Научная статья на тему 'Анализ структуры способности педагога-психолога к проведению психологического просвещения родителей'

Анализ структуры способности педагога-психолога к проведению психологического просвещения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / STRUCTURE / STRUCTURAL COMPONENTS / ADOLESCENCE / EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / PSYCHOLOGICAL EDUCATION OF PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газиева Я.З.

В статье проведён анализ структурных компонентов способности педагога-психолога к проведению психологического просвещения родителей по вопросам психического развития детей подросткового возраста, а именно: когнитивно-знаниевый, этико-педагогический, коммуникативно-организационный и технолого-методический компоненты. Автор приходит к выводу, что анализ структурных компонентов способности педагога-психолога к проведению психологического просвещения родителей по вопросам психического развития детей подросткового возраста, продемонстрировал, что и педагоги-психологи, и семья призваны осуществить тесное взаимодействие между собой. Организация единой воспитательной среды и школы, и семьи важны для эффективного воспитания и вскрытия потенциальных возможностей не только самих подростков, но и семейного потенциала родителей и людей их заменяющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE COMPETENCE OF AN EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST TO CARRY OUT A PSYCHOLOGICAL TEACHING OF PARENTS

The article analyzes the structural components in the ability of an educational psychologist to conduct psychological education of parents in the field of mental development of children in their teens. Namely, the researcher makes a focus on knowledge-cognitive, ethical, pedagogical, communicative, organizational, technological and methodological components. The author comes to a conclusion that the analysis of the structural components of the competence in psychologists to conduct psychological education of parents on mental development of teenagers demonstrates that educational psychologists and schoolchildren's families can have close interaction among themselves. The organization of a unified educational environment of school and family is important for the effective education and gives the potential not only to reveal useful abilities in adolescents, but also in their parents and people who replace them.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры способности педагога-психолога к проведению психологического просвещения родителей»

тельным учреждением в условиях информатизации педагогического образования. Владение этими средствами приводит к формированию ИКТ-компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура.

Ключевые слова: информатизация образования, будущий бакалавр, направление подготовки, физическая культура, профессиональная компетентность, средства ИКТ.

Одним из новшеств Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) является компетентностный подход в подготовке будущих специалистов, в частности - будущих бакалавров по профилю «Физическая культура». В связи с этим идёт его осмысление, отражающее и задающее сегодняшнюю специфику образовательного процесса, которая связана с информатизацией образования. Как отмечает С.В. Панюкова, информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [1].

Процесс информатизации вуза предъявляет новые задачи к формированию профессиональной компетентности будущего бакалавра по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура, о чём поясняют федеральные требования к образовательным организациям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений средствами информационных и коммуникационных технологий [2].

И.В. Роберт [3] под средствами ИКТ подразумевает программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.

Одним из главных направлений подготовки бакалавров педагогического образования, в частности, по профилю «Физическая культура», как отмечено в новых ФГОС высшего образования, является внедрение современных образовательных технологий. К таким технологиям относятся средства ИКТ, проектные технологии, тестовые технологии, технологии проблемного обучения, игровые и здоровьесберегающие технологии, которые составляют основу управления образовательными учреждениями. В учебный план подготовки бакалавров по профилю «Физическая культура» включена дисциплина «Менеджмент физической культуры и спорта». Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках деятельности спортивной организации, которая функционирует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, менеджмент в спорте - это теория и практика (знания, умения, навыки) эффективного управления организациями спортивной

Библиографический список

отрасли и организациями межотраслевых комплексов предприятий. Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта, тем самым в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. В решении вопросов эффективного управления важную роль могут сыграть средства ИКТ, которые являются основными составляющими процесса управления образовательным учреждением в условиях информатизации педагогического образования. Владение этими средствами приводит к формированию ИКТ-компетентности будущих бакалавров, которая является основной составляющей профессиональной компетентности [4].

Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура (уровень бакалавриат) позволил нам выделить следующие компетенции, которые должны быть сформированы у будущих бакалавров в условиях информатизации образования:

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культур с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности (ОПК-13);

- способностью осуществлять маркетинговую деятельность по продвижению физкультурно-спортивных услуг и товаров (ПК-27);

- способностью применять методы обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщение и выводы (ПК-29).

