4. Klimov E.A. O srede obitaniya cheloveka glazami psihologa. Privetstvie pri otkrytii Pervoj Rossijskoj konferencii po 'ekologicheskoj psihologii (3-5 dekabrya 1996 g.). Materialy 2-oj Rossijskoj konferencii po 'ekologicheskoj psihologii. MoskVa, 12-14 aprelya 2000 g. Pod redakciej V.I. Panova. Moskva; Samara: Izdatel'stvo MGPPI, 2001: 7 - 9.
5. Krylova N.B. Obrazovatel'naya deyatel'nost'. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2006.
6. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1982; T. 2.
7. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.
Статья поступила в редакцию 27.10.15
УДК 378
Alipkhanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Education,
Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: fatima2365@mail.ru
Abdulkadirova Z.A., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: abdulkadyrova.z@mail.ru
CRITERIA AND INDICATORS OF MATURITY OF REFLEXIVE POSITION IN FUTURE PSYCHOLOGY TEACHER. According to the authors, reflexive skills of future teachers of psychology are generalized skills, because they have signs of all generalized skills and are present in all groups of general professional skills of a psychologist. The article identifies and discloses criteria and displays them as indicators to help to characterize a particular level of development of reflective position of in a future teacher of psychology such as a cognitive-analytical, communicative and relational, motivational, emotional and cognitive-creative component. The importance of personal self-reflexivity of future psychologists is substantiated by growing intolerance and extremism in the youth and other people and by the need to resist it.
Key words: reflection, reflective attitude, criteria, indicators, educational psychologist.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования, Дагестанский
государственный педагогический университет, E-mail: fatima2365@mail.rv
З.А. Абдулкадырова, аспирант каф. педагогики и технологий профессионального образования, Дагестанский
государственный педагогический университет, E-mail: abdulkadyrova.z@mail.ru
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
По мнению авторов, рефлексивные умения будущих педагогов-психологов - это обобщенные умения, поскольку обладают признаками обобщенных умений и проходят через все группы общепрофессиональных умений педагога-психолога. В статье выявлены и раскрыты критерии и отображающие их показатели, помогающие охарактеризовать уровень сформиро-ванности рефлексивной позиции будущего педагога-психолога, такие как: когнитивно-аналитический, коммуникативно-отно-шенческий, потребностно-мотивационный, эмоционально-деятельностный и смыслотворческий компонент. Важность формирования личностной рефлексивности будущего психолога обоснована правлением в молодёжной среде нетерпимости, экстремизма к окружающим людям и необходимостью этому противостоять.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная позиция, критерии, показатели, педагог-психолог.
Рефлексивность и способность к формированию рефлексивной позиции - важные составляющие профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. Организуя своих учеников к рефлексии, будущий педагог-психолог должен уметь правильно организовывать и самого себя. Рефлексивные умения будущих педагогов-психологов - это обобщённые умения, поскольку обладают признаками обобщённых умений и проходят чрез все группы общепрофессиональных умений педагога-психолога. Из этого вытекают такие критерии оценки рефлексивных умений будущего педагога, как деятельностный и субъектный, которые в свою очередь характеризуются показателями: деятельностный критерий, как операциональная полнота, перетаскивание отработанного вида рефлексии на другую психолого-педагогическую задачу и субъектный критерий, как интерес и удовлетворённость студентов собственной профессиональной деятельностью, его самоощущение в группе; сформированная самооценка динамики в освоении психолого-педагогической деятельности. Немаловажную роль в развитии субъектности будущего педагога-психолога играет его окружение, друзья, семья. Н.М. Романенко отмечает, что «представляя собой уникальную малую социальную группу, которая аккумулирует личные и общественные интересы, семья, несмотря ни на что, продолжает играть незаменимую роль в социализации студенческой молодежи, в развитии ее самостоятельности, становлении рефлексивной позиции и независимого поведения» [1, с. 52 - 54]. Поэтому критерии рефлексивной позиции личности педагога-психолога можно охарактеризовать с нескольких позиций. Первая позиция - это те критические значения, которые являются основанием для наличия или отсутствия определённых качеств и способностей, отвечающих за рефлексивную позицию педагога-психолога, а также с помощью наблюдения можно отследить мотивы, установки и тенденции рефлексивной позиции педагога-психолога. Таким образом, критерии служат мерилом оценки, суждения. Вторая позиции - критерии форми-
рования рефлексивной позиции педагога-психолога - это показатели, позволяющие оценить его рост с точки зрения влияния на совершенствование его общей профессиональной подготовки и, в целом, педагогики и психологии. И третий аспект - это социально одобряемые нормативы психолого-педагогической деятельности педагогов-психологов и алгоритмы её осуществления.
Критерии и показатели рефлексивной позиции педагога-психолога - это результат исследований профессиональной деятельности педагога-психолога, которые содержат требования к объёму знаний, умений и навыков, стажу работы и образованию, а также характеризуют профессиональное поведение педагога-психолога [2]. Анализируя себя, свои поступки, мысли, чувства, волнения, педагог-психолог часто встречается с их неоднозначностью, противоречивостью и, пробуя понять, что из них истинно, а что ложно, демонстрирует его стремление произвести впечатление, как один из критериев сформированной рефлексивной позиции.
Как отмечает Н.М. Романенко: «Становление молодёжи происходит сегодня в очень сложных политическимх, социальных, экономических условиях. В силу ряда причин многие подростки и юноши испытывают растерянность, пессимизм, разочарование, неверие в настоящее и будущее. Она бунтует и противостоит, иногда, напротив, индифферентна к происходящим событиям» [3, с. 164]. В данной ситуации особенно необходим аналитический и рефлексивный подход к молодёжи со стороны педагога-психолога. Другая ступень рефлексивной позиции связана с необходимостью концентрации личностью случившейся остановки и самого остановленного процесса с целью выделения проблемы. Сосредоточивание формирует отношение субъекта к самому предмету рефлексии, его рефлексивной позиции, и именно концентрация осуществляет раздвоение, поляризацию рефлексивного процесса и ведет к более полному осознанию будущим педагогом насущной проблемы [4].
Одним из важнейших критериев сформированности рефлексивной позиции будущего педагога-психолога является по-требностно-мотивационный, выражающий эмоционально-чувственное, заинтересованное отношение педагога-психолога к профессиональной деятельности, к жизни, направленная познавательная активность. Данная активность окрашена положительными эмоциями и вниманием к объекту, заинтересованность субъекта в познании других людей, «процесс зеркального отражения» людьми друг друга; потребность в разрешении педагогического сомнения как постоянный и руководящий фактор рефлексии, уверенность или неуверенность в чём-либо; чувство затруднения; его определение и определение его границ; представление о возможном решении; развитие путём рассуждения способов действия; дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению действия, разработка альтернативных способов действия.
Среди критериев сформированности рефлексивной позиции особо нужно отметить когнитивно-аналитический критерий, предполагающий рациональное познание личности, его память, восприятие, мышление, принятие решений, компетентность и знания, умения и навыки, направленность педагогического процесса на результат; использование педагогом раннее усвоенного опыта, анализ своего или чужого опыта деятельности, что переносится на осуществление аналогичной деятельности.
Другим значимым критерием рефлексивной позиции педагога-психолога является коммуникативно-отношенческий, что предполагает эффективную коммуникацию, эффективность межличностных отношений. Данный критерий выступает как условие продуктивного общения участников всего педагогического процесса, умение рефлексивно относиться к самому себе и к своей деятельности, а также освоение личностью отношений между людьми, на основе взаимодействия с другими людьми, коллегами, учениками, когда педагог старается понять мысли и чувства другого человека и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается способным рефлексивно относиться и к самому себе.
Библиографический список
Следующий критерий рефлексивной позиции педагога-психолога является эмоционально-деятельностный критерий, предполагающий использование в психолого-педагогической деятельности различных форм и способов деятельности, эмоциональный пересмотр данной деятельности. Педагог как бы «переживает» собственные достоинства и недостатки, включает активные рассуждения, понятия, толкования, умозаключения, гипотезы и др. Педагог осмысливает, осознаёт собственные формы и предпосылки деятельности самопознания, раскрывающие внутренние строение и специфику духовного мира личности.
Смыслотворческий критерий как осознание или прогнозирование будущим педагогом-психологом того, каким его воспринимают и оценивают ученики, это его способность концентрироваться на сути и содержании своих мыслей, на решении проблем, на способе их разрешения. Личность студента проявляет осмысленность собственной деятельности и взаимодействия; его умение проектировать и моделировать действия, познавать себя и своей профессиональной деятельности, своих сильных и слабых сторон. Студент проявляет способность в познании своего внутреннего мира и осознает свое место во взаимоотношении с учениками, демонстрирует рефлексивное мышление как прикладную ценность педагогической профессии.
Ещё один критерий - профессионально-исследовательский, отвечающий за формирование педагогического профессионализма и зрелости будущего педагога-психолога. Данный критерий рассматривается как структурное динамическое новообразование личности, включающее систему её отношений и свойств и характеризующие её как субъекта деятельности, открытость к профессиональным инновациям. Умение создавать проблемные ситуации в обучении, их анализ, учёт индивидуально-личностных особенностей рефлексивного мышления самих учеников с целью управления процессом формирования рефлексивной позиции личности - это взгляд будущего педагога-психолога на собственную профессиональную деятельность
1. Романенко Н.М. Институт семьи и детско-родительские отношения на этапе студенческого возраста. Человеческий капитал. 2014; 12 (72): 52 - 54.
2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2014; 1: 113 - 117.
3. Романенко Н.М. Проявление экстремизма в молодежных контркультурах. Человеческий капитал. 2014; 12 (72): 164.
4. Алипханова Ф.Н., Омарова А.А. Факторы воспитания интернациональных чувств в многонациональном коллективе. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 12 - 13.
References
1. Romanenko N.M. Institut sem'i i detsko-roditel'skie otnosheniya na 'etape studencheskogo vozrasta. Chelovecheskijkapital. 2014; 12 (72): 52 - 54.
2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. 2014; 1: 113 - 117.
3. Romanenko N.M. Proyavlenie 'ekstremizma v molodezhnyh kontrkul'turah. Chelovecheskij kapital. 2014; 12 (72): 164.
4. Aliphanova F.N., Omarova A.A. Faktory vospitaniya internacional'nyh chuvstv v mnogonacional'nom kollektive. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 12 - 13.
Статья поступила в редакцию 10.10.15
УДК 378
Alipkhanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Education,
Dagestan State Pedagogical University (Russia), Е-mail: fatima2365@mail.ru
Gazieva Ya.Z., senior teacher, Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University (Russia),
Е-mail: gazieva.yaha@yandex.ru
MODERN REQUIREMENTS TO VOCATIONAL TRAINING OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS IMPLEMENTING THE PSYCHOLOGICAL EDUCATION FOR PARENTS. The article identifies and studies modern requirements for the training of educational psychologists for the implementation of psychological education for parents. Among them the authors name the formulation and selection of a competent psychologist, specialized in teaching methods in work with parents. The research pays attention to the most important features of parents, such as their age, status, and gender characteristics of an individual, as well as a personality of a teacher of psychology, the quality of his professional activity, the choice of ways of professional self-development.
Key words: psychology teacher, training requirements for educational psychologist, psychological education, psychological education of parents.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования, Дагестанский
государственный педагогический университет, E-mail: fatima2365@mail.ru
Я.З. Газиева, ст. преп. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,
E-mail: gazieva.yaha@yandex.ru