Научная статья на тему 'Ранее профессиональное ориентирование школьников Якутии'

Ранее профессиональное ориентирование школьников Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOCATIONAL GUIDANCE / PREVIOUSLY VOCATIONAL GUIDANCE / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИВАЮЩЕ-ИГРОВОЙ ПОДХОД / АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ПОДХОД / ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина С.В., Квашина С.Ю.

В статье отражён один из важнейших компонентов современной профориентации молодёжи раннее профориентирование. Исходя из теоретического анализа, ранняя профориентация рассматривается как гибкая форма раннего знакомства школьников с миром труда и профессий, готовностью формирования профессиональных интересов и познания своих возможностей личностно-профессионального самоопределения. Представлен опыт организации ранней профориентации обучающихся Республики Саха (Якутия) через разнообразные форматы (чемпионат JuniorSkills, Проект «Билет в будущее» и др.). Перспективными направлениями повышения качества профориентационной работы со школьниками выступает совершенствование содержания профориентационных форматов; разработка и внедрение эффективных технологий, инновационных методик и форм современной практико-ориентированной профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVIOUSLY VOCATIONAL GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN OF YAKUTIA

The article reflects one of the most important components of modern vocational guidance for young people, as earlier career guidance. Based on theoretical analysis, early vocational guidance is considered as a flexible form of early acquaintance of schoolchildren with the world of work and professions, the willingness of forming professional interests and the knowledge of their personal and professional self-determination capabilities. The paper presents the experience of the organization of early vocational guidance of schoolchildren of the Republic of Sakha (Yakutia) through a variety of formats (championship JuniorSkills, project “Ticket to the Future”, etc.). Promising areas for improving the quality of career guidance work with schoolchildren are the improvement of the content of career guidance formats; development and implementation of effective technologies, innovative methods and forms of modern practice-oriented vocational guidance.

Текст научной работы на тему «Ранее профессиональное ориентирование школьников Якутии»

2. Danilyuk A.Ya., Tishkov V.A., Kondakov A.M. Koncepciya duhovno-nravstvennogorazvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2014.

3. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat' nastoyaschego cheloveka: pedagogicheskoe nasledie. Sost. O.V. Suhomlinskaya. Moskva: Pedagogika, 1990.

4. Komenskij Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: V 2-h t. T. 1. Moskva: Pedagogika, 1982.

5. Komenskij Ya.A., Lokk D., Russo Zh.Zh., Pestalocci I.G. Pedagogicheskoe nasledie. Moskva: Pedagogika, 1989 g.

6. Grebenyuk O.S., Grebenyuk T.B. Osnovypedagogikiindividual'nosti: uchebnoe posobie. Kaliningrad: Kaliningr. un-t, 2000.

Статья поступила в редакцию 31.03.19

УДК 374

Panina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: psv1148@mail.ru

Kvashina S.Yu., 2nd year MA student, Department of Pedagogy, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: threemeters641@gmail.ru

PREVIOUSLY VOCATIONAL GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN OF YAKUTIA. The article reflects one of the most important components of modern vocational guidance for young people, as earlier career guidance. Based on theoretical analysis, early vocational guidance is considered as a flexible form of early acquaintance of schoolchildren with the world of work and professions, the willingness of forming professional interests and the knowledge of their personal and professional self-determination capabilities. The paper presents the experience of the organization of early vocational guidance of schoolchildren of the Republic of Sakha (Yakutia) through a variety of formats (championship JuniorSkills, project "Ticket to the Future", etc.). Promising areas for improving the quality of career guidance work with schoolchildren are the improvement of the content of career guidance formats; development and implementation of effective technologies, innovative methods and forms of modern practice-oriented vocational guidance.

Key words: vocational guidance, previously vocational guidance.

