Научная статья на тему 'Педагогическиеусловия формирования потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических вузов'

Педагогическиеусловия формирования потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL AND INDIVIDUAL MOTIVES / GENDER DIFFERENCES / PHYSICAL EDUCATION / SELF-IMPROVEMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарагимова В.К., Абдулкадыров А.А., Мусаева Р.А.

В статье раскрывается проблема снижения потребности у студентов к физическому самосовершенствованию. Обосновывается выделение педагогических условий для решения проблемы, раскрытие мотивации с учетом гендерных особенностей молодёжи. Сформулированы общие понятия, связанные с физическим самосовершенствованием; определены уровни развития потребности и этапы её формирования. Представленный материал позволяет сделать вывод, что комплексное формирование социальных и индивидуальных мотивов обеспечивается при сочетании учебных и внеучебных форм занятий, при реализации специальных умений в повседневной жизнедеятельности. Авторы делают выводы о том, что что для формирования потребности в физическом самосовершенствовании актуальна разработка комплексных личностных программ дисциплин, с учетом субъективно-личностных и объективных факторов, их сочетания в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агарагимова В.К., Абдулкадыров А.А., Мусаева Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM A NEED FOR PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article reveals a modern problem that less students would like to develop physically. The authors in their research justify the selection of pedagogical conditions to solve this problem, disclose motivations and gender specifics of students in the sphere of willing to develop physical features of the body. The authors tell about general concepts relating to physical self-perfection. The work identifies levels of development of needs and stages of their formation. The presented material leads to a conclusion that the complex formation of social and individual explanation is provided by a combination of curricular and extracurricular forms of work, the implementation of special skills in activities of daily life. The authors conclude that the formation of the needs of the physical self-improvement is urgent and is to be developed in a comprehensive personal program of disciplines, taking into account subjective and objective factors, their combinations in the teaching process.

Текст научной работы на тему «Педагогическиеусловия формирования потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических вузов»

8. Бекназарова С.С., Бекназаров К.Т. Процесс повышения квалификации педагогов путем интегрирования элементов медиаобразова-ния в учебный процесс. Молодой ученый. 2011; 1: 58-59.

References

1. Elistratova N.N. Informacionnaya kul'tura kak kriterij informatizacii vysshego obrazovaniya v sovremennyh usloviyah reformirovaniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya iinnovacii. 2012; 7 Available at: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770

2. Dorzhieva L.B. Razvitie informacionnoj aktivnosti detej na osnove innovacionnogo opyta Ligi yunyh zhurnalistov Buryatii. Media. Informaciya. Kommunikaciya. 'Elektronnyj zhurnal. Available at: http://mic.org.ru/new/537-razvitie-informatsionnoj-aktivnosti-detej-na-osnove-innovatsionnogo-opyta-ligi-yunykh-zhurnalistov-buryatii

3. Sokolova A.S. Obzor aktivnosti pol'zovatelej informacionno-obrazovatel'nogo internet-portala dlya yunyh specialistov po marketingovym kommunikaciya rastudent.ru. Nauka-RASTUDENT.RU. 2014; 5 (05-2014). Available at: http://nauka-rastudent.ru/5/1418/

4. Cvetkova M.S. Informacionnaya aktivnost' pedagogov: metodicheskoe posobie. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2010; 12: 24-26.

5. Fedorov A.V. Terminologiya mediaobrazovaniya. Iskusstvo i obrazovanie. 2000; 2: 33-38.

6. Baz'elg'et K. Klyuchevye aspekty mediaobrazovaniya: doklad na rossijsko-britanskom seminare po mediaobrazovaniyu. Moskva, 1995.

7. Ogol'cova N.N. Mul'timedijnye proekty kak sredstvo povysheniya kvalifikacii pedagogov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2007.

8. Beknazarova S.S., Beknazarov K.T. Process povysheniya kvalifikacii pedagogov putem integrirovaniya 'elementov mediaobrazovaniya v uchebnyj process. Molodoj uchenyj. 2011; 1: 58-59.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 378

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Abdulkadyrov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Musaeva R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM A NEED FOR PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article reveals a modern problem that less students would like to develop physically. The authors in their research justify the selection of pedagogical conditions to solve this problem, disclose motivations and gender specifics of students in the sphere of willing to develop physical features of the body. The authors tell about general concepts relating to physical self-perfection. The work identifies levels of development of needs and stages of their formation. The presented material leads to a conclusion that the complex formation of social and individual explanation is provided by a combination of curricular and extracurricular forms of work, the implementation of special skills in activities of daily life. The authors conclude that the formation of the needs of the physical self-improvement is urgent and is to be developed in a comprehensive personal program of disciplines, taking into account subjective and objective factors, their combinations in the teaching process.

