Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность студентов и ее роль в педагогическом образовании'

Проектно-исследовательская деятельность студентов и ее роль в педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / PROJECT WORK / RESEARCH / TEACHER EDUCATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф. Н.

Статья посвящена проектной, самостоятельной исследовательской деятельности, как средству воспитания и обучения студентов, которые создают условия формирования развития его общественной активности, рефлексии, самоанализа собственной деятельности, самоорганизации, способности к саморегуляции, коммуникативности и конформизму. На основе анализа литературы автором выявлена роль проектно-исследовательской деятельности в профессионально-педагогическом образовании будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-MAKING AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AND ITS ROLE IN TRAINING OF TEACHERS

The article focuses on the role of independent research project-making activity among students, as a means of their education and upbringing, which creates conditions for stipulation and development of their socially active life, reflection, introspection of their own activity, self-organization, the ability for self-control, communication and conformity. The role of research activity in vocational education of future teachers is discussed. The author of the work determines that the research activity in project-making implies the work of students in singling out tasks and objectives of their research project independently from their teacher. Students need to learn to sort out methods of processing materials, to carry out planning of the course of their work and define expected results of their investigation by themselves. The author states that it is important for students to conduct the assessment of the possibility of realization of their plans of the research that they plan to do, to define the resources that they will need to use. This approach is mostly used for older and more experienced students of universities.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность студентов и ее роль в педагогическом образовании»

чае, отмечают специалисты [2, с. 10] рефлексивная позиция педагога предполагает несколько выходов: обращение педагогом раннее усвоенного опыта, предыдущего опыта, а также анализ своего или чужого опыта деятельности, что потом переносится на осуществление аналогичной деятельности; все вместе взятое позволит решить проблему и достичь результат; в случае, если подобного опыта осуществляемой деятельности в прошлом не наблюдался, то педагог должен создать план новой будущей деятельности, но выработанный на основе отдельных усвоенных элементов анализа прошлого опыта. Второй вариант позволяет педагогу выйти на совершенно новую позицию, «внешнюю как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности» [2, с. 12], что именуется «рефлексивным выходом», а новую позицию личности - рефлексивной позицией. Данный способ представляет прежние деятельности и опыт в качестве материала анализа, а будущая деятельность - в качестве уже предполагаемого объекта. Согласно Л.М. Митиной, рефлексия - это реконструкция в собственном сознании элементов внутреннего мира других людей, то есть понимание их [4, с. 90].

Другая сторона рефлексивной позиции - это направленность личности студента, то, к чему он стремится, чем увлечен, чем интересуется, его способность самому определять личност-но-общественные цели, задачи и ценности, то есть быть личностью. В профессиональной деятельности педагога-психолога огромное значение имеет опыт, как сформированные и усвоенные в процессе обучения и жизнедеятельности знания, умения и навыки студента. Сформированные компоненты рефлексной позиции личности обеспечит выполнение определенных функций, сформированность которых позволит также сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление; оценивать правильность мыслей их логическую направленность, а в итоге - эффективно и профессионально подходить к решению насущных задач. Рефлексивная позиция в социальном аспекте достаточно функциональна, обеспечивающая процесс личности в определении собственной жизненной позиции по отношению к будущей профессии, внешнему миру, окружающим людям. В структуре рефлексивной позиции будущего педагога-психолога не последнюю роль играют его самосознание, самооценка, убеждения, ценности.

Библиографический список

А сформированная воля и волевые качества - это форма психического отражения действительности, которая позволяет личности решать поставленные проблемы, преодолевать трудности, достигать субъективно поставленной цели, что дает человеку способность регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, уметь контролировать свою деятельность.

Рефлексивные умения занимают важное место в структуре рефлексивной позиции и общепрофессиональных умений педагога, поскольку именно на основе рефлексивных умений осуществляется становление профессиональной компетентности будущего педагога-психолога. Развитие рефлексивной позиции учителя предполагает также выделение в ней другой составляющей - рефлексивной ситуации в педагогической деятельности, которая основана на проблемном, развивающем обучении, а также наличии у учителя рефлексивного стиля мышления. Рефлексивный стиль мышления отвечает за возможность создания учителем инновационной продукции - программ, проектов, новшеств, технологий, методик, развивающих программ и проблемных методов.

Важнейший компонент рефлексивной позиции учителя -способность личности к анализу собственных мыслей, чувств, намерений, действий, возможность прогнозирования их в отношении себя или третьих лиц. И как итог - рефлексивная позиция должна обеспечивать формирование способности будущего учителя к прогнозированию и осознанию учителем того, как его воспринимают и оценивают его собственные ученики. Только при условии, если будущий педагог-психолог направлен на самого себя, сосредоточен на себе, идентифицирует себя как самоосознающую личность, становится способным развиваться дальше в профессиональном контексте. А поэтому структура рефлексивной позиции формируется в процессе профессиональной подготовки в вузе. И наоборот, профессиональная подготовка эффективно осуществляется и проходит при условии, если студенты производят систематический рефлексивный анализ предыдущего опыта. Таким образом, процесс рефлексии, как желание будущего учителя занять активную позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, то есть к себе как к субъекту, позволяет осмыслить и оценить ее результативность и спрогнозировать дальнейшее развитие.

1. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

2. Кулюткин, Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М., 2006.

3. Семенов, И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М., 1990.

4. Митина, Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. - М., 2012.

Bibliography

1. Noveyjshiyj filosofskiyj slovarj. - Minsk, 2001.

2. Kulyutkin, Yu.N. Modelirovanie pedagogicheskikh situaciyj / Yu.N. Kulyutkin, G.S. Sukhobskaya. - M., 2006.

3. Semenov, I.N. Problemih refleksivnoyj psikhologii resheniya tvorcheskikh zadach. - M., 1990.

4. Mitina, L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentnosposobnoyj lichnosti. - M., 2012.

Статья поступила в редакцию 25.09.14

УДК 378

Alipkhanova F.N. PROJECT-MAKING AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AND ITS ROLE IN TRAINING Of TEACHERS. The article focuses on the role of independent research project-making activity among students, as a means of their education and upbringing, which creates conditions for stipulation and development of their socially active life, reflection, introspection of their own activity, self-organization, the ability for self-control, communication and conformity. The role of research activity in vocational education of future teachers is discussed. The author of the work determines that the research activity in project-making implies the work of students in singling out tasks and objectives of their research project independently from their teacher. Students need to learn to sort out methods of processing materials, to carry out planning of the course of their work and define expected results of their investigation by themselves. The author states that it is important for students to conduct the assessment of the possibility of realization of their plans of the research that they plan to do, to define the resources that they will need to use. This approach is mostly used for older and more experienced students of universities. Key words: project work, research, teacher education, student.

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала E-mail: [email protected]

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ЕЕ РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена проектной, самостоятельной исследовательской деятельности, как средству воспитания и обучения студентов, которые создают условия формирования развития его общественной активности, рефлексии, самоанализа собственной деятельности, самоорганизации, способности к саморегуляции, коммуникативности и конформизму. На основе анализа литературы автором выявлена роль проектно-исследовательской деятельности в профессионально-педагогическом образовании будущих учителей.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, педагогическое образование, студент.

Современная ориентация на личность будущего учителя, принятая в качестве цели профессионального образования, предполагает смещение акцента с обучения, которое ориентировано на усвоение традиционного программного материала, на обучение, в процессе которого сам студент должен подключать саморазвитие, навыки и способы самоорганизацию собственной деятельности, самореализацию в условиях профессиональной подготовки. Главным критерием готовности выпускника к педагогической деятельности выступают не способность к воспроизведению полученных знаний, а наличие качеств, отвечающих за самостоятельный поиск знаний, собственное преобразование педагогической действительности [1; 2]. Поэтому в данном исследовании одной из главных целей выступает цель развития преобразовательных, организационных возможностей личности будущего учителя, способного к самостоятельному алгоритму планирования и проектирования педагогической деятельности.

Содержание обучения в современном вузе способствует тому, что в высшей школе у будущих учителей вырабатывается устойчивый стереотип ожидания того, что педагоги вуза сами поставят образовательные цели перед студентом и сами предложат план по их достижению. Как результат этого - отсутствие самостоятельного стремления к осуществлению личного анализа и самооценки собственной деятельности, невозможность сопоставления собственной самооценки и согласования ее с оценкой другого, неразвитая способность к самостоятельному планированию и самоорганизации, отсутствие организационного стиля поведения, удовлетворенность учебой и т.д. [3, с. 31-41]. Известно, что высшие уровни профессиональной деятельности основываются на выполнении самостоятельной работы, самоорганизации исследовательского характера, которая по содержанию и форме является деятельностью, которая предполагающую самостоятельную постановку проблем, целей, самопланирования и самореализации в профессии. Современное педагогическое образование в педагогическом вузе сегодня идет по двум путям: а) традиционное - индивидуальное репродуцирование студентами усвоенных фрагментов педагогической деятельности; б) инновационно-комплексное - синтез инновационных технологий, самостоятельное проектирование студентами своей собственной деятельности в сотрудничестве с педагогом.

Выполнение студентами самостоятельных проектов профессиональной направленности создает возможность реализации второго - инновационного пути, когда в учебном процессе реально создавалась ситуация, позволяющая реализовать самостоятельный потенциал, собственные силы, обеспечить становление опыта субъективирования, т.е. выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира. Осуществление студентами проектной деятельности, которая носит исследовательский, творческий характер и создает условия для формирования самостоятельной активности студентов, сочетающей в себе элементы репродуктивного и продуктивного характера, изменяющая и развивающая личность будущего учителя, позволяющая реализовать свой собственный потенциал и творческие силы. В переводе с латинского само слово «студент» означает не только «жаждущий знаний», но и «усердно работающий».

Проектная деятельность совмещает в себе: самостоятельный поиск знаний, который направлен на самостоятельное освоение нового творческого опыта в специально созданных услови-

Библиографический список

ях; самопознание, в результате которого появляется у студента новое знание о себе, об окружающем мире; игру, которая формирует усвоенный опыт профессиональной деятельности; учебный труд, так как связан с затратой энергии; коммуникация -деловая, коллективная, личностная.

Проектная исследовательская деятельность студентов отвечает также основным требованиям воспитания студента: с выполнением работ проективного, исследовательского характера связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности; научно-исследовательская, проективная деятельность включает: общение; совместную деятельность воспитателя с воспитанниками. Все вышеизложенное, позволяет называть проективную, самостоятельную исследовательскую работу студента средством его воспитания, которое создает условия для формирования развития его общественной активности, рефлексии, самоанализа собственной деятельности, самоорганизации.

Анализ публикаций ученых, исследовавших различные аспекты проектной, исследовательской работы студентов, свидетельствует, что в теории нет однозначного определения данного понятия. Ученые выделяют признаки проектной, исследовательской деятельности так: самостоятельный поиск и создание нового продукта (Б.И. Коротяев); деятельность, ориентированная на решение самостоятельных целей и задач (М.И. Мах-мутов); деятельность, связанная с открытием нового знания (Л.С. Выготский); деятельность, направленная на решение творческих задач и самостоятельных заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Разумовский); деятельность, вызванная познавательными мотивами (А.М. Матюшкин). В условиях вуза проектная, исследовательская деятельность включена во все формы учебной деятельности, но она имеет некоторую специфику по сравнению с учебной деятельностью, хотя и та, и другая обеспечивают познавательный эффект. Организация данной деятельности со студентами будет направлена не на воспроизведение чего уже известного, а на получение новой информации, подталкивающая к дальнейшему самостоятельному поиску знаний и обогащающая педагогический опыт. «Действия самостоятельного приобретения педагогического опыта, путем собственного исследования, направлены сначала на добывание опыта, и только потом - на усвоение этого опыта. Проективная, исследовательская деятельность строится в соответствии с сознательно формулируемыми правилами, определяющими самостоятельный алгоритм действий, ведущих к установлению истины» [4; с. 99]. Исследовательская деятельность и работа над проектами специфична в силу особых признаков, и отличается от деятельности состоявшихся опытных учителей: объем знаний студентов (особенно 1 и 2-х курсов) пока еще недостаточен для проведения основательных научных исследований; отсутствует опыт осуществления данной деятельности; исследовательская деятельность для большинства студентов не является основным видом деятельности.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагает самостоятельное выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, самостоятельное планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, самооценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов, но в то же время, она больше предназначена для более старших студенческих курсов.

1. Алипханова, Ф.Н. Факторы воспитания интернациональных чувств в многонациональном коллективе / Ф.Н. Алипханова, А.А. Ома-рова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1.

2. Mахмудова, Ф.А. Духовно-нравственные особенности личности молодого педагога в процессе профессиональной адаптации I Ф.А. Mахмудова, Ф.Н. Алипханова II Mир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).

3. Алипханова, Ф.Н. Технологическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры будущего учителя II Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск. - 2009. - № 12.

4. Торгашина, Т.И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: дис. канд. ... пед. наук. - Волгоград, 1999.

Bibliography

1. Alipkhanova, F.N. Faktorih vospitaniya internacionaljnihkh chuvstv v mnogonacionaljnom kollektive I F.N. Alipkhanova, A.A. Omarova II Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1.

2. Makhmudova, F.A. Dukhovno-nravstvennihe osobennosti lichnosti molodogo pedagoga v processe professionaljnoyj adaptacii I F.A. Makhmudova, F.N. Alipkhanova II Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).

3. Alipkhanova, F.N. Tekhnologicheskoe obespechenie processa formirovaniya professionaljnoyj kuljturih buduthego uchitelya II Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - Novosibirsk. - 2009. - № 12.

4. Torgashina, T.I. Nauchno-issledovateljskaya rabota studentov pedagogicheskogo vuza kak sredstvo razvitiya ikh tvorcheskogo potenciala: dis. kand. ... ped. nauk. - Volgograd, 1999.

Статья поступила в редакцию 01.10.14

УДК 378

Bakasheva A.B. MODERN REQUIREMENTS TO LOGICAL CULTURE OF MATHEMATICS TEACHERS. In this paper we study the requirements for a modern Mathematics teacher, his or her level of scientific thinking, properties of a process of training in high school, which are dictated by students, their parents and the public demand of the society. The main problems of forming of logical culture in future teachers of Mathematics and ways of overcoming them are shown. The author of the paper makes notice of special conditions that foster independent thinking, making analysis and conclusion, that stimulate the comprehensive work of students and the use of methods of logics and practice. The innovative methods are mentioned as very important methods of work in the modern classroom. The educational process should make students want to ask questions to their teacher. These and other features of the educational process, defined in the paper, show how Mathematics teachers may reach a new qualitative level of their professional knowledge and competence.

Key words: teacher of Mathematics, logical culture, logical culture of a Mathematics teacher.

А.Б. Бакашева, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

В статье изучены требования, предъявляемые к современному учителю математики, его логической культуре и процессу подготовки в вузе, которые продиктованы учащимися, их родителями и социальным заказом общества. Выделены основные проблемы формирования логической культуры у будущих учителей математики и пути их преодоления.

Ключевые слова: учитель математики, логическая культура, логическая культура учителя математики.

Результаты реформирования высшего профессионального образования, повышения качества общеобразовательной подготовки выпускников, освоения педагогами новых управленческих педагогических технологий, во многом зависят от уровня профессионализма и деловой квалификации педагогических кадров вуза. Поэтому особое значение, сегодня приобретает эффективное кадровое сопровождение реформ, задачи организации целенаправленной профессиональной подготовки будущих учителей, которые напрямую влияют на качество образования выпускника. Качество образования представляет большой интерес с практической, прикладной точки зрения. Сегодня предъявляются высокие требования к научно-теоретической и прикладной квалификации будущего учителя математики, его профессионально-педагогической компетентности, которая зависит от высокого уровня общей профессиональной культуры, интеллектуального развития, вообще, и логической культуры, в частности.

Наряду с профессионально-педагогической культурой учителя, все большее значение приобретают логическая и научная составляющие профессиональной культуры будущего учителя, которая требует постоянного обновления, пополнения и совершенствования в использовании им совокупности способов обработки информации, включающие формирование логического, интуитивного мышления, а также приемы организации мыслительной деятельности.

В настоящее время педагогические вузы ведут поиск новых систем профессиональной подготовки будущих учителей математиков: обновляется содержание традиционных форм (нетра-

диционные формы занятий, индивидуализация, дифференциация обучение, активное внедрение компетентностного подхода и т.д.); исходя из общей концепции ФГОС 3 и новой парадигмы высшего профессионального образования, создаются также центры подготовки и переподготовки педагогов [1]. Согласно ФГОС, будущий учитель должен: иметь доступ к источникам информации посредством использования ИКТ, разнообразных технологий и технических средств; уметь быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, выбирая информационно-коммуникационные технологии для эффективного результата; уметь на основе полученных знаний создавать новое и применять его к той или иной деятельности; обладать способностью к инновациям, исследовательской деятельности, творчеству; сформировать у себя навыки стратегического мышления; уметь быстро и эффективно принимать решения и т.д. То есть компетентный современный учитель должен проявлять индивидуальность, обладать способностью осознавать и рефлексировать собственные действия, логически мыслить и сопоставлять, адекватно оценивать себя и эффективно проектировать будущее. Данная мысль подчеркивает, что основным компонентом реализации ФГОС третьего поколения является внедрение концепции компетентностного подхода в высшем образовании. Другая задача - реализация кредитно-модульной технологии в рамках болонской системы образования требует от учебных заведений укрепления и научной, и материально-технической и учебно-методической базы. Кроме усвоения основных компетенций, высшее педагогическое образование предполага-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.