полнении решений для социально-значимых целей. Педагогическое управление реализует свои функции как бы вне объекта, а ученическое самоуправление -внутри него. Главными каналами взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления является делегирование учащихся управленческих полномочий и ответственности за их реализацию.
Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейна выявили, что после проведения арт-терапевтических занятий и усиления воспитывающего характера классных коллективов у шести воспитанников уровень самооценки значительно повысился, а уровень базовой тревожности (методика Тейлора), наоборот, понизился. Данные проективных методик «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек» показали, что у детей повысился уровень отношения к себе с восьми баллов до пятнадцати. Активность повысилась на четыре балла с начальных двенадцати баллов до шестнадцати.
Сравнивая данные до и после экспериментальной работы можно отметить, что разработанная программа деятельности способствовала корректировки самооценки, тревожности, активности и агрессивности учащихся.
Следовательно, на втором этапе деятельности социально-психологической службой лицея осуществляется коррекция организации деятельности учащихся в соответствии с рекомендациями психологов, социальных педагогов.
Третий этап деятельности психологической службы заключается в использовании полученной информации для проведения консультации для учителей, родителей при возникновении проблемных ситуаций в процессе обучения тех или иных учащихся, нуждающихся в посреднических услугах психолога. Помимо этого, при обращениях учащихся по поводу возникновения у них каких-либо
Библиографический список
психологических проблем опора на объективную информацию комплексного обследования существенно облегчает выбор той или иной стратегии психотерапевтической помощи.
Все консультации проводятся строго конфиденциально, и только в случае необходимости администрации предоставляется позитивная информация в целях защиты учащихся в конфликтной ситуации.
Особым родом деятельности психолого-педагогической службы в рассматриваемом ракурсе проблемы является консультативная и тренинговая деятельность с учителями, родителями. Для этих целей в кабинете психолога существует набор различных психодиагностических компьютерных и бланковых методик самооценки с доступными для неспециалистов вариантами описания полученных результатов. Разумеется, при необходимости может проводиться совместный анализ ситуации или обсуждение возникающих негативных явлений в психическом состоянии обратившихся.
Таким образом, до участия в экспериментальной программе для учащихся были характерны стремление к независимому поведению негативного характера, нарушение межличностного общения, эгоизм, конфликтность, напряженность и др.
В конце цикла занятий по разработанной программе с использованием элементов арт-терапии у учащихся экспериментальной группы отмечались такие изменения, как стремление к продуктивной социально-полезной деятельности; расширение сферы своих контактов и стремление участвовать в жизни школьного коллектива; стремление понять себя; объективное отношение к себе и своим поступкам.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Москва: Академия, 1997.
2. Агарагимова В.К., Джаватова А.А. Применение сказкотерапии в процессе адаптации детей-сирот к условиям школы-интерната. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 137 - 138.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
4. Берулава ГА. Методические основы практической психологии. Москва: МПСИ, 2004.
5. Мухина В.С. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях. Развитие личности. 2001; № 2: 27 - 31.
6. Овчарова РВ. Практическая психология образования. Москва: Академия, 2008.
7. Разживина Н.А. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2013.
8. Рогов Е.И. Психология общения. Москва: Владос, 2002.
9. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. Вопросы психологии. 1988; № 6: 31 - 41.
10. Умариева С.З., Рагимханова Л.К., Агарагимова В.К. Понимание учащихся студентами-практикантами как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76).
11. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». Москва: Речь, 2007.
12. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. Москва: Академия, 2011. References
1. Abramova G.S. Prakticheskaya psihologiya. Moskva: Akademiya, 1997.
2. Agaragimova V.K., Dzhavatova A.A. Primenenie skazkoterapii v processe adaptacii detej-sirot k usloviyam shkoly-internata. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 137 - 138.
3. Ann L.F. Psihologicheskij trening s podrostkami. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.
4. Berulava G.A. Metodicheskie osnovy prakticheskojpsihologii. Moskva: MPSI, 2004.
5. Muhina V.S. Razvitie lichnosti podrostka v usloviyah social'no-psihologicheskih iniciacij vo vremennyh ob'edineniyah. Razvitie lichnosti. 2001; № 2: 27 - 31.
6. Ovcharova R.V. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2008.
7. Razzhivina N.A. Osobennosti lichnostnyh dispozicij podrostkov, sklonnyh k deviantnomu povedeniyu, v usloviyah obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2013.
8. Rogov E.I. Psihologiya obscheniya. Moskva: Vlados, 2002.
9. Fel'dshtejn D.I. Psihologicheskie osobennosti razvitiya lichnosti v podrostkovom vozraste. Voprosypsihologii. 1988; № 6: 31 - 41.
10. Umarieva S.Z., Ragimhanova L.K., Agaragimova V.K. Ponimanie uchaschihsya studentami-praktikantami kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76).
