Научная статья на тему 'Структура сформированности основ педагогического мастерства у будущего учителя математики'

Структура сформированности основ педагогического мастерства у будущего учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / STRUCTURE / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILLS / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / FUTURE MATH TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эдиева Ж.Х.

В данной статье изучена структура сформированности основ педагогического мастерства у будущего учителя математики, включающая следующие компоненты: гуманно-коммуникативный, традиционно-инновационный, этико-результативный, логико-креативный. Выявленные структурные компоненты сформированности у будущего учителя математики основ педагогического мастерства продемонстрировали следующий комплекс профессиональных умений, знаний, навыков и компетенций и личностных качеств, сопутствующих педагогическое мастерство и профессионализм. Автор делает вывод о том, что сформированность у студентов основ педагогического мастерства предполагает владение эффективными педагогическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами учебной деятельности, которые обеспечивают высокий результат усвоения учащимися учебного материала, умение в самоуправлении, самоорганизации, владение самоменеджментом; способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями и другими знаниями и умениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF FORMATION OF BASES OF PEDAGOGICAL SKILLS IN FUTURE MATHEMATICS TEACHERS

The work studies the structure of formation of bases of pedagogical skills in future teacher of mathematics, including the following components: humane and communicative, traditional and innovative, ethical and effective, logical-creative. The researcher identifies structural components of formation of bases of pedagogical skills in future teachers of mathematics, demonstrated in a whole range of professional skills, knowledge, competencies and personal qualities, related to pedagogical skills and professionalism. The author concludes that the well-formedness in students of basics of pedagogical skills involves the possession of effective pedagogic technologies, new methods, techniques and means of training activities, which provide the highest result of mastering the course material, students ability in self-government, self-organization, possession of self-management; the ability to use logical thinking; ownership of the future teacher of mathematics ability to full reasoning, logical rigor and thin reasoning; possession of logical skills and other knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Структура сформированности основ педагогического мастерства у будущего учителя математики»

УДК 378

Edieva Zh.H., teaching assistant, Department of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: ezharadat@mail.ru

STRUCTURE OF FORMATION OF BASES OF PEDAGOGICAL SKILLS IN FUTURE MATHEMATICS TEACHERS. The work studies the structure of formation of bases of pedagogical skills in future teacher of mathematics, including the following components: humane and communicative, traditional and innovative, ethical and effective, logical-creative. The researcher identifies structural components of formation of bases of pedagogical skills in future teachers of mathematics, demonstrated in a whole range of professional skills, knowledge, competencies and personal qualities, related to pedagogical skills and professionalism. The author concludes that the well-formedness in students of basics of pedagogical skills involves the possession of effective pedagogic technologies, new methods, techniques and means of training activities, which provide the highest result of mastering the course material, students ability in self-government, self-organization, possession of self-management; the ability to use logical thinking; ownership of the future teacher of mathematics ability to full reasoning, logical rigor and thin reasoning; possession of logical skills and other knowledge and skills.

Key words: structure, component, pedagogical skills, future math teacher.

Ж.Х. Эдиева, ассистент каф. математического анализа, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический

университет», г. Грозный, E-mail: ezharadat@mail.ru

СТРУКТУРА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

В данной статье изучена структура сформированности основ педагогического мастерства у будущего учителя математики, включающая следующие компоненты: гуманно-коммуникативный, традиционно-инновационный, этико-результативный, логико-креативный. Выявленные структурные компоненты сформированности у будущего учителя математики основ педагогического мастерства продемонстрировали следующий комплекс профессиональных умений, знаний, навыков и компетенций и личностных качеств, сопутствующих педагогическое мастерство и профессионализм. Автор делает вывод о том, что сформированность у студентов основ педагогического мастерства предполагает владение эффективными педагогическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами учебной деятельности, которые обеспечивают высокий результат усвоения учащимися учебного материала, умение в самоуправлении, самоорганизации, владение самоменеджментом; способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями и другими знаниями и умениями.

Ключевые слова: структура, компонент, педагогическое мастерство, будущий учитель математики.

