ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)
УДК 378
Abdulkadirova Z.A. THE STRUCTURE OF A REFLEXIVE POSITION IN PROFESSIONAL TRAINING OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS. The article reveals different approaches to understanding of a reflexive position, determines the structure of the reflective position in the training of educational psychologists, which includes such components as reflexive skills, reflective style of thinking, self-awareness, self-esteem, beliefs, values, willpower, ability to analyze your own thoughts, feelings, intentions and actions. The researcher states that the future psychologist may want and be able to continue to develop in the professional context, only if he is concentrated on himself and identifies himself as a personality. The work's conclusion is based upon the idea that the structure of the reflexive position is formed in the process of the professional training in the university. The professional education is effective in conditions, when students carry out a systematic reflexive analysis of their past experience. The process of reflection lets thinking and estimating the results and prognosis of further development.
Key words: reflection, reflexive position, structure, educational psychologist, professional training.
З.А. Абдулкадырова, аспирант ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В статье раскрыты различные подходы к пониманию рефлексивной позиции, определена структура рефлексивной позиции в профессиональной подготовке педагога-психолога, которая включает такие компоненты как: рефлексивные умения, рефлексивный стиль мышления, самосознание, самооценка, убеждения, ценности, волевые качества, способность к анализу собственных мыслей, чувств, намерений, действий.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная позиция, структура, педагог-психолог, профессиональная подготовка.
Среди профессиональных компетенций педагогов-психологов остро стоит проблема развития рефлексивных способностей, определяющая новые методологические задачи перед высшим профессиональным психолого-педагогическим образованием, новые требования к уровню подготовки специалистов школ. Определение структуры рефлексивной позиции в профессиональной подготовке педагога-психолога - необходимое условие повышения его профессионализма и педагогического мастерства.
В новейшем философском словаре понятие «структура» определяется как «совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность; представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы...» [1, с. 80]. В каждом научном исследовании, где представлена структура рефлексивной позиции личности, по-разному строится процесс ее формирования в профессиональной подготовке педагога-психолога.
В отечественной психологической литературе (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская, И.Н. Семенов, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина и др.) рефлексия и рефлексивная позиция понимается авторами как психический механизм, обеспечивающий существование человеческой деятельности. Очень важным в структуре рефлексивной позиции является процесс осмысления, познание будущим учителем себя и своей
деятельности, своих сильных и слабых сторон; способность личности в познании своего внутреннего мира и осознании своего места во взаимоотношении с другими людьми, использование различных форм и способов деятельности. Таким образом, рефлексия заключает в себе разнообразные психические функции для достижения поставленной цели - обеспечения существования человеческой деятельности как одного из источников существования самого человека.
Согласно психофизиологическому подходу (Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С.), процесс формирования рефлексивной позиции будущего педагога - это «внутренняя часть деятельности, психологическая ее часть, предпосылки которой заложены природой в каждом человеке в виде физиологического механизма обратных рефлексов, но до формирования полноценной рефлексивной позиции психика человека проходит определенный путь [2, с. 22]. Согласно Семенову И.Н. рефлексивная позиция как бы приостанавливает процесс жизни, дает возможность человеку «выйти» из нее для занятия позиции над ней и выработки соответствующего отношения к ней» [3, с. 55.].
Формирование структурных основ рефлексивной позиции личности начинается чаще всего, если у студента возникли какие-либо затруднения в реализации психолого-педагогической деятельности (чаще в период педагогической практики), которые мешают, препятствуют достичь поставленные цели. В таком слу-
чае, отмечают специалисты [2, с. 10] рефлексивная позиция педагога предполагает несколько выходов: обращение педагогом раннее усвоенного опыта, предыдущего опыта, а также анализ своего или чужого опыта деятельности, что потом переносится на осуществление аналогичной деятельности; все вместе взятое позволит решить проблему и достичь результат; в случае, если подобного опыта осуществляемой деятельности в прошлом не наблюдался, то педагог должен создать план новой будущей деятельности, но выработанный на основе отдельных усвоенных элементов анализа прошлого опыта. Второй вариант позволяет педагогу выйти на совершенно новую позицию, «внешнюю как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности» [2, с. 12], что именуется «рефлексивным выходом», а новую позицию личности - рефлексивной позицией. Данный способ представляет прежние деятельности и опыт в качестве материала анализа, а будущая деятельность - в качестве уже предполагаемого объекта. Согласно Л.М. Митиной, рефлексия - это реконструкция в собственном сознании элементов внутреннего мира других людей, то есть понимание их [4, с. 90].
Другая сторона рефлексивной позиции - это направленность личности студента, то, к чему он стремится, чем увлечен, чем интересуется, его способность самому определять личност-но-общественные цели, задачи и ценности, то есть быть личностью. В профессиональной деятельности педагога-психолога огромное значение имеет опыт, как сформированные и усвоенные в процессе обучения и жизнедеятельности знания, умения и навыки студента. Сформированные компоненты рефлексной позиции личности обеспечит выполнение определенных функций, сформированность которых позволит также сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление; оценивать правильность мыслей их логическую направленность, а в итоге - эффективно и профессионально подходить к решению насущных задач. Рефлексивная позиция в социальном аспекте достаточно функциональна, обеспечивающая процесс личности в определении собственной жизненной позиции по отношению к будущей профессии, внешнему миру, окружающим людям. В структуре рефлексивной позиции будущего педагога-психолога не последнюю роль играют его самосознание, самооценка, убеждения, ценности.
Библиографический список
А сформированная воля и волевые качества - это форма психического отражения действительности, которая позволяет личности решать поставленные проблемы, преодолевать трудности, достигать субъективно поставленной цели, что дает человеку способность регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, уметь контролировать свою деятельность.
Рефлексивные умения занимают важное место в структуре рефлексивной позиции и общепрофессиональных умений педагога, поскольку именно на основе рефлексивных умений осуществляется становление профессиональной компетентности будущего педагога-психолога. Развитие рефлексивной позиции учителя предполагает также выделение в ней другой составляющей - рефлексивной ситуации в педагогической деятельности, которая основана на проблемном, развивающем обучении, а также наличии у учителя рефлексивного стиля мышления. Рефлексивный стиль мышления отвечает за возможность создания учителем инновационной продукции - программ, проектов, новшеств, технологий, методик, развивающих программ и проблемных методов.
Важнейший компонент рефлексивной позиции учителя -способность личности к анализу собственных мыслей, чувств, намерений, действий, возможность прогнозирования их в отношении себя или третьих лиц. И как итог - рефлексивная позиция должна обеспечивать формирование способности будущего учителя к прогнозированию и осознанию учителем того, как его воспринимают и оценивают его собственные ученики. Только при условии, если будущий педагог-психолог направлен на самого себя, сосредоточен на себе, идентифицирует себя как самоосознающую личность, становится способным развиваться дальше в профессиональном контексте. А поэтому структура рефлексивной позиции формируется в процессе профессиональной подготовки в вузе. И наоборот, профессиональная подготовка эффективно осуществляется и проходит при условии, если студенты производят систематический рефлексивный анализ предыдущего опыта. Таким образом, процесс рефлексии, как желание будущего учителя занять активную позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, то есть к себе как к субъекту, позволяет осмыслить и оценить ее результативность и спрогнозировать дальнейшее развитие.
1. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.
2. Кулюткин, Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М., 2006.
3. Семенов, И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М., 1990.
4. Митина, Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. - М., 2012.
Bibliography
1. Noveyjshiyj filosofskiyj slovarj. - Minsk, 2001.
2. Kulyutkin, Yu.N. Modelirovanie pedagogicheskikh situaciyj / Yu.N. Kulyutkin, G.S. Sukhobskaya. - M., 2006.
3. Semenov, I.N. Problemih refleksivnoyj psikhologii resheniya tvorcheskikh zadach. - M., 1990.
4. Mitina, L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentnosposobnoyj lichnosti. - M., 2012.
Статья поступила в редакцию 25.09.14
УДК 378
Alipkhanova F.N. PROJECT-MAKING AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AND ITS ROLE IN TRAINING Of TEACHERS. The article focuses on the role of independent research project-making activity among students, as a means of their education and upbringing, which creates conditions for stipulation and development of their socially active life, reflection, introspection of their own activity, self-organization, the ability for self-control, communication and conformity. The role of research activity in vocational education of future teachers is discussed. The author of the work determines that the research activity in project-making implies the work of students in singling out tasks and objectives of their research project independently from their teacher. Students need to learn to sort out methods of processing materials, to carry out planning of the course of their work and define expected results of their investigation by themselves. The author states that it is important for students to conduct the assessment of the possibility of realization of their plans of the research that they plan to do, to define the resources that they will need to use. This approach is mostly used for older and more experienced students of universities. Key words: project work, research, teacher education, student.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала E-mail: [email protected]