Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности содержания и структуры досуга студенческой молодёжи'

Психолого-педагогические особенности содержания и структуры досуга студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMATION OF PERSONALITY / LEISURE ACTIVITY / ACTUAL AND DESIRED ACTIVITIES / ADAPTIVE PROCESS / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДОСУГОВАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАЕМЫЙ ДОСУГ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарагимова В. К., Гасангусейнова П. А., Юсупова Р. Ю.

В статье освещаются психолого-педагогические особенности проведения досуга молодёжи. Студенческий возраст является возрастом не только профессиональной подготовки, но и важнейшим периодом нравственного, культурного, физического развития человека, становления его социальной зрелости. Поэтому высшее учебное заведение для студента должно выступать и как место получения специальности, и как та благоприятная среда, которая способствует реализации его интересов и запросов, но и активно их формирует. Акцентируя внимание на свободном времени студентов, авторы, на основе проведённого исследования, приходят к выводу о необходимости существенной перестройки деятельности структур, задействованных в адаптации, развитии интересов для создания благоприятной среды развития, становления социальной зрелости в свободное от учебного процесса времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агарагимова В. К., Гасангусейнова П. А., Юсупова Р. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL FEATURES OF THE CONTENTS AND STRUCTURE OF LEISURE OF STUDENTS

The article reveals psychological and pedagogical features of activities of young people. The age of students is the age of not only training, but also a crucial period of moral, cultural and physical development of a person, a period when he becomes socially mature. Therefore, a higher educational institution must be a place where students get their education, and a place where environment contributes to the realization of their interests and inquiries. The authors especially focus their research on free time of students. The conducted work has shown that there is a need for significant restructuring of activities of organizations, which are involved in adaptation, development of interests to create a favorable environment to form and stimulate social maturity of students at their free time.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности содержания и структуры досуга студенческой молодёжи»

это затрудняет его формирование (например, студенты стараются подражать специалисту, у которого проходят практику, строго следовать методическим разработкам и в тех случаях, когда это противоречит особенностям их высшей нервной деятельности и вызывает дискомфорт);

- наши данные подтвердили выводы других исследователей о том, что хорошо подготовленные «подвижные» студенты выигрывают во время работы за счёт быстрой ориентации, скорости реакции, «инертные» - за счёт тщательной подготовки; уровень достижений у «инертных» студентов повышается равномерно и более устойчив;

- у слабо подготовленных студентов уравновешивание индивидуально-типологических особенностей с требованиями деятельности проходит иначе; у «подвижных» наблюдается тенденция к тому, чтобы занять учащихся независимо от целей и задач мероприятия, занятия, неорганизованность, склонность к неоправданным экспромтам; у «инертных» студентов проявляется тенденция к стереотипности, однообразию, отказу от тех приемов и методов, которые требуют их собственного активного участия, хотя при подготовки они планируют некоторый материал про запас;

- у «инертных» студентов в напряженной ситуации ускоряются двигательные и речевые реакции, все говорили быстрее, чем обычно и сами этому удивлялись; однако, вариативность в темпе речи, ее выразительность мало изменились за период практики, этот аспект индивидуального стиля формируется медленнее остальных;

- студенты с подвижной нервной системой считали, что могут сделать за занятие больше, чем делали на самом деле, а «инертные» студенты - наоборот; поэтому мы полагаем, что первая группа скорее учится адекватно оценивать время;

- анализ индивидуально-типологических особенностей студентов, проявившихся во время педагогической практики, позволяет объяснить причины отдельных успехов и неудач и дать ряд рекомендаций.

Студентам с инертным типом было рекомендовано: развивать присущие им ровный темп, тщательность подготовки, обстоятельность, деловитость; вырабатывать систему стереотипных реакций, планировать возможную вариативность.

Студентам с подвижным типом мы рекомендовали: развивать активность, живость, добиваться выполнения цели занятия; учитывать не только свои способности, но и возможности, зависящие от компетентности.