В отечественной психологии и педагогике разработаны разные подходы к определению структурных компонентов личности, ее структуризации. Важной стороной личности учителя математики, который владеет основами педагогического мастерства, являются его отношение к детям, коллегам, отдельным людям, избранной профессии, к себе и своим общественным обязанностям. Структуризация основных компонентов педагогического мастерства будущего учителя математики во многом зависит от необходимости развития его творческих возможностей, его личностных и профессиональных способностей, специфических знаний и умений, а также его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Известно, что человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером, отвечающими за владение основ педагогического мастерства [1; 2].

Осуществив анализ сущности и содержания педагогического мастерства учителя, мы представляем собственные структурные компоненты, характерологические качества, которые позволяют будущему учителю овладеть основами педагогического мастерства. А именно: гуманно-коммуникативный, традиционно-инновационный, этико-результативный, логико-креативный.

Гуманно-коммуникативный компонент предполагает: гуманистическое видение педагогического процесса, отношение к ученику, как к главной ценности, учёт и признание индивидуальности, уникальности личности учащегося, прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность максимального проявления участия, доброты, создание оптимальных условий для всестороннего обучения и развития учеников; вера в учеников и оптимизм в силы и возможности ученика; коммуникабельностью - владение хорошим голосом, внешним обаянием, речью, проявление толерантности по отношению к людям, владение коммуникативными техниками и техникой педагогического общения, тактичность, наблюдательность, умение взаимодействовать с учениками; умение результативно строить свои взаимоотношения с учащимися с учётом собственных нагрузок.

Традиционно-инновационный компонент предполагает: сочетание в профессиональной деятельности традиционных, прогрессивных народных традиций и обычаев и инновационных технологий обучения и воспитания; с одной стороны, умение применять инновационные формы и методы, грамотно сочетая их с прагматическим пониманием целей и задач обучения и

воспитания детей; проведение обучения в интерактивном режиме. Здесь немаловажную роль играет научный фильм, телевидение, которым в режиме он-лайн может пользоваться педагог вуза, повысить интерес студентов к изучаемой проблематике. Н.М. Романенко пишет, «современное телевидение открывает перед вузом огромные возможности, включая в свои лекцион-но-практические занятия фрагменты учебных фильмов, реализуя форму микро-обучения» [2, с. 46 - 47]. Приближение учебного процесса к практике повседневной жизни; с другой - широкое использование методов чеченской народной педагогики, учет этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев; владеть нравственно-этическими категориями в системе духовных ценностей чеченцев: адамалла - гуманизм, человечность, ценалла - нравственная чистота, оьздангалла - благородство, къонахалла - кодекс чести человека, главной целью жизни которого является служение народу, стране; иллакх - культура, этика, сий - честь, достоинство, Эхь-Бехк - совесть, нравственный долг перед обществом, къинхетам - состродание, милосердие, яхь - доброжелательное соревнование в благородстве, в добрых делах.

Этико-результативный компонент - владение эффективными нравственно-этическими технологиями, новыми методами, приёмами и средствами воспитания школьников, которые обеспечивают высокий результат воспитанности и нравственности учащихся, умение студента применять данные технологии и техники на практике, высокий уровень самоорганизации, владение самоменеджментом; знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, закономерностей психологического и возрастного развития учащихся; как результат - высокие результаты тех учеников, которых принято считать отстающими, с низкой мотивацией, не желающими, не умеющими, не способными учиться; результативность и эффективность деятельности демонстрируют не только высокий процент успеваемости школьников, но и сформированный интерес учеников к предмету; способность учить всех без исключения детей; применение усвоенной теории на практике инновационными новшествами, приносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, постоянно стимулирующий в среде педагогической общественности интерес к результатам своего труда.

Логико-креативный - способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями; владение педагогическим мышлением, умение мыслить и действовать неординарно, нетрадиционно, достаточно самостоятельно осуществлять анализ педагогических явлений и ситуаций, уметь расчленять на составные элементы процесс, затем синтезировать его, осмысливая каждую часть в связи с целым, учиться находить в теории обучения и воспитания те идеи, выводы, принципы, которые являются адекватными общей логике целостности педагогического процесса; умение анализировать и проектировать любую педагогическую ситуацию, уметь проектировать результаты педагогического влияния на учеников, умение определять уровень обученности и воспитанности детей, а также прогнозировать результаты обучения и воспитания; умение мыслить креативно, создавать атмосферу мыслительной активности учеников, снижать их эмоциональную напряжённость, создавать позитивный психологический климат в классном коллективе и в школе; оперативно применять свои знания, умения и навыки в любых педагогических ситуациях; способность активно пользоваться методом моделирования педагогических ситуаций и строить перспективу для эффективного влияния на личность обучаемого; желание студента в повышении профессиональной компетентности и основ педагогического мастерства; использовать в собственной работе инновационных технологий, грамотно искать и находить инновационные новшества для каждой конкретной педагогической ситуации, уметь диагностировать, прогнозировать и проектировать учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, выявленные структурные компоненты сформированности у будущего учителя математики основ

Библиографический список

педагогического мастерства продемонстрировали следующий комплекс профессиональных умений, знаний, навыков и компетенций и личностных качеств, сопутствующих педагогическое мастерство и профессионализм. Владение студентом основами педагогического мастерства предполагает наличие гуманистического видения педагогического процесса, отношение к ученику, как к главной ценности, учёт и признание индивидуальности, уникальности личности учащегося, прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность максимального проявления участия, владение коммуникативными техниками и техникой педагогического общения; умение сочетать в профессиональной деятельности традиционные, прогрессивные народные традиции и обычаи и, одновременно, использовать в практике инновационные технологии обучения и воспитания; грамотно сочетать их с прагматическим пониманием целей и задач обучения и воспитания детей; проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса учеников к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни; с другой - широкое использование методов чеченской народной педагогики, учёт этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев; владение эффективными педагогическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами учебной деятельности, которые обеспечивают высокий результат усвоения учащимися учебного материала, умение в самоуправлении, самоорганизации, владение самоменеджментом; способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями.

1. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2014; 1:113 - 117.

2. Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками. Педагогика. 2003; 4: 46 - 48.

References

1. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. Vladikavkaz, 2014; 1:113 - 117.

2. Romanenko N.M. Osobennosti vospriyatiya teleinformacii shkol'nikami. Pedagogika. 2003; 4: 46 - 48.

Статья поступила в редакцию 22.10.16

УДК 378

Arskieva Z.A., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: Zaliya66@mail.ru

Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: fatima2365@mail.ru

PEDAGOGICAL OPTIMISM AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article presents a psychological and pedagogical analysis of pedagogical optimism of a teacher, and concludes that a teacher, who possesses pedagogical optimism, can effectively train students to develop their will power to overcome the difficulty of future professional activity, in overcoming of professional difficulties of life, and also achieve success and not feel negative emotions associated with the feeling of the subject it is impossible to meet specific needs. The author concludes that the teacher with pedagogical optimism can effectively teach students to develop their strong will to overcome future challenges in their professional activities, the overcoming of professional difficulties of life and to achieve success and to experience negative emotions, associated with the feeling of the subject's inability to satisfy certain needs.

Key words: optimism, optimism teaching, teacher, personality.

З.А. Арскиева, ст. преп. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: Zaliya66@mail.ru

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: fatima2365@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье осуществлен психолого-педагогический анализ педагогического оптимизма педагога, и сделан вывод, что педагог, у которого сформирован педагогический оптимизм, может эффективно обучать студентов, развивать у них волевые качества для преодоления в будущем трудностей в профессиональной деятельности, в преодолении профессиональных жизненных трудностей, а также добиваться успехов и не испытывать отрицательные эмоции, связанные с ощущением субъекта невозможности удовлетворить определенные потребности. Автор делает вывод о том, что педагог, у которого сформирован педагогический оптимизм, может эффективно обучать студентов, развивать у них волевые качества для преодоления в бу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.