поступках, в поведении и, конечно, в искусстве (это следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания); развивает познавательную способность личности; учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.
И, наконец, было бы неверно игнорировать и принцип эстетики детской жизни. Поддерживание красоты во всем, ставшая в коллективе прочной традицией, также важное условие эстетического воспитание.
Эффективность системы эстетического воспитания во много определяется конкретно - методическими принципами, на основе которых осуществляется художественное образование. Эти принципы педагогическая наука определяет так.
Основными условиями совершенствования содержания и системы эстетического воспитания на сегодняшний день являются:
1) Совершенствование программ форм и методов изучения искусства.
2) Создание учебников, хрестоматий, учебно-методических пособий.
3) Развитие межпредметных связей внутри отдельных искусств, между предметами по искусству и другими учебными предметами,
4) Последовательное сочетание классных и внеклассных занятий, проведение их по программам, составленным на основе единых принципов.
Библиографический список
5) Совершенствование общей культуры и квалификации в обществе эстетического воспитания учителей литературы, музыки, ИЗО, а также других предметов гуманитарного и естественно тематического профиля.
6) Оснащение материально-технической базы художественного образования и эстетического воспитания.
7) Установление научно обоснованных критериев художественно-эстетического развития
8) Взаимосвязь художественного воспитания искусством и эстетическим воспитание средствами действительность.
9) Формирование нравственно-эстетического идеала учащегося.
10) Поиск путей, обеспечивающих успех воспитания детей средствами искусства, эстетики труда, поведения, общения с природой.
Таким образом, необходимо помочь учителям постепенно подняться на новый уровень работы по формированию личности школьника в процессе эстетического воспитания. Сделать это можно только на основе изучения практики, обобщая не только опыт отдельных учителей, но и целых педагогических коллективов, объединяющих энтузиастов эстетического воспитания, организующих свою деятельность с учетом требований системного подхода к решению проблемы и определения оптимальных путей внедрения достижений науки и практики.
1. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма: избранные труды. Москва, 1984.
2. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Москва, 1975.
3. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусств и действительности. Москва, 1978.
4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов. Москва, 1985.
5. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией С.А. Герасимова. Москва, 1983.
References
1. Apresyan G.Z. 'Estetika i hudozhestvennaya kul'tura socializma: izbrannye trudy. Moskva, 1984.
2. Burov A.I. 'Estetika: problemy ispory. Moskva, 1975.
3. Goncharov I.F. 'Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvamiiskusstv i dejstvitel'nosti. Moskva, 1978.
4. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov uchebnoe posobie po kursu dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva, 1985.
5. Sistema 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Pod redakciej S.A. Gerasimova. Moskva, 1983.
Статья поступила в редакцию 24.12.18
УДК 376
Abramenko N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-AJeichem (Birobidzhan, Russia),
E-mail: [email protected]
Fishbein M.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-AJeichem (Birobidzhan, Russia),
E-mail: [email protected]
PHYSICAL AND SPIRITUAL HEALTH: THE AXIOLOGICAL ASPECT. The aim of the article is to formulate and substantiate the idea of the value of physical and spiritual health as the most important aspect of people's lives. The paper focuses on the element of professional culture of a teacher, where it is necessary not only to teach health-saving technologies, but also to say no to the health-destroying challenges of an aggressive youth environment. The article analyzes the development of teachers' competencies, which are aimed directly at eliminating the negative impact on the spiritual health of pupils. The authors' position reflects the modern point of view on the problem addressed in the article. The article highlights an idea of a set of values. The value qualities formed in the future teacher give an opportunity to enter a path of skill.
Key words: physical and spiritual health, health-saving technologies, competence, healthy lifestyle, value qualities.
Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,
E-mail: [email protected]
М.Х. Фишбейн, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,
E-mail: [email protected]
ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Задачей данной статьи является формулировка и обоснование идеи о ценности физического и духовного здоровья как важнейшего аспекта жизни людей. В статье акцентируется внимание на элементе профессиональной культуры педагога, где необходимостью является не только обучение здоровьесбе-регающим технологиям, но и умению сказать нет разрушающим здоровье вызовам агрессивной молодежной среды. В статье анализируется освоение педагогами компетенций, которые направленны, непосредственно на устранение негативного влияния на духовное здоровье воспитанников. Авторские позиции, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на проблему, затрагиваемую в статье. В статье освещено представление о «столе» ценностей. Сформированные в будущем педагоге ценностные качества, дают возможность вступать на путь мастерства, при этом кто в будущем станет мастером предсказать практически невозможно, так как речь идет о ценностном сотворении человека.
Ключевые слова: физическое и духовное здоровье, здоровьесберегающие технологии, компетенции, здоровый образ жизни, ценностные качества
Если духовно здоров человек, Значит, здоров и психически! Стебель питает его интеллект И формирует физически!
Ольга Заря
Рассматриваемые нами ценности физического и духовного здоровья имеют прямое отношение к важнейшему аспекту жизни людей, отражая
главный аксиологический принцип, а именно: не только обладать крепким здоровьем, но и быть способным реализовать свою миссию, как в профессиональном, так и в человеческом плане. Применительно к образованию имеют место такие понятия, как «здоровьетворящая педагогика», «здоро-вьетворящее образование» (Т.В. Орехова), «здоровьесбережение» и «здо-ровьесберегающее образование» (С.Г. Сериков), «педагогика здоровья» или «валеопедагогика» (В.В. Колбанов), «здравотворчество» (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов).
Все авторы сходятся в том, что «здоровье сберегающее образование» -это не отдельно вычлененный процесс, а «качественная характеристика особым образом организованного педагогического процесса, нацеленного на становление, сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов».
В связи с этим, в понятие «здоровье» входят такие ценностные компоненты, которые характеризуют образ жизни человека, его поведение, а также его цели и мотивы деятельности, ведущие к улучшению жизни и соответственно самого здоровья [1].
Сегодня важнейшим элементом профессиональной культуры педагога следует определить умение стимулирующим образом обратиться к воспитанникам с позиции ценностного отношения в отстаивании личностного образа жизни. Имеется в виду не только обучение здоровьесберегающим технологиям, но и умению сказать «нет» разрушающим здоровье вызовам агрессивной молодёжной среды. По мнению Эриха Фромма, крупнейшего представителя философской антропологии ХХ века, необходимая для такой работы система ценностей базируется на том, что впоследствии Альберт Швейцер назвал «благоговением перед жизнью». Ценным и благим, по Фромму, считается всё, что содействует более полному развертыванию специфически человеческих способностей и что поддерживает жизнь. Поэтому критерием оценки тех или иных конкретных этапов человеческой истории у Э. Фромма является мера человеческого здоровья, счастья, благополучия и психологической гармоничности. К общим для всех гуманистических философских и религиозных систем Запада и Востока целям (ценностям) Э. Фромм относил преодоление собственной лени, алчности, любовь к тому, кто находится рядом, поиск истины [2].
На человека самым решительным образом оказывают воздействие два фактора, а именно: природа и история. Человек биологичен, так как он природное существо и социален, так как он историчен.
В городской культуре все меньше и меньше просматривается природное начало, а это значит, что искусственность среды обитания с неизбежностью культивирует два негативных для развития человеческой истории феномена: введение в заблуждение (обман) и гедонизм.
«Современному социуму угрожает не дюркгеймовская «аномия», не коллективный эгоизм групп и классов, но куда более фундаментальная опасность -такое расстройство общественного контракта, которое следует из множества частных несдержанных договорных обязательств и вероломно нарушенных обещаний».
Гедонизм «подменяет понимание разного рода сообщений, получением удовольствий от них..., секулязируя мистический опыт..., без попытки соития с Божественной субстанцией»
Таким образом: «То, что происходит теперь, у нас на глазах, уникально, потому что современность, в которой мы пребываем, не ставит вопроса ни о том, как затормозить историю, ни о том, как перевести ее в высшее, чем прежде состояние». То есть мы находимся в «исключительном и исключительно тревожном отрезке истории», когда в общественном сознании разворачивается ситуация double bind (двойного послания), которая в межличностной коммуникации выступает в качестве механизма возникновения шизофрении [3].
В связи с этим будущим педагогам наряду с технологиями воспитательной работы необходимо освоить компетенции в области педагогической терапии,
Библиографический список
направленной на внедрение идеи «глубинного добра», которое мы связываем с устранением негативного влияния на духовное здоровье воспитанников социума и эффекта вносимого double bind. О терапевтическом воздействии воспитания и педагогической терапии писал в свое время К.Д. Ушинский, утверждая, что существуют «непреднамеренные воспитатели», в качестве таковых являются ласки матери или няни, атмосфера в семье, «мирный шум дубрав» и «тишина полей». Педагогическая терапия наиболее успешно, на наш взгляд, может быть осуществлена на основе интеграции воспитательных мероприятий с воздействием природных ресурсов, когда в качестве эффективного средства используются различные оздоровительные процедуры.
По мнению М.М. Рубинштейна, хорошее физическое развитие и здоровый образ жизни «делают педагога достаточно сильным мускульно, нервно, в движении, чтобы не только продуктивно работать., но и быть в состоянии способствовать развитию детей в этом направлении., чтобы он сам был, как человек, всесторонним» [4].