11. Shevchenko M.F. Trening «Proforientaciya dlya starsheklassnikov». Moskva: Rech', 2007.
12. Shipunova T.V. Tehnologiya social'nojraboty. Social'naya rabota s licami deviantnogo povedeniya. Moskva: Akademiya, 2011.
Статья поступила в редакцию 10.08.19
УДК 378
Aldakimova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social, Special Pedagogy and Psychology, Armavir State Pedagogical University
(Armavir Russia), E-mail: [email protected]
ON MODELING A METHODICAL SYSTEM FOR PREPARING UNIVERSITY TEACHERS FOR SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS. The article is dedicated to an urgent scientific problem - scientific justification of the structure of a methodological system of training university teachers for socio-cultural adaptation of foreign students in the context of the active development of international inter-university cooperation. An analysis of the research and the author's own pedagogical experience allows to conclude that in most universities there are implemented separate training programs for teachers on organizing work with foreign students, which most often do not have a scientific and theoretical basis. The aim of the presented study is to model the methodical system of preparing university teachers for the socio-cultural adaptation of foreign students. The article presents an analysis of the key concepts of a model, modeling, system, methodical system. This allows the author to formulate her own definition of the methodical system. The author identifies and characterizes the theoretical and methodological, value-oriented, content-structural, technological, analytical and reflexive components of the simulated methodical system. In conclusion, the expected results from the practical implementation of the methodical system of preparing university teachers for the socio-cultural adaptation of foreign students are formulated.
Key words: sociocultural adaptation, foreign students, model, modeling, methodical system, module, intercultural interaction.
О.В. Алдакимова, канд. пед. наук, доц., Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: [email protected]
О МОДЕЛИРОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена актуальной научной проблеме - научному обоснованию структуры методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях активного развития международного межвузовского сотрудничества. Анализ выполненных исследований и собственный педагогический опыт автора позволили заключить, что в большинстве вузов реализуются отдельные обучающие программы для преподавателей по организации работы с иностранными студентами, которые чаще всего не имеют научно-теоретического обоснования. Целью представленного исследования является моделирование методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов. В статье представлен анализ ключевых понятий модели, моделирования, системы, методической системы. Это позволило автору сформулировать собственное определение методической системы. Автор выделяет и характеризует теоретико-методологический, ценностно-целевой, содержательно-структурный, технологически-деятельностный, аналитико-рефлексивный компоненты моделируемой методической системы. В заключение сформулированы ожидаемые результаты от практического внедрения методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов.
Ключевые слова: социокультурная адаптация, иностранные студенты, модель, моделирование, методическая система, модуль, межкультурное взаимодействие.
Активное развитие международного сотрудничества российских вузов детерминирует рост академической мобильности и увеличение количества иностранных студентов. Попадая в инокультурную среду, студенты из зарубежных стран оказываются в сложной ситуации активного взаимодействия с новыми культурными, социальными, религиозными, коммуникативными нормами.
Комплексный процесс интеграции личностной, социальной и культурной сфер иностранных студентов, понимаемый как социокультурная адаптация, достаточно глубоко и всесторонне исследован в современной науке. Анализ выполненных исследований позволяет заключить, что социокультурная адаптация включает в себя активный интерес к знакомству с новой культурой, высокий уровень толерантности к другим этнокультурным группам, высокий уровень развития навыков межкультурной коммуникации в новых условиях жизнедеятельности, положительные эмоциональные переживания, связанные с проживанием в новой среде [1], [2].
Ведущая роль в успешной социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах принадлежит профессорско-преподавательскому составу, учебно-вспомогательному персоналу и руководителям специализированных структурных подразделений по работе со студентами из зарубежных стран.
Большинство российских вузов разрабатывают и реализуют комплексные программы социально-педагогической и психологической поддержки иностранных студентов на этапе социокультурной адаптации [3 - 5]. Практически в каждой из таких программ предусмотрены тренинги, семинары, мастер-классы для сотрудников вуза. Анализ подобных программ, собственный эмпирический опыт и наблюдения позволяют заключить, что такая работа в вузах не всегда носит системный характер, не имеет, чаще всего, глубокого научно-теоретического обоснования и научно-методического обеспечения.
Целью нашего исследования является моделирование методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов на основе интеграции результатов новейших научных исследований и лучших образовательных практик.
В качестве рабочего мы используем понимание модели как мысленно представленной системы, способной замещать изучаемый объект и получать о нем новую информацию [6]. Особая значимость моделирования состоит в возможности изучения процесса или явления до их практической реализации. В своих исследованиях М.В. Ядровская убедительно доказала возможность использования моделей как эффективного исследовательского приема целостного представления педагогического объекта в целях его изучения или как средства построения процесса его функционирования на основе результатов модельного анализа [7].
