В процессе работы через спортивную игру мы укрепляли и совершенствовали такие движения, как бег, бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; отбивание мяча о землю. Также мы совершенствовали движения с помощью элементов спортивной игры, такой как баскетбол, они базировались на упражнениях в прыжках, в беге. При этом мы решали следующие задачи:
- развитие навыков ведения мяча правой и левой рукой;
- формирование умений на прыжковую выносливость;
- закрепление навыков бега;
- отработка естественной постановки туловища и головы;
- совершенствование навыков мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках.
С этой целью мы использовали разные игровые упражнения для более глубокого усвоения спортивной игры. Например, согласно программному содержанию на занятиях по физической культуре на этапе закрепления и совершенствования широко использовались такие движения, как бег «змейкой», смена ведущего по сигналу; продвижение вперёд до обозначенного места при помощи прыжков на двух ногах; бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками; пролезание в обруч правым и левым боком. Соответственно, в содержании спортивных игр нами были введены игровые упражнения: бег «змейкой со сменой ведущего (по сигналу) в игре «Мотокросс», играющие дети двигались друг за другом, при этом необходимо было обходить препятствия (конусовидные стойки), по сигналу бегущий впереди ребенок должен уйти в конец «змейки». Если участник эксперимента после сигнала не предоставил место бегущему за ним - выходит из игры. Игровое упражнение ориентировано на развитие у дошкольников двигательных навыков, внимания, быстроты реакции и координацию движений. Эффективными для формирования силы и выносливости являются прыжки на двух ногах, поэтому они были введены в игру «Лиса и воробушек», в процессе которой один игрок (лиса) должен догонять остальных ребят (воробьи), воробьи, прыгая по кочкам, должны были убежать от лисы, условием было стараться прыгать на двух ногах в свои домики. Тот, кого все-таки поймали, выбывает из игры. Игру организовали в спортивном зале.
Для детей с низким уровнем сформированности скоростных способностей предлагались индивидуальные занятия на выработку наиболее сложных для них элементов: бег змейкой - индивидуально на небольшие дистанции; выбивание мяча - стоя и у стены; упражнения в парах. На протяжении первого месяца мы разрешали детям просто выполнять упражнения или проектировали игру лично для этой подгруппы дошкольников. Хорошим знаком было стремление поиграть
Библиографический список
в понравившиеся игры. По сути, это были игры с мячом, которые привлекали мальчиков, девочки более успешно решали задание «бег змейкой». В марте перед нами была цель: отработать другие двигательные навыки: бег с ускорением, прыжки на двух ногах, бросок и ловля мяча, метание малого мяча на дальность правой и левой рукой. Для сформированности этих двигательных умений нами были использованы следующие игры: «Пятнашки» - все дошкольники находятся в различных местах площадки. Водящий (пятнашка), получив цветную повязку, становится на середине площадки. По сигналу педагога «Лови!» пятнашка стремится догнать убегающих дошкольников. В процессе игры участники эксперимента усваивают навыки в беге с ускорением, прыжках, совершенствуют внимание, скорость, быстроту реакции на сигнал. В упражнениях «Лови мяч» и «Успей поймать» респонденты развивали бросок и ловлю мяча. Эти упражнения направлены на формирование ловкости, выносливости и быстроты реакции. «Успей поймать» - 6 дошкольников стоят в маленьком кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Бросив мяч, необходимо было выйти из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, возвратившись в круг, надо было поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сможет положить камешек дальше всех и не уронит мяч, тот и побеждает. Помимо этого задание нами усложнялось, необходимо было бросить мяч, затем положить камешек, уйти из круга, потом вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю).
Можно подчеркнуть, что в экспериментальной группе данной проблемой уделялось пристальное внимание. Педагоги, родители подчеркнули большое роль разных видов спортивных игр, индивидуальных методов и приемов в формировании скоростных способностей дошкольников. Заметили, что изменился общий эмоциональный фон в группе. Была увидена активная физическая деятельность дошкольников и педагогов - участников эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод, что скоростные способности можно сформировать наиболее эффективно при использовании комплекса спортивных игр, таких как футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис. К финалу эксперимента можно сказать, что в результате использования спортивных игр у дошкольников повысился уровень сформированности скоростных способностей, улучшилась результативность двигательной деятельности, то есть респонденты стали не только много двигаться, но и усвоили правильную технику многих движений. Мы объясняем этот факт тем, что широкое применение спортивных игр повлияло как на уровень усвоения двигательных умений, так и содействует росту уровня формирования скоростных способностей, что, в свою очередь, способствует всестороннему физическому развитию детей.
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Available at: https:psihdocs.ru>doshkolenogo.html
2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики. Available at: https:schoolpmr.3dn.ru
3. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Издательство «Линка - Пресс», 2007.
4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Москва: Издательство «Физкультура и спорт», 1966.
5. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003.
6. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1998.
References
1. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Available at: https:psihdocs.rrndoshkolenogo.html
2. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki. Available at: https:schoolpmr.3dn.ru
3. Runova M.A. Dvizhenie den'za dnem. Dvigatel'naya aktivnost'- istochnik zdorov'ya detej: posobie dlya pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij. Moskva: Izdatel'stvo «Linka -Press», 2007.
4. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena. Moskva: Izdatel'stvo «Fizkul'tura i sport», 1966.
5. Notkina N.A., Kaz'mina L.I., Bojnovich N.N. Ocenka fizicheskogoinervno-psihicheskogorazvitiya detejrannegoidoshkol'nogo vozrasta. Sankt-Peterburg: «Detstvo-press», 2003.
6. Shebeko V.N. Fizicheskoe vospitanie doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlya studentov srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1998.
Статья поступила в редакцию 08.08.19
УДК 371
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru
Zaipullaeva M.A., MA student, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: beror63@mail.ru
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVIANT TEENAGER'S PERSONALITY DEVELOPMENT. The article raises an urgent problem of participation of a psychologist in an educational institution in improving the personality of a problem teenager, developing his ability to control himself, his feelings, emotions, will, and thereby equip him with the ability to manage his relationships with other people, behavior, activities. The authors state that applying a creative approach to a phased methodology is a real task and should be one of the main tasks of a modern psychological service. The use of art-therapeutic techniques allows to put the child in the status of harmony with himself, with the surrounding society; enriches feelings and experiences; socializes and introduces into the life of society. It should be borne in mind that art therapy is an effective way to implement a personality-oriented approach in practice of working with deviant children.
Key words: adaptability, individual approach, communication skills, emotional well-being.
В.К. Агарагимоеа, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), г. Махачкала,
E-mail: beror63@mail.ru
М.А. Зайпуллаееа, магистрант, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОДРОСТКА
В статье поднимается актуальная проблема участия психолога образовательного учреждения в совершенствовании личности проблемного подростка, развития у него способности владеть собой, своими чувствами, эмоциями, волей и тем самым вооружить его способностью управлять своими взаимоотношениями с другими людьми, поведением, деятельностью. Авторы утверждают, что применение творческого подхода к поэтапной методике - задача реальная и должна стать одной из основных задач современной психологической службы. Использование арт-терапевтических методик позволяет поставить ребенка в статус гармонии с самим собой, окружающим социумом; обогащает чувствами и переживаниями; социализирует и вводит в жизнь общества. При этом нужно учитывать, что арт-терапия является эффективным способом осуществления личностно-ориентированного подхода на практике работы с девиантными детьми.
Ключевые слова: адаптированность, индивидуальный подход, коммуникативные навыки, поэтапная комплексная внеучебная деятельность, эмоциональное благополучие.
Основываясь на выводах современных исследователей (В.С. Мухина, РВ. Овчарова, Д.И. Фельдштейн и др.), можно утверждать, что проблема профилактики и предупреждения отклоняющегося поведения является актуальной на протяжении достаточного периода времени. Зону повышенного риска, по мнению Разживиной Н.А., составляют подростки, которых автор в зависимости от этапа развития личности и отклонения в поведении детерминирует совокупностью индивидуальных особенностей и специфическими возрастными проблемами: адаптация к средней школе (младшие подростки), потребность в самоутверждении среди сверстников (средние подростки), профессиональное самоопределение (старшие подростки). Поэтому целостное представление о проблемных зонах каждого этапа подросткового развития позволит определить программу действий, направленных на предупреждение и устранение факторов риска и укрепления диспозиционных механизмов регуляции социально-одобряемого поведения подростков [1 - 7]. Психологическое сопровождение личности рассматривается как система работы психолога, педагогов, родителей и социальных служб.
В соответствии с основными направлениями экспериментального исследования нами были проанализированы содержание и методы работы психолого-педагогической службы многопрофильного лицея № 9 г Махачкалы Республики Дагестан с позиций профилактики девиантного поведения учащихся, что позволило разработать поэтапную методику работы по поддержке обозначенного процесса. Выборку исследования составили учащиеся от девяти до шестнадцати лет, сгруппированные по семь человек. Для всех детей, отобранных для участия в программе, характерны проявления девиации, социальной дезадаптации: поверхностные и неустойчивые интересы; иждивенческая позиция, зависимость от нее; нарушение социальных контактов, проблемные взаимоотношения с окружающим социумом; тревожность; эмоциональная возбудимость; неадекватная самооценка.
Прежде чем перейти непосредственно к последовательному описанию этапов работы, необходимо особо остановиться на условиях для проведения занятий. В лицее № 9 имеется специальный кабинет психологической службы, отвечающий требованиям для создания спокойной эмоциональной обстановки, располагающей к отдыху, успокоению. Для влияния на психическое состояние предусмотрено цветовое воздействие рассеянного света цветных лампочек, при этом создается плавный переход из одного цвета в другой и регуляция интенсивности освещения. В начале занятия кабинет подсвечивается голубым или зеленоватым цветом, что подкрепляет эмоции спокойствия и уверенности. При переходе к основной части занятия активизацию усиливают оранжевый и красный цвета. Необходимый цветовой фон особенно активно используется во второй части занятий при создании определенных эмоциональных переживаний. При перестройке психического состояния учащихся учитывалось и воздействие природы на психику, с этой целью был предусмотрен показ цветных слайдов, оформление стендов.
В дополнение к этому в соответствии с положениями арт-терапии использовалось и музыкальное воздействие функциональных мелодий и «звуков природы» (звук волн, журчание ручья, шелест листвы на деревьях, пение птиц и др.). Использование арт-терапевтических методик позволяет поставить ребенка в статус гармонии с самим собой, окружающим социумом; обогащает чувствами и переживаниями; социализирует и вводит в жизнь общества. При этом нужно учитывать, что арт-терапия является эффективным способом осуществления лич-ностно-ориентированного подхода на практике работы с девиантными детьми.
Занятия проводились два раза в неделю в конце учебного дня на фоне возникающего утомления и связанного с ним понижения жизненного тонуса.
На первом этапе учащиеся проходят психологическое тестирование на предмет индивидуальной оценки исходного соматического и психологического статуса. Это позволяет в самом начале учебного года выделить совместно с медицинской службой лицея группы риска в ученической среде и незамедлительно включить их в систему мероприятий по поддержанию психического и соматического здоровья. В дальнейшем на специальных занятиях осуществляется комплексное индивидуально-психологическое обследование уровня развития интеллектуальных навыков, особенностей личности каждого учащегося, что позволяет в дальнейшем проводить психологические консультации и разрабатывать рекомендации. Материалы диагностик позволяют в случае возникновения проблемных ситуаций в процессе обучения или обращения учащихся за психо-
логической помощью оперативно извлекать необходимые данные для формирования адекватных методов диагностики и коррекции негативных нервно-психических состояний.
Консультации и профилактические вмешательства психологов по коррекции состояний осуществляются с гарантией соблюдения полной конфиденциальности. Как показывает практика, психологическая служба позволяет решать не только текущие задачи психологической поддержки, но и получать полезную информацию по прогнозу и профилактике психического здоровья учащихся [1 - 4]. Например, если у учащихся пятых классов уровень общей учебной подготовки определяет их адаптированность к условиям средней школы, то у средних подростков - это личностное самоутверждение среди ровесников и возможная ломка сложившихся стереотипов личностных самооценок.
Вторая часть программы - многопрофильный личностный опросник СМОЛ - анализируется психологами для выявления возможных психопатологических или невротических черт личности отдельных учащихся в интересах профилактики и верификации психологических задач коррекции или психического состояния на занятиях и индивидуальных консультациях.
На втором этапе учащиеся на протяжении двенадцати часов практических занятий в первые шесть недель обучения проходят исследования по комплексной программе психодиагностических методик оценки уровня развития отдельных психических функций, навыков, потенциальных интеллектуальных способностей.
Используемая нами «батарея» тестов является продуктом многолетних поисков адекватных методов оценки: методика диагностики уровня самооценки Дембо-Рубинштейна; тест школьной тревожности Филлипса; личностный опросник Айзенка, проективная методика «Несуществующее животное»; Проективная методика «Дом. Дерево. Человек». Результаты работы по каждой методике заносятся в специальные бланки комплексной оценки, что позволяет осуществлять консультации с проведением сравнительного анализа их индивидуальных показателей. Как показала практика, подобные консультации с опорой на объективные оценки позволяют достигать эффективного референтного воздействия на установки учащихся и их отношение к необходимости совершенствования личностных качеств с учетом индивидуальных показателей. Также определенное место в коррекционной деятельности занимает воспитывающий коллектив учащихся, что делает учебное и внеучебное время более целенаправленным, и логика деятельности связана с расширением деятельности ученического самоуправления, в связи с этим нами было выделено несколько этапов. На первом этапе целевой ориентации перед социальным педагогом, психологом, классным руководителем стояла задача сформировать у учащихся девиантного поведения сопричастность к делам коллектива, повышать знания о своих правах и обязанностях. Следующий период можно назвать мобилизационным, в котором особенно важно привлекать к разнообразному участию во внеучебной деятельности максимальное количество учащихся, предоставляя им возможность самостоятельно принимать управленческие решения, помогая советом и консультациями. Результатом работы в этот период является сформированность у большинства учащихся чувства ответственности за дела своего коллектива, готовности принимать участие в большинстве проводимых мероприятий.
Рассматривая вопросы воспитания учащихся в коллективе, отечественные ученые выделяют такую характеристику взаимодействия личности и коллектива, как «включенность», под которой понимают адекватное и неадекватное участие личности в жизнедеятельности коллектива, в реализации его целей, осуществлении его деятельности [9 - 12]. При высоком уровне включенности у учащихся проявляется активность, самостоятельность, стремление внести как можно больший вклад в коллективные дела. Самый низкий уровень включенности проявляется как безотчетное следование за коллективом или как равнодушное отношение к нему вплоть до противодействия ему в достижении цели. Именно включение учащихся в жизнедеятельность коллектива успешно влияет на личность в процессе ее подготовки к социально полезной деятельности [9]. Включенность учащихся в управление делами своего коллектива гарантируется тогда, когда в процессе его развития обеспечиваются единство и взаимосвязь педагогического управления и ученического самоуправления. Ученическое самоуправление является способом организации жизнедеятельности ученического коллектива, которое предполагает активное участие всех учащихся на основе самодеятельности в принятии и ис-
полнении решений для социально-значимых целей. Педагогическое управление реализует свои функции как бы вне объекта, а ученическое самоуправление -внутри него. Главными каналами взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления является делегирование учащихся управленческих полномочий и ответственности за их реализацию.
Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейна выявили, что после проведения арт-терапевтических занятий и усиления воспитывающего характера классных коллективов у шести воспитанников уровень самооценки значительно повысился, а уровень базовой тревожности (методика Тейлора), наоборот, понизился. Данные проективных методик «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек» показали, что у детей повысился уровень отношения к себе с восьми баллов до пятнадцати. Активность повысилась на четыре балла с начальных двенадцати баллов до шестнадцати.
Сравнивая данные до и после экспериментальной работы можно отметить, что разработанная программа деятельности способствовала корректировки самооценки, тревожности, активности и агрессивности учащихся.
Следовательно, на втором этапе деятельности социально-психологической службой лицея осуществляется коррекция организации деятельности учащихся в соответствии с рекомендациями психологов, социальных педагогов.
Третий этап деятельности психологической службы заключается в использовании полученной информации для проведения консультации для учителей, родителей при возникновении проблемных ситуаций в процессе обучения тех или иных учащихся, нуждающихся в посреднических услугах психолога. Помимо этого, при обращениях учащихся по поводу возникновения у них каких-либо
Библиографический список
психологических проблем опора на объективную информацию комплексного обследования существенно облегчает выбор той или иной стратегии психотерапевтической помощи.
Все консультации проводятся строго конфиденциально, и только в случае необходимости администрации предоставляется позитивная информация в целях защиты учащихся в конфликтной ситуации.
Особым родом деятельности психолого-педагогической службы в рассматриваемом ракурсе проблемы является консультативная и тренинговая деятельность с учителями, родителями. Для этих целей в кабинете психолога существует набор различных психодиагностических компьютерных и бланковых методик самооценки с доступными для неспециалистов вариантами описания полученных результатов. Разумеется, при необходимости может проводиться совместный анализ ситуации или обсуждение возникающих негативных явлений в психическом состоянии обратившихся.
