Ряд учёных [8], исследуя проблему преимущественного влияния личностных факторов на профессиональное становление молодого учителя, подразделяет факторы на две группы - внутренние и внешние. К группе внутренних факторов исследователь относит:
- личностные особенности и желание развиваться. Признавая человека творцом собственной жизни, одной из характеристик субъекта следует считать активность, как осознанный и управляемый процесс[8];
- фактор самой профессиональной деятельности, позволяющий развивать определённые личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные;
Библиографический список
- способ вхождения в профессию, от которого зависит начало профессиональной деятельности учителя, отличие его ценностных установок от той среды, в которой он оказался в начале трудового пути;
- длительность пребывания в профессиональной деятельности, т. е. педагогический трудовой стаж, увеличение которого не всегда является объективным показателем успешности профессионального становления.
Таким образом, факторы, влияющие на профессиональное становление молодого учителя, включают наличие общих, особенных и единичных условий, существующих в рамках целого общества, отдельного образовательного пространства, а также индивидуальных черт каждого человека.
1. Косолапова М.А. Сопровождение педагогической практики студентов как важный аспект профессиональной подготовки будущего педагога. Вестник ТГПУ. 2007; Вып. 7 (70): 100 - 102.
2. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования. Профессиональное образование. Столица. 2012; 5: 122.
3. Дудчик C.B. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт. Школьные технологии. 2007; 1: 82 - 88.
4. Чурекова Т.М. Профессиональная адаптация выпускников университета к деятельности учителя средней общеобразовательной школы. Кемерово, 1989.
5. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1980.
6. Демянчук Е.А. Психолого-педагогические условия формирования гностических умений молодого педагога. Вектор науки ТГУ. 2013; 2: Педагогика, Психология.
7. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2003.
8. Шевченко Л.Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза: монография. Москва, 2010.
References
1. Kosolapova M.A. Soprovozhdenie pedagogicheskoj praktiki studentov kak vazhnyj aspekt professional'noj podgotovki buduschego pedagoga. Vestnik TGPU. 2007; Vyp. 7 (70): 100 - 102.
2. Zeer 'E.F. Koncepciya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2012; 5: 122.
3. Dudchik S.V. T'yutorskoe soprovozhdenie: istoriya, tehnologiya, opyt. Shkol'nye tehnologii. 2007; 1: 82 - 88.
4. Churekova T.M. Professional'naya adaptaciya vypusknikov universiteta k deyatel'nosti uchitelya srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Kemerovo, 1989.
5. Pavlyutenkov E.M. Formirovanie motivov vybora professii. Kiev, 1980.
6. Demyanchuk E.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya gnosticheskih umenij molodogo pedagoga. Vektor nauki TGU. 2013; 2: Pedagogika, Psihologiya.
7. Sharova L.M. Formirovanie professional'no-'eticheskoj kul'tury buduschego uchitelya v processe pedagogicheskogo obscheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2003.
8. Shevchenko L.L. Uchitel'. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya nravstvennoj kul'tury v uchebno-vospitatel'nom processe vuza: monografiya. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 378.2
Ziyaudinova O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), teaching assistant, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ziyaudinov M.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ziyaudinova S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PROJECT TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The article describes possibilities of project technologies in vocational education. Modern educational technology, as well as project activities of the trainees, indoctrinate the future specialists skills to identify and solve problems to resolve urgent problems that are not only professional, but also life-related. The work reveals that project technologies contribute to the formation of professional competencies of specialists in secondary vocational education, improve the quality of vocational training, develop the need for self-education and improve their professional training. The authors conclude that the task of the teacher is reduced to finding ways of applying project technologies that would allow to attract students with different levels of knowledge and skills, have positioned them to collective action, geared to their future professional success.
Key words: design technology, general and professional competences, secondary vocational education.
О.М. Зияудинова, канд. пед. наук, ассистент, факультет технологии и профессионально-педагогического образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.Д. Зияудинов, канд. ф.-м. наук, проф., факультет технологии и профессионально-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
С.М. Зияудинова, канд. пед. наук, доц., факультет математики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описаны возможности проектных технологий в профессиональном образовании. Выявлено что проектные технологии способствуют формированию профессиональных компетенций специалистов среднего профессионального образования, позволяют повысить качество профессиональной подготовки, развить у них потребность в самообразовании и совершенствовании своей профессиональной подготовки. Авторы делают вывод о том, что задача преподавателя сводится к нахождению таких путей применения проектных технологий, которые позволили бы привлечь к ней студентов с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к коллективной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность.
Ключевые слова: проектные технологии, общие и профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование.
Последние годы в связи с переходом к стандартам третьего поколения модернизация Российского образования встала на путь компетентностного подхода. Компетентностный подход появился под влиянием времени как альтернатива сложившейся системе образования, его главная цель - улучшение эффективности и повышение качества образования. Компетентностный подход - это преимущественный курс нацеленный на образование, создающий атмосферу для усвоения системы компетенций, обеспечивающий предприимчивость выпускника к выживанию, стабильной жизнедеятельности и профессионального благополучия в нынешнем обществе с рыночными отношениями.
При подготовке обучающихся по профессии СПО в соответствии с компетентностным подходом реализуется модульное обучение, основанное на пакете учебно-программного обеспечения (модульной рабочей учебной программе, учебных модулях, учебных элементах). При модульном обучении программа представлена совокупностью учебных модулей, в результате изучения которых формируются компетенции. Такое построение программы дает определенные преимущества, делает её более гибкой, что в свою очередь дает возможность обновлять информацию (отдельные модули и учебные элементы), оперативно реагировать на изменения в сфере труда. При этом задействована устойчивая обратная связь между педагогом и работодателем, что позволяет вести учет требований к знаниям и умениям работников. В результате такого подхода подготовка работников идет в соответствии с веяниями времени, исключается устаревшая информация, формируются знания, позволяющие сформировать профессиональные компетенции.
Идея, положенная в основу модульного обучения, заключается в том, что ученик должен учиться сам, а функции учителя сводятся к управлению его учением; он организовывает, контролирует, мотивирует, координирует, консультирует.
Модульно-компетентностный подход дает возможность предоставить обучающимся возможности самостоятельного обучения, используя рабочее место, имитирующее трудовую среду. Такое обучение быстрее и эффективнее адаптирует учащихся к реальной трудовой деятельности, дает возможность применять на практике сформированные компетенции.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников на основе ФГОС третьего поколения реализовывается по двум основным направлениям: оценке уровня освоения дисциплин и профессиональных модулей и оценке компетенций, сформированных у обучающихся.
Сегодня существует проблема выбора технологий и методов обучения, которые дают возможность формирования у будущих специалистов общих и профессиональных компетенций.
Компетенция толкуется как некая система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обозначивающая его готовность к выполнению профессиональных функций.
Современные требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности связаны с формированием общих и профессиональных компетенций, которые характеризуют профессиональную деятельность будущих специалистов - выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО). В этой связи подготовка специалистов в таких учреждениях должна осуществляться с учётом корректировки методических и технологических аспектов образования, смены имеющихся целевых установок, а также педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Существует необходимость в использовании образовательных технологий, направленных на личностное
развитие будущего специалиста, нацеленного на самостоятельность, творческий процесс, конкурентоспособность и т. д.
Образовательные технологии непременно должны содействовать раскрытию субъектного опыта обучаемого: выработке личностно значимых для него способов учебной деятельности; постижению умений самообразования. Проектные технологии являют собой практическую педагогическую технологию, поддерживающую компетентностно-ориентированный подход в образовании.
Учебный процесс, организованный посредством проектных технологий переходит в процесс самообучения: обучающийся самостоятельно выбирает образовательную траекторию в учебной среде, которая умело организована и детально проработана. Работая над созданием курсового проекта в составе мини-бригад, обучаемый не только накапливает опыт социального взаимодействия путем работы в коллективе единомышленников, применяет приобретённые знания в своей деятельности, присваивая их, он обозначает этим свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности [1].
Эта форма организации обучения дает свои положительные результаты и позволяет поднять результативность обучения. Она формирует систему действенных обратных связей, это, в свою очередь, способствует развитию личности, самореализации, причем как обучаемых, так и педагогов, работающих над курсовым проектом.
Отличительными чертами проектного метода являются следующие:
- участвующие в проекте заражаются проектной инициативой от кого-либо из жизни;
- участвующие в проекте уславливаются друг с другом о форме обучения;
- участвующие в проекте формируют проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
- участвующие в проекте самоорганизовываются на проект;
- участвующие в проекте сообщают друг другу о ходе выполнения работы;
- участвующие в проекте вступают в дискуссии [2].
Таким образом, это подводит нас к определению метода
проектов как к системе взаимодействий педагога и обучаемых. В основу проектного метода положено развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельного конструирования своих знания, умений не теряться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Суть проектного обучения сводится к созданию условий, при которых учащиеся:
• с охотой самостоятельно находят и получают недостающие знания из разнообразных источников;
• учатся применять приобретенные знания при решении познавательных и практических задач;
• обретают коммуникативные умения благодаря работе в различных малых группах;
• вырабатывают у себя исследовательские умения, в частности умения выявлять проблемы, заниматься сбором информации, наблюдать, проводить эксперименты, анализировать, строить гипотезы, обобщать;
• развивают системное мышление [3].
Акцент здесь должен быть поставлен на более активные виды самостоятельной работы. Самостоятельная работа определяется как обязательный и важный элемент в профес-
сиональном образовании. Она открывает способности обучаемых, способствует учебной мотивации; самостоятельность в действиях обучаемых позволяет перейти от уровня «репродукции» к уровню «умений» и «творчества» как критериев знаний. В этой связи, современное российское образовании ориентировано на проектные технологии. Главная их цель: развитие и воспитание креативной личности; нахождение творческих путей при выполнении аудиторных и домашних заданий; стремление использовать полученные навыки с пользой для себя и для окружающих; развитие самостоятельности. Все эти цели очень созвучно с целями современного профессионального образования.
В процессе реализации проектные технологии выполняют определенные функции:
• Мотивационную. Она активизирует мышление, стимулирует учащихся к деятельности. В проектном методе мотивация реализуется посредством схожести проекта с реальными условиями деятельности. Реализация этой функции в проектных технологиях является стимулирующим приемом обучения, дающим возможность воздействия на сознание и чувства обучающихся. Погружаясь в проект, участники самостоятельно проигрывают спроектированный ими самими трудовой процесс, наблюдают реальные результаты своей деятельности, и, в соответствии с этим, их мотивация к учению возрастает. Все это приводит к интенсивной мыслительной деятельности большинства обучаемых, вне зависимости от знаний и интересов.
• Информационную. Данная функция дает возможность расширить информационное поле обучающихся посредством содержательной наполняемости проекта, путем привлечения различных источников информации (СМИ, Интернет, результаты социальных опросов и др.). Работая над проектом, обучающиеся осуществляют поиск дополнительной информации (о новых специальностях и профессиях, об использовании информационно-коммуникационных технологий при проведении совещаний, собеседований, маркетинговых кампаний), проводят социальные опросы населения, делают сравнительный анализ явлений и процессов внешней и внутренней среды организации (SWOT -анализ, PEST- анализ). Нередко проекты планируются таким образом, что для их осуществления дополнительная информация непременно должна быть получена в процессе самостоятельной работы обучающихся с различными источниками.
• Управленческую. Данная функция реализуется путем поэтапного развития проектировочных умений, которые входят в состав общих и профессиональных компетенций. Управляя учебным проектом, преподаватель может формировать проектировочные умения обучающихся, оттачивать те их умения, которые являются наиболее важными в будущей профессиональной деятельности, а также через состав проектировочных умений появляется возможность продиагностировать овладение обучающимися способами профессиональной деятельности на каждом этапе обучения. Таким образом, применяя соответствующие управленческие действия всегда можно корректировать как процесс реализации проекта так и всего процесса обучения. Продуктивность освоения профессиональной деятельности может быть задана проектировочной функцией проектных технологий. В ходе работы над проектом освоение знаниями становится не совокупностью приемов, а целостностью образования, обусловливаемым логикой работы над проектом и получением реального продукта этой деятельности.
• Проектировочную. Данная функция проектных технологий формирует проектировочные умения обучаемых в процессе реализации проекта, они осваиваются ими и становятся свойствами личности, способных осуществлять определенные действия в заданных или новых условиях на основе сформирован-ности проектировочных умений. Учебное проектирование - это
Библиографический список
процесс, содержащий цель, алгоритм, стандарт действий, это процесс изменения существующих объектов, систем с целью создания нового продукта. Реализация диагностической функции проектных технологий допустима при создании определенных условий, позволяющих отследить уровень сформирован-ности профессиональных компетенций будущего специалиста, сопоставления данного уровня с нормативными требования, отраженных в стандарте по профессии или специальности. Посредством данной функции можно увидеть пробелы или несоответствия в профессиональной подготовке обучающихся и спланировать мероприятия по их устранению. Оценивание и сравнение умения обучающихся с заданными в стандарте позволяет избежать субъективности в оценивании деятельности обучающихся реализующих проекты.
Проектная деятельность дает возможность сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, а также проявлять свои исследовательские способности и быть инициативными. Использование данного подхода дает нам возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а также осуществлять переход от воспроизведения знания к его практическому применению.
При формировании у обучаемых опыта проектной деятельности, применяются два основных направления:
- использование проектных технологий в ходе усвоения различных специальных дисциплин (профессиональных модулей), предусмотренных учебным планом;
- привлечение обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью по специальности.
Использование проектных технологий в ходе подготовки специалистов способствует формированию общих и профессиональных компетенций. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
• самостоятельно находят необходимые знания используя различные информационные источники;
• используют полученные знания с целью для решения необходимых им задач;
• развивают исследовательские умения (умения обнаружения проблем, сбора и поиска информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа);
• обучаются коллективному труду.
Современные образовательные технологии, а также проектная деятельность обучаемых, формируют у будущих специалистов умения определять и решать задачи для разрешения возникающих актуальных проблем - не только профессиональных, но и жизненных. Участие абсолютно всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами современного рынка труда. Вывод проектной деятельности за границы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учитывать личностно ориентированный подход в обучении [4].
Задача преподавателя сводится к нахождению таких путей применения проектных технологий, которые позволили бы привлечь к ней студентов с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к коллективной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность. Основываясь на опыте и интересах самих студентов, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут играть важную роль в будущем выпускникам учреждений СПО.
1. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Нижний Тагил: НТГСПА, 2011.
2. Чернилова Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников: сборник научных трудов. Саратов: СГУ, 1997.
3. Зияудинова С.М., Магомедалиева М.Р, Мансурова Г.М. Формирование профессиональных компетенций операторов ЭВМ проектными технологиями. Материалы межвузовской студенческой и региональной научно-практических конференций. Под редакцией М.Х. Хайбулаева. Махачкала: ДГПУ, 2016.
4. Карл Фрей. Проектный метод. Германия: Бельц, 1997.
References
1. Oleshkov M.Yu. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Nizhnij Tagil: NTGSPA, 2011.
2. Chernilova N.G. Sistema proektnogo obucheniya kak instrument razvitiya samostoyatel'nosti starsheklassnikov: sbornik nauchnyh trudov. Saratov: SGU, 1997.
3. Ziyaudinova S.M., Magomedalieva M.R., Mansurova G.M. Formirovanie professional'nyh kompetencij operatorov 'EVM proektnymi tehnologiyami. Materialy mezhvuzovskoj studencheskoj i regional'noj nauchno-prakticheskih konferencij. Pod redakciej M.H. Hajbulaeva. Mahachkala: DGPU, 2016.
4. Karl Frej. Proektnyjmetod. Germaniya: Bel'c, 1997.
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 378
Torikova E.F., Cand. of Sciences (Psychology), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Torikov A.V., senior teacher, Technological Institute of Service, branch of Don State Technical University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING PRESCHOOL CHILDREN MOUNTAIN CLIMBING IN THE SYSTEM OF SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES AT AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article discusses possibility of using elements of sports climbing to ensure the physical and personal development of preschool children in an educational organization. In conditions of the innovative changes of the system of preschool education different effective technologies of an overall development of children of early and preschool age are used. Specialists in the field of preschool education use traditional means, methods, forms of education. An attempt is made to introduce the new contents and organizational and methodological tools into the field of physical culture and health work in preschool educational institution while teaching preschool children mountain climbing.
Key words: climbing, preschool children, physical development, educational process.
Е.Ф. Торикова, канд. психол. наук, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
А.В. Ториков, ст. препо., Технологический институт сервиса (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технологический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЛОЛАЗАНИЮ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматривается возможность применения элементов спортивного скалолазания для обеспечения физического и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации. В условиях инновационного конструирования системы дошкольного образования осуществляются эффективные технологии всестороннего развития детей раннего и дошкольного возраста. Применяются традиционные средства, методы, формы обучения и виды деятельности специалистов в области дошкольного образования. Осуществляется попытка внедрения нового содержания и организационно-методического инструментария в области физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении при обучении детей дошкольного возраста скалолазанию.
Ключевые слова: скалолазание, дети дошкольного возраста, физическое развитие, образовательный процесс.
В современных условиях инновационного конструирования системы дошкольного образования осуществляется поиск эффективных технологий всестороннего развития детей раннего и дошкольного возраста. Наряду с применением традиционных средств, методов, форм обучения и видов деятельности специалисты в области дошкольного образования осуществляют попытки внедрения нового содержания и организационно-методического инструментария. Заслуживающим внимания, на наш взгляд, является рассмотрение целесообразности и возможности применения элементов спортивного скалолазания для обеспечения физического и психического развития детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
На сайте Федерации скалолазания России отмечается, что скалолазание «(англ. rock climbing) - вид спорта и вид активного отдыха, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Зародившись как разновидность альпинизма, скалолазание в настоящее время -самостоятельный вид спорта» [1]. На сегодняшний день данный вид спорта вошел в программу олимпийских игр 2020 года, обсуждается возможность его включения в программы основного общего образования РФ, разрабатываются и получают апробацию соответствующие программы дополнительного образования и специальные программы для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Как вид физической активности скалолазание имеет значительный резерв потенциальных возможностей для обеспечения физического и психического развития, занимающихся разных возрастных категорий, в том числе детей дошкольного возрас-
та. Занятия скалолазанием позволяют укреплять опорно-двигательную систему, развивать вестибулярный аппарат, двигательный интеллект, способность к самоконтролю, выносливость, ловкость, сенсомоторную координацию, формирует настойчивость, решительность, мотивацию достижения и уверенность в себе. Специалисты основного дошкольного и дополнительного образования рекомендуют начинать систематические занятия скалолазанием со старшего дошкольного возраста. По данным М.Ю. Кистяковской и З.С. Уваровой, к 5 - 7 годам у детей появляется цикличность в движениях лазания, становится более точным направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения непосредственно-образовательную деятельность по обучению детей элементам скалолазания [2].
Использование элементов скалолазания позволяет повысить интерес детей к занятиям в области физической культуры в целом, поскольку лазание как таковое является одним из основных и привлекательных видов движения в дошкольном возрасте.
Для организации непосредственно-образовательной деятельности по обучению детей элементам скалолазания понадобится скалодром, оборудованный зацепами в достаточном количестве с учетом ростовых возможностей детей. При этом и сам скалодром и элементы рельефа должны быть прочно закреплены. Также потребуются маты толщиной не менее 20 - 25 см, плотно примыкающие друг к другу и имеющие общую покрышку. Перед началом занятий специалист по физической культуре