Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market
УДК/UDC 37.048.4(571.56) Т. А. Макаренко
T. Makarenko
АНАЛИЗ РЫНКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ УСЛУГ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ВИЛЮЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION SERVICES MARKET OF COMPREHENSIVE SCHOOLS OF THE VILYUYSKY AREA OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Решение проблемы профориентации школьников начинает приобретать государственный заказ. Для планирования педагогами данной деятельности нам необходимо понять, что требуется и в каком направлении нужно идти. В данной статье дан анализ маркетингового исследования профориентационной работы в образовательных учреждениях Вилюйского района Республики Саха (Якутия), который показал, что в настоящее время в школах осуществляется профориентационная работа с учениками, но не наблюдается выстроенной системы.
The problem of vocational guidance of pupils is beginning to acquire a government contract. To organize teachers' activity, we need to understand what is required for this and what direction you need to go. This article contains the analysis of marketing researches of career guidance in educational institutions of the Vilyui district of the Sakha (Yakutia), which showed that at present in schools carry out vocational guidance work with pupils, but there is no wellhandled system.
Ключевые слова: профориентационная работа, профориентационные услуги, маркетинг, образовательные учреждения.
Keywords: career guidance, career guidance services, marketing, educational institutions.
В настоящее время педагогическая общественность все больше выступает с призывом систематизировать работу педагогов в области профессиональной ориентации старшеклассников. В 2012 г группа ученых предложила правительству РФ разработать Федеральную программу профессиональной ориентации молодежи и других социальных групп населения России до 2020 г [1]. По их мнению, уже настало время для разработки государственной системы профориентаци-онной работы на всех уровнях образования.
Учеными-профориентологами Республики Саха (Якутия), в частности А. В. Мордовской, С. В. Паниной, Т. А. Макаренко, было отмечено, что в республике наблюдается инертность системы образования в области профориентации учащихся с устоявшейся традиционной системой профессиональной ориентации, кроме того, ресурсное обеспечение данного процесса недостаточно [3].
Мы не можем сказать, что данная работа в школах не ведется, так как видим, что постепенно в образовательные учреждения начали пробиваться программы по профессиональному самоопределению школьников. Но это происходит не везде и, к сожалению, не всегда системно, а только посредством разовых мероприятий. Для выявления качества профори-ентационных услуг нами проведено исследование в школах Вилюйского района Республики Саха (Якутия): Вилюйской средней общеобразовательной школе № 1, Вилюйской средней общеобразовательной школе № 2, Вилюйской средней общеобразовательной школы № 3, Вилюйской гимназии, Намской средней общеобразовательной школе Верхневилюйского улуса, Аканинской средней общеобразовательной школе Нюрбинского улуса.
Из шести школ четыре являются городскими, две школы — сельскими. Из всех школ только Вилюйская гимназия является гуманитарной. Вилюйские общеобразовательные школы, в том числе Вилюйская гимназия, укомплектованы полностью, материально-техническая база отвечает требованиям ФГОС. Сельские общеобразовательные школы являются малокомплектными. И в городских, и в сельских школах учителя и педагоги дополнительного образования имеют высшее образование. Во всех школах имеются социальные педагоги. А вот штат школьного психолога в сельских школах не предусмотрен. Профориентацион-
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
ной работой руководят заместители директора по учебно-воспитательной работе.
Первый этап работы мы начали с изучения документации по профориентационной работе в школах. Положение и план проведения про-фориентационной работы в образовательных учреждениях составлены с учетом местожительства обучающихся. Профориентационная работа в школах Вилюйского региона построена по следующим направлениям: методическое, диагностическое, консультативное, информационно-справочное.
Исследование показало, что недостаток разработанных методических рекомендаций по организации профориентационной работы в школах, накладывает свой отпечаток на всю деятельность по профессиональному самоопределению школьников. Большой процент учителей работает в этом направлении по интуиции. Услуга по профориентированию чаще сводится к оформлению стенда, но в некоторых школах и он обновляется не регулярно. В СОШ с. Акана данному направлению уделяется мало внимания, уровень работы недостаточен, рабо-
та проводится только весной. Ученики не знают о существовании многих специальностей.