С.В. Панина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: psv1148@mail.ru

С.Ю. Квашина, магистрант 2 курса каф. педагогики, ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,

г. Якутск, E-mail: threemeters641@gmail.ru

РАНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЯКУТИИ

В статье отражён один из важнейших компонентов современной профориентации молодёжи - раннее профориентирование. Исходя из теоретического анализа, ранняя профориентация рассматривается как гибкая форма раннего знакомства школьников с миром труда и профессий, готовностью формирования профессиональных интересов и познания своих возможностей личностно-профессионального самоопределения. Представлен опыт организации ранней профориентации обучающихся Республики Саха (Якутия) через разнообразные форматы (чемпионат JuniorSkills, Проект «Билет в будущее» и др.). Перспективными направлениями повышения качества профориентационной работы со школьниками выступает совершенствование содержания профо-риентационных форматов; разработка и внедрение эффективных технологий, инновационных методик и форм современной практико-ориентированной профессиональной ориентации.

Ключевые слова: профориентация, ранняя профориентация, информационно-ресурсный подход, развивающе-игровой подход, активизирующий подход, детский технопарк.

В Российской Федерации заметно актуализируется проблема профессиональной ориентации, что отражает возрастающую потребность страны в квалифицированных кадрах для креативной и цифровой экономики, общее стремление обеспечить достойное будущее нового поколения, что неразрывно связано с успешностью профессионально-трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация и приоритеты государственной политики чётко отражены в Национальном проекте «Образование» в федеральных проектах «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Успех каждого ребёнка», «Современная школа», «Социальная активность»; планах мероприятий по Программам «Кадры» и «Цифровая экономика» и др.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 отмечено, что «школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить. Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху»

Согласно статическим данным, практически каждый россиян в течение своей жизни три или четыре раза меняет профессию, в будущем это смена будет вдвое чаще, это свидетельствует о том, часто знакомить детей с профессиями необходимо как можно раньше. Требования ФГОС общего образования определяет, что уже в начальных классах для младших школьников требуется обеспечить получение первоначальных представлений о нравственном и созидательном значении труда в жизни человека и общества, важности и правильности выбора будущей профессии, о мире профессий.

В современных исследованиях, отмечено, что профориентация - это процесс формирования и развития, который должен облегчить школьникам приобретение будущих профессиональных навыков, знаний и отношений [1]. Перед подрастающим поколением ставятся определенные задачи, форсирующие процесс их личностно-профессионального самоопределения и подталкивающие их к раннему выбору профессии. Как отмечают исследователи, специалист будущего должен быть кросс-функциональным (работать на стыке нескольких профессий); уметь работать удалённо, уметь собирать и распоряжаться большим объемом информации, уметь самобучаться, уметь творчески мыслить, обладать soft skills (доброжелательно, мягко и терпеливо добиваться цели), быть готовым переобучаться всю жизнь и др.

В настоящее время рассматриваются подходы к организации ранней профориентации, как: информационно-ресурсный (организация образовательных выставок, встречи в учебных заведениях профессионального образования, видеоматериалы, мультики о профессиях и т. д.); развивающе-игровой (формирование и развитие компетенций «Future Skills» и др.); активизирующий (формирование и развитие внутренней готовности школьника к самостоятельному и осознанному построению будущего жизненного пути); диагностический (оценка индивидуально-психологических особенностей обучающихся).

Понятие «ранней профориентации» в контексте раннего выбора на практике актуализирует целый ряд рисков, как психологические риски (отсутствие объективных психологических предпосылок для самостоятельного образовательно-профессионального выбора у школьников ранних возрастов; мотивы выбора выступают ситуативными); этические риски (распространение манипулятивных технологий профориентации) [2].

Как отмечают В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова и др. [3 - 5], ранняя профориентация может пониматься, как пропедевтическая профориентационная работа со школьниками в целом; обеспечение раннего профессионального выбора школьников (в старшем или младшем подростковом возрасте); особый этап сопровождения личностно-профессио-нального самоопределения дошкольников, обучающихся младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Получая знания о профессиях, у ребёнка, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; раннее проявление интересов и склонностей к конкретной профессии (табл. 1).

