Научная статья на тему 'Возможности развития компонентов профессиональной деятельности учителю информатики'

Возможности развития компонентов профессиональной деятельности учителю информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING / SCIENCE TEACHER / MODERNIZATION OF EDUCATION / BASIC EDUCATION PROGRAM / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухидинов М. Г.

В статье проанализированы возможности развития компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в условиях модернизации школьного образования. Определено содержание подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности в условия реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Выделяются и описываются характерные особенности дисциплины «Педагогические программные средства» в организации учебного процесса по информатике на основе технологии учебно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE DEVELOPMENT OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL WORK OF TEACHER IN COMPUTER STUDIES

This article analyzes the possibilities of development of components of professional work of the teacher of computer science, in terms of modernization of school education. The contents of training of a future teacher for his or her professional work in conditions of implementation of the new federal state educational standards is a particular focus of the research. The author formulates and describes the characteristics of the discipline “Educational software” in the educational process on computer-based technology training and research activities with the use of information and communication technologies. The process of modernization on the level of the development of components of professional work of Computer Studies teacher should include three interrelating processes: mastering of means of selection, keeping and distribution of educational materials; optimizing of management of circulation of teaching materials in educational structures; development of abilities of participants of the educational process in acquiring, processing and passing the information and knowledge in the process of teaching.

Текст научной работы на тему «Возможности развития компонентов профессиональной деятельности учителю информатики»

школы (например, посещение уроков в классах старших ступеней обучения, если школьник чувствует потребность в познании нового более сложного материала). «Новая инфраструктура предметно-познавательной среды школы должна обеспечить активное движение учащихся в реализации индивидуальных и групповых образовательных траекторий. Это специализированные ресурсные центры, отдельные лаборатории, мастерские, студии, учебные кабинеты, комнаты индивидуальных и групповых занятий, форумы для общих сборов и занятий» [7, с. 5]. Такая организация образовательного процесса в микрогруппах будет эффективна при наличии общей цели, которая реализуется в основном в проектной деятельности.

В странах Европы такая более сложная и многофункциональная организация процесса обучения уже давно привела к созданию «Технопарков» и «Бизнес-инкубаторов», которые зарекомендовали себя как инструменты вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. Организация подобных структур призвана преодолеть разрыв, который сложился между образованием, наукой и промышленностью [11].

Библиографический список

Современные веяния и тенденции в области образования не умаляют достоинства того богатейшего опыта, накопленного человечеством в области обучения и воспитания. Задача современной школы - совершенствовать признанные идеи классно-урочной системы Я.А. Коменского, учитывая идеи, положенные в основу создания «сменных» и «сквозных» отрядов А.С. Макаренко, развитие исследовательского метода Б.Е. Райкова, учитывая принцип обучения посредством «делания» Д. Дьюи, совершенствованного в советской педагогике С.Т. Шацким. Наша задача - взять всё лучшее из истории образования, перестроить в соответствии с новыми потребностями общества и отдельного ученика.

Таким образом, анализ существующей ситуации реформирования системы Российского образования позволил выделить проблемы в этом процессе, связанные с организацией и функционированием образовательных микросистем. При этом эти проблемы нуждаются в более тщательном изучении, построении единой педагогической концепции, которая должна найти отражение в создании инновационных площадок на базе общеобразовательных учреждений отдельных регионов.

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Агентство образования администрации Красноярского края, Красноярский краевой ин-т повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования. Красноярск: Поликом, 2007.

2. Данилюк А.Я. Принципы модернизации педагогического образования. Педагогика. 20104; 5: 37 - 46.

3. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. Педагогика. 2010; 5: 18 - 23.

4. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества: Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009.

5. Сергеев Н.К. Университетское педагогическое образование в современных условиях. Педагогика. 2011; 10: 47 - 56.

6. Эпштейн М. Какой быть школе в эпоху нано-технологий. Available at: http://www.akvobr.ru/modernizacia_pedagogicheskogo_obrazova-nia_v_usloviah_perehoda_k_fgos.html

7. Куркин Е.Б. Реальный успех - идеология новой школы. Школьные технологии. 2011; 5: 3 - 6.

8. Косова В.В. Исследование эффективности формообразования во внеурочной практике общеобразовательной школы. Вестник Томского государственного университета. 2013; 372: 156 - 162.

9. Макарчук Я.В., Мальчевская М.Л. Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012; 9: 74 - 87.

10. Рунц Т.Ю., Макарчук Я.В. Школьный музей как средство формирования исследовательских умений у младших школьников. Традиционная культура и современное образование: проблемы, традиции, инновации: материалы Второй международной научно-практической конференции (Абакан, 23-24 октября 2014 г.) Под науч. ред. О.В. Евусяк. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2014: 192 - 196.

11. Евдокимов Ю.К., Салахова А.Ш. «Школьный технопарк» как способ модернизации образования. Школьные технологии. 2011; 1: 51 - 57.

References

1. Adol'f V.A., Il'ina N.F. Innovacionnaya deyatel'nost' pedagoga v processe ego professional'nogo stanovleniya. Agentstvo obrazovaniya administracii Krasnoyarskogo kraya, Krasnoyarskij kraevoj in-t povysheniya kvalifikacii i prof. perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya. Krasnoyarsk: Polikom, 2007.

2. Danilyuk A.Ya. Principy modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika. 20104; 5: 37 - 46.

3. Kondakov A.M. Federal'nyj gosudarstvennyj standart obschego obrazovaniya i podgotovka uchitelya. Pedagogika. 2010; 5: 18 - 23.

4. Stepanova I.Yu., Adol'f V.A. Professional'naya podgotovka uchitelya v usloviyah stanovleniya postindustrial'nogo obschestva: Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astaf'eva, 2009.

5. Sergeev N.K. Universitetskoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennyh usloviyah. Pedagogika. 2011; 10: 47 - 56.

6. 'Epshtejn M. Kakoj byt' shkole v 'epohu nano-tehnologij. Available at: http://www.akvobr.ru/modernizacia_pedagogicheskogo_obrazova-nia_v_usloviah_perehoda_k_fgos.html

7. Kurkin E.B. Real'nyj uspeh - ideologiya novoj shkoly. Shkol'nye tehnologii. 2011; 5: 3 - 6.

8. Kosova V.V. Issledovanie 'effektivnosti formoobrazovaniya vo vneurochnoj praktike obscheobrazovatel'noj shkoly. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2013; 372: 156 - 162.

9. Makarchuk Ya.V., Mal'chevskaya M.L. Ispol'zovanie sredstv muzejnoj pedagogiki v patrioticheskom vospitanii mladshih shkol'nikov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 9: 74 - 87.

10. Runc T.Yu., Makarchuk Ya.V. Shkol'nyj muzej kak sredstvo formirovaniya issledovatel'skih umenij u mladshih shkol'nikov. Tradicionnaya kul'tura i sovremennoe obrazovanie: problemy, tradicii, innovacii: materialy Vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Abakan, 23-24 oktyabrya 2014 g.) Pod nauch. red. O.V. Evusyak. Abakan: Izdatel'stvo Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 2014: 192 - 196.

11. Evdokimov Yu.K., Salahova A.Sh. «Shkol'nyj tehnopark» kak sposob modernizacii obrazovaniya. Shkol'nye tehnologii. 2011; 1: 51 - 57.

Статья поступила в редакцию 26.02.15

УДК 378 ББК 74.58

Muhidinov M. G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

POSSIBILITIES OF THE DEVELOPMENT OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL WORK OF TEACHER IN COMPUTER STUDIES. This article analyzes the possibilities of development of components of professional work of the teacher of computer science, in terms of modernization of school education. The contents of training of a future teacher for his or her professional work in

conditions of implementation of the new federal state educational standards is a particular focus of the research. The author formulates and describes the characteristics of the discipline "Educational software" in the educational process on computer-based technology training and research activities with the use of information and communication technologies. The process of modernization on the level of the development of components of professional work of Computer Studies teacher should include three interrelating processes: mastering of means of selection, keeping and distribution of educational materials; optimizing of management of circulation of teaching materials in educational structures; development of abilities of participants of the educational process in acquiring, processing and passing the information and knowledge in the process of teaching.

