2. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: posobie dlya uchitelya. Moskva: ARKTI, 2003.
3. Smirnova E.O. Vliyanie formy obscheniya so vzroslymi na 'effektivnost' obucheniya doshkol'nikov. Voprosy psihologii. 1980; 5: 105-111.
4. Magomedova A.D., Demchenko, Alipulatova N.S. Tehnologiya provedeniya interaktivnyh zanyatij po teorii i metodike obucheniya inostrannomu yazyku. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1: 154-155.
5. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedvuzov i sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Pod redakciej E.S. Polat. Moskva: «Akademiya», 2000.
Статья поступила в редакцию 18.03.16
УДК 37(09)
Pavlov K.S., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF ARTS EDUCATION IN SMOLENSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF 19th CENTURY. The
article presents research on development of art education in Smolensk Province in the second half of the 19th century. The author studies materials that cover the historical and pedagogical aspects of education on the territory of the province in the studied period of history. The author has looked through documents of the State Archive of the Smolensk Region and has singled out specifics of formation and development of different organizational forms of teaching the basic drawing and painting skills in a Russian province. Special attention is paid to the most interesting regional experiences on art education for talented peasant children (national school of S. A. Rachinsky) and the foundation of art school of M. K. Tenisheva in Smolensk.
Key words: art education, drawing, summer art lessons, art school, weekend art classes, 19 century, Smolensk Province.
К.С. Павлов, аспирант каф. педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
В статье рассматриваются вопросы развития художественного образования в Смоленской губернии во второй половине XIX века. Автором были изучены материалы, посвящённые историческим и педагогическим аспектам образования на территории губернии в XIX веке, документы Государственного архива Смоленской области, выявлены особенности становления и развития различных организационных форм обучения основам рисования в российской провинции. Особое внимание в статье уделено наиболее интересным примерам регионального опыта по художественному образованию талантливых крестьянских детей (народная школа С.А. Рачинского) и созданию рисовальной школы М.К. Тенишевой в Смоленске.
Ключевые слова: художественное образование, рисование, летние уроки живописи, рисовальная школа, воскресный рисовальный класс, XIX век, Смоленская губерния.
В настоящее время художественное образование рассматривается как «один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [1]. Регионами Российской Федерации накоплен уникальный исторический опыт в сфере художественного образования. Обосновывая важную роль историко-педагогического знания, академик Э.Д. Днепров отмечает: «Историческое сознание должно стать опорой, органической частью современного общественного сознания. Поскольку история - это не отстраненная от современности «вещь в себе», а постоянно воздействующий на нее фактор. Она каждодневно пронизывает, держит под своим током современность, которая также каждодневно, переворачивая очередную страницу своего календаря, становится частью истории. В истории лежат как корни кардинальных современных проблем, так и многие ключи к их решению» [2, с. 5].
Изучение особенностей художественного образования российской провинции второй половины XIX века представляет несомненный интерес, так как в этот период в регионах России, в том числе Смоленской губернии, идёт поступательный процесс становления и развития различных организационных форм начального художественного образования. В ходе проведенного исследования нами были изучены материалы, посвященные историческим и педагогическим аспектам образования на территории губернии в XIX веке, документы Государственного архива Смоленской области.
Вопросы истории образования на территории Смоленской губернии в XIX веке представлены в работах М.В. Аксенова, И.П. Виноградова, П.Д. Шестакова, Ф.Ф. Шперка. Важную роль в сохранении данных о развитии региональной системы образования сыграл губернский статистический комитет, справочные книжки которого содержат не только данные об учебных заведениях губернии и их учителях, но и статьи по народному образованию в Смоленской губернии.
В советский период проблемами просвещения в Смоленской губернии занимались Т.Н. Куро и Г.Т. Рябков, в более поздний период - В.В. Афанасьев, Д.И. Будаев, Т.М. Леонтьева,
М.Е. Стеклов, А.Я. Трофимов, О.Э. Эрдман и другие. Вопросы художественного образования указанные выше авторы не затрагивают. Представленный в статье материал призван восполнить имеющиеся пробелы в характеристике развития отечественного художественного образования, позволяет дополнить историю отечественной педагогики фактическим материалом из истории развития художественного образования в Смоленской губернии.
