Научная статья на тему 'иностранные студенты на СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: РЕГИОНАЛьНЬІЕ РАЗЛИЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ (на примере Северо-Кавказского федерального университета)*'

иностранные студенты на СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: РЕГИОНАЛьНЬІЕ РАЗЛИЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ (на примере Северо-Кавказского федерального университета)* Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
466
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные студенты / адаптация иностранных студентов в России / иностранные студенты на Северном Кавказе / Северо-Кавказский федеральный университет / foreign students / adjustment of foreign students in Russia / foreign students in the North Caucasus / North-Caucasus Federal University

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белозеров В. С., Щитова Н. А., Чихичин В. В., Соловьев И. А.

В статье представлен анализ современного регионального распределения иностранных студентов на Северном Кавказе, выявлены регионы с большим количеством и высокой динамикой обучающихся из зарубежных стран и регионы, где этот процесс находится пока еще на стадии становления. Данная территория является новой для массовой образовательной миграции из-за рубежа, в основном из стран Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Показано место Северо-Кавказского федерального округа на российской карте иностранных студентов. Определены основные особенности принимающего местного северокавказского сообщества, главная из них это полиэтничность населения всех образовательных центров макрорегиона, что придает определенные нюансы восприятию иностранных студентов местными жителями. На основании результатов социологических исследований на примере Северо-Кавказского федерального университета анализируются особенности адаптации иностранных студентов на Северном Кавказе. Основная проблема это языковой барьер, с которым представители из разных стран справляются с разной степенью успешности. Наиболее продвинуты в этом плане выходцы из стран постсоветского пространства. От решения этой проблемы в основном зависят другие аспекты адаптации социокультурного диалога, отношений с властными и сервисными структурами, преподавателями и другими студентами, в целом получение качественного высшего образования и искомой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Белозеров В. С., Щитова Н. А., Чихичин В. В., Соловьев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign students in the North Caucasus: regional differences and problems of adaptation (on the example of the North Caucasus Federal University)

The analysis of the current regional distribution of foreign students in the North Caucasus is presented in the article, regions with a large number and high dynamics of students from foreign countries and regions where this process is still at the stage of formation are identified. This territory is new for mass educational abroad migration, mainly from the countries of Central Asia, the Middle East and Africa. The position of the North Caucasus Federal District on the Russian map of foreign students is shown. The main features of the host local North Caucasian community are determined, the main one is the population' polyethnicity of all the educational centers of the macroregion, which gives certain distinctiveness to the perception of foreign students by local residents. Based on the results of sociological research, the peculiarities of foreign students' adaptation in the North Caucasus are analyzed on the example of the North Caucasus Federal University. The main problem is the language barrier, with which representatives from different countries cope with varying degrees of success. The most advanced in this regard are immigrants from the countries of the post-Soviet space. From the solution of this problem, other aspects of adaptation like socio-cultural dialogue, relations with authorities and service structures, teachers and other students, and in general, the getting of competent higher education and the required qualification are depended on.

Текст научной работы на тему «иностранные студенты на СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: РЕГИОНАЛьНЬІЕ РАЗЛИЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ (на примере Северо-Кавказского федерального университета)*»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

«наука. инновации. технологии», № 4, 2017

УДК 314.74 + 378.4 Белозеров В.С. [Belozerov V.S.], Щитова Н.А. [Shchitova N.A.], Чихичин В.В. [Chikhichin V.V.], Соловьев И.А. [Soloviev I.A.]

иностранные студенты на

СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: РЕГИОНАЛьныЕ

различия и проблемы адаптации

(на примере Северо-Кавказского федерального университета)*

Foreign students in the North Caucasus: regional differences and problems of adaptation (on the example of the North Caucasus Federal University).

В статье представлен анализ современного регионального распределения иностранных студентов на Северном Кавказе, выявлены регионы с большим количеством и высокой динамикой обучающихся из зарубежных стран и регионы, где этот процесс находится пока еще на стадии становления. Данная территория является новой для массовой образовательной миграции из-за рубежа, в основном из стран Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Показано место Северо-Кавказского федерального округа на российской карте иностранных студентов. Определены основные особенности принимающего местного северокавказского сообщества, главная из них - это полиэтничность населения всех образовательных центров макрорегиона, что придает определенные нюансы восприятию иностранных студентов местными жителями. На основании результатов социологических исследований на примере Северо-Кавказского федерального университета анализируются особенности адаптации иностранных студентов на Северном Кавказе. Основная проблема - это языковой барьер, с которым представители из разных стран справляются с разной степенью успешности. Наиболее продвинуты в этом плане выходцы из стран постсоветского пространства. От решения этой проблемы в основном зависят другие аспекты адаптации - социокультурного диалога, отношений с властными и сервисными структурами, преподавателями и другими студентами, в целом получение качественного высшего образования и искомой квалификации.

