Научная статья на тему 'Формирование ИКТ-компетентности учащихся в рамках проектной деятельности на уроках Англи. Йского языка'

Формирование ИКТ-компетентности учащихся в рамках проектной деятельности на уроках Англи. Йского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / АУДИРОВАНИЕ / LISTENING / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедгаджиева А.М., Магомедова А.Д., Алипулатова Н.С.

Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому школьников необходимо не только знакомить с информационно-коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию ИКТ-компетентности. Метод проектов, на наш взгляд, является одним из тех, который наиболее естественно формирует ИКТ-компетентность. В данной статье нами предпринята попытка раскрыть возможности формирования ИКТ-компетентности на уроках английского языка на базовом уровне в рамках проектной деятельности на примере урока на тему: «Окружающая среда в нашем регионе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедгаджиева А.М., Магомедова А.Д., Алипулатова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ICT COMPETENCE OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT ACTIVITIES ON THE ENGLISH LESSONS

Information and communication technologies become an integral part of the life of modern man. Possession of them is placed on in the same line with such qualities as an ability to read and write. Therefore, it is necessary for schoolchildren not only to acquaint themselves with information and communication technologies, but also to teach them to apply them in their activities, thus contributing to the formation of ICT competence. Project-based learning, in our view, is one of those that most naturally generates ICT competency. In the article the authors attempt to reveal the possibilities of formation ICT competence at English lessons at a basic level, in the framework of project activities with regards to a topic “Environment in our region”.

Текст научной работы на тему «Формирование ИКТ-компетентности учащихся в рамках проектной деятельности на уроках Англи. Йского языка»

3) историко-культурологические знания, связанные с изучением исторического и культурного фонда страны изучаемого языка.

умения:

1) оценивать с позиций иноязычной культуры различные ситуации иноязычного общения, представленные в документальном фильме;

2) анализировать и описывать содержание и происходящие действия в документальном фильме;

3) интерпретировать содержание документального фильма. Таким образом, особую роль аутентичных документальных

фильмов в обучении иностранным языкам мы видим в том, что,

Библиографический список

являясь неотъемлемой частью предметного мира, окружающего человека, органичным элементом практического опыта, они максимально приближают обучаемых к реальным информационным источникам, искусственно создавая при этом «языковую среду» и напрямую связывая процесс обучения иностранным языкам с реально существующим информационно-коммуникативным пространством страны изучаемого языка. Различные жанры документального фильма и представленная в них культурологическая информация служат эффективным средством обучения иностранному языку в языковом вузе, повышая уровень культурологических знаний и владение иноязычным общением.

1. Елизарова Г.В., Халяпина Л.П. Формирование поликультурной языковой личности как требование новой глобальной ситуации. Языковое образование в вузе. Санкт-Петербург, 2005: 8 - 20.

2. Андронкина Н.М. Когнитивно-деятельностный подход в обучении иностранному языку как специальности: монография. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007.

3. Агеев В.Н. Семиотика. Москва: Весь Мир, 2002.

4. Маслова Т.Я. Сценарное мастерство. Ч. 2: Жанры хроникально-информационного экрана: учебное пособие по специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализации «Киновидеотворчество». Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2011.

5. Документальное кино. Современный энциклопедический словарь. slovaronline.com.: Сервис онлайн-словарей. Available at: http:// encyclopediadic.slovaronline.com^^O/19490-DOKUMENTALNOE_KINO

6. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин, «Александра», 1992.

7. Мосолова Л.М. Основы теории художественной культуры: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2001.

8. Халилуллин Р.А. Современная документалистика: жанры, их режиссура и съемка. Available at: http://renstv.ru/современная-докумен-талистика-жанры-2/

9. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Практикум. Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

10. Светана С.В. Телевизионная речь. Функции и структура. Москва: Издательство МГУ, 1976.

11. Панова Л.В. Обучение студентов 3 курса языкового вуза пониманию политического дискурса (на примере немецкоязычных текстов теленовостей). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2009.

12. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1991.

13. Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. Москва: Рус. яз., 1993.

14. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 2006.

15. Кириченко Е.А. Методика обучения студентов языкового вуза иноязычному межкультурному общению (на материале текстов культуры). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2011.

16. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. Москва: Логос, 2003.

17. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Москва: Едиториал УРСС, 2004.

References

1. Elizarova G.V., Halyapina L.P. Formirovanie polikul'turnoj yazykovoj lichnosti kak trebovanie novoj global'noj situacii. Yazykovoe obrazovanie v vuze. Sankt-Peterburg, 2005: 8 - 20.

2. Andronkina N.M. Kognitivno-deyatel'nostnyJ podhod v obuchenii inostrannomu yazyku kak special'nosti: monografiya. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2007.

