Научная статья на тему 'Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка на базовом уровне языкового образования в общеобразовательной школе'

Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка на базовом уровне языкового образования в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERN APPROACH / COOPERATIVE LEARNING / TEAMING STUDENTS / TECHNOLOGY / СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова А. Д., Гаджиханов З. А., Магомедова З. А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования коммуникативной компетенции посредством использования технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка. Учёт особенностей конкретного ученического коллектива, создание ситуации, выбора темы и формы работы обучения в сотрудничестве, органичное сочетание различных способов формирования команд в обучении в сотрудничестве ведет к повышению мотивации при обучении говорению на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. В исследовании указывается на необходимость активного использования технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка, т. к. это способствует развитию творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова А. Д., Гаджиханов З. А., Магомедова З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF COOPERATIVE LEARNING AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT THE BASIC LEVEL OF LANGUAGE EDUCATION IN THE SECONDARY SCHOOL

The article deals with topical issues of formation of a communicative competence through the use of technology of cooperative learning at the foreign language lessons. The characteristics of specific student team, the creation of the situations, the choice of themes and forms of training work in cooperation, the organic combination of a variety of ways to form teams for training in cooperation leads to increasing motivation at foreign language lessons in a comprehensive school. The article points at the necessity of the active use of technology of cooperative learning at foreign language lessons, as it promotes the development of creative abilities.

Текст научной работы на тему «Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка на базовом уровне языкового образования в общеобразовательной школе»

5. Симен-Северская О.В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2002.

6. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. Москва, 2005.

7. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. Москва, 1986.

8. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Москва, 1994. References

1. Bulyko A.N. Sovremennyjslovar'inostrannyh slov. Bolee 25 tysyach slovislovosochetanij. Moskva, 2004.

2. Isaeva T.E. Klassifikaciya professional'no-lichnostnyh kompetencij vuzovskogo prepodavatelya. Pedagogika. 2006; 9: 55-60.

3. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika. Ekaterinburg, 1996..

4. Dul'zon A.A., Vasil'eva O.M. Model' kompetencij prepodavatelya vuza. Upravlenie kachestvom obrazovaniya. 2009: 29-37.

5. Simen-Severskaya O.V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti specialista social'noj raboty v processe professional'noj podgotovki v VUZe. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2002.

6. Zeer 'E.F. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyjpodhod: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

7. Mudrik A.V. Uchitel': masterstvo i vdohnovenie. Moskva, 1986.

8. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. Rostov-nа-Donu, 1999.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva, 1994.

Статья поступила в редакцию 14.03.16

УДК 378

Magomedova A.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Gadzhihanov Z.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Magomedova Z.A., senior teacher, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

TECHNOLOGY OF COOPERATIVE LEARNING AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT THE BASIC LEVEL OF LANGUAGE EDUCATION IN THE SECONDARY SCHOOL. The article deals with topical issues of formation of a communicative competence through the use of technology of cooperative learning at the foreign language lessons. The characteristics of specific student team, the creation of the situations, the choice of themes and forms of training work in cooperation, the organic combination of a variety of ways to form teams for training in cooperation leads to increasing motivation at foreign language lessons in a comprehensive school. The article points at the necessity of the active use of technology of cooperative learning at foreign language lessons, as it promotes the development of creative abilities.

Key words: modern approach, cooperative learning, teaming students, technology.

А.Д. Магомедова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. теории и методики обучения иностранным языкам, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

З.А. Гаджиханов, канд. пед. наук, доц., доц. каф. теории и методики обучения иностранным языкам, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

З.А. Магомедова, ст. преп. каф. теории и методики обучения иностранным языкам Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА БАЗОВОМ УРОВНЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования коммуникативной компетенции посредством использования технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка. Учёт особенностей конкретного ученического коллектива, создание ситуации, выбора темы и формы работы обучения в сотрудничестве, органичное сочетание различных способов формирования команд в обучении в сотрудничестве ведет к повышению мотивации при обучении говорению на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. В исследовании указывается на необходимость активного использования технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка, т. к. это способствует развитию творческих способностей.

Ключевые слова: современный подход, обучение в сотрудничестве, формирование команд, технология.

В современном обществе, для которого характерно широкое развитие межгосударственных связей в области культуры, науки, техники, владение иностранными языками становится признаком образованного человека.

Владение иностранным языком открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, содействует установлению деловых и культурных связей с другими странами, облегчает взаимоотношения между народами.

Для осуществления коммуникации в устной форме необходимо владеть говорением и аудированием. Обучение устному общению является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики. Современный подход к обучению английскому языку заключается во включении учащихся в диалог культур.

Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь

естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической формой общения. Поэтому значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Необходимо отметить, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый ученик чувствует себя раскованно. [1]

Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Вот почему многие педагоги обращаются к технологии обучения в сотрудничестве на этапе творческого применения языкового материала.

При организации обучения в сотрудничестве необходимо вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятель-

ность и уделять внимание обучению культуре общения. Учителю следует приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, приучая своих учеников:

• взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

• работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

• вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

• испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

• полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьёзный и ответственный труд.

В принципе разные команды могут заниматься разной деятельностью. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каждого члена команды. Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных каждой командой тем и заданий по программе и планам уроков, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Известное изречение мудрецов гласит: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Если группа не справилась с заданием, значит одно из двух: либо задание слишком сложное даже для сильного ученика (и соответственно, учителю придется дать дополнительные пояснения), либо недостаточно практики для формирования устойчивого навыка (следовательно, нужно обеспечить эту группу дополнительной практикой). В любом случае решение проблемы - в профессиональной деятельности педагога, а не в наказании ученика.

Педагог приобретает новую, не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы [2].

Для среднего возраста (10-15 лет) характерны выраженные в разной форме элементы «взрослости», которые проявляются в стремлении к самостоятельности, в отказе от помощи, в неудовлетворении контролем за выполнением работы. У подростков происходят изменения в развитии памяти. Она приобретает опосредованный, логический характер. В усвоении материала и развитии речевых умений все большее значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение [3].

Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, ученики учатся работать без контроля со стороны учителя, со-

Библиографический список

вместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса [4].

Наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом.

Для введения в учебный процесс технологии обучения в сотрудничестве учителю необходимо соблюдать следующие правила:

• при планировании выделить тему (темы), раздел (разделы), которые будут вынесены в процессе сотрудничества;

• сформулировать темы, работа над которыми потребует присвоения учащимся необходимых по программе знаний, умений и навыков;

• изучить и проанализировать возможности учащихся;

• дифференцировать темы по степени сложности;

• ■ возможно разработать методические рекомендации -список литературы, алгоритм выполнения заданий;

• уважать достоинство ребёнка, проявлять доброжелательность и мягкость при высказывании замечаний;

• постоянно пополнять свои знания по тематике обучения в сотрудничестве.

При оценке результатов можно использовать следующие параметры внешней оценки технологии обучения в сотрудничестве:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

• корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;

• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• коллективный характер принимаемых решений (в сотрудничестве);

• характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников сотрудничества;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

• привлечение знаний из других областей;

• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

• умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Преимущества технологии обучения в сотрудничестве:

- при работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе).

- у детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества.

- ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

Всех возможных вариантов обучения в сотрудничестве описать невозможно. Если ученики приняли данный вид совместной деятельности и такое обучение приносит свои плоды, следует постепенно усложнять задачу, подбираясь к интеграции с методом проектов [5].

Никто не утверждает, что технология обучения в сотрудничестве поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.

1. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением. ИЯШ. 2012; 6: 38-41.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Москва: АРКТИ, 2003.

3. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников. Вопросы психологии. 1980; 5: 105-111.

4. Магомедова А.Д., Демченко, Алипулатова Н.С. Технология проведения интерактивных занятий по теории и методике обучения иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1: 154-155.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Под редакцией Е.С. Полат. Москва: «Академия», 2000.

References

1. Kuklina S.S. Kollektivnaya uchebnaya deyatel'nost' v gruppe na zavershayuschih 'etapah ovladeniya inoyazychnym obscheniem. IYaSh. 2012; 6: 38-41.

2. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: posobie dlya uchitelya. Moskva: ARKTI, 2003.

3. Smirnova E.O. Vliyanie formy obscheniya so vzroslymi na 'effektivnost' obucheniya doshkol'nikov. Voprosy psihologii. 1980; 5: 105-111.

4. Magomedova A.D., Demchenko, Alipulatova N.S. Tehnologiya provedeniya interaktivnyh zanyatij po teorii i metodike obucheniya inostrannomu yazyku. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1: 154-155.

5. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedvuzov i sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Pod redakciej E.S. Polat. Moskva: «Akademiya», 2000.

Статья поступила в редакцию 18.03.16

УДК 37(09)

Pavlov K.S., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF ARTS EDUCATION IN SMOLENSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF 19th CENTURY. The

article presents research on development of art education in Smolensk Province in the second half of the 19th century. The author studies materials that cover the historical and pedagogical aspects of education on the territory of the province in the studied period of history. The author has looked through documents of the State Archive of the Smolensk Region and has singled out specifics of formation and development of different organizational forms of teaching the basic drawing and painting skills in a Russian province. Special attention is paid to the most interesting regional experiences on art education for talented peasant children (national school of S. A. Rachinsky) and the foundation of art school of M. K. Tenisheva in Smolensk.

