Научная статья на тему 'Социальное проектирование в ранней профориентации школьников'

Социальное проектирование в ранней профориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
199
29
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОФЕССИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / МЛАДШИЕ И СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛЬ / CAREER GUIDANCE / SOCIAL DESIGN / SOCIAL PROJECT / PROFESSION / CAREER CHOICE / PRIMARY AND HIGH SCHOOL STUDENTS / ASSESSMENT / FIELD OF STUDY

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Квашина Светлана Юрьевна, Борисейко Валерия Анатольевна

В статье рассматривается социальное проектирование в учебном заведении как один из методов ранней профориентации школьников. Учитываются возрастные психологические особенности учащихся младшего, среднего и старшего звена. Приводятся примеры социальных проектов, реализуемых в городских школах. Рассматриваемая ранняя профориентационная работа отражается в содержании работы как классного руководителя, так и педагогического коллектива в целом. Уточняется, что основная деятельность направлена на развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Описываемые социальные проекты ориентированы на овладение учащимися определенными инструментами, которые в дальнейшем будут использованы ими при реальном поиске и реализации себя в профессии. Согласно проведенной диагностике, на выбор профиля обучения в старшей школе влияет профессиональное самоопределение в более младших классах.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Квашина Светлана Юрьевна, Борисейко Валерия Анатольевна,

Social project in early career guidance of school students

The study deals with the social project in school as one of the methods of early career guidance of school students. The age-related psychological characteristics of primary, middle and high school students are considered. The examples of social projects implemented in urban schools are provided. The early career guidance is reflected in both class teacher and teaching staff activity. It mainly serves to develop the students’ personal meaning of getting cognitive experience and having an interest in professional activities. The social projects under review focus on mastering certain tools by students that will be useful in the process of career choice and professional fulfilment. According to the assessment, professional self-determination in primary school age influence the choice of a field of study in high school.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в ранней профориентации школьников»

УДК 37.048.45:303.687

https://doi.org>r10.24158/spp.2018.1.11

Квашина Светлана Юрьевна

магистрант кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Борисейко Валерия Анатольевна

магистрант кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Kvashina Svetlana Yuryevna

Master's Degree student, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

Boriseiko Valeria Anatolyevna

Master's Degree student, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

SOCIAL PROJECT IN EARLY CAREER GUIDANCE OF SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье рассматривается социальное проектирование в учебном заведении как один из методов ранней профориентации школьников. Учитываются возрастные психологические особенности учащихся младшего, среднего и старшего звена. Приводятся примеры социальных проектов, реализуемых в городских школах. Рассматриваемая ранняя про-фориентационная работа отражается в содержа-нии работы как классного руководителя, так и педагогического коллектива в целом. Уточняется, что основная деятельность направлена на развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Описываемые социальные проекты ориентированы на овладение учащимися определенными инструментами, которые в дальнейшем будут использованы ими при реальном поиске и реализации себя в профессии. Согласно проведенной диагностике, на выбор профиля обучения в старшей школе влияет профессиональное самоопределение в более младших классах.

Ключевые слова:

профориентация, социальное проектирование, социальный проект, профессия, выбор профессии, младшие и старшие школьники, диагностика, профиль.

Summary:

The study deals with the social project in school as one of the methods of early career guidance of school students. The age-related psychological characteristics of primary, middle and high school students are considered. The examples of social projects implemented in urban schools are provided. The early career guidance is reflected in both class teacher and teaching staff activity. It mainly serves to develop the students' personal meaning of getting cognitive experience and having an interest in professional activities. The social projects under review focus on mastering certain tools by students that will be useful in the process of career choice and professional fulfilment. According to the assessment, professional self-determination in primary school age influence the choice of a field of study in high school.

Keywords:

career guidance, social design, social project, profession, career choice, primary and high school students, assessment, field of study.

Важнейшим показателем эффективности модернизации отечественного образования, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», является успешность профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация рассматривается как самостоятельная система, обладающая комплексным, многоуровневым, межведомственным характером [1].

