зиторов, воспитывая в детях любовь и гордость за малую родину, родной край и расширяя познания детей в данной области.
Повторно проведённый эксперимент по выявлению уровня личностных взаимоотношений показал, что уровень значительно повысился на третьем этапе работы.
Таким образом, на основе проведённой экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что содержание сюжетно-ролевой игры является важным фактором в формировании коллективных взаимоотношений как условия социализации детей-сирот.
Повышение эффективности содержания сюжетно-ролевой игры, индивидуальная работа с детьми, продуманное, целенаправленное планирование педагогического руководства позволили нам сделать сюжетно-ролевую игру неотъемлемой частью всей воспитательной работы в группе, создать благоприятные эмоциональные условия для развития личности и социализации детей-сирот. Планирование работы педагогом включает в себя:
- систему работы, направленную на формирование игровых интересов, обеспечивающую создание условий для возникновения сюжетно-ролевой игры;
- воспитательную работу, направленную на развитие и обогащение содержания конкретной игры, возникающей на основании личного опыта детей;
- планирование приёмов работы, способствующих формированию у отдельных детей навыков коллективизма, развитию коллектива группы.
Библиографический список
Следовательно, воспитание детей-сирот в сюжетно-ролевой игре - это воспитание действенное. В игре ребёнок на практике усваивает нравственные нормы поведения, приобретает навыки жизни в коллективе.
Выводы
Проведённое исследование влияния сюжетно-ролевой игры на адаптацию детей-сирот даёт основание утверждать, что решающее значение в воспитании детей имеет содержание игры. От его уровня зависит и качество складывающихся взаимоотношений. Следует также сказать и то, что особого внимания требуют игры, возникающие на основании личного опыта ребёнка, а также игры, к содержанию которых педагог формирует у детей интерес в процессе воспитательной работы. Поэтому длительность и устойчивость игровых интересов детей находится в прямой зависимости от того, как педагог планирует и осуществляет работу по воспитанию и обучению детей. Если формирование игровых интересов является главным условием для возникновения новых увлекательных и содержательных игр, то разработка методики руководства воспитанием ребёнка в игре обеспечит её эффективность в формировании личности.
Исследование проводилось в условиях многонационального детского коллектива, и присутствие сегодня в ценностном сознании дагестанской молодёжи общечеловеческих ценностей ненасилия является показателем богатого духовно-нравственного наследия страны гор. Это может служить достаточно надёжным индикатором прогнозирования характера будущей социальной активности детей, что особенно важно в данной обстановке в многонациональном Дагестане.
1. Агарагимова В.К., Джаватова А.А. Применение сказкотерапии в процессе адаптации детей-сирот к условиям школы-интерната. Мир науки, культуры и образования. 2018; 6 (73): 137 - 138.
2. Николаева Е.И. Психология детского творчества. Санкт-Петербург, 2006.
3. Петровский А.В. Личность в психологии: феномен субъективности. Ростов-на-Дону, 1996.
4. Поливанова К.Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе. Москва, 2009.
5. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. Под редакцией М.Е. Бурно. Москва: Академический Проект, ОППЛ, 2003.
6. Роджерс К.Р Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Педагогика, 1994.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, 1980.
8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Москва, 2002.
9. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2003.
10. Сухомлинский В.А. О воспитании. 4-е изд. Москва, 1982.
11. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 2009.
12. Хрисанова Е.А., Сергеева Н.Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания. Народное образование. 2003; 7: 137 - 141.
13. Хухлаева О.В. Радость творчества. Москва, 2007.
14. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. Москва, 2007. References
1. Agaragimova V.K., Dzhavatova A.A. Primenenie skazkoterapii v processe adaptacii detej-sirot k usloviyam shkoly-internata. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2018; 6 (73): 137 - 138.
2. Nikolaeva E.I. Psihologiya detskogo tvorchestva. Sankt-Peterburg, 2006.
3. Petrovskij A.V. Lichnost' v psihologii: fenomen sub'ekiivnosti. Rostov-na-Donu, 1996.
4. Polivanova K.N. Shestiletki: diagnostika gotovnosti k shkole. Moskva, 2009.
5. Prakticheskoe rukovodstvo po terapii tvorcheskim samovyrazheniem. Pod redakciej M.E. Burno. Moskva: Akademicheskij Proekt, OPPL, 2003.
6. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Moskva: Pedagogika, 1994.
7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Moskva, 1980.
8. Selivanov V.S. Osnovy obschejpedagogiki. Moskva, 2002.
9. Stepanov E.N., Luzina L.M. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepciyah vospitaniya. Moskva, 2003.
10. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. 4-e izd. Moskva, 1982.
11. Furmanov I.A., Alad'in A.A., Furmanova N.V. Psihologicheskieosobennostidetej, lishennyh roditel'skogopopechitel'stva. Minsk, 2009.
12. Hrisanova E.A., Sergeeva N.Yu. Artpedagogika v sisteme sovremennogo vospitaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; 7: 137 - 141.
13. Huhlaeva O.V. Radost' tvorchestva. Moskva, 2007.
14. Shushardzhan S.V. Muzykoterapiya irezervy chelovecheskogo organizma. Moskva, 2007.
Статья поступила в редакцию 08.08.19
УДК 371
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan state pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova M.S., MA Student, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF BACHELORS IN SOCIAL PEDAGOGY PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PUPILS OF RURAL SCHOOLS. The article reveals the importance of the task of training specialists for rural schools. The problem is justified from the standpoint of psychological and pedagogical support, the main place in which is given to the use of innovative technologies, as well as pedagogical practice, organized taking into account the specifics of rural schools. The article notes that the issues of training future social pedagogue for vocational guidance of schoolchildren are reflected in the work plan of the Department, faculty; in the annual plans of the University this problem is given one of the important places. In the office of social pedagogy of the faculty and the University library are decorated card files of literature, video and audio funds that allow students to better prepare to assist students in the right choice of profession. The authors state that the result of the work is that a third of graduates of the faculty annually get a job in rural schools. Key words: practical skills, individual approach, innovative technologies.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.С. Магомедоеа, магистрант факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
В статье раскрывается важность задачи подготовки специалистов для сельских школ. Проблема обосновывается с позиций психолого-педагогического сопровождения, основное место в котором уделено применению инновационных технологий, а также педагогической практике, организуемой с учётом специфики сельской школы. В статье отмечается, что вопросы подготовки будущего социального педагога к профориентации школьников отражены в плане работы кафедры, факультета; в годовых планах университета этой проблеме отводится одно из важных мест. В кабинете социальной педагогики факультета и университетской библиотеки оформлены картотеки литературы, видео- и аудио- фонды, которые позволяют студентам лучше подготовиться к оказанию помощи учащимся в правильном выборе профессии. Авторы констатируют, что результатом работы является то, что треть выпускников факультета ежегодно устраиваются на работу в сельские школы.
Ключевые слова: практические навыки, индивидуальный подход, инновационные технологии.
Введение
Современный этап развития отечественного педагогического образования характеризуется значительными трудностями при формировании у учащихся школ, лицеев, гимназий профессиональных умений и навыков, а также недостаточной связью с практикой и запросами школьного звена, особенно школ сельской местности [1 - 4]. Республика Дагестан стала пилотным регионом, где воплощается проект «Сельский (земской) учитель», который разработан с целью привлечения в общеобразовательные учреждения села квалифицированных специалистов. Направленность системы образования на поиск обновления про-фориентационной подготовки отражена в документах, таких как Федеральные государственные образовательные стандарты, Закон «Об образовании РФ», Государственная программа РФ «Развитие образования на 2018 - 2025 годы», программа «Стратегия образования-2030» и др.
Следовательно, одним из путей реализации такой связи является усиление профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса педагогического вуза с учётом условий как городских, так и сельских школ.
Основное содержание статьи
Профессионально-педагогическая направленность включает в себя готовность студента к педагогическому труду. Изучение процесса её формирования у студентов является важной теоретической и практической задачей современной вузовской подготовки, успешное решение которой будет способствовать научному обоснованию процесса профессионального становления личности педагога, разработке модели учителя будущего [8 - 11]. Одним из главных направлений деятельности Дагестанского государственного педагогического университета является формирование высококвалифицированных специалистов для сельской школы, психологически и практически подготовленных к работе в условиях села, способных быть не только воспитателями детей, но и общественными деятелями.
В решении этой задачи важную роль играет педагогическая практика, организуемая с учётом специфики сельской школы и прежде всего с учётом тесной связи учебно-воспитательного процесса с сельскохозяйственным производством Республики Дагестан и ведения профориентационной работы среди школьников на сельскохозяйственные профессии.
Каждый студент одну из плановых практик, чаще на выпускном курсе, проходит в сельской школе. Кафедры факультета социальной педагогики и психологии разработали основные требования, которым должна удовлетворять сельская школа как база педагогической практики: наличие квалифицированных учителей по профилям подготовки, необходимой учебно-материальной базы (кабинетом, опытного участка, географической площадки, кабинетом психолога, социального педагога, логопеда), устойчивые связи школы с сельскохозяйственным предприятием в решении вопросов профориентации учащихся; наличие в школе ученической производственной бригады; возможность обеспечения студентов жильём и удобные транспортные связи. Дагестанский государственный педагогический университет помогает школам создавать эти условия. Этому способствуют многолетние шефские связи с сельскими школами, организация семинаров учителей, привлечение их к научно-методической работе, помощь в оснащении кабинетов и т. д.
Психолого-педагогическая подготовка к практике на факультете социальной педагогики и психологии ДГПУ начинается с первого курса, когда студенты выполняют задания педагогического характера (руководят кружком, проводят тематическую беседу, предметные олимпиады, изготовляют наглядные пособия, работают в школе будущего учителя, активно включаются в студенческое научное общество, разрабатывают образовательные маршруты, организуют волонтерские отряды, участвуют в качестве сопровождающих консультантов в разработках видео-проектах, в олимпиадах, форумах с привлечением учащихся школ и т. д.). Систематически организуются встречи студентов с учителями сельских школ, социальными педагогами и психологами, посещаются в школе занятия. Во всех изучаемых дисциплинах факультета учтены вопросы, связанные с сельской школой. Организуются фокус-группы, индивидуальные образовательные планы, спецкурсы, спецсеминары или факультативы, учитывающие специфику этой работы. К проведению занятий обязательно привлекаются сельские учителя. Необходимо отметить, что ощутимую помощь приносят спецкурсы по организации
работы пионервожатых в разработанном образовательном маршруте. Также все студенты, посещающие факультатив по использованию средств интерактивного сопровождения умеют монтировать видео-уроки, слайд-фильмы, делать презентации, мультфильмы с озвучиванием и музыкальным сопровождением.
Перед практикой систематически проводится инструктаж студентов по особой программе по 2-4 часа в неделю, олимпиада будущих практикантов «Мы готовимся к практике», конкурс по составлению методического сопровождения и т. д. Одновременно идёт подготовка к практике методистов института, в районах проводится семинар директоров, завучей, учителей, психологов и социальных педагогов, участвующих в практике студентов.
В школу направляется по 4 - 8 студентов, при комплектовании группы учитывается их теоретическая подготовка, организационные навыки, художественная одарённость и научно-методические интересы. За каждой группой на длительный срок закрепляется методист, что способствует укреплению связей со школой. Это правило обязательно для проведения педпрактики в сельских школах на четвертом курсе.
За время практики студенты оказывают существенную помощь в оформлении кабинета социального педагога, психолога, изготовлении наглядных пособий, проведении тренингов и ролевых игр, арт-терапии, проводят уроки-экскурсии на объекты, а практические уроки на местности связывают с сельскохозяйственной направленностью жизни села. Широко привлекается краеведческий материал.
Большое внимание уделяется подготовке студентов к работе с родителями учащихся по организации лектория, тренингов, встреч со специалистами, проведение мероприятий с привлечением детей.
Одним из главных направлений психолого-педагогической подготовки является участие студентов в профориентационной работе в сельских и городских школах, так как профессиональная ориентация учащихся является составной частью работы социального педагога [5 - 7]. Профориентационной работе уделена значительная часть воспитательной работы школы, призванной готовить подрастающее поколение к трудовой жизни в соответствии с личностными склонностями и потребностями социума. Научные исследования и повседневная практика показывают, что если профессия выбрана правильно, по призванию, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения и приносит большую пользу обществу. Поэтому в современных условиях подготовка подрастающего поколения к правильному выбору профессии является одной из важнейших задач школы и в целях улучшения подготовки будущего социального педагога к работе по профориентации учащихся активно используются предметы психолого-педагогического цикла [8; 9]. Например, в курсе педагогики для раскрытия форм и методов профориентации школьников широко используется раздел «Дидактика», в процессе изучения которого студенты знакомятся с методикой профориентации учащихся на занятиях. Хорошая возможность в этом плане имеется также при изучении таких тем, как «Трудовое воспитание», «Работа классного руководителя», «Внеклассная и внешкольная работа с учащимися», «Воспитание детей в семье» и др.
Большое внимание на факультете уделяется знакомству студентов с формами и методами профориентации учащихся в процессе изучения частных методик, специальных дисциплин. В течение ряда лет студенты изучают спецкурс «Педагогические основы профессиональной ориентации школьников», содержание программы распределено по темам «Задачи и содержание профориентации учащихся в РФ», «Трудовое воспитание как основа профориентации школьников», «Профессиональное просвещение», «Изучение школьников в целях профориентации», «Профессиональная консультация», «Профессиональный отбор», «Профессиональная адаптация», «Формы и методы профориентации школьников», «Профориентация детей в семье». Несколько практических занятий посвящается разработке плана классного руководителя по профориентации школьников. При этом студенты учатся планированию этого раздела воспитательной работы на основе комплексного подхода с учётом склонностей и способностей молодёжи и потребностей данного экономического района в квалифицированных кадрах. Дополнительно введён спецкурс «Работа социального педагога по профориентации в ученических бригадах», в котором студенты узнают особенности деятельности, формы и методы ориентации сельских школьников на профессии сельскохозяйственного производства РД.
Вопросы подготовки будущего социального педагога к профориентации школьников отражены в плане работы кафедры, факультета; в годовых планах университета этой проблеме отводится одно из важных мест. В кабинете социальной педагогики факультета и университетской библиотеки оформлены картотеки литературы, видео- и аудио- фонды, которые позволяют студентам лучше подготовиться к оказанию помощи учащимся в правильном выборе профессии.
Итоги практики обсуждаются на заседаниях кафедр, советах факультета социальной педагогики и психологии. Недостатки в подготовке студентов, выявленные в ходе практики, учитываются при составлении годовых и перспективных планов работы, в курсах методик специальных предметов. В результате целенаправленного использования возможностей предметов психолого-педагогического цикла, частных методик, специальных и общественных дисциплин, а также спецкурсов, педпрактики, организации студенческих научных исследований имеется значительное улучшение подготовки студентов к осуществлению профо-риентационной работы с учащимися. Система даёт положительные результаты в подготовке специалистов, выпускники факультета получают теоретическую и практическую подготовку к работе в сельской школе, а также определенные практические навыки.
Студентов учат анализировать опыт работы сельских школ, чему способствует написание курсовых работ на психолого-педагогические и методические темы. Некоторые виды документации, представляемой практикантами, заменяются рефератами или разработкой творческого характера по актуальному вопросу школьной методики. На итоговых конференциях студенты выступают с рефератами на методические темы о работе классного руководителя в условиях сельской школы, об общественной и краеведческой работе на селе. На конференции приглашаются студенты младших курсов.
Также наша педагогическая практика позволила внедрить во внеучебную деятельность студенческую проблемную группу инновационного направления -«Арт-терапия. Сказкотерапия в системе образования». Научным направлением деятельности СПГ является повышение эффективности работы психологов и социальных педагогов в учреждениях образования .Формами работы являются заседания СПГ (тематические / проблемные); выездные заседания; подготовка
Библиографический список
студентов к участию в видео-конференциях и конкурсах; подготовка научных статей студентов к публикациям. Для развития умения работать в команде применялись деловые игры, кейс-методы, дискуссии, тренинги, квест-методы и т. д.
Проблемная группа предполагает использование межпредметных связей: «Возрастная психология», «Общая психология», «Психолого-педагогический практикум» и целью группы является ознакомление студентов с подходами в области терапии искусством, раскрытие общих закономерностей, принципов, приёмов и методов работы со сказкой как средством коррекционно-развивающего взаимодействия.
Задачи группы:
- формирование представления об арт-терапии как методе работы;
- усвоение основных категорий и понятий сказкотерапии;
- освоение специфических методов сказкотерапии, направленных на установление:
1) позитивных взаимоотношений, развитие аналитической связи;
2) контактов и взаимоотношений в группе;
3) тесного контакта с родителями воспитанников в различных формах;
4) развитие творчества студентов.