Key words: art education, drawing, summer art lessons, art school, weekend art classes, 19 century, Smolensk Province.

К.С. Павлов, аспирант каф. педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В статье рассматриваются вопросы развития художественного образования в Смоленской губернии во второй половине XIX века. Автором были изучены материалы, посвящённые историческим и педагогическим аспектам образования на территории губернии в XIX веке, документы Государственного архива Смоленской области, выявлены особенности становления и развития различных организационных форм обучения основам рисования в российской провинции. Особое внимание в статье уделено наиболее интересным примерам регионального опыта по художественному образованию талантливых крестьянских детей (народная школа С.А. Рачинского) и созданию рисовальной школы М.К. Тенишевой в Смоленске.

Ключевые слова: художественное образование, рисование, летние уроки живописи, рисовальная школа, воскресный рисовальный класс, XIX век, Смоленская губерния.

В настоящее время художественное образование рассматривается как «один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [1]. Регионами Российской Федерации накоплен уникальный исторический опыт в сфере художественного образования. Обосновывая важную роль историко-педагогического знания, академик Э.Д. Днепров отмечает: «Историческое сознание должно стать опорой, органической частью современного общественного сознания. Поскольку история - это не отстраненная от современности «вещь в себе», а постоянно воздействующий на нее фактор. Она каждодневно пронизывает, держит под своим током современность, которая также каждодневно, переворачивая очередную страницу своего календаря, становится частью истории. В истории лежат как корни кардинальных современных проблем, так и многие ключи к их решению» [2, с. 5].

Изучение особенностей художественного образования российской провинции второй половины XIX века представляет несомненный интерес, так как в этот период в регионах России, в том числе Смоленской губернии, идёт поступательный процесс становления и развития различных организационных форм начального художественного образования. В ходе проведенного исследования нами были изучены материалы, посвященные историческим и педагогическим аспектам образования на территории губернии в XIX веке, документы Государственного архива Смоленской области.

Вопросы истории образования на территории Смоленской губернии в XIX веке представлены в работах М.В. Аксенова, И.П. Виноградова, П.Д. Шестакова, Ф.Ф. Шперка. Важную роль в сохранении данных о развитии региональной системы образования сыграл губернский статистический комитет, справочные книжки которого содержат не только данные об учебных заведениях губернии и их учителях, но и статьи по народному образованию в Смоленской губернии.

В советский период проблемами просвещения в Смоленской губернии занимались Т.Н. Куро и Г.Т. Рябков, в более поздний период - В.В. Афанасьев, Д.И. Будаев, Т.М. Леонтьева,

М.Е. Стеклов, А.Я. Трофимов, О.Э. Эрдман и другие. Вопросы художественного образования указанные выше авторы не затрагивают. Представленный в статье материал призван восполнить имеющиеся пробелы в характеристике развития отечественного художественного образования, позволяет дополнить историю отечественной педагогики фактическим материалом из истории развития художественного образования в Смоленской губернии.

В первой половине XIX века в российской провинции начинается процесс распространения начального художественного образования. Происходит введение рисования в число учебных предметов в губернских гимназиях и уездных училищах, создание первых частных рисовальных школ.

Ещё одной формой художественного образования рассматриваемого периода являются индивидуальные занятия с художником-педагогом. Так, в документах Государственного архива Смоленской области представлено свидетельство от 16 февраля 1834 года, подписанное гражданским губернатором Смоленска Н.И. Хмельницким. Из данного свидетельства мы можем узнать, что «живописец свободного звания Александр Мартьянов сын Федотов при отличном своем поведении занимался в Смоленске и в Губернии живописью с натуры портретов масляными и водяными красками, а также обучением детей рисованию карандашом и красками по точным правилам искусства. По успехам ими показанным родители остаются совершенно довольными» [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивидуальные занятия с художником, как одна из форм получения дополнительной профессиональной подготовки по изобразительному искусству, достаточно распространена в российской провинции и во второй половине XIX века. Так, будущий известный российский скульптор М.О. Микешин до поступления в Императорскую Академию художеств брал уроки рисунка и живописи у художника А.Е. Рокачевского в городе Рославле Смоленской губернии.

В целом, вторая половина XIX века характеризуется активным развитием региональной системы образования Смоленской губернии, отражающим общие тенденции становления российского государства. Создание новых типов учебных заведений сопровождается включением предмета «рисование» в их учебные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.