Но хотелось бы отметить, что в школах г Вилюйска есть планы работы социальных педагогов с обучающимися. Педагоги проводят беседы как индивидуальные, так и групповые, несколько раз в год привлекают родителей учеников для организации экскурсий на предприятия с целью ознакомления с определенными профессиями. Студенты вузов и профессионально-образовательных организаций охотно выступают перед выпускниками и рассказывают о своих учебных заведениях и студенческой жизни.
Анализ проведения профконсультаций социального педагога с учащимися показал разный уровень работы во всех школах. Данные были собраны на основе сформировавшихся предпочтений выпускников и выбора профессий. В приоритете рассмотрена самостоятельность выбора профессии учениками.
Был сделан анализ предпочтения выпускниками профессий посредством рейтинга выпускников на протяжении двух лет (табл. 1).
Таблица 1
Анализ предпочтений профессий выпускниками ( %)
Профессии Вилюйская гимназия ВСОШ № 1 ВСОШ № 2 ВСОШ № 3
1 -й год 2-й год 1-й год 2-й год 1-й год 2-й год 1-й год 2-й год
Программист 17,0 22 20,0 24 11 24 25 18
Юрист 14,0 13 11,0 10 11,0 10 4,0 3
Врач 3,6 2,6 8 11 8 11 18 17
Парикмахер - - 1 - 1 - 3 2
Психолог 5,4 8,8 2 4 2 4 - 1
Повар - - 1 - 1 - - -
Экономист 13,2 15,3 9 12,5 9 12,5 4 13
Инженер 10,7 7 1,7 5 1,7 5 2 -
Оператор ЭВМ - - 4,3 6 4,3 6 4 -
Водитель категории «В и С» - - 8 15 8 15 12 7
Слесарь по ремонту автомобилей - - 2 14 2 14 - 2
Кондитер - - 6 5 6 5 - -
Продавец - - 4 10 4 10 3 9
Сварщик - - 3 1 3 1 1 1
Учитель 6,3 1,2 3 4 3 4 4 3
Страховое дело 10,0 6 - 10 - 10 - -
Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market
Таблица 2
Показатели уровня профинформации школ Вилюйского региона РС (Я) (%)
Наименование образовательного учреждения Информационный стенд Организация встреч со специалистами из разных предприятий Выездные экскурсии по организациям и учебным заведениям Организация классных часов с использованием ИКТ Итог по предоставлению услуги
Вилюйская гимназия 100 100 60 100 90
ВСОШ № 1 100 60 60 100 80
ВСОШ № 2 60 60 60 100 70
ВСОШ № 3 60 60 60 100 70
АСОШ Нюрбинского улуса 60 30 — 100 47,5
НСОШ Верхневилюйского улуса 60 30 60 100 62,5
Таким образом мы определили предпочтения учеников: на первом месте профессии программиста и юриста. Также видно, что в нескольких школах выпускники не выбрали такие профессии, как «слесарь», «кондитер», «сварщик». Не знают о профессии «страховое дело». В последние годы обучающиеся редко выбирают профессию врача.
Профпросвещению отводится одна из основных ролей [2], так как информация о профессиях является направляющей в профори-ентационной работе. Данные анкетирования учащихся представлены в таблице 2.
Анкетирование показало, что в школах имеются информационные стенды, но они обновляются нерегулярно, встречи с разными специалистами организуются один-два раза в течение учебного года, в основном участвуют родители; выездные экскурсии, кроме Аканин-ской школы Нюрбинского улуса, совершались в Вилюйский педколледж. Состоялись встречи с представителями СВФУ, АГИТИ, Вилюйского педколледжа. Диагностика профессиональной направленности обучающихся 8-9-х классов проводится на факультативных занятиях и курсах по выбору.
Таким образом, профориентационная работа в Вилюйских общеобразовательных школах № 1, 2, 3 проводится, но отсутствует система работы, как в Вилюйской гимназии.
В общеобразовательной школе с. Акана Нюрбинского улуса профориентационной работе уделяют мало внимания. Работа проводится эпизодически, только весной. План ра-
боты составлен подробно. Весной на встречу с выпускниками приглашаются представители из близлежащих учебных заведений.
В Намской общеобразовательной школе Верхневилюйского улуса профориен-тационную работу проводит социальный педагог. Из беседы со старшеклассниками выявили, что выпускники о существовании некоторых специальностей даже не знают.
Таким образом, высокий уровень профработы отмечается в вилюйских городских школах и гимназии, средний уровень — в сельских школах Верхневилюйского и Нюрбинского улусов.
По результатам предоставления профориентационной услуги старшеклассникам школ Вилюйского района можно сделать следующий вывод:
— в городских школах работа ведется планово с учетом запроса общества, планы реализуются на среднем уровне, используются разнообразные формы профориентационной работы с выпускниками;
— в сельских школах работа проводится, но в ее организации не хватает системности и четкого планирования, нет ставок социального педагога и психолога, школы удалены от районных центров, зависимость от расписания автобусов и ледовых переправ.
1. Письмо В. В. Путину О разработке Федеральной программы профессиональной ориентации молодежи и других социальных групп населения России до 2020 года (Антосенков Е. Г., Чистякова С. Н., Сухарева Л. М., Апо-
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
столов О. П., Пряжников Н. С., Серебряков А. Г., Родичев Н. Ф.) [Электронный ресурс]. URL: www.профессиональ-ная ориентация.рф/news.
Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии : учеб. пособие для бакалавров. М. : Юрайт, 2011.
Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.—
2010. № 10. С. 119-132.
Макаренко Т. А., Прокопьева М. Н. Маркетинговое исследование профориентационной работы в образовательных учреждениях Вилюйского района Республики Саха (Якутия) // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 2, № 2 (2). С. 272-273.
Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи : коллективная моногр. / под ред. С. В. Паниной, Т. А. Макаренко. Киров, 2014.
УДК/UDC 377.3[571.56)
С. В. Панина S. Panina
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
SOCIO-ECONOMIC BACKGROUND OF TRAINING MID-LEVEL PROFESSIONALS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
В статье представлен прогноз потребности в специалистах среднего звена для экономики Республики Саха (Якутия). Рассматриваются вектор и перспективы развития региональной системы среднего профессионального образования через создание профессионально-образовательных кластеров, ресурсных центров; открытия образовательных программ, сетевого взаимодействия.
The article presents a forecast for the preparation of mid-level specialists for the economy of the Republic of Sakha (Yakutia). We consider the vector and the prospects for the development of a regional system of vocational education through the establishment of professional and educational clusters, resource centers, the opening of educational programs, networking.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, рынок труда, прогноз потребности в специалистах.
Keywords: secondary vocational education; labor market; forecast of staffing requirements.
Северо-восток России претерпевает такие же социально-экономические процессы, которые имеются на федеральном уровне: последствия финансового кризиса, снижение объемов производства, недостаточная
инвестиционная активность, издержки производства, - все это оказывает неблагоприятное влияние на состояние регионального рынка труда, вызывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах и работниках со средним профессиональным образованием, особенно по техническим профессиям.
Рынок труда Республики Саха (Якутия] характеризуется такими особенностями, как: значительная дифференциация по секторам экономики и территориям; несоответствие спроса и предложения кадров; рост потребности в новых квалифицированных кадрах; перераспределение рабочей силы из материального сектора в сектор услуг; незначительный рост экономической активности населения. В связи с этим рынок трудовых вакансий повышает требования к уровню выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования [1].
Среднее профессиональное образование осуществляют 46 образовательных учреждений, контингент студентов - около 22 тыс. человек, и на рынок труда ежегодно выходят около 5,5 тыс. выпускников.
В соответствии с распоряжением правительства Республики Саха (Якутия) от 29.152.2014 № 1570-р, в целях обеспе-