Моделирование методической системы предполагает, прежде всего, определение понятия «система». В рамках нашего исследования мы разделяем позицию Ф.П. Тарасенко, который под системой понимает множество взаимосвязанных элементов, обособленных от среды и взаимодействующих с ней как целое и к основным свойствам системы относит целостность и открытость. Такое понимание системы позволяет выявить ее структуру и взаимосвязи системы с окружающей средой [8].
Конкретизация положений системного подхода к выявлению особенностей, состава и структуры методической системы предполагает анализ потенциала методического подхода в современной педагогической науке как способа нормирования педагогической деятельности. Исходя из этого, И.А. Колесникова и Е.В. Титова понимают под методической системой «...устойчивое сочетание логически взаимосвязанных результативных способов осуществления педагогической деятельности, подчиненных определенной стратегии и реализуемых в соответствующей тактике педагогического взаимодействия» [9, с. 150].
В рамках нашего исследования под методической системой подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов мы будем понимать целостную совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих непрерывность овладения педагогами профессиональными компетенциями поддержки иностранных студентов на этапе адаптации к образовательным и социокультурным условиям обучения в российском вузе.
Опираясь на вышеизложенные теоретические положения, в структуре методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов можно выделить следующие компоненты: теоретико-методологический, ценностно-целевой, содержательно-структурный, технологически-деятельностный, аналитико-рефлексивный.
Теоретико-методологический компонент методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов выступает как концептуальная основа такой системы и обеспечивает интеграцию ведущих методологических подходов (компетентностного, аксиологического, андрагогического) при проектировании и практической апробации системы психолого-педагогических и организационно-управленческих мер по развитию профессионально-личностных компетенций преподавателей вуза в области межкультурного взаимодействия с иностранными студентами.
Теоретико-методологический компонент методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов обеспечивает целостность, непрерывность, системность и систематичность подготовки педагогов к педагогической поддержке иностранных студентов при вхождении в новое социокультурное и образовательное пространство.
Ценностно-целевой компонент методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов предполагает развитие мотивации преподавателей к межкультурной коммуникации со студентами из зарубежных стран на основе принимаемых и разделяемых ценностей открытости, толерантности, уважения к другим культурам и стремления включить студентов в новую культуру при сохранении их этнокультурной идентичности. Ценностно-целевой компонент методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов позволяет преподавателям и учебно-вспомогательному персоналу осознать социокультурную адаптацию как механизм развития личности студентов из зарубежных стран в соответствии с нормами и ценностями нового социума, глубокого понимания системы ценностных ориентаций и стереотипов поведения, позитивного отношения к новой культуре. В то же время преподаватели вуза расширяют собственные представления о культуре, ценностях и традициях зарубежных стран, признавая их уникальность и самобытность.
Содержательно-структурный компонент методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов предполагает структурирование содержания такой подготовки на основе принципов проблемно-модульного подхода.
В контексте нашего исследования под модулем понимается целостный фрагмент изучаемого содержания, проектируемый и реализуемый с целью овладения преподавателями вуза методами решения значимых образовательных проблем, возникающих на этапе социокультурной адаптации иностранных студентов.
Проблемно-модульный подход обеспечивает:
- системность содержания, его соответствие современным дидактическим принципам;
- установление структурно-логических связей между отдельными элементами изучаемого опыта;
- гибкость, динамичность процесса овладения новым опытом;
- организацию практико-ориентированной подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов.
Исходя из междисциплинарного статуса понятия социокультурной адаптации, следует включить в моделируемую методическую систему подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов инвариантные и вариативные проблемные модули.
В инвариантные модули предполагается включить изучение адаптационных стратегий иностранных студентов, учитывающие механизмы академической, психофизиологической, социокультурной, бытовой адаптации; культурологический модуль, раскрывающий историю и культуру зарубежных стран, из которых
приехали студенты; психолого-педагогический модуль, посвященный развитию компетенций межкультурной коммуникации преподавателей.
Вариативные модули предполагается проектировать с учетом профессиональных запросов различных категорий педагогических работников: преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, кураторов студенческих групп и руководителей студенческих объединений, административного персонала вуза, факультетов.
Для преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин важно научиться проектировать предметные модули на иностранном языке, адаптировать предметное содержание к уровню владения иностранными студентами русским языком, изучить возможности дополнительного методического обеспечения основных видов учебно-познавательной деятельности иностранных студентов. В вариативный модуль для кураторов предполагается включить овладение ими технологиями психолого-педагогической поддержки иностранных студентов, снижения у них уровня культурного шока, тревожности, их активного вовлечения в общественную и культурную жизнь вуза, города, в деятельность студенческих творческих объединений, спортивных клубов.
Технологически-деятельностный компонент методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов предполагает организацию интерактивного взаимодействия преподавателей в процессе развития необходимых профессиональных компетенций на основе ис-
Библиографический список
пользования имитационных игр, элементов психологического тренинга, решения ситуационных задач, моделирования проблемных ситуаций и др.
Аналитико-рефлексивный компонент методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов позволяет преподавателям вуза овладеть механизмами обратной связи с целью анализа эффективности реализуемой образовательной программы, осознания способов достижения поставленных целей и понимания перспектив личностно-профессионального развития в области работы с иностранными студентами.
Разработка модели методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов и ее практическое внедрение позволит:
- снизить у иностранных студентов уровень адаптационного стресса;
- оказывать иностранным студентам квалифицированную психолого-педагогическую и социально-педагогическую поддержку;
- оптимизировать межкультурное взаимодействие в вузе;
- снизить социальную напряженность в молодежной среде;
- повысить у преподавателей вуза уровень развития компетенций межкультурной коммуникации;
- формировать имидж вуза как центра развития международного образовательного и научного сотрудничества.
1. Овсянникова И.Г., Терещенко Т.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе. Известия ВГПУ. 2018; № 3: 41 - 46.
2. Ваулина Т.А., Сахарова К.Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Вестник Томского государственного университета. 2015; № 400: 267 - 272.
3. Мариненко О.П. Роль преподавателя вуза в оказании помощи иностранным студентам. Высшее образование в России. 2019; № 28: 124 - 133.
4. Максимчук Е.Д. Применение программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов. Вестник Кемеровского государственного университета. 2016; № 4: 171 - 175.
5. Иванова Г.П., Логвинова О.К., Ширкова H.H. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации. Высшее образование в России. 2018; № 3: 60 - 69.
6. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва: Знание, 1986.
7. Ядровская М.В. Модели в педагогике. Вестник Томского государственного университета. 2013; № 366: 139 - 143.
8. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2010.
9. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. Москва: Издат. Центр «Академия», 2005.
References
1. Ovsyannikova I.G., Tereschenko T.M. Sociokul'turnaya adaptaciya inostrannyh studentov k usloviyam obucheniya v rossijskom vuze. Izvestiya VGPU. 2018; № 3: 41 - 46.
2. Vaulina T.A., Saharova K.N. Organizacionnye aspekty adaptacii inostrannyh studentov, obuchayuschihsya v rossijskom vuze. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 400: 267 - 272.
3. Marinenko O.P. Rol' prepodavatelya vuza v okazanii pomoschi inostrannym studentam. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019; № 28: 124 - 133.
4. Maksimchuk E.D. Primenenie programmy social'no-psihologicheskogo soprovozhdeniya mezhkul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta. 2016; № 4: 171 - 175.
5. Ivanova G.P., Logvinova O.K., Shirkova N.N. Pedagogicheskoe obespechenie sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov: opyt realizacii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; № 3: 60 - 69.
6. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva: Znanie, 1986.
7. Yadrovskaya M.V. Modeli v pedagogike. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 366: 139 - 143.
8. Tarasenko F.P. Prikladnojsistemnyjanaliz: uchebnoe posobie. Moskva: KNORUS, 2010.
9. Kolesnikova I.A., Titova E.V. Pedagogicheskayaprakseologiya. Moskva: Izdat. Centr «Akademiya», 2005.
Статья поступила в редакцию 10.08.19
УДК 37.016: 796.015.865
Afov A.Kh., teacher, Department of Physical Training, North-Caucasian Institute for Advanced Studies, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal
Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: Alixanof@ bk.ru
Karepova Yu.G, postgraduate, North-Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: irina_kokaeva @mail.ru
Suanov S.V., postgraduate, North-Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR HEALTH-IMPROVING WORK AT SCHOOL BY MEANS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES AND GTO. The authors update the need for the revival of the All-Russian sports and fitness complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) for training students-future physical education teachers to form a conscious attitude to physical and psycho-emotional health among pupils, and to promote their health-saving behavior. Valeologo-educational work within the framework of training and delivery of the norms of the TRP complex can be carried out by updating the rich sports past of our country, as well as modern achievements in the field of sports. Specific facts from the history of sports or biographies of athletes can serve as a moral guide, as well as contribute to the formation of a sense of belonging to the outstanding achievements of athletes of our country. The potential of cultural and educational activities in the transformation of knowledge of healthy lifestyle issues into personal meanings through the implementation of the All-Russian Sports and Fitness Complex of the GTO is defined.
Key words: cultural and educational work, healthy lifestyle, bachelor - future teachers of physical culture and sports, health culture, personal competence, professional competence.
А.Х. Афов, преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик,
E-mail: Alixanof@ bk.ru
Ю.Г. Карепова, аспирант, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,
E-mail: irina_kokaeva @mail.ru
С.В. Суанов, аспирант, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]