Научная статья на тему 'Современные оценочные средства в профессиональном образовании'

Современные оценочные средства в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / MONITORING / ОЦЕНКА / ФОНД СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ASSESSMENT / FUND OF EVALUATION MEANS / ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / COMPUTER TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зияудинова С.М., Магомедалиева М.Р., Исаева Г.Г.

В данной статье поднимается вопрос о контроле и оценке учебной деятельности студентов в соответствии с требованиями ФГОС. В статье рассматриваются функции и цели контроля в профессиональном образовании. Авторы рассматривают механизмы контроля в Дагестанском педагогическом университете. Поднимаются вопросы компьютерного тестирования, как одного из значимых направлений совершенствования методики контроля. Анализируются достоинства компьютерного тестового контроля. Авторы приходят к выводу, что программы компьютерного тестирования имеют большой дидактический потенциал, с их применением процесс оценивания носит более объективный характер. Авторы приходят к выводу, что процесс формирования современных оценочных средств для контроля уровня освоения компетенций студентами задача непростая и многокомпонентная, успех её решения зависит от всех участвующих в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зияудинова С.М., Магомедалиева М.Р., Исаева Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASSESSMENT TOOLS IN VOCATIONAL EDUCATION

The article raises an issue of monitoring and evaluation of educational activity of students in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards. The article deals with the functions and objectives in controlling professional education. The authors examine mechanisms of control in Dagestan Pedagogical University. Computer testing raises questions as one of the most important ways to improve control procedures. The work analyzes advantages of a computer-based control test. The authors conclude that the computer-based testing programs are a great didactic potential in the evaluation process, when they are used the assessment is done more objectively. The authors come to the conclusion that the process of formation of the modern valuation of control of the level of mastering of competences by students in accordance with the standards of new generation is a quite challenging and multidimensional task. The success of its solution depends on all subjects involved in the educational process.

Текст научной работы на тему «Современные оценочные средства в профессиональном образовании»

Есть и другие дисциплины, косвенно относящиеся к решению заявленной проблемы: «Психологическая культура учителя при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Предшкольная подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья», «Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья», практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Совместное обучение типично развивающихся детей и детей с ОВЗ - это проблема, находящаяся в стадии разработки.

Библиографический список

Для ее решения требуется участие не только специалистов, ученых, но и других важных субъектов образовательного процесса - детей и родителей. Понимание и удовлетворение их потребностей поможет обществу в целом и системе образования, в частности, сделать совместное обучение детей не только возможным, но и эффективным. Одной из важных задач учителя начальных классов становится формирование ценностного отношения к инклюзивному образованию не только у детей, но и у родителей.

1. Концепция развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы. Барнаул, 2012.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон. Москва, 2012.

3. Дайамонд К., Стейси С. Опыт типично развивающихся детей в программах инклюзии (реферативный обзор). Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. Москва, 2012: 101 - 111.

4. Йонсон У. Взаимодействие и характерные особенности совместной игры детей с нарушениями зрения и зрячих детей при инклюзивном дошкольном воспитании (реферативный обзор). Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. Москва, 2012: 59 - 79.

5. Одом C., Витцум Дж. и др. Исследования в сфере дошкольного включенного воспитания в Соединенных Штатах с точки зрения экологических систем (реферативный обзор). Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. Москва, 2012: 9 - 59.

6. Семейный кодекс Российской Федерации. Москва, 1995.

7. Поздеева С.И. Учебная дискуссия: поиск новых форм. Начальная школа: плюс до и после. 2008; 8: 8 - 11.

References

1. Koncepciya razvitiya obrazovaniya detej-invalidov i detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Altajskom krae na 2014 - 2017 gody. Barnaul, 2012.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon. Moskva, 2012.

3. Dajamond K., Stejsi S. Opyt tipichno razvivayuschihsya detej v programmah inklyuzii (referativnyj obzor). Rossijskie i zarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Moskva, 2012: 101 - 111.

4. Jonson U. Vzaimodejstvie i harakternye osobennosti sovmestnoj igry detej s narusheniyami zreniya i zryachih detej pri inklyuzivnom doshkol'nom vospitanii (referativnyj obzor). Rossijskie i zarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Moskva, 2012: 59 - 79.

5. Odom C., Vitcum Dzh. i dr. Issledovaniya v sfere doshkol'nogo vklyuchennogo vospitaniya v Soedinennyh Shtatah s tochki zreniya 'ekologicheskih sistem (referativnyj obzor). Rossijskie i zarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Moskva, 2012: 9 - 59.

6. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii. Moskva, 1995.

7. Pozdeeva S.I. Uchebnaya diskussiya: poisk novyh form. Nachal'naya shkola: plyus do iposle. 2008; 8: 8 - 11.

Статья поступила в редакцию 11.06.16

УДК 378

Ziyaudinova S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru

Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru

Isaeva G.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru

CURRENT ASSESSMENT TOOLS IN VOCATIONAL EDUCATION. The article raises an issue of monitoring and evaluation of educational activity of students in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards. The article deals with the functions and objectives in controlling professional education. The authors examine mechanisms of control in Dagestan Pedagogical University. Computer testing raises questions as one of the most important ways to improve control procedures. The work analyzes advantages of a computer-based control test. The authors conclude that the computer-based testing programs are a great didactic potential in the evaluation process, when they are used the assessment is done more objectively. The authors come to the conclusion that the process of formation of the modern valuation of control of the level of mastering of competences by students in accordance with the standards of new generation is a quite challenging and multidimensional task. The success of its solution depends on all subjects involved in the educational process.

Key words: monitoring, assessment, fund of evaluation means, Federal State Educational Standards, computer testing.

С.М. Зияудинова, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru

М.Р. Магомедалиева, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru

Г.Г. Исаева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье поднимается вопрос о контроле и оценке учебной деятельности студентов в соответствии с требованиями ФГОС. В статье рассматриваются функции и цели контроля в профессиональном образовании. Авторы рассматривают механизмы контроля в Дагестанском педагогическом университете. Поднимаются вопросы компьютерного тестирования, как одного из значимых направлений совершенствования методики контроля. Анализируются достоинства компьютерного тестового контроля. Авторы приходят к выводу, что программы компьютерного тестирования имеют большой дидактиче-

ский потенциал, с их применением процесс оценивания носит более объективный характер. Авторы приходят к выводу, что процесс формирования современных оценочных средств для контроля уровня освоения компетенций студентами - задача непростая и многокомпонентная, успех её решения зависит от всех участвующих в образовательном процессе.

Ключевые слова: контроль, оценка, фонд современных оценочных средств, ФГОС, компьютерное тестирование.

Контроль и оценка являются непременными слагаемыми педагогической технологии, одним из важных компонентов профессиональной деятельности педагога. В связи с переходом на новые ФГОС, которые повлекли за собой модификации всех компонентов учебного процесса, ещё актуальнее стали вопросы контроля и создания современных средств оценивания. Учитывая, что ФГОС ВПО ориентирован на компетентностный подход, формулирующий приоритеты подготовки специалиста с усиленной ориентацией на конечные результаты (формированием компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности), на первый план выдвигается объективное оценивание готовности будущего специалиста к выполнению профессиональной деятельности. В этой связи особое значение уделяется формированию фондов современных оценочных средств, соответствующих требованиям ФГОС.

Контроль и оценка знаний и умений студентов - непременные слагаемые педагогической технологии, они сопутствуют обучению с глубокой древности. Однако и сегодня вопросы о смысле оценивания, его технологии волнуют умы педагогов. Спорными и сегодня остаются вопросы - должна ли быть оценка индикатором качества успеваемости студента или она является показателем достоинств и недостатков определенной системы обучения. Такой двойственный характер оценки обозначил в своё время Я.А. Коменский, призывая педагогов здраво и рационально выставлять оценки.

Объективность контроля - это то, к чему стремится любая дидактическая система. Контроль - это непременный компонент процесса обучения на всех его этапах, от того насколько правильно он организован зависит в конечном итоге эффективность учебного процесса и качество самой подготовки обучающихся. В зависимости от того, какие стороны учебного процесса затрагивает контроль знаний, он выполняет различные функции: обучающую, проверочную, развивающую, воспитательную, диагностическую, стимулирующую и др. Понятие контроля тесно связано с понятием оценки. Оценка знаний студентов всегда была значимым элементом процесса обучения, от правильного подхода к этому вопросу зависит и результат обучения. Благодаря оценке педагог имеет возможность судить об эффективности обучения предмету и анализировать свою профессиональную деятельность. Контроль знаний выполняет определенные функции и цели. Оценивание знаний студентов преследует определенные цели:

- диагностику и корректировку знаний и умений;

- учет результатов отдельных этапов учебного процесса;

- выявление итоговых результатов на различных уровнях [1;

2].

Рассмотрим, как реализуется контроль в Дагестанском педагогическом университете на отделении информатики. Процесс профессиональной подготовки студентов осуществляется согласно освоению основной профессиональной образовательной программы. Оценка освоения ее охватывает в совокупности входной контроль, текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и государственную аттестацию выпускников.

Решение выбора тех или иных форм контроля для каждой дисциплины и профессионального модуля стоит за педагогом и зависит от многих факторов: целей контроля, содержания учебного материала, видов контроля, методов контроля, специфики рабочей программы. Контроль и оценка учебных достижений студентов по всем дисциплинам проводится в балльно-рейтинговой системе с использованием кредитно-зачётных единиц. Итоговые баллы по результатам изучения дисциплинарных модулей и всего курса основываются на интегральной оценке всех видов учебной (аудиторной, внеаудиторной, самостоятельной). Входной контроль осуществляется, как правило, на первом занятии изучаемой дисциплины с целью определения остаточных знаний, реализуется в виде контрольной работы или тестирования.

Благодаря текущему контролю знаний осуществляется систематическая проверка усвоения учебного материала на протяжении всего модуля и всей образовательной дисциплины. Осуществляется текущий контроль знаний и умений в виде:

- устного опроса (индивидуального или фронтального);

- тестирования (письменного или компьютерного);

- проверки выполнения домашних заданий в письменной форме;

- проведения лабораторных работ;

- проведения контрольных работ;

- контроля самостоятельной работы студентов.

Количество баллов, которое максимально может набрать

студент по результатам текущей работы по дисциплинарному модулю (без учета бонусов) - 50 баллов.

Рубежный контроль завершает каждый образовательный модуль дисциплины. Осуществляется он в форме коллоквиума, тестирования, контрольной работы. В рамках зачётно-кредитной системы рубежный контроль даёт возможность студентам набрать 50 баллов из 100 возможных за модуль. Необходимый минимум баллов, необходимый для получения положительной оценки по дисциплине - 51 балл.

После завершения изучения дисциплинарного модуля студенту предоставляется одна неделя для добора баллов. Итоговый контроль - экзамены и зачёты как отдельные виды учебной нагрузки не предусматриваются, но проводятся как одна из форм добора баллов.

Государственная (итоговая) аттестация - это испытание, предназначенное для определения результатов обучения в целом. Ее цель - оценить совокупность компетенций, приобретённых студентами за годы обучения профессии. Государственная аттестация в полной мере способствует этому. Она охватывает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен на отделении информатики состоит из 2 частей (теоретической и практической). Теоретическая часть проводится в виде компьютерного тестирования, где каждому студенту в случайном порядке программа выдает 36 вопросов, на которые он должен выбрать правильные варианты ответов. Практическая часть представлена разработанным проектом урока по выбранной теме и 10 вопросами, также выбираемыми программой в случайном порядке для проверки сфор-мированности компетенций. Над выпускной квалификационной работой (ВПР) выпускник работает на протяжении последнего учебного года, она оформляется согласно требованиям, предъявляемым к ВПР в плане содержания, объема и структуры образовательным учреждением.

Как видно, во всех видах контроля задействовано тестирование. На сегодняшний день тестирование - одно из значимых направлений усовершенствования методик контроля. Компьютерное тестирование имеет ряд достоинств по сравнению с обычными формами и методами контроля: быстрое оценивание результата, причем он автоматически фиксируется, и может быть сохранен на длительное время; неограниченное количество вариантов тестовых заданий, их количество может быть ограничено только размером банка тестов; тестовый контроль объективен, т. к. исключает влияние человека на результат и ход проверки; компьютерное тестирование экономит средства в виду отсутствия бумажных носителей и обеспечивает секретность информации; применение средств мультимедиа, в том числе качественных графических изображений способствует хорошему и быстрому восприятию, снижает напряжение тестируемого, повышает эффективность тестирования, уменьшает усталость во время тестирования; каждый тест по-своему уникален.

Надо заметить, что компьютерное тестирование хорошо адаптируется с современными педагогическими концепциями, благодаря ему у педагога появляется возможность более рационально распределять время на учебных занятиях; становится возможной организация обратной связи с обучаемыми; появляется возможность определить результаты обучения и, при необходимости, корректировать учебный процесс.

Компьютерное тестирование прекрасно вписывается в любой этап занятия. Оно позволяет организовать тематический, текущий, предварительный, итоговый контроль знаний и умений студентов.

Реализация компьютерного тестирования значительно быстрее по времени проведения и точнее, чем обычное тестирование, даёт возможность охватить больший объём информации по теме, и при этом в короткие сроки установить результаты изучения программного материала. Для тестируемого оно пре-

доставляет хорошую возможность - ознакомиться со своими результатами сразу после тестирования. Значимым моментом в организации компьютерного тестового контроля является возможность самопроверки, студент получает возможность не только увидеть полученную отметку, но и количество верных и неверных ответов. Кроме того, компьютерное тестирование позволяет сохранить конфиденциальность информации и при этом есть возможность накапливать и хранить результаты проверок с целью проведения статистической работы.

В арсенале современного педагога большое количество программ - тестовых оболочек, имеющий простой и удобный интерфейс и дающих возможность любому пользователю, не владеющему основами программирования создавать компьютерные тесты. Интернет предоставляет большое количество таких программ. Имея навыки работы с такими программами, любой педагог сможет разрабатывать компьютерные тесты и осуществлять компьютерный тестовый контроль.

В числе таких программ тестовая оболочка NetTest, представляющая собой программный комплекс для сетевого тестирования. Программа имеет возможность создавать базу данных, где хранятся результаты тестирования. NetTest имеет простой и понятный интерфейс и настройки. Кроме того, с каждым вопросом можно связать рисунок, форматированный текст или звуковой файл в формате WAV. Она состоит из двух частей - клиентской и серверной. С клиентской программой работают студенты, запуская их с рабочих станций; серверная программа позволяет управлять компьютерным тестированием, обрабатывает и выводит результаты. Тесты создаются и редактируются также в серверной программе. Кроме того, при

Библиографический список

создании теста можно установить ограничение по времени, а при запуске теста это значение можно изменить. После того как заданное время заканчивается, клиентская программа автоматически останавливает свою работу. В тесте можно использовать неограниченное количество вопросов, что немаловажно при изучении некоторых объемных разделов и модулей. При запуске теста преподаватель задает количество вопросов, которые будут использованы в текущем тесте. Вопросы программа выбирают из базы в случайном порядке, что характерно - все рабочие станции принимают одинаковый набор вопросов, но выдают их в различном порядке. Т. о., программа NetTest имеет большой дидактический потенциал в вопросах осуществления эффективного контроля изучения учебных дисциплин. Она может применяться для оценки уровня знаний в школах, техникумах, ВУЗах или для оценки собственных познаний в сфере информационных технологий. Легкость и простота её использования позволяют быстро оценить способности либо уровень знаний тестируемого. Кроме того тесты развивают логическое мышление, зрительную память, внимание. Сам процесс оценивания носит более объективный характер, так как компьютер исключает человеческий фактор. В ходе компьютерного тестирования студент имеет возможность показать свои знания по учебной дисциплине.

В заключение хочется отметить, что процесс формирования современных оценочных средств контроля уровня освоения компетенций студентами в соответствии с требованиями стандартов нового поколения - задача довольно непростая и многокомпонентная, успех ее решения, конечно, зависит от всех участвующих в образовательном процессе.

1. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование - одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика. 2005; 3: 13 - 17.

2. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Москва, 2003.

References

1. Gabova O.V., Rusakov A.A. Testirovanie - odna iz form diagnostiki i proverki uspeshnosti obucheniya. Pedagogicheskaya informatika. 2005; 3: 13 - 17.

2. Efremova N.F. Sovremennye testovye tehnologii v obrazovanii. Moskva, 2003

Статья поступила в редакцию 24.06.16

УДК 378

Ismailova E.K., senior teacher, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: Palmira_77@mail.ru

A PROBLEM OF FORMING SKILLS IN INTELLECTUAL CREATIVITY IN THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS. The paper studies a problem of formation of an ability to conduct intellectual creativity in the philosophical, psychological and pedagogical aspects. The researcher analyzes various concepts of understanding and awareness of terms "intelligence", "intellectual capacity" and "intellectual creativity". The main incentives for the formation and evolution of an individual can be clear differences between what you have and what you it should look like what you have. The survey of primary school teachers has shown that most teachers, unfortunately, do not own methods and techniques, basic understanding of the main provisions and characteristics of an individual. It is concluded that an individual, who can think creatively, effectively solves his problems and overcomes difficulties, outlines new goals, secures great freedom of choice and action that is ultimately successful only organizes its activities.

Key words: intellectual work, intellectual ability, creativity, intelligence, personality.

Э.К. Исмаилова, ст. преп. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Palmira_77@mail.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В статье изучена проблема формирования способности к интеллектуальному творчеству в философском и психолого-педагогическом аспектах: проанализированы различные концепции понимания и осознания термина «интеллект», «интеллектуальные способности» и «интеллектуальное творчество». Главными стимулами формирования и эволюции личности могут быть явные разногласия между тем, что есть и тем, что должно быть. Проведённое исследование среди учителей начальных классов продемонстрировало, что большая часть учителей, к сожалению, не владеет приёмами и техниками, основами понимания об основных положениях и характеристиках личности. Сделан вывод, что личность, которая способна мыслить творчески, эффективнее решает задачи и преодолевает трудности, намечает новые цели, обеспечивает себе большую свободу выбора и действий, то есть в конечном итоге - успешней всего организует свою деятельность.

Ключевые слова: интеллектуальное творчество, интеллектуальные способности, творчество, интеллект, личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.