Научная статья на тему 'Методика проектной подготовки будущего учителя'

Методика проектной подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / PROJECT SKILLS / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ / PROJECT IDEA / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / PROJECT METHOD / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / DEVELOPMENT PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHER / КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPONENTS OF PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухидинов М. Г., Инусовна Х. М., Шамхалова Н. К.

В работе рассматривается процесс развития проектных знаний, умений и навыков будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе. Статья посвящена комплексному исследованию проектных знаний, умений и навыков, необходимых при решении педагогических задач в профессиональной деятельности учителя информатики и предлагается авторский алгоритм проектной подготовки будущего учителя. Автор приходит к выводу, что проектные методики сегодня являются одним из востребованных технологий используемых в образовании, следовательно, они дают возможность: актуализировать полученные знания, умения и навыки; проследить динамику формирования профессиональных компетенций; отработать навыки работы в команде. В статье рассматриваются авторская технология проектного развития будущего учителя, реализуемая на факультете информатики ДГИНХ и являются одним из востребованных и массовых технологий используемые в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухидинов М. Г., Инусовна Х. М., Шамхалова Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PROJECT TRAINING OF A FUTURE TEACHER

The paper considers the process of development of project knowledge, abilities and skills of future computer science teachers in the process of studying at a university. The article reveals a complex study of project knowledge and skills necessary in the solution of pedagogical tasks in the professional activity of a teacher of computer science, and the authors’ algorithm for project preparation of the future teacher is offered. The author comes to the conclusion that project methods today are one of the most popular technologies used in education, therefore they give an opportunity: to update the knowledge, skills and skills acquired; to trace the dynamics of the formation of professional competencies; to work out skills of work in a team. The authors’ technology of project development of the future teacher, realized at the Department of Informatics of the DGINH, is considered in the article and is one of the popular and mass technologies used in the professional activity.

Текст научной работы на тему «Методика проектной подготовки будущего учителя»

УДК 378

Mukhidinov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Institute of National Economy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: muhidinov59@mail.ru

Inusovna H.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: inusova@mail.ru

Shamkhalov N.K., senior teacher, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: naida_sh@mail.ru

METHODOLOGY OF PROJECT TRAINING OF A FUTURE TEACHER. The paper considers the process of development of project knowledge, abilities and skills of future computer science teachers in the process of studying at a university. The article reveals a complex study of project knowledge and skills necessary in the solution of pedagogical tasks in the professional activity of a teacher of computer science, and the authors' algorithm for project preparation of the future teacher is offered. The author comes to the conclusion that project methods today are one of the most popular technologies used in education, therefore they give an opportunity: to update the knowledge, skills and skills acquired; to trace the dynamics of the formation of professional competencies; to work out skills of work in a team. The authors' technology of project development of the future teacher, realized at the Department of Informatics of the DGINH, is considered in the article and is one of the popular and mass technologies used in the professional activity.

Key words: project skills, project, project idea, project method, development professional competence of future computer science teacher, components of project activity.

М.Г. Мухидинов, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: muhidinov59@mail.ru Х.М. Инусовна, канд. пед. наук, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала, E-mail: inusova@mail.ru

Н.К. Шамхалова, ст. преп., Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала, E-mail: naida_sh@mail.ru

МЕТОДИКА ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В работе рассматривается процесс развития проектных знаний, умений и навыков будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе. Статья посвящена комплексному исследованию проектных знаний, умений и навыков, необходимых при решении педагогических задач в профессиональной деятельности учителя информатики и предлагается авторский алгоритм проектной подготовки будущего учителя. Автор приходит к выводу, что проектные методики сегодня являются одним из востребованных технологий используемых в образовании, следовательно, они дают возможность: актуализировать полученные знания, умения и навыки; проследить динамику формирования профессиональных компетенций; отработать навыки работы в команде. В статье рассматриваются авторская технология проектного развития будущего учителя, реализуемая на факультете информатики ДГИНХ и являются одним из востребованных и массовых технологий используемые в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: проектные умения, проект, проектная идея, проектный метод, развитие профессиональная компетентность будущего учителя информатики, компоненты проектной деятельности.

Современное общество актуализировало проектные технологии, методы, методики, так как этот подход предполагает планируемый результат, а образование как наиболее динамическая её составляющая использует любое средство для повышения эффективности образовательного процесса. Использование проектного подхода позволяет не только повысить эффективность образовательного процесса, но поднять уровень компетентности будущего учителя. Такой подход к решению образовательных задач обеспечивает саморазвитие педагога, а нацеленность на результат помогает ему реализоваться не только в плане профессионализма, но чувствовать себя комфортно в социуме.

Адаптация образовательных задач в проектной среде, т. е. проектирование, предполагает наличие у исполнителя интеллектуальной базы знаний, умений и навыков из различных предметных областей. Модель представления результата выполнения проекта определяет необходимость учителю повышать свой метапредметный, профессиональный и социальный уровень, за счет исследования возможных моделей представления продукта проектирования: презентация; отчёт; модель; проект мероприятия; статья; игра; физическая модель; решение практической задачи и т. д.

Проектная нацеленность образовательной программы развивает мастерство и умение учителя использования различных видов аппаратных и программных ресурсов, необходимые для реализации проекта и тем самым повышает его компетентность. В рамках этой системы, сам процесс подготовки не будет как «навязанная обуза», а является осознанной необходимостью привлечения различных источников информации и знаний, или получение нового опыта, например, изучение: актуальных информационных технологий; новых компьютерных средств; и использование интерактивных методов; и реализация динамических методик; и использование альтернативных программ; и внедрение в обучение инновационных подходов; и творческое переосмысливание образовательной деятельности; и рекурсия самодеятельности и образования т. д.

В рамках Модернизация российского образования во всех нормативных документах базовым условием его эффективности определяет необходимость развития всех компонентов профессиональной деятельности учителя в рамках новой образовательной среды, а новые ФГОС определяют механизм этих обновлений. В условиях внедрения ФГОС в школу выполняет две глобальные задачи, модернизация образования и формирование учителя готового к проектированию образовательной деятельности, поэтому проектная компонента учителя имеет доминирующее положение. В Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, среди перспективных направлений определяют образовательный процесс, в рамках которого формируются компетенции с использование проектного метода, средств информационно-коммуникационных технологий и технологий портфолио и др.

Пионером в области структурирования содержания профессиональной деятельности учителя является Н.В Кузьмина, которая многократно обновляла свою модель, но во всех из них обязательно включала проектную компоненту. Изучением проблем развитие проектировочной компоненты профессиональной деятельности учителя нашли свое отражение в исследованиях ученых М.М. Абдуразакова, А.А. Кузнецова, М.Г. Мухидинова, М.М. Ниматулаева [1; 2; 3; 4] и др.

Согласно новому ФГОС, необходимо обеспечить: «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [5].

По нашему мнению, проектные методики сегодня являются одной из востребованных и массовых технологий, используемых в образовании, так как они дают возможность: актуализировать полученные знания, умения и навыки; проследить динамику

формирования компетенций; отработать навыки работы в команде и т. д.

«Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования информационных технологий, поэтому метод учебных проектов внесёт немалый вклад в развитие познавательной деятельности, профессионального самоопределения школьников. Кроме этого, проектная деятельность, как правило, связана с работой в коллективе и будет способствовать развитию таких важных способностей, как способность успешно действовать в коллективе, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Эти способности рассматриваются в настоящее время как важные компоненты образовательных результатов».

A.И. Щербаков считает, что модель деятельности человека и функциональная структура профессиональной деятельности учителя должны включать в себя общепрофессиональную, педагогическую, конструктивную, организаторскую и исследовательскую компоненты, которые включают в себя проектную составляющую [6].

B.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов наделяют конструктивный компонент педагогической деятельности аналитической, прогностической и проектной функциями [7]. Использование дидактических возможностей мультимедиа систем в структуре повышения квалификации учителя, должна быть направлена на овладение преподавателями проектных компетенций в условиях новой образовательной среды.

Т.В. Гаврутенко в своем исследовании [8] «Управление проектной деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования» отмечает, что для повышения эффективности проектной деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования необходимо выполнение следующие следующих условия: внедрение в школу методов проектного менеджмента; организация обучения учителей основам проектной деятельности; построение эффективного кооперативного взаимодействия учителей в проектных командах.

А.А. Кузнецов в содержание проектировочной компоненты профессиональной деятельности учителя включает темы связанные с анализом целей и отбором содержания образования, структурированием предметных содержательных линий, подбором методов, организационных форм и новых учебных программ и методик. И.В. Левченко структурной модели профессиональной деятельности учителя информатики выделяет и проектировочную [9].

В рамках своего исследования Е.В. Чернобай обозначая значимость проектировочной компоненты профессиональной деятельности учителя, отмечает «что основополагающим в такой цепочке компонентов профессиональной деятельности становится проектировочный компонент ...» [10].

М.М. Ниматулаев, отмечает, что процесс подготовки специалистов к использованию дидактических возможностей Web-тех-нологий в условиях повышения квалификации должна быть направлена на овладение им проектировочных компетенций и включающих в его содержание: проектирование педагогических задач и образовательных результатов по теме в условиях использования Web-технологий; проектирование учебной деятельности на базе средств Web-технологий и т. д. [4].

М.А. Сурхаев особую роль отводит умению проектировать обучение в новой образовательной среде и определяет проектировочной компоненте следующее содержание: построение содержательных линий информатики; обеспечение преемственности; планирование обучения по разделу, теме и отдельному уроку; достижение образовательных результатов средствами предметного содержания; выбор методов обучения и подбор организационных форм обучения, включая учебное проектирование; проектирование образовательного процесса в целом на базе ИКОС; организация проектного метода обучения; организация сетевых образовательных сообществ и проектов и др. [11].

Анализ литературы даёт нам основание утверждать, что развитие проектной компоненты деятельности учителя является актуальным, так как отвечает социальному запросу общества на новое качественное образование. Однако практика показывает, что уровень готовности учителей к проектной деятельности сегодня не отвечает запросам практики на такое образование.

Т.А. Лавина проектировочный компонент связывает деятельностью, по: формулированию целей использования средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя и проектированию методов учебного и воспитательного процесса в условиях информатизации образования.

Анализ литературы по данной проблематике приводит нас к следующему выводу: готовность учителя к проектированию образовательной деятельности есть динамическая составляющая, которая будет формироваться в зависимости от входных динамических характеристик, а на выходе, мы должны иметь актуальное содержание образование. Поэтому, во многих нормативных документах регламентирующих образовательный процесс в нашей стране рекомендовано использование проектного метода. Например, в Концепции модернизации педагогического образования отмечают, что внедрение форм и методов организации проектной и исследовательской деятельности будущего учителя необходимо; главной стратегий модернизации образования является активное использование в нём метода проектов, осуществления процесса профессиональной подготовки будущего учителя как проективного педагогического образования.

Необходимость обновления и развития содержания компонентов профессиональной деятельности учителя, в том числе его проектировочной составляющей в условиях модернизации школьного образования, определяется структурой и содержанием новых ФГОС. А.А. Кузнецов, определяют направления развития проектировочной компоненты профессиональной деятельности будущего учителя [3]:

• проектирование модели фиксации образовательных результатов с учётом социального заказа и ФГОС;

• проектировать основную образовательную программу с учетом всех этих компонент;

• проектировать образовательное поле образовательных учреждений с охватом все три компонента образования: обучение; развитие; воспитание.

Проектное образование будущего учителя нами разбивается на семь этапов: выбор проблемы; исходные данные проекта; поиск знаний, информации, сведений и данных для получения планируемого проекта; определение методов обработки проектных данных; адаптация полученных данных в модель проекта; выбор формы отчета по результатам проектирования; адаптация готового проекта в реальность и корректировка по результатам.

Эффективность проектных умений будущего учителя во многом зависит от: правильно выбранной проблемы проектирования; уровня осознанности алгоритма создания проекта; наличия мотива для участия в проекте; правильности алгоритм реализации проекта; достаточности ресурсов для проекта; правильного делегирования полномочий при реализации проекта; умения анализировать результаты практического воплощения проекта и презентовать его.

Авторская технология проектного развития будущего учителя реализуется на факультете информатики Дагестанского государственного педагогического института и на факультете «Информационных технологий» Дагестанского института народного хозяйства, которая показала свою эффективность.

В рамках нашей модели проектная деятельность студентов, имеет достаточно широкий практический диапазон:

Создание web-страницы; формирование базы данных; анализ опросных данных; выделение структуры виртуальных моделей; алгоритм реализации шаблона будущего бизнеса; проектирование мультимедиа фильма или клипа; логистика товарной продукции; модели журнала; имитационная игра виртуальный макет физической модели; проект кабинета или рекомендаций; модель праздника; электронный учебник или пособие и др.

Критериальные характеристики проектной готовности будущего учителя определяются:

• эффективностью форм образовательной деятельности в различных его моделях теоретический урок, урок-практика, практикумы, игра, экскурсия, тренинг и т. д.;

• творческим ростом будущего учителя;

• умением искать, анализировать, применять данных для решения проектных проблем;

• умения эффективно работать в группе в рамках реализации проекта;

• умение формулировать цель, планировать и эффективно использовать ресурсы как личные, так и командные.

В процессе реализации проекта у будущего учителя формируются следующие знания, умения и навыки (ЗУН): научные; исследовательские; рефлексивные; информационные; управленческие презентационные; коммуникативные.

Обобщая результаты наших исследований, разработаны практические рекомендации, которые позволяют формировать проектные ЗУН. Практические рекомендации, можно представит в форме алгоритма совместных действий преподавателя и буду-

щего учителя информатики. Эти алгоритмы, состоят из различных этапов, которые меняются в зависимости от содержания и структуры проектной деятельности и условий практической реализации.

Авторский алгоритм проектной деятельности преподавателя и студента нами представлен в следующем виде:

1. Обоснование темы проекта. Преподаватель предлагает студентам набор тем с учётом учебного содержания дисциплины. Будущий учитель обоснованно выбирает тему и моделирует по выбранной теме различные проекты.

2. Определение содержания, формулировка план и алгоритм реализации проекта.

3. Определение содержания каждого пункта алгоритма. Обычно преподаватель предлагает главную цель, которую затем совместно со студентами разбивает на подцели, для решения которых определяется задача. Для решения обозначенной задачи выбирается команда (студент или группа студентов).

Библиографический список

4. Для решения одной задачи можно выбрать несколько творческих групп, так как сложные задачи могут иметь альтернативные решения.

5. Определение формы отчета проектной деятельности студентов.

6. Моделирование проекта будущими учителями, при этом реализуется поисковая и исследовательская деятельность, а преподаватель консультирует и координирует работу всех групп и стимулирует их деятельность.

7. Оформление итогов проектной деятельности будущих учителей, а преподаватель проводит конкурс и экспертизу совместно с жюри, перед которыми студенты выступают и защищают результаты своей деятельности.

8. Параллельно студенты создают свою оценочную команду, которая оценивает работу своих товарищей в рамках реализации проекта, таким образом, они осуществляют рефлексию.