В современной общеобразовательной организации основополагающей задачей выступает оказание учащимся психолого-педагогического, информационного, практико-деятельностного сопровождения в формировании собственной позиции в профессиональном самоопределении [2]. Как справедливо отмечают С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев и И.С. Сергеев, в многоуровневой системе профориентации большое значение имеет ранняя профориентация школьников. В целом исследователи рассматривают профориентацию как систему равноправного взаимодействия личности и социума на определенных возрастных этапах развития человека, оптимально соответствующую его личностным особенностям [3]. Таким образом, ранняя профориентация составляет важнейшую часть общей системы воспитания, направленную на духовно-нравственное развитие будущего специалиста. Она сопровождается актуализацией таких видов воспитания, как гражданско-патриотическое, эстетическое, правовое, экономическое, экологическое и др.

Некоторые специалисты отмечают недостаточную осведомленность педагогов о новых профориентационных инструментах и средствах, ограниченность их практического опыта в этой

области, слабую мотивацию учащихся [4]. Кроме того, следует особо отметить и проблему психопедагогической совместимости образовательных процессов в школе и университете [5]. Вновь принятые студенты не всегда психологически готовы осваивать профессиональные навыки. В связи с этим сегодня в школах усиливают профориентационную работу, начиная ее еще с начальных классов.

При моделировании профориентационных проектов необходимо учитывать возрастные психологические особенности школьников, предложенные С.Н. Чистяковой (табл. 1) [6].

Таблица 1 - Учет возрастных психологических особенностей школьников при ранней профориентации_

Возраст Психологические особенности в профориентации

Младший школьный возраст (6-10 лет) Учебная деятельность является ведущей социальной деятельностью, предполагает приобретение теоретических форм мышления. Ребенок начинает приобщаться к социальному опыту на уровне не только понимания, но и преобразования. В профориентации необходима практическая включенность в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой и досуговой деятельности. Опыт проб и ошибок в деятельности

Младший подростковый возраст (10-12 лет) Учебная деятельность становится ведущей, сохраняя свою актуальность и значение, и выступает по своей психологической роли как одна из форм совокупной социально признаваемой деятельности. Вовлечение в специально организованную практическую, проектно-ис-следовательскую, познавательную, игровую, творческую деятельность профориентационной направленности. Опыт прохождения игровых профессиональных проб

Старший подростковый возраст (13-15 лет) Опыт успешного поиска необходимых профориентационно значимых внешних ресурсов и использования их в процессе своего самоопределения. Опыт построения личного профессионального плана. Опыт презентации себя, своих сильных сторон, достижений, целей и профессионально-карьерных намерений. Этот период наиболее благоприятен для информационной работы по профориентации: знакомства миром профессий, с вариантами дальнейшего обучения после 9-го класса

Таким образом, цель профориентационной работы в школе состоит в активизации и гармонизации эмоциональных, ценностных и когнитивных аспектов принятия учащимся решения относительно будущей профессии. Предметом нашего внимания является превентивная профориентация среди учащихся начальных классов. В связи с этим необходимо воспитывать у учащихся младшего школьного возраста уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, подвигам, формировать умения и навыки самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребность добросовестно трудиться, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, развивать умения работать совместно с другими, содействовать формированию профессионального самоопределения, приобщать учащихся к социально значимой деятельности.

Классный руководитель в начальной школе осуществляет взаимодействие педагогического коллектива, отдельных специалистов школы, администрации, представителей учреждений дополнительного и профессионального образования с детьми и их родителями. Так, классный руководитель начинает знакомить учащихся с формами и содержанием трудовой деятельности окружающих взрослых, организует экскурсии. Считаем, что одной из эффективных форм повышения интереса учащихся к выбору профессии является использование в воспитательной работе метода проекта. Л.М. Митина рассматривает понятие «социальное проектирование» как основополагающий компонент в построении содержания профессиональной ориентации. «Знание что» может быть сведено к «знанию как», т. е. знать нечто о каком-либо предмете можно только в том случае, если можно его построить [7]. Таким образом, социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям, масштабам, срокам реализации, степени сложности.

Кроме того, проекты, способствующие выбору профессии, могут решить как образовательные, так и воспитательные задачи, которые ориентированы на развитие личности, нацелены на максимальную реализацию интеллектуального, эмоционального и творческого потенциала в будущей трудовой биографии. Подобные проекты ориентированы на овладение учащимися определенными инструментами, которые в дальнейшем пригодятся им при реальном поиске и реализации себя в профессии.

Социальное проектирование имеет определенные требования (особенно при реализации на раннем этапе профориентационной работы), которые необходимо учитывать. Это ограниченность

(во времени, целях и задачах, результатах и т. д.), целостность, последовательность и связность, объективность и обоснованность, компетентность автора и команды, жизнеспособность.

Например, соблюдая все эти требования, учащиеся 3 «А» класса средней общеобразовательной школы № 33 города Якутска выполнили информационный проект «Люди редких профессий города Якутска» для младших школьников. Целью проекта было ознакомление с людьми редких профессий города Якутска и с особенностями этих профессий. Были поставлены следующие задачи: 1) узнать, какие редкие профессии имеются в городе Якутске; 2) совершить экскурсию на место работы людей с редкими профессиями и узнать, в чем заключается их работа; 3) подготовить сообщения о людях редких профессий и оформить их в виде альбома. Работа над проектом проходила в несколько этапов в течение двух месяцев (погружение в проект, организационный этап, реализация деятельности, обработка и оформление результатов, презентация результатов).

На первоначальном этапе работы над проектом учащиеся выяснили, что есть такие профессии, с которыми сталкивается далеко не каждый человек. Об этих профессиях не рассказывают в школе, о них редко можно встретить статьи и репортажи в средствах массовой информации. Далее под руководством учителя учащиеся занимались организацией плана реализации. На третьем этапе работы над проектом для решения одной из задач учащиеся посетили городской центр занятости населения. Также был составлен график посещения предприятий, где работают люди редких профессий, затем организованы экскурсии на место работы людей с редкими профессиями и знакомство с ними, проведены беседы, в ходе которых участники проекта узнали об особенностях условий труда, сделали фотографии и провели видеосъемку. На четвертом этапе работы над проектом по результатам экскурсий и бесед с представителями редких профессий школьники подготовили презентацию и оформили альбом «Люди редких профессий города Якутска». С помощью программы FrontPage учащиеся создали веб-страницу проекта. На пятом этапе участники проекта провели классные часы в параллели третьих классов школы, на которых рассказали своим сверстникам о людях редких профессий, живущих в городе, и об особенностях этих профессий. Считаем, что практическая значимость данного проекта заключается в возможности использования полученных материалов в ранней профориентации младших школьников.

В познавательном проекте «Фестиваль профессий» участвовали 128 учащихся 1-4-х классов средней общеобразовательной школы № 24 города Якутска. Задачами выступали развитие интеллектуальной и творческой личности школьника, готовой к созидательной трудовой деятельности; расширение знаний учащихся в различных областях профессий, способствующих ранней профориентации; воспитание потребности к труду; формирование социально-личностного самоопределения. Так, учащиеся в ходе сюжетно-ролевой игры должны были представить и защитить свой проект «Моя будущая профессия», отвечая на следующие вопросы: какими качествами должен обладать специалист данной отрасли или сферы общественной жизни и т. д. Также участники проекта составили тематические профориентационные коллажи «Выбирай на вкус!», рассказали о современных профессиях. Среди выбранных профессий можно отметить следующие: программист, менеджер, инженер, режиссер, врач, ученый, судья, учитель, водитель, полицейский, педагог, летчик, банкир, артист, журналист, бизнесмен, кинолог и др.

В средних общеобразовательных школах № 33 и 24 города Якутска был проведен социально значимый проект по профориентации школьников «Урок на предприятии». Так, классными руководителями организованы экскурсии на крупные предприятия и организации: «Якутский хлебокомбинат», «Якутский гормолзавод», «Якутская ТЭЦ», «Сахателеком», где учащиеся непосредственно на рабочем месте ознакомились с условиями и особенностями труда и разнообразием профессий.

Считаем, что проект творческая мастерская «Профессия моих родителей» способствует раскрытию творческих способностей учащихся, которое происходит при написании статей, стихов о профессиях родителей, участии в фотоконкурсе, театрализованном представлении. Проект «Важная профессия» (виртуальная экскурсия) знакомит школьников с профессиями Дальнего Востока РФ, Республики Саха (Якутия) и города Якутска. В задачи проекта «Творческая мастерская "Самая хорошая профессия - моя!"» входит обобщение полученной информации в течение проекта.

В разработке и внедрении некоторых проектов большая роль отводится родителям учащихся. Например, руководителем проекта «Энциклопедия профессий» является мать учениц шестого и третьего класса средней общеобразовательной школы № 33. Цель проекта - формирование представлений учащихся о традиционных профессиях современного рынка труда и профессиях будущего, подготовка к осознанному выбору будущей профессии.

Обратим внимание, что необходимо проводить родительские собрания по вопросам ранней профориентации школьников. Например, на родительские собрания были приглашены школьные психологи, преподаватели педагогики и психологии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета, Якутского педагогического колледжа, выступившие с докладами по

таким темам, как «Мир профессий глазами младшего школьника», «Как помочь ребенку ознакомиться с миром профессий», «Здоровье и выбор профессии», «Профессии 2030+».

Одним из мероприятий в рамках профориентации школьников можно считать открытие в городе Якутске детского технопарка «Кванториум» по 8 квантумам, таким как нейроквантум, энер-джиквантум, IT-квантум, геоквантум, космоквантум, аэроквантум, нейроквантум, робоквантум и Hi-Tech цех. Так, пятиклассники Саха-корейской школы города Якутска вместе с одноклассниками уже презентовали свой первый проект «Робот-помощник» в нейроквантуме. Робот может помогать сиделкам ухаживать за тяжелобольными, лежачими пациентами.

Широко распространено участие школьников в чемпионате «Júnior Skills», целью которого является создание новых возможностей освоения школьниками современных и будущих профессий. С каждым годом увеличивается число участников и количество компетенций, по которым проводятся состязания. Так, в декабре 2017 г. прошел III городской чемпионат профессионального мастерства школьников города Якутска, в котором приняли участие 267 учащихся из 27 учреждений общего и дополнительного образования, по 21 компетенции: «Мобильная робототехника», «Прототипирование», «Инженерный дизайн CAD», «Интернет вещей», «Гончарное дело», «Ювелирное дело», «Технология моды», «Столярное дело», «Мультимедийная журналистика», «Электромонтажные работы», «Графический дизайн», «Технология моды», «Кровельные работы», «Национальная кухня» и т. д. Материалы данной программы целесообразно включать в план работы общеобразовательных школ в целях расширения профориентационных знаний учащихся, эффективной организации ранней профориентации.

В заключение еще раз подчеркнем, что проектирование - технология социального воспитания обучающихся, позволяющая человеку решать основные задачи социализации, формировать готовность к личностно-профессиональному самоопределению, устанавливать новые способы социального взаимодействия с обществом [8].

Выбор профессии сегодня стал одним из главных проектов в жизни каждого человека. Благодаря ему происходит реализация таких потребностей человека, как обретение социального статуса, материального благополучия, коммуникация. Профориентационная работа затрагивает эмоциональные, ценностные и когнитивные аспекты личностного развития учащегося. Продуктом процесса формирования готовности к профессиональному самоопределению при социальном проектировании становятся собственные решения относительно профессиональных перспектив.

Таким образом, определение значимости социального проектирования в ранней профориентации школьников дает возможность сделать следующие выводы. При участии в проектной деятельности учащиеся развиваются, самореализуются за счет своих индивидуальных особенностей, социализируются, что крайне важно на начальном и среднем этапе обучения. При использовании метода проектов появляется особая связь между социумом и ребенком, в определенной степени открывающая перед учащимися механизмы взаимодействия с окружающим миром. Все это определяет социальное проектирование как наиболее эффективную технологию для использования в профориентационной деятельности. На наш взгляд, в качестве разнообразных форм профориентации следует активно использовать квест-проекты, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия (например, «Город мастеров»), детско-родительские творческие мастерские, конференции и выставки, конкурсы «Júnior Skills» и др.

Ссылки:

1. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др. М., 2015.

2. Панина С.В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 147-151.

3. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16.

4. Панина С.В. Социальное партнерство в профессиональной ориентации молодежи Республики Саха (Якутия) // Среднее профессиональное образование. 2016. № 4. С. 57-61.

5. The Traditional and Innovative Technologies of Vocational Guidance Work with Pupils and Students / K.I. Sibgatova, E.P. Ilchinskaya, E.M. Bastrikova, L.L. Kuramshina, A.L. Makarov, N.Y. Chernova, E.R. Khairullina, V.V. Murugova // International Review of Managing and Marketing. 2016. No. 6 (S2). P. 97-103.

6. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Указ. соч.

7. Митина Л.М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2008. 264 с.

8. Воронина Е.В., Музыченко О.В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 6.2. С. 30-32. URL: https://moluch.ru/archive/110/27131/ (дата обращения: 04.01.2018).