-administrative activity and the creation of professional responsibility for the performance of duties.
Key words: service independence, components, officers, knowledge, abilities, skills, responsibility, quality, initiative.
И.В. Юдин, адъюнкт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]
СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА ПОНЯТИЯ СЛУЖЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В данной статье рассматривается смысловая нагрузка понятия служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России как сложное интегративное военно-профессиональное качество личности, отражающее в совокупности её интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты, прочные военно-профессиональные компетентности, мотивы, дающие возможность офицеру осуществлять инициативные, творческие действия при выполнении служебных и служебно-боевых задач при отсутствии боязни ответственности за принятое решение, которое выходит за рамки стереотипов, шаблонов, и за его последствия. Выделены основные компоненты служебной самостоятельности, такие как знания о передовых образцах военно-профессиональной деятельности офицеров, умения и навыки анализа и прогнозирования результатов воинской деятельности, устойчивые навыки волевой саморегуляции при выполнении задач организационно-управленческой деятельности и сформированная профессиональная ответственность за выполнение обязанностей.
Ключевые слова: служебная самостоятельность, компоненты, офицеры, знания, умения, навыки, ответственность, качества, инициатива.
В процессе служебно-боевой деятельности в подразделении самостоятельность офицера в решении поставленных задач является также общественной необходимостью, обусловленной потребностью внутренних войск МВД России в хорошо подготовленных, инициативных, творчески мыслящих, не пасующих перед сложностями руководителях, способных организовать и выполнять служебные и служебно-боевые задачи адекватно требованиям времени.
Её проявление, особенно в условиях боевых действий, носит наиболее жёсткий и категоричный характер. Она тесно связана с единоначалием, необходимостью беспрекословного выполнения приказа командира защищать Отечество, с риском для здоровья, а иногда и жизни. Степень самостоятельности офицер подразделения внутренних войск МВД России в реше-
нии служебных и служебно-боевых задач зависит от глубины его проникновения в суть требований присяги и воинских уставов, готовности наиболее полно реализовать их как свою жизненную потребность.
В ходе изучения проблемы самостоятельности установлено, что самостоятельность действий и поступков, суждений и оценок офицера отражает направленность личности. По своему содержанию направленность личности офицера подразделения внутренних войск МВД России является общественной, имея при этом военно-профессиональный характер. Направленность личности офицера, главные черты которой составляют высокая сознательность, патриотическая убежденность, верность офицерским идеалам заключается в его умении видеть роль и место руководимого им подразделения в решении поставленных задач.