Научная статья на тему 'О социальной роли дидактического материала в обучении и воспитании учащихся'

О социальной роли дидактического материала в обучении и воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION / ЭТНОКУЛЬТУРА / ETHNOCULTURE / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / DIDACTIC MATERIAL / RAISING AND EDUCATION OF PUPILS / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова С. Х., Караева С. А., Магарамова Д. А.

В статье рассматривается важность принципа защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонациональной республики. Авторы отмечают, что главная цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. В процессе поликультурного образования, подчёркивают авторы, осуществляется приобщение ребёнка к родной культуре, а от неё к российской и мировой. Это вызывает необходимость создания в едином ключе учебных комплексов, включение в них дидактических материалов, отвечающих ряду требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SOCIAL ROLE OF DIDACTIC MATERIAL IN RAISING AND EDUCATION OF PUPILS

In the article the authors state the importance of the principle of protection of national cultures and traditions by means of an educational system in conditions of a multinational republic. The authors note that the main goal of polycultural education is expressed in formation of a person, capable to active and effective activity in the multinational environment having the developed feeling of understanding and respect to other cultures, abilities to live in peace with people of different nationalities, races and beliefs. The authors emphasize that in the course of polycultural education children get used to their native culture, and later to the Russian and the world''s culture. The research tells the necessity of making educational complexes with didactic materials that meet a number of requirements.

Текст научной работы на тему «О социальной роли дидактического материала в обучении и воспитании учащихся»

Библиографический список

1. Синаторов С.В Знакомство с ЭОР. Available at: http://eor.it.ru/eor/mod/scorm/player.php?a=96ntorg=ORG_F3B03F211AC44F47B3734E BAEA9A8D3E&scoid=1144

2. Мосолков А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. Available at: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8. html

3. Электронные образовательные ресурсы. Available at: http://www.eorhelp.ru References

1. Sinatorov S.V Znakomstvo s EOR. Available at: http://eor.it.ru/eor/mod/scorm/player.php?a=96ntorg=ORG_F3B03F211AC44F47B3734EB AEA9A8D3E&scoid=1144

2. Mosolkov A. E. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya. Available at: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html

3. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy. Available at: http://www.eorhelp.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.16

УДК 378

Gasanova S.H., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Karayeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Magaramova D.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching the Russian Language and Literature, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

ABOUT THE SOCIAL ROLE OF DIDACTIC MATERIAL IN RAISING AND EDUCATION OF PUPILS. In the article the authors state the importance of the principle of protection of national cultures and traditions by means of an educational system in conditions of a multinational republic. The authors note that the main goal of polycultural education is expressed in formation of a person, capable to active and effective activity in the multinational environment having the developed feeling of understanding and respect to other cultures, abilities to live in peace with people of different nationalities, races and beliefs. The authors emphasize that in the course of polycultural education children get used to their native culture, and later to the Russian and the world's culture. The research tells the necessity of making educational complexes with didactic materials that meet a number of requirements.

Key words: national culture, polycultural education, ethnoculture, didactic material, raising and education of pupils.

С.Х. Гасанова, канд. филол. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального языкового образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] С.А. Караева, канд. пед. наук, доц. каф.теоретических основ и технологий начального языкового образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Д.А. Магарамова, канд. фил. наук, доц. каф. теории и методики обучения русскому языку и литературе, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail:[email protected]

О СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматривается важность принципа защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонациональной республики. Авторы отмечают, что главная цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. В процессе поликультурного образования, подчёркивают авторы, осуществляется приобщение ребёнка к родной культуре, а от неё - к российской и мировой. Это вызывает необходимость создания в едином ключе учебных комплексов, включение в них дидактических материалов, отвечающих ряду требований.

Ключевые слова: национальная культура, поликультурное образование, этнокультура, дидактический материал, обучение и воспитание учащихся.

В последние годы одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонациональной республики.

Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован в образовательном процессе со специфической этнокультурной направленностью (коннотацией). В начале XXI века образование Дагестана вышло на уровень становления этнокультурного и личностно-ориентированного систем образования.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. При этом одной из приоритетных задач является глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от неё - к российской и мировой. Это вызывает необходимость создания в едином ключе учебных комплексов, включение в них дидактических материалов (комплекса заданий и упражнений, самостоятельных и контрольных работ, используемых учителем для реализации нормативно заданных программ), отвечающих ряду требований. Важнейшим требованием является критерий правильности, образцовости, чистоты, культуры русской речи. Этому способствует включение в учебники образцового языкового материала.[1]

Дидактический материал должен соответствовать трём функциям:

1. Образовательной, предполагающей введение языковых понятий с учётом закономерностей языка, правил его функционирования.

