22
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
A. Ch. Nravstvenno - pravovoe vospitanie molodezhi / A. Ch. Chupanova // Sostojanie i perspektivy razvitija molodezhnoj politiki v Dagestane: materialy zasedanij Obshhestvennoj palaty Respubliki Dagestan / Otv. red. A. M. Murtazaliev, K. G. Gusaeva. Mahachkala: RGZhT, 2009. S. 37-41. 6. Jemirgamzaev A. N. Vospitanie molodjozhi v duhe patriotizma (problemy i puti ih reshenija) [Jelektronnyj resurs] / A. N. Jemirgamzaev // Rezhim dostupa: URL: http://hadji-davud.ru/site/index.php, svobodnyj.
Статья поступила в редакцию 08.04.2015 г.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИИ
БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
DEVELOPING THE FUTURE ECONOMISTS’ ECONOMIC KNOWLEDGE IN THE PROFESSIONAL TRAINING
© 2015 Алижанова Х. А., Мухидинов З. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Alizhanova H. A., Muhidinov Z. M.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье проанализирована структура и содержание подготовки будущих экономистов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Выявлены причины недостаточной эффективности информационной подготовки студентов в системе СПО и определено содержание курса «Информатика» для 1-го курса экономического колледжа.
Abstract. The authors of the article analyze the structure and the content of training the future economists for using the information technologies in the professional activity. They identify the reasons for lack of the effectiveness of the students’ information training in the system of SPE and determine the content of the course "Computer Science” for the 1st year of the Economics College.
Rezjume. V stat'e proanalizirovana struktura i soderzhanie podgotovki budushhih jekonomistov k primeneniju informacionnyh tehnologij v professional'noj dejatel'nosti. Vyjavleny prichiny nedostatochnoj jeffektivnosti infor-macionnoj podgotovki studentov v sisteme SPO i opredelenno soderzhanie kursa «Informatika» dlja 1-go kursa jekonomicheskogo kolledzha.
Ключевые слова: экономические знания, профессиональное обучение, информационные технологии.
Keywords: economic knowledge, professional training, information technology.
Kljuchevyeslova: jekonomicheskie znanija, professional'noe obuchenie, informacionnye tehnologii.
Профессиональная деятельность будущих экономистов в современном обществе реализуется в экономической информационной системе, где базовым компонентом являются информационные технологии. Информатизация образования, как известно, предполагает воспитание общей информационной культуры, позволяющей им эффективно использовать программно-технические средства и информационные технологии в профессиональной деятельности. Следовательно, практическая реализация образовательных проектов, на всех уровнях экономического образования предусматривает решение следующих задач:
• пересмотр структуры и содержания базового курса «Информатика»;
• совершенствование навыков решения стандартных экономических задач с использования информационных технологий (планирование бизнеса, экономическое прогнозирование, бухгалтерский учет и анализ, финансовый анализ и т. д.);
• подготовка будущих экономистов к применению информационных технологий для маркетинга, внутренних бизнес-процессов;
• периодическое техническое переоснащение образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) позволяет расширить содержание учебного
Психолого-педагогические науки •••
материала по дисциплине «Информатика» за счет вариативной части циклов определяется образовательным учреждением (всего 973 часа). В рамках общеобразовательной подготовки ФГОС СПО в содержание дисциплины «Информатика» включены следующие темы:
В соответствие с ФГОС СПО в области теоретических знаний будущий экономист должен:
• иметь представление, о содержании и структуре понятия «информация», общей характеристике процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;
• знать технические и программные системы реализации экономических процессов;
• понимать, как информационные модели используются для решения функциональных и вычислительных экономических задач;
• иметь представление об алгоритмизации и программировании экономических процессов;
• знать: один из языков программирования высокого уровня; технологии формирования и создания базах данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты экономической информации и т. д.
«Информация и информационные процессы, компьютер и программное обеспечение, информационные технологии, хранение, поиск и сортировка информации в базах данных, алгоритмы и основы программирования, информационные модели, коммуникационные технологии, основы социальной информатики» [8].
Основной акцент в преподавании информационных технологий на экономическом факультете делался на MS DOS и совместимые приложения. За очень короткое время произошло резкое обновление аппаратного и программного обеспечения компьютерных систем и технологий. В связи с этим, можно утверждать, что современные программы по дисциплине «Информатика», не соответствуют требованиям социального заказа, предъявляемым к выпускникам экономических специальностей и направлений, в том числе в системе профессионального образования.
На первом курсе студенты бизнес колледжа Дагестанского государственного института народного хозяйства (ДГИНХ) изучают дисциплину «Информатика», в течение года, общее количество 180 часов, из них 39 часов теория и 78 часов практики и 59 часов отводится на самостоятельную работу. В рамках изучения «Информатики», будущие экономисты получают по информатике общие и специальные (экономические) знания. В содержание общих знаний включены изучение программ Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Access, Microsoft Office Power Point и др.). Специальные знания в рамках изучения дисциплины «Информатика» получают в процессе решения экономических задач с использованием ука-
23
занных выше информационных технологий, а также на старших курсах в дисциплинах специализаций, когда уже имеются необходимые теоретические и практические экономические знания и общие знания по информатике [7].
Базовые информационные знания получают в первом семестре на первом курсе. Цель базовой информационной подготовки будущих экономистов состоит в том, чтобы они получили знания по основам информатики, информационных технологий и вычислительной техники, которые необходимы им в дальнейшем при формировании экономических знаний. В содержании базового курса информатики нами выделяется инвариантное ядро и вариативная часть.
Базовый курс информатики для студентов бизнес-колледжа ДГИНХ, был построен с опорой на изучение общих и специальных информационных технологий, которые актуальны для их будущей экономической деятельности, поэтому он имеет специфику: понимание потенциала информатики для экономики; преемственность школьного и вузовского курса информатики; соответствие содержания структуре предметной области «Информатика»; модульное представление учебного материала; динамическое обновление информационных технологий изучаемых в рамках этой дисциплины; формирование содержания информационной подготовки будущих экономистов с опорой на деятельностный подход и т. д.
В соответствии с этим необходимо обновить существующие курсы изучения основ экономической информатики, на базовом уровне, добавляя в содержание компонентов информационных технологий новые элементы: аппаратные и программные средства компьютера, информационных и коммуникационных технологий; программы, реализующие базовые функции информационных технологий; технологии формирования систем управление баз данных и баз знаний; базовые экспертные и поисковые системы и др.
С учетом вышесказанного, для реализации ФГОС СПО и формирования информационной культуры будущих экономистов в рамках курса «Информатики», в программу этой дисциплины необходимо минимум включить следующие вопросы:
1. Информация, структура и содержание. Единицы измерения информации. Формы представления информации. Системы счисления (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и десятичная.). Содержание и структура экономической информатики. Экономическая информация. Структура и содержание экономических информационных систем. Технология и методика разработки экономических информационных систем.
2. Назначение и классификация компьютерной и вычислительной техники. История развития информатики и применение компьютерной и вычислительной техники в решении экономических задач.
3. Аппаратные средства информатики и информационных технологий. История раз-
24
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
вития архитектуры компьютера и информационных технологий. Периферийные устройства компьютерных, информационных и коммуникационных технологий.
4. Программное обеспечение персонального компьютера и информационных технологий и систем: основные понятия, параметры и общая характеристика, интерфейс, графический интерфейс.
5. Операционные системы и системные приложения. Базовые технологии работы в дисковой операционной системе MS DOS и графической операционной системе семейства Windows. Использование операционных систем и системных приложений в экономике: возможности и перспективы.
6. Информационная безопасность. Информационная безопасность в экономических системах: резервное копирование; защита информации; утилиты операционных систем (назначение и использование); архивирование; сжатие данных; форматирование; антивирус; экономическая эффективность информационных и компьютерных систем. Стандартные приложения операционных систем семейства Windows и их возможности для повышения эффективности.
7. Компьютерные сети. Глобальная, локальная, региональная, корпоративная сети. Интернет. Браузер. Информационные и поисковые системы сети Интернет. Технология поиска, адресации и получения информации в Интернет. Различные приложения, связанные с Интернет (электронная почта, системы проведения телеконференций и др.). Экономика и Интернет (интернет-маркетинга, интернетбизнеса, электронной коммерции, работу через Интернет и др.).
8. Прикладные программы. Текстовые редакторы и процессоры (Блокнот, Microsoft Office Word и др.). Издательские системы. Алгоритмы, методики, приемы и средства автоматизации документа оборота. Формирование экономической документации в Microsoft Office Word.
9. Электронные таблицы и табличные процессоры. Система Microsoft Office Excel и их применение в экономических расчетах. Решение экономических задач с использование Microsoft Office Excel (симплекс метод, транспортная задача, построение диаграмм, поиск и консолидация данных и др.).
10. Системы управления базами данных. Структура базы данных: понятия, организация, модели. Системы управления базами данных Microsoft Office Access. Проектирование и создание экономических баз данных.
11. Электронный офис: понятие, структура, содержание, применение. Реализация экономических моделей с использование электронного офиса. Организация электронного документооборота и его интеграция в экономику.
12. Системы создания презентаций. Программа Microsoft Office Power Point. Презентация и визуализация экономической информации с использование Microsoft Office Power Point.
13. Использование автоматизированных рабочих мест в экономике. Технологии формирования и программное обеспечение автоматизированных рабочих мест экономиста (бухгалтера, финансиста, менеджера): обзор правовых и нормативных документов; рынок программных продуктов экономического назначения.
Этот минимум имеет динамическое содержание, которое можно расширить в зависимости от специализации; интереса преподавателя; мотивации студента; возможности образовательного учреждения в приобретении новых информационных технологий.
В рамках дисциплины «Информатика», реализовать в полном объеме описанное выше содержание сложно, поэтому в рамках нашей методики реализуется компьютерный практикум, включающий практические алгоритмы решения экономических задач.
Анализ содержания учебных планов, реализуемых в Бизнес - Колледже ДГИНХ показывает, что в их содержании не на должном уроне представлены разделы и темы, направленные на применение информационных технологий, направленные на формирование готовности и принятию экономических решений, основанных на реальной рыночной информации, способствующие включению обучающихся в экономическую деятельность. При этом важной причиной недостаточной эффективности экономической подготовки, выступает отсутствие объективных и субъективных условий для включения обучающихся в проведение учебных экономических исследований с использованием информационных технологий в профессиональном образовании.
Литература
1. Андрухив Л. В. Формирование у будущих экономистов умения работать с информацией: Дисс. ... канд. пед. наук:
13.00. 08 / Андрухив Л. В. Ставрополь, 2008. 179 с. 2. Банайтис Н. Г. Формирование профессионально важных качеств специалистов экономического профиля в системе среднего профессионального образования: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Банайтис Н. Г. М., 2009. 187 с. 3. Геращенко М. М. Формирование практикоориентированных знаний, умений и навыков у студентов экономического профиля на основе компьютерных технологий Текст / М. М. Геращенко: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 188 с. 4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Спец. 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Квалификация: экономист. М., 2000. 33 с. 5. Жиронкина О. В. Формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин: Дис. ... канд. пед. наук:
13.00. 08. Кемерово, 2003. 237 с. 6. Кудряшов О. А. Формирование профессионально значимых качеств информатика - экономиста: Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. Ставрополь, 2004 223 с. 7. Самарина Е. А. Профилизация образовательной информационной технологии для начальной профессиональной подготовки бухгалтеров: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Сочи, 2004. 175 с. 8. Федеральный государственный
Психолого-педагогические науки •••
25
образовательный стандарт по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 апреля 2010 г. за № 282. 9. Шипулина Л. А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий Текст / Л. А. Шипулина: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 26 с.
References
1. Andrukhiv L. V. Formation of future economists the ability to work with information: Diss. ... Candidate. Ped.:
13.00. 08 / Andrukhiv L. V. Stavropol, 2008. 179 p. 2. Banaitis N. G. Formation of professionally important qualities of specialists of economic profile in the system of the secondary professional education: Diss. ... Candidate. Ped:
13.00. 08 / Banaitis N. G. M., 2009. 187 p. 3. Gerashchenko M. M. Formation of practice-oriented knowledge, abilities and skills of students on the basis of computer technologies. Text / M. M. Gerashchenko: author. dis. ... Candidate. Ped. Omsk, 2005. 188 p. 4. State educational standard of higher professional education. Spec. 060500 Accounting, analysis and audit. Qualification: economist. M., 2000. 33 p. 5. Zhironkina O. V. Formation of professionally significant qualities of future economists in the process of studying the General subjects: Diss. ... Candidate. Ped.: 13.00.08. Kemerovo, 2003. 237 p. 6. Kudryashov O. A. Formation of professionally significant qualities of Informatics-economist: Diss. ... Cand. Ped. 13.00.08. Stavropol, 2004, 223 p. 7. Samarina E. A. Profiling of educational information technology for the initial professional training of accountants: Dis. ... Cand. Ped.: 13.00.08. Sochi, 2004. 175 p. 8. Federal state educational standard for specialty 080114 Economics and accounting (on branches) secondary professional education, approved by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of April 6, 2010, # 282. 9. Shipulina L. A. Formation of professionalism of future economists means of new information technologies. Text / L. A. Shipulina: author. diss. ... Cand. Ped. Stavropol, 2004. 26 p.
Literatura
1. Andruhiv L. V. Formirovanie u budushhih jekonomistov umenija rabotat' s informaciej: Diss. ... kand. ped. nauk:
13.00. 08 / Andruhiv L. V. Stavropol', 2008. 179 s. 2. Banajtis N. G. Formirovanie professional'no vazhnyh kachestv specialistov jekonomicheskogo profilja v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija: Diss. ... kand. ped. nauk:
13.00. 08 / Banajtis N. G. M., 2009. 187 s. 3. Gerashhenko M. M. Formirovanie praktiko-orientirovannyh znanij,
umenij i navykov u studentov jekonomicheskogo profilja na osnove komp'juternyh tehnologij Tekst / M. M. Gerashhenko: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2005. 188 s. 4. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija. Spec. 060500 Buhgalterskij uchet, analiz i audit. Kvalifikacija: jekonomist. M., 2000. 33 s. 5. Zhironkina O. V. Formirovanie professional'no znachimyh kachestv budushhih jekonomistov v processe izuchenija obshheobrazovatel'nyh disciplin: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Kemerovo, 2003. 237 c. 6. Kudrjashov O. A. Formirovanie professional'no znachimyh kachestv informatika - jekonomista: Dis. ... kand. ped. nauk. 13.00.08. Stavropol', 2004. 223 c. 7. Samarina E. A. Profilizacija obrazovatel'noj informacionnoj tehnologii dlja nachal'noj profes-
sional'noj podgotovki buhgalterov: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Sochi, 2004. 175 c. 8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po special'nosti 080114 Jekonomika i buhgalterskij uchet (po otrasljam) srednego professional'nogo obrazovanija, utverzhdennyj prikazom Minobrnauki RF ot 6 aprelja 2010 g. za № 282. 9. Shipulina L. A. Formirovanie professionalizma budushhih jekonomistov sredstvami novyh informacionnyh tehnologij Tekst / L. A. Shipulina: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2004. 26 s.
Статья поступила в редакцию 11.03.2015 г.