доставляет хорошую возможность - ознакомиться со своими результатами сразу после тестирования. Значимым моментом в организации компьютерного тестового контроля является возможность самопроверки, студент получает возможность не только увидеть полученную отметку, но и количество верных и неверных ответов. Кроме того, компьютерное тестирование позволяет сохранить конфиденциальность информации и при этом есть возможность накапливать и хранить результаты проверок с целью проведения статистической работы.
В арсенале современного педагога большое количество программ - тестовых оболочек, имеющий простой и удобный интерфейс и дающих возможность любому пользователю, не владеющему основами программирования создавать компьютерные тесты. Интернет предоставляет большое количество таких программ. Имея навыки работы с такими программами, любой педагог сможет разрабатывать компьютерные тесты и осуществлять компьютерный тестовый контроль.
В числе таких программ тестовая оболочка NetTest, представляющая собой программный комплекс для сетевого тестирования. Программа имеет возможность создавать базу данных, где хранятся результаты тестирования. NetTest имеет простой и понятный интерфейс и настройки. Кроме того, с каждым вопросом можно связать рисунок, форматированный текст или звуковой файл в формате WAV. Она состоит из двух частей - клиентской и серверной. С клиентской программой работают студенты, запуская их с рабочих станций; серверная программа позволяет управлять компьютерным тестированием, обрабатывает и выводит результаты. Тесты создаются и редактируются также в серверной программе. Кроме того, при
Библиографический список
создании теста можно установить ограничение по времени, а при запуске теста это значение можно изменить. После того как заданное время заканчивается, клиентская программа автоматически останавливает свою работу. В тесте можно использовать неограниченное количество вопросов, что немаловажно при изучении некоторых объемных разделов и модулей. При запуске теста преподаватель задает количество вопросов, которые будут использованы в текущем тесте. Вопросы программа выбирают из базы в случайном порядке, что характерно - все рабочие станции принимают одинаковый набор вопросов, но выдают их в различном порядке. Т. о., программа NetTest имеет большой дидактический потенциал в вопросах осуществления эффективного контроля изучения учебных дисциплин. Она может применяться для оценки уровня знаний в школах, техникумах, ВУЗах или для оценки собственных познаний в сфере информационных технологий. Легкость и простота её использования позволяют быстро оценить способности либо уровень знаний тестируемого. Кроме того тесты развивают логическое мышление, зрительную память, внимание. Сам процесс оценивания носит более объективный характер, так как компьютер исключает человеческий фактор. В ходе компьютерного тестирования студент имеет возможность показать свои знания по учебной дисциплине.
В заключение хочется отметить, что процесс формирования современных оценочных средств контроля уровня освоения компетенций студентами в соответствии с требованиями стандартов нового поколения - задача довольно непростая и многокомпонентная, успех ее решения, конечно, зависит от всех участвующих в образовательном процессе.
1. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование - одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика. 2005; 3: 13 - 17.
2. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Москва, 2003.
References
1. Gabova O.V., Rusakov A.A. Testirovanie - odna iz form diagnostiki i proverki uspeshnosti obucheniya. Pedagogicheskaya informatika. 2005; 3: 13 - 17.
2. Efremova N.F. Sovremennye testovye tehnologii v obrazovanii. Moskva, 2003
Статья поступила в редакцию 24.06.16
УДК 378
Ismailova E.K., senior teacher, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), Е-mail: Palmira_77@mail.ru
A PROBLEM OF FORMING SKILLS IN INTELLECTUAL CREATIVITY IN THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS. The paper studies a problem of formation of an ability to conduct intellectual creativity in the philosophical, psychological and pedagogical aspects. The researcher analyzes various concepts of understanding and awareness of terms "intelligence", "intellectual capacity" and "intellectual creativity". The main incentives for the formation and evolution of an individual can be clear differences between what you have and what you it should look like what you have. The survey of primary school teachers has shown that most teachers, unfortunately, do not own methods and techniques, basic understanding of the main provisions and characteristics of an individual. It is concluded that an individual, who can think creatively, effectively solves his problems and overcomes difficulties, outlines new goals, secures great freedom of choice and action that is ultimately successful only organizes its activities.
Key words: intellectual work, intellectual ability, creativity, intelligence, personality.
Э.К. Исмаилова, ст. преп. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: Palmira_77@mail.ru
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
В статье изучена проблема формирования способности к интеллектуальному творчеству в философском и психолого-педагогическом аспектах: проанализированы различные концепции понимания и осознания термина «интеллект», «интеллектуальные способности» и «интеллектуальное творчество». Главными стимулами формирования и эволюции личности могут быть явные разногласия между тем, что есть и тем, что должно быть. Проведённое исследование среди учителей начальных классов продемонстрировало, что большая часть учителей, к сожалению, не владеет приёмами и техниками, основами понимания об основных положениях и характеристиках личности. Сделан вывод, что личность, которая способна мыслить творчески, эффективнее решает задачи и преодолевает трудности, намечает новые цели, обеспечивает себе большую свободу выбора и действий, то есть в конечном итоге - успешней всего организует свою деятельность.
Ключевые слова: интеллектуальное творчество, интеллектуальные способности, творчество, интеллект, личность.
Проблема интеллектуального развития и формирования способности к интеллектуальному творчеству была исследована еще в конце XIX века немецким психологом Г. Эббингаузом. Стремление к самовыражению, проявлению собственной индивидуальности, может представлять личность, чувствующая себя в безопасности, которая принята и воспринимаема окружающими людьми. В психолого-педагогической науке проблема формирования способностей к интеллектуальному творчеству играет очень важную роль, в доказательство чего существующие и анализируемые нами психолого-педагогические, философские и другие концепции понимания и осознания термина «интеллект». Для выработки рабочего определения понятия «интеллект», выделения его характеристических особенностей нами были проанализированы его различные трактовки. В психологическом словаре А.В. Петровского и М.Т. Ярошевского даётся следующее определение понятия «интеллект»: «Интеллект как совокупность или система сформированных умственных способностей и стремление к развитию умственных природных задатков (память, наблюдательность, внимание) личности. В целой цепочке психолого-педагогических теорий понятие «интеллект» представлен в виде целого комплекса умственных функций, которые демонстрируют люди, используя свой собственный выработанный подход в решении стоящих перед ними проблем и др.» [1, с. 142].
У Лешли отмечено, что «интеллектуальные способности -это работа и результат определённой «недифференцированной нервной энергии», а сам интеллект - является одной из важнейших функцией мозга. Я не согласен с мнением учёных о том, утверждавших, что в мозгу существует особый «центр» для интеллекта» [2, с. 24].
Оценивая степень и уровень сформированной у учащихся способности к интеллектуальному творчеству, объяснения уровней интеллектуального развития учащихся, мы опирались на разработанном ряде качественных характеристик интеллекта. Наряду с этим, мы считаем, что выявление и интеллектуального развития младшего школьника нужно иметь в виду качества и характеристику полученных изделий их учебного труда. Наряду с этим нужно помнить, что личность имеет и такие способности, которые называются риторическими. Среди них - каким лексиконом пользуется школьник, доказывая ту или другую теорему, что он имеет в своем лексическом запасе, насколько для него сложные фразы, или он просто пользуется однозначными ответами (Да, Нет, Не знаю, Возможно, Может быть и т. д.). Полностью согласимся с учёными, доказывающими, что характер и сущность, особенность и индивидуальность устной, разговорной и письменной речи школьников - важнейшие составляющие его интеллектуального развития и его интеллектуальных способностей и потенциала.
Уровень способностей к интеллектуальному творчеству напрямую зависит от уровня интеллектуального развития личности. Однако известно, что человеческая личность может проявлять себя и как активное существо, которое может выступать как субъект собственного развития.
В трудах учёных понятие «развитие личности» понимается как эволюция психических, психоневрологических процессов. Отмечается, что «на протяжении всей эволюции человечества выявляются два взаимообусловленных путей, с одной стороны - природная, биологическая, с другой - общественная или социальная. Поэтому при рождении ребенка сложно говорить о рождении личности скорее - говорится о рождении биологического существа» [3, с. 59].