В классах с разнонациональным составом учащихся изучение понятий должно связываться, с учётом транспозиции и отрицательных интерферентных влияний, с соответствующими понятиями и закономерностями родного языка. Выдвинутый еще

Л.В. Щербой сопоставительный принцип предполагает использование дидактического материала на сопоставление родного и русского языка [2].

Она выражается в отклонениях от нормы второго языка под влиянием первого, то есть в иноязычном акценте. Как известно, интерференция обусловлена различиями языковых систем и может возникать на всех языковых уровнях (фонетическом, грамматическом, лексическом и других).

Избежать явления интерференции поможет более глубокое усвоение изучаемого языка, знакомство с его спецификой.

На наш взгляд, эта задача может быть решена следующим образом:

• с целью выявления самобытности изучаемого языка следует использовать на занятиях сопоставительный метод;

• необходимо создавать условия для осуществления учащимися поисковой деятельности, для чего следует включать в занятия поисковые задачи.

Психологи утверждают, что знания, приобретенные самостоятельно, прочнее и глубже, чем знания, пассивно вложенные в голову учеников. Задания сопоставительного характера не только помогают развить творческую активность учащихся, умственную самостоятельность, но и способствуют:

• развитию творческого и логического мышления;

• развитию речи учащихся;

• вызывают интерес к изучению языка;

• позволяют увидеть специфику изучаемого языка, его общие и отличительные свойства по сравнению с родным языком.

Задания сопоставительного характера должны создавать проблемную (поисковую) ситуацию на уроке, т. е. это должны быть поисковые задачи. Определение поисковой задачи по русскому языку дано Т.В. Напольновой: «...это такой вид поискового задания, в процессе выполнения которого учащиеся без непосредственного участия учителя овладевают новыми знаниями, новыми способами их добывания, самостоятельно анализируя языковые явления». [3] Поисковые задачи отличаются от упражнений, при выполнении которых ученики работают по образцу, применяют известные им знания в знакомой ситуации.

Покажем возможность применения поисковых задач сопоставительного характера при изучении русского словообразования в дагестанской национальной школе. Словообразование - область, в которой не так отчётливо отражается влияние соседствующего языка. Типологическое различие сказывается, прежде всего, в морфологическом строе: отсутствии категории рода в родном языке, своеобразный способ передачи эмоциональной оценки предмета речи, различия в категории «одушевленность/неодушевленность», склонении и т. д. В русском языке семантика аффикса многопланова. Аффиксы присоединяются к корневым морфемам в определенной последовательности, и каждый аффикс привносит в общее словообразовательное значение свой, только ему присущий смысл. Имеется принципиально различное распределение смыслонесущих средств внутри номинативной единицы русского и дагестанских языков. Поскольку в родных языках жителей Дагестана приставки не имеют семантического значения (например, в кумыкском языке приставок нет), тема эта является одной из трудных для учащихся-дагестанцев. Изучение темы можно начать с такой задачи:

- Какая часть русского слова меняет его лексическое значение? Какое значение она вносит?

По- гетди

При- шел гелди

Во- гирди

Вы- чыкъды

Уменьшительно-ласкательное значение передаётся в родном языке аналитически, потому учащимся следует предложить такую поисковую задачу:

- Какая часть в русском слове придаёт ему уменьшительно-ласкательное значение? Докажите.

Гусенок -къазныбаласы

Зайчонок - къоянныбаласы

Коврик - гиччихалча

Поисковые задачи позволяют углубить знания учащихся, индивидуализировать процесс обучения.

Дидактический материал должен отражать преемственность и межпредметные связи. Нужна централизация в создании учебных комплексов.

Образовательная функция дидактических материалов должна включать определенный объем сведений, расширяющих

знания учащихся о природе, культуре, традициях своей республики, о жизни дагестанского общества.

2. Воспитательная функция предполагает подбор текстов, воспитывающих у учеников любовь к Родине, к ее природе и людям, уважение к труду, к профессиям, интернационализм, толерантность.

Содержание этноматериала должно быть ориентировано на следующее: на национальное самосознание, осмысление места и роли родного языка, познание народных традиций, обычаев, истории этносов как субъектов Дагестана. В основу этого понимания положена этнопедагогическая формула Г.Н. Волкова: «Без памяти (истории) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет ни духовности, ни гуманности, без них нет личности, без личности нет народа» [4].

Эту мысль в своём исследовании четко определяет В.И. Ма-тис: «Главная цель поликультурного образования, выводимая из определения роли этнического фактора в российском обществе, состоит в том, чтобы помочь подрастающим поколениям развить их межкультурную компетентность» [5]. На практике мы сталкиваемся с совершенно иной реализацией этих тезисов.

В числе воспитательных возможностей, заложенных в дидактическом материале по русскому языку, можно отметить:

- формирование у школьников понимания социальной роли языка и взаимосвязи языков народов, населяющих нашу страну;

Понимание социальной роли языка даётся не только путём объяснения, но и косвенно, в определении языковых явлений, подборе определённых текстов.

- формирование научного мировоззрения;

Введение элементов историзма (исторические справки в объяснении явлений современного языка), показ процессов заимствования, взаимообогащения, современных процессов развития языка формируют понимание языка как социального инструмента, важнейшего средства человеческого общения.

- воспитание любви к литературе;

Этому способствуют предназначенные для анализа, чтения, тексты, принадлежащие мастерам слова (русским, дагестанским писателям).

- направленность на самовыражение учащихся в ходе их речевого творчества.

Каналом самовыражения служат упражнения в самостоятельной речи: сочинения, устные рассказы, выступления, доклады, статьи, письма и т. п. Тематика текстов должна включать учащихся в общественную жизнь, помогать определить свои нравственные идеалы, жизненную позицию.

3. Развивающая функция предполагает, что дидактические материалы должны отвечать требованиям развивающего обучения. В этом случае должны учитываться уровни заданий и упражнений в учебнике. В педагогике имеются шкалы таких уровней:

1) воспроизводящий уровень;

2) уровень применения знаний и умений в аналогичных условиях;

3) уровень применения знаний в частично измененных условиях;

4) уровень применения знаний в новых условиях;

5) уровень, когда ученик выбирает алгоритм решения задачи из числа известных;

6) уровень, на котором ученик сам определяет, в чем состоит задача, сам выбирает правило, сам составляет алгоритм применения этого правила.

С целью развития познавательных способностей учащихся при подборе дидактического материала следует учитывать следующее:

• он должен формировать основные логические операции: группировку, классификацию, конкретизацию, обобщение, сравнение, абстрагирование, определение понятий, построение суждений и умозаключений;

• быть направленным на использование методов и приемов обучения, требующих высокой познавательной активности учащихся, самостоятельности в решении проблемных (познавательных) задач;

• развивать творческую деятельность учащихся;

• способствовать развитию устной и письменной речи.

Помимо названных требований материал должен быть связан со вторым изучаемым языком, с литературой; включать упражнения, способствующие усвоению орфоэпии, культуры речи.

Эффективное включение этнического материала требует разработки следующих вопросов:

• диагностирования уровня сформированности «этнокуль-турности» личности, т. е. её существенных особенностей национального характера, этнической идентичности и самоконцепции в данной этнокультуре (стили вербального и невербального общения);

Библиографический список

• определение нормы, роли и правил, регулирующие общение; особенности социально-когнитивных и аффективных процессов коммуникативного поведения;

• рациональными приемами умственной деятельности учащихся.

1. Асадулаева Ф.Р, Караева С.А., Абасалиева Д.З. Родной язык как средство приобщения обучающихся начальной школы к национальным истокам. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5: 142 - 144.

2. Щерба Л.В. Избранные труды по русскому языку. Москва: Учпедгиз, 1957.

3. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. Москва, 1983.

4. Волков Г.Н. Все народы педагогики. Этнопедагогика калмыков и национальной школы. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию проф. О.Д. Мукаевой. Элиста, 1997.

5. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном регионе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Барнаул, 1999.

References

1. Asadulaeva F.R., Karaeva S.A., Abasalieva D.Z. Rodnoj yazyk kak sredstvo priobscheniya obuchayuschihsya nachal'noj shkoly k nacional'nym istokam. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5: 142 - 144.

2. Scherba L.V. Izbrannye trudy po russkomu yazyku. Moskva: Uchpedgiz, 1957.

3. Napol'nova T.V. Aktivizaciya myslitel'noj deyatel'nosti uchaschihsya na urokah russkogo yazyka. Moskva, 1983.

4. Volkov G.N. Vse narody pedagogiki. 'Etnopedagogika kalmykov i nacional'noