Научная статья на тему 'Адаптация иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе: проблемы и критерии оценки'

Адаптация иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе: проблемы и критерии оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTATION / SUPPORT / FOREIGN STUDENTS / TECHNICAL COLLEGE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ACTIVITY / АДАПТАЦИЯ / ПОДДЕРЖКА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухалко А.Д.

Статья посвящена проблеме адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе. Обосновывается идея о том, что в российских условиях обязательным является поддержка процессов адаптации иностранных студентов. Раскрываются предмет и содержание адаптационных процессов. Особое внимание уделено учебной, академической адаптации. В статье выявлены особенности адаптации иностранных студентов, определяемые спецификой технического образования. Выделены и описаны характерные особенности адаптации иностранных студентов к социокультурной среде российского вуза, поликультурной российскому пространству. Установлены связи между тремя предметами адаптации. На основании анализа современной литературы по проблеме адаптации иностранных студентов, предложены критерии адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухалко А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO THE TRAINING AT THE RUSSIAN TECHNICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND EVALUATION CRITERIA

The article presents research on a problem of adaptation of foreign students to the training at a Russian technical university. The researcher believes that for the successful adaptation of foreign students some special support is required. The paper describes the contents of adaptation processes. Special attention in the work is paid to the adaptation to educational activities. The author also reveals features of adaptation of foreign students in conditions of technical education. On the basis of the analysis of modern research works, the article offers criteria for the adaptation assessment.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе: проблемы и критерии оценки»

References

1. Lubysheva L.I., Peshkova N.V. Integraciya deyatel'nosti sportivnogo kluba i kafedry fizicheskoj kul'tury v kontekste razvitiya studencheskogo sporta v vuze. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016; 5: 90 - 93.

2. Solov'ev A.A. Uroven' organizacii sportivnoj raboty v vuze kak kriterij privlekatel'nosti vuza i faktor razvitiya sporta: pravovye aspekty. Pravo i obrazovanie. 2009; 8: 44 - 51.

3. Sadovoj V.P., Smyshnov K.M. Studencheskij sportivnyj klub v kontekste razvitiya massovogo studencheskogo sporta. OLIMPIJSKAYa IDEYa SEGODNYa: sbornik materialov Pyatoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyaschennoj 100-letiyu Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2015: 283 - 89.

4. Koncepciya razvitiya studencheskogo sporta. Available at: http://studsport.ru/27.11.2017_utvergdena_kontseptsiya_razvitiya_ studencheskogo_sporta

5. Nevzorova I.B. Formirovanie gotovnosti buduschih programmistov k proektno-analiticheskoj deyatel'nosti v kolledzhe. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2017.

6. Magin V.A. Modernizaciya sistemyprofessional'nojpodgotovkispecialistovpo fizicheskojkul'ture isportu na osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

7. Magin V.A. Kompetentnostnaya model' specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. Vestniksportivnojnauki. 2006; 1: 43 - 47.

Статья поступила в редакцию 15.09.18

УДК 37.015.31

Buhalko A.D., postgraduate, senior teacher, Omsk State Technical University (Omsk, Russia), E-mail: ab_omgtu@mail.ru

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO THE TRAINING AT THE RUSSIAN TECHNICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND EVALUATION CRITERIA. The article presents research on a problem of adaptation of foreign students to the training at a Russian technical university. The researcher believes that for the successful adaptation of foreign students some special support is required. The paper describes the contents of adaptation processes. Special attention in the work is paid to the adaptation to educational activities. The author also reveals features of adaptation of foreign students in conditions of technical education. On the basis of the analysis of modern research works, the article offers criteria for the adaptation assessment.

Key words: adaptation, support, foreign students, technical college, educational environment, educational activity.

А.Д. Бухалко, ст. преп., соискатель, Омский государственный технический университет, г. Омск,

E-mail: ab_omgtu@mail.ru

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Статья посвящена проблеме адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе. Обосновывается идея о том, что в российских условиях обязательным является поддержка процессов адаптации иностранных студентов. Раскрываются предмет и содержание адаптационных процессов. Особое внимание уделено учебной, академической адаптации. В статье выявлены особенности адаптации иностранных студентов, определяемые спецификой технического образования. Выделены и описаны характерные особенности адаптации иностранных студентов к социокультурной среде российского вуза, поликультурной российскому пространству. Установлены связи между тремя предметами адаптации. На основании анализа современной литературы по проблеме адаптации иностранных студентов, предложены критерии адаптации.

Ключевые слова: адаптация, поддержка, иностранные студенты, технический вуз, образовательная среда, учебная деятельность.

Расширение экспорта российского образования является одной из наиболее заметных тенденций его развития, динамика которой определяется не только глобализацией и экономической конкуренцией образовательных систем, наличием научно-технических и технологических разработок, представляющих интерес за рубежом, но и привлекательностью самих вузов, готовностью и способностью формировать комфортную образовательную среду, не требующую от иностранных граждан особых усилий для адаптации и успешного освоения образовательных программ. Актуальной тенденцией развития современного образования является формирование транснациональных моделей, которые обеспечивают не только максимальную унификацию содержания и форм обучения, но и единое социокультурное пространства, однако в Российской Федерации эти процессы протекают достаточно сдержано, поэтому необходимой является поддержка адаптации, ориентированная на конкретные проблемы и трудности, на содержание и особенности процесса [1]. Внимание к адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза, организация психолого-педагогического сопровождения этого процесса, таким образом, является фактором развития вуза как экспортера образования.

Образование, как и всякая социальная среда, является не только адаптивной, но и адаптирующей [2] средой. С развёртыванием данной идеи связаны практически все психолого-педагогические исследования проблемы адаптации, которые, как правило, направлены на обеспечение успешной адаптации личности в образовательной системе. Исследования проблем адаптации учащихся к образовательным системам, на основе данной

идеи, неизменно выделяют целесообразность организации среды, облегчающую процесс адаптации.

Теоретические основы проблемы адаптации личности в системе образования принадлежат А.Д. Андреевой [3], М.Р Битя-новой [4], С.М. Годнику и В.С. Листенгардену [5], А.В. Мудрику [6] и др. авторам. Адаптация субъектов образовательного процесса, согласно их теориям, по своему содержанию есть трехсторонний процесс обеспечения оптимальной деятельности субъекта внутри образовательной системы, включающий:

- овладение учебной деятельностью, её способами и средствами, развитие познавательных способностей;

- овладение социальной ролью и выстраивание социальных отношений;

- разрешение противоречий взаимодействия с социальной средой.

Специфика аудитории (иностранные студенты) не меняет сущности самого процесса, но отражается в дальнейшем, при изучении конкретных объектов, содержания и критериев адаптации. Адаптация иностранных студентов к обучению в российском вузе - это социально-психологический процесс активного и сознательного построения конструктивного взаимодействия личности и образовательной системы за счет самоизменения, закрепленного в личностном плане (накопление опыта взаимодействия), и, одновременно, за счет преобразования образовательной системы (использование накопленного опыта взаимодействия).

К числу источников, формирующих теоретическую основу исследования проблемы адаптации иностранных студентов к

обучению в российском вузе, относятся работы Н.В. Виничук [7], О.А. Ивановой [8] и др. Авторы выяснили, что адаптация иностранцев в российской системе образования - это сложный, социально-психологический процесс «вхождения», как в новую образовательную, так и в новую энтнокультурную среду, в которой человек «выстраивает» свою учебную деятельность. Интеграция в новую этнокультурную среду, во-многом, выступает преимущественным процессом, поскольку культурные особенности характерны для взаимоотношений в образовательном процессе, содержания образования и даже для образовательных технологий. Решая задачи сопровождения адаптации иностранных студентов, нельзя упускать из виду, что с расширением экспорта российского образования, вузы стоят перед необходимостью формирования поликультурной образовательной среды, в которой возможно сохранение и использование богатства собственной национальной культуры студента, обмен культурным содержанием.

Адаптация иностранцев, или как их еще называют - образовательных мигрантов, в системе образования, как пишет Е.А. Бауэр [9], затруднена рядом специфических проблем и психическим состоянием, вызванным сменой социальной среды. Адаптация иностранных студентов к обучению в российском вузе представляет собой целостный процесс, направленный на раз-

личные объекты адаптации. Метод анализа позволяет рассмотреть адаптационные процессы в отношении основных объектов по отдельности, однако, подчеркнем, что это может быть сделано исключительно в исследовательских целях. На наш взгляд, в качестве основных, следует выделить три объекта адаптации иностранных студентов: учебную деятельность в системе высшего образования, социальную среду российского вуза, а также собственно российское социокультурное пространство. Сошлёмся на мнение А.Н. Суховой [10], которая разделяет адаптацию иностранных студентов к обучению в российском вузе на академическую, социальную и культурную (рисунок 1). В отношении каждого из перечисленных объектов существует специфика содержания и проблем адаптации, могут разрабатываться и использоваться отдельные направления психолого-педагогического сопровождения.

Процессы адаптации иностранных студентов, принято рассматривать, преимущественно, по отношению к новой социальной среде, однако, в первую очередь, они обусловлены необходимостью освоения учебной деятельности в системе высшего образования. Не случайно, ежегодные отчисления по неуспеваемости составляют 10-12% от общего числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах [11]. Для иностранных студентов, также как и для наших соотечественников,

ЛДЛПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

объекты адаптации _!_

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКОГО ВУЗА

РОССИЙСКОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Общее:

- преодоление языкового барьера

и формирование З-Б коммуникаций;

- формирование научной картины мира, категориально-понятийного и проблемного мышления;

- овладение методологией учебной деятельности;

- формирование опыта самоорганизации учебной деятельности;

- развитие необходимых для учебной и будущей профессиональной деятельности качеств личности

Обусловленное особенностями технического образования:

- освоение технической и технологической терминологии и системы единиц измерения;

- формирование обшей технической компетенции, позволяющей техническую информацию

и работать с ней;

- организация учебной деятельности в информационном пространстве технического вуза;

- ориентация в

образовательно-лабораторно-производственном комплексе технического вуза.

содержание адаптации _I_

- формирование системы конструктивного и комфортного социального взаимодействия

в образовательной среде, на основе сложившихся социальных норм;

- освоение социальной роли студента;

- согласование личных и общественных потребностей, личной и общественной системы ценностей.

- вхождение в студенческое сообщество.

критерии адаптации

- освоение россииских культурных норм и формирование опыта их использования;

- построение межкультурного взаимодействия, при сохранении своих национально-культурных особенностей в том виде,

в котором они не противоречат социуму;

- организацию жизнедеятельности иностранного студента

в российском правовом пространстве

социальное самочувствие иностранного студента

продуктивность социальною взаимодействия в образовательной среде российскою вуза

продуктивность учебной деятельности

Рис. 1. Адаптацияиностранныхстудентов кобучениювроссийскомтехническомвузе

актуальной является проблема преемственности между школой и вузом, перехода к новым отношениям, освоения новых методов и средств, формирования иной мотивации и, в целом, принятия особенностей учебной деятельности в высшей школе. Проблему адаптации студентов к учебной деятельности в вузе можно связать в связи с формированием студента как субъекта учебной деятельности, рассматриваемым на разных уровнях:

- овладение методами и средствами, формирование опыта преобразования окружающей действительности и себя;

- формирование мотивации учебной деятельности, развитие самостоятельности и воли;

- развитие личности в соответствие требованиям учебной, а затем, будущей профессиональной деятельности.

В целом, адаптацию иностранных студентов к учебной деятельности можно определить как целенаправленный и поддерживаемый извне процесс активного формирования их как субъектов учебной деятельности в условиях современного российского вуза, с его требованиями к личности субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности. Рассматривая адаптацию иностранных студентов к учебной деятельности современного российского вуза, можно, как мы считаем, выделить общие проблемы и проблемы, связанных с особенностями технического образования. Основными общими содержательными единицами адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в российском вузе являются: преодоление языкового барьера и формирование субъект-субъектных коммуникаций; формирование научной картины мира, категориально-понятийного и проблемного мышления; овладение методологией учебной деятельности в конкретном вузе; формирование опыта самоорганизации учебной деятельности; развитие необходимых для учебной и будущей профессиональной деятельности качеств личности.

Наряду с ними, как нам кажется, можно выделить содержание, обусловленное особенностями технического образования, которое также имеет инвариант и вариативную часть, характерную только для иностранных студентов. Инвариант раскрывается в исследованиях И.А. Варламовой [12], Г.А. Кручининой и Н.Н. Дарьенковой [13], Л.А. Пьянковой [14] и др. и включает: «... умение производить сложные технические расчеты с применением современных вычислительных средств; умение представлять результаты исследования в виде графической информации; владение математическим аппаратом при описании реальных .... процессов» [15]; ориентацию студента в сложном образовательно-лабораторно-производственном комплексе [12; 16]); формирование системы научных понятий, опыта понимания научных текстов, рефлексивной мыслительной деятельности; формирование учебно-профессиональной «Я-концепции»; освоении динамично развивающихся средств и, в целом, технологий учебной деятельности в техническом вузе, и прежде всего - информационно-коммуникационных технологий, необходимых для работы в сложном информационном пространстве современного технического вуза [13].

Исследования, выполненные Д.С. Дрожжиной [17], С.И. Мод-новым и Л.В. Уховой [11], др. авторами непосредственно среди иностранных студентов, обучающихся на младших курсах технического вуза, позволяют также выделить проблему освоения ими технической и технологической терминологии, системы единиц измерения, принятой в Российской Федерации, и, зачастую, отличающуюся от той, которая использовалась в родной стране студента.

Уточнив, на основании исследований, представленных выше, содержание адаптации иностранных студентов к учебной деятельности, обусловленное спецификой технического вуза, мы выделили в нем следующие содержательные единицы: освоение технической и технологической терминологии и системы единиц измерения, принятых в Российской Федерации; формирование общей технической компетенции, позволяющей осваивать техническую и технологическую информацию и работать с ней, организовывать процессы познания и использования технической и технологической информации; организация учебной деятельности в информационном пространстве технического вуза; ориентация в образовательно-лабораторно-производственном комплексе технического вуза.

Второй объект адаптации - социальную среду современного вуза, часто, исследуя проблемы иностранных студентов в российских вузах, ставят на первое место. Это, безусловно, справедливо, но во многом, как позволяет считать наш личный опыт, связано с тем, что социальные отношения и возникающие

трудности их формирования, как правило, сильнее эмоционально окрашены, чем трудности учебы. Они заметнее и, поэтому, заявляются первыми. Адаптация студента к социальной среде современного вуза определяется как процесс активного взаимодействия студента со средой и окружением, в результате которого формируется его активная жизненная позиция [18], позволяющая ему устанавливать социальные отношения со всеми участниками образовательного процесса, осваивать социальные нормы и правила, преодолевать трудности учебы. Здесь можно выделить влияние этнопсихологических, социально-экономических, социально-культурных факторов среды, которые, по их мнению, трансформируют механизмы адаптации.

В отношении научных подходов к адаптации иностранных студентов к социальной среде современного вуза заметна определенная динамика. Если ранее, в 90-х годах, исследователи проблемы выделяли в качестве ведущих дезадаптационных факторов проблемы бытового характера (условия проживания, питания, режим и даже климат) (например, у А.П. Кормилицына [19]), то в современных исследованиях преобладает внимание к комуникационным и социально-средовым факторам. И.Л. Муша-рапова [20], например, подчеркивает, что в социально-средовой адаптации иностранных студентов преобладают проблемы установления коммуникаций, которые тесно связаны с преодолением языкового барьера.

В практико-ориентированных исследованиях подчеркивается проблема социальной изоляции иностранных студентов в начальный период обучения в российском вузе. Эти проблемы, во-многом, вызывают недовольство материально-бытовыми, климатическими и иными условиями, но, при всем прочем, не перестают быть первородными. Социологические исследования Д.С. Дрожжиной [17], И.О. Кривцовой [21], О.А. Лебедевой и Ю.И. Скопиной [22], С.И. Моднова, Л.В. Уховой [11] и др. авторов отмечают:

- настороженное отношение со стороны российских студентов и, даже преподавателей;

- отсутствие особого статуса «иностранный студент» и, как следствие, понимания проблем и трудностей социального взаимодействия;

- резкий контраст социальных норм страны проживания и принятых среди российского студенчества. Преодоление перечисленных трудностей, достижения удовлетворенности социальным взаимодействием в образовательном процессе представляется нам содержанием адаптации иностранного студента к социальной среде современного вуза.

Отдельно, как подчеркивает Д.С. Дрожжина [17], возникает проблема вхождения иностранных студентов в студенческое сообщество, преодоления социальной изоляции. Студенческое сообщество, объединенное общей внеаудиторной деятельностью, социально-значимой деятельностью, самоуправлением, воспитательной работой и досугом - это социально-возрастная группа, насыщенная коммуникациями и обладающая собственными социальными нормами, системой ценностей и смыслов. Возможное отторжение иностранных студентов от студенческого сообщества - есть проблема не только языкового барьера, требующая нового понимания педагогической поддержки их адаптации, расширения её содержания за счёт работы со студенческим сообществом. Рассмотрев проблемы адаптации студентов к образовательной среде современного вуза, с учетом специфики адаптации иностранных студентов, мы сформулировали обобщения о содержании процесса. Содержание адаптации иностранных студентов к образовательной среде современного российского вуза включает:

- формирование системы конструктивного и комфортного социального взаимодействия в образовательной среде, на основе сложившихся социальных норм;

- освоение социальной роли студента;

- согласование личных и общественных потребностей, личной и общественной системы ценностей.

- вхождение в студенческое сообщество.

Наконец, наиболее широким процессом является адаптация иностранных студентов к российскому социокультурному пространству. По своей сути - это процесс организации жизнедеятельности студента в новых для него социкультурных условиях. Выделение адаптации иностранных студентов к российскому социуму, как отдельного вида адаптации, обусловлено наличием закономерных связей между социально-политической, социально-экономической, социокультурной обстановкой и адаптационными процессами, которые доказаны, например, Т.Г. Аниси-

мовой [23]. «Особенность иностранного студента как объекта исследования, - пишет Д.С. Дрожжина, - состоит в том, что, приезжая в другую страну, он вынужден усваивать новые культурные образцы для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества. Старые образцы и схемы поведения не всегда применимы в новой среде, поэтому требуются время и определенные усилия по преодолению барьеров и встраиванию в новую социокультурную среду» [17]. По большей части, адаптационные процессы заключаются в выборе стратегии адаптации (ассимиляция, сепарация, интеграция и пр.), которые могут быть конструктивными и деструктивными и, естественно, отражаются на двух предыдущих видах адаптации. При этом различные этнокультурные группы адаптируются к социуму по-разному, что, безусловно, затрудняет моделирование психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе. В содержании адаптации иностранных студентов к российскому социокультурному пространству можно выделить:

- освоение российских культурных норм и формирование опыта их использования;

- построение межкультурного взаимодействия, при сохранении своих национально-культурных особенностей в том виде, в котором они не противоречат социуму.

- организацию жизнедеятельности иностранного студента в российском правовом пространстве.

Охарактеризовав объекты адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе, необходимо обратится к критериям успешной адаптации, поскольку без этого нельзя планировать педагогическую поддержку данного процесса.

Критерий оценки адаптированности иностранного студента к учебной деятельности в российском вузе (академический), должен быть связан с объективными показателями учебной деятельности. В качестве критериальных основ оценки результата адаптации может быть предложен уровень развития познавательной

Библиографический список

самостоятельности, продуктивность коммуникаций и общения, наличие ценностных ориентаций на профессию и успешность в учебной деятельности. Используя перечисленные позиции в качестве показателей оценки, сформируем обобщенный критерий как продуктивность учебной деятельности.

В отношении адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза, критерий обычно касается параметров социального взаимодействия. Предполагается, что результат данного процесса следует оценивать через социальную компетентность, толерантность, психологическое здоровье студента, принятие им себя, других и социального окружения. Соответствие результата адаптации перечисленным критериям, как считает автор, является ассимиляцией - т.е. полным совпадением системы ценностей личности и ведущих ценностей социальной среды. На наш взгляд, перечисленные позиции объединяет такой критерий, как продуктивность социального взаимодействия в образовательной среде российского вуза.

Наконец, оценка результата адаптации в социокультурном пространстве может быть с таким критерием, как социальное самочувствие иностранного студента [23] и раскрываться через такие показатели, как:

- стратегия межкультурного взаимодействия;

- организация жизнедеятельности в системе российских социокультурных и правовых норм;

- возможность придерживаться своих культурных особенностей там, где они не противоречат российским культурным нормам.

Анализ теорий по проблеме позволяет нам сделать вывод о том, что на основе личностно-деятельностного подхода и концепции социально-психологической адаптации к настоящему моменту сложилась прочная теоретическая база, позволяющая проектировать процесс педагогической поддержки адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Асриев А.Ю., Маврина И.А., Маврин С.А. Транснациональные образовательные модели в современном мире: наиболее общие тенденции развития и сравнительный анализ. В мире научных открытий. (Социально-гуманитарные науки). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015; 1.2 (61).

2. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. Москва: Знание, 1972.

3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учёбы в вузе. Человек и общество. Ленинград, 1973; Вып. XI-II.

4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. Москва: Совершенство, 1997.

5. Годник С.М., Листенгартен В.С. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы. Воронеж, 1997.

6. Мудрик А.В. Социализация человека. Москва: Академия, 2004.

7. Виничук Н.В. Психологическое сопровождение межкультурной адаптации иностранных студентов в полиэтническом образовательном пространстве ДВФУ: групповые формы работы: монография. Владивосток: Издательство ДФУ, 2013.

8. Иванова О.А. Формирование учебно-профессиональной Я-концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации: монография. Воронеж: ЦНТИ, 2014.

9. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов. Диссертация доктора психологических наук. Нижний Новгород, 2012.

10. Сухова А.Н. Социальная, академическая и культурная адаптация иностранных студентов. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2013.

11. Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете. Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Том I.

12. Варламова И.А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических вузах. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2006.

13. Кручинина Г.А., Дарьенкова Н.Н. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образовании: монография. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016.

14. Пьянкова Л.А. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом университете: монография. Новокузнецк: Издательство КузГТУ, 2011.

15. Попцов А.Н., Хаматнурова Е.Н. Решение проблемы учебной адаптации студентов первого курса к обучению в филиале технического вуза. Интернет-журнал «Науковедение». 2015; Том 7; №5.. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/246PVN515.pdf

16. Кадырова Х.Р. Педагогические условия профессиональной адаптации студента технического вуза в образовательно-производственном комплексе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ульяновск, 2005.

17. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии. Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Available at: https://umversitas.hse.ru/2013--3%20(%D0%A2%D0%BE%D0%BC%201)/108603645.html

18. Албитова Е.П. Актуальные проблемы социальной адаптации студентов вуза: монография. Чита: Изд-во Забайкальского государственного университета, 2015.

19. Кормилицин А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки: на примере авиационного технического колледжа. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.

20. Мушарапова И.Л. Психологические факторы адаптации иностранных студентов к обучению на подготовительном факультете российского вуза. Диссертация . кандидата психологических наук. Тула, 2000.

21. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко). Фундаментальные исследования. 2011; 8 (часть 2).

22. Лебедева О.А., Скопина Ю.И. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России. Психология и педагогика. 2014; 35.

23. Анисимова Т.Г. Социальная адаптация студенческой молодёжи в условиях современного российского общества. Автореферат диссертации . доктора социологических наук. Краснодар, 2016.

References

1. Asriev A.Yu., Mavrina I.A., Mavrin S.A. Transnacional'nye obrazovatel'nye modeli v sovremennom mire: naibolee obschie tendencii razvitiya i sravnitel'nyj analiz. Vmire nauchnyh otkrytij. (Social'no-gumanitarnye nauki). Krasnoyarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2015; 1.2 (61).

2. Markaryan 'E.S. Voprosy sistemnogo issledovaniya obschestva. Moskva: Znanie, 1972.

3. Andreeva D.A. O ponyatii adaptacii. Issledovanie adaptacii studentov k usloviyam ucheby v vuze. Chelovek i obschestvo. Leningrad, 1973; Vyp. XI-II.

4. Bityanova M.R. Organizaciya psihologicheskoj raboty vshkole. Moskva: Sovershenstvo, 1997.

5. Godnik S.M., Listengarten V.S. Trudnostipervokursnikov: chto o nih polezno znat'pedagogam vysshej i srednej shkoly. Voronezh, 1997.

6. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2004.

7. Vinichuk N.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie mezhkul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov v poli'etnicheskom obrazovatel'nom prostranstve DVFU: gruppovye formy raboty: monografiya. Vladivostok: Izdatel'stvo DFU, 2013.

8. Ivanova O.A. Formirovanie uchebno-professional'noj Ya-koncepcii inostrannyh studentov s raznym urovnem mezhkul'turnoj adaptacii: monografiya. Voronezh: CNTI, 2014.

9. Bau'er E.A. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya social'no-psihologicheskoj adaptaciipodrostkov-migrantov. Dissertaciya doktora psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.

10. Suhova A.N. Social'naya, akademicheskaya i kul'turnaya adaptaciya inostrannyh studentov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2013.

11. Modnov S.I., Uhova L.V. Problemy adaptacii inostrannyh studentov, obuchayuschihsya v tehnicheskom universitete. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. № 2. Tom I.

12. Varlamova I.A. Adaptaciya studentov mladshih kursov k professional'nomu obrazovaniyu v tehnicheskih vuzah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2006.

13. Kruchinina G.A., Dar'enkova N.N. Adaptaciya studentov pervogo kursa k obucheniyu v tehnicheskom vuze v usloviyah informatizacii obrazovanii: monografiya. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2016.

14. P'yankova L.A. Adaptaciya studentovk usloviyam obucheniya vtehnicheskom universitete: monografiya. Novokuzneck: Izdatel'stvo KuzGTU, 2011.

15. Popcov A.N., Hamatnurova E.N. Reshenie problemy uchebnoj adaptacii studentov pervogo kursa k obucheniyu v filiale tehnicheskogo vuza. Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2015; Tom 7; №5.. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/246PVN515.pdf

16. Kadyrova H.R. Pedagogicheskie usloviya professional'noj adaptacii studenta tehnicheskogo vuza v obrazovatel'no-proizvodstvennom komplekse. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2005.

17. Drozhzhina D.S. Izuchenie adaptacii inostrannyh studentov: diskussiya o metodologii. Centr vnutrennego monitoringa NIU VSh'E. Available at: https://universitas.hse.ru/2013--3%20(%D0%A2%D0%BE%D0%BC%201)/108603645.html

18. Albitova E.P. Aktual'nye problemy social'noj adaptacii studentov vuza: monografiya. Chita: Izd-vo Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2015.

19. Kormilicin A.P. Social'no-pedagogicheskaya adaptaciya inostrannyh studentov v processe professional'noj podgotovki: na primere aviacionnogo tehnicheskogo kolledzha. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

20. Musharapova I.L. Psihologicheskie faktory adaptacii inostrannyh studentov k obucheniyu na podgotovitel'nom fakul'tete rossijskogo vuza. Dissertaciya . kandidata psihologicheskih nauk. Tula, 2000.

21. Krivcova I.O. Sociokul'turnaya adaptaciya inostrannyh studentov k obrazovatel'noj srede rossijskogo vuza (na primere Voronezhskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii im. N.N. Burdenko). Fundamental'nye issledovaniya. 2011; 8 (chast' 2).

22. Lebedeva O.A., Skopina Yu.I. Problemy i trudnosti adaptacii inostrannyh studentov-pervokursnikov k usloviyam zhizni i obucheniya v Rossii. Psihologiya ipedagogika. 2014; 35.

23. Anisimova T.G. Social'naya adaptaciya studencheskoj molodezhi v usloviyah sovremennogo rossijskogo obschestva. Avtoreferat dissertacii ... doktora sociologicheskih nauk. Krasnodar, 2016.

Статья поступила в редакцию 17.09.18

УДК 377

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Senior Lecturer, Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines,

North-Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

Khimich Zh.G., teacher, Mozdok Mechanical and Technological College (Mozdok, Russia),

E-mail: jannakrav@mail.ru

CONDITIONS FOR FORMING PROFESSIONAL PATRIOTISM IN STUDENTS. The article defines basic conditions for that are necessary to form professional patriotism: high-quality career guidance at school, modern material and technical base of professional educational institutions, students' participation in competitions of professional skills, social partnership of educational institutions and production, realization of dual training, family support in professional choice. The contents of each condition for the formation of professional patriotism are revealed. A parallel is drawn between the general idea of patriotism and professional patriotism. The means for the formation of professional patriotism have been singled out. The authors conclude that the professional formation of patriotism is a continuous process that begins with a career among schoolchildren and will continue throughout the educational process in the professional educational organizations.

Key words: patriotism, dual training, vocational guidance, professional patriotism, social partnership, young people in education.

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, доц., проф. каф. социально-гуманитарных дисциплин, АНО ВО «Северо-Кавказский

социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: la-saenko@yandex.ru

Ж.Г. Химич, преп. ГБ ПОУ «Моздокский механико-технологический техникум», г. Моздок, E-mail: jannakrav@mail.ru

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

В статье определены основные условия формирования профессионального патриотизма: качественная профори-ентационная работа в школе, современная материально-техническая база профессионального образовательного учреждения, участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, социальное партнёрство образовательного учреждения и производства, реализация дуального обучения, поддержка семьи в профессиональном выборе. Раскрыто содержание каждого условия формирования профессионального патриотизма. Проведена параллель между общим представлением о патриотизме и профессиональным патриотизмом. Выделены средства формирования профессионального патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, дуальное обучение, профориентация, профессиональный патриотизм, социальное партнерство, обучающаяся молодёжь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.