УДК811.11(07)
Magomedova A.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: a913046@mail.ru Magomedgadjieva A.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: ami-76@mail.ru Alipulatova N.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: umudatka@mail.ru
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT ENGLISH LESSONS AT THE BASIC LEVEL OF LANGUAGE EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL. Today there are numerous innovative educational technologies in pedagogy, the most interesting of which are individual and differentiated instruction, modular and developing training. In addition to the above learning technologies, the authors advise an effective means of increasing motivation for learning a subject among students - it is the use of information and communication technologies at English lessons. These technologies include a computer and multimedia display. As a result of their use the teaching information becomes a visual teaching tool. In fact, a teacher willing to use these electronic resources has to adapt them, to be use them for his or her own proper in class. In the article the authors make an attempt to reveal possibilities of using information and communication technologies in teaching English to 5 - 9 graders.
Key words: interactive technology, interdisciplinary connections, project activity, listening, information and communication technologies.
А.Д. Магомедова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. теории и методики обучения иностранным языкам, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: a913046@mail.ru А.М. Магомедгаджиева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. кафедры методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: ami-76@mail.ru Н.С. Алипулатова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. теории и методики обучения иностранным языкам, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: umudatka@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА БАЗОВОМ УРОВНЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время применяются многочисленные образовательные инновационные технологии, наиболее интересны из которых метод проектов, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение, развивающие обучение. Кроме выше названных технологий обучения, мы считаем, что эффективным средством повышения мотивации к предмету у обучающихся является и использование на уроках информационно-коммуникационных технологий. Именно компьютер, мультимедийный экран, становится информационным и наглядным средством обучения. Фактически, учитель, желая использовать подобные электронные ресурсы, вынужден подстраиваться под них, проделывать большую работу для их методически грамотного использования. В данной статье нами предпринята попытка раскрыть возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка на базовом уровне.
Ключевые слова: интерактивные технологии, межпредметные связи, обучение, проектная деятельность, аудирование, инфокоммуникационные технологии.
В условиях современной школы главной целью обучения иностранным языкам является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и совершенствоваться в овладевае-мой им иноязычной речевой деятельности.
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранному языку является одним из важных проблемных вопросов современной методики. Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы с самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массу других преимуществ. Компьютер значительно облегчает труд учителя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным.
Компьютерные технологии являются мощным средством обучения, и их применение в образовательном процессе служит серьезным подспорьем для учителя в повышении эффективности обучения и качества образования.
Необходимость широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучение иностранному языку в школах обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации дидактических принципов - принципа наглядности, индивидуализации обучения, непрерывности.
ИКТ обладают широкими возможностями и могут осуществлять следующие функции:
• представление учебного материала блоком или отдельными фрагментами с использованием гиперссылок; в программе POWER POINT, анимации и т. д.;
• наличие виртуального преподавателя;
• мультимедийные учебники и дистанционное обучение;
• индивидуализация обучения;
• демонстрация роликов и фильмов на иностранном языке;
• быть источником новых знаний и орудием добывания новой информации, углубления знаний и т. д.;
• воспроизведение материалов для аудирования, синхронного проговаривания;
• восполнение отсутствия естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;
• осуществление обучения с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого обучающегося;
• обеспечение ускоренного формирования и развития навыков слухового самоконтроля.
Прогресс компьютерных электронных средств, настроенных на сбор информации по заданным параметрам, происходит буквально на глазах. В настоящее время, развиваются глобальные мультимедийные технологии, способные связывать в единое целое не только тексты, но и рисунки, фотографии, карты, графики, аудио- и видеоматериал.
Благодаря передовым информационно-коммуникационным средствам появилась возможность равномерно распределять учительские силы, максимально разнообразить процесс передачи знаний и охватывать гораздо большее количество потенциальных учащихся.
Роль образной наглядности как средства передачи информации огромна. Именно компьютер, мультимедийный экран, становится тем информационным и наглядным средством обучения, которое позволяет приблизить обучающихся к положению свидетелей исторической действительности, при этом решая целый ряд образовательных и воспитательных задач. Фактически, учитель, желая использовать подобные электронные ресурсы, вынужден подстраиваться под них, проделывать большую работу для их методически грамотного использования.
Интересной и доступной является программа Microsoft Office Power Point, которая дает возможность создать свои презентации, по новому представить учебный материал, расширить творческие возможности учителя и обучающихся.
Рациональное использование ИКТ дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.
Применение ИКТ на уроках английского языка также позволяет выявлять внутрипредметные и межпредметные связи. Этому способствуют и ученические проектные работы, учебно-исследовательские работы с применением ИКТ-технологий на уроках.