Key words: training, science teacher, modernization of education, basic education program, information and communication technologies.

М.Г. Мухидинов, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Дагестанский государственный институт народного

хозяйства, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

В статье проанализированы возможности развития компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в условиях модернизации школьного образования. Определено содержание подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности в условия реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Выделяются и описываются характерные особенности дисциплины «Педагогические программные средства» в организации учебного процесса по информатике на основе технологии учебно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель информатики, модернизация образования, основная образовательная программа, информационно-коммуникационные технологии.

Одним из необходимых условий эффективности процесса модернизации школьного образования (МШО) является обновление компонентов профессиональной деятельности учителя информатики с учётом новых требований федерального государственного стандарта (ФГОС).

Анализ предпосылок к созданию современных ФГОС позволяет обозначить причины необходимости нормирования и системного регулирования образовательного пространства в направлении повышения эффективности качества образования с учётом социального заказа общества.

Выделим наиболее значимые из них: застой и утрата базовых качеств эффективности образовательного пространства России; неадекватность образовательных результатов современным требованиям рынка труда; низкий уровень рейтинга школьного обучения России в рамках норм международного образования; преобладание репродуктивного характера образовательного пространства и статический характер базы образовательных результатов; увеличение пропасти между развитием личности обучаемых и базой знаний формируемой школьным образованием; неудовлетворенность «социума» результатами школьного образования (ШО), которое ограничивает развитие профессионального роста будущих специалистов и т.д.

Сегодня министерство образования и науки уже утвердила ФГОС для всех уровней школьного образования, по мнению большинства специалистов, это только часть дела в направлении МШО.

По мнению А.А. Кузнецова «Сегодня нужно задуматься о том, что предстоит сделать дальше, в чём задачи и каково содержание следующего этапа работы над стандартом». Последняя редакция ФГОС, увеличивает число степеней свободы ШО, но часто школьные образовательные учреждения не знают и не умеют пользоваться с этой свободой [1].

А.А. Кузнецов, выделяет четыре принципиальных отличия современных ФГОС от предыдущих, которые и определяют на наш взгляд направление развития содержание компонентов профессиональной деятельности учителя информатики:

• ФГОС служит средством фиксации состояния образования, определяющего динамику социального заказа (учитель должен уметь фиксировать);

• ФГОС имеет трехкомпонентную структуру, которая отражает требования к структуре основной образовательной программы (ООП), к условиям её реализации и результатам освоения (учитель должен проектировать ООП, апробировать на практике и корректировать образовательные результаты);

• в содержании ФГОС впервые охвачены все три компонента образования: обучение;развитие; воспитание (только учитель учит, воспитывает и развивает);

• в новом ФГОС нет понятия «содержание образования» и единых образовательных результатов, это позволяет школе формировать своё образовательное пространство (учитель, является центральной фигурой этого процесса) [1].

С учётом сказанного выше можно сформировать задачи, которые необходимо решить для совершенствования системы профессиональной подготовки учителя информатики, в том числе:

• научить учителя анализировать, выделять и фиксировать все виды образовательных результатов (предметные, ме-тапредметные и личностные) с использованием современных информационных и программных средств, с учётом различных методических позиций и условий организации, реализации образовательного процесса;

• развить навыки проектирования и разработки ООП с учетом требования ФГОС и выделением под каждый вид учебной деятельности базовых дидактических единиц;

• обучить формированию инвариантных и вариативных ООП, развивать навыки описание механизмов практической реализации компонентов ООП и выстраивание учебной информации в рамках выбранной дидактической модели в конкретные темы и разделы, например создание тематического и учебного планы, описание условий его реализации и др.