The analysis of the current regional distribution of foreign students in the North Caucasus is presented in the article, regions with a large number and high dynamics of students from foreign countries and regions where this process is still at the stage of formation are identified. This territory is new for mass educational abroad migration, mainly from the countries of Central Asia, the Middle East and Africa. The position of the North Caucasus Federal District on the Russian map of foreign students is shown. The main features of the host local North Caucasian community are determined, the main one is the population' polyethnicity of all the educational centers of the macroregion, which gives certain distinctiveness to the perception of foreign students by local residents. Based on the results of sociological research, the peculiarities of foreign students' adaptation in the North Caucasus are analyzed on the example of the North Caucasus Federal University. The main problem is the language barrier, with which representatives from different countries cope with varying degrees of success. The most advanced in this regard are immigrants from the countries of the post-Soviet space. From the solution of this problem, other aspects of adaptation like socio-cultural dialogue, relations with authorities and service structures, teachers and other students, and in general, the getting of competent higher education and the required qualification are depended on.

Ключевые слова: иностранные студенты, адаптация иностранных студентов в России, иностранные студенты на Северном Кавказе, Северо-Кавказский федеральный университет.

Key words: foreign students; adjustment of foreign students in Russia; foreign students in the North Caucasus; North-Caucasus Federal University.

Статья подготовлена при государственной поддержке ведущих научных школ по гранту Президента Российской Федерации в рамках научно-исследовательского проекта «Иностранные мигранты в России: стратегии и практики интеграции и адаптации в региональные сообщества» (проект № НШ-9300.2016.6).

Введение

В России учебная миграция по своим масштабам выходит на ведущие позиции в перераспределении человеческого капитала. В структуре въезда в нашу страну этот вид переселения прочно занимает третье место после трудовых мигрантов и соотечественников. В отличие от других видов иммиграции приток студентов из зарубежных стран в основном оказывает положительное влияние на российскую экономику и социальную сферу, так как при грамотной постановке процесса может обеспечить развивающийся рынок труда высококвалифицированной рабочей силой. При этом, конечно, принимающая сторона должна быть заинтересована в успешной адаптации такого рода иностранных мигрантов с последующей возможной их полноценной интеграцией в российский социум. Немаловажен в данном случае и тот аргумент, что в современных демографических условиях России просто-напросто нужно население. И без миграционного притока здесь не обойтись. А именно через образовательную миграцию этот приток можно и нужно сделать более качественным.

Успешная адаптация, хотя бы на время обучения, иностранных студентов в Российской Федерации важна и с геополитической точки зрения. Высока вероятность, что выходцы из Южного Кавказа, Ближнего Востока, Центральной Азии и других регионов, получившие российское образование и вернувшиеся на родину, будут настроены, скорее всего, пророссийски не только сами, но и станут распространять симпатию к России среди местного населения. Это вероятно еще и потому, что довольно часто специалисты с советским/российским образованием в странах указанных регионов занимают руководящие должности и в целом высокое общественное положение.

Распределение иностранных студентов в российских регионах довольно неравномерно. Выделяются регионы - лидеры, в которых сконцентрировано более половины российской численности этой категории обучающихся: Москва, Санкт-Петербург, Омская, Томская, Новосибирская области и Республика Татарстан [2]. Северный Кавказ (в границах Северо-Кавказского федерального округа) выглядит на этом фоне достаточно скромно, по крайней мере, в первые десятилетия постсоветского времени. Но ситуация меняется, в 2010-е годы динамика притока выходцев из-з рубежа стала заметной. У этого макрорегиона даже появляется своего рода специализация по контингенту иностранных студентов.

Но готов ли Северный Кавказ к такому развитию событий, готовы ли к этому вузы и принимающее сообщество? Дело в том, что состав жителей этой территории и без того многонационален. Его пополнение представителями новых народов еще больше актуализирует необходимость гармонизации межэтнических отношений. В этой связи необходимо изучать не только географию иностранных студентов на Северном Кавказе, но и проблемы их

адаптации и дальнейшей возможной интеграции с учетом особого значения этого явления для демографического, социально-экономического, социокультурного и геополитического развития России. В данной статье предпринята попытка анализа указанных аспектов образовательной миграции в СевероКавказском федеральном округе.

Материалы и методы исследования

Проблемы иностранных студентов российскими учеными анализируются довольно часто. Большой пласт статистической информации в динамике с конца 1980-х гг. опубликован в работах Центра социологических исследований Минобрнауки России и Центра социального прогнозирования и маркетинга [3, 20]. На сайте последнего1 размещены результаты исследований китайских, немецких, американских студентов в России, ежегодные статистические отчеты об обучении иностранных граждан в высших учебных заведениях. Проведены исследования общих проблем учебной миграции в российские вузы с определением инновационных стратегий развития [12], эффектов и роли в демографическом, социально-экономическом и политическом развитии [13, 17], потенциалов и перспектив [6].

Самым востребованным для изучения аспектом пребывания иностранных студентов в российских вузах является их адаптация к новым условиям. В рамках программы «Защита прав иностранных студентов в Российской Федерации» и Европейской молодежной кампании «Все различны - Все равны!» с помощью методов фокус-групп и глубинного интервью в 2007 г. проведено исследование проблем иностранных студентов, обучающихся Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Владимире, Краснодаре, Ростове-на-Дону [15]. Опубликовано большое количество работ с результатами изучения особенностей обучения и адаптации иностранных студентов в конкретных вузах: Санкт-Петербургском государственном политехническом университете [7], Российском университете дружбы народов [5], Томском политехническом университете [1], Ярославском государственном техническом университете [10], Уральском [9] и Дальневосточном [18] федеральных университетах, Томском государственном университете [4], Высшей школе экономики [19], Курском государственном университете [8] и др. В этих работах акцент сделан на проблемах, с которыми сталкиваются иностранные студенты при вхождении в новое социокультурное пространство, также на факторы их адаптации, формулируются рекомендации по оптимизации этого процесса.

Знакомство с основными результатами перечисленных исследований помогло нам сформировать общее видение проблемы на уровне всей страны и ее отдельных регионов, а также ощутить главные особенности Север-

1 http://www.socioprognoz.ru.

ного Кавказа с точки зрения структуры и адаптации иностранных студентов. Основными источниками, так называемой, объективной информации для нас были: статистические данные на сайте Минобрнауки России2, Российский статистический ежегодник [16], количественные сведения из целого ряда аналитических материалов [2, 3, 20].

Проблемы адаптации иностранных студентов в крупнейшем вузе Северного Кавказа - Северо-Кавказском федеральном университете - выявлялись с помощью разнообразных социологических исследований (анкетирование, демоскопическое интервью и фокус-группы), проводимых нами в 2014, 2016 и 2017 гг. На первом этапе была разработана программа исследования, включившая теоретико-методологическое обоснование и процедурный раздел с подготовкой инструментария. При составлении опросных листов и гай-дов для проведения фокус-групп использовался исследовательский опыт отечественных авторов - Д. Полетаева [14], И.Н. Молодиковой [11], С.В. Рязанцева [17].

Анкета для проведения опросов была составлена таким образом, чтобы выявить возникающие затруднения на всех этапах учебной миграции, и включала вопросы о первоначальных и текущих проблемах адаптации и интеграции, будущих миграционных намерениях. Пилотный опрос 2014 года, в котором участвовали студенты из Туркменистана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана позволил скорректировать структуру анкеты для последующего массового опроса.

В 2016 и 2017 гг. основную массу респондентов составили студенты из Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Анголы. На долю этих стран приходится 71% (75% в 2014 г.) всех обучающихся иностранцев в СКФУ. Удельный вес их представителей в выборочной совокупности составляет 71% (63% в 2014 г.), что соответствует структуре генеральной совокупности. Тип выборки можно определить как квотно-пропорциональный с высокой степенью репрезентативности результатов исследования. Объем выборки в целом составил более 20% иностранных студентов, обучающихся в вузе. Для определения погрешности и доверительной вероятности исследования использовалась формула расчета размера выборки:

Z2 * (p) * (1-p)

SS = -

C2

где: Z = Z фактор (1,96 для 95% доверительного интервала);

р = процент интересующих респондентов или ответов, в десятичной форме (0,5 по умолчанию);

2 Статистические данные на сайте Минобрнауки России. [Электронный ресурс] -URL: минобрнауки.рф/т^^/статистика.

с = доверительный интервал, в десятичной форме.

Точность выборки (доверительная вероятность) социологического опроса составила ±5,89% (2016 г.) и ±7,68% (2014 г.) от исходного значения. Таким образом, в 95% случаев получаемые ответы по законам статистики будут находиться в пределах выше указанной погрешности. Примерно сопоставимая точность выборки (в 1,79%) обоих опросов позволяет достаточно адекватно сравнивать их результаты.

Дополнительно, для уточнения некоторых вопросов, в 2016 г. было проведено две фокус-группы - среди студентов из государств Центральной Азии (Узбекистана, Таджикистана, Туркмении) и арабских стран (Сирии, Ирака, Йемена и др.).