Общепрофессиональная компетенция (ОПК-13) формируется у будущих бакалавров при работе в электронной библиотеке и основными информационными ресурсами электронной образовательной среды вуза.

Для формирования профессиональной компетенции ПК-27 нами используются социальные сервисы Web 2.0, которые позволяют будущим бакалаврам при изучении дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» использовать открытые, бесплатные и свободные электронные ресурсы. Здесь большую роль играют педагогические сетевые сообщества по обмену знаниями о коллекциях цифровых объектов, которые могут поделиться программными агентами с образованием. Социальные сервисы Web 2.0 (Веб 2.0) - это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Формирование профессиональной компетенции ПК-29 в организации научно-исследовательской деятельности у будущих бакалавров осуществляется при изучении приложений MS Office в курсе «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

1. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Москва, 2010.

2. Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата). Available at: www. consultant.ru

3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.

4. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. Практическое руководство. Москва, 2007. References

1. Panyukova S.V. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva, 2010.

2. Ob utverzhdenii FGOS VO po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kul'tura (uroven' bakalavriata). Available at: www. consultant.ru

3. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskiji tehnologicheskij aspekty). Moskva, 2014.

4. Patarakin E.D. Social'nye servisy Veb 2.0 vpomosch'uchitelyu. Prakticheskoe rukovodstvo. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 25.12.15

УДК 378

Gazieva Ya.Z., senior teacher, Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), Е-mail: gazieva.yaha@yandex.ru

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE COMPETENCE OF AN EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST TO CARRY OUT A PSYCHOLOGICAL TEACHING OF PARENTS. The article analyzes the structural components in the ability of an educational psychologist to conduct psychological education of parents in the field of mental development of children in their teens. Namely, the research-

er makes a focus on knowledge-cognitive, ethical, pedagogical, communicative, organizational, technological and methodological components. The author comes to a conclusion that the analysis of the structural components of the competence in psychologists to conduct psychological education of parents on mental development of teenagers demonstrates that educational psychologists and schoolchildren's families can have close interaction among themselves. The organization of a unified educational environment of school and family is important for the effective education and gives the potential not only to reveal useful abilities in adolescents, but also in their parents and people who replace them.

Key words: structure, structural components, adolescence, educational psychologist, psychological education of parents.

Я.З. Газиева, ст. преп. каф. психологии, Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

Е-mail: gazieva.yaha@yandex.ru

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В статье проведён анализ структурных компонентов способности педагога-психолога к проведению психологического просвещения родителей по вопросам психического развития детей подросткового возраста, а именно: когнитивно-знани-евый, этико-педагогический, коммуникативно-организационный и технолого-методический компоненты. Автор приходит к выводу, что анализ структурных компонентов способности педагога-психолога к проведению психологического просвещения родителей по вопросам психического развития детей подросткового возраста, продемонстрировал, что и педагоги-психологи, и семья призваны осуществить тесное взаимодействие между собой. Организация единой воспитательной среды - и школы, и семьи - важны для эффективного воспитания и вскрытия потенциальных возможностей не только самих подростков, но и семейного потенциала родителей и людей их заменяющих.

Ключевые слова: структура, структурные компоненты, подростковый возраст, педагог-психолог, психологическое просвещение родителей.

Описывая деятельность педагога-психолога в психологическом просвещении родителей по вопросам психического развития детей, необходимо сделать акцент на подростковом возрасте по причине того, что именно данный возраст вызывает наибольшие затруднения в построении детско-родительских взаимоотношений. На данный период накладывается процесс формирования новообразований в личности - в нравственно-этической сфере, в ценностях, мировоззрении, меняется специфика общения подростка с взрослыми и сверстниками. Пробелы в семейном воспитании подростков отяжеляются школьными недоработками во взаимодействии с учителями. Желание учителей - как можно быстрее определить такого трудного подростка в специальное учреждение или перевести в другую (соседнюю школу) - ещё более подрывает уверенность подростка в исправлении ситуации, формируется чувство одиночества, полной незащищенности, грубость, закрытость, нежелание общаться с миром. И, тем не менее, родителям педагог-психолог разъясняет, что, несмотря на открытую грубость, браваду, их дети испытывают одиночество, чувствуют себя глубоко несчастными и нуждаются в дружеской поддержке со стороны семьи.

Всё вышеизложенное нацелило нас на определение тех качеств и особенностей педагогов-психологов, которые необходимы им в осуществлении психологического просвещения, в работе с семьёй, людьми, заменяющими родителей (опекуны, бабушки, дедушки, другие родственники). Исходя из того, что педагог-психолог обязан тесно взаимодействовать с родителями, просвещать их в психологических знаниях, психологических методах, в особенностях развития детей, особенно подросткового возраста. В профессиональной структуре специалиста мы выделяем когнитивно-знаниевый, этико-педагогический, коммуникативно-организационный и технолого-методический компонент. Теперь подробнее о каждом из них:

1. Когнитивно-знаниевый компонент - психолого-педагогическая образованность; широкий кругозор, глубокое знание психолого-педагогических методов семейного воспитания, психологии и педагогики взрослых, особенностей общения со взрослыми людьми (родителями); владение знаниями психологических особенностей института семьи; владение большим спектром форм работы по психологическому просвещению: лекции, беседы, методические совещания, родительские собрания и конференции, групповые и индивидуальные консультации, наглядная агитация, раздача методического материала, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы.

2. Этико-педагогический компонент - наличие педагогического такта при взаимодействии с родителями, умение найти целесообразный и результативный способ влияния на собеседника, умение быстро оценивать ситуацию и находить оптимальное решение. Педагог-психолог проявляет гуманность без высокомерия; требовательность с деликатностью; влияние без

приказа; активное слушание, внимательность; уравновешенность, стрессоустойчивость, самообладание; дружеский тон общения; простота, доступность и доходчивость при изложении материала; чувство юмора; готовность использовать знание нормативных документов и предметной области в психологическом просвещении с родителями и педагогами; умение анализировать полученные психологические знания у родителей и лиц из заменяющих, наблюдать их продвижение по постижению знаний в области психологической науки, фиксировать динамику уровней сформированности определённой психологической культуры родителей; педагогическая интуиция, интеллект, высокий уровень общей культуры; артистичность, оптимизм, веселый нрав, доброта, желание прийти на помощь; умение грамотно оценивать внутреннее состояние человека, уметь переживать, сочувствовать; умение быть примером для окружающих в поведении, поступках, выражении мыслей; стремление к самосовершенствованию; обладание лекторскими, творческими возможностями профессии.

3. Коммуникативно-организационный компонент - общительность, хорошая коммуникация; высокая самоорганизация, грамотное общение специалиста в сложных психолого-педагогических ситуациях, умение привлечь внимание к собственному выступлению, преподносимому материалу, выступать в роли собеседника; умение вовлечь в коммуникацию как можно больше слушателей, пробудить их активность; определенная манера подачи материала и дружелюбное отношение к слушателям; способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия с родителями; способность работать в команде, толерант-но воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия слушателей; высокий уровень речевой культуры, выразительная, грамотная речь, наличие развитого ораторского умения, убеждённость, лекторская способность; общительность, умение человека признавать другое мнение, отличное от его, умение вести беседу, демонстрируя общую культуру, разрешать споры; умение личности грамотно оценить настоящую ситуацию: наблюдение за обстановкой, умение выбирать наиболее эффективные её признаки и обращать на них внимание; профессионально воспринимать и оценивать социокультурный (этнос, особенности ментальности) аспект ситуации, возрастной и психологический смысл возникшей ситуации, требующей разрешения; умение вступать в контакт и общаться не только со знакомыми и с незнакомыми людьми - родителями, пришедшими на занятия психологического просвещения; вовремя и своевременно пресекать и предупреждать конфликты.

4. Технолого-методический компонент - владение методами психологического сопровождения; владение технологиями моделирования и коррекции деятельности и общения; умение использовать на практике методы и приёмы, направленные на сплочение малой семейной группы, на формирование у родителей психологических знаний и установок, определяющие кол-

лективное решение семейных проблемных ситуаций; владение методами, которые применяются педагогом-психологом при обращении внимания родителей на кризисные семейные ситуации; технологии психологического консалтинга (оказание консультативной помощи не только учащимся образовательной организации, но и их родителям); умение пользоваться психологическими диагностиками, современными психолого-педагогическими и образовательными технологиями, включая цифровые ресурсы и ИКТ - информационно-коммуникативные технологии, позволяющие значительно повысить качество взаимодействия обучения родителей, повысить уровень их психологического образования, автоматизировать отдельные информационные процессы - компактно создавать, хранить и пересылать информацию.

Анализ структурных компонентов способности педагога-психолога к проведению психологического просвещения родителей по вопросам психического развития детей подросткового воз-

Библиографический список

раста, продемонстрировал, что и педагоги-психологи, и семья, призваны осуществить тесное взаимодействие между собой. Организация единой воспитательной среды - и школы, и семьи -важны для эффективного воспитания и вскрытия потенциальных возможностей не только самих подростков, но и семейного потенциала родителей и людей их заменяющих. Нельзя допускать, чтобы деятельность педагогов-психологов сводилась только к поучению, назиданию родителей, к указанию на их ошибки, без проявления этики и уважения к ним, проявления понимания отсутствия у них знания по взаимодействию с трудным детьми. Поэтому важным моментом в организации и проведении психологического просвещения родителей оказались глубокие знания педагогами сути семейного воспитания, умение взаимодействовать на равных в процессе коммуникации, а также хорошая осведомлённость в применении психолого-педагогических технологий.

1. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2014; 1: 113 - 117.

2. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). 2014; 4: 215 - 217.

3. Алипханова Ф.Н., Малагусейнова К.А. Организация групповой работы на основе знания принципов формирования команды и процессов групповой динамики. Вестник Академии права и управления. 2015; 3 (40): 254 - 259.

4. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. Москва, 1987.

5. Алипханова Ф.Н., Газиева Я.З. Современные требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55).

References

1. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. L. Hetagurova. 2014; 1: 113 - 117.

2. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). 2014; 4: 215 - 217.

3. Aliphanova F.N., Malagusejnova K.A. Organizaciya gruppovoj raboty na osnove znaniya principov formirovaniya komandy i processov gruppovoj dinamiki. VestnikAkademiiprava iupravleniya. 2015; 3 (40): 254 - 259.

4. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya sovremennogo podrostka. Moskva, 1987.

5. Aliphanova F.N., Gazieva Ya.Z. Sovremennye trebovaniya k professional'noj podgotovke pedagogov-psihologov po osuschestvleniyu psihologicheskogo prosvescheniya roditelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55).

Статья поступила в редакцию 15.11.15

УДК 378

Grinevich L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of ^lture and Art (Barnaul, Russia),

Е-mail: kuminoval@mail.ru

THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR SOLVING ACTIVITY-VALUE PROBLEMS VIA AN EDUCATIONAL BLOG.

The article deals with the formation of technology developed in transforming knowledge and skills of participants in the educational process on the basis of new technologies. The authors studied the possibility of using TOGIS educational technology (Technology Education Global Information Society). This technology is presented in the historical aspect, the author formulates conclusions that TOGIS opens fundamentally new ways to solve value-based problems in the activity-educational process, while working with a blog. The research is based on the analysis of a particular teaching experience of the author of the article and presents the mechanisms of formation of information competence of pupils with the introduction of educational blog and recommendations of how to use the TOGIS educational technology it in. In the research the author also stresses an important function of blogs to develop skills of participation in a discussion.

Key words: new educational technologies, blog, educational technology global society.

Л.А. Гриневич, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

Е-mail: kuminoval@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНОЙ ЗАДАЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОГА

В статье рассматриваются разработанные в образовании технологии трансформирования знаний, умений и навыков участников образовательного процесса на базе новых технологий. Автором изучается возможность использования педагогической технологии ТОГИС (Технология образовательного глобального информационного сообщества). Данная технология представлена в историческом аспекте, сформулированы выводы о том, что ТОГИС открывает принципиально новые грани для решения деятельностно-ценностной задачи образовательного процесса при работе с блогом. На основе анализа конкретного педагогического опыта автора статьи представлены механизмы формирования информационной компетентности учащихся с внедрением образовательного блога и использовании в нём педагогической технологии ТОГИС.

Ключевые слова: новые образовательные технологии, блог, технология образовательного глобального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.