Суть и содержание термина «личность» предполагает не только психическую, но и общественную представленность человека, включает комплекс вырабатываемых в течение жизни социальных, важных для общества - способностей, свойств и качеств. Поэтому, при анализе процесса формирования у младших школьников способностей к интеллектуальному творчеству мы будем рассматривать личность ученика как единую, комплексную, и социальную, и биологическую составляющую его развития, где социально и природное - тесно связаны между собой и взаимообусловлены. С.Л. Рубинштейн в своих сочинениях часто отмечал, «что в развитии человека биологическое и социальное имеют сложное взаимодействие. Важным признаком самостоятельной личности ученый считает ее умение и способность рефлексировать над своим поведением, своими поступками. И
самое главное - уметь отвечать за них. Известный русско-советский психолог, знаток младшего школьного возраста, И.Л. Божо-вич в ряд центральных признаков человека (личности) включал «сознательность, ответственность, добродетель, чувство собственного достоинства, уважение добродетели в самом себе, индивидуальность» [4, с. 176]. Индивидуальность учёный характеризует как личностные, свойственные только отдельному индивиду характеристики, то, что отличает его от других индивидов. При этом ведущую роль в развитии последующего усложнения психической деятельности и её характеристик С.Л. Рубинштейн передает появляющимся жизненным техникам и механизмам, подчёркивая, что психофизиологическое, а также социально-психическое формирование личности может осуществляться только в ходе специально организованной деятельности, происходит в процессе его деятельности, при этом каждая стадия возрастного становления личности имеет свой превалирующий тип деятельности (социальный, эстетический, технический, физический и т. д.). То есть те виды (или вид) деятельности, которые отражают его интересы, его потребности, его определенный личностный потенциал и природные задатки.
Ряд учёных, занятых исследованием проблем проблемы развития личности доказывают, что главными стимулами формирования и эволюции личности могут быть явные разногласия между тем, что есть и тем, что должно быть. Среди таких разногласий В.А. Крутецкий выделяет: разногласие и спор между возникающими новыми потребностями, новыми вызовами социума и соответствующими им деятельностями, и существующим у личности потенциалом» [5, с. 136].
Г.С. Костюк делает вывод, что его движущими силами являются свойственные им внутренние противоречия, т. е. разногласия между новыми потребностями, появляющимися новыми стремлениями личности и тем имеющимся уровнем сформиро-ванности и наличия потенциала; между теми запросами, которые ему предъявляются со стороны общества и уровнем владения этой личностью определенными задатками, умениями и навыками. Решение представленных разногласий и противоречий, осуществляется через специально созданные психолого-педагогические и социально-организационные условия, которые обеспечат ребенку сформировать личностные качества и способности более высокого уровня» [5, с. 7].
Согласно исследованиям В.В. Давыдова, суть и содержание интеллектуального развития личности состоит в том, что «появляется как бы независимая от внешней деятельности - деятельность внутренняя, представляющая собой целый комплекс умственных интеллектуальных действий и упражнений. Такое развитие интеллекта должно привести не только к качественному, но и количественному изменению, преобразованию, метаморфозе и развитию процессов восприятия, внимания, памяти, что, в конечном итоге, приводит к превращению их в свободные, произвольные процессы» [7, с. 36].
Проведённое исследование среди учителей начальных классов продемонстрировало, что большая часть учителей, к сожалению, не владеет приёмами и техниками, основами понимания об основных положениях и характеристиках личности. К примеру, на вопрос «Что есть интеллект?» мы получили достаточно разные, часто непохожие высказывания. Анкетированием были охвачены более 100 учителей со стажем профессиональной деятельности от 1,5 до 15 лет. Большая часть педагогов начальной школы (около 51 %) затруднялась дать ответ на поставленный вопрос. 33 % учителей на вопрос «Что такое интеллект?» понимают «сформированные определённые знания и умения», «уровень интеллектуального потенциала» и пр. И только 16 % учителей считают «интеллект» «высокой степенью развитого ума, мыслительной деятельности», «определённым уровнем умственных способностей», «складом ума», «умением думать, размышлять» и т. д.
Аналогично выглядит проблема с понятием «интеллектуальное развитие». 12 % учителей определяют его как «широкий кругозор», «школьник проявляет оперативные умения и смекалку», «быстро реагирует на вопрос и также быстро дает ответы» 18 % учителей определяют его как «развитие речи, способности, склонности»; как «определенный комплекс и потенциал интеллектуальных ЗУНов, которые формируют интеллект» - 27 % учителей; как «развитие мышления и памяти» -33 % учителей.