Таким образом, данный процесс носит непрерывный характер и является перспективным для развития современной практики профессиональной ориентации. Знакомство детей с миром профессий и с конкретными профессиями предполагает формирование готовности ребёнка к вхождению в самостоятельную жизнь, выбрать будущую профессию, самостоятельно анализировать, проектировать и осуществлять свой профессиональный маршрут.

Анализ теоретических источников и обобщение профориентационной практики позволили определить основные векторы развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия), как системность в управлении профориентацией (организация, координация всех субъектов профориента-ционной деятельности); ориентация на формирование профессионального самоопределения подрастающей личности как системы основополагающих отношений человека к профессии и труду; активизация социального партнерства;

Таблица 1

Определение «ранняя профориентация» в психолого-педагогической литературе

№ Трактовка Исследователи

1. формирование познавательного интереса, представлений, системы знаний о разнообразии профессий Артемьева Е.А. Смирнова Ю.К. [6]

2. развитие эмоционального отношения ребёнка к профессиональному миру возможность проявить свои силы в различных видах деятельности и будущих профессий Сергеев И.С.[3]

3. носит информационный характер, не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности Бабаева Т.И., Гигоберидзе А.Г [7]

4. предполагает смещение этапа профессионально-образовательного выбора на более раннюю возрастную ступень с тем, чтобы к 11-12 годам выбор уже состоялся Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. [8]

применение информационно-коммуникационных технологий в профориентаци-онной работе.

В рамках системной профориентации школьников в Республике Саха (Якутия) в 2014 году создан портал проекта «Профессиональное будущее Якутии» (http://profportal.sakha.gov.ru) в рамках которого проводится апробация комплекса современных информационно-коммуникационных решений для развития системы профориентационной работы в регионе. Имеются рубрики: «WorldSkills», «Абилимпикс», «Профориентация», «Вакансии», «Информация для детей и молодежи с особыми образовательными потребностями», «Конкурсы. Олимпиады» и «Форумы», «Профессии», «Абитуриент».

Одним из значимых профориентационных мероприятий в РС (Я) выступает проведение чемпионата JuniorSkiils. Так в 2016 году было охвачено 8 компетенций, в 2017 году - 24 компетенций, 2018 гору - 31 компетенция. В 2019 году уже охвачено 55 компетенций, из них 43 основных; 375 экспертов оценивали действия 576 участников республиканского чемпионата. Данный чемпионат ориентирован на поддержку талантливых детей, развитие у обучающихся навыков практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях и работы с различными инструментами и оборудованием, совершенствование навыков самостоятельной работы, развитие профессионального мышления и повышение ответственности обучающихся за выполняемую работу. Например, Якутский коммунально-строительный техникум совместно с Детским подростковым центром г. Якутска провели соревнования по направлениям, как: «Облицовка плиткой», «Сухое строительство и штукатурные работы» и «Малярные и декоративные работы». Так, школьники с увлечением показывали свои навыки по декорированию стены, обшивке гипсокартоном профили и облицовке плиткой участок горизонтальной поверхности. На базе детского технопарка «Кванториум» г. Якутска соревновались участники по следующим компетенциям, как: «Мобильная робототехника», «Инженерный дизайн CAD», «Нейротехнология», «Изготовление прототипов», «Промышленный дизайн», «Конский волос» и др.

В настоящее время Якутия, как и тридцать два региона страны активно включилась в федеральный профориентационный проект «Билет в будущее» для обучающихся 6-11 классов. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскил-лс Россия)», объединивший учащихся, школы и образовательные организации дополнительного образования, стал оператором новой единой программы по профориентации [1]. Цель данного проекта получение детьми возможности обеспечение профессиональных проб на базе образовательных организаций и кванториумов, получить доступ к ведущим профессиональным образовательным организациям. Разработано более 400 кейсовых заданий по 90 профессиям; организованы профессиональные пробы, в реализации которых работали эксперты, модераторы, наставники и спикеры по всей России.

«Билет в будущее» основан на цифровой платформе, каждому школьнику предлагается пройти онлайн-тестирование, далее профессиональные пробы и на завершающем этапе участник проекта получает «траекторию профессионального развития» (рекомендации по изучению программ дополнительного образования в регионе). Проект имеет следующие кластеры, как: «Здоровье», «Городская среда», «Информационные технологии», «Новые материалы», «Транспорт», «Сельское хозяйство», «Туризм», «Энергетика» и «Космос».

Каждая школа-участница заключила соглашение с Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Так, более десяти тысяч школьников Республики Саха (Якутия) из пятидесяти школ прошли тестирование по данным кластерам; определены наставники для каждой школы из числа административных работников и учителей информатики. Кроме того, для школ была утверждена квота, согласно количеству обучающихся в ней. Например, 172 обучающихся МОБУ СОШ № 24 имени С.И. Климакова г Якутска приняли участие в тестировании, из них 30 школьников прошли профпробы. На основе результатов тестирования все участники получили советы по траектории своего профессионального развития. В «личном кабинете» каждый участник с 6 по 11 класс должен был ответить на вопросы трех этапов тестирования, методика, которая была основана на трудах отечественных ученых и практике экспертов Ворлдскилс. Тесты были апробированы на школьниках нескольких возрастных групп, ориентированные на диагностику интересов к современным перспективным отраслям и востребованным компетенциям. Первый этап тестирования - это развивающий опросник «Как ты выбираешь профессию?», определяющий готовность подростка к выбору буду-

щей профессии, задания выполнялись обучающимися самостоятельно. Второй этап - диагностика личностных способностей и навыков: «Какой ты?», важных для выбора профессии, так называемых в рамках чемпионата Ворлдскилс «Softskills». Участники проходили тест также без помощи наставника. Третий этап: «Какие сферы тебе интересны и что ты о них знаешь?» состоял из изучения осведомленности школьников о различных перспективных профессиональных направлениях. Данная диагностика, в рамках вышеупомянутого чемпионата «Hard skills». После каждого этапа тестирования была организована обратная связь и персональные рекомендации.

Для интерпретации ответов школьников использовались диагностики, соответствовавшие своей возрастной группе. Концепция «Личная профессиональная перспектива», согласно которой, личная профессиональная перспектива складывается из семи основных компонентов: способности, уровень притязаний, информированность, склонности, мнение товарищей, мнение родителей и потребности рынка труда. Методика «Опросник профессиональных установок» Л.М. Митиной; методике «Профессиональная готовность» Е.А. Климовой в модификации А.П. Чернявской.

Согласно проекту, участники могли попробовать такие компетенции как электромонтаж, лабораторный химический анализ, электроника, сетевое администрирование, промышленный дизайн, флористика, веб-дизайн и разработка, прототипирование, графический дизайн, 3D-моделирование для компьютерных игр, разработка мобильных приложений, парикмахерское искусство, кондитерское дело, ресторанный сервис и многие другие. Результатом профпробы было выполнение практического задания. Например, разработка дизайна логотипа, сборка космического спутника, изготовление пирожных, создание цветочного букета или ювелирного украшения и др. Формат подразумевал непосредственное взаимодействие с опытным педагогом-наставником. Некоторые задачи в рамках профпроб были выполнены индивидуально, а какие-то - в группах. Оба формата позволили непосредственно общаться с наставником и получить от него советы, помощь и обратную связь.

Три группы обучающихся МОБУ № 24 г. Якутска прошли профпробы на базе ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» (веб-дизайн и разработка), ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический техникум сервиса» (ресторанный сервис) и ПОУ «Якутский торгово-экономический колледж потеби-тельской кооперации имени К.О. Гаврилова» (кондитерское дело). Все необходимые инструменты, оборудование и расходные материалы были предоставлены участникам организаторами профпроб. По итогам участия в проекте «Билет в будущее» все выпускники (32 школьника) подтвердили свой выбор направленности профессионального обучения. Обучающиеся среднего звена, не прошедшие профпробы, получи советы по траектории будущего развития, которые в дальнейшем смогут помочь им в выборе профессии. Обучающиеся 8 «А» класса, участвовавшие в профессиональных пробах, разделились во мнениях о правильности направления проб, которое согласно тестированию, им было предложено.

