Научная статья на тему 'Информационная подготовка будущих экономистов в системе среднего профессионального образования'

Информационная подготовка будущих экономистов в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / AWARENESS TRAINING / ECONOMIC KNOWLEDGE / TRAINING AND INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухидинов З. М.

В статье проанализировано содержание информационной подготовки будущих экономистов с использованием информационных технологий. Выявлены причины недостаточной эффективности информационной подготовки будущих экономистов в системе среднего профессионального образования и определенно содержание информационной подготовки для студентов экономического колледжа. Особое внимание уделено федеральному государственному образовательному стандарту, в рамках изучения дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ДГИНХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

The article analyzes the contents of the information training of future economists with the use of information technology. The causes of the lack of effectiveness of information training of future economists in secondary vocational education and determining the contents of information training for students of economic college. Particular attention is paid to the federal state educational standards, within the framework of the subjects “Computer Studies” and “Information technologies in professional activity” in Dagestan State Institute of National Economy. The subject “Computer Studies” is studied for one academic year, the total amount of classes is 180 hours. The students have 78 hours of practical work and 59 hours for their individual educational activity. The aim of the discipline is the teach the basic of computer studies, informational technologies, which are necessary for further forming of knowledge in Economics.

Текст научной работы на тему «Информационная подготовка будущих экономистов в системе среднего профессионального образования»

форматики с учётом норм новых ФГОС. В структуру готовности будущего учителя информатики необходимо включить компоненты: мотивационный; целевой; содержательный, операционный, деятельностный; рефлексивный.

Диагностика уровня обученности осуществляется разными методами, знания теоретического материала можно проверить с помощью компьютерного тестирования, составленных по содержанию с учётом нормативных дидактических единиц основной образовательной программы. Готовность к практической деятельности определяется по результатам педагогической

Библиографический список

практики. Анализ результатов эксперимента и теоретические исследования, дают нам основание утверждать, что описанный выше подход, создает необходимые условия, для развития компонентов профессиональной деятельности будущего учителя информатики.

Таким образом, использование в единстве активных методов обучения и ИКТ, воплощающих идеи модернизации образования, способствует эффективному формированию готовности будущего учителя информатики к педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

1. Кузнецов А.А. Новый закон об образовании и развитии школьных образовательных стандартов. Стандарты и мониторинг в образовании. 2013: 3.

2. Методические комментарии к общеобразовательному курсу информатики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. Москва, 2014: 29 - 34.

3. Абдуразаков М.М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компе-тентностного подхода. Информатика и образование. 2014; 6.

4. Мухидинов М.Г. Факторы, влияющие на развитие содержание компонентов профессиональной учителя информатики. Информатика и образование. 2014; 6.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. Available at: http://www.ug.ru/02.31/t45.htm

6. Примерные программы по информатике для основной и старшей школы. Под ред. С.А. Бешенкова. Москва: БИНОМ, 2012.

References

1. Kuznecov A.A. Novyj zakon ob obrazovanii i razvitii shkol'nyh obrazovatel'nyh standartov. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2013: 3.

2. Metodicheskie kommentarii k obscheobrazovatel'nomu kursu informatiki v kontekste Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta. Moskva, 2014: 29 - 34.

3. Abdurazakov M.M. Razvitie komponentov professional'noj deyatel'nosti uchitelya informatiki v kontekste realizacii kompetentnostnogo podhoda. Informatika i obrazovanie. 2014; 6.

4. Muhidinov M.G. Faktory, vliyayuschie na razvitie soderzhanie komponentov professional'noj uchitelya informatiki. Informatika i obrazovanie. 2014; 6.

5. Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2020 goda. Available at: http://www.ug.ru/02.31/t45.htm

6. Primernye programmy po informatike dlya osnovnoj i starshej shkoly. Pod red. S.A. Beshenkova. Moskva: BINOM, 2012.

Статья поступила в редакцию 07.02.15

УДК 378 ББК 74.58

Muhidinov Z.M., teacher, Department of Computer Science, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

INFORMATION TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM. The article analyzes the contents of the information training of future economists with the use of information technology. The causes of the lack of effectiveness of information training of future economists in secondary vocational education and determining the contents of information training for students of economic college. Particular attention is paid to the federal state educational standards, within the framework of the subjects "Computer Studies" and "Information technologies in professional activity" in Dagestan State Institute of National Economy. The subject "Computer Studies" is studied for one academic year, the total amount of classes is 180 hours. The students have 78 hours of practical work and 59 hours for their individual educational activity. The aim of the discipline is the teach the basic of computer studies, informational technologies, which are necessary for further forming of knowledge in Economics.

Key words: awareness training, economic knowledge, training and information technology.

З.М. Мухидинов, преп. каф. информатики, Дагестанский государственный институт народного хозяйства,

г. Махачкала , E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проанализировано содержание информационной подготовки будущих экономистов с использованием информационных технологий. Выявлены причины недостаточной эффективности информационной подготовки будущих экономистов в системе среднего профессионального образования и определенно содержание информационной подготовки для студентов экономического колледжа. Особое внимание уделено федеральному государственному образовательному стандарту, в рамках изучения дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ДГИНХ.

Ключевые слова: информационная подготовка, экономические знания, профессиональное обучение, информационные технологии.

В информационном обществе деятельность экономистов реализуется в системе, которая насыщенна различными динамическими информационными технологиями. Эффективность решения современных экономических задач зависит не только от умения будущих экономистов использовать информационные

технологии в профессиональной деятельности, но и способности изучать новые [1].

Решение этих нестатических задач реализуется в рамках информатизации образования, которая предполагает формирование информационной культуры, позволяющей будущим эко-

номистам эффективно использовать программно-технические средства и профессиональные информационные технологии на практике. Поэтому, в процессе реализации педагогических проектов в системе экономического образования, решается множество задач, среди которых можно выделить:

• развитие и обновление структуры и содержания предметной области «Информатика»;

• модификация технологий решения стандартных экономических задач с использования современных информационных технологий;

• информационная подготовка будущих экономистов к применению динамических информационных технологий для реализации бизнес-процессов;

• техническое и информационно-методическое обновление образовательного процесса в условиях модернизации образования.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС определяет необходимость формирования содержания учебной предметной области «Информатика» как за счёт вариативной части циклов, что определяется образовательным учреждением, так и в рамках его инвариантной части. Общеобразовательная информационная подготовка будущих экономистов в системе среднего профессионального образования происходит на уроках дисциплины «Информатика», в содержание которой включаются как теоретические знания, так и практические умения, формируемые при изучении дисциплины:

• содержание и структура понятия и различные подходы к определению понятия информации и его количественным характеристикам; общая характеристика процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации в различных информационных системах, в том числе, и в экономической;

• технические, программные и информационные основы реализации экономических процессов;

• формирование информационной модели; специфика и особенности построения экономической информационной модели; прикладные аспекты экономических информационных моделей; технология решения экономических задач с использованием информационных моделей;

• основы алгоритмизации и программировании экономических процессов; адаптация прикладных экономических информационных систем и технологий при решении практических задач;

• основы программирования на языках высокого уровня; базы данных и знаний и технологии их формирования; системы управления базами данных и его программное обеспечение; локальные и глобальные компьютерные сети и решение экономических проблем; основы экономической безопасности; защита экономической информации и сведений и профессиональная этика экономиста и т.д. [2].

Как отмечает Л.А. Шипулина, базовая информационная подготовка будущего экономиста, является основой его профессионализма и включает в себя следующее содержание, «Информация и информационные процессы, компьютер и программное обеспечение, информационные технологии, хранения, поиск и сортировка информации в базах данных, алгоритмы и основы программирования, информационные модели, коммуникационные технологии, основы социальной информатики» [3].

По традиции, во многих учреждениях среднего специального образования с экономическим уклоном, основной акцент в преподавании информационных технологий делался на MS DOS и старые приложения, хотя за очень короткое время произошло резкое обновление как аппаратного, так и программного обеспечения компьютерных и информационных систем [4]. Поэтому не все выпускники экономических специальностей и направлений, в том числе в системе профессионального образования, обладают необходимым уровнем информационной подготовки в соответствии с требованиями социального заказа информационного общества.

Процесс информационной подготовки будущего экономиста в рамках бизнес-колледжа Дагестанского государственного института народного хозяйства (ДГИНХ) разбит на несколько этапов. На первом этапе реализуется базовая информационная подготовка, как продолжение школьного курса информатики. В рамках изучения «Информатики» будущие экономисты в первом семестре получают общие информационные знания, по: информатике; прикладным программам (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных и т.д.); базовым топологиям компьютерных сетей; оптималь-

ным способам поиска информации в рамках поисковых систем; основам информационной безопасности т. д.

Изучают дисциплину «Информатика» будущие экономисты в течение года, общее количество 180 часов, из них 39 часов теория и 78 часов практики и 59 часов отводится на самостоятельную работу.

Цель базовой информационной подготовки будущих экономистов состоит в том, чтобы они получили знания по основам информатики, информационных технологий и вычислительной техники, которые необходимы им в дальнейшем при формировании экономических знаний.

Во втором семестре будущие экономисты развивают специальные информационные знания, формируют у себя умения использовать эти знания при решении различных задач, с уклоном на экономическое содержание. Эти информационные знания, полученные в рамках изучения дисциплины «Информатика» во втором семестре, позволяют им решать экономические задачи с использованием развивающихся информационных технологий.

Структура и содержание дисциплины «Информатика» во втором семестре должны быть построены с учётом динамического характера обновления информационных технологий. Такой адаптивный подход к формированию содержания дисциплины позволяет изучить как общие, так и специальные знания информационных технологий, которые актуальны для их будущей экономической деятельности сегодня. Поэтому необходимо учитывать специфику:

• потенциала курса информатики для экономистов;

• преемственности профильного курса информатики в школе;

• вузовского курса информатики для экономистов;

• содержания предметной области информатика в экономической структуре;

• модульного представления учебного материала экономического содержания;

• динамически обновления информационных систем, в рамках которых решаются экономические задачи;

• формирования содержания информационной подготовки будущих экономистов с опорой на деятельностный и личност-но-ориентированные подходы и т.д.

Поэтому в рамках изучения дисциплин «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на втором курсе, будущие экономисты получают представление об информационной структуре экономической задачи и этапах его решения с использованием информационных технологий. В соответствии с этим необходимо обновить существующее содержание, добавляя новые компоненты информационных технологий:

• аппаратные и программные обновленных информационных технологий;

• новые технологические и методические решения, реализованные в этих системах;

• программы, расширения экономических функции информационных технологий;

• инновационные методики формирования систем управление баз данных и баз знаний;

• новые экспертные и поисковые системы и др.

С учётом вышесказанного, при реализации информационной подготовки будущего экономиста в условиях реализации новых Федеральных образовательных стандартов в содержание дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», необходимо минимум включить следующие вопросы:

История развития информационных технологий. Понятие информации: структура; содержание; единицы измерения информации; формы представления. Двоичная арифметика. Экономическая информация: информационная модель; функция, назначение; применение. Информационные технологии решения экономических задач: примеры; структуры; возможности и ограничения. Структура и содержание экономических информационных систем и технология и их разработки. Аппаратные и программные средства информационных технологий экономического назначения: архитектура; периферийные устройства; основные характеристики; графический интерфейс. Сетевые операционные системы и экономические приложения. Классификации информационных систем экономического содержания: возможности и перспективы. Информационная безопасность в экономических системах: резервное копирование; защита информации; утилиты операционных систем; архивирование; сжатие данных; форматирование;

антивирус; экономическая эффективность информационных и компьютерных систем. Глобальные, локальные, региональные и корпоративные компьютерные сети в решении экономических задач. Технология поиска, адресации и получения экономической информации в глобальной компьютерной сети Интернет. Системы управления базами данных в экономических информационных системах. Проектирование и создание экономических баз данных. Реализация экономических информационных моделей с использование электронного офиса, электронного документооборота и его интеграция в экономику. Автоматизированное рабочее место экономиста и их программное обеспечение (бухгалтера, финансиста, менеджера): технологии обновления правовых и нормативных экономических документов; проблемы и перспективы рынка экономически программных продуктов.

Структура и содержание информационной подготовки - это динамическая субстанция, которая должна формироваться с учётом запросов и потребностей всех участников образовательного процесса. Как известно, в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), чётко определены участники образовательного процесса и ответственность каждого их них (государство, родители, учащиеся и студенты),

Библиографический список

что, несомненно, важно и отличает новые ФГОС от предыдущих, нормативно закреплены не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные, которые и должны быть чётко прописаны в рабочих образовательных программах. В рамках дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в полном объёме информационную подготовку будущего экономиста реализовать сложно, поэтому нами реализован компьютерный практикум, который проходит после изучения основных тем и разделов. По возможности практикум привязывается и реализуется в рамках запланированных образовательных проектов ДГИНХ, течении всего процесса обучения.

Анализ содержания реализуемых учебных планов, в колледже при ДГИНХ, показывает, что их структура и содержание не реализованы в полном объеме, хотя результаты, полученные в рамках описанной выше методики формирования информационного готовности, выше традиционных. Причиной недостаточной эффективности информационной подготовки будущих экономистов, выступает отсутствие объективных и субъективных условий для включения студентов в реализацию образовательной деятельности с использованием информационных технологий в экономическом образовании.

1. Веселков Ф., Ковалев С., Мац Л. Информационная подготовка экономистов. Высшее образование в России. Москва, 2001; 2.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт. Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 апреля 2010 г. за № 282.

3. Шипулина Л.А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2004.

4. Самарина Е.А. Профилизация образовательной информационной технологии для начальной профессиональной подготовки бухгалтеров: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Сочи, 2004.

References

1. Veselkov F., Kovalev S., Mac L. Informacionnaya podgotovka 'ekonomistov. Vysshee obrazovanie vRossii. Moskva, 2001; 2.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Special'nost' 080114 'Ekonomika i buhgalterskij uchet (po otraslyam) srednego profes-sional'nogo obrazovaniya, utverzhdennyj prikazom Minobrnauki RF ot 6 aprelya 2010 g. za № 282.

3. Shipulina L.A. Formirovanie professionalizma buduschih 'ekonomistovsredstvaminovyh informacionnyh tehnologij: avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2004.

4. Samarina E.A. Profilizaciya obrazovatel'noj informacionnoj tehnologii dlya nachal'noj professional'noj podgotovki buhgalterov avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sochi, 2004.

Статья поступила в редакцию 20.01.15

УДК 371.332

Pavlenko S.A., teacher, Moscow Suvorov Military School (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA.

The article discusses current issues facing engineering education at the present time, defined the main directions of development of mathematical education in technical universities. In this work an attempt was made to generalize and formulate systemic deficiencies, including the content of curricula of universities. The author of the article focuses special attention on the need to develop the practical component of the educational process in the training of students of technical universities. The author analyzed the results of various national and international statistical studies and rankings of engineering and technology universities and summarized the different ways in which proposed solutions to existing problems and priority actions that need to be taken to ensure positive changes in the sphere of engineering education in Russia. The number of Russian students, who train to be engineers, is stable and high. Students in technical universities are 36%. Still, this doesn't solve a problem with providing enough specialists for the modern production sector.

Key words: engineering education, competence-based approach, training of engineers, practice-oriented educational technologies.

С.А. Павленко, преподаватель Московского суворовского военного училища, г. Москва, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются актуальные проблемы, стоящие перед отечественным инженерным образованием в настоящее время, определены основные направления развития математического образования в технических вузах. В данной работе предпринята попытка обобщить и сформулировать системные недостатки, в том числе в содержании учебных планов вузов. Особое внимание в работе автор акцентирует на необходимости развития практической составляющей учебного процесса при обучении студентов технических вузов. Автор проанализировал результаты различных отечественных и международных статистических исследований и рейтингов инженерно-технологических университетов и обобщил различные пути,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.