1. Абдуразаков M.M. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компе-тентностного подхода. Информатика и образование. 2014; 6.

2. Кузнецов А.А. Реализация требований нового ФГОС в практике школьного образования. Информатика и образование. 2014; 5.

3. Mухидинов M.r. Факторы, влияющие на развитие содержание компонентов профессиональной учителя информатики. Информатика и образование. 2014; 6.

4. Ниматулаев M.M. Подготовка учителей к использованию web-технологий для самостоятельного повышения квалификации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Mосква, 2013.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Mосква, Просвещение, 2012.

6. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Ленинград: Просвещение, 1967.

7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Mосква: Издательский центр «Академия», 2006.

8. Гаврутенко Т. В. Управление проектной деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. - Бийск, 2012.

9. Левченко И.В. Развитие системы методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования: Диссертация ... доктора педагогических наук. Mосква, 2009.

10. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): Диссертация . доктора педагогических наук. Mосква, 2012.

11. Сурхаев MA. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды: Диссертация ... доктора педагогических наук. Mосква, 2010.

References

1. Abdurazakov M.M. Razvitie komponentov professional'noj deyatel'nosti uchitelya informatiki v kontekste realizacii kompetentnostnogo podhoda. Informatika i obrazovanie. 2014; 6.

2. Kuznecov A.A. Realizaciya trebovanij novogo FGOS v praktike shkol'nogo obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2014; 5.

3. Muhidinov M.G. Faktory, vliyayuschie na razvitie soderzhanie komponentov professional'noj uchitelya informatiki. Informatika i obrazovanie. 2014; 6.

4. Nimatulaev M.M. Podgotovka uchitelej k ispol'zovaniyu web-tehnologij dlya samostoyatel'nogo povysheniya kvalifikacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Moskva, Prosveschenie, 2012.

6. Scherbakov A.I. Psihologicheskie osnovy formirovaniya lichnostisovetskogo uchitelya vsisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Leningrad: Prosveschenie, 1967.

7. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

8. Gavrutenko T. V. Upravlenie proektnoj deyatel'nost'yu uchitelej v hode modernizacii shkol'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. - Bijsk, 2012.

9. Levchenko I.V. Razvitie sistemy metodicheskojpodgotovki uchitelej informatiki v usloviyah fundamentalizacii obrazovaniya: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

10. Chernobaj E.V. Metodicheskie osnovy podgotovki uchitelej k proektirovaniyu uchebnogo processa v sovremennoj informacionnoj obrazovatel'nojsrede (vsisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya): Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

11. Surhaev M.A. Razvitie sistemy podgotovki buduschih uchitelej informatiki dlya raboty v usloviyah novoj informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy: Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 27.11.17

УДК 378.147

Nekhvyadovich L.I., Doctor of Arts Critisism, senior lecturer, Dean of Faculty of Art and Design, Altai State University (Barnaul,

Russia), E-mail: lar.nex@yandex.ru

Shelygina O.A., Cand. of Arts Critisism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: olga.a.shel@gmail.com

THE POSSIBILITIES OF THE MOODLE EDUCATIONAL PLATFORM TO EXPLORE THE CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA IN COUNTRIES OF CENTRAL ASIA. The article presents the experience of the Altai State University for promotion of the Russian language, education, science, history and culture of Russia in countries of Central Asia, through the organization of exhibition activity, conducting complex presentations, the formation and development of network communications, including use of remote and electronic forms. The work reveals possibilities of the Moodle educational platform for teaching the cultural heritage of Russia abroad. The authors describes the contents of the course "The symbols and images of Russian language, education, science, history and culture of Russia". The course is consistent with the goals, objectives and substantive contents of the federal program "Russian language" for 2016-2020, as focused on the projected development scenario and provides for the creation and development of networking based on remote forms of education.

Key words: education, educational platform, Moodle, cultural heritage of Russia, Federal target program "Russian language", Altai State University, Central Asia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.