References
1. Kovin N.M. Penie i muzyka v edinoj trudovojshkole. Peterburg, 1919.
2. Struve G.A. Kogda zapoet shkola? Iskusstvo vshkole. 1996; 1: 54.
3. Shkolyar L.V. Muzykal'noe iskusstvo kak uchebnyj predmet v nachal'noj shkole. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.
4. Asaf'ev B.V. Muzyka v sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkole. Voprosy muzyki v shkole. Leningrad, 1926.
5. Gribkova O.V. Istoriko-kul'turnyj aspekt podgotovki pedagoga-muzykanta. Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategiirazvitiya. 2015; 2 (3): 131-134.
6. Gribkova O.V. Model' obrazovatel'nogo prostranstva kak faktor povysheniya professional'noj kul'tury pedagoga-muzykanta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 264-266.
7. Gribkova O.V. Proektirovanie modeli professional'noj kul'tury pedagoga-muzykanta v sovremennom obrazovatel'noj prostranstve: monografiya. Moskva, 2012.
8. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
9. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie inauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5): 135-138.
10. Ukolova L.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov sredstvami horovogo ispolnitel'stva. Pedagogika iskusstva. 2007; 1: 78-80.
11. Ukolova L.I. Vospitanie duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Pedagogika iskusstva. 2006; 1: 27-30.
12. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie inauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5): 132-135.
13. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury buduschih uchitelej muzyki v processe muzykal'nogo obrazovaniya: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo AS-Trast, 2007.
Статья поступила в редакцию 11.03.16
УДК 37.05
Shokorova L.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Arts, Altai State University
(Barnaul, Russia), E-mail: Larazmei@mail.ru
THE CHARACTERISTIC OF REFORMS OF ART EDUCATION IN THE FIELD OF NATIONAL ARTS AND CRAFTS. In the article art education in the field of national arts and crafts in the context of modernization and reforming of innovative educational processes is analyzed. The analysis of the state educational standards of an average and higher education in training within the educational program of "Decorative arts and applied crafts", and also federal state requirements to a contents minimum, structure and conditions of realization of an additional educational program "Decorative applied crafts" is given. The author finds features of continuity in the system and activity and competence-based approaches, which are a methodological basis of standards. The work proves the importance of conditions of continuous art education in vocational and higher education system.
Key words: art education, national arts and crafts, state educational standards, modernization.
Л.В. Шокорова, канд. искусств., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский
государственный университет, г. Барнаул, E-mail: Larazmei@mail.ru
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В статье рассматривается художественное образование в области народного декоративно-прикладного искусства в контексте модернизации и реформирования инновационных образовательных процессов. Даётся анализ государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а также федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество». Выявляется преемственность системно-деятельностного и компетентностного подходов, являющихся методологической основой стандартов. Обосновываются условия непрерывного художественного образования в системе «ДПО - ВПО».
Ключевые слова: художественное образование, народное декоративно-прикладное искусство, государственные образовательные стандарты, модернизация.
Ведущей целью современного российского образования является изменение содержательно-целевых аспектов на всех уровнях дошкольного, начального, общего, среднего и высшего профессионального образования с позиций модернизации и гуманизации. Модернизация образования оказала существенное влияние на систему профессионального художественного образования, выявив новые ценностные ориентиры, что привело к изменению параметров его функционирования. Все большую актуальность приобретает «инновационное образование», как основная система идей по модернизации образования. В.Ф. Зива отмечает: «Стремительные темпы перемен во всех сферах жизни, резко возрастающий поток новых знаний, исчезновение переходного периода между полученными знаниями и их использованием, отчуждение процесса производства духовных знаний от процесса их усвоения и передачи характеризуют реалии современного художественного образования как инновационные» [1, с. 38].
Рассматривая инновацию как синоним «новшества», мы считаем, что инновационное образование - это образование, основанное на новых научных знаниях, научной методологии и инновационной динамике. Инновационные процессы в образовании, являясь объективной закономерностью, направлены на
развитие потенциальных возможностей человека, умение ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого мышления и готовность к активной деятельности в новых социально-экономических условиях.
Инновационное художественное образование, являясь компонентом культуры, направлено на духовно-нравственное развитие учащихся, овладение современными технологиями, общепрофессиональными знаниями, подготовку высокопрофессиональных специалистов в области искусства при гармоничном соотношении новаторства и опоры на классическое наследие, составляющего основу художественного образования. Мы считаем, что в настоящее время инновационное художественное образование в области народного декоративно-прикладного искусства следует рассматривать в контексте проводимых государственных и образовательных реформ. Для выявления инноваций в области обучения народному декоративно-прикладному искусству проведем анализ государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства.
Государственный стандарт образования - это нормативный документ, обеспечивающий совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Введение стандартов было предназначено для обеспечения качества общего, среднего и высшего профессионального образования, централизованного управления образованием и объективного оценивания деятельности образовательных учреждений. Е.Е. Вяземский отмечает: «Задачей стандартов первого поколения являлось, прежде всего, обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов образования в условиях возникшего в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем, вариативного образования» [2].
Первый государственный образовательный стандарт по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» был разработан Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию в 1995 г. (далее ГОС ВПО). ГОС ВПО был направлен на получение квалификации «Учитель декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» для работы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных школах и училищах, студиях, художественных объединениях для взрослых. Структура стандарта включала в себя четыре основных блока дисциплин: общекультурные, медико-биологические, психолого-педагогические, дисциплины предметной подготовки и специализации, устанавливаемые вузом. Дисциплины предметной подготовки включали в себя рисунок, живопись, композицию, скульптуру и пластическую анатомию, технологию народных художественных промыслов, художественно-производственную, проектную и техническую графику. Также стандарт предусматривал дисциплины по выбору учащихся и факультативные курсы.
Мы считаем, что данный стандарт явился прогрессивным шагом на пути развития высшего художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства. Сохраняя традиционную фундаментальность образования, он четко регламентировал требования к уровню образованности специалиста, знаниям и умениям по конкретным дисциплинам, имеющим практико-ориентированный характер, сочетая при этом принципы обязательности и вариативности.
В соответствии с принятым в 1996 г. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в 2000 г. были введены в действие ГОС ВПО второго поколения. В 2003 г. Министерством образования РФ был разработан ГОС ВПО в области культуры и искусства по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство». Если предыдущий стандарт был направлен на подготовку преподавателей в области народного искусства, то новый стандарт ориентировался на присвоение квалификации «Художник декоративно-прикладного искусства» по трем видам искусства: художественный металл, художественная керамика, художественное стекло.
Исходя из того, что народное декоративно-прикладное творчество включает в себя большое разнообразие видов искусства, мы считаем, что данное ограничение с узконаправленной спецификой, хотя и вызванное требованием развивающейся промышленности, негативно сказалось на развитии образования в области народного искусства.
Позитивными особенностями данного стандарта стало выделение дисциплин федерального компонента, направленных на общую гуманитарную и социально-экономическую подготовку, и дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Федеральный компонент как инвариантное ядро стандарта обеспечивал приобщение учащихся к базовым общекультурным и национальным ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам. Вариативная часть стандарта направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по выбранному профилю обучения для успешной профессиональной деятельности. Специальные дисциплины разделены по видам изучаемого вида искусства. Так для получения квалификации «Художник декоративно-прикладного искусства (художественное стекло)» специальными дисциплинами являлись: история художественного стекла, материаловедение, технология и производственное обучение, основы композиции, проектирование, макетирование и конструирование. Эти же дисциплины, только в рамках другого вида творчества (керамика, художественный металл), предполагали получение квалификации в изучаемом виде искусства. В стандарте также прописаны виды деятельности, которые может выполнять художник декоративно-прикладного искусства: аналитическая, проектная, экспе-
риментально-исследовательская, производственно-управленческая, педагогическая.
Введение в стандарты национально-регионального компонента и определение его места в содержании образования вызывало полемику, характеризующуюся разными взглядами и суждениями. В.Ф. Костюкевич, Л.А. Волович, Г.С. Буторина предлагали в рамках национально-регионального компонента увеличить количество экономических дисциплин, направленных на помощь учащимся в выборе профессий, востребованных в регионе. Ю.С. Самохин, С.А. Баклушинский, А.В. Даринский, соглашаясь с этим предложением, ориентировали на включение в содержание образования особенности этнического, социально-политического и социокультурного характера конкретного региона. Они предлагали использовать региональный компонент для обновления целей, содержания и форм образования в соответствии с современной ситуацией в регионе и стране. В.С. Лед-нев, И.Г. Крылова, В.В. Нечаев, П.Г. Артуров, В.И. Загвязинский и др. - для моделирования личности с российской и региональной идентичностью.
По нашему мнению, введение национально-регионального компонента в содержание образование, безусловно, является уникальной возможностью создавать варианты учебных планов и программ в зависимости от национальных и местных условий, что позволяет учесть региональные особенности подготовки специалистов. Дисциплины национально-регионального компонента должны быть направлены на сохранение и развитие региональных культурных традиций, отражающих историческое и социально-экономическое своеобразие конкретной местности. Это будет способствовать формированию у учащихся духовно-нравственных ориентаций, толерантности, способности к рациональному использованию природных богатств, охране окружающей среды и выбору профессии, востребованной в конкретном регионе.
Методологической основой стандартов второго поколения явился системно-деятельностный подход. Системный подход рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих цель, ресурсы, связь с внешней средой. По мнению А.Г. Асмолова: «Сущность системного подхода состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы» [3, с. 18]. Деятельностный подход характеризуется направленностью всех педагогический мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющей деятельности с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития учащихся. Идея использования системно-деятель-ностного подхода в образовательных стандартах заключалась в развитии способности и готовности человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Знания, умения и навыки при этом должны из основной цели образования превращаться в средство развития интеллектуальных и личностных качеств учащихся, новообразований, соответствующих задачам возрастного и социального развития.
В целях создания единого европейского образовательного пространства и согласованности целей и результатов образования с реальными потребностями выпускников вузов, работодателей и общества Федеральным законом от 24.10.2007 г. №232-Ф3 была установлена обязательная «уровневая» система во всех областях высшего профессионального образования. Программа подготовки бакалавров рассматривалась как первый уровень, образовательные программы магистров и специалистов - как второй. Это потребовало разработки новых федеральных государственных стандартов (ФгОс ВПО).
Содержащий в своей основе системно-деятельностный подход ФГОС ВПО направлен на формирование новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Многие отечественные исследователи отмечают, что компетентностный подход был вызван целым рядом объективных причин, характеризующиеся быстрыми темпами изменения социально-экономических условий, следовательно, и изменением уровня и качества подготовки специалистов. Понятие «компетентность» имеет большой ряд трактовок. По определению И.А. Зимней компетентность - это «основанный на знаниях, интеллектуальный и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [4, с. 35]. А. М. Новиков компетентность характеризует как профессиональную образованность, то есть способность человека осуществлять профессиональную деятельность на основе удов-
летворения потребностей личности, общества, производства и самой образовательной среды» [5, с. 76]. А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения: «Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [б, с. 21]. По нашему мнению, под компетенцией нужно понимать требование к образовательной подготовке учащегося, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество, способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
По определению О.Е. Лебедева «компетентностный подход - это совокупность общих принципов, определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и качества и оценки образовательных результатов» [7, с. 4]. Под результатами образования выступают сформированные у учащегося компетенции и компетентности, подразделяющиеся на общекультурные и профессиональные. К общекультурным относятся такие качества как «способность к обучению, организованность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и самопланирование, потребность в реализации своего личностного потенциала, надежность, чувство долга, ориентации на истинные ценности, толерантность, гуманность». Профессиональные компетенции отражают специфику определенной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности (изобразительная, инженерная и т. д.). Следует отметить, что в ФГОС ВПО стандартизируется не процесс обучения, не содержание образования, а его результаты. В качестве показателя трудоемкости вместо часов и недель используются зачетные единицы (аналог европейской системы ECTS). Таким образом, измеряется «вес» конкретной дисциплины в формировании компетенций обучающихся.
Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации стандарта, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Следовательно, компетентностная модель выпускника не только охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, но и отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса. Внедрение стандартизации в профессиональное образование сопровождается последующими изменениями содержательной части стандартов. В 2013 г. разрабатываются проекты ФГОС 3+, часть из которых уже введена в действие с 2015 г. Анализ данных стандартов показывает следующие изменения: изменен шифр подготовки, введено подразделение на «академический» и «прикладной» бакалавриат, имеющие отличия в областях и объектах профессиональной деятельности, а также в разных объемах зачётных единиц в блоке практики при общей трудоемкости ООП в 240 зачётных единиц. Это свидетельствует о практико-ориентированной подготовке «прикладного бакалавриата». В новом варианте стандарта отсутствует деление на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты. Но в каждом цикле установлены базовая и вариативная части, так что вузы могут сохранить актуальные для них компоненты образовательных программ. Стандартом установлены четыре обязательные дисциплины: история, философия, иностранный язык и безопасность жизнедеятельности, набор остальных дисциплин образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО в соответствии с выбранными видами деятельности.
Следует отметить, что образовательные стандарты имеют развивающий потенциал, направленный на развитие системы образования в условиях изменяющихся потребностей личности, общества и государства, дающий свободу вузу в построении основной образовательной программы по конкретным видам деятельности реализуемого направления подготовки. Переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» позволит подготовить специалистов как в художественно-исполнительской, управленческой и научно-исследовательской области, так в педагогической.
Мы сознательно изначально обратились к реформам высшего профессионального образования, так как предшествующими ступенями в непрерывном художественном образовании в области народного декоративно-прикладного искусства в настоящее время выступают два типа учреждений: средние профессиональные и дополнительные учебные учреждения (школы искусств, художественные школы).
Первой ступенью являются дошкольное образование и общеобразовательная школа. Но эти виды образовательных учреждений направлены на общее эстетическое развитие и не включают в себя подготовку к поступлению в высшие художественные заведения. Об этом свидетельствуют образовательные стандарты начального и общего среднего образования, в которых хотя и заложено обязательное изучение в младших классах предметной области «Искусство», включающей в себя такие предметы как изобразительное искусство и музыка, и в старших классах - мировой художественной культуры, но с минимальным количеством часов (1 час в неделю). Поэтому базовую подготовку учащиеся общеобразовательных школ получают в учреждениях дополнительного образования, так как для поступления в высшие художественные заведения введен экзамен по профилирующим дисциплинам - рисунку и композиции, подготовку к которым невозможно осуществить в рамках общеобразовательной школы.
Анализ реформирования стандартов среднего профессионального образования выявил следующие изменения: изменены шифры подготовки специалистов; в стандарты 2010 и 2014 гг. предложены виды народного искусства, выбор подготовки по которым осуществляется образовательным учреждением; введены базовая и углубленная подготовка по видам профессиональной деятельности с разной квалификацией и сроком обучения; стандартом установлены обязательные дисциплины и определена возможность образовательным учреждением самостоятельного выбора дисциплин в вариативной части учебного плана в соответствии с выбранным видом искусства; установлены требования к результатам освоения ООП в форме компетенций к каждому виду профессиональной деятельности; введены вступительные испытания по профильным дисциплинам; в новом стандарте, разработанном на основе программы подготовки специалистов среднего звена, введены профессиональные модули и рекомендована сетевая форма обучения.
В 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 145-ФЗ, в котором раскрываются содержательные аспекты дополнительного образования детей, даются новые перспективы и точки роста. Ведущей задачей дополнительного образования является выявление и поддержка способных и талантливых детей с учетом профессиональной ориентации на основе дополнительных общеобразовательных программ общеразвивающего и профессионального уровня. Для реализации дополнительных общеразвивающих программ определены виды учебных учреждений: центры дополнительного образования детей, дворцы детского и юношеского творчества, дома детского творчества и др. Школы искусств и художественные школы получили статус, достойный их миссии -предпрофессиональное образование. И. Домогацкая, директор Института развития образования в сфере культуры и искусств комментирует: «Предпрофессиональное - это начальная ступень и фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства» [8].
В области предпрофессионального дополнительного образования разработаны Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной образовательной программы. В результате увеличились сроки обучения - для поступивших в первый класс с 7 до 9 лет срок обучения составляет 8 (9) лет, а для 10-12-летнего возраста - 5 лет. Из этого следует, что учащиеся одновременно оканчивают общеобразовательную и художественную школу и имеют возможность поступить сразу в высшее учебное заведение, уже имея профильную подготовку.
В федеральных государственных требованиях предстали в новой разработке учебные планы, составленные по образцу и подобию учебных планов в профессиональном обучении, имеющие необходимый комплект предметов, промежуточную и итоговую аттестацию, требования к выпускнику и график учебного процесса. К числу дополнительных предпрофессиональных программ относится и общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства. Учебный план программы
«Декоративно-прикладное творчество» предусматривает как предметные области (художественное творчество, пленэрные занятия, история искусств), так и разделы (консультация, промежуточная и итоговая аттестация). Предметные области имеют обязательную и вариативную части, состоящие из учебных предметов. Область «Художественное творчество» включает в себя следующие обязательные предметы: рисунок, живопись, композиция прикладная, работа в материале, которой отведено наибольшее количество часов. В область «История искусств»
Библиографический список
входят беседы об искусстве и история народной культуры и изобразительного искусства [9, с. 67].
Таким образом, мы считаем, что реформирование дополнительного образования детей, направленное на создание системы предпрофессионального образования в области декоративно-прикладного искусства явилось основанием для разработки педагогической системы обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству в условиях преемственности содержания «ДПО - ВПО».
1. Зива В.Ф. Культуроохранная миссия художественного образования. Вестник ОГУ. 2008; 11: 38
2. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности. Преподавание истории в школе. Available at: http://pish.ru/blog/archives/197
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Педагогика. 2009; 4: 18-22.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; 56 34-42.
5. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования. Педагогика. 2011; 6: 74-79.
6. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос», 2013.
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004; 5: 3-12.
8. Домогацкая И. Школа искусств - назад в будущее? К реализации Федерального закона № 145-ФЗ. Электронная система «Культура». Available at: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/83/1949/
9. Шокорова Л. В. Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2009; 4 (16): 66-69.
References
1. Ziva V.F. Kul'turoohrannaya missiya hudozhestvennogo obrazovaniya. Vestnik OGU. 2008; 11: 38
2. Vyazemskij E.E. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart obschego obrazovaniya vtorogo pokoleniya: innovacionnyj harakter, funkcii, osobennosti. Prepodavanie istorii vshkole. Available at: http://pish.ru/blog/archives/197
3. Asmolov A.G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya. Pedagogika. 2009; 4: 18-22.
4. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 56 34-42.
5. Novikov A.M. Kul'tura kak osnovanie soderzhaniya obrazovaniya. Pedagogika. 2011; 6: 74-79.
6. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod vobuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos», 2013.
7. Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Shkol'nye tehnologii. 2004; 5: 3-12.
8. Domogackaya I. Shkola iskusstv - nazad v buduschee? K realizacii Federal'nogo zakona № 145-FZ. 'Elektronnaya sistema «Kul'tura». Available at: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/83/1949/
9. Shokorova L. V. Duhovno-nravstvennyj potencial narodnogo iskusstva i problemy ego realizacii v sovremennyh social'no-kul'turnyh usloviyah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 4 (16): 66-69.
Статья поступила в редакцию 11.03.16
УДК 378
Absalihov R.R., senior teacher, Yakutsk Economics and Law Institute (branch) (Yakutsk, Russia), E-mail: absalihov@bk.ru
Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia),
E-mail: krivih71@yandex.ru
SYSTEM OF DIDACTIC SUPPORT IN DEVELOPMENT OF INFORMATION ACTIVITY OF STUDENTS. The problem of didactic support of students is revealed in this article. The authors present didactic support as a system that aims at developing the information activity of students in the learning process. The research provides a theoretical analysis of the concept of "tracking" students through a process of opening new positions of a teacher, i.e. a tutor, moderator, facilitator, etc. The authors' work distinguishes components, the objectives of the system of didactic support for students to develop their information activity in the educational process of a university. The principles, on which the interaction between a teacher and student in the proposed system takes place, are discussed. The authors introduce new features of the educational process by means of media education for the development of the information activity of students.
Key words: didactic system, didactic support, educational process, media education.
Р.Р. Абсалихов, ст. преп. Якутского экономико-правового института (филиала), г. Якутск, E-mail: absalihov@bk.ru
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Институт непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург,
E-mail: krivih71@yandex.ru
СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье раскрывается проблема дидактического сопровождения студентов. Автор представляет систему дидактического сопровождения развития информационной активности студентов в учебном процессе. Приводится теоретический анализ понятия сопровождения студентов через раскрытие новых позиций преподавателя - тьютор, модератор, фасилитатор и др. Выделяются компоненты, цели системы дидактического сопровождения студентов с целью развития их информационной активности в образовательном процессе вузе. Описываются принципы, на которых основывается взаимодействие преподавателя и студента в предложенной системе. Представляются новые возможности организации учебного процесса средствами медиаобразования для развития информационной активности студентов.
Ключевые слова: дидактическая система, дидактическое сопровождение, образовательный процесс, медиаобра-зование.
Единого определения дидактической системы в психолого-педагогической литературе сегодня не существует. Часто дидактическая система определяется в качестве сущности обучения, целостной структуры, упорядоченного набор, однако этот
набор составляющих дидактическую систему разный: чаще называются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Реже - критерии, обозначенные позиции и взгляд на процесс обучения, вид управления, тип передачи информации и управле-