В первой половине XIX века в российской провинции начинается процесс распространения начального художественного образования. Происходит введение рисования в число учебных предметов в губернских гимназиях и уездных училищах, создание первых частных рисовальных школ.
Ещё одной формой художественного образования рассматриваемого периода являются индивидуальные занятия с художником-педагогом. Так, в документах Государственного архива Смоленской области представлено свидетельство от 16 февраля 1834 года, подписанное гражданским губернатором Смоленска Н.И. Хмельницким. Из данного свидетельства мы можем узнать, что «живописец свободного звания Александр Мартьянов сын Федотов при отличном своем поведении занимался в Смоленске и в Губернии живописью с натуры портретов масляными и водяными красками, а также обучением детей рисованию карандашом и красками по точным правилам искусства. По успехам ими показанным родители остаются совершенно довольными» [3].
Индивидуальные занятия с художником, как одна из форм получения дополнительной профессиональной подготовки по изобразительному искусству, достаточно распространена в российской провинции и во второй половине XIX века. Так, будущий известный российский скульптор М.О. Микешин до поступления в Императорскую Академию художеств брал уроки рисунка и живописи у художника А.Е. Рокачевского в городе Рославле Смоленской губернии.
В целом, вторая половина XIX века характеризуется активным развитием региональной системы образования Смоленской губернии, отражающим общие тенденции становления российского государства. Создание новых типов учебных заведений сопровождается включением предмета «рисование» в их учебные
планы, ведущим к расширению количества учащихся губернского центра и уездных городов, приобретающих возможность получения начальной художественной подготовки.
Так, в начале 60-х годов XIX века в России начинается организация всесословных женских учебных заведений. «На основании положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения, Высочайше утвержденного в 10 день мая 1860 года, учреждено в городе Смоленске трехклассное училище с двухгодичным курсом для приходящих девиц всех сословий» [4, с. 3]. Предметы преподавания в нём разделяются на «обязательные и необязательные», среди которых были «французский язык, рисование и танцевание». В штате Смоленской Мариинской гимназии с 1862 года постоянно представлен учитель чистописания и рисования. Курс обучения в этом учебном заведении разделяется на 3 класса по два года в каждом. При этом на предмет «Чистописание и рисование» по плану Смоленской Мариинской гимназии выделяется в I классе - 3 часа, во II классе - 2 часа, в III классе - 2 часа. Ученицы, выбравшие данный предмет, имеют возможность заниматься рисованием два года по 3 часа в неделю и 4 года по 2 часа в неделю, то есть получить достаточно серьёзную художественную подготовку.
Также рисование представлено в этот период и в учебных планах мужских губернских гимназий. Из статистических сведений о преподавании изящных искусств в Смоленской мужской гимназии и в Смоленской Мариинской женской гимназии следует, что в 1871 число учащихся изящному искусству и рисованию в Смоленской мужской гимназии составляет 78 учеников, а в Смоленской Мариинской женской гимназии - 161. Отмечается, что «преподавание рисования ведется преимущественно с натуры и отчасти допускается копирование с лучших фотографий и картин известных художников» [5].
Ещё одним типом нового учебного заведения, созданного в рамках реформы российского образования 1872 года, становятся реальные училища. В Смоленске реальное училище было открыто в 1877 году по инициативе Губернского земства и при поддержке Городской думы. С 1880 года Смоленское реальное училище стало именоваться Александровским в честь Александра II. Количество уроков по предмету «рисование и черчение» в реальном училище по уставу 1872 года составляло в I классе - 6 часов, во II классе - 4 часа, в III классе - 4 часа, в IV классе - 4 часа, в V классе - 6 часов, в VI классе - 6 часов. В реальных училищах «рисование» рассматривалось «как перворазрядный предмет», о чем свидетельствует количество часов, отводимое на изучение данного предмета. Общее число учащихся Смоленского реального училища, охваченных начальным художественным образованием, составляло в 1888-89 учебном году 347 человек.
В уездных городах по «Положению о городских училищах» от 1872 года создаются городские училища со сроком обучения 6 лет, которые преобразовывались из уездных училищ или открывались вновь. Перед новым учебным заведением была поставлена задача - дать детям всех сословий расширенное начальное умственное и религиозно-нравственное воспитание. В Смоленской губернии были преобразованы Дорогобужское (1874), Сычевское (1876), Смоленское (1877), Рославльское (1877), Поречьское (1877), Гжатское (1878), Бельское (1879) уездные училища и на их базе созданы городские училища. В других городах было рекомендовано открывать городские училища за счёт городской казны. «Рисование» как учебный предмет было сохранено в учебных планах новых учебных заведений. В 1881 году в Смоленской губернии работают 12 городских училищ с общей численность учеников, охваченных начальным художественным образованием, 1926 человек [6, с. 110].
К 1889 году в Смоленской губернии возможность получения подготовки по рисованию имели учащиеся трех мужских гимназий и одной мужской прогимназии, двух женских гимназий и восьми женских прогимназий, Александровского реального училища и 13 городских училищ.
Еще одной формой художественной подготовки для жителей Смоленска становятся воскресные рисовальные классы. В 1867 году сверхштатным учителем рисования, черчения и чистописания в Смоленскую гимназию был определен циркуляром по Московскому Учебному Округу от 11 июля № 131 неклассный художник Алексей Павлович Павлов.
Появление нового педагога способствовало оживлению художественной жизни города. В 1868 году по прошению директора училищ Смоленской губернии при Смоленской гимназии были открыты воскресные классы рисования, преподавателем в
которых и был назначен новый учитель гимназии А.П. Павлов. В прошении указывалось, что открытие воскресных рисовальных классов производится «в удовлетворение заявлений, высказываемых многими лицами смоленского общества о пользе устройства даровых классов рисования для развития этого искусства...» [7].
Воскресные рисовальные классы при Смоленской гимназии давали возможность получения начальной художественной подготовки не только детям, но и взрослым. Открытие рисовальных классов свидетельствует о росте в обществе интереса к распространению художественного образования.
При этом в сельских школах рассматриваемого периода задача обучения основам изобразительного искусства и рисования не считается актуальной. Исключением из общего правила и примерами организации сельского учебного заведения второй половины XIX века, в котором решались проблемы индивидуального подхода к крестьянским детям и создания условий для получения ими начального художественного образования в Смоленской губернии, являются школа С.А. Рачинского в имении Татево и М.К. Тенишевой в имении Талашкино.
В 1875 году в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии профессор Московского университета С.А. Рачинский на свои средства открыл школу с четырехлетним сроком обучения. Личность С.А. Рачинского-педагога, его эрудиция и высочайший уровень культуры оказали решающее влияние на организацию учебного процесса в созданной им народной школе.
Важнейшей составляющей педагогического процесса С.А. Рачинский считал религиозно-нравственное воспитание учащихся. Но в Татевской школе крестьянские дети изучали не только закон Божий, русский язык и арифметику. С.А. Рачинским были оборудованы специальные классы - «певческая» и художественная мастерская, в которой занятия по рисованию, черчению и живописи проводил сам С.А. Рачинский и муж его сестры Э.А. Дмитриев-Мамонтов. Педагог бережно относился к дарованиям каждого ученика и старался сделать все, чтобы развить этот талант. Известность получил школьный хор, с которым во время посещения Татева занимался руководитель Придворной певческой капеллы С.В. Смоленский.
Особенность организации деятельности Татевской школы состояла в том, что школа не закрывалась на лето. Специальные летние уроки живописи для одаренных детей проводил приезжавший в Татево художник Э.А. Дмитриев-Мамонов, выпускник Императорской Академии художеств. Именно эти дополнительные летние художественные занятия под руководством профессионального художника сыграли важную роль в развитии талантов будущих художников, а в то время простых крестьянских мальчиков Н. Богданова-Бельского, Т. Никонова, И. Петерсона. Идея С.А. Рачинского о приглашении известного художника для проведения на базе школы летних занятий изобразительным искусством с одаренными детьми и сегодня не теряет своей актуальности.
Ещё один пример организации сельского учебного заведения, в котором успешно решались задачи художественного образования крестьянских детей, - сельскохозяйственная школа княгини М.К. Тенишевой в имении Талашкино Смоленской губернии.
В 1896 году М.К. Тенишева на хуторе Фленово на свои средства строит новое школьное здание и открывает министерскую двухклассную школу с элементарным курсом по сельскому хозяйству. Министерский школьный устав не отвечал намеченным М.К. Тенишевой задачам, и она самостоятельно разработала для школы такие учебные планы, в которых значительное место отводилось различным ремеслам и рисованию. Для занятий с учениками в школьных мастерских были приглашены специальные мастера - резчики по дереву, гончары, вышивальщицы и кружевницы.
В годовом отчёте о состоянии Талашкинской низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда указывается: «Учебный год продолжается 5 лет и разделяется на 5 классов: 2 приготовительных и 3 специальных. В школе преподаются общеобразовательные предметы в объеме курса 2-классных школ М.Н.П., основные сведения из естественных наук, земледелие, скотоводство, геометрия, землемерие, садоводство, огородничество, главнейшие законы, относящиеся до крестьянского быта и ремесла - столярное, кузнечное и плотничье, а для девочек - рукоделья. Кроме того, преподается музыка (игра на балалайках), пение и рисование» [8, с. 82].
Важным звеном формирующейся в России системы художественного образования во второй половине XIX века становятся
рисовальные школы, в задачи которых входит как содействие «художественному развитию местного населения», так и подготовка молодёжи к поступлению в ведущие художественные учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга. В Смоленске в 1896 году также была создана рисовальная школа. Ее на свои средства открывает в губернском центре известный общественный деятель княгиня М.К. Тенишева. Княгине удалось привлечь к созданию и работе Смоленской рисовальной школы крупнейшего русского художника И.Е. Репина.
Многие рисовальные школы второй половины XIX века давали своим ученикам как художественную, так и художественно-промышленную подготовку. Создавая школу, М.К. Тенишева видела главную цель в том, чтобы дать мастеровым «знание рисования, которое в их работе очень ценно». Но губернский Смоленск в 90-е годы XIX века обеспечивал не очень благоприятные условия для реализации планов княгини. Низкий промыш-ленно-экономический уровень развития города и региона в целом приводят к кому, что местные ремесленники не проявляют интереса к начинанию княгини. Основным в Смоленской рисовальной школе становится художественное направление - «дать художественное развитие желающим заняться искусством и подготовить их, смотря по способностям, в Академию художеств» [8, с. 184]. Была разработана специальная программа обучения для подготовки к поступлению в столичные художественные учебные заведения.
Для размещения рисовальной школы в Смоленске было построено новое двухэтажное здание. Благодаря И.Е. Репину и княгине М.К Тенишевой Смоленская рисовальная школа была хорошо оснащена необходимыми наглядными пособиями. Заведовать школой был приглашён ученик И.Е. Репина художник А.А. Куренной. «Будучи в Смоленской рисовальной школе, я был руководим Ильей Ефимовичем, и он никогда
Библиографический список
не отказывал мне в советах лично или письменно», - пишет он в своих воспоминаниях [8, с. 181]. А.А. Куренной вспоминал, что И.Е. Репин постоянно интересовался делами школы и в 1897 году посетил её. Известный художник «остался вполне доволен устройством самой студии и её освещением» [8, с. 186] .
Художник-педагог, руководитель Витебской школы рисунка и живописи Ю.М. Пэн, посетивший Смоленскую рисовальную школу годом позже, отмечал, что она «устроена образцово и отвечает всем требованиям, которые могут быть предъявлены к учебному заведению такого типа», а «успехи учеников не оставляют желать лучшего» [9].
Когда интерес М.К. Тенишевой к работе школы и её финансированию снизился, И.Е. Репин в письме А.А. Куренному от 23 апреля 1898 года посоветовал обратиться за финансовой и методической поддержкой школы в Академию художеств. К сожалению, рекомендации И.Е. Репина об обращении губернатора к Академии художеств не были реализованы, и школа, внесшая заметный вклад в оживление художественной жизни губернии, прекратила свое существование в 1899 году.
Таким образом, во второй половине XIX века на территории Смоленской губернии, как и в других регионах России, идёт активный процесс становления и развития различных организационных форм начального художественного образования. Среди них можно выделить индивидуальные занятия с художником-педагогом на дому ученика или в художественной мастерской; индивидуально-групповые занятия с художником-педагогом, организуемые летом на базе сельского учебного заведения (школа С.А. Рачинского); уроки рисования в учебных заведениях Министерства народного просвещения; воскресные рисовальные классы, организуемые учителями рисования; занятия в рисовальной школе.
1. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Available at: http://gzalilova.narod.ru>
2. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX- начале XX века. Москва, 2011; Т. 1.
3. Дело по прошению из вольноотпущенных художника Федотова об определении его в число приготовляющихся к учительскому званию при гимназии по части рисовального искусства и об утверждении его настоящим учителем оного искусства. Свидетельство от 16 февраля 1834 года. ГАСО. Ф. 45; Оп.1; Д. 123; Л. 2.
4. Памятная книжка Смоленской губернии на 1862 год. Смоленск, 1862.
5. Дело о высылке в Академию художеств лучших рисунков учеников Смоленской гимназии на конкурс. Сведения о преподавании изящных искусств в Смоленской мужской гимназии и Смоленской Мариинской женской гимназии. ГАСО. Ф. 45; Оп. 1; Д. 2594; Л. 26.
6. Шперк Ф.Ф. Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии. Смоленск, 1899.
7. Переписка с Попечителем Московского учебного округа об открытии воскресного класса черчения и рисования при Смоленской гимназии. Письмо Директора училищ Смоленской губернии Попечителю Московского учебного округа. ГАСО. Ф. 45; Оп. 1; Д. 2356; Л. 5.
8. Талашкино: Сборник документов. Составитель Л.С. Журавлева. Смоленск, 1995.
9. Смоленский вестник . 1898; 37.
References
1. Koncepciya hudozhestvennogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Available at: http://gzalilova.narod.ru>
2. Dneprov 'E.D. Rossijskoe obrazovanie vXIX- nachale XX veka. Moskva, 2011; T. 1.
3. Delo po prosheniyu iz vol'nootpuschennyh hudozhnika Fedotova ob opredelenii ego v chislo prigotovlyayuschihsya k uchitel'skomu zvaniyu pri gimnazii po chasti risoval'nogo iskusstva i ob utverzhdenii ego nastoyaschim uchitelem onogo iskusstva. Svidetel'stvo ot 16 fevralya 1834 goda. GASO. F. 45; Op.1; D. 123; L. 2.
4. Pamyatnaya knizhka Smolenskojgubernii na 1862 god. Smolensk, 1862.
5. Delo o vysylke v Akademiyu hudozhestv luchshih risunkov uchenikov Smolenskoj gimnazii na konkurs. Svedeniya o prepodavanii izyaschnyh iskusstv v Smolenskoj muzhskoj gimnazii i Smolenskoj Mariinskoj zhenskoj gimnazii. GASO. F. 45; Op. 1; D. 2594; L. 26.
6. Shperk F.F. Kratkij istoricheskij ocherk narodnogo obrazovaniya v Smolenskoj gubernii. Smolensk, 1899.
7. Perepiska s Popechitelem Moskovskogo uchebnogo okruga ob otkrytii voskresnogo klassa chercheniya i risovaniya pri Smolenskoj gimnazii. Pis'mo Direktora uchilisch Smolenskoj gubernii Popechitelyu Moskovskogo uchebnogo okruga. GASO. F. 45; Op. 1; D. 2356; L. 5.
8. Talashkino: Sbornik dokumentov. Sostavitel' L.S. Zhuravleva. Cmolensk, 1995.
9. Smolenskij vestnik . 1898; 37.
Статья поступила в редакцию 15.03.16
УДК 378
Pereverzeva Yu.S., teacher (Economics), College of Modern Technology (Izobilny, Russia), E-mail: [email protected] Filimonuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Izobilny, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGY OF ORGANIZING CULTURAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION. The authors share their experience in organization of cultural and moral education of students in an educational institution. In the course of the experiment, conducted by the authors, their own course of "Moral culture as a value" was introduced into education. The course focuses on moral education of a modern, intelligent, moral, healthy and creative young man with progressive thinking. A particular feature of the course is its adaptability to work in any educational institution (organization). The course contents ensures the realization of intellectual, moral and creative potential of students through a balanced distribution of activities, talks and workshops. The study was conducted on a basis of educational institutions of Stavropol and Stavropol Region. The adoption of values