Направления работы: «Введение в теорию арт-терапии, сказкотерапии, история развития», «Классификация видов сказок», «Приёмы и возможности работы со сказками», «Приём «Сочини сказку»», «Психологический анализ сказок», «Решение сказочных задач», «Разработка и защита сказкотерапевтических программ» и др.
Выводы
В заключении необходимо отметить, что опрос руководителей школ, в которых работают выпускники факультета, изучившие психолого-педагогические основы профориентации учащихся, а также опрос самих учителей подтвердили наше предположение о значительной эффективности избранных путей подготовки будущих социальных педагогов по оказанию действенной помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. Результатом работы является то, что треть выпускников факультета ежегодно устраиваются на работу в сельские школы.
1. Агарагимова В.К., Даудова Д.М., Маматханов А.К. Познавательная мотивация как основа познавательной деятельности студентов. Мир науки, культуры, образования. 2019; 6 (73).
2. Зеер Э.Ф. Психология самоопределения в ранней юности. Москва: МПСИ, 2008.
3. Качалов Д.В. Формирование культуры самообразования студентов посредством рефлексивно-аналитического практикума. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 20 - 22.
4. Абрамова Н.А. Формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности у бакалавров дефектологического профиля в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 29 - 32.
5. Ищенко Т.Н., Акимова М.О., Бардаков А.В., Вчерашняя О.Э. Социальное проектирование как средство развития личности обучающихся в образовательном процессе вуза. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 153 - 155.
6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. Москва: Академия, 2006.
7. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. Москва, 2002.
8. Соломин И.Л., Бендюков М.А. Ступени карьеры. Азбука профориентации. Москва: Речь, 2006.
9. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
10. Умариева С.З., Рагимханова Л.К., Агарагимова В.К. Понимание учащихся студентами-практикантами как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2019; 3 (76).
11. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». Москва: Речь, 2007. References
1. Agaragimova V.K., Daudova D.M., Mamathanov A.K. Poznavatel'naya motivaciya kak osnova poznavatel'noj deyatel'nosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; 6 (73).
2. Zeer 'E.F. Psihologiya samoopredeleniya vrannejyunosti. Moskva: MPSI, 2008.
3. Kachalov D.V. Formirovanie kul'tury samoobrazovaniya studentov posredstvom refleksivno-analiticheskogo praktikuma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 20 - 22.
4. Abramova N.A. Formirovanie motivacii k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti u bakalavrov defektologicheskogo profilya v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 29 - 32.
5. Ischenko T.N., Akimova M.O., Bardakov A.V., Vcherashnyaya O.'E. Social'noe proektirovanie kak sredstvo razvitiya lichnosti obuchayuschihsya v obrazovatel'nom processe vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 153 - 155.
6. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Proforientaciya. Moskva: Akademiya, 2006.
7. Pryazhnikov N.S. Metody akiivizacii lichnogo iprofessional'nogo samoopredeleniya. Moskva, 2002.
8. Solomin I.L., Bendyukov M.A. Stupeni kar'ery. Azbuka proforientacii. Moskva: Rech', 2006.
9. Stolyarenko L.D. Psihodiagnostika i proforientaciya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Rostov-na-Donu, Feniks, 2005.
10. Umarieva S.Z., Ragimhanova L.K., Agaragimova V.K. Ponimanie uchaschihsya studentami-praktikantami kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; 3 (76).
11. Shevchenko M.F. Trening «Proforientaciya dlya starsheklassnikov». Moskva: Rech', 2007.
Статья поступила в редакцию 08.08.19
УДК 378.1
Belogash M.A., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Melnichuk M.V., Doctor of Sciences (Economics), Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
LEADERSHIP CHANGE IN HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS. Due to the increased influence of knowledge on society higher educational universities seek to transform through new leadership paradigms drawing on the learning, teaching and research undertakings across all segments of academic communities. The paper concentrates on the necessity to shift the leadership focus from top-down to down-to-top propagation of leadership initiatives. The authors give weight to educational agents for leadership impact and emphasize university teachers' capacity to transform fundamental knowledge into practical knowledge and then apply