Таким образом, перспективность, значимость данного проекта на обозримый период времени в профориентации школьников существенна, особенно на раннем этапе, так как основа проекта заключается в свободе выбора, создании сообщества и цифровой среде. Проект не заканчивается лишь прохождением профпроб, подразумевается последующие чемпионаты профессионального мастерства, переподготовка мастеров, демонстрационный экзамен в рамках Движения Ворлдскилс.

Одной из эффективных форм ранней профориентации школьников в Республике Саха (Якутия) является функционирование детского технопарка «Кван-ториум», как новая модель дополнительного образования детей технического и естественно-научного направлений. Кванториум в сотрудничестве с Малой академией наук РС (Я) и республиканским ресурсным центром «Юные якутяне» организовывают и проводят занятия для обучающихся 5-11 классов в нескольких в квантуамах. Например, «Геоквантум» (изучение геоинформационных систем, аэрофотосьемки, моделирование 3D объектов и др.); «Космосквантум» (изучение основ физико-математических основ космонавтики и т.д.); «Нейроквантум» (изучение теории в области нейротехнологий, нейробиологии, нейрохирургии и др.; «Роботоквантум» - это проектная траектория, обучающая школьников беспроводному аппаратному обеспечению и т.д.

Ежегодно в республике проводится детский кулинарный фестиваль «Тар-баахаптыы астыахха» («Готовим как Тарбахов» - это известный шеф-повар

якутской кухни), для школьников 5 - 11 классов, и самое примечательное, что в основном, принимают участие мальчики.

Ранняя профориентация получила воплощение в идее проекта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова - «Университет - детям», который в разных формах реализуется в России и за рубежом. Так школьники г Якутска обучаются азам 3D моделирования, робототехники, участвуют в 1Т-школе «Алтан». Обучаюшиеся открывают мир технического творчества, проводятся встречи и эскурссии с ведущими 1Т -компаниями Якутии.

С осени 2018 года стартовал проект по отбору лучших практик профориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций, также Якутия стала участвовать во Всероссийской программе по развитию системы ранней профориентации «2Асо-бой» направленая на работу со специалистами в области профессионального самоопределения.

Библиографический список

Считаем, что профессиональная ориентация - интегративная проблема, для решения которой необходимо соединение усилий различных социальных институтов.

К приоритетным направлениям повышения качества профориентационной работы со школьниками Якутии, относятся: совершенствование содержания профессионально ориентированных форматов в образовательной практике с учетом их соответствия критериям инновационного образования, а также адекватным особенностям обучающихся всех категорий; разработка и внедрение эффективных технологий, инновационных методик и форм современной практико-ориентированной профессиональной ориентации, способствующих осознанному выбору жизненного пути современных школьников. Инструменты профориентации должны способствовать самопознанию обучающихся и помогать им серьезно взглянуть на свое будущее, исследуя разные варианты профессий.

1. Кормакова В.Н., Ушанева Т.О. Состояние и перспективы профориентации. Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2019; 1: 3 - 6.

2. Комаров РВ., Шаповалов И.В. Тренды, тенденции и модели развития профориентации. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология .2018; 2 (44): 18 - 30.

3. Сергеев И.С. Системный анализ ошибок в профессиональной ориентации. Профессиональное образование. Столица. 2016; 3: 2 - 5.

4. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Профессиональное образование. Столица. 2016; 8:10 - 17.

5. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задач и упражнения: методическое пособие. Москва: ИЦ «Академия», 2014.

6. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста. Современные наукоемкие технологии. 2017; 2: 93 - 96.

