Научная статья на тему 'Современные требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей'

Современные требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGY TEACHER / TRAINING REQUIREMENTS FOR EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL EDUCATION OF PARENTS / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф.Н., Газиева Я.З.

В статье выявлены и изучены современные требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей. Среди них грамотная постановка и подбор психологом специализированных методик обучения родителей, учёт их возрастных, статусных, индивидуальных и гендерных особенностей, а также сама личность педагога-психолога, качество его профессиональной деятельности, выбор путей профессионального самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS TO VOCATIONAL TRAINING OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS IMPLEMENTING THE PSYCHOLOGICAL EDUCATION FOR PARENTS

The article identifies and studies modern requirements for the training of educational psychologists for the implementation of psychological education for parents. Among them the authors name the formulation and selection of a competent psychologist, specialized in teaching methods in work with parents. The research pays attention to the most important features of parents, such as their age, status, and gender characteristics of an individual, as well as a personality of a teacher of psychology, the quality of his professional activity, the choice of ways of professional self-development.

Текст научной работы на тему «Современные требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей»

Одним из важнейших критериев сформированности рефлексивной позиции будущего педагога-психолога является по-требностно-мотивационный, выражающий эмоционально-чувственное, заинтересованное отношение педагога-психолога к профессиональной деятельности, к жизни, направленная познавательная активность. Данная активность окрашена положительными эмоциями и вниманием к объекту, заинтересованность субъекта в познании других людей, «процесс зеркального отражения» людьми друг друга; потребность в разрешении педагогического сомнения как постоянный и руководящий фактор рефлексии, уверенность или неуверенность в чём-либо; чувство затруднения; его определение и определение его границ; представление о возможном решении; развитие путём рассуждения способов действия; дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению действия, разработка альтернативных способов действия.

Среди критериев сформированности рефлексивной позиции особо нужно отметить когнитивно-аналитический критерий, предполагающий рациональное познание личности, его память, восприятие, мышление, принятие решений, компетентность и знания, умения и навыки, направленность педагогического процесса на результат; использование педагогом раннее усвоенного опыта, анализ своего или чужого опыта деятельности, что переносится на осуществление аналогичной деятельности.

Другим значимым критерием рефлексивной позиции педагога-психолога является коммуникативно-отношенческий, что предполагает эффективную коммуникацию, эффективность межличностных отношений. Данный критерий выступает как условие продуктивного общения участников всего педагогического процесса, умение рефлексивно относиться к самому себе и к своей деятельности, а также освоение личностью отношений между людьми, на основе взаимодействия с другими людьми, коллегами, учениками, когда педагог старается понять мысли и чувства другого человека и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается способным рефлексивно относиться и к самому себе.

Библиографический список

Следующий критерий рефлексивной позиции педагога-психолога является эмоционально-деятельностный критерий, предполагающий использование в психолого-педагогической деятельности различных форм и способов деятельности, эмоциональный пересмотр данной деятельности. Педагог как бы «переживает» собственные достоинства и недостатки, включает активные рассуждения, понятия, толкования, умозаключения, гипотезы и др. Педагог осмысливает, осознаёт собственные формы и предпосылки деятельности самопознания, раскрывающие внутренние строение и специфику духовного мира личности.

Смыслотворческий критерий как осознание или прогнозирование будущим педагогом-психологом того, каким его воспринимают и оценивают ученики, это его способность концентрироваться на сути и содержании своих мыслей, на решении проблем, на способе их разрешения. Личность студента проявляет осмысленность собственной деятельности и взаимодействия; его умение проектировать и моделировать действия, познавать себя и своей профессиональной деятельности, своих сильных и слабых сторон. Студент проявляет способность в познании своего внутреннего мира и осознает свое место во взаимоотношении с учениками, демонстрирует рефлексивное мышление как прикладную ценность педагогической профессии.

Ещё один критерий - профессионально-исследовательский, отвечающий за формирование педагогического профессионализма и зрелости будущего педагога-психолога. Данный критерий рассматривается как структурное динамическое новообразование личности, включающее систему её отношений и свойств и характеризующие её как субъекта деятельности, открытость к профессиональным инновациям. Умение создавать проблемные ситуации в обучении, их анализ, учёт индивидуально-личностных особенностей рефлексивного мышления самих учеников с целью управления процессом формирования рефлексивной позиции личности - это взгляд будущего педагога-психолога на собственную профессиональную деятельность

1. Романенко Н.М. Институт семьи и детско-родительские отношения на этапе студенческого возраста. Человеческий капитал. 2014; 12 (72): 52 - 54.

2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2014; 1: 113 - 117.

3. Романенко Н.М. Проявление экстремизма в молодежных контркультурах. Человеческий капитал. 2014; 12 (72): 164.

4. Алипханова Ф.Н., Омарова А.А. Факторы воспитания интернациональных чувств в многонациональном коллективе. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 12 - 13.

References

1. Romanenko N.M. Institut sem'i i detsko-roditel'skie otnosheniya na 'etape studencheskogo vozrasta. Chelovecheskijkapital. 2014; 12 (72): 52 - 54.

2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. 2014; 1: 113 - 117.

3. Romanenko N.M. Proyavlenie 'ekstremizma v molodezhnyh kontrkul'turah. Chelovecheskij kapital. 2014; 12 (72): 164.

4. Aliphanova F.N., Omarova A.A. Faktory vospitaniya internacional'nyh chuvstv v mnogonacional'nom kollektive. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 12 - 13.

Статья поступила в редакцию 10.10.15

УДК 378

Alipkhanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Education,

Dagestan State Pedagogical University (Russia), Е-mail: fatima2365@mail.ru

Gazieva Ya.Z., senior teacher, Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University (Russia),

Е-mail: gazieva.yaha@yandex.ru

MODERN REQUIREMENTS TO VOCATIONAL TRAINING OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS IMPLEMENTING THE PSYCHOLOGICAL EDUCATION FOR PARENTS. The article identifies and studies modern requirements for the training of educational psychologists for the implementation of psychological education for parents. Among them the authors name the formulation and selection of a competent psychologist, specialized in teaching methods in work with parents. The research pays attention to the most important features of parents, such as their age, status, and gender characteristics of an individual, as well as a personality of a teacher of psychology, the quality of his professional activity, the choice of ways of professional self-development.

Key words: psychology teacher, training requirements for educational psychologist, psychological education, psychological education of parents.

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, E-mail: fatima2365@mail.ru

Я.З. Газиева, ст. преп. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,

E-mail: gazieva.yaha@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В статье выявлены и изучены современные требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей. Среди них - грамотная постановка и подбор психологом специализированных методик обучения родителей, учёт их возрастных, статусных, индивидуальных и гендерных особенностей, а также сама личность педагога-психолога, качество его профессиональной деятельности, выбор путей профессионального самосовершенствования.

Ключевые слова: педагог-психолог, требования к подготовке педагога-психолога, психологическое просвещение, психологическое просвещение родителей.

В системе образования и воспитания сегодня остро стоит вопрос психического здоровья подрастающего поколения, зависящего от созданных средовых условий, главным из которых является институт семьи, создание родителями благоприятного психологического климата. Современное состояние образования ставит перед педагогами серьёзные воспитательные задачи. Однако сама по себе школа бессильна в решении проблем подрастающего поколения, поскольку школьная среда - не единственное поле жизнедеятельности детей. Взаимодействие педагога-психолога и родителей должно значительно повысить понимание родителей и заменяющих их людей (приёмные родители, опекуны), необходимости педагогического сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Цели и задачи проводимого психологического просвещения психолога с родительской общественностью определяются «Положениями о психологической службе» в системе народного образования, эффективность которого зависит от общей и профессиональной подготовленности психолога; сформиро-ванности ключевых профессиональных компетенций психолога; подготовленности самой родительской общественности - их образования, мотивации в изучении психологических знаний, желания позитивно строить взаимоотношения со своими детьми и др.; отношения администрации школы к проведению для родителей семинаров и лекций.

Взаимодействие психолога с родителями в период проведения психологического просвещения обеспечивает решение задач в разных аспектах: научном, научно-прикладном, теоретическом, научно-исследовательском и т. д. Научно-исследовательское направление профессиональной подготовки практических психологов предполагает изучение специалистами законов обучения взрослых (родителей), проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Практико-ориентированный (прикладной) аспект профессиональной подготовки практического психолога предполагает распространение в родительской среде практических психологических знаний, психологических законов и закономерностей развития личности ребёнка. Прикладной, практико-ориентированный аспект также предполагает совместную работу практического психолога с родителями по решению отдельных проблем ребёнка, внедрение инновационных техник и технологий, методов, средств.

Использование в практике работы с родителями эффективных методов и способов формирования самосознания родительской общественности является также общей задачей профессиональной подготовки работы психолога. Результативность работы

психолога с родителями будет зависеть от эффективности организуемой работы, которая будет достраивать или укреплять понимание роли родителей в грамотном воспитании детей и закономерностей семейного воспитания. Всё это способно активизировать родителей и получать хорошие результаты по процессам самосовершенствования и саморазвития. Существуют определённые требования и условия, обеспечивающие положение о том, что родители станут активными партнёрами школы в деле воспитания детей (табл. 1):

Практический психолог во время занятий должен помнить, что каждый родитель, как участник занятий, имеет определённый стаж семейного воспитания и взаимоотношений со своими детьми, что позволяет ему иметь свою точку зрения. Родители должны понимать, что они двигаются в нужном направлении в своем развитии.

В процессе общения психолог может сообщить родителям о позитивном изменении в поведении ребёнка, его отношениях с учениками класса, учителями и т. д. Позитивная информация со стороны психолога может стимулировать родителей к занятиям психологического просвещения, влиять на дальнейшее улучшение детско-родительских отношений. Согласно исследованиям, многие родители, участвующие в психологических занятиях, хотят получить новую информацию от психолога, которая поможет им строить позитивную семейную жизнь. Данная информация должна иметь некоторую новизну - то, что родители будут воспринимать как новое знание.

Современные требования к профессиональной подготовке практического психолога определены также в новых ФГОС. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки психолого-педагогическое образование являются обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие детей; психическое здоровье окружающих, психолого-педагогическое и социальное сопровождение педагогов и родителей в образовательных учреждениях. ФГОС нас ориентирует на определённые виды деятельности.

Сегодня к профессии педагога-психолога предъявляются требования в области и психологического консалтинга - оказание консультативной помощи не только учащимся образовательной организации, но и их родителям, другим членам семьи, ответственным за воспитание детей. В связи с внедрением на современном этапе новых ФГОС, педагог-психолог должен принимать самое активное участие в разработке развивающих программ для учащихся, применяя в своей деятельности индивидуальный и личностно-ориентированный подходы, учитывать особенности детей.

Таблица 1

№ Требования и их содержание

Необходимость в проведении психологического просвещения, включающего совместные действия родителей и психолога.

Необходимость постоянно и активно поднимать авторитет семьи, родителей и, в целом, родительской общественности.

Ошибки и неудачи в семейном воспитании воспринимать как возможность для дальнейшего развития и создания новых условий и возможностей.

В работе опираться на образовательный, профессиональный и жизненный опыт родителей, всех членов семьи, участвующих в воспитании детей.

В процессе работы психолог нацелен на профилактическую работу, превентивные методы работы.

Постоянно прибегать к воспитательному потенциалу семьи, не застревать на её недостатках, верить, что любая семья может иметь свой воспитательный ресурс.

Основные требования, направленные на активное взаимодействие с родителями детей в процессе воспитания

В процессе собственной подготовки и осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог обязан также активно использовать современные ИКТ - информационно-коммуникативные технологии, отслеживать новшества в области информатики и активно внедрять их в педагогическую деятельность с родительской общественностью. Внедрение ИКТ позволяют значительно повысить качество взаимодействия обучения родителей, повысить уровень психологического образования.

Перечисленные качества являются важнейшими в профессии педагога-психолога, без них нельзя эффективно организовать и осуществить психологическое просвещение для родителей. Данные качества формируются у студентов, будущих психологов-педагогов, благодаря систематической и последовательной работе над собой, благодаря самообразованию и самовоспитанию. Несмотря на ежегодный выпуск огромного количества специалистов, настоящими психологами-педагогами становятся единицы. «Не случайно учителей и воспитателей много, а одарённых и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности» [2, с. 88].

Помимо перечисленных обязательных качеств личности педагога-психолога необходимо развивать и артистичность, оптимизм, весёлый нрав, хорошее настроение и т. д. Формируя у себя перечисленные качества, будущий педагог-психолог сможет стать личностью, способной осуществлять эффективно педаго-

гическую деятельность, работать не только с детьми и их с родителями. Вместе с тем, современная социокультурная ситуация формирует и новые требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов. С целью выявить данные требования, нужно: а) грамотно оценивать тенденции развития общества; б) профессионально определять и выявлять необходимые качества современной личности, готовой работать в современном обществе - умение жить и работать в условиях плюрализма мнений, умение взаимодействовать с людьми, имеющими другое мнение.

Говоря о требованиях к современному педагогу-психологу, нельзя не отметить желание и мотив самого студента к психологическому самообразованию, поскольку известно, что на долю студента приходится более 40% самостоятельно усвоенных знаний. Психологическое самообразование - это самостоятельный поиск студента знаний по психологии, психологической методике, освоению методов психологической коррекции и т. д.

Таким образом, современные требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей включают и профессиональные и личностные качества будущего специалиста. Успехи и эффективные результаты организации и проведения психологического просвещения родителей со стороны педагога-психолога в области детско-родительских взаимоотношений обусловлены рядом требований, учёт которых необходим в организации сотрудничества школы и семьи.

Библиографический список

1. Алипханова Ф.Н. Факторы, формирующие молодёжную субкультуру. Сибирский педагогический журнал. 2009; 7: 80 - 91.

2. Немов РС. Психология образования. Москва, 2014; Кн. 4.

References

1. Aliphanova F.N. Faktory, formiruyuschie molodezhnuyu subkul'turu. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2009; 7: 80 - 91.

2. Nemov R.S. Psihologiya obrazovaniya. Moskva, 2014; Kn. 4.

Статья поступила в редакцию 28.10.15

УДК 378.147:004.4

Borodovskaya A.Yu., postgraduate, Department of Computer Science, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russia),

Е-mail: nastyusha065@yandex.ru

COGNITIVE APPROACH FOR DESIGNING OF MULTIMEDIA ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURSES (THEORETICAL ASPECT). The relevance of e-learning technologies is one of the innovative techniques of the modern education today. However, the introduction of e-learning creates a lot of problems that should be solved. Among them the author names a theory of e-learning in the part of designing of multimedia electronic educational resources, using cognitive theory of perception, affecting the quality of learning by students. An integrated approach to the design of multimedia educational resources (in the direction of foreign researchers it takes a leading position) led to creation of three scientific theories: Cognitive Theory Multimedia learning, Cognitive-affective Theory learning with media, Cognitive Load Theory. As a result of their interaction and expansion of a new concept - a cognitive multimedia design. Accounting to the psychological characteristics of perception of information in creating electronic resources, they will improve the quality of education, the preservation of high activity and intellectual performance.

Key words: design, cognition, electronic educational resources, e-learning, multimedia.

А.Ю. Бородовская, аспирант каф. информатики, ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»,

г. Казань, Е-mail: nastyusha065@yandex.ru

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ДИЗАЙНУ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИМ АСПЕКТ)

Актуальность технологий электронного обучения в настоящее время является одним из инновационных методов современного образования. Вместе с тем внедрение электронного обучения порождает и много проблем, требующих своего решения. Среди них формирование теории электронного обучения при проектировании мультимедийных электронных образовательных ресурсов с использованием когнитивной теории восприятия информации, влияющей на качество усвоения знаний студентами. Комплексный подход к дизайну мультимедийных ЭОР (в этом направлении зарубежные исследователи занимают одно из ведущих мест) привёл к появлению трёх научных теорий: когнитивной теории мультимедийного обучения (Cognitive Theory Multimedia learning), когнитивно-аффективной теории обучения с помощью медиа (Cognitive-affective Theory learning with media), теории когнитивной нагрузки (Cognitive Load Theory). В итоге их взаимодействия и расширения появилось новое понятие - когнитивный дизайн мультимедиа. Учёт психологических особенностей восприятия информации при создании электронных ресурсов будет способствовать повышению качества образования, сохранению высокой активности и интеллектуальной работоспособности.

Ключевые слова: дизайн, когнитивность, электронные образовательные ресурсы, ЭОР, мультимедиа.

Быстрое развитие компьютерных и интернет-технологий сделало электронное обучение одним из инновационных методов современного образования. В последнее время наметилось

заметное увеличение интереса в использовании мультимедийных электронных ресурсов для улучшения восприятия и закрепления учебного материала. Закрепился термин ЭОР как целый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.