Результаты исследования и их обсуждение

Динамика численности и география иностранных студентов на Северном Кавказе. Численность иностранных студентов в России в целом в 1991 г. составляла около 90 тыс. чел., из них более трети - это студенты из Монголии, Вьетнама, Афганистана, Кубы и Болгарии [3]. В то время вопрос об их интеграции с местным сообществом не ставился так остро. Во-первых, демографический потенциал страны был высок и эти мигранты почти не рассматривались как будущие советские граждане. Во-вторых, этот процесс был гораздо более контролируемым в виду крайне ограниченного перечня «проверенных» стран - поставщиков мигрантов и этнического однообразия самих переселенцев.

В 1996 г. в России обучалось намного меньше иностранных студентов -около 53 тыс. чел., в 2001 г. - всего на несколько тысяч больше. На советский уровень численности иностранных студентов Россия вышла в 2006-2007 гг. На Северном Кавказе эта категория обучающихся была представлена единичными выходцами из стран Южного Кавказа, Украины и Средней Азии. Вряд ли их образовательная траектория тогда была четко спланирована. Россию в целом и северокавказские образовательные центры в частности для своего профессионального обучения они выбирали в стрессовых условиях, возникших в результате социально-экономических и политических кризисов в странах их проживания - бывших союзных республиках. Этих студентов называли иностранными только по формальному признаку. Выделение большинства неформальных условий - знание русского языка, социокультурная и историческая связь с принимающим сообществом - первое постсоветское десятилетие было лишним. Да и по этнической принадлежности эти молодые мигранты были либо русскими, либо представителями тех народов, которые широко расселялись по территории России - армян, азербайджанцев, украинцев, казахов и т.д.

В 2008 г. в вузах Российской Федерации обучалось уже более 100 тыс. граждан, приехавших из-за границы, а в 2016 - более 242 тыс. чел. (табл.

1). Подавляющее большинство иностранных студентов приехало в России из стран бывшего СССР (около 78%), при этом наибольшее их количество - это уроженцы Казахстана (36% от общего числа студентов из бывших республик Советского Союза), Узбекистана (11%), Украины (11%), Туркменистана (9%) и Беларуси (8%). Наибольшее число иностранных студентов из стран, не входивших в состав СССР, прибывает из Азии (57% от числа студентов из этих стран), почти половина студентов из этого макрорегиона - выходцы из Китая (24,3% от всех студентов дальнего зарубежья), Индии (10,7%), Вьетнама (6,3%), Монголии (4,5%) и Малайзии (4,1%). Следующий по представленности географический макрорегион - Северная Африка и Ближний Восток (19%) [2].

В вузах Северо-Кавказского федерального округа в 2006 г. обучалось 1,2 тыс. иностранных студентов, в 2012 г. - 2,4 тыс., но все равно доля округа составляла всего 2% от общероссийского объема этой категории обучающихся [3]. В 2015-2016 учебном году в высших учебных заведениях СКФО было уже более 7,5 тыс. уроженцев из зарубежных стран. География прибытия образовательных мигрантов на Северный Кавказ охватывает, прежде всего, страны ближнего зарубежья (более 80%, Азербайджан, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан, Армению, Украину), Индию (почти 8%), страны Ближнего Востока и Северной Африки (около 5%, Марокко, Ирак, Тунис), Африки южнее Сахары (Ангола, ЮАР).

Из северокавказских регионов контингент иностранных студентов наиболее многочислен в Ставропольском крае (3,5 тыс.), на втором месте - Республика Дагестан (почти 2 тыс.), на третьем - Карачаево-Черкесская Республика (0,8 тыс.). В остальных регионах - их значительно меньше, особенно в Чечне и Ингушетии (табл. 2). В соседних с СКФО территориях - в Ростовской и Астраханской областях, Краснодарском крае - иностранных студентов больше.

Почти для всех институтов и университетов Северного Кавказа такое большое количество иностранных студентов в новинку. Эта, на первый взгляд, заманчивая эксклюзивность вызывает целый ряд проблем, связанных с успешностью их адаптации. С одной стороны присутствие иностранцев среди обучающихся усиливает конкурентоспособность провинциальных образовательных центров, но с другой - обязывает их предоставлять более качественные образовательные услуги.

Ситуация осложняется еще и тем, что, в отличие от столичных городов, где такие студенты никого не удивляют, их появление в регионах стало некоторым экзотическим феноменом для местного населения. Но Северо-Кавказский федеральный округ в этом смысле также отличается. Иностранные студенты, приезжая в региональные центры СКФО, попадают в очень полиэт-ничную среду, делая ее еще более многонациональной. Для доказательства этого тезиса укажем долю славянских этносов в населении наиболее притягательных для иностранцев образовательных центров России: Санкт-Петербург

Таблица 1. ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРА-

ЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (КРОМЕ АСПИРАНТУРЫ, ВКЛЮЧАЯ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА)

Годы Кол-во студентов иностранных студентов, тыс. чел. Удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов, % Удельный вес студентов из стран бывшего СССР в общей численности иностранных студентов, %

2000/2001 58,9 1,4 58,5

2005/2006 78,1 1,3 52,0

2010/2011 160,9 2,3 72,5

2011/2012 159,9 2,4 76,3

2012/2013 171,6 2,8 74,3

2013/2014 205,7 3,6 76,0

2014/2015 224,6 4,3 78,1

2015/2016 242,5 5,1 77,5

Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016 - 725 с.; Академическая мобильность иностранных студентов в России. Выпуск серии «Факты образования». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. [Электронный ресурс] - URL: https:// ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf.

Таблица 2. ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАХ СЕВЕРО-КАВ-

КАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Регионы Общее количество, чел. Удельный вес иностранцев в общей численности студентов региона, %

Ставропольский край 3535 4,0

Карачаево-Черкесская Республика 885 6,8

Кабардино-Балкарская Республика 691 4,0

Республика Северная Осетия - Алания 449 1,7

Республика Ингушетия 105 1,2

Чеченская Республика 145 0,4

Республика Дагестан 1847 2,6

Составлено по: Статистические данные на сайте Минобрнауки России. [Электронный ресурс] -URL: минобрнау-ки.рф/т^^/статистика.

- 94%, Томск - 93%, Новосибирск - 94%, Воронеж - 98%, Иркутск - 93%, Ростове-на-Дону - 92%, Волгоград - 93%. Москва в данном случае исключение. Ситуацию с иностранными студентами, характерную для нее, просто некорректно сравнивать с другими городами.

А вот какова доля славянского населения в крупнейших образователь-

ных центрах Северного Кавказа: Ставрополь - 88%, Пятигорск - 71%, Черкесск - 54%, Нальчик - 29%, Владикавказ - 25%, Карачаевск - 11%, Махачкала - 5%, Грозный - 3%, Назрань - 0,2%3. Таким образом, жители северокавказских городов привыкли жить в полиэтничной среде. А студенты из-за рубежа, особенно из стран Южного Кавказа, Средней Азии и даже Ближнего Востока их не удивляют, по крайней мере, своим внешним видом.

Основные проблемы адаптации иностранных студентов на Северном Кавказе. Несмотря на указанные выше особенности этнической среды северокавказских городов, помогающие иностранным студентам быстрее адаптироваться к новым для них социокультурным условиям, в этих процессах не все так просто.

Основным препятствием для адаптации всех иностранных обучающихся, в том числе и из постсоветских стран, является трудности языковой коммуникации. Студенты из государств бывшего СССР (особенно из Узбекистана, Азербайджана, Армении, Украины и Киргизии) русским языком владеют, конечно, лучше, чем уроженцы дальнего зарубежья. На старших курсах знание языка улучшается, существенно сокращается доля лиц, очень плохо владеющих им. Среди студентов из стран СНГ она сокращается с 10 - 15% на первом курсе г. до 2% - не четвертом. Но все же возможность полноценного обучения на русском языке затруднена.

Исследование показало, что требуется серьезный пересмотр содержания и методики лингвистической подготовки иностранцев. В большинстве случаев для иностранных студентов единственной возможностью хотя бы частично освоить русский язык являются подготовительные курсы в России. Ответы интервьюируемых на эту тему были достаточно однотипны: «...Русский язык выучил за 6 месяцев в Липецке на подготовительных курсах при университете».

Безусловно, что для успешного обучения в университете знания разговорного русского языка недостаточно. Практика показывает, что нехватка лингвистических познаний характерна для обоих участников учебного процесса. Иностранные студенты в большинстве своем на начальном этапе не владеют или очень слабо владеют русским языком, а профессорско-преподавательский состав региональных вузов, зачастую впервые столкнувшись с такой категорией обучающихся, не владеет понятным им языком. Причем это характерно как для преподавателей русского языка, так и в большей степени для преподавателей профессиональных дисциплин и руководителей диплом-

3 По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения 01.10.2016).

ных проектов.

Из менее важных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты, отметим: привыкание к новым климатическим условиям (для 20%), коррупция (для 7% в 2014 г. и для 2% в 2017 г.), взаимоотношения с полицией (для 5% в 2014 г. и для 11% в 2017 г.), ксенофобия (для 4% в 2014 г. и для 2% в 2017 г.), незнание культуры, обычаев, норм поведения принимающего сообщества (для 4% в 2014 г. и для 7% в 2017 г.). Положительная динамика отмечается по снижению удельного веса проблем, связанных с коррупцией и ксенофобией. Актуальность остальных позиций возрастает. Более половины иностранцев очень сильно тоскуют по Родине, но разным причинам (экономическим, политическим, большие расстояния и др.) редко бывают дома.

Важной проблемой для уроженцев из-за рубежа, особенно из арабских стран, стало недоверие со стороны таможни. В частности, аспирант из Ирака возмутился по этому поводу: «Еще есть такая проблема - таможня в аэропорту. Вы видите, что это студент, он первый раз приехал сюда, он не знает русский язык точно. Они смотрят на визу, там написано СКФУ, Ставрополь, все написано. Зачем они задают такие вопросы? Они боятся, потому что у нас такое происходит в стране. Боятся, конечно. Почему они уводят меня для того, чтобы задавать вопросы? У меня виза есть, все нормально. Сумку открывают, чтобы посмотреть, но там все нормально. Обычные продукты. И это не только меня, это всех арабских студентов так. И именно из Сирии или из Ирака».

Материалы опроса свидетельствуют об обострении за последние два года проблем взаимоотношений иностранных студентов с полицией, что, возможно, связано с ухудшением общего геополитического фона в стране, усилением международной террористической активности на Ближнем Востоке, откуда родом многие иностранные студенты. Но, по свидетельствам опрошенных, на Северном Кавказе у них гораздо реже проверяют документы, чем в других российских городах.

Отношением местного населения к себе иностранные студенты в целом довольны, хотя приводились и негативные примеры. Иногда на них обращают внимание, так как они часто разговаривают на родном (арабском) языке. Респондент из Ирака по этому поводу сказал: «Ну, по-разному. Есть разные люди, но вообще можно сказать, что русские люди добрые. Относятся нормально, честно. Отношения с девушкой трудно здесь завести. Но раньше было чуть-чуть лучше. Они просто боятся. Они слышали, что случилось там, в арабских странах. Они смотрят и боятся...». Но, несмотря на указанные сложности, один из арабских аспирантов даже создал семью в России, женившись на русской девушке.

Большинство иностранных студентов, обучающихся в вузах Северного Кавказа, чаще всего не планируют оставаться в России. Самые продвинутые из них хотят уехать учиться или жить в Европу и США, а остальные вер-

нуться на родину. Среди последних в основном студенты из Туркменистана и арабских стран. Среди причин нежелания возвращаться на родину указывались проблемы с трудоустройством и с тем, что российские дипломы не котируются в Узбекистане. Более позитивно оценили возможное свое трудоустройство по специальности на родине студенты из Туркменистана, что и является одной из причин их стремления вернуться домой после обучения.

Большинство студентов из арабских стран планируют возвращаться в родную страну. Причина этому - сложный процесс языковой интеграции в России, а также наличие дома семей и работы. Некоторые участники беседы из стран (Сирия, Ирак, Йемен), где в настоящее время происходят военные конфликты, рассматривают возможность, при благоприятных обстоятельствах, остаться в России. В Европу и США в отличие от студентов из Средней Азии желающих ехать на учебу или жительство не выявлено.

Выводы

Количество иностранных студентов в вузах Северо-Кавказского федерального округа ежегодно увеличивается. И в России в целом, и на Северном Кавказе - в частности подавляющее большинство образовательных мигрантов приехало из государств бывшего СССР, при этом наибольшее их количество в стране - это уроженцы Казахстана, а в СКФО - из Азербайджана и Узбекистана.

Ключевой проблемой адаптации иностранных студентов на Северном Кавказе, как и в России в целом, являются языковой барьер, который мешает нормальному развитию образовательного процесса, ухудшает социально-психологическое самочувствие молодых людей, провоцируя замкнутость и разобщенность, усиливая ностальгические настроения. Среди остальных трудностей: незнание культуры, обычаев, норм поведения принимающей стороны, коррупция, подозрительность полиции. У студентов, успешно преодолевших языковые сложности, с каждым днем растет количество друзей - россиян, а в русскоязычной студенческой аудитории к ним наблюдается отношение, как к равным.

В целом, исследование выявило слабую динамику в развитии адаптационно-интеграционных процессов иностранных студентов. Университетская среда требует некоторых трансформаций, связанных с созданием новых сегментов, направленных на взаимодействие с ними. Сложившиеся образовательно-воспитательные практики необходимо совершенствовать в соответствии с новыми вызовами, связанными с интеграцией быстро растущей численности и расширением географии прибывающих иностранных студентов.

Библиографический список

1. Абунавас Х.А., Берестнева О.Г. Исследование проблем адаптации иностранных студентов на примере Томского политехнического университета // Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и пси-

хологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: материалы всерос. семинара. Томск, 2008. С. 7-12.

2. Академическая мобильность иностранных студентов в России. Выпуск серии «Факты образования». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 15 с. [Электронный ресурс] - URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1 119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf.

3. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с. [Электронный ресурс] - URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/full.pdf.

4. Ваулина Т.А., Сахарова К.Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 267-272.

5. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2004. № 6-7. С. 56-75.

6. Гаврилова К.А., Яценко Е.Б. (ред.) Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012. 208 с.

7. Иванова М.И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 353 с.

8. Максимчук Е.Д. Социально-психологическое сопровождение межкультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 11 (164). С. 87-92.

9. Меренков А.В., Антонова Н.Л., Дорожинская Е.С. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в Уральском федеральном университете // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. Т. 121. № 4. С. 185-192.

10. Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. С. 111-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Молодикова И.Н. Мобильность выпускников СНГ и стран Балтии после учебы в западных университетах (воздействие территориальных особенностей) // Миграция в России 2000-2012 гг. Хрестоматия в 3 томах / главный ред. И. С. Иванов. Т. 1. Ч. 2. М.: Спецкнига, 2013. С. 32-59.

12. Полетаев Д.В., Дементьева С.В. Инновационные стратегии развития международного образования в ракурсе учебной миграции в вузы России // Известия Томского политехнического университета. 2010. № 6. С. 128-134.

13. Полетаев Д.В. Роль учебной миграции из зарубежных стран в

социально-экономическом и демографическом развитии России // Демоскоп-Weekly. № 345. 28.09.2008. [Электронный ресурс] - URL: http://demoscope.ru/weekly/2008/0345/analit07.php.

14. Полетаев Д.В. Современные тенденции развития образовательной миграции // Миграция в России 2000-2012 гг. Хрестоматия в 3 томах / Главный ред. И. С. Иванов. Т. 1. Ч. 2. М.: Спецкнига, 2013. С. 390-406.

15. Проблемы иностранных студентов в России: результаты исследования в рамках программы «Защита прав иностранных студентов в РФ». Воронеж: Изд-во Профсоюза Литераторов, 2008. [Электронный ресурс] - URL: http://www.citizens.ru/upload/ iblock/923/book_inostudy_A5_2007_new.pdf.

16. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. / Росстат. М., 2016. 725 с.

17. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эффекты иностранной учебной миграции для России // Миграция в России 2000-2012 гг. Хрестоматия в 3 томах / главный ред. И.С. Иванов. Т. 1. Ч. 2. М.: Спецкнига, 2013.

18. Соколова Д.А. Адаптация иностранных студентов в поликультурной образовательной среде // Социологические исследования. 2013. № 3. С. 114-117.

19. Хачатурова М.Р., Польшина О.А. Выбор иностранными студентами стратегий совладающего поведения с трудностями вхождения в новую образовательную среду // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 9. № 2. С. 77-83.

20. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 270 с.

References

1. Abunavas H.A., Berestneva O.G. Issledovanie problem adaptacii inostrannyh studentov na primere Tomskogo politekhnicheskogo universiteta (Study of problems of adaptation of foreign students on the example of Tomsk Polytechnic University) // Metodologiya obucheniya i povysheniya ehffektivnosti akademicheskoj, social'no-kul'turnoj i psihologicheskoj adaptacii inostrannyh studentov v ros-sijskom vuze: teoreticheskie i prikladnye aspekty: materialy vseros. seminara. Tomsk, 2008. S. 7-12.

2. Akademicheskaya mobil'nost' inostrannyh studentov v Rossii (Academic mobility of foreign students in Russia). Vypusk serii «Fakty obrazovaniya». M.: NIU VSHEH, 2016. 15 s. [EHlektronnyj resurs] - URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D0%A4% D0%9E7.pdf.

3. Aref'ev A.L., SHeregi F.EH. Inostrannye studenty v rossijskih vuzah. Razdel pervyj: Rossiya na mezhdunarodnom rynke obrazovaniya. Razdel vtoroj: Formirovanie kontingenta inostrannyh studentov dlya

rossijskih vuzov (Foreign students in Russian universities. Section One: Russia in the international education market. Section Two: Formation of a contingent of foreign students for Russian universities) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. M.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2014. 228 s. [EHlektronnyj resurs] - URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/full.pdf.

4. Vaulina T.A., Saharova K.N. Organizacionnye aspekty adaptacii inostrannyh studentov, obuchayushchihsya v rossijskom vuze (Organizational aspects of adaptation of foreign students studying in a Russian university) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2015. № 400. S. 267-272.

5. Vitkovskaya M.I., Trocuk I.V. Adaptaciya inostrannyh studentov k usloviyam zhizni i ucheby v Rossii (na primere RUDN) (Adaptation of foreign students to the conditions of life and study in Russia (on the example of the RUDN) // Vestnik RUDN. Ser. Sociologiya. 2004. № 6-7. S. 56-75.

6. Gavrilova K.A., YAcenko E.B. (red.) Uchebnaya migraciya iz stran SNG i Baltii: potencial i perspektivy dlya Rossii (Educational migration from the CIS and Baltic countries: potential and prospects for Russia). M.: Fond «Nasledie Evrazii», 2012. 208 s.

7. Ivanova M.I. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya inostrannyh studentov k vysshej shkole Rossii (Socio-psychological adaptation of foreign students to the higher school of Russia): dis. ... d-ra psi-hol. nauk. SPb., 2001. 353 s.

8. Maksimchuk E.D. Social'no-psihologicheskoe soprovozhdenie mezhkul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov (Socio-psycholog-ical support of intercultural adaptation of foreign students) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 11 (164). S. 87-92.

9. Merenkov A.V., Antonova N.L., Dorozhinskaya E.S. Problemy social'noj adaptacii inostrannyh studentov v Ural'skom federal'nom universitete (Problems of social adaptation of foreign students in the Ural Federal University) // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki. 2013. T. 121. № 4. S. 185-192.

10. Modnov S.I., Uhova L.V. Problemy adaptacii inostrannyh studentov, obuchayushchihsya v tekhnicheskom universitete (Adaptation problems of foreign students studying at a technical university) // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. № 2. S. 111-115.

11. Molodikova I.N. Mobil'nost' vypusknikov SNG i stran Baltii posle ucheby v zapadnyh universitetah (vozdejstvie territorial'nyh oso-bennostej) (Mobility of graduates of the CIS and the Baltic States after studying at Western universities (impact of territorial features)) // Migraciya v Rossii 2000-2012 gg. Hrestomatiya v 3 tomah / glavnyj red. I. S. Ivanov. T. 1. CH. 2. M.: Speckniga, 2013. S. 32-59.

12. Poletaev D.V., Dement'eva S.V. Innovacionnye strategii razvitiya mezhdunarodnogo obrazovaniya v rakurse uchebnoj migracii v vuzy Rossii (Innovative strategies for the development of international education in the context of educational migration to Russian

universities) // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 2010. № 6. S. 128-134.

13. Poletaev D.V. Rol' uchebnoj migracii iz zarubezhnyh stran v social'no-ehkonomicheskom i demograficheskom razvitii Ros-sii (The role of educational migration from foreign countries in the socio-economic and demographic development of Russia) // Dem-oskop-Weekly. № 345. 28.09.2008. [EHlektronnyj resurs] - URL: http://demoscope.ru/weekly/2008/0345/analit07.php.

14. Poletaev D.V. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovatel'noj migracii (Current trends in the development of educational migration) // Migraciya v Rossii 2000-2012 gg. Hrestomatiya v 3 tomah / Glavnyj red. I. S. Ivanov. T. 1. CH. 2. M.: Speckniga, 2013. S. 390406.

15. Problemy inostrannyh studentov v Rossii: rezul'taty issledovaniya v ramkah programmy «Zashchita prav inostrannyh studentov v RF» (Problems of foreign students in Russia: the results of the research in the framework of the program "Protection of the Rights of Foreign Students in the Russian Federation"). Voronezh: Izd-vo Profsoyuza Literatorov, 2008. [EHlektronnyj resurs] - URL: http://www.citizens. ru/upload/iblock/923/book_inostudy_A5_2007_new.pdf.

16. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik (Russian Statistical Yearbook). 2016: Stat.sb./Rosstat. M., 2016. 725 s.

17. Ryazancev S.V., Pis'mennaya E.E. EHffekty inostrannoj uchebnoj migracii dlya Rossii (Effects of foreign educational migration for Russia) // Migraciya v Rossii 2000-2012 gg. Hrestomatiya v 3 tomah. / glavnyj red. I. S. Ivanov. T. 1. CH. 2. M.: Speckniga, 2013.

18. Sokolova D.A. Adaptaciya inostrannyh studentov v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede (Adaptation of foreign students in a multicultural educational environment) // Sociologicheskie issledovaniya. 2013. № 3. S. 114-117.

19. Hachaturova M.R., Pol'shina O.A. Vybor inostrannymi studentami strategij sovladayushchego povedeniya s trudnostyami vhozhdeni-ya v novuyu obrazovatel'nuyu sredu (The choice of coping behavior strategies by foreign students with difficulties in entering a new educational environment) // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. 2015. T. 9. № 2. S. 77-83.

20. CHislennost' obuchayushchihsya, pedagogicheskogo i profes-sorsko-prepodavatel'skogo personala, chislo obrazovatel'nyh or-ganizacij Rossijskoj Federacii. (Prognoz do 2020 goda i ocenka tendencij do 2030 goda). (Number of students, pedagogical and teaching staff, the number of educational organizations of the Russian Federation. (Forecast to 2020 and assessment of trends until 2030)). M.: Institut sociologii RAN, Centr social'nogo prog-nozirovaniya i marketinga, 2015. 270 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.