7. Бабаева Т.И., Гигоберидзе А.Г Возможности ранней профориентации дошкольников с использованием технологий стандартов WSR. Available at: https://infourok.ru/ vozmozhnosti-ranney-proforientacii-doshkolnikov-s-ispolzovaniem-tehnologiy-standartov-sr-3372078.html

8. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза. Профессиональное образование и рынок труда. 2018; 4: 39 - 50.

References

1. Kormakova V.N., Ushaneva T.O. Sostoyanie i perspektivy proforientacii. Platforma-navigator:razvitie kar'ery. 2019; 1: 3 - 6.

2. Komarov R.V., Shapovalov I.V. Trendy, tendencii i modeli razvitiya proforientacii. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: «Pedagogika i psihologiya .2018; 2 (44): 18 - 30.

3. Sergeev I.S. Sistemnyj analiz oshibok v professional'noj orientacii. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2016; 3: 2 - 5.

4. Chistyakova S.N., Rodichev N.F., Sergeev I.S. Kriterii i pokazateli gotovnosti obuchayuschihsya k professional'nomu samoopredeleniyu. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2016; 8:10 - 17.

5. Pryazhnikov N.S., Rumyanceva L.S. Proforientaciya v shkole ikolledzhe. Igry, diskussii, zadach i uprazhneniya: metodicheskoe posobie. Moskva: IC «Akademiya», 2014.

6. Antonova M.V., Grishnyaeva I.V. Rannyaya proforientaciya kak 'element social'no-kommunikativnogo i poznavatel'nogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2017; 2: 93 - 96.

7. Babaeva T.I., Gigoberidze A.G. Vozmozhnosti rannej proforientacii doshkol'nikov s ispol'zovaniem tehnologij standartov WSR. Available at: https://infourok.ru/vozmozhnosti-ranney-proforientacii-doshkolnikov-s-ispolzovaniem-tehnologiy-standartov-sr-3372078.html

8. Sergeev I.S., Rodichev N.F., Sikorskaya-Dekanova M.A. Professional'noe samoopredelenie i ego soprovozhdenie v postindustrial'nom mire: popytka prognoza. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2018; 4: 39 - 50.

Статья поступила в редакцию 31.03.19

УДК 378

Parnikova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: allerigor@yandex.ru

Sivtseva A.R., senior teacher, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: angelika72.06@mail.ru

Yakusheva E.G., senior teacher, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: helena10@mail.ru

PROBLEMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALTIES (ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). The article analyses the methodological reality of teaching a foreign language to future builders in the North-Eastern Federal University in the Republic of Sakha (Yakutia). Special attention is paid to teaching of German and French to bachelors and English to masters of construction specialties. The need for a variety of optimal forms and methods while teaching these categories of students has been identified and justified. The use of role-playing games, videos, organization of electives, student clubs, preparing students for international exams, conducting extracurricular activities, using the opportunities of the educational platform MOODLE is considered in detail as an effective way of foreign language learning.

Key words: foreign language, engineering specialties, features of foreign language teaching, bachelors, masters.

Г.М. Парникоеа, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: allerigor@yandex.ru

А.Р. Сивцева, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: angelika72.06@mail.ru

Е.Г. Якушева, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: helena10@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Статья посвящена анализу методической действительности обучения иностранному языку будущих строителей в Северо-Восточном федеральном университете в Республике Саха (Якутия). Особое внимание уделяется обучению немецкому и французскому языкам бакалавров и английскому языку магистрантов строительных специальностей. Выявлена и обоснована необходимость применения разнообразных оптимальных форм и методов обучения данных категорий обучающихся. Подробно рассматривается в качестве эффективных способов иноязычного обучения применение ролевых игр, видеофильмов, организация факультативов, студенческих кружков, подготовка студентов к сдаче международных экзаменов, проведение внеаудиторных мероприятий, использования возможностей образовательной платформы MOODLE.

Ключевые слова: иностранный язык, инженерные специальности, особенности обучения иностранному языку, бакалавры, магистранты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.