3. Ageev V.N. Semiotika. Moskva: Ves' Mir, 2002.

4. Maslova T.Ya. Scenarnoe masterstvo. Ch. 2: Zhanry hronikal'no-informacionnogo 'ekrana: uchebnoe posobie po special'nosti 071301 «Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo», specializacii «Kinovideotvorchestvo». Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv, 2011.

5. Dokumental'noe kino. SovremennyJ 'enciklopedicheskiJslovar'. slovaronline.com.: Servis onlaJn-slovareJ. Available at: http://encyclopediadic. slovaronline.com/D/DO/19490-DOKUMENTALNOE_KINO

6. Lotman Yu.M. Stat'ipo semiotike i topologii kul'tury. Tallin, «Aleksandra», 1992.

7. Mosolova L.M. Osnovy teorii hudozhestvennoJ kul'tury: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan', 2001.

8. Halilullin R.A. Sovremennaya dokumentalistika: zhanry, ih rezhissura i s'emka. Available at: http://renstv.ru/sovremennaya-dokumentalistika-zhanry-2/

9. Babenko L.G., Kazarin Yu.V. FilologicheskiJanaliz teksta. Praktikum. Moskva: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003.

10. Svetana S.V. Televizionnaya rech'. Funkciiistruktura. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1976.

11. Panova L.V. Obuchenie studentov 3 kursa yazykovogo vuza ponimaniyu politicheskogo diskursa (na primere nemeckoyazychnyh tekstov telenovosteJ). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2009.

12. Passov E.I. KommunikativnyJ metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva: Prosveschenie, 1991.

13. Gluhov B.A., Schukin A.N. Terminy metodikiprepodavaniya russkogo yazyka kakinostrannogo. Moskva: Rus. yaz., 1993.

14. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt Press, 2006.

15. Kirichenko E.A. Metodika obucheniya studentov yazykovogo vuza inoyazychnomu mezhkul'turnomu obscheniyu (na materiale tekstov kul'tury). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2011.

16. Valgina N.S. Teoriya teksta: uchebnoe posobie. Moskva: Logos, 2003.

17. Gal'perin I.R. Tekst kak ob'ekt lingvisticheskogo issledovaniya. Moskva: Editorial URSS, 2004.

Статья поступила в редакцию 13.03.18

УДК 37.013

Magomedgadjieva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: ami-76@mail.ru

Magomedova A.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: a913046@mail.ru Alipulatova N.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umudatka@mail.ru

FORMATION OF ICT COMPETENCE OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT ACTIVITIES ON THE ENGLISH LESSONS. Information and communication technologies become an integral part of the life of modern man. Possession of them is placed on in the same line with such qualities as an ability to read and write. Therefore, it is necessary for schoolchildren not

only to acquaint themselves with information and communication technologies, but also to teach them to apply them in their activities, thus contributing to the formation of ICT competence. Project-based learning, in our view, is one of those that most naturally generates ICT competency. In the article the authors attempt to reveal the possibilities of formation ICT competence at English lessons at a basic level, in the framework of project activities with regards to a topic "Environment in our region".

Key words: interactive technology, interdisciplinary connections, project activity, competence, listening, information and communication technologies.

А.М. Магомедгаджиева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. методики преподавания математики и информатики,

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: ami-76@mail.ru

А.Д. Магомедова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. теории и методики обучения иностранным языкам, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: a913046@mail.ru

Н.С. Алипулатова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. теории и методики обучения иностранным языкам,

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umudatka@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому школьников необходимо не только знакомить с информационно-коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию ИКТ-компетентности. Метод проектов, на наш взгляд, является одним из тех, который наиболее естественно формирует ИКТ-компетентность. В данной статье нами предпринята попытка раскрыть возможности формирования ИКТ-компетентности на уроках английского языка на базовом уровне в рамках проектной деятельности на примере урока на тему: «Окружающая среда в нашем регионе».

Ключевые слова: интерактивные технологии, межпредметные связи, обучение, проектная деятельность, компетентность, аудирование, инфокоммуникационные технологии.

В системе образования проходят процессы совершенствования её организации, структуры и содержания учебных планов и программ, развиваются новые формы дистанционного обучения, усиливаются тенденции к формулированию открытого образования. Особенно существенны перемены в средствах и технологиях обучения.

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно ускоряющейся скоростью появления новых знаний. По этой причине в систему образования привлекают современные инфокоммуникационные технологии (ИКТ), основанные на компьютерных сетях. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях.

Новые инфокоммуникационные технологии позволяют воплотить на практике реальную интеграцию учебных дисциплин, найти точки соприкосновения между общеобразовательными и специальными дисциплинами и, тем самым, осуществить интеграцию различных образовательных областей и идею междисциплинарных связей. Таким образом, в фокусе образования оказалась методологическая подготовка учащихся не только по каждой отдельной дисциплине, но и их интеграция с использованием инфокоммуникационных технологий [1, с. 46 - 48].

Инфокоммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому школьников необходимо не только знакомить с ИКТ, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию ИКТ-компетентности [2, с. 164].

ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, хранения, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Одним из основных положений Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе [3, с. 39].

ИКТ-компетентность учащихся включает в себя следующее:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Формы работы с учащимися на уроках английского языка весьма разнообразны. Это и работа в программных средах, работа с тренажерами, учебные сайты, и, конечно же, проектная деятельность.

В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической формой общения. Поэтому значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Необходимо отметить, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый ученик чувствует себя раскованно [4, с. 39].

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.

Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей и быть инициатором интересных начинаний, бросать вызов их сообразительности и изобретательности.

Эта работа позволяет учащимся увидеть взаимосвязь предмета с окружающим миром:

• дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;

• приносят в класс литературу, анализируют статьи;

• делают вырезки и группируют их по тематическим блокам; и т. д.

На основе полученной информации:

• выполняют презентации;

• выступают с ними перед публикой;

• составляют сценарии;

• выпускают стенгазету.

Формой продуктов проектной деятельности могут быть: web - сайт, сборник задач, бизнес-план, клип, учебное пособие, журнал, праздник, чертеж, презентация и т. д.

Чаще всего темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Касаться темы могут и какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т. е. рассказать и показать, опубликовать, представить на общее обозрение. Для подростка возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности.

Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного [5, с. 62].

Во время прохождения педагогической практики студентами 5 курса факультета иностранных языков и студентами факультета математики, физики и информатики нашего ДГПУ был проведен открытый урок в виде проекта на тему: «Окружающая среда в нашем регионе» («Environment in our region»). Основными целями и задачами урока были:

• развитие монологической речи учащихся с использованием новых выражений, формирование целостного представления о мире, об общих проблемах, стоящих перед человечеством в XXI веке;

• систематизация и обобщение знаний учащихся по теме.

• формироватьлексико-грамматич ее киенавыки;

• поддерживать дух толерантности, принимая другие точ-лв зренвв;

• развиватьумениериВоеавв внруппе;

• формировать уважительное отношение к природе, бе-рижливвсти,асознание роаичелсвекаво взааиооейснвис с прив родвИ.

Не уроке с^дентыиспользоваливеверастивн^доову иро-екиан, рулвтимнуиРеню авезентациаг; рендаизвнаонаинриал; видео с саундтреком песни Майкла Джексона «What about us?»; яблоко,ном, разделочирюроову; клвваты с изображением экологических проблем; картинки с изображением гор, океанов, морей, ледкилов;плакатысизоввиженкор лозркгов;

Приевтвая иабоанбыла очень насыщенна разнообразными формами работы в классе. Вот некоторые из них.

1.0тгадываниекрос сворда

1. It is used to kill people or animals

2. It is a bird. Tourists like to feed it on Trafalgar Square

3. It is a science about environmental problem

4. What animals do feed their little baby with milk?

5. Things that we throw away. It can be domestic and industrial

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Речевая зарядка

- What is the environment?

- (Environment is all the things surround us: the air, the soil, the water, the trees, the animals, the plants)

- What is the Earth?

(Earth is the planet in which we live.)

- Do you think the world is a fine place?( Yes, we do)

- Is the world beautiful? (Yes, It is)

- Is the world interesting? (Yes, It is)

- Is it big or small? (It's big)

- But is it as big as you think?

- Look, I have an apple. Imagine that our planet is an apple. I'm cutting it into 4 pieces. % (three quarters) is a water of oceans, only % (one quarter) is land.1/4 is cutting ones. One half of it is habitable.

3. Монологические высказывания об экологических проблемах с использованием презентаций (сообщения делают ученики)

- Now let's listen to our pupils about ecological problems in our region.

Water pollution

All living things need water to live. Without water the Earth would look like the Moon. Water is in danger now. The factories and plants of our city pour their wastes into the Caspian Sea and other water of our Republic. Water becomes dirty and we can't use this it. (Сабина) Land pollution

Factories and plants put their wastes into the land. Agriculture put pesticides into the land too. People put into the land plastic bags, bottles, glasses and some other materials. But we must remember that:

Wool decays during 1 year Paper decays during 2 years Wood - 90 years

Plasticbags - 200 years Plastic bottles - 500 years Glass -1000 years.

Air pollution

Nowadays the factories in our region pick out chemicals into the air. But cars, buses, trucks and planes in Makhachkala are among the woratpollutetb. The air becomes dirty from its gases.

Radiation

TS emost important problem in radiation situation in Dagestan ia rattonJHaformed in soils and building materials. This gas is very radioactive. It can include about50-70% (percentage) the radiation dose to the population.

Destruction of endangered species

Every year the number of endangered species grows. Endangered species is a population of organisms which are in risk of becoming extinct. That is unbelievable, but more than 40 percent of all organisms are become extinct soon. It is a result of human actions. People destroy many habitats all over the world and kill many species. Dagestan has got very serious problem with the cutting down of the spaces, development of park areas. Irrational use of natural resources, including cutting down of powerful old trees in cities and towns, barbarically destroys our forests and wildlife in the forests of our mountains.

4. Просмотр видеоряда под саундтрек «What about us?» Майкла Джексона

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя, родителей и, конечно, учеников.

Библиографический список

1. Модернизация системы непрерывного образования: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакциейпрофессора Т.Г. Везирова. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014.

2. Магомедгаджиева А.М. Межпредметные технологии обучения в профильной подготовке учащихся в условиях информатизации образовательного процесса инновационных учебных заведений. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Махачкала, 2005.

3. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю. Лучшие страницы педагогической прессы. 2002; 4: 39.

4. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением. ИЯШ. 2012; 6: 38 - 41.

5. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. Москва: «Интеллект-Центр». 2008. References

1. Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej professora T.G. Vezirova. Mahachkala: ALEF (IP Ovchinnikov M.A.), 2014.

2. Magomedgadzhieva A.M. Mezhpredmetnye tehnologii obucheniya v profil'noj podgotovke uchaschihsya v usloviyah informatizacii obrazovatel'nogo processa innovacionnyh uchebnyh zavedenij. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2005.

3. Pereverzev L. Proektnyj podhod i trebovaniya k uchitelyu. Luchshie stranicy pedagogicheskojpressy. 2002; 4: 39.

4. Kuklina S.S. Kollektivnaya uchebnaya deyatel'nost' v gruppe na zavershayuschih 'etapah ovladeniya inoyazychnym obscheniem. lYaSh. 2012; 6: 38 - 41.

5. Stavrova O.B. Ispol'zovanie komp'yuterov v shkol'nyh proektah. Moskva: «Intellekt-Centr». 2008.

Статья поступила в редакцию 13.03.18

УДК 378

Magomedgadjieva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: ami-76@mail.ru Gadjiakaev Sh.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: sharafudin79@mail.ru

Gadzhieva Z.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: zula-1976@bk.ru

Amirkhanova R.A., MA student, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: raisat.amirxanova@bk.ru

THESPECIFICS OF REALIZATION OF THE PERSONAL-ORIENTED APPROACH IN TEACHING THE COURSE OF ALGEBRA AND GEOMETRY. Person-centered learning is such learning, in which goals and contents of education, formulated in the state educational standard, training programs, acquire a personal meaning for the student, develop motivation for learning. The methodology of the personality-oriented approach has existed for a long time. It was developed by such outstanding scientists as A.N. Leontiev, I.S. Yakimanskaya, K. Rogers, who emphasize the influence of school on the development of the child. In the paper the researchers examine the goals, criteria and conditions for the organization of student-centered instruction in the study of algebra and geometry in secondary schools.

Key words: person-oriented learning, cognitive activity, intellectual development, individualization, differentiation.

А.М. Магомедгаджиева, канд. пед. наук, доц. доц. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, E-mail: ami-76@mail.ru Ш.С. Гаджиагаев, канд. пед. наук, доц. доц. каф. высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: sharafudin79@mail.ru

З.Д. Гаджиева, канд. ф.-м. наук, доц., доц. каф. высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: zula-1976@bk.ru

Р.А. Амирханова, магистр 2-го года обучения каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: raisat.amirxanova@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ

Личностно-ориентированное обучение - обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Методика личностно-ориентированного подхода существует уже давно. Ее разработкой занимались такие выдающиеся ученые как А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская, К. Роджерс, которые подчеркивали влияние школы на развитие ребенка. В данной статье мы рассмотрели цели, критерии и условия организации личностно-ориентированного обучения школьников при изучении алгебры и геометрии в средней школы.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, познавательная деятельность, интеллектуальное развитие, индивидуализация, дифференциация.

«Личностно-ориентированный подход основной акцент делает на организации познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика».

Карл Роджерс, «Свобода учиться»

Личностно-ориентированное обучение - это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Если говорить о цели этого обучения, то на первый план выступает создание условий для собственной учебной деятель-

ности обучающихся, учёт и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Методологической основой при таком обучении является индивидуализации и дифференциация образовательного процесса.

В центре личностно-ориентированного обучения находится, конечно же, ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень обученности и способности [1, с. 6].

Образовательный процесс при таком обучении должен быть направлен, безусловно, на развитие познавательных интересов учащихся, усвоение знаний, развитие творческих способностей, способов усвоения учащимися знаний и умений.

В чем же особенность личностно-ориентированного подхода при изучении алгебры и геометрии? На наш взгляд, цели обучения будут достигнуты, если:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.