ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)
УДК 378
Agaragimova V.K., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogics and Psychology, DSPU (Makhachakala, Russia), Е-mail: [email protected]
Abutalimova A.A., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Social Pedagogics and Psychology, DSPU (Makhachakala, Russia), Е-mail: [email protected]
Kabardieva F.A., Сand. of Sciences (Pedagogy), assisting teacher, Department of Social Pedagogics and Psychology, DSPU (Makhachakala, Russia), Е-mail: [email protected]
Gadzhieva D.P., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special (Defectological) Education, DSPU (Makhachakala, Russia), Е-mail: [email protected]
HOLISTIC EDUCATIONAL PROCESS AS A CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS FOR SELF-EDUCATION. In the article the authors formulate a point of view based on the point of view that self-education should continuously be formed at all stages of a university education. Self-education is considered as one of the indicators of the level of professional culture, competence. The work reveals channels, tools, sources of obtaining information and relationship between the level of self-education and professionalism. The researchers pay special attention to formative competencies required to the formation of competitive specialist teacher. The authors come to the conclusion that the proactive participation of students in all forms of organization of an educational process increases not only the needs in self-education, but the level for academic subjects, organizational skills. In light of the implementation of the competence approach in education is particularly important and valuable.
Key words: self-education, managerial communication, levels of readiness, extracurricular activities.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
А.А. Абуталимова, канд. пед. наук, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Ф.А. Кабардиева, канд. пед. наук, ассистент факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Д.П. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. факультета специального (дефектологического) образования, Дагестанский государственный педагогический университет,, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ
В статье авторы формулируют точку зрения, основанную на убеждении о том, что самообразование должно непрерывно формироваться на всех этапах обучения в вузе. Рассматривается самообразование как один из показателей уровня профессиональной культуры, компетентности. Раскрываются каналы, средства источники получения студентами информации, взаимосвязь между уровнем самообразования и профессионализмом. Особое внимание уделяется формирующим компетенциям, необходимым для становления конкурентноспособного специалиста-педагога. Авторы приходят к выводу, что инициативное участие студентов во всех формах организации целостного педагогического процесса повышает не только потребности в самообразовании, но и уровень по учебным предметам, организационным умениям. В свете реализации ком-петентностного подхода в образовании это особенно ценно.
Ключевые слова: самообразование, управленческое взаимодействие, уровни готовности, внеучебная деятельность.
Отличительной особенностью современного этапа развития является совершенствование управления общественными и производственными процессами, которое обуславливает резкое повышение роли человеческого фактора практически во всех сферах. Поэтому необходимо, чтобы каждый специалист систематически повышал уровень своего профессионального развития. Для решения этой задачи наряду с совершенствованием системы образования необходимо обратить пристальное внимание на возможности самообразования личности. Многочисленными
исследованиями установлено, что эффективность и результативность процесса самообразования личности существенно зависят от уровня развития специальных личностных свойств, от усвоения знаний, умений осуществлять свою профессиональную деятельность. Поэтому в педагогике поставлены и решаются вопросы целенаправленного формирования готовности студентов к самообразованию.
Рассматривая готовность личности к самообразованию как синтез внутренних условий, обуславливающих принципиальную
осуществимость процесса самообразования, можно вычленить его основные компоненты:
- целостный эмоционально-личностный аппарат (внутренняя потребность к самосовершенствованию, личностные ценности, эмоционально-волевой механизм пр.);
- систему компетентностей, усвоенных личностью (глубина и полнота сформированных научных понятий, взаимосвязь между ними, умение соотносить научные понятия с объективной реальностью, понимание относительности знаний и необходимости уточнения их путём систематического познания);
- систему организационно-управленческих умений (намечать и выполнять задачи самообразования, планировать свой труд, осуществлять самоконтроль, самоанализ результатов и т. д.).
Вычлененные элементы готовности личности к самообразованию в совокупности достаточно разносторонне и полно характеризуют возможности студентов по организации и реализации процесса самообразования. Умение различать уровни готовности личности к самообразованию позволяет устанавливать соответствие между сформированными возможностями студентов осуществлять процесс самообразования и педагогическими средствами его реализации. На основе оценки уровня готовности студентов можно осознанно выбирать рациональные средства [1; 2]
В педагогическом процессе вуза можно выделить три уровня готовности личности к самообразованию: начальный, средний и высокий. На начальном уровне мотивы самообразования студентов в основном стихийны. Они не связывают личные потребности в самообразовании с общественными интересами. Знания по учебным предметам носят изолированный характер. Часто студенты не видят даже внутрипредметных связей между различными научными понятиями. Умения работать с источниками информации не систематизированы, некоторые не используются совсем. На этом уровне студенты не умеют самостоятельно организовывать самообразование, а могут лишь с определённой мерой добросовестности и исполнительности выполнять указания и рекомендации преподавателей.
