Зарембо Г. В. Родители и дети: путь к выбору профессии / Г. В. Зарембо, В. В. Углов, Т. Н. Герасименко // Научный диалог. — 2017. — №№ 12. — С. 467—470. — DOI: 10.24224/22271295-2017-12-467-470.
Zarembo, G. V., Uglov, V. V., Gerasimenko, T. N. (2017). Parents and Children: Way to Choice of Profession. Nauchnyy dialog, 12: 467-470. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-467-470. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 37.048.4(049.32)
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-467-470
Родители и дети: путь к выбору профессии
© Зарембо Галина Валерьевна (2017), orcid.org/0000-0001-7931-6507, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия); zarembogal@mail.ru.
© Углов Владимир Владимирович (2017), orcid.org/0000-0001-5878-7449, ассистент Центра дополнительного образования Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), uglov.vladimir.v@mail.ru. © Герасименко Татьяна Николаевна (2017), orcid.org/ 0000-0001-7400-8695, преподаватель Центра дополнительного образования Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), gerasim.tatiana@yandex.ru.
Сообщается, что в монографии «Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников» (2016), подготовленной Т. Д. Зеленкиной, Е. Ю. Пряжниковой и М. Г. Сергеевой, затрагивается проблема эффективного профессионального ориентирования. Ценность издания обосновывается тем, что вопросы выбора профессии не утрачивают актуальности. Охарактеризованы взгляды авторов монографии на участие родителей в выборе профессии их детьми. Например, отмечается, что семья может не только способствовать процессу профессионального самоопределения, но и препятствовать правильному выбору. Кратко описана предложенная авторами книги модель подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение выпускника; готовность к родительскому содействию; выбор профессии; профориентация.
Рецензируемая монография посвящена проблеме профессионального самоопределения старшеклассников, не утрачивающей актуальности по сей день. Невозможно переоценить значение этой проблемы, тем ценнее неустанно предпринимаемые учеными попытки предложить вариан-
ты решения вопросов, возникающих в сфере выбора профессии на этапе взросления подростка. В этом процессе существенная роль отводится семье, которая в период кризиса и даже много раньше может и должна выступить направляющей, ведущей силой в профессиональном самоопределения школьника.
Авторы монографии [Зеленкина и др., 2016] настаивают на необходимости готовить родителей к оказанию профессиональной помощи своим детям в выборе профессии, которой будущий специалист посвятит всю свою жизнь и — в идеале — принесет максимальную пользу обществу и государству на своем профессиональном поприще.
Прежде всего прочего, по утверждению авторов книги, родители должны пройти через осознание значимости вопроса профессиональной ориентации своего ребенка. Далее родителям следует задуматься о возможностях и способностях ребенка, оценить их здраво и непредвзято. Каждый из родителей пройдет немало ступеней осознания самой проблемы и путей ее решения, поскольку приступить к делу профориентации он сможет только после того, как сориентируется сам. Именно родитель выступает в качестве главного, самого «эффективного», помощника в принятии решения.
Авторы монографии убедительно доказывают, что текущая ситуация на рынке труда имеет следующие тенденции: объединение смежных специальностей и появление новых. Есть и невостребованные специальности, которые «по инерции» продолжает выбирать молодежь. В таких условиях нарастает потребность в оказании поддержки молодому поколению в адаптации к требованиям современной действительности, в понимании конъюнктуры нового времени, поэтому должна создаваться система содействия школьникам и их родителям в преодолении кризисного периода на базе школ, организаций дополнительного образования, центров занятости населения.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников» раскрыто содержание основных понятий исследования, выделены профориентационные позиции родителей по отношению к выбору профессии. Охарактеризованы типы родителей по степени их влияния на выбор профессионального пути старшеклассника. Представлена педагогическая модель процесса подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников в организациях дополнительного образования и педагогические условия ее успешной реализации.
Перед специалистами, занимающимися разрешением вопросов профессионального самоопределения, возникает сложная и ответственная
задача разработки мероприятий профессиональной ориентации. Авторы книги считают, что следует направлять усилия на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, старшеклассник мог в полной мере реализовать себя в профессии.
Проектирование жизненного пути — тяжелый труд, требующий вмешательства опытного советчика, в качестве которого целесообразно выступить родителю, а он, в свою очередь, должен быть подготовлен к тому, чтобы принять живое и небесполезное участие в самоопределении ребенка.
Как показывают авторы монографии, семья, являясь автономным социальным институтом, может не только способствовать процессу профессионального самоопределения, но и, к сожалению, мешать ему. Рассмотренные типы родительского отношения в рамках профориентационной функции семьи позволили авторам книги выделить профориентационные типы позиций родителей и обозначить ограничения, возникающие при выборе профессии старшеклассником в соответствующих семьях. Готовность родителей к содействию в профессиональном самоопределении понимается авторами монографии как результат внутреннего состояния родителей, при котором он может грамотно помочь, поддержать старшеклассника в успешном выборе профессии.
Во второй главе «Организация и содержание подготовки родителей к содействию старшеклассникам в выборе профессии» представлены результаты экспериментального исследования с апробацией разработанной модели процесса подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников. Предполагается, что модель включает следующие блоки: целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный.
Целевой блок модели определяет основные цели и задачи образовательной деятельности по подготовке родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников. Конечная цель педагогической модели — готовность родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников и адекватный, осознанный выбор профессии старшеклассниками. Содержательно-процессуальный блок модели включает три этапа подготовки родителей в профессиональном самоопределении: мотивационный, преобразующий, рефлексивный; компоненты подготовки: мотивационный, когнитивный и деятельност-ный. Каждый компонент модели включает цель, направления деятельности родителей, содержание и результат. Оценочно-результативный блок модели включает критерии оценки сформированности уровня го-
товности родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Актуальность рецензируемой монографии заключается в практическом применении результатов исследования в профориентационной работе.
Литература
Зеленкина Т. Д. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников / Т. Д. Зеленкина, Е. Ю. Пряжникова, М. Г. Сергеева ; Региональный финансово-экономический институт. — Курск : РФЭИ, 2016. — 232 с.
Parents and Children: Way to Choice of Profession
© Zarembo Galina Valeryevna (2017), orcid.org/0000-0001-7931-6507, PhD in Psychology, associate professor, Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Institute of Foreign Languages, People's Friendship University of Russia (Moscow, Russia); zarembogal@mail.ru.
© Uglov Vladimir Vladimirovich (2017), orcid.org/0000-0001-5878-7449, assistant lecturer, Centre of Additional Education, Institute of Foreign Languages, People's Friendship University of Russia (Moscow, Russia), uglov.vladimir.v@mail.ru.
© Gerasimenko Tatyana Nikolayevna (2017), orcid.org/ 0000-0001-7400-8695, lecturer, Centre of Additional Education, Institute of Foreign Languages, People's Friendship University of Russia (Moscow, Russia), gerasim.tatiana@yandex.ru.
It is reported the monograph "Parent assistance in professional self-determination of senior pupils" (2016), prepared by T. D. Zelenkina, E. Yu. Pryazhnikova and M. G. Sergeyeva, touches upon the problem of effective vocational guidance. The value of the edition is based on the fact that problems of choosing the profession do not lose its relevance. The views of the authors of the monograph on parental involvement in career choice of their children are characterized. For example, it is noted that the family may not only contribute to the process of professional self-determination, but also prevent correct choice. Model of training parents to help in professional self-determination of senior pupils proposed by the authors is briefly described.
Key words: professional self-determination of graduates; willingness to parent support; career choice; vocational guidance.
References
Zelenkina, T. D. Pryazhnikova, E. Yu., Sergeeva, M. G. 2016. Roditelskoye sodeyst-viye v professionalnom samoopredelenii starsheklassnikov. Kursk: RFEI. (In Russ.).