Анализируя опыт организации профессиональной подготовки учителей информатики (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Пермь, Пермь и др.), важно отметить, что в подготовке учителей информатики накоплен большой положительный опыт в вузах, в системах дополнительного образования и в плане поддержки самообразования. Положительным моментом в решении задач МШО можно отнести создание открытого образовательного пространства ШО, к компонентам которого можно отнести:

• информационное поле образовательно-издательской системы «Информатика и образование»;

• образовательные сайты учителей информатики и для учителей информатики;

• сайты образовательных учреждений системы ШО и управленческих структур систем образования;

• системы реализации образовательных услуг в дистанционной форме;

• монографии и статьи известных авторов в области педагогики, психологии, информатики и методики ее преподавания и

т.д. [2]

Всё это отражает результаты практической реализации ФГОС предыдущих редакций, а введение в практику нового ФгОс актуализирует новые задачи, для решения которых учитель информатики должен иметь соответствующую профессиональную подготовку. Изучив содержание этих компонентов нового ФГОС и содержание предыдущих ФГОС, можно сделать вывод о том, что структурно они отличаются только компонентами «требования

к условиям реализации ООП» и «требования к формированию личностных образовательных результатов» [2].

Модернизация образования в направлении развития компонентов профессиональной деятельности учителя информатики, в свою очередь, ставит новые цели и задачи, открывает новые горизонты и возможности в реализации нового ФГОС, и в то же время предъявляет новые требования к профессиональной подготовке учителя. Очевидно, что одной из важнейшей составляющей профессиональной деятельности учителя информатики является готовность использованию современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности.

М.М. Абдуразаков выделяет основные недостатки современной системы подготовки учителя информатики, связанные с использованием средств ИКТ: неполноту методической подготовки, наличие в ней определенных пробелов; «рецептурный» характер подготовки в области использования средств ИКТ в обучении, не в полной мере основанный на методологических, психолого-педагогических и дидактических основах этого процесса; формирование навыков оперирования средствами ИКТ, как правило, вне контекста будущей профессиональной деятельности; недифференцированный подход к использованию ИКТ в учебном процессе, применение их без опоры на обоснованную типологию программных средств учебного назначения [3].

Проблемы готовности будущего учителя информатики к применению ИКТ в профессиональной деятельности, исследуются в работах М.М. Абдуразакова, С.А. Бешенкова, Г.А. Бордовского, Я.А. Ваграменко, В.А. Далингера, С.А. Жданова, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, М.В. Швец-кого и др [4].

Процесс модернизации образования в плане развития компонентов профессиональной деятельности учителя информатики, по мнению большинства исследователей, должен включать в себя три взаимосвязанных процесса: совершенствование средств накопления, сбора, хранения и распространения учебной информации; оптимизации управления циркуляцией учебной информации в образовательных структурах; развития способностей участников образовательного процесса к восприятию, обработке и передачи информации и знаний в практике обучения, тем самым повышается интеллектуальный потенциал общества [5].

Таким образом, модернизация образования подразумевает не только оснащение учреждений современными компьютерами, сетевыми технологиями, обучением участников образовательного процесса работе с основными программными продуктами, но и развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление образовательных технологий с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных структур и процессов.

Процесс развития компонентов деятельности учителя информатики, необходимо осуществлять с учётом того, что: в качестве основополагающих принципов современной образовательной парадигмы рассматриваются идеи гуманистической педагогики и психологии, личностно-ориентированного подхода, конструктивизма. С этих позиций открываются новые подходы к обучению, воспитанию и развитию, которые предполагают: включённость учителя в педагогическую деятельность; активное взаимодействие с участниками образовательного процесса; смещение акцентов в деятельности учителя с трансляции знаний на управление познавательным процессом; организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся; освоение новых форм и видов учебной деятельности в рамках реализации выбранной образовательной модели и т.д.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере модернизации педагогического образования, показывает, что в настоящее время существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к профессиональной квалификации учителя информатики и возможностью приобретения им требуемых знаний и умений. Очевидна объективная необходимость разработки соответствующей модели обучения студентов педвузов, и развитие системы повышения квалификации учителей в области проектирования и применения ИКТ в образовательной деятельности с учётом нормативных положений которые заложены в ФГОС.

Решение указанных проблем и противоречий предполагает последовательность взаимосвязанных этапов. В настоящий момент нами реализуется модель системы подготовки будущих учителей информатики на факультете информатики Дагестанского государственного педагогического университета к управ-

лению образовательной деятельностью учащихся с учетом возможностей реализации основных положений ФГОС. В процессе педагогической практики на 4 и 5 курсах будущих учителей информатики используют полученные знания на практике преподавания предмета «Информатика» в школах, колледжах и лицеях г. Махачкала. Анализ результатов практики позволяет корректировать компоненты профессиональной деятельности будущего учителя информатики и преподавателя профессионального обучения.

Основной целью изучения дисциплины «Педагогические программные средства» (ППС) является подготовка будущих учителей информатики к организации учебного процесса по информатике на основе технологии учебно-исследовательской деятельности и использованию ИКТ в управлении исследовательской и проектной деятельностью студентов.

В процессе освоения дисциплины ППС преподавателем решаются задачи:

• ознакомить будущих учителей информатики: с современным пониманием целей и задач деятельности учителя в контексте модернизации, информатизации образования и реализации новых ФГОС; технологией образовательной деятельности учащихся, ее спецификой и местом в образовательном пространстве школы в условиях модернизации образования; методикой организации образовательной деятельности учащихся по информатике в рамках основной образовательной программы, разработанной с учетом требований новых ФГОС; возможностями создания новых педагогических программных средств и направлениями использования ИКТ образовательной деятельности и управлении учебно-исследовательской деятельностью учащихся; инструментальными и программными средствами для проектирования и создания электронных материалов учебного и управленческого назначения; эргономическими, педагогическими и психологическими аспектами образовательной деятельности и его основных этапов в реализации новых ФГОС; принципами и подходами к оцениванию результатов образовательной деятельности учащихся, с учетом критериев выработанных в рамках новых ФГОС.

• сформировать умения: проектирования и использования в педагогической деятельности современные мультимедиа технологии, педагогические программные средства и инструментальные средства ИКТ; использования программных средств и устройств работы с различными видами информации, для подготовки электронных документов; использование сети Internet и соответствующего программного обеспечения в организации сетевого взаимодействия для решения образовательных целей и поиска информационных источников; оценивания результатов образовательной деятельности (предметные, личностные и ме-тапредметные) учащихся с использованием различных инновационных форм и методов педагогической диагностики.

Обучение будущих учителей и преподавателей информатики в рамках дисциплины ППС, строится на основе преемственности содержания дисциплин: «Мультимедиа технологии»; «Информатика»; «Новые информационные технологии в образовании»; «Теория и методика обучения и воспитания информатике»; «Методика профессионального обучения» и др. Эффективность образовательных результатов во многом зависит от знания студентами основ вышеперечисленных дисциплин.

В рамках курса ППС предполагается не только усвоение теоретического блока, но и овладение практическими умениями. В результате выполнения лабораторно-практического компонента дисциплины обучающиеся создают учебно-технологический комплекс (УТК) электронных документов и методических материалов, которые затем смогут использовать в своей профессиональной деятельности. Итогом обучения будущих учителей информатики в рамках дисциплины ППС, является защита разработанного УТК, рассматривая его как индивидуальный педагогический проект [6].

Необходимо отметить, что содержание дисциплины ППС можно модифицировать с учётом целевой аудитории: бакалавры, студенты очного и заочного отделений, магистры по направлениям естественнонаучного и педагогического образования, слушатели курсов повышения квалификации, педагогические коллективы школ и т.д.

Готовность будущего учителя по результатам обучения представляет собой личностное профессиональное образование, проявляющееся как на личностном уровне, так деятельностном уровнях, которое и обеспечивает эффективное развитие компонентов профессиональной деятельности будущего учителя ин-

форматики с учётом норм новых ФГОС. В структуру готовности будущего учителя информатики необходимо включить компоненты: мотивационный; целевой; содержательный, операционный, деятельностный; рефлексивный.

Диагностика уровня обученности осуществляется разными методами, знания теоретического материала можно проверить с помощью компьютерного тестирования, составленных по содержанию с учётом нормативных дидактических единиц основной образовательной программы. Готовность к практической деятельности определяется по результатам педагогической

Библиографический список

практики. Анализ результатов эксперимента и теоретические исследования, дают нам основание утверждать, что описанный выше подход, создает необходимые условия, для развития компонентов профессиональной деятельности будущего учителя информатики.

Таким образом, использование в единстве активных методов обучения и ИКТ, воплощающих идеи модернизации образования, способствует эффективному формированию готовности будущего учителя информатики к педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

1. Кузнецов А.А. Новый закон об образовании и развитии школьных образовательных стандартов. Стандарты и мониторинг в образовании. 2013: 3.

2. Методические комментарии к общеобразовательному курсу информатики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. Москва, 2014: 29 - 34.

3. Абдуразаков М.М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компе-тентностного подхода. Информатика и образование. 2014; 6.

4. Мухидинов М.Г. Факторы, влияющие на развитие содержание компонентов профессиональной учителя информатики. Информатика и образование. 2014; 6.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. Available at: http://www.ug.ru/02.31/t45.htm

6. Примерные программы по информатике для основной и старшей школы. Под ред. С.А. Бешенкова. Москва: БИНОМ, 2012.

References

1. Kuznecov A.A. Novyj zakon ob obrazovanii i razvitii shkol'nyh obrazovatel'nyh standartov. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2013: 3.

2. Metodicheskie kommentarii k obscheobrazovatel'nomu kursu informatiki v kontekste Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta. Moskva, 2014: 29 - 34.

3. Abdurazakov M.M. Razvitie komponentov professional'noj deyatel'nosti uchitelya informatiki v kontekste realizacii kompetentnostnogo podhoda. Informatika i obrazovanie. 2014; 6.

4. Muhidinov M.G. Faktory, vliyayuschie na razvitie soderzhanie komponentov professional'noj uchitelya informatiki. Informatika i obrazovanie. 2014; 6.

5. Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2020 goda. Available at: http://www.ug.ru/02.31/t45.htm

6. Primernye programmy po informatike dlya osnovnoj i starshej shkoly. Pod red. S.A. Beshenkova. Moskva: BINOM, 2012.

Статья поступила в редакцию 07.02.15

УДК 378 ББК 74.58

Muhidinov Z.M., teacher, Department of Computer Science, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM. The article analyzes the contents of the information training of future economists with the use of information technology. The causes of the lack of effectiveness of information training of future economists in secondary vocational education and determining the contents of information training for students of economic college. Particular attention is paid to the federal state educational standards, within the framework of the subjects "Computer Studies" and "Information technologies in professional activity" in Dagestan State Institute of National Economy. The subject "Computer Studies" is studied for one academic year, the total amount of classes is 180 hours. The students have 78 hours of practical work and 59 hours for their individual educational activity. The aim of the discipline is the teach the basic of computer studies, informational technologies, which are necessary for further forming of knowledge in Economics.

Key words: awareness training, economic knowledge, training and information technology.

З.М. Мухидинов, преп. каф. информатики, Дагестанский государственный институт народного хозяйства,

г. Махачкала , E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проанализировано содержание информационной подготовки будущих экономистов с использованием информационных технологий. Выявлены причины недостаточной эффективности информационной подготовки будущих экономистов в системе среднего профессионального образования и определенно содержание информационной подготовки для студентов экономического колледжа. Особое внимание уделено федеральному государственному образовательному стандарту, в рамках изучения дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ДГИНХ.

Ключевые слова: информационная подготовка, экономические знания, профессиональное обучение, информационные технологии.

В информационном обществе деятельность экономистов реализуется в системе, которая насыщенна различными динамическими информационными технологиями. Эффективность решения современных экономических задач зависит не только от умения будущих экономистов использовать информационные

технологии в профессиональной деятельности, но и способности изучать новые [1].

Решение этих нестатических задач реализуется в рамках информатизации образования, которая предполагает формирование информационной культуры, позволяющей будущим эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.