Для среднего уровня готовности личности к самообразованию характерно стремление научиться самостоятельно ставить перед собой цели самообразования и качественно исполнять их. Студенты понимают необходимость в самообразовании, но не всегда умеют чётко сформулировать соответствующую цель. Знания по учебным предметам систематизированы, но межпредметные связи не всегда чётко осознаются. Студенты умеют работать с основными источниками информации, но не всегда могут рационально применять их в самообразовательной деятельности, умеют самостоятельно организовывать процесс самообразования, но не могут рационально планировать целостное средство самообразования.
Для высшего уровня готовности личности характерно глубокое понимание необходимости руководствоваться в самообразовании значимыми целями, стремление в их достижении оптимальным способом, знания носят целостный характер, в их основе лежит глубокое понимание наличия внутрипредметных связей. Студент умеет на научной основе оптимально управлять процессом самообразования от планирования до осуществления замыслов и самоконтроля результатов.
Формирование у студентов готовности к самообразованию происходит в педагогическом процессе. Поэтому его специальная организация и последующая реализация являются главным условием, побуждающим студентов к самообразованию. Эффективность педагогического процесса зависит от способности преподавателей педагогически грамотно руководить самообразованием студентов, о готовности воспитуемых к самообразованию и от соответствующих средств. Структура и функции всех компонентов целостного педагогического средства определяются преподавателями, являющимися непосредственными исполнителями социального заказа. Тем самым каждый преподаватель целенаправленно воздействует на личность студентов, т. е. осуществляет внешнее (педагогическое) управление их воспитанием, развитием, профессиональной подготовкой и т. д. [3]. Чтобы реализовать педагогическое управление каждый преподаватель должен обладать следующими компетенциями:
- быть инициативной, творческой личностью, убежденным сторонником самообразования, способным вести студентов к высокому уровню готовности к самообразованию;
- знать психолого0педагогические основы руководства учебной и самообразовательной деятельностью воспитуемых, а также предмет самообразования личности;
- уметь грамотно спроектировать целостный педагогический процесс, максимально способствующий самообразовательной деятельности студентов и активно его реализовать;
- иметь навыки руководства реализацией в педагогической практике целостной системы мер, обеспечивающей переход от учения к самообразованию и рост у студентов уровня готовности к самообразованию.
Главным условием, побуждающим студентов к самообразованию, является характер взаимодействия преподавателей и воспитуемых в педагогической практике.
Первый вид характеризуется алгоритмическим инструктированием преподавателем студентов. Преподаватель полностью объясняет межличностный комплекс процедур, который должен выполнить каждый студент для решения поставленных задач. Деятельность студентов при этом носит репродуктивный характер. Однако как субъекты самообразования они не пассивны. От их эмоционально-волевых усилий зависит добросовестность и исполнительность при выполнении инструкций.
Второй вид характеризуется тем, что преподаватель проводит альтернативное инструктирование, а выбор более рациональной в конкретных условиях альтернативы осуществляется студентами самостоятельно. Это означает, что преподаватель ставит перед ними задачи, инструктирует о возможных путях решения, а студенты по собственной инициативе выбирают один из путей решения поставленных задач.
Третий вид характеризуется тем, что преподаватель осуществляет постановку различных задач, проводит обзорное инструктирование возможных путей их решения, учитывая уровень готовности студентов к самообразованию. При этом не исключается возможность конструирования студентами на основе известных им инструкций новой, пригодной для решения поставленных задач.
Четвертый вид отличается тем, что преподаватель осуществляет лишь постановку задач и консультирует студентов. На первый план преднамеренно выдвинута субъективная функция студентов, которым предстоит самостоятельно определить способы выполнения полученных заданий, в вопросах организации процесса выполнения и пр. Осуществляется этот вид взаимодействия путём применения продуктивных, эвристически-поисковых и других методов.
Пятый вид характеризуется преимущественно самостоятельной деятельностью студентов, они сами ставят перед собой частные задачи, решение которых связано с выполнением общего задания преподавателя, ищут способы, средства и формы их рациональных решений. Преподаватель методами самостоятельной работы побуждает студентов к самообразованию, оказывая им максимальное содействие. Самоуправление личности осуществляется на основе сформированного уровня её готовности к самообразованию [4; 5].
В педагогическом процессе важную роль для самообразования студентов играет научно обоснованное планирование целостной системы средств педагогического воздействия на личность студентов, включающей в себя содержательно-целевой, процессуально-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты. Системность комплексного педагогического воздействия на личность является вторым условием, способствующим самообразованию студентов. Наряду с основной педагогической целью каждого планируемого мероприятия необходимо ставить задачи формирования эмоционально-мотавационного самообразования личности, умений осуществлять самоообразовательную деятельность. Кроме того, важно учитывать уровень фактической готовности к самообразованию. Гипотетические характеристики готовности личности к самообразованию являются основой совокупности целей и задач воспитания и образования как система, являющаяся подсистемой целостного средства педагогического воздействия. На основе гипотетических характеристик готовности к самообразованию определяются зоны ближайшего развития. Рассматривая педагогический процесс как условие самообразования студентов, необходимо учитывать важность формирования умений личности осуществлять самоконтроль результатов своей деятельности. В таком случае в задачи целостного педагогического средства воспитания и образования молодёжи входят задачи формирования умений личности осуществлять самоконтроль результатов учения и самообразования. Тогда наря-
ду с содержательно-целевым компонентом подсистемы контроля и оценивания результатов и её процессуально-деятельностный компонент зависит от целей и задач целостного педагогического средства воспитания и образования студентов. В этом проявляется специфика соответствующего педагогического средства. Каждый переход к решению задач из зоны ближайшего развития обосновывается решением текущих задач воспитания и обучения, т. е. фактическим уровнем сформированности свойств личности. Повышение уровня готовности студентов к самообразованию приводит к необходимости изменения педагогических средств решения задач из зоны ближайшего развития. Каждому уровню готовности студентов к самообразованию соответствуют этапы, на которых применяются свои педагогические средства воспитания и образования студентов. При таком подходе осуществляется постепенный перевод управления функционированием учебного процесса с инструктивно-исполнительского пути, на котором явно выражено педагогическое управление, на рекомендательно-эвристический путь, где на первый план выступает самоуправление студентов. Чтобы обеспечить такой перевод, нужно гибкое целостное педагогическое средство, соответствующее характеру взаимодействия преподавателей и студентов. Это средство должно обладать переменной структурой и динамикой. Это означает, что педагогическое средство следует планировать так, чтобы на основе преемственности осуществлялось постепенное сближение целостного педагогического процесса с самообразованием студентов [5].
Важным условием сближения и реализации в педагогической практике целостного учебно-воспитательного комплекса самообразования студентов являются взаимопонимание между преподавателями и студентами, а также единство действий всех преподавателей, умеющих точно сориентироваться на определённую студенческую аудиторию. Важно, чтобы все преподаватели в своей работе ориентировались не только на специфику учебного предмета или воспитательного мероприятия, но и на особенности целостного педагогического процесса как условия формирования готовности студентов к самообразованию. Управленческая деятельность каждого преподавателя должна быть направлена на взаимодействие не только с учением и самообразованием, но и с педагогическим управлением других субъектов процесса самообразования студентов. При условии благоприятного воздействия на студентов они активно занимаются самообразованием. Участвуя в реализации специальным образом организованного педагогического процесса, студенты усваивают цели его функционирования, постепенно осознают актуальность, понимают необходимость, а позднее чувствуют потребность содействовать их достижению. Воспринимая цели, поставленные преподавателем, как личные, они начинают сознательно стремиться к их достижению, с которого начинается внутреннее управление личностью процесса самообразования. Если в педагогическом процессе осуществляется целенаправленно развитие готовности студентов к самообразованию, то у них возрастает потребность в новых знаниях, в улучшении личностных качеств, повышается уровень сформированности знаний по учебным предметам, умений работать с источниками ин-формаций, совершенствуются организационно-управленческие умения.