Проектная деятельность учащихся является одним из средств развития познавательных интересов школьников. Творческие работы школьников носят исследовательский характер. Они позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научится добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку [1, с. 404-408].
При обучении аудированию с применением ИКТ может быть значительно эффективнее, намного облегчить труд учителя и повысить интерес обучаемых и мотивацию. В научной литературе встречается определение аудирования как смыслового восприятия речи, или восприятия на высшем смысловом уровне (И.А. Зимняя) [2, с. 52 - 56], слушание с пониманием, или понимание речи на слух (А.А. Леонтьев) [3, с. 7 - 9]. В общем плане аудирование можно определить как ана- лити-ко-синтетический процесс по обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринятой информации.
Механизм аудирования как процесс распознавания слуховых образцов очень сложный и представляет собой многоступенчатое отображение речевого воздействия:
1) восприятие звучащего текста;
2) преобразование исходного сигнала в спектрально-временное представление;
3) слияние и сличение с находящимися в памяти;
4) обработка речевого сигнала в соответствии с уровнями языковой иерархии;
5) вероятностное прогнозирование: контекстуальное или ситуационно-обусловленное;
6) извлечение нужной информации [4, с. 240].
Предмет сообщения и языковые средства определяются говорящим, реципиент вынужден воспринимать сообщение в том виде, в котором оно ему передается. Слушающий бессилен что-либо изменить в выполняемой деятельности, облегчить ее, приспособить к своим возможностям и, тем самым, создать
благоприятные условия для приема информации. Другим фактором, усложняющим процесс овладения данным видом речевой деятельности, является то, что аудирование требует напряжённой психической деятельности, вызывая быстрое утомление и отключение внимания слушающего [5, с. 123 - 130]. Восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи. Такие упражнения принято называть речевыми. Как известно, речь - основная составляющая мышления.
Аудирование как вид речевой деятельности играет большую роль в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения иностранному языку, участвует при протекании других видов речевой деятельности. Так, во время чтения как вслух, так и «про себя» человек пользуется речью, причём в последнем случае - внутренней. Она позволяет ему контролировать себя и правильность своих высказываний. Отталкиваясь от этого, мы можем сделать вывод, что без овладения речью во всех ее видах невозможно научиться правильно читать, а аудирование - один из способов для тренировки проговаривания. Велика роль аудирования и в осуществлении письменной речи, где наряду с памятью у человека работает еще и внутренняя речь - не отдавая себе отчета, он проговаривает то, что пишет.
Методика обучения языкам с применением ИКТ имеет некоторые особенности по сравнению с обычными формами педагогического процесса:
1. Во время интерактивного урока с использованием техники преподаватель превращается в комментатора. Практика показывает, что основным источником информации в этом случае должен служить именно аудиовизуальный технический комплекс. Это позволит слушателям курса лучше сосредоточиться и, следовательно, больше запомнить.
2. Комментарии преподавателя должны быть к месту. Это определяет методику работы с ИКТ - чёткая программа должна быть составлена заранее. Преподаватель должен хорошо ориентироваться в материале, знать «точки остановок» для комментариев и разъяснений поминутно.
3. Применение ТСО утомляет учащихся, поэтому подобными занятиями не следует злоупотреблять. Даже на интенсивных курсах языков число «демонстрационных» часов должно быть ограничено.
Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Библиографический список
1. Модернизация системы непрерывного образования: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора Т.Г. Везирова. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014.
2. Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, язык. Вопросы философии. 1977; 12: 7 - 9.
3. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: Русский язык, 2000.
4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. Барнаул: Издательство БГПУ, 2006.
5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. Москва: Просвещение, 1989.
References
1. Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik materialov VI Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej professora T.G. Vezirova. Mahachkala: ALEF (IP Ovchinnikov M.A.), 2014.
2. Leont'ev A.A. Deyatel'nost', soznanie, yazyk. Voprosy filosofii. 1977; 12: 7 - 9.
3. Mitrofanova O.D., Kostomarov V.G. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: Russkij yazyk, 2000.
4. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe: uchebno-metodicheskoe posobie. Avtory-sostaviteli: D.P. Tevs, V.N. Podkovyrova, E.I. Apol'skih, M.V. Afonina. Barnaul: Izdatel'stvo BGPU, 2006.
5. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya nerodnomuyazyku. Moskva: Prosveschenie, 1989.
Статья поступила в редакцию 27.01.16
УДК 811.11(07)
Magomedova A.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: a913046@mail.ru Demchenko A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: a913046@mail.ru