Таким образом, до участия в экспериментальной программе для учащихся были характерны стремление к независимому поведению негативного характера, нарушение межличностного общения, эгоизм, конфликтность, напряженность и др.
В конце цикла занятий по разработанной программе с использованием элементов арт-терапии у учащихся экспериментальной группы отмечались такие изменения, как стремление к продуктивной социально-полезной деятельности; расширение сферы своих контактов и стремление участвовать в жизни школьного коллектива; стремление понять себя; объективное отношение к себе и своим поступкам.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Москва: Академия, 1997.
2. Агарагимова В.К., Джаватова А.А. Применение сказкотерапии в процессе адаптации детей-сирот к условиям школы-интерната. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 137 - 138.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
4. Берулава ГА. Методические основы практической психологии. Москва: МПСИ, 2004.
5. Мухина В.С. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях. Развитие личности. 2001; № 2: 27 - 31.
6. Овчарова РВ. Практическая психология образования. Москва: Академия, 2008.
7. Разживина Н.А. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2013.
8. Рогов Е.И. Психология общения. Москва: Владос, 2002.
9. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. Вопросы психологии. 1988; № 6: 31 - 41.
10. Умариева С.З., Рагимханова Л.К., Агарагимова В.К. Понимание учащихся студентами-практикантами как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76).
11. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». Москва: Речь, 2007.
12. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. Москва: Академия, 2011. References
1. Abramova G.S. Prakticheskaya psihologiya. Moskva: Akademiya, 1997.
2. Agaragimova V.K., Dzhavatova A.A. Primenenie skazkoterapii v processe adaptacii detej-sirot k usloviyam shkoly-internata. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 137 - 138.
3. Ann L.F. Psihologicheskij trening s podrostkami. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.
4. Berulava G.A. Metodicheskie osnovy prakticheskojpsihologii. Moskva: MPSI, 2004.
5. Muhina V.S. Razvitie lichnosti podrostka v usloviyah social'no-psihologicheskih iniciacij vo vremennyh ob'edineniyah. Razvitie lichnosti. 2001; № 2: 27 - 31.
6. Ovcharova R.V. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2008.
7. Razzhivina N.A. Osobennosti lichnostnyh dispozicij podrostkov, sklonnyh k deviantnomu povedeniyu, v usloviyah obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2013.
8. Rogov E.I. Psihologiya obscheniya. Moskva: Vlados, 2002.
9. Fel'dshtejn D.I. Psihologicheskie osobennosti razvitiya lichnosti v podrostkovom vozraste. Voprosypsihologii. 1988; № 6: 31 - 41.
10. Umarieva S.Z., Ragimhanova L.K., Agaragimova V.K. Ponimanie uchaschihsya studentami-praktikantami kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76).
11. Shevchenko M.F. Trening «Proforientaciya dlya starsheklassnikov». Moskva: Rech', 2007.
12. Shipunova T.V. Tehnologiya social'nojraboty. Social'naya rabota s licami deviantnogo povedeniya. Moskva: Akademiya, 2011.
Статья поступила в редакцию 10.08.19
УДК 378
Aldakimova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social, Special Pedagogy and Psychology, Armavir State Pedagogical University
(Armavir Russia), E-mail: Aldakimova.olga@mail.ru
ON MODELING A METHODICAL SYSTEM FOR PREPARING UNIVERSITY TEACHERS FOR SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS. The article is dedicated to an urgent scientific problem - scientific justification of the structure of a methodological system of training university teachers for socio-cultural adaptation of foreign students in the context of the active development of international inter-university cooperation. An analysis of the research and the author's own pedagogical experience allows to conclude that in most universities there are implemented separate training programs for teachers on organizing work with foreign students, which most often do not have a scientific and theoretical basis. The aim of the presented study is to model the methodical system of preparing university teachers for the socio-cultural adaptation of foreign students. The article presents an analysis of the key concepts of a model, modeling, system, methodical system. This allows the author to formulate her own definition of the methodical system. The author identifies and characterizes the theoretical and methodological, value-oriented, content-structural, technological, analytical and reflexive components of the simulated methodical system. In conclusion, the expected results from the practical implementation of the methodical system of preparing university teachers for the socio-cultural adaptation of foreign students are formulated.
Key words: sociocultural adaptation, foreign students, model, modeling, methodical system, module, intercultural interaction.
О.В. Алдакимова, канд. пед. наук, доц., Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: Aldakimova.olga@mail.ru