Тем самым, создавая в педагогической практике условия, благоприятные для самообразования личности, преподаватели
Библиографический список
побуждают студентов включиться не только в решение задач воспитания, но и сознательно осуществляют субъективную деятельность по самообразованию непосредственно в педагогическом процессе. Добиться этого можно в том случае, когда студенты воспримут спланированное преподавателем целостное педагогическое средство как своё собственное, почувствуют себя полноправными участниками педагогического процесса, несущими ответственность за его результаты. Следовательно, необходимо так организовать взаимоотношения между преподавателями и студентами, чтобы последние могли сознательно и систематически управлять своей деятельностью, в том числе и самообразовательной. Целостное управление самообразованием студентов в педагогической практике должно представлять собой синтез педагогического управления и самоуправления личности. В зависимости от готовности личности к самообразованию субъективные функции между преподавателями и студентами распределяются по-разному. Если на начальном этапе функционирования педагогического процесса должно доминировать педагогическое управление, в рамках которого студенты преднамеренно привлекаются к принятию субъективных решений по различным вопросам учения и самообразования, то уже на среднем этапе педагогическое управление отступает на второй план, как бы выдвигая на первый самоуправление личности. На последнем этапе самоуправление должно реально доминировать в самообразовании студентов. Тогда динамика реализации педагогического процесса приведет его к сближению с самообразованием личности, а каждый студент получит хорошую практику осуществления процесса самообразования, которая необходима личности для систематического самосовершенствования после окончания учебного заведения.
Другим важным средством самообразовательной деятельности студентов являются мероприятия, создаваемые и реализуемые по их собственной инициативе. Если по отношению к педагогическому процессу студенты лишь выполняют предначертания преподавателей, в том числе и в организационно-управленческом аспекте, то организация мероприятий вне педагогического процесса требует от них мобилизации усилий по самоуправлению поиском и усвоению социального опыта.
В состав средств самообразования, организуемых студентами, входят мотивы, цели и содержание самообразования, методы и формы самостоятельного поиска и усвоения социального опыта, обусловленные готовностью личности к самообразованию, результаты самодеятельности, методы и формы самоконтроля, самоанализа и самооценки. Мотивы и цели построения и функционирования собственных средств самообразования на основе их самоорганизации тесно связаны с личностными ценностями студентов, с уровнем сформированности их мировоззрения, с осознанием своего места с социально значимыми факторами. Часто личные мотивы, эмоционально-волевые механизмы играют решающую роль в самообразовании людей. Однако социальный образ жизни, влияние, оказываемое на молодёжь обществом, обуславливают их стремление в самопроявлению.
Таким образом, инициативное участие студентов во всех формах организации целостного педагогического процесса повышает не только потребности в самообразовании, но и уровень знаний по учебным предметам, организационным умениям. В свете реализации компетентностного подхода в образовании это особенно важно и ценно.
1. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 3: 101 - 106.
2. Агарагимова В.К. Социально-педагогические проблемы воспитания дагестанской молодежи. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; 2 (31): 18 - 22.
3. Гасанова С.С., Кабардиева Ф.А., Агарагимова В.К Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе профессионального обучения. Вестник Академии права и управления. 2015; 41: 164 - 167.
4. Ефремова О.Н. О методах организации самостоятельной работы студентов. Высшее образование в России. 2011; 2: 149 - 153.
5. Шукшина Т.И., Татьянина Т.В. Развитие профессиональной педагогической компетентности педагога высшей школы с использованием гуманитарных технологий. Российский научный журнал. 2010; 17: 79 - 84.
References
1. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 3: 101 - 106.
2. Agaragimova V.K. Social'no-pedagogicheskie problemy vospitaniya dagestanskoj molodezhi. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; 2 (31): 18 - 22.
3. Gasanova S.S., Kabardieva F.A., Agaragimova V.K Samoobrazovanie kak sredstvo povysheniya professional'noj kompetentnosti buduschih pedagogov v processe professional'nogo obucheniya. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 41: 164 - 167.
4. Efremova O.N. O metodah organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Vysshee obrazovanie vRossii. 2011; 2: 149 - 153.
5. Shukshina T.I., Tat'yanina T.V. Razvitie professional'noj pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga vysshej shkoly s ispol'zovaniem gumanitarnyh tehnologij. Rossijskij nauchnyjzhurnal. 2010; 17: 79 - 84.
Статья поступила в редакцию 15.02.16
УДК 378
Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary
Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Abasalieva D.Z., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
THE MAIN TASKS OF UP-BRINGING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF A NATIONAL-REGIONAL EDUCATION SYSTEM. The article presents research on problems of mental and spiritual development of elementary school students. The researchers reveal features of forming of mental and spiritual moral education of young schoolpupils in a polyethnic region. The article substantiates the need to develop mother tongue of pupils, enrolled in national schools, as an important component of their mental education. The authors conclude that the most important task of the national-regional education system is individualization of instruction through consideration of traditions, regional characteristics and national cultural environment, directly influencing the formation of a child's personality. Making schoolchildren think of their national culture is a necessary ground to enhance their national mentality, to revive the respect for their ethnicity and thus to preserve the ethnic group itself, its language and culture.
