логи при тесном взаимосвязи с семьей неуспевающего ученика могут оказать помощь в преодоление трудностей, возникающих у младших школьников в учебе, зная конкретные проблемы этих трудностей.
В наших же школах, у ингушских детей причиной неуспеваемости в школе является незнание русского языка. Все книги для младших школьников написаны на русском языке, обучение ведется также на русском. Но тем не менее дети (особенно в сельской местности) не успевают усвоить новый материал. Чтобы решить проблему неуспеваемости младших школьников необходимо: 1) не рассматривать их как личную трагедию, стараться не показывать своего огорчения. Главная задача - помочь ребёнку. Принимать и любить его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе; 2) не рассчитывать на мгновенный успешный результат; 3) задача учителя и родителей: поддерживать уверенность ребёнка в своих силах снять с него чувство напряжения и вины за неудачи; 4) не перегружать ребёнка тем, что у него не получается; 5) не заставлять ребёнка выполнять задание самостоятельно.
Для устранения причин неуспеваемости применять такие средства как:
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов обучения, новых технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудными учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе - это занятия, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Воспитательное воздействие. Поскольку неБиблиографический список
удачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная работа, которая включает и работу семьей ученика.
Чтобы своевременно предотвратить неуспеваемость, надо выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов. Необходимо установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых младшими школьниками, и корректировать это. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь у детей в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Педагогу необходимо знать как причины, так и пути преодоления неуспеваемости. Для более эффективного процесса преодоления трудностей необходима интенсивная работа и с учащимися и с родителями.
Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия - это ответственность учителя, а не их, поэтому, как только учитель отвернется, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» [4, с. 43].
Таким образом, педагог, зная психологические причины неуспеваемости младших школьников, может оказать помощь в преодолении и предупреждении этих трудностей. Изучая психологические причины неуспеваемости, учитель сможет организовывать свою работу так, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен и к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
1. Воронина Л.В. Развитие младших школьников в процессе формирования у них математической культуры. Начальная школа. 2014; 1.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? Москва, 1991.
3. Венгер А.Л. Готов ли ребёнок к школе? Москва: Просвещение, 1994.
4. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Москва, 1983.
References
1. Voronina L.V. Razvitie mladshih shkol'nikov v processe formirovaniya u nih matematicheskoj kul'tury. Nachal'naya shkola. 2014; 1.
2. Bezrukih M.M., Efimova S.P. Znaete li vy svoego uchenika? Moskva, 1991.
3. Venger A.L. Gotovli rebenok k shkole? Moskva: Prosveschenie, 1994.
4. Antuan de Sent-'Ekzyuperi. Malen'kijprinc. Moskva, 1983.
Статья поступила в редакцию 28.04.18
УДК 378
Bekova M.R., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: Bekovama@mail.ru
CRITERIA AND PERFORMANCE INDICATORS FOR A FUTURE REFLEXIVE PSYCHOLOGIST AND TEACHER. The article describes the criteria and indicators of the future teacher-psychologist with a reflexive position. Criteria and indicators of a reflexive position of a psychologist are the result of studies of professional activity of an educational psychologist, that contain requirements of knowledge generated by the competencies, experience, education and professional conduct. The author identifies cognitive-analytic, communicative, motivational, emotional activity and creative criteria. This will follow a reflexive position and will allow getting the level of desired qualities of a personality.
Key words: reflexion, reflexive position, criteria, indicators, future teacher-psychologist.
М.Р. Бекова, ст. преп. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
г. Магаc, Е-mail: Bekovama@mail.ru
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ
В статье рассмотрены критерии и показатели, сформированности у будущего педагога-психолога рефлексивной позиции. Критерии и показатели рефлексивной позиции педагога-психолога - являются результатом исследований профессиональной деятельности педагога-психолога, которые содержат - требования к объему его знаний, сформированных компетенциях, стажу работы и образованию, характеризуют профессиональное поведение. Автор выделяет следующие критерии: когнитивно-аналитический, коммуникативно-отношенческий, потребностно-мотивационный, эмоционально-деятельностный и смыслотворческий критерии. Это позволит проследить за развитием рефлексивной позиции и получить уровень сформированности искомого качества личности.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная позиция, критерии, показатели, будущий педагог-психолог.
Рефлексивность и способность к формированию рефлексивной позиции - важные составляющие профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. Организуя своих учеников к рефлексии, будущий педагог-психолог должен уметь правильно организовывать и самого себя. Рефлексивные умения будущих педагогов-психологов - это обобщенные умения, поскольку обладают признаками обобщенных умений и проходят чрез все группы общепрофессиональных умений педагога-психолога. Из этого вытекают такие критерии оценки рефлексивных умений будущего педагога как деятельностный и субъектный, которые в свою очередь характеризуются показателями: деятельностный критерий как операциональная полнота, перетаскивание отработанного вида рефлексии на другую психолого-педагогическую задачу и субъектный критерий как интерес и удовлетворенность студентов собственной профессиональной деятельностью, его самоощущение в группе; сформированная самооценка динамики в освоении психолого-педагогической деятельности. Немаловажную роль в развитии субъектности будущего педагога-психолога играет его окружение, друзья, семья. Поэтому критерии рефлексивной позиции личности педагога-психолога можно охарактеризовать с нескольких позиций. Первая позиция - это те критические значения, которые являются основанием для наличия или отсутствия определенных качеств и способностей, отвечающих за рефлексивную позицию педагога-психолога, а также с помощью наблюдения можно отследить мотивы, установки и тенденции рефлексивной позиции педагога-психолога. Таким образом, критерии служат мерилом оценки, суждения. Вторая позиции - критерии формирования рефлексивной позиции педагога-психолога - это показатели, позволяющие оценить его рост с точки зрения влияния на совершенствование его общей профессиональной подготовки и, в целом, педагогики и психологии. И третий аспект - это социально одобряемые нормативы психолого-педагогической деятельности педагогов-психологов и алгоритмы её осуществления.
Критерии и показатели рефлексивной позиции педагога-психолога - это результат исследований профессиональной деятельности педагога-психолога, которые содержат - требования к объему знаний, умений и навыков, стажу работы и образованию, а также характеризуют профессиональное поведение педагога-психолога. [1, с 113 - 117].
Анализируя себя, свои поступки, мысли, чувства, волнения, педагог-психолог часто встречается с их неоднозначностью, противоречивостью и, пробуя понять, что из них истинно, а что ложно, демонстрирует его стремление произвести впечатление, как один из критериев сформированной рефлексивной позиции [2].
Другим простым критерием для понимания «входа» личности в рефлексивность могут быть такие вопросы - «Кто я?», «Что происходит вокруг меня?», «Что со мной?», «Что я делаю, как и почему?». Именно эти вопросы обеспечат эффект в осознании личностью проблемности, задачности ситуации, в которой он оказался.
Другая ступень рефлексивной позиции связана с необходимостью концентрации личностью случившейся остановки и самого остановленного процесса с целью выделения проблемы. Сосредоточивание формирует отношение субъекта к самому предмету рефлексии, его рефлексивной позиции, и именно концентрация осуществляет раздвоение, поляризацию рефлексивного процесса и ведет к более полному осознанию будущим педагогом насущной проблемы.
Одним из важнейших критериев сформированности рефлексивной позиции будущего педагога-психолога является по-требностно-мотивационный, выражающий эмоционально-чувственное, заинтересованное отношение педагога-психолога к профессиональной деятельности, к жизни, направленная познавательная активность. Данная активность окрашена положительными эмоциями и вниманием к объекту, заинтересованность субъекта в познании других людей, «процесс зеркального отражения» людьми друг друга; потребность в разрешении педагогического сомнения как постоянный и руководящий фактор рефлексии, уверенность или неуверенность в чем-либо; чувство затруднения; его определение и определение его границ; представление о возможном решении; развитие путем рассуждения
Библиографический список
способов действия; дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению действия, разработка альтернативных способов действия.
Среди критериев сформированности рефлексивной позиции особо нужно отметить когнитивно-аналитический критерий, предполагающий рациональное познание личности, его память, восприятие, мышление, принятие решений, компетентность и знания, умения и навыки, направленность педагогического процесса на результат; использование педагогом раннее усвоенного опыта, анализ своего или чужого опыта деятельности, что переносится на осуществление аналогичной деятельности. Будущий педагог пытается анализировать, оценивать свою деятельность, деятельность своих учеников в процессе педагогической практики, проявляет исследовательскую позицию, пытается сформировать представление о принятом решении, определяет личностное отношение к нему.
Другим значимым критерием рефлексивной позиции педагога-психолога коммуникативно-отношенческий, что предполагает эффективную коммуникацию, эффективность межличностных отношений. Данный критерий выступает как условие продуктивного общения участников всего педагогического процесса, рефлексивно относиться к самому себе и к своей деятельности, а также освоение личностью отношений между людьми, на основе взаимодействия с другими людьми, коллегами, учениками, когда педагог старается понять мысли и чувства другого человека и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается способным рефлексивно относиться и к самому себе.
Следующий критерий рефлексивной позиции педагога-психолога является эмоционально-деятельностный критерий, предполагающий использование в психолого-педагогической деятельности различных форм и способов деятельности, эмоциональный пересмотр данной деятельности. Педагог как бы «переживает» собственные достоинства и недостатки, включает активные рассуждения, понятия, толкования, умозаключения, гипотезы и др. Педагог осмысливает, осознает собственные формы и предпосылки деятельности самопознания, раскрывающие внутренние строение и специфику духовного мира личности. Педагог проявляет умение спокойно рассуждать и спорить, демонстрирует выдержанность, а не нервозность, рассудительность, а не импульсивность, твердость характера.
Смыслотворческий как осознание или прогнозирование будущим педагогом-психологом того, каким его воспринимают и оценивают ученики, это его способность концентрироваться на сути и содержании своих мыслей, на решении проблем, на способе их разрешения. Личность студента проявляет осмысленность собственной деятельности и взаимодействия; его умение проектировать и моделировать действия, познавать себя и своей профессиональной деятельности, своих сильных и слабых сторон. Студент проявляет способность в познании своего внутреннего мира и осознает свое место во взаимоотношении с учениками, демонстрирует рефлексивное мышление как прикладную ценность педагогической профессии.
Еще один критерий - профессионально-исследовательский, отвечающий за формирование педагогического профессионализма и зрелости будущего педагога-психолога. Данный критерий рассматривается как структурное динамическое новообразование личности, включающее систему её отношений и свойств и характеризующие её как субъекта деятельности, открытость к профессиональным инновациям. Умение создавать проблемные ситуации в обучении, их анализ, учет индивидуально-личностных особенностей рефлексивного мышления самих учеников с целью управления процессом формирования рефлексивной позиции личности - это взгляд будущего педагога-психолога на собственную профессиональную деятельность. Для формирования рефлексивной позиции педагога-психолога требуется применять самые прогрессивные образовательные технологии [3].
Таким образом, выявление критериев и показателей сфор-мированности у будущего педагога-психолога рефлексивной позиции позволит проследить за развитием рефлексивной позиции. И если показатели подвергаются сравнению, то можно получить и уровень сформированности искомого качества личности.
1. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2014; 1: 113 - 117.
2. Романенко Н.М. Институт семьи и детско-родительские отношения на этапе студенческого возраста. Человеческий капитал. 2014; № 12 (72): 52 - 54.
3. Петрова Н.П. Содержание и технологии формирования информационно-проективной культуры педагога (на примере подготовки учителя технологии и предпринимательства). Диссертация ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2005.
References
1. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-osetinsk-ogo gosudarstvennogo universiteta imeniK.L. Hetagurova. 2014; 1: 113 - 117.
2. Romanenko N.M. Institut sem'i i detsko-roditel'skie otnosheniya na 'etape studencheskogo vozrasta. Chelovecheskij kapital. 2014; № 12 (72): 52 - 54.
3. Petrova N.P. Soderzhanie i tehnologii formirovaniya informacionno-proektivnoj kul'tury pedagoga (na primere podgotovki uchitelya tehnologii ipredprinimatel'stva). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2005.
Статья поступила в редакцию 28.04.18
УДК 378
Fishman В.Е., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: bef942@mail.ru
Fishbein M.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: galinapisarevsk@mail.ru
Buchovtseva O.V., senior teacher, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan (Birobidzhan, Russia), E-mail: luxurygrase@mail.ru
ON THE QUESTION OF EVALUATION OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION. The article deals with the process of students' adaptation to the social and cultural environment of a university. Options for the development of the social component of adaptation through passive adaptation to the environment and its active development are presented. The concept of "effective adaptation" is introduced, characterizing the level of its development, the achievement of which means the ability of first-year students and meet the requirements of the university, and develop in a new environment for themselves, without coming into conflict with it. The criteria of adaptation are analyzed, on the basis of which it is possible to form the corresponding diagnostic tools. The well-known diagnostic tools that allow to assess the state of students' adaptation to the socio-cultural environment of a university are described. The work explains the necessity to develop a methodology for such assessment of the attained level of students' adaptation, which would be applicable in the mass educational practice of universities.
Key words: university students, social and cultural environment of university, adaptation to socio-cultural environment, development of adaptation, adaptation criteria.
Б.Е. Фишман, д-р пед. наук, проф. Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Е-mail: bef942@mail.ru
М.Х. Фишбейн, канд. пед. наук, доц. Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Е-mail: galinapisarevsk@mail.ru
О.В. Буховцева, ст. преп. Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Е-mail: luxurygrase@mail.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В статье рассматривается процесс адаптации студентов к социокультурной среде вуза. Представлены варианты развития социального компонента адаптации путём пассивного приспособления к среде и активного её освоения. Введено понятие «результативная адаптация», характеризующее уровень её развития, достижение которого означает способность первокурсников и соответствовать требованиям вуза, и развиваться в новой для себя среде, не приходя с ней в конфликт. Проанализированы критерии адаптированности, на основе которых можно сформировать соответствующий диагностический инструментарий. Охарактеризованы известные диагностические средства, позволяющие оценить состояние адаптирован-ности студентов к социокультурной среде вуза. Обоснована потребность разработать методику такой оценки достигнутого уровня адаптированности студентов, которая была бы применима в массовой образовательной практике вузов.
Ключевые слова: студенты вуза, социокультурная среда вуза, адаптация к социокультурной среде, развитие адаптации, критерии адаптированности.
Известно, что адаптация является важнейшим механизмом становления и развития личности. Осваивая основные социальные роли и усваивая культурные особенности, нормы и ценности, присущие данной социальной общности, человек в ходе адаптации к ней способен стать зрелым субъектом общественной жизни, участвовать в её сохранении и воспроизводстве. Одновременно формируется способность личности к самостоятельному, активному построению собственной жизнедеятельности [1]. Так что в процессе адаптации человек осознает и воспринимает себя, с одной стороны, как часть общества, а, с другой стороны, как уникальную и неповторимую целостность.
В зависимости от того, в каких условиях и на основании каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, исследователи выделяют различные компоненты адаптации. Из них наибольший интерес применительно к студентам имеет социальная составляющая. Она интерпретируется как целостный, непрерывный, динамический, относительно устойчивый процесс установления соответствия между уровнем актуализированных потребностей и уровнем их наличного (перспективного) удовлетворения. По сути, речь идет о таком приспособлении личности к
изменениям социальной среды, в ходе которого, осознавая необходимость изменений в отношениях со средой, человек сам формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений со своим окружением [2].
Известно, что процесс адаптации интенсифицируется при существенном изменении среды человека. Так, в начале своей студенческой жизни молодые люди попадают в социокультурную среду вуза, существенно отличающуюся от среды школы. Здесь нужно сформировать новые механизмы организации умственной деятельности, профессионального самообразования, воспитания у себя профессионально значимых личностных качеств [3].
Все это позволяет реализовать вхождение молодых людей в новую социальную среду и освоение этой среды. Одновременно обеспечивается необходимое разнообразие взаимного приспособления и взаимодействия, в результате которого создаются условия как для реализации личностью её целей и потребностей, так и для прогрессивного изменения самой среды. Вместе с тем, приспособление к новой среде возможно либо путем «врастания» в нее и изменения себя, либо через преобразование среды, либо путем самоустранения или ухода из среды [4].