Key words: social and individual motives, gender differences, physical education, self-improvement.

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, заместитель декана по науке факультета специального дефектологического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: beror63@mail.ru

А.А. Абдулкадыров, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: beror63@mail.ru

Р.А. Мусаева, канд. пед. наук, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: beror63@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье раскрывается проблема снижения потребности у студентов к физическому самосовершенствованию. Обосновывается выделение педагогических условий для решения проблемы, раскрытие мотивации с учетом тендерных особенностей молодёжи. Сформулированы общие понятия, связанные с физическим самосовершенствованием; определены уровни развития потребности и этапы её формирования. Представленный материал позволяет сделать вывод, что комплексное формирование социальных и индивидуальных мотивов обеспечивается при сочетании учебных и внеучебных форм занятий, при реализации специальных умений в повседневной жизнедеятельности. Авторы делают выводы о том, что что для формирования потребности в физическом самосовершенствовании актуальна разработка комплексных личностных программ дисциплин, с учетом субъективно-личностных и объективных факторов, их сочетания в процессе обучения.

Ключевые слова: социальные и индивидуальные мотивы, тендерные особенности, физическая культура, самосовершенствование.

В условиях современного общества закономерно возрастают реальные возможности всестороннего и гармоничного развития личности, все более полного удовлетворения её духовных потребностей. Как одно из направлений требований ФГОС высшего образования обозначено формирование здоровых интересов, привитие потребности физического и морального совершенствования.

В наиболее общем виде под физическим самосовершенствованием понимается совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих позицию человека в отношении своего физического развития и состояния здоровья [1].

Как личностное качество, физическое самосовершенствование может иметь различную степень активности (от пассивной

до уровня развитой потребности), а также различную направленность (от эгоистической до социально значимой). В работе со студентами особую остроту приобретает актуализация физ-культурно-спортивной деятельности, отражающей решение важных социальных задач, общественно необходимых потребностей личности. Детерминируя формирование потребности в физическом самосовершенствовании, физкультурно-спортивная деятельность тем самым способствует повышению уровня здоровья студентов, оказывает влияние на развитие личностных качеств будущего педагога [2].

Однако, как показывают исследования, самостоятельные формы физкультурно-спортивных занятий используются далеко не всеми студентами. Нельзя считать удовлетворительным и

такое обучение, в результате которого происходит угасание интереса, и, следовательно, ухудшается отношение студентов к организованной физкультурно-спортивной деятельности. Студенты посещают занятия только с целью получения зачёта и подобные мотивы нельзя считать социально ценными. Исходя из противоречия между возрастающими возможностями физической культуры в формировании личности студента и их реальным использованием в повседневной жизнедеятельности, отмечаем актуальность проблемы определения педагогических условий, обеспечивающих формирование у студента потребности в физическом самосовершенствовании [3; 4].

Традиционно, в физическом воспитании основное внимание сосредоточено на повышении уровня общефизической и спортивно-технической подготовленности студентов. Воспитание же потребности в физическом самосовершенствовании, самообогащении личности посредством физкультурно-спортивной деятельности на практике чаще всего осуществляется стихийно. Не учитывается, что воспитание физических качеств и формирование потребности отражают решение двух разных педагогических задач, достижение которых осуществляется средствами определенной направленности. Поэтому в целостном учебно-воспитательном процессе необходимо правильное соотношение решения этих задач, ибо они в разной степени влияют на формирование и развитие личности. Методологическими основами данной теории являются:

- положения и принципы системного подхода в обучении;

- теория деятельности, разработанная Л. Выготским, С. Рубинштейном, А. Леонтьевым, рассматривающая деятельность в сочетании с внешними предметными и внутренними психическими формами;

- теория построения движений, разработанная Н. Берн-штейном;

- теория контроля и управления усвоением знаний, разработанная П. Гальпериным, позволяющая поднять эффективность процесса обучения в целом.

Определение педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов педагогических вузов потребности в физическом самосовершенствовании, происходит с учетом значимости целей, методов и средств педагогического руководства, в зависимости от начального уровня развития потребности. Условно можно выделить следующие уровни.

1. Пассивный уровень, когда потребность в физическом самосовершенствовании выражена слабо или отсутствует. Возможны случаи открытой неприязни к занятиям физической культурой.

2. Ситуативный уровень, характеризующийся неустойчивым интересом к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Собственная активность к возобновлению занятий минимальна, личность находится как бы в плену различных внешних воздействий; занятия не увязываются в сознании с целями укрепления здоровья, не стимулируют организацию здорового образа жизни.

3. Активно-деятельностный уровень развития потребности, при котором активность личности в занятии физической культурой является достаточно высокой и ориентирована на социальные требования общества. Имеющийся активный интерес является необходимой предпосылкой эффективности управления дальнейшим самосовершенствованием.

Цели в управлении формированием потребности в физическом самосовершенствовании, средства и методы их достижения должны соответствовать исходному уровню развития. Проведенный анкетный опрос студентов ДГПУ, к которому было привлечено 200 респондентов, подтвердил, что поступившие в вуз имеют определенное мнение о ценностях занятий физической культурой для здорового образа жизни. Однако, при этом 69 % студентов не посещают спортивные секции, довольствуясь занятиями физической культурой в вузе. В массовых спортивных мероприятиях, проводимых на базе ДГПУ, принимали участие 65 % опрошенных. Для повышения мотивации к физическому самосовершенствованию были определены здоровый образ жизни - 40 %; интересно посещать занятия по физической культуре - 30 % опрошенных; 20 % респондентов ответили, что им весело на данных занятиях и 10% указали на физическое самосовершенствование.

Поэтому на первом этапе формирование потребности в физическом самосовершенствовании должно происходить опосредованно, при этом важен сам процесс достижения. Позитивный аспект формирования связан с наличием положительных эмо-

циональных состояний, воздействия должны быть впечатляющими, яркими, запоминающимися. Существенные результаты могут быть получены лишь в том случае, если воздействия соответствуют внутреннему настрою занимающихся, цели близки, понятны, доступны. Занятия должны способствовать устранению чувства собственной ограниченности в физкультурно-спортив-ной деятельности. Формы занятий должны имеет такой характер, чтобы им можно было отдать предпочтения перед другими видами отдыха. Основными видами популяризации физических упражнений среди девушек могут быть: восстановление физических и духовных сил, совершенствование эмоционально-волевой сферы, активизация общения, сохранение и укрепление здоровья, красоты, осанки, культура движений и др. Для юношей подбираются более маскулинные средства, элементы соревнования и др.

Отличительной особенностью второго этапа является появление у студентов физкультурно-спортивных способностей, развитие которых придает деятельности личностно значимый смысл. Положительные эмоциональные переживания при этом связаны с осознанием собственных успехов и достижений, удовлетворение от самого процесса деятельности. Существенным на данном этапе является осознание меры полезности, содержательная информация, интерес, эмоциональность, удовлетворенность степенью собственного обогащения личности и др. Поэтому педагог, учитывая своеобразие развития каждой личности, должен способствовать превращению потенциальных возможностей в реализуемые.

Качественное своеобразие третьего этапа заключается в осознании общественной значимости физического самосовершенствования, когда личностный субъективный смысл деятельности переживается студентами как адекватный ее общественному смыслу. На занятиях по физическому воспитанию студенты активны, проявляют инициативу, ставят перед собой повышенные цели и добиваются их. Если на первом этапе происходило опосредованное формирование потребности в физическом самосовершенствовании, то на третьем этапе оно возможно через личностное доверительное общение педагогов со студентами, когда обе стороны осознают цели совместной деятельности и добиваются их.

Чем меньше развита потребность в физическом самосовершенствовании, тем больше должна акцентироваться привлекательность занятий, их эмоциональная насыщенность [5]. Критерием сформированной потребности в физическом самосовершенствовании следует считать такой уровень развития самосознания (мотивов, ценностных ориентаций, установок), который активно направляет практическую деятельность к достижению здорового образа жизни, физической подготовленности, обеспечивая успешное выполнение социальных и профессиональных функций будущего педагога. Поэтапное повышение уровня сформированности потребности в физическом самосовершенствовании обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий. Во-первых, направленное формирование социальных и индивидуальных мотивов, обеспечивающих сочетание личной заинтересованности с общественно значимыми целями деятельности. Социальные и индивидуальные мотивы физкультурно-спортивной деятельности лишь в комплексе обеспечивают совершенствование личности. Комплексное формирование социальных и индивидуальных мотивов обеспечивается при сочетании учебных и внеучебных форм занятий, когда приобретаемые специальные умения студентов находят реализацию в повседневной жизнедеятельности. Во-вторых, профессиональная направленность физического воспитания, отражающая общую направленность учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. К ним можно отнести: образовательно-воспитательную функцию, обусловливающую взаимосвязь физического воспитания с нравственным, эстетическим, трудовым; функцию управления двигательной активностью детей, способствующей согласованию мероприятий в режиме учебного дня и во внеучебное время, которые направлены на укрепление здоровья; координирующую функцию, позволяющей добиваться согласованности в действиях участников процесса.

Третьим условием является выявление имеющихся и развитие новых физкультурно-спортивных интересов студентов как путей и средств самореализации. На развитие интереса к учебным занятиям по физическому воспитанию оказывают влияние различные группы факторов. К первой мы отнесли наличие материально-технической базы, внимание к занятиям кураторов, об-

щественных организаций и др. Другая группа факторов связана с личностью преподавателя, методикой проведения занятий, на-личий достаточного количества разнообразных спортивных секций и др. Необходимо учитывать, что формированию интереса способствует эмоциональная привлекательность занятий, которая обеспечивается не только собственно физической нагрузкой («мышечная радость), но и воздействием на чувственно-волевую сферу личности новых знаний, системы стимулов и т. д. Однако проведённое исследование мотивов физкультурно-спортивной деятельности студентов выявило, что в учебно-воспитательном процессе не всегда учитываются их личностные интересы, основанные на гендерных особенностях. Например, для девушек главными мотивами являлись: «Повышение уровня здоровья», «Нужно для себя как для будущей матери», «Общение, азарт, эмоции, общение», «Хорошая осанка, легкость при ходьбе» и др.

Библиографический список

Следовательно, преподавателю при планировании деятельности необходимо учитывать и эти мотивы.

Третьим условием является осознание студентами двигательных способностей, обеспечивающих переход от внешних регуляторов поведения во внутренние. В связи с интересами и склонностями студентов начинают формироваться их физкуль-турно-спортивные способности. В настоящее время считается бесспорным тот факт, что элемент соревнования самим с собой является важным показателем проявления самопознания и самовыражения студентов в двигательных способностях.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что для формирования потребности в физическом самосовершенствовании актуальна разработка комплексных личностных программ дисциплин, с учётом субъективно-личностных и объективных факторов, их сочетания в процессе обучения.

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента. Москва: Гардарики, 1999.

2. Кащеев Д.В., Зайцева С.В. Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013; 3 (30): 138 - 142.

3. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Москва: Институт практической психологии. Воронеж, 1997.

4. Наговицин Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе. Фундаментальные исследования. 2011; 8: 293 - 298.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего образования. Москва, 2000.

References

1. Il'inich V.I. Fizicheskaya kul'tura studenta. Moskva: Gardariki, 1999.

2. Kascheev D.V., Zajceva S.V. Problema formirovaniya motivacionno-cennostnogo otnosheniya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom. Vestnik Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava. 2013; 3 (30): 138 - 142.

3. Lesgaft P.F. Psihologiya nravstvennogo i fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii. Voronezh, 1997.

4. Nagovicin R.S. Motivaciya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v vuze. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; 8: 293 - 298.

5. Holodov Zh.K. Teoriya imetodika fizicheskojkul'tury isporta: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego obrazovaniya. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 01.04.16

УДК 378

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Abdurakhmanova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Kadieva R.S., senior teacher, Department of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

THE PROCESS OF SELF-EDUCATION OF STUDENTS IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article highlights some of the psychological and pedagogical particular features of management of professional training in pedagogical high school, in particular educational aspect. Considering educational work from the perspective of social management, the authors identify the structure of phases that reflect the management process of education and a set of requirements, providing solutions to various practical problems focused on training. The authors conclude that the control of the formation of the future teacher's personality is a unity management and self-management. Being fundamentally a process of solving professional problems, management of education and self-education has a particular structure, study of features which, ultimately, is aimed at improving the quality of training at the university.

Key words: professional training, pedagogical activity, educational environment, professiogram, motives, interests.

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, заместитель декана по науке факультета специального дефектологического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: beror63@mail.ru

М.А. Абдурахманова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дошкольного образования Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: beror63@mail.ru

Р.Ш. Кадилаева, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: beror63@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье освещаются некоторые психолого-педагогические особенности управления профессиональной подготовкой специалистов в педагогическом вузе, в частности - воспитательного аспекта. Рассматривая воспитательную работу с позиции социального управления, авторы выделяют в структуре этапы, отражающие функции управления процессом воспитания и совокупность требований, обеспечивающих решение различных практических задач, ориентированных на профессиональную подготовку. Авторы делают выводы о том, что управление формированием личности будущего педагога представляет собой единство управления и самоуправления. Являясь по своей сути процессом решения профессиональных задач, управление воспитанием и самовоспитанием имеет определённую структуру, исследование особенностей которой, в конечном итоге, направлено на совершенствование качества подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.