Key words: intelligence, reasoning, native language, education, native language, culture of speech, ability, mental development, national school, multi-ethnic environment.
Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, зав. каф, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Д.З. Абасалиева, ст. преп. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный
педагогический университет, г Махачкала, E-mail: [email protected]
ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье раскрываются особенности формирования умственного и духовно-нравственного воспитания младших школьников в полиэтническом регионе, решаются проблемы умственного и духовного развития учащихся начальной школы. Обоснована необходимость развивать у обучающихся в национальных школах родную речь как важный компонент умственного воспитания. Авторы делают выводы о том, что важнейшей задачей национально-региональной образовательной системы является индивидуализация обучения путём учёта традиций, региональных особенностей культурной и национальной среды, влияющих непосредственно на формирование личности ребенка. Только вернув учащихся к истокам, можно будет повысить их национальный менталитет, возродить уважение к своему этносу, тем самым сохранить сам этнос, его язык и культуру.
Ключевые слова: интеллект, мышление, родная речь, обучение, родной язык, культура речи, способности, умственное развитие, национальная школа, полиэтническая среда.
Показателем умственного развития является мышление, связанное с языком и речью. Интеллект появляется на ранней стадии развития и интенсивно совершенствуется на разных возрастных этапах. Однако он может развиваться и совершенствоваться при условии овладения речью. Без речевого общения общество не может существовать. В национальной школе главной задачей на языке обучения является подготовка учащихся к тому, чтобы они могли чётко, ясно выражать мысли и суждения на нём. Восприятие письменной речи предполагает «вживание» ученика в этикет. Овладевая письменной речью, младший школьник должен научиться излагать мысли так, чтобы они были понятны. Рост запаса слов у детей зависит от условий, в которых они растут и развиваются, от культуры речи родителей и других факторов. Разумеется, усвоение словаря языка обучения - процесс сложный и охватывающий длительный период его жизни. В соответствии с задачами развивающего обучения дети должны не просто приобрести знания, умения, навыки, но и овладеть творческим подходом к учебной деятельности, приобрести устойчивые интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.
В связи с этим на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирование творческого мышления учащихся. Поэтому одна из важнейших задач в обучении учащихся языку - это развитие речи и её культуры, ясности и точности в выражении мыслей и чувств. Умение говорить красноречиво считается богатством, поэтому прекрасные чувства, мысли передаются с помощью языка. Фундамент овладения правильной речью должен быть заложен в начальных классах. Огромное значение имеет речь и самого учителя, ибо его слово является способом организации процесса обучения, создание условий обратной связи, то есть взаимного понимания учителя и ученика. Сама жизнь настоятельно требует, чтобы обучение в национальной началь-
ной школе было на родном языке, который ученик усвоит с уст матери, а потом уже на литературном языке села, района, где продолжается обучение.
В становлении личности учащихся ведущее место занимает начальный этап развития и воспитания, поэтому приобщение детей к национальной культуре с детского сада имеет также неоценимое значение. Основная задача национальной школы дать представление о равенстве, справедливости, добре и дружбе. Учебно-воспитательный процесс надо строить с учетом этнопсихологических особенностей ребят представителей разных народностей. Одно из условий достижения этого - создание предпосылок развития чувства равенства языков, и культур. Поэтому, целесообразно создание условий для изучения родной культуры на своем языке, ознакомление с различными национальными играми, праздниками, обычаями и другими духовными ценностями. Уже в начальной школе им следует прививать уважение к законам и обычаям предков, передаваемых из поколения в поколение. По возможности надо помочь ребёнку изучить свою родословную, происхождение фамилии, значение его имени. Необходимо обращать внимание на нравственно-этническую культуру учащихся; знакомить детей с декоративно-прикладными видами искусства, с творчеством национальных художников на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, учить исполнению народных песен и танцев. В период обучения у учащихся начальных классов следует развивать способности к образному восприятию мира, учить их прослеживать связь своих действий с окружающим миром, соразмерять их с образами.
Главной целью образовательно-воспитательной системы должно стать создание гуманистической атмосферы, ориентированной на личностный подход в формировании каждого ученика. Формирование национальной культуры учащихся - это процесс, который направляет и корректирует всю деятельность