На втором этапе мы изучали формирование индивидуального стиля деятельности у студентов-практикантов со слабым типом высшей нервной деятельности. Были отобраны студенты

с ярко выраженной слабостью нервной системы по лабораторным показателям. Но только у двух из них лабораторные показатели полностью совпадали с жизненными. Все студенты были хорошо подготовлены, однако в большей или меньшей степени боялись предстоящей практики, были не уверены в своих силах, имели заниженную самооценку.

К первым занятиям студенты готовились заблаговременно и очень тщательно, но не только сами считали, что не справятся с ними, но и вызывали такие опасения у окружающих. Однако, первые занятия дали неожиданный результат, студенты были собраны, подтянуты, несколько возбуждены, реагировали на все изменения быстро и адекватно. Преподнесение материала отличалось детализацией, усложненностью, сложной оказалась и речь, но основные положения преподнесены достаточно доказательно. Преобладало объяснение, а не рассказ. Если у студентов с сильной инертной нервной системой (флегматиков) стереотипные формы поведения вырабатывались и устойчиво закреплялись к концу практики, то у студентов со слабой нервной системой (меланхоликов) они проявлялись на первых занятиях и сохранялись до конца. Сразу сложилась некоторая последовательность, поэтапность действий, форма обращения к учащимся; динамика мимики, пантомимики, речи у студентов была различной, но индивидуально-своеобразной. Особенностью испытуемых слабого типа было то, что они сами выдели значимые и незначимые недостатки своей работы, старались их исправить. Наблюдения за студентами со слабым типом высшей нервной деятельности позволили сделать ряд выводов. Во-первых, эти студенты способны к высокой мобилизации энергии, они выигрывают за счет тщательной подготовки, повышенного самоконтроля, концентрации усилий. Во-вторых, способны к быстрому реагированию на незначительные изменения ситуации, у них ярко проявляется предвидение ситуации, педагогическое воображение. В-третьих, студенты со слабым типом высшей нервной деятельности отличаются быстрым формированием динамических стереотипов и их устойчивостью. И это, наряду с быстрой реакцией, повышенным самоконтролем обеспечивает успех в деятельности.

В заключение следует отметить, что проблема индивидуального стиля деятельности вызывает интерес у студентов. В тех случаях, когда мы беседовали со студентами и давали им соответствующие советы, формирование индивидуального стиля деятельности шло быстрее и успешнее. Поэтому изучение формирования индивидуального стиля деятельности в зависимости от типологических свойств высшей нервной системы в процессе обучения в педагогическом вузе открывает важный аспект воспитания и самовоспитания будущего специалиста.

Библиографический список

1. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 3: 10 - 106.

2. Агарагимова В.К., Назаралиев И.А. Основы социально-педагогических исследований: учебное пособие. Москва, 2016.

3. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Субъект-средовая парадигма построения психологической практики в вузе. Вестник Академии права и управления. 2015; 4 (41): 146 - 52.

4. Гасанова П.Г., Даудова Д.М., Мугадова С.Т., Цахаева А.А. Феномен нравственности в научной рефлексии. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014; 4 (29): 6 - 10.

5. Лепский Е.В. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию. Москва, 2009.

References

1. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 3: 10 - 106.

2. Agaragimova V.K., Nazaraliev I.A. Osnovy social'no-pedagogicheskih issledovanij: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.

3. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Sub'ekt-sredovaya paradigma postroeniya psihologicheskoj praktiki v vuze. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015; 4 (41): 146 - 52.

4. Gasanova P.G., Daudova D.M., Mugadova S.T., Cahaeva A.A. Fenomen nravstvennosti v nauchnoj refleksii. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; 4 (29): 6 - 10.

5. Lepskij E.V. Sub'ektno-orientirovannyjpodhod k innovacionnomu razvitiyu. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 09.04.16

УДК 159

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogics and Psychology, Deputy Dean for Science of Faculty of Special Remedial Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Gasanguseinova P.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Social Pedagogics and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Yusupova R.Yu., assisting teacher, Department of General and Pedagogical Psychology, Faculty of Social Pedagogics and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHO-PEDAGOGICAL FEATURES OF THE CONTENTS AND STRUCTURE OF LEISURE OF STUDENTS. The article reveals psychological and pedagogical features of activities of young people. The age of students is the age of not only training, but also a crucial period of moral, cultural and physical development of a person, a period when he becomes socially mature. Therefore, a higher educational institution must be a place where students get their education, and a place where environment contributes to the realization of their interests and inquiries. The authors especially focus their research on free time of students. The conducted work has shown that there is a need for significant restructuring of activities of organizations, which are involved in adaptation, development of interests to create a favorable environment to form and stimulate social maturity of students at their free time. Key words: formation of personality, leisure activity, actual and desired activities, adaptive process.

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, заместитель декана по науке факультета специального коррекционного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Е-mail: [email protected]

П.А. Гасангусейнова, канд. пед. наук, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Е-mail: [email protected]

Р.Ю. Юсупова, ассистент каф. общей и педагогической психологии факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Е-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье освещаются психолого-педагогические особенности проведения досуга молодёжи. Студенческий возраст является возрастом не только профессиональной подготовки, но и важнейшим периодом нравственного, культурного, физического развития человека, становления его социальной зрелости. Поэтому высшее учебное заведение для студента должно выступать и как место получения специальности, и как та благоприятная среда, которая способствует реализации его интересов и запросов, но и активно их формирует. Акцентируя внимание на свободном времени студентов, авторы, на основе проведённого исследования, приходят к выводу о необходимости существенной перестройки деятельности структур, задействованных в адаптации, развитии интересов для создания благоприятной среды развития, становления социальной зрелости в свободное от учебного процесса времени.

Ключевые слова: формирование личности, досуговая активность, реальный и желаемый досуг, адаптационный процесс.

Досуг играет огромную роль в формировании личности, определяя темпы и направления культурного роста, фактор для человеческого развития. Каждой социальной группе общества свойственны свои особенности использования свободного времени. Они характеризуются относительно устойчивыми способами и типами времяпровождения. Особенно важно проанализировать, как это время проводит молодёжь, ибо, по данным исследований, интересы молодёжи значительно сместились в область досуга [1].

Анализ литературы по этой проблеме показывает, что рациональное использование свободного времени должно включать следующие основанные параметры: физическое совершенствование и укрепление здоровья, активную творческую деятельность, повышение знаний и профессиональных навыков, расширение культурного кругозора [2 - 4].Для того чтобы формировать рациональный тип времяпровождения, необходимо представить реальную структуру его у разных слоев молодёжи. Этому и было посвящено наше исследование.

Объектом исследования явилась молодёжь города Махачкалы, в том числе и студенты Дагестанского государственного педагогического университета, в возрасте от 15 до 22 лет. Общая численность случайной выборки составила 1100 человек, за основу в расчётах были взяты максимальная дисперсия выборки и неограниченная величина генеральной совокупности. Это обеспечило достаточно надежные результаты.

Мы полагали, что молодёжь, принадлежащая к различным социальным слоям, имеет свою специфическую субъективную ценностную структурированность свободного времени, а также разный уровень активности в сфере досуга. Мы рассмотрим в основном структуру досуга студенческой молодёжи и лишь по мере необходимости будем привлекать данные по другим группам. Инструментом нашего исследования досуговых проблем молодёжи является специальный блок вопросов анкеты, ядро которого представляет перечень из сорока двух занятий, заполняющих свободное время. Логика анализа полученного материала подчинялась следующей схеме:

- выявление наиболее привлекательных для студенческой молодёжи видов проведения досуга;

- оценка молодёжью возможности реализации этих досуго-вых занятий;

- сопоставление степени привлекательности для молодёжи различных видов проведения досуга и возможности их реализации и на этой основе выделение тех форм досугового поведения, которые весьма привлекательны, но более всего подвержены различным ограничениям;

- анализ причин рассогласования досуга желаемого и реального.

Полученные результаты опроса позволили разделить виды досуга на три группы: первая - наиболее привлекательные из них (оценка привлекательности от 4 до 5 баллов); вторая - привлекательные досуговые занятия ( оценка привлекательности от 3 до 4 баллов); третья - это занятия, привлекательность которых низка (оценка ниже 3 баллов). Оказалось, что наибольшее предпочтение студенты отдают рекреационным, восстанавливающим формам занятий в свободное время (отдых на природе, путешествия, прогулки, туризм) и развлекательным (посещение гостей, прослушивание музыки), а также общению (с друзьями, любимыми людьми) и особенно общению в сети Интернет, которое выступает как самостоятельная ценность.

Следующий блок занятий, которые предпочитает молодёжь по привлекательности, уступающий первому блоку (оценка привлекательности здесь от 3до 4 баллов), по существу поддерживает и дополняет предыдущие ориентации в сфере досуга. Здесь также обращает на себя внимание направленность на развлечения. Из 17 видов досуговых занятий, предпочитаемых молодёжью, около больше половины составляют развлечения :посещение дискотек, баров, кафе, гостей; на второе место по привлекательности выходят посещение кино, любительские занятия спортом, компьютерные игры и др. Следует заметить, что в привлекательные виды досуговых занятий не вошли занятия, связанные с творческой активной деятельностью, повышением знаний и профессиональных навыков. Например, низкий балл привлекательности получили такие занятия, как чтение документальной, публицистической, научно-популярной литературы (балл привлекательности 2,2). Наблюдается общая тенденция к развлекательным досуговым занятиям. Несколько рассогласу-ющимся с обыденным знанием фактом можно невысокую значимость для молодёжи социально-негативных форм проведения досуга: азартных игр, алкогольных напитков. По-видимому, эти занятия, в действительности довольно типичные, судя по сводкам о состоянии преступности, затрагивают в меньшей степени студенческую среду, как наиболее передовую часть молодёжи. Кроме того, они вызваны скорее внешними социально обусловленными причинами, нежели сознательными установками и ценностными ориентациями личности, поскольку подобные оценки характерны и для других социальных слоев молодёжи.

В целом же следует отметить, что проведение досуга, его реальная структура и содержание у студенческой молодёжи не отличаются высоким уровнем и рациональным типом времяпровождения в сравнении с другими молодёжными группами: актив-

ные занятия спортом, художественной деятельностью, техническим творчеством у большинства молодёжи явно не доминируют и являются значимыми для отдельных представителей. Таким образом, для различных социальных слоев молодёжи - рабочих, служащих, школьников, студентов структура привлекательных занятий на досуге оказывается сходной. Основные отличия интересующей нас группы - студентов - идёт по пути большего значения активных форм досуга (занятия физкультурно-спортивной деятельностью, туризмом, участие в художественной самодеятельности и т. д.) и, что вполне естественно, большей склонности к интеллектуальным занятиям, но различия эти не столь сильны, как хотелось бы.

Анализ был бы не полным, если бы мы не сопоставили структуру привлекательного досуга с оценкой возможности реализации предпочтительных занятий, так как часто важна не оценка предпочтительности тех или иных досуговых занятий, а выделение тех из них, которые более других ограничены внешними обстоятельствами. Причём важна не оценка возможности реализации занятий сама по себе, а в сопоставлении с привлекательностью этих видов проведения досуга. Методически проблема решается за счет сопоставления досуга желаемого с досугом реальным, т. е. путём сравнения ранга занятия в списке привлекательности и списке возможной реализации. На основе полученных данных был выведен перечень тех занятий, которые характеризуются максимальным расхождением рангов. Например: туризм, путешествия, поездки (33); компьютерные игры (27); отдых в лесу, на море (26); встречи с любимым человеком (25,5); отдых в кругу семьи (17). Как видно из списка, у молодёжи очень сильны рекреационные потребности (туризм, отдых в лесу и на море) и они явно не удовлетворены. Меры по улучшению экскурсионного и туристического обслуживания соответствовали бы ориентации молодёжи, окупились бы затраты в этой области.

Е.В. Багирова отмечает необходимость выявления и поддержки позитивных, социально-приемлемых предпочтений и запросов молодёжи, в том числе обеспечение достаточного объема непосредственного социального общения, не допуская её ухода в десоциализированные виртуальные миры, суррогатное общение в сетях в Интернете, увлечения компьютерными играми и другое, что является серьезной угрозой для физического и морального здоровья молодёжи, в том числе для ее активности в мире творчества [5].

Слабыми возможностями реализации отличаются и другие интересы молодёжи, связанные с потребностями в общении (посещение дискотек, вечеров, кафе, встречи с любимыми людьми). Причины здесь различны, но, по-видимому, это и отсутствие отдельного жилья, недостаточная сеть недорогих уютных кафе, неумение общаться с себе подобными и многое другое. Неожиданными оказались результаты, отражающие неудовлетворённость общения с животными (разница рангов 9), стремление ухаживать за ними. Обращает на себя внимание отсутствие потребности в общественной деятельности у молодёжи (разница рангов 3), зато велика потребность в пассивном виде отдыха (полежать, посидеть, ничего не делая, - разница рангов 13 баллов).

Вызывают интерес причины рассогласованности досуга желаемого и реального, и мнения студенческой молодёжи по этому поводу. На вопрос анкеты о том, насколько соответствуют друг другу реальный и желаемый досуг, ответы распределились следующим образом: совпадает полностью - 1.2 % ответов; скорее совпадает, чем не совпадает - 41% ; скорее не совпадает, чем совпадает - 41%; совершенно не совпадает - 5,1%. Как видно

Библиографический список

из приведённых данных, распределение, хоть и близко к симметричному, все же имеет тенденцию к несовпадению, т. е. многие из интересов, наклонностей молодёжи остаются неудовлетворенными. Ответы об основных причинах такого положения получены на вопрос анкеты: «Что мешает Вам проводить время так, как хотелось бы?». Оказалось, что 52,5% респондентов отметили в качестве основной причины недостаток свободного времени; 47,4% указали на нехватку денег; 41% подчеркнули роль плохой организации культурного обслуживания; 39,7% сослались на неумение организовывать свое время; 23% указали на собственную пассивность. Обращает внимание та часть молодёжи, которая требует к себе особого отношения ввиду нехватки здоровья (2,2%), и группа молодёжи, отметивших у себя отсутствие привычки к культурному досугу (7,8%).

Несколько подробней хотелось бы остановиться на такой причине, как нехватка денег. Ее в своих ответах назвала почти больше половины респондентов - 65,5 %. На уточняющий вопрос о том, как часто возникают ситуации, когда появляется необходимость дополнительных средствах, 63,8% респондентов ответили «часто»; 34,7% ответов были «иногда»; и только 11,5% указали, что до сих пор у них таких ситуаций не возникало. Из данных следует, что большинство молодых людей испытывали и испытывают материальные затруднения.

Многие молодые люди хотели бы подрабатывать в свободное от учёбы время, но лишь 23,9% из них полагают, что имеют реальную возможность для этого, а 37,7% считают, что такая возможность отсутствует. Остальные же 38,4% хотя и думают, что это возможно, но, как осуществить реально эту идею, не представляют. Характерно, что 2/3 респондентов не знают, куда можно в этом случае обратиться за необходимой информацией и помощью. Следовательно, необходимо сделать информацию о данных видах услуг достаточно обширной, доступной и понятной для молодёжи. Во-вторых, необходимо предусматривать вовлечение молодых людей в определенные внутривузовские формы обслуживания (секретари, операторы, учетчики и т. д.) и в такие виды работ, которые способствуют расширению не только в целом социальных навыков, сколько профессиональных умений и опыта, то есть поставить вопрос не только о студенческом самоуправлении, но и формах самообслуживания. Здесь может пригодиться опыт американских и европейских стран в этом вопросе.

Хотелось бы подчеркнуть то обстоятельство, что молодёжь оказалась весьма самокритична и склонна винить, прежде всего, себя в неудовлетворительном проведении свободного времени. Поэтому педагоги должны помочь студентам организовать свое время, особенно важно это на первом курсе, в период адаптации к учебному процессу.

В целом, как становится ясно из полученных ответов, основная проблема - отсутствие свободного времени. Студенческий возраст является возрастом не только профессиональной подготовки, но и важнейшим периодом нравственного, культурного, физического развития человека, становления его социальной зрелости. Поэтому высшее учебное заведение для студента должно выступать и как место получения специальности, и как та благоприятная среда, которая способствует реализации его интересов и запросов, но и активно их формирует. И то, и другое, как показали результаты нашего исследования, весьма актуально и требует существенной перестройки различных сфер жизнедеятельности высшего учебного заведения и его структур - от содержания образования до функционирования общественных организаций и органов самоуправления.

1. Агарагимова В.К. Социально-педагогическая проблема воспитания дагестанской молодёжи. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; 2 (25): 20 - 25.

2. Агарагимова В.К. К проблеме антропокультурной компетентности социального работника. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 5 - 6.

3. Агарагимова В.К., Валиева П.В., Ибрагимова РЮ. Психолого-педагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 6 - 7.

4. Бабочкин П.И. Молодёжь в структуре современного российского общества. Методологические проблемы исследования молодёжи. Москва, 1998.

5. Багирова Е.В. Культурно-досуговые учреждения как институт социализации подростков. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 145 - 147.

References

1. Agaragimova V.K. Social'no-pedagogicheskaya problema vospitaniya dagestanskoj molodezhi. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; 2 (25): 20 - 25.

2. Agaragimova V.K. K probleme antropokul'turnoj kompetentnosti social'nogo rabotnika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 5 - 6.

3. Agaragimova V.K., Valieva P.V., Ibragimova R.Yu. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvivayuschej podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 6 - 7.

4. Babochkin P.I. Molodezh' v strukture sovremennogo rossijskogo obschestva. Metodologicheskieproblemy issledovaniya molodezhi. Moskva, 1998.

5. Bagirova E.V. Kul'turno-dosugovye uchrezhdeniya kak institut socializacii podrostkov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 145 - 147.

Статья поступила в редакцию 09.04.16

УДК 159.91

Kontareva ЬА., Master of Department of Judicial Ecology with the Course of Human Ecology, Ecological Faculty, Peoples'

Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Glebov V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Judicial Ecology with the Course of Human Ecology,

Ecological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

SOCIAL AND ECOLOGICAL ADVERTISING IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT.

The article is dedicated to features of development of social and ecological advertising in the Russian Federation. Various difficulties when forming social advertising at the present stage of development of the country are shown. The problems that the authors distinguish lead to the main issues, which the Russian society faces: the lack of the common strategic objective, not understanding of importance of problems declared in social advertising, the lack of tax or financial support of non-profit organizations and advertising in the field of social advertising. Audience is another aspect that needs to be studies and improves in the development of social and ecological advertising in Russia. Making advertisements directed at growing generation (preschool children and school students of different age groups, students) is studied. The basis of advertising is directed at stimulations at the population consumption (purchase of goods and services), and child teenage audience only indirectly act as an instrument of advertising influence.

Key words: impact of social and ecological advertising, function of social advertising, children, teenagers, advertising efficiency, ecological and educational work, education.

И.А. Контарева, магистр каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы

народов, г. Москва, E-mail: [email protected]

В.В. Глебов, канд. психол. наук, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет

дружбы народов, г. Москва, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена особенностям развития социально-экологической рекламы в Российской Федерации. Показаны различные сложности при формировании социальной рекламы на современном этапе развития страны. К основным проблемам, с которыми сталкивается российское общество, относят: отсутствие общей стратегической цели, непонимание важности проблем, заявленных в социальной рекламе, отсутствие налоговой или финансовой поддержки некоммерческих организаций и рекламного бизнеса в области социальной рекламы. Другой сложностью развития социально-экологической рекламы в России является умение работать с аудиторией. Сложно создать рекламу, которая была бы направлена на растущее поколение (дошкольники и школьники разных возрастных групп, студенты). Ведь основа рекламы направлена стимулирования у населения потребление (покупка товаров и услуг), а детско-подростковая аудитория только опосредованно выступает в роли инструмента рекламного воздействия.

Ключевые слова: воздействие социально-экологической рекламы, функции социальной рекламы, дети, подростки, эффективность рекламы, эколого-просветительская работа, воспитание.

Развитие социальной рекламы в России находится на достаточно низком уровне. Это связано и с тем, что социальная реклама в России во многом начала выполнять свои функции сравнительно недавно. В то время как опыт зарубежной социальной рекламы имеет давнюю историю. Также многие исследователи подчёркивают, что социальная реклама нуждается в переосмыслении и преобразовании [1].

Среди недостатков социальной рекламы в России перечисляются такие недостатки: 1) единичные социальные кампании, которые являются показателем отсутствия общей стратегической цели; 2) заказчики социальной рекламы и их создатели не осознают важность проблем, заявленных в социальной рекламе; 3) отсутствие налоговой или финансовой поддержки некоммерческих организаций и рекламного бизнеса в области социальной рекламы; 4) распространение и создание социальной рекламы по остаточному принципу [2].

Очевидно, что для создания эффективной социально-экологической рекламы необходимо учитывать различные моти-вационные характеристики, которые движут человеком. Знание таких основ позволит сделать рекламную кампанию и саму рекламный продукт успешным и эффективным.

Одним из решений вопроса об эффективности рекламного воздействия будет также знание о движущих мотивационных характеристиках для разных социально-возрастных групп. Например, для молодёжи важен фактор престижности и моды, которые часто задействуют в коммерческой рекламе, где участвуют кумиры молодежи - известные актеры, певцы, спортсмены [3].

Довольно сложно создать рекламу, которая была бы направлена на дошкольников и младших школьников. В настоящее время можно отметить, что в научной литературе в области создания и продвижения эффективных форм социально-экологической рекламы в России существует большая потребность. В основном это объясняется тем, что маркетинг и реклама, прежде всего, предлагают импульс к потреблению, покупке товаров и услуг, а маленькие дети только опосредованно выступают в роли инструмента рекламного воздействия. Для детей младшего возраста основным движущим фактором, конечно, является пример других людей, особенно близких им, родителей, воспитателей, одноклассников. Среди аспектов, которые могли бы быть близки детям младшего возраста можно отнести морально-этический и эстетический аспекты, которые могут помогать в досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде [4]. Можно успешно применять этот комплекс в работе дошкольного учреждения и школьного обучения. Обзор научных исследований в этой области исследований показал, что в большинстве своем работы посвящены методике экологического воспитания. Так, вызывает интерес следующая экспериментальная работа с дошкольниками МДОУ «Центра развития ребенка» г. Прокопьевска, Кемеровской области, опубликованная в двух статьях журнала «Первое сентября» [5; 6]. Данные работы имеют хорошую практическую ценность и могут являться моделью экологического воспитания. Под экологическим воспитанием авторы понимают «воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру». Авторы назы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.