В связи с этим, нами разработано представление о «столе» ценностей, поверхность которого конструктивно держится на четырех опорах, которые мы построили в виде опрокинутых пирамид (триад). Каждая триада является в человеческой культуре, исторически сложившейся группой ценностей, отражающих историю и менталитет народа. Так, триада (справедливость - совесть - милосердие) наиболее отражает менталитет русского народа, а триада (честь-свобода-знание) актуальна и соответствует индивидуалистическому менталитету человека на Западе. Триады (вера - надежда - любовь) и (успех - мастерство - самосовершенствование) в той или иной степени относятся ко всему христианскому миру, то есть отражают архетипы человеческого сознания, как граждан России, так и граждан европейских и североамериканских государств.
В каждой триаде своя медиана (срединная ценность), чем шире и объемнее ценностное влияние совести, свободы, надежды и мастерства, тем устойчивее «стол» как ценностная система, то есть идеология стимулирования активной здоровой жизни предполагает стимулирующую идею мастера, который вырастает из подмастерья. Подмастерьями становятся в ходе воспитательной работы, подмастерья составляют разновозрастный педагогический отряд, вступающий на путь мастерства, при этом кто в будущем станет мастером предсказать практически невозможно, так как речь идет о ценностном сотворении человека. Ведь о настоящем мастере говорят: «У него дар от Бога». Мастер в нашем понимании не просто профессионал, который соединяет в себе знания, опыт и творчество, а талантливый человек, способный оказывать терапевтическое воздействие на людей идеей «глубинного добра», обладая даром слова, он врачеватель или другими словами - Учитель жизни [5]. Поэтому ценностная система в первую очередь направлена на то, чтобы сформировать в будущем педагоге следующие ценностные качества, а именно:
1) сдержанное отношение к деньгам (отсутствие фетиша), совестливость, скромность, простоту в одежде, уважение к людям;
2) независимость суждений, решительность в действиях, опрятность в помыслах и во внешности;
3) изобилие знаний и мыслей;
4) отвращение к человеческим порокам, терпение и милосердие по отношению к тем, кто стал их жертвой;
5) любовь к своему отечеству.
1. Орехова Т.Ф. Теория и практика здоровьетворящего образования в школе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2002.
2. Фромм Э. Иметь или быть? 2-е изд., доп. Москва, 1990.
3. Смирнов И. Бывают ли безыдейные эпохи? Звезда. 2009; 6: 208-218: 210.
4. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва, 2004.
5. Каган М.С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург ТОО ТК «Петрополис», 1997.
References
1. Orehova T.F. Teoriya ipraktikazdorov'etvoryaschego obrazovaniya v shkole. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2002.
2. Fromm 'E. Imet'ilibyt'?2-e izd., dop. Moskva, 1990.
3. Smirnov I. Byvayut li bezydejnye epohi? Zvezda. 2009; 6: 208-218: 210.
4. Rubinshtejn M.M. Problema uchitelya. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva, 2004.
5. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennosti. Sankt-Peterburg, TOO TK "Petropolis", 1997.
Статья поступила в редакцию 12.01.19
УДК 378
Alipulatova N.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Senior lecturer, Department of Romano-Germanic and Oriental languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova A.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Senior lecturer, Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Esetov F.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Computer Science, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedgadjieva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Senior Lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
USING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES LIKE MEANS OF FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS. The article is dedicated to a problem of searching for modern forms and means of education, optimizing the process of forming the skills of foreign language communication of students of a language university in the context of modernization of language education. The use of video in interactive sessions on the practice of speaking and writing opens up a number of unique opportunities for students in terms of mastering not only the language, but also foreign language culture. The video serves as a good dynamic visibility for the practice of foreign language communication and the creation of situations of such communication in the classroom. In order for students to master the skills of intercultural communication, videos should be shown not from time to time, but systematically, and the demonstration should be methodically organized. The use of multimedia technologies in a foreign language class serves as a means of forming foreign language communicative competence of students of a language university, contributes to the intensification of the educational process and creates favorable conditions for the formation of students' communicative (language and socio-cultural) competence.
Key words: communicative competence, authentic videos, multimedia technology, listening, dynamic visibility, intensification.
Н.С. Алипулатова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. романо-германских и восточных языков и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АД. Магомедом, канд. филол. наук, доц., доц. каф. романо-германских и восточных языков и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ф.Э. Эсетов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информатики и вычислительной техники, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
А.М. Магомедгаджиева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Данная статья посвящена проблеме поиска современных форм и средств обучения, оптимизирующих процесс формирования навыков иноязычного общения студентов языкового вуза в условиях модернизации языкового образования. Использование видео на интерактивных занятиях по практике устной и письменной речи открывает ряд уникальных возможностей для студентов в плане овладения не только языком, но и иноязычной культурой. Видеофильм служит хорошей динамической наглядностью для практики иноязычного общения и создания ситуаций такого общения на учебном занятии. Для того чтобы студенты овладели навыками межкультурной коммуникации, показывать видеофильмы следует не время от времени, а систематически, причем демонстрация должна быть методически организована. Использование мультимедийных технологий на занятиях иностранного языка выступает как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза, способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции студентов.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, аутентичные видеоматериалы, мультимедийные технологии, аудирование, динамическая наглядность, интенсификация.
В современной методике преподавания иностранных языков приоритетным является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Студенты-выпускники языковых вузов в целом владеют иностранным языком на коммуникативно-достаточном уровне. Однако с учетом всё возрастающих требований к качеству иноязычной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров традиционными методами практически невозможно достичь желаемых результатов.
Настоящая статья посвящена проблеме поиска современных форм и средств обучения, оптимизирующих процесс формирования навыков иноязычного общения студентов языкового вуза в условиях модернизации языкового образования.
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранному языку является одним из важных проблемных вопросов современной методики [1, с. 152]. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс языковой подготовки будущих учителей иностранного языка, на наш взгляд, является одним из решений данной проблемы. Рассматриваемые нами технологии также способствуют формированию ИКТ-компетентности, предоставляющие студентам доступ к информации для ее поиска, хранения, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, достаточной для успешной реализации учебного процесса [2, с. 152].
К сожалению, процессы обучения и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции студентов с помощью мультимедийных технологий до сего времени являются скорее исключением, чем правилом в большинстве учебных заведений. При этом широкому использованию рассматриваемых нами технологий часто препятствуют существующие учебные планы, образовательные структуры, логика учебного процесса.
В этой связи представляется существенным определить формы, приемы и способы использования мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам.
Нам представляется, что использование видео на интерактивных занятиях по практике устной и письменной речи открывает ряд уникальных возможностей для студентов в плане овладения не только языком, но и иноязычной культурой. Интерактивные формы занятий по иностранному языку, безусловно, способствуют изменению формы взаимодействия между преподавателем и студентами, при этом преподаватель нацелен на создание условий, обеспечивающих проявление креативности, инициативы для решения проблемных задач у студентов [3, с. 155].
Просмотр аутентичных видеоматериалов является прекрасной основой для обучения иноязычному говорению.
Использование мультимедийных технологий дает возможность:
- представить ситуацию иноязычного общения во всей ее полноте;
- видеть и слышать участников общения (видеть их мимику и жесты, что способствует более полному восприятию коммуникативной ситуации);
- расширить рамки коммуникации благодаря тому, что студент видит обстановку (место, время дня и года), может определить возраст, пол, одежду, социальное положение, из действия в данный момент, настроения и чувства;
- сделать вывод о формальном или неформальном характере общения.
Однако использование видеоматериалов неизбежно вызывает вопросы относительно организации образовательного процесса студентов на иностранном языке в аудитории. Необходимо так организовать иноязычную учебную деятельность студентов, чтобы они получали удовлетворение от фильма именно через понимание иностранного языка, а не только через интересный и занимательный сюжет, чтобы занятие не превращалось в развлечение, а достигало поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
В настоящее время в методике преподавания иностранных языков прослеживается тенденция сокращения времени просмотра видеозаписи от получасовых к пятиминутным и менее отрывкам, которые обеспечивают достаточный материал для адекватного понимания и последующего использования в речи, стимулируя высказывание студентов с опорой на предложенную в видеозаписи ситуацию. Количество времени, которое следует уделять просмотру видео на уроке, зависит от целей использования видео [4, с. 76].
Использование аутентичных видеоматериалов, как было отмечено выше, в целях обучения иноязычному общению способствует овладению иноязычной культурой. Именно поэтому фильм о жизни Маргарет Тэтчер заслуживает внимания, его отличает правильный академический английский язык, украшенный британским акцентом.
Работа с аутентичным художественным фильмом Железная леди / The Iron Lady на занятиях проводилась нами в три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.
Перед просмотром видео перед студентами ставится коммуникативная задача, которая направляет их внимание в нужное русло. Для этого разрабатываются вопросы и рабочий раздаточный материал, позволяющий преподавателю организовать активный просмотр на занятии. Технология просмотра предполагает членение фильма на логические отрывки, разработку отдельных заданий, направленных на снятие языковых трудностей и объяснение незнакомых реалий.
При работе с дидактическим раздаточным материалом студенты соблюдают определенную технологию:
- предварительное ознакомление с заданиями;
- раздаточный материал должен быть простым, чтобы студент обретал уверенность в своем успешном продвижении вперед;