УДК 378
Nurmagomedova N.H. FORMS AND METHODS OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE.
This paper defines educational forms and methods, the use of which is very important in professional and pedagogical training of future teachers of computer science. The forms that the researcher offers are meant to provide a deep and creative learning of theoretical knowledge, practical skills and ways of life, fosters creativity, responsibility and initiative of students. They include such activities as research work of students, business games, discussion, decision and other educational tasks. The author states that computer science teachers should be knowledgeable and well-informed, because teaching this subject on the modern level is based on the knowledge from different disciplines. This is why the author of the work defines the school subject of computer science as a scientific subject that develops pupils and that teaches not only principles of the computer's work and the sphere, where the computer is used, but also gives the understanding of laws and methods of delivering information both in interpersonal communication and in the social life.
Key words: future teachers of computer, training, research, extracurricular activities, role plays, discussion, solution of pedagogical problems.
Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
В статье обосновывается необходимость развития эрудиции и творческих способностей у будущего учителя информатики. Представлены формы и методы, применение которых в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей информатики, обеспечит глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков деятельности, способствует развитию креативности, ответственности, инициативности студентов. Автор указывает на одно из направлений совершенствования подготовки учителя информатики -привлечение студентов к исследовательской работе, а также называет формы работы студентов: деловая игра, дискуссия, решение педагогических задач и др.
Ключевые слова: будущий учитель информатики, профессиональная подготовка, исследовательская деятельность, внеаудиторная деятельность, деловые игры, дискуссия, решение педагогических задач.
Динамичность и гибкость школьной образовательной системы, наблюдаемая нами в последние годы, заставляет совершенно по-новому ставить проблему подготовки учителей в целом. Освоение отдельных, пусть даже и новейших, технологий обучения уже не может считаться центральным звеном педагогического образования. Возникает проблема переориентации педагогического образования с усвоения студентами отдельных технологий, методов обучения на формирование готовности выбирать и применять технологии, методы, ориентируясь на новое.
Одним из направлений совершенствования подготовки учителя информатики - привлечение студентов к исследовательской работе, которая способна мобилизовать и развить их творческие возможности. Такая ориентация учебно-воспитательного процесса позволит формировать творческого учителя информатики, владеющего методическими основами научного эксперимента. Исследовательская подготовка чрезвычайно важна для будущего учителя информатики, ибо даже содержание курса информатики и информационных технологий предполагает широкое использование эксперимента. Учебные образовательные программы, на наш взгляд, должны включать не только ознакомление с эффективными педагогическими стратегиями, методами; изучение специальных профессиональных и общеобразовательных программ, но и обучение методике исследовательской деятельности, обучение в деятельности, в том числе, реализация исследовательских принципов в педагогической практике [1].
Известно, что научно-исследовательская работа студентов позволяет формировать их методологическую культуру (научно-мировоззренческие взгляды, освоение отдельных частных методов исследований, получение научных взглядов).
Проблемы качества методической подготовки будущего учителя информатики зачастую связаны с традиционными подходами к организации обучения, в результате чего нивелируется индивидуальность студента, не учитывается его творческий потенциал, не предоставляется возможность для самореализации как обучаемого, так и обучающего в процессе их совместной деятельности и сотрудничества.
Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, стоящих перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования в целом и методической подготовки в частности. Внеаудиторная деятельность студентов мо-
жет обеспечить глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков и способов деятельности; способствовать развитию креативности, ответственности, инициативности студентов, формированию индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности [2]. Начинающему учителю предлагается разработать отдельные темы курса информатики, что позволяет углубленно изучить содержание курса, продумать разные варианты проведения уроков по теме, различные формы заданий. Примерная тематика методических разработок: «Поурочное планирование конкретной темы курса», «Методика организации различных форм урока информатики», «Диагностика обучаемости и обученности учащихся», «Организация контроля на уроках информатики».
При разработке отдельной темы курса учитель определяет, почему предложенное распределение часов внутри темы наиболее целесообразно, какие могут быть осуществлены межпредметные связи и каким образом, какая литература должна быть использована при подготовке содержания обучения. В методическую разработку учитель включает вопросы для активизации познавательной деятельности учащихся, перечень наглядных пособий и программного обеспечения урока, методику их применения, предусматривает методы проверки знаний, самостоятельные и творческие работы, практические задания, содержание домашней работы. Накопление в кабинете информатики методических разработок помогает учителям в подготовке к урокам.
В системе форм и методов повышения профессионального мастерства учителя особая роль принадлежит деловым играм. Они позволяют в нестандартной форме осмыслить содержание новых идей, развивать творческие способности. Их характерная особенность состоит в том, что активность слушателей повышается в процессе игры постепенно, достигая пика к ее завершению.
Дискуссия - эффективная форма коллективного обсуждения теоретических вопросов. В дискуссии становятся заметными глубокие знания одних и неполные, поверхностные знания других. Дискуссия продуктивна при соблюдении следующих условий" она строго регламентирована, проводится по узловым вопросам темы; ей предшествует подготовительная работа по теме; дискуссия завершается логическим подведением разговора к выводу, который стремится получить преподавать. Вопросы для обсуждения на заседании школы молодого учителя
информатики: почему не стоит весь урок проводить в форме лекции? Как повысить эффективность работы учащихся на ЭВМ? Решение педагогических задач формирует важнейшую способность - педагогическое предвидение. Любой педагог ежедневно сталкивается с необходимостью решать разнообразные учебные задачи. В качестве примера приведем задание: постройте алгоритм действий для учителя при подготовке экскурсии по информатике, приведите примеры заданий на время экскурсии [3].
Чаще всего предметом педагогического консультирования становятся рекомендации по самостоятельному изучению соответствующей литературы, раскрывающей различные аспекты педагогической деятельности, консультации по вопросам применения новых средств обучения и техники в учебном процессе. Используются групповые и индивидуальные формы консультаций. Консультации проходят на базе кабинета информатики или методического кабинета школы, где появляются дополнительные возможности для демонстрации публикаций, знакомства с мультимедийными пакетами программ.
Библиографический список
Методические поиски охватывают широкий круг проблем, среди них: анализ профессиональной деятельности учителя информатики; разработка содержания обучения, внесение корректив в учебные программы по информатике и информационным технологиям; совершенствование форм и методов обучения информатике, разработка дидактических материалов и других средств обучения [4].
Учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, постоянно пополняющим свои знания, т.к. преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания. Информатика - это развивающаяся научная дисциплина, которая не только позволяет понять принципы действия и область применения ПК, но и дает представление о законах и методах предоставления информации, как при межличностном общении, так и в жизни общества. В условиях глубоких перемен многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация жизни общества, как она будет связана с демократизацией социальной и гуманизацией духовной сфер.
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2001.
2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособ. для студентов высших педагогических учебных заведений.
- М., 2003.
3. Алипханова, Ф.Н. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры / Ф.Н. Алипхано-ва, Р.Р Алиева // Вестник СОГУ им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ. - 2014.- № 1.
4. Ваграменко, Я.А. Основные направления информатизации педагогического образования / Я.А. Ваграменко, С.В. Богданова, В.А. Рыжов, С.А. Жданов, С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. - 2002. - № 1.
Bibliography
1. Novihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya / pod red. E.S. Polat. - M., 2001.
2. Zakharova, I.G. Informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: ucheb. posob. dlya studentov vihsshikh pedagogicheskikh uchebnihkh zavedeniyj.
- M., 2003.
3. Alipkhanova, F.N. Strukturnihe komponentih, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoyj kuljturih / F.N. Alipkhanova, R.R. Alieva // Vestnik SOGU im. K.L. Khetagurova. - Vladikavkaz. - 2014.- № 1.
4. Vagramenko, Ya.A. Osnovnihe napravleniya informatizacii pedagogicheskogo obrazovaniya / Ya.A. Vagramenko, S.V. Bogdanova, V.A. Rihzhov, S.A. Zhdanov, S.D. Karakozov // Pedagogicheskaya informatika. - 2002. - № 1.
Статья поступила в редакцию 03.11.14
УДК: 373.1
Ovsyannikova O.A. EDUCATIONAL FILMS AS A MEANS OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS IN CLASSES OF A SCHOOL SUBJECT OF ART. The article is dedicated to a modern stage of development of education, i.e. to an issue of mitigating the negative impact of mass media on the personality development of adolescents. The aim of this work is to identify ways of positive developmental impact of mass media on adolescents during studying Art in school. The first way that the author names as a method of work to solve the stated problem is a multivariate analysis of the musical film, the second way is watching an educational film that addresses the specific educational objectives. The author comes to the conclusion that such solutions can develop critical thinking and knowledge of music in teenagers and can contribute to the formation of their worldview. This article describes the practical experience of how to organize the work in classes, where the discussion of educational films are planned. The author determines stages of creating an educational film. The problem of the research is poorly studied in the modern science and requires further research in the theory of art and music education. The article will be of interest to teachers who work in the educational field of Art, as well as to faculty for training of specialists in the field of art and musical education.
Key words: educational film, school subject of Art, teenagers, media, stages of creation of an educational film, ways of developmental impact of mass media.
О.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доц., Тюменский гос. университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»
Статья посвящена актуальной на современном этапе развития образования - проблеме нивелирования отрицательного влияния средств массовых информаций на развитие личности подростков. Целью работы является определение путей положительного, развивающего влияния средств массовых информаций на подростков в рамках школьного предмета «Искусство». Первый путь - многомерный анализ музыкального фильма, второй путь - создание учебного фильма, решающего определенные образовательные и воспитательные задачи. Автор приходит к выводу, что такие пути решения проблемы позволяют развивать у подростков критическое мышление, музыкальный кругозор, способствуют формированию мировоззрения. В статье описывается практический опыт по проведению занятий-дискуссий с обсуждением учебных фильмов, которые могут быть