3. Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Алехиной. Москва: МГППУ, 2015: 20 - 24.
4. Максимова Н.А. Особенности использования информационно-образовательной среды в рамках инклюзивного обучения. Современные проблемы науки и образования. 2014; 4. Available at: http://www.science-education.rU/pdf/2014/4/268.pdf
5. Роберт И.В. Основные тенденции развития информационно-коммуникационной среды. Москва: ИИО РАО, 2011.
6. Артюхина М.С. Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды вуза. Современные проблемы науки и образования. 2014; 6. Available at: http://www.science-education.ru/120-17006
7. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Клешнина И.И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения. Вестник Казанского государственного технологического университета. 2014; Т. 17; № 8: 308 - 315.
8. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. Москва: ТЦ Сфера, 2004.
9. Инклюзивное образование. Вып. 1. Сост. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. Москва: Центр «Школьная книга», 2010.
10. Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва). Редколлегия: С.В. Алехина и др. Москва: МГППУ, 2001: 9 - 11.
11. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями. Теория и практика общественного развития. 2012; 3: 107 - 112.
12. Стабс С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах. Москва: Наука, 2002.
References
1. Candakova L.G. Informacionno-tehnologicheskaya paradigma obrazovaniya: gumanisticheskaya suschnost' i konceptual'nye osnovy. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Ulan-Ud'e, 2003.
2. Rubcova S.Yu. Informacionno-gumanisticheskaya paradigma obrazovaniya buduschego specialista. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; 15: 26 - 36.
3. Alehina S.V. Osnovnoj vopros razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sb. materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej S.V. Alehinoj. Moskva: MGPPU, 2015: 20 - 24.
4. Maksimova N.A. Osobennosti ispol'zovaniya informacionno-obrazovatel'noj sredy v ramkah inklyuzivnogo obucheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 4. Available at: http://www.science-education.ru/pdf/2014/4/268.pdf
5. Robert I.V. Osnovnye tendenciirazvitiya informacionno-kommunikacionnojsredy. Moskva: IIO RAO, 2011.
6. Artyuhina M.S. Interaktivnoe vzaimodejstvie kak osnova obrazovatel'noj sredy vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 6. Available at: <http://www.science-education.ru/120-17006>
7. Artyuhina M.S., Artyuhin O.I., Kleshnina I.I. Apparatnaya sostavlyayuschaya interaktivnyh tehnologij obrazovatel'nogo naznacheniya. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2014; T.17; № 8: 308 - 315.
8. Lipskij I.A. Social'naya pedagogika. Metodologicheskij analiz. Moskva: TC Sfera, 2004.
9. Inklyuzivnoe obrazovanie. Vyp. 1. Sost. S.V. Alehina, N.Ya. Semago, A.K. Fadina. Moskva: Centr «Shkol'naya kniga», 2010.
10. Nazarova N.M. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy obrazovatel'noj integracii. Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, tehnologiya: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (20-22 iyunya 2011, Moskva). Redkollegiya: S.V. Alehina i dr. Moskva: MGPPU, 2001: 9 - 11.
11. Egorov P.R. Teoreticheskie podhody k inklyuzivnomu obrazovaniyu lyudej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2012; 3: 107 - 112.
12. Stabs S. Inklyuzivnoe obrazovanie pri ogranichennyh resursah. Moskva: Nauka, 2002.
Статья поступила в редакцию 26.04.16
УДК 378
Ziyaudinova S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru
Ziyaudinov M.D., Cand. of Sciences (Mathematics, Physics), Professor, Department of Computer Science, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru
Radzhabaliev G.P., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Department of Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru
DIDACTIC POTENTIAL OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The article reveals the didactic potential of electronic educational resources, discusses their features and types, which can be used in independent work of students. The use of electronic educational resources in the educational process has a great didactic potential. The electronic educational resources allow the teacher to organize workshops in the form of independent work at the computers, while performing the functions of a director and consultant; mobile and effective monitoring of students' knowledge with the use of a computer-based control; to vary the contents and complexity of tasks. The author concludes that electronic educational resources in the organization of independent work of students are a tool that allows the teacher to monitor academic achievement. On the other hand, they let students to independently develop theoretical principles and master the practical use of the material to form the interest and positive motivation towards learning, which improves the quality of the organization of the educational process.
Key words: E-learning resources, independent work, electronic book, computer testing.
С.М. Зияудинова, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru М.Д. Зияудинов, канд. ф.-м. наук, проф. каф. информатики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru
Г.П. Раджабалиев, канд. техн. наук, доц., зав. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В данной статье раскрывается дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов (ЭОР), рассматриваются их особенности, виды, которые могут быть использованы в самостоятельной работе студентов. Использование эОр в образовательном процессе несёт большой дидактический потенциал. Авторы делают вывод о том, что электронные образова-
тельные ресурсы в организации самостоятельной работы студентов являются инструментом, позволяющим преподавателю контролировать учебные достижения, обучающимся - самостоятельно осваивать теоретические положения и овладевать практическим использованием материала, формировать интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе, что в свою очередь способствует повышению качества организации образовательного процесса.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, самостоятельная работа, электронный учебник, компьютерное тестирование.
Современное образование претерпевает кардинальные изменения в связи с введением новых стандартов. Задача образования на сегодняшний день - готовить людей, способных и готовых психологически всю жизнь учиться. Мир непрерывно меняется и человек должен быть готов к непрерывному образованию и переквалификации. В этой связи важным умением учащегося, студента, да и любого человека является готовность самостоятельно добывать знания, так как от неё напрямую зависят результаты учебной и в дальнейшем профессиональной деятельности. На сегодняшний день в образовательном пространстве России определенную нишу занимают электронные образовательные ресурсы. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) представляет собой некоторое содержание определенной предметной области в электронном виде, воспользоваться которым можно с помощью различных электронных устройств (персонального компьютера, планшета, мультимедийного проектора, интерактивной доски) и сети интернет [1].
Использование ЭОР в образовательном процессе несет большой дидактический потенциал. ЭОР позволяет преподавателю: проводить практические занятия в форме самостоятельной работы за компьютерами, выполняя при этом функции руководителя и консультанта; мобильно и эффективно осуществлять контроль знаний обучаемых с применением компьютерного тестового контроля; варьировать содержание и уровень сложности заданий; индивидуализировать работу, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий. Для обучаемых ЭОР дают: компьютерную визуализацию учебной информации; дифференцированный подход в обучении - когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную траекторию своего развития; развитию у студентов навыков самостоятельной работы. С помощью ЭОР студенты имеют возможность в высокой степени усваивать изложенный материал, работать в индивидуальном темпе, проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, находить самостоятельные решения поставленных проблем. ЭОР можно применять как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. Занятия с применением ЭОР позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Кроме того, для лучшего усвоения учебного материала очень важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия, так как одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой и эмоциональностью. Эти особенности важно учитывать при разработке ЭОР Взаимодействуя с ЭОР, организм обучаемого, воспринимает информацию с помощью аудиовизуальных средств, находясь под воздействием мощного потока качественно необычной информации. Воспринимаемая таким образом информация создает эмоциональную основу, благодаря которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, и как результат - информация усваивается намного лучше.
Особенностями ЭОР являются такие их свойства как муль-тимедийность, моделирование и интерактивность. Они же обеспечивают эффективность использования ЭОР в самостоятельной работе студентов. Под мультимедийностью понимается возможность одновременного воспроизведения на мониторе компьютера информации, различных объектов, звука, анимации [2]. Виртуальная реальность, сочетающая в себе трехмерный визуальный ряд и стереозвук, является наивысшей реализацией средств мультимедиа. Моделирование представляет собой процесс создания модели, в ЭОР оно может быть представлено фрагментом реального или воображаемого мира.
Широкое применение компьютерных технологий в образовательном процессе, в частности, использование ЭОР позволяет расширить рамки самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов - непременный атрибут всех форм обучения во всех высших учебных заведениях. Ее суть заключается в развитии умений самостоятельного получения новых знаний путем личного поиска информации. Причем роль преподавателя - направлять познавательную активность студента, а
роль студента - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность. Выделяют два направления самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная. Если говорить о студентах заочного и дистанционного обучения, то самостоятельная работа является ведущей формой обучения, так как на нее отводится большее количество часов изучения курса. В рамках аудиторных занятий студенты - заочники не имеют возможности овладеть дисциплиной, и поэтому предполагается, что они в период между сессиями должны самостоятельно изучать материалы учебных дисциплин по различным источникам информации. Это могут быть традиционные печатные источники, такие как: учебники, периодические издания, специализированные книги, монографии, практикумы и др. Могут быть и различные виды ЭОР федеральных и региональных образовательных порталов [3].
Остановимся на видах ЭОР, которыми могут воспользоваться студенты в самостоятельной работе:
- Электронный учебник представляет собой электронное издание, содержащее красочную, мультимедийную информацию. В нем могут быть использованы видеофильмы, фрагменты звука, фрагменты лекций лучших преподавателей. Электронный учебник имеет гипертекстовую структуру, что позволяет студенту изучать материал по выбранной им траектории и в выбранном им темпе. Как правило, в него бывает заложена тестирующая часть, позволяющая студенту проверить знания.
- Электронный справочник - это электронное издание, содержащее справочную информацию. Обычно он содержит кроме информации, дублирующей учебник еще и дополнительную информацию: список терминов, или слов изучаемого языка, или имен цитируемых авторов и т. д.
- Компьютерный задачник - это электронное издание, предназначенное для отработки приемов решения задач. Студент, используя его в самостоятельной работе, имеет возможность наглядно увидеть, как связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
- Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры предназначены для отработки, закрепления знаний, умений и навыков студентов. Компьютерные модели предназначены для моделирования определенных явлений, могут быть использованы для демонстрации явлений, для отработки навыков управления моделируемыми процессами. Компьютерный лабораторный практикум дает студенту возможность наблюдать имитируемые процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах; с его помощью студенты могут смоделировать эксперимент, который невозможно провести в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента, позволяя наблюдать в ускоренном режиме явления, которые в реальном времени могли бы занимать месяцы и годы.
- Компьютерная тестирующая система представляет собой систему контроля и самоконтроля учебных достижений студентов. В настоящее время разработано много программных оболочек для создания компьютерных тестов. В виду легкости их создания любой педагог может создавать и широко применять их в процессе изучения различных дисциплин, на занятиях и при организации самостоятельной работы. Такой вид контроля разгружает преподавателя и появляется возможность самоконтроля студентов, более частого контроля знаний, а это, в свою очередь, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Таким образом, можно сказать, что ЭОР в организации самостоятельной работы студентов - это инструмент, позволяющий изменить роли преподавателя (направляет) и студентов (активное самостоятельное получение информации); контролировать учебные достижения; самостоятельно осваивать теоретические положения и овладевать практическим использованием материала; воздействовать на профессионализацию студентов, формировать интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Интерактивность ЭОР способствует повышению качества организации образовательного процесса.
Библиографический список
1. Синаторов С.В Знакомство с ЭОР Available at: http://eor.it.ru/eor/mod/scorm/player.php?a=96ntorg=ORG_F3B03F211AC44F47B3734E BAEA9A8D3E&scoid=1144
2. Мосолков А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. Available at: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8. html
3. Электронные образовательные ресурсы. Available at: http://www.eorhelp.ru References
1. Sinatorov S.V Znakomstvo s EOR. Available at: http://eor.it.ru/eor/mod/scorm/player.php?a=96ntorg=ORG_F3B03F211AC44F47B3734EB AEA9A8D3E&scoid=1144
2. Mosolkov A. E. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya. Available at: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html
3. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy. Available at: http://www.eorhelp.ru
Статья поступила в редакцию 20.04.16
УДК 378
Gasanova S.H., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: sapiyat@bk.ru Karayeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: karaeva1971@list.ru Magaramova D.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching the Russian Language and Literature, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: magaramova1956@mail.ru
ABOUT THE SOCIAL ROLE OF DIDACTIC MATERIAL IN RAISING AND EDUCATION OF PUPILS. In the article the authors state the importance of the principle of protection of national cultures and traditions by means of an educational system in conditions of a multinational republic. The authors note that the main goal of polycultural education is expressed in formation of a person, capable to active and effective activity in the multinational environment having the developed feeling of understanding and respect to other cultures, abilities to live in peace with people of different nationalities, races and beliefs. The authors emphasize that in the course of polycultural education children get used to their native culture, and later to the Russian and the world's culture. The research tells the necessity of making educational complexes with didactic materials that meet a number of requirements.
Key words: national culture, polycultural education, ethnoculture, didactic material, raising and education of pupils.
С.Х. Гасанова, канд. филол. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального языкового образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: sapiyat@bk.ru С.А. Караева, канд. пед. наук, доц. каф.теоретических основ и технологий начального языкового образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: karaeva1971@list.ru Д.А. Магарамова, канд. фил. наук, доц. каф. теории и методики обучения русскому языку и литературе, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail:magaramova1956@mail.ru
О СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается важность принципа защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонациональной республики. Авторы отмечают, что главная цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. В процессе поликультурного образования, подчёркивают авторы, осуществляется приобщение ребёнка к родной культуре, а от неё - к российской и мировой. Это вызывает необходимость создания в едином ключе учебных комплексов, включение в них дидактических материалов, отвечающих ряду требований.
Ключевые слова: национальная культура, поликультурное образование, этнокультура, дидактический материал, обучение и воспитание учащихся.
В последние годы одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонациональной республики.
Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован в образовательном процессе со специфической этнокультурной направленностью (коннотацией). В начале XXI века образование Дагестана вышло на уровень становления этнокультурного и личностно-ориентированного систем образования.
Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. При этом одной из приоритетных задач является глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры.
В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от неё - к российской и мировой. Это вызывает необходимость создания в едином ключе учебных комплексов, включение в них дидактических материалов (комплекса заданий и упражнений, самостоятельных и контрольных работ, используемых учителем для реализации нормативно заданных программ), отвечающих ряду требований. Важнейшим требованием является критерий правильности, образцовости, чистоты, культуры русской речи. Этому способствует включение в учебники образцового языкового материала.[1]
Дидактический материал должен соответствовать трём функциям:
1. Образовательной, предполагающей введение языковых понятий с учётом закономерностей языка, правил его функционирования.
В классах с разнонациональным составом учащихся изучение понятий должно связываться, с учётом транспозиции и отрицательных интерферентных влияний, с соответствующими понятиями и закономерностями родного языка. Выдвинутый еще