УДК 371
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
© 2017
Панина Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, ул.Белинского,58, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье отражена одна из важнейших задач современной общеобразовательной организации как оказание профориентационной поддержки учащимся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Мы рассматриваем профессиональную ориентацию как систему научно обоснованных и комплексно подобранных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору будущей профессии с учетом индивидуально-личностных особенностей и требований рынка труда. Предложены подходы к современной профориентации как компетентностный, управленческий, информационный и системный. Приводятся результаты анкетирования 183 классных руководителей, 11 психологов, 13 социальных педагогов и 23 представителей администрации общеобразовательных школ г.Якутска по вопросам организации про-фориентационной работы и формирования профессионального самоопределения учащихся. На основе проведенного опроса определены требования к организационному обеспечению (составление матрицы реализации средств профориентации в школе; расширение социального партнерства; организация профориентционных курсов, проб и социальной практики школьников; осуществление комплексной диагностики мониторинга готовности учащихся к профессиональному самоопределению и др.); кадровому обеспечению (создание условий для координации и эффективного управления кадровыми ресурсами школы в профориентационных целях; способствование повышению компетентности и профориентационной мобильности педагогов и др.); учебно-методическому обеспечению (разработка информационно-справочных, консультационных, рекомендательных ресурсов для педагогов и обучающихся; осуществление трансфера образовательных и профориентационных технологий и др.); информационному обеспечению (организация информационных ресурсов, стимулирующие сетевую активность школьников; создание банка информационно-справочных материалов о востребованных профессиях на рынке труда и т.д.) профориентацион-ной работы с учащимися с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциала региона.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, управление, общеобразовательная организация, профессиональное самоопределение, организационное обеспечение, кадровое обеспечение, рынок труда
MANAGEMENT OF CAREER COUNSELING WORK IN EDUCATIONAL ORGANIZATION UNDER FEDERAL STATE GENERAL EDUCATION STANDARDS
© 2017
Panina Svetlana Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the chair «Pedagogy»
North-Eastern Federal University after M.K.Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, st. Belinskay, 58, e-mail: [email protected]) Abstract. Competency-based, management, information and system approaches are suggested as career guidance approaches. The results of survey on the issues of career guidance organization and formation of professional self-determination of students are presented where 183 form-masters, 11 psychologists, 13 social workers and 23 representatives of schools administration of Yakutsk took part. On survey basis the requirements of career guidance activity for pupils taking into account regional educational and professional productive capacity were identified: organization assistance (matrix of means of career guidance implementation at school; expansion of social partnership; organization of career guidance courses, social practice for students; implementation of integrated diagnostics of monitoring of students' readiness for professional identity); staff assistance (creating conditions for coordination and effective management of school human resources for career guidance purposes; promotion of capacity building and mobility of teachers, etc.); methodological support (development of information and reference, consulting and advisory resources for teachers and students; implementation of educational and career guidance technologies transfer, etc.); information support (organization of information resources, promoting students network activity; foundation of information and reference material bank on occupations in demand in labour market, etc.).
Keywords: career guidance, management, educational institution, professional identity, organization assistance, staff assistance, labour market.
Согласно положениям проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года [1], одним из основных факторов, призванных оказать существенное влияние на модернизацию как региона, так и Российской Федерации в целом - является человеческий капитал. Рост конкурентоспособности отечественной экономики связывается с максимально эффективным применением высококвалифицированных профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперативности. В связи с этим возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые в свою очередь напрямую зависят от успешности профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и организации и управления профессиональной ориентации в общеобразовательных школах [2].
Разработчики Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного профессионального образования (Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю., Пряжников Н.С., Родичев Н.Ф. и др.), рассматривают профессиональную ориентацию как самостоятельную систему, имеющая
комплексный, многосторонний, многоуровневый и межведомственный характер. Вместе с тем, отмечают исследователи, обобщая опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран, указывают, что социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения, острая востребованность которой в настоящее время очевидна [3,4].
Исходя из анализа теории и практики, современная профориентация представляет собой систему научно обоснованных и комплексно подобранных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору будущей профессии с учетом индивидуально-личностных особенностей, а также ситуации на рынке трудовых вакансий.
Главной задачей современной общеобразовательной организации выступает оказание обучающимся психолого-педагогической, информационной, практико-дея-тельностной поддержки и сопровождения в формировании собственной позиции в социально-профессиональ-
ном самоопределении.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования подчеркивают важную миссию общеобразовательных организаций - помочь правильно самоопределиться в профессии
[5]. Уже в начальной школе предполагается получение учащихся младшего возраста первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора будущего профессии
[6]. Организация ресурсного обеспечения профессиональной ориентации, включающая материально-техническую, финансово-экономическую, нормативно-правовую, организационно-управленческую, кадровую, научно-методическую, информационное обеспечение на всех этапах профориентационной деятельности.
Реализация в соответствии с ФГОС компетентност-ного подхода к организации профориентации, направленного на формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся, предусматривающих формирование способности к построению индивидуальной образовательной траектории, реализации собственных жизненных планов и участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Обеспечение комплексности профориентации, предусматривающей реализацию всех ее компонентов, осуществление различных направлений работы, форм, методов, использование актуальных профориентационных технологий, информационных средств и ресурсов.
Изучение теории и практики профориентационной работы позволили определить концептуальные подходы к организации профориентации учащейся молодежи как: компетентностный, управленческий, информационный, системный (Табл.1).
Таблица 1 - Подходы к профессиональной ориентации
Подход Исследователи Содержание
Зимняя И.А., Та тур ЮГ., Хуторской А.В. [7,8,9] предусматривает формир ование ключевых и социальных компетенций обучающихся
Захар об Н.Н., Лизннскин B.М.. Панина Т.С. Чистякова C.Н. идр.[10,11,12,13] позволяет внедрить упр авленче ские технологии и методы в пр о фориенгационную деятельно сть, систему менеджмента каче ства по об еспеч еншо формир овання профессионального самоопределения обучающихся
Информационный Д. Норманн, А. Ньюэлл, Г А. Саймон, Дж. С. Шоу и др. [13,14] позволяет шире внедрять информационные технологии в пр о фориенгационную практику, использовать сетевое взаимодействие субъектов профориентации
Системный Чистякова С.Н., Мордовская А.В., Родич ев Н.Ф. [13,15,16,17] предполагает создание открытого пр о фориенгационного пространства в школе, соединяющего б единое целое все его субъекты
В качестве основной цели профессиональной ориентации в общеобразовательной организации определено как создание в целостной, комплексной и открытой системы профориентации, направленной на оказание помощи личности в выборе будущей профессии, успешную профессионализацию обучающихся посредством профориентационного сопровождения, предоставления обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда региона.
Профессиональная ориентация в образовательной организации выстраивается как система, основанная на взаимосвязи ее компонентов: профпросвещения (про-финформирования), профдиагностики, профконсульта-ции, профориентированной деятельности, профподбора, каждый из которых обеспечивает решение определенных задач, связанных с профессиональным самоопределением личности.
С целью изучения оценки состояния и управления профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях г. Якутска в октябре 2016 года проведен опрос среди 183 классных руководителей, 11 психо-
логов, 13 социальных педагогов и 23 представителей администрации. Так, на вопрос: «Какие специалисты осуществляют профориентационную работу в Вашей организации?» респонденты ответили, что этим занимаются психолог, классные руководители, библиотекарь, учителя-предметники. Согласно ответам представителей администрации школы, реализуются следующие направления профориентационной работы: информационная поддержка, экскурсии на предприятия и встречи с представителями различных профессий. Вместе с тем, по данным опроса школьников, обучающиеся отмечали, что профэкскурсии и встречи организуются школой не систематически, осуществляется профдиагностическое направление, проводятся встречи с представителями учебных заведений. В отношении использования возможностей дополнительного образования для профори-ентационных целей участники анкетирования уточнили, что в школах г.Якутска организовано сотрудничество с учреждениями СПО и Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К.Аммосова, реализуются элементы дуального образования и кружковая работа.
Опрос показал, что общеобразовательные организации привлекают к профориентационной работе сотрудников предприятий, учреждений, фирм, представителей учреждений службы занятости, муниципальной власти, сотрудников учреждений профессионального образования. На вопрос о повышении квалификации педагогов, реализующих профориентационную работу, представители администрации школ ответили, что только 11% педагогических работников за последние три года прошли курсовую подготовку по данному вопросу. Результаты анкетирования свидетельствуют, что представители администрации чаще сталкиваются с кадровыми проблемами.
Нас интересовала самооценка эффективности про-фориентационной работы представителями администрации школ. Им предлагалось оценить ее по 10-балльной шкале, в результате опроса представители администрация городских школ в среднем оценили работу в данном направлении на 7 баллов, при этом считают, что эффективность профориентационной работы возрастает при сотрудничестве с вузами, организации допрофесси-ональной подготовки, функционирования профильных классов, организации встреч с выпускниками, успешно работающих на предприятиях.
В целом, благодаря проведению анкетирования руководителей школы определены проблемы, имеющиеся в образовательных организациях: содержание работы по профориентации, социальное партнерство, трудоустройство выпускников, а также отношение администрации к нововведениям и проведению экспериментальной работы по модернизации профориентационной работы.
Следует отметить, что в процессе анкетирования получены разноплановые цели и задачи по современной профориентации. Например, классные руководители определили различные цели и задачи профориентации, начиная с регулирования кадровой политики в регионе и заканчивая созданием условий для выбора профессии обучающимися. Так, в ответах школьных психологов акцентировано внимание на оказание помощи учащимся в выборе оптимального варианта трудового пути и карьеры, в самоопределении; определена еще одна цель как формирование положительной мотивации при сдаче ЕГЭ, что, на наш взгляд, не совсем соответствует про-фориентационной направленности.
Результаты анкетирования показали, что многие классные руководители и психологи имеют положительный опыт организации профориентационной работы в школе. Ответы классных руководителей на вопрос об их участии в профориентационной работе позволили уточнить наиболее часто используемые формы. Так в часто в школах г.Якутска педагоги проводят классные часы по профориентации (100%); организация индивидуальных
бесед (48%); деятельность элективных курсов (45,3%); встречи в школах с представителями учреждений профессионального образования (32%); профессиональные встречи, экскурсии на предприятия города (29,3%). Реже классные руководители работают в профильных классах (18,7%).
С точки зрения классных руководителей, специфика профориентационной работы в школе заключается в довузовской подготовке, организации профильных классов (профильного обучения), также педагоги выделили организацию профессиональных, профильных и фирменных классов, приглашение представителей вузов для работы в профильных классах, организацию профкурсов, раннюю диагностику, проведение встреч со студентами.
Психологи расширили перечень особенностей организации профориентационной работы в школе, указав оказание помощи обучающимся в выборе учреждения профессионального образования, проведение регулярной профдиагностики, профконсультирования, углубленное изучение отдельных предметов.
На вопрос: «Что в первую очередь ограничивает свободу выбора учащимся пути продолжения образования Вашей школы?», классные руководители ответили, что недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования (65,3%), невозможность оплатить обучение в желаемом учреждении профессионального образования (62,7%), недостаточная готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее (57,3%). В списке наименее значимых ограничений свободы для выбора пути учащимися продолжения образования, с точки зрения классных руководителей, недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования (10,7%), невозможность получить качественную консультацию специалиста в области профессиональной ориентации (16,6%).
Психологи в определении преобладающих ограничений обучающимся свободы выбора пути продолжения образования: недостаточная успеваемость, неготовность к преодолению экзаменационного барьера, недостаточная готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее (100%). В равной степени, по их мнению, ограничивают свободу выбора пути продолжения образования: недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования, недостаток информации о потребностях рынка труда и выпускниках учреждений профессионального образования, ослабленное здоровье или повышенные требования интересующей профессии к особенностям здоровья, невозможность оплатить обучение в желаемом учреждении профессионального образования (33,3%).
В ходе организации анкетирования нас интересовало, какие типичные ошибки при выборе пути продолжения образования совершают учащиеся их общеобразовательных организаций. По мнению классных руководителей, в основном, учащиеся совершают типичную ошибку - выбор пути продолжения образования под влиянием сверстников (70,7%). Далее следуют выбор под манипу-лятивным или авторитарным влиянием взрослых, в т.ч. педагогов или родителей (35,3%), увлечение внешней или частной стороной профессии (21,3%), устаревшие представления о профессиях (18,7%).
С точки зрения психологов, преобладающей ошибкой школьников является выбор пути продолжения образования под манипулятивным или авторитарным влиянием взрослых, также выделили увлечение внешней или частной стороной профессии (66,7%), выбор под влиянием сверстников, перенос отношения к человеку -представителю той или иной профессии на саму профессию (33,3%).
Сопоставление ответов классных руководителей и психологов показывает, что педагогические работники по-разному определяют типичные ошибки, которые со-
вершают школьники при выборе пути продолжения образования. С нашей точки зрения, это вызвано спецификой деятельности специалистов. Классные руководители больше внимания обращают содержательной стороне выбора школьников, психологи - его процессуальным аспектам, личностной готовности к нему. В целом же, мы видим наличие многообразия типичных ошибок, которые совершают учащиеся при выборе пути продолжения образования.
На вопрос: «Где Вы получаете информацию об особенностях рынка труда?» классные руководители ответили, что на Ярмарках профессии (66,7%), из СМИ (52%), во время проведения Дней открытых дверей учреждений профессионального образования (44%). Реже сведения получают в Интернете (22%). Опрос классных руководителей показал, что практически отсутствует личная заинтересованность в получении этой информации самостоятельно (3,3%).
Классные руководители определили спектр направлений профессионального образования и подготовки к трудовой деятельности, по которым обучаются выпускники школы последнего выпуска. Согласно опросу классных руководителей, выпускники школ больше предпочитают учебные заведения высшего образования, далее следуют учебные заведения СПО и профильные, фирменные классы при школе.
По мнению классных руководителей, существенное влияние на выбор учреждения профессионального образования оказали следующие факторы: советы родителей, профильные (фирменные) классы, углубленное изучение предметов, которые отметили большинство педагогов. В списке факторов также указываются про-фориентационная работа в школах, профориентация учебных заведений профессионального образования, профильные курсы, результаты ЕГЭ, собственные интересы школьников, специализированные классы.
Опрошенные классные руководители поддерживают связи со своими выпускниками, привлекая их к профо-риентационной работе по оказанию помощи учащимся в выборе профессии. С этой целью педагоги чаще приглашают их на классные часы, мероприятие «Дни открытых дверей школы».
Классные руководители (60%) считают, что представители администрации в ходе реализации профори-ентационной работы сталкиваются с широким кругом проблем и сложностей. Большинство из них полагают, что это информационные (60%), координационные проблемы (10,7%) и отсутствие понимания со стороны потенциальных социальных партнеров (29,3%).
Как показал анализ ответов классных руководителей, большинство педагогов (26%) оценивают эффективность профориентационной работы в своих школах на 6 баллов; на 7 баллов - 23,3% педагогов; на 8 баллов -20,6% учителей.
Анализ управления профориентационной работы в общеобразовательных организаций г. Якутска показывает, что, в основном, она проводится инициативно благодаря выбору педагогическими коллективами стратегии на осуществление профориентации школьников, при этом:
- реализуются компоненты профориентации в воспитательно-образовательном процессе школ;
- организуется фрагментарное управление профессиональной ориентацией в школах; применяются различные формы, методы и технологии профориентационной работы (профориентационные игры, профессиографиче-ские исследования, проектная деятельность, конкурсы и др.);
- используются новые модели сетевого взаимодействия школ по организации профильного обучения; совершенствуются формы сотрудничества с учреждениями профессионального образования, в том числе и вузами (профильные и фирменные классы, малые академии);
- осуществляется социальное партнерство с субъек-
Панина Светлана Викторовна I педагогические
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ... науки
тами профессионального самоопределения школьников.
В результате анкетирования педагогических работников школ г. Якутска нами были определены требования к организационному, кадровому, учебно-методическому и информационному обеспечению (Табл.2) профориентационной работы с учащимися с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциала региона [13,18-23].
Таблица 2-Требования к организационному, кадровому, учебно-методическому и информационному обеспечению профориентационной работы в общеобразовательной организации
Организационное Кадровое обеспечение Учебно-методическое Информационное
обеспечение обеспечение обеспечение
Op ганнзова гь р а б оту по Определить функциональные Формировать Создатьн
психоло-педагогическойи обязанности всех участников информационно- осуществлять
информационной профориентационной методическую б азу информационное
поддержке деятельности школы; создать профессиональной наполнение сайта=
профес снонального условия для координациии ориентациив школе: имеющего
самоопределения учащихся; эффективного управления составление иротраммы профессионально
с о ставить матрицу кадровымиресурсамишколы в профориентационных значимы ере сур сы;
реализации средств профориентационных целях; кур сов для обучающихся: разрабатывать
профориентации в школе; способствовать повышению р asp аб атывать пр огр аммы компьютерно-
расширить социальное компетентно стии семинаров дл повышения о по ср едованны е
партнерство; использовать профориентационной квалификации педагогов по дистанционные
профориентационно мобильности педагогов профориентации; ресурсы;
значимые ресурсы: посредствомпроведення осуществлять трансфер создавать
трудового воспитания, курсов, семинаров, круглых образовательных и информационные
отдельных образовательных столовна базе образовательной профориентационных ресурсы.
областей; организовать организации; организовать технологий для их стимулирующие
обучение школьников по наставничество и освоения педагогическими сетевую активность
профориентационным сопровождение работниками; реализовать школьников:
кур сам; организация профориентационной адаптацию имеющегося в -способствовать
профессиональных проб и деятельности молодых школе банка накоплению ресурсов
социальной практики; педагогов; организовывать профориентационных школьной библиотеки;
созданию банка конкур сы пр о фе с сиона льного технологий к условиям аккумулировать
профес сиогр амм. мастерства педагоговпо изменяющегося рынка информационные
ознакомлению с порталами. профориентации труда иРС (Я) и Северо- ресурсы в кабинете
имеющими востока РФ и услуг профориентации;
профорнентацнонные профессионального создавать банк
ресурсы; осуществлять образования; информационно-
комплексную диагностику и разрабатывать авторские справочных
мониторинг готовности уч еб но -мето диче ские материалов о
учащихся к комплекты педагогов по востребованных
профессиональному профессиональной профессиях на рынке
самоопределению ориентации труда РС (Я) и Северо-
технологто портфолио
для накопления и
оценки учебных и
профориентационных
Исходя из вышесказанного, следует, что, внедрение современных образовательных технологий и активных методов в профориентационную деятельность, информатизация профориентации, предусматривающая использование современных информационных источников и ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов на всех этапах профориентационной деятельности. Необходимо реализовать вариативность при организации профори-ентационной работы.
Учитывая региональные, этнокультурные, культурно-исторические особенности региона, профориентаци-онную работу необходимо организовывать, используя возможности этновоспитания, традиций трудовой подготовки человека на Севере.
В этом плане следует использовать при организации профориентационной и допрофессиональной подготовки различные варианты профилей и направлений, сформировавшиеся модели дуального образования и сетевого взаимодействия, организации профессиональных проб и социальной практики в общеобразовательной организации.
В силу того, что решение задач поддержки профессионального самоопределения является особенно важным для молодых людей, находящихся в процессе определения траектории своего будущего образовательного и профессионального маршрута, на первое место выдвигается новое качество управления профориентационной работы в структуре общеобразовательной организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период дл 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (Проект). Якутск. Издательский дом СВФУ. 2016 .- 225 с.
2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределении. //Профессиональное образование. Столица.2016. № 8.С.10-16.
3. Проект «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного профессионального образования», разработанный Федеральным институтом развития образования. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица».2015. № 8. С.2-50.
4. Чистякова С.Н. Цель концепции определена верно. //Профессиональное образование. Столица.2015. № 10.С.11-13.
5. Фролова С.В. Инновационное осмысление профориентации обучающихся. //Профессиональное образование. Столица.2015. №11.С.7-9.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования М1р://минобрнауки.рф/ документы/543.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
8. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектирование стандартов высшего профессионального образования: авторская версия: Материалы ко второму заседанию методологического семинара.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004.- 16 с.
9. Хуторской А.В.. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
10. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. - М., 2008. - 270с.
11. Лизинский В.М. Модернизация школы, или новая школа М.: Центр «Педагогический поиск».2011.-180 с.
12. Панина Т.С., Журавлева О.В.Совершенствование профориентационной работы в организациях профессионального образования //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.2014. № 4 (29-1). С.116-123.
13. Системное управление профессиональной ориентацией в региональном образовательном пространстве : монография [электронное издание] / [А.В. Мордовская и др.]; отв. ред. С.В. Панина. - Якутск: Издательский дом СВФУ.2016. - 176.
14. Родичев Н.Ф. Предпосылки обновления концептуальных подходов к профессиональной ориентации молодежи //Академический вестник Академии социального управления.2014. № 3 (13). С.58-93.
15. Чистякова С.Н. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся //Профессиональное образование. Столица.2016. №4. С.2-5.
16. Мордовская А.В. Приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) //Наука и образование.2012. № 2.С.115-121.
17. Родичев Н.Ф. Постиндустриальный, глобализа-ционный и постмодернисткий вызовы отечественной профессиональной ориентации //Педагогика.2016. № 4.С.18-29.
18. Родичев Н.Ф. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования//Педагогика.2012.№9.С.16-24.
19. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией. — СП-б., 2011. - 274 с.
20. Бекоева М.И. Основные направления профори-ентационной деятельности в современной общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.
21. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. — Чебоксары., 2008. - 301 с.
22. Султанова Т.А. Развитие школы как инновационный процесс // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 199-202. _
23. Алтухов В.В., Орлова ЕА., Серебряков А.Г. Современные подходы к профориентации: опыт практического применения // Психология и школа. 2007. № 4.С.101-111.