Библиографический список
1. Психологический словарь. Под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Москва, 1990.
2. Лешли К.С. Мозг и интеллект. Москва - Ленинград, 2003.
3. Обучение и развитие. Под редакцией Л.В. Занкова. Москва, 1975.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 1968.
5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Москва, 1968.
6. Костюк Г.С. Развитие и воспитание. Общие основы педагогики. Москва, 2002.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва: Педагогика, 1986.
References
1. Psihologicheskijslovar'. Pod redakciej A.V. Petrovskogo i M.G. Yaroshevskogo. Moskva, 1990.
2. Leshli K.S. Mozg iintellekt. Moskva - Leningrad, 2003.
3. Obuchenie i razvitie. Pod redakciej L.V. Zankova. Moskva, 1975.
4. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. Moskva, 1968.
5. Kruteckij V.A. Psihologiya matematicheskih sposobnostejshkol'nikov. Moskva, 1968.
6. Kostyuk G.S. Razvitie i vospitanie. Obschie osnovypedagogiki. Moskva, 2002.
7. Davydov V.V. Problemy razvivayuschego obucheniya. Moskva: Pedagogika, 1986.
Статья поступила в редакцию 24.06.16
УДК-51(07)
Lahikova Z.G., senior teacher, Department of Methods of Teaching Mathematics and Computer Science, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: ami-76@mail.ru
Magomedgadjieva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and
Computer Science, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: ami-76@mail.ru
Vakilov Sh.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Methods of Teaching Mathematics and
Computer Science, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: waksham@mail.ru
Alieva L.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, senior lecturer, Department of Methods of Teaching
Mathematics and Computer Science, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: alieva_lm @mail.ru
THE SOLUTION OF LOGARITHMIC INEQUALITIES WITH THE HELP OF THE METHOD OF RATIONALIZATION. At the present time a very topical problem is the one of students taking a math exam at a profile level. Large difficulties are found by students in tasks of the second part, namely task No. 15. It is clear that having an active and entire arsenal of elementary mathematics, and creative mastery of school mathematics is a key to successful results in tasks of the exam. In this work the authors target at giving methodical recommendations of how to solve logarithmic inequalities from sets of testing materials at an exam of mathematics, for students face great difficulties in solving logarithmic inequalities. Particular difficulties are found when solving logarithmic inequalities with a variable basis.
Key words: logarithm, logarithmic inequality, method of rationalization, alternating basis.
З.Г. Лахикова, ст. преп. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: ami-76@mail.ru
А.М. Магомедгаджиева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: ami-76@mail.ru Ш.М. Вакилов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: waksham @mail.ru
Л.М. Алиева, канд. ф.-м. наук, доц., доц. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: alieva_lm @mail.ru
РЕШЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
В настоящее время очень актуальной становится проблема сдачи учащимися ЕГЭ по математике профильного уровня. Большие трудности у учащихся вызывают задания второй части, а именно задание № 15. Ясно, что активное владение всем арсеналом элементарной математики, творческим владением материалом школьной математики это ключ к успешному выполнению заданий ЕГЭ.
В этой статье нам хочется дать методические рекомендации к решению логарифмических неравенств из Кимов ЕГЭ по математике, поскольку при решении логарифмических неравенств учащиеся испытывают большие трудности. Особенно трудности возникают при решении логарифмических неравенств с переменным основанием.
Ключевые слова: логарифм, логарифмические неравенства, метод рационализации, переменное основание.
От учащихся, сдающих ЕГЭ, часто слышим, что в материалах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике содержатся задачи - «головоломки».
Всё это не так. В заданиях ЕГЭ имеются задачи обычного школьного курса в полном соответствии с программой по математике общеобразовательной школы. Поводом для этих «головоломок» служат обычно слабые и формальные знания учащихся по математике. Ясно, что уверенно справиться с задачами может
лишь тот, кто глубоко владеет материалом и имеет достаточные навыки, практику в решении задач.
Эти задачи требуют определённой сообразительности и свободного владения различными разделами математики, особенно решением смешанных систем неравенств. Конечно же, надо чётко владеть всеми свойствами, формулами раздела «Логарифмическая функция» [1, с.118].
Решение сложных логарифмических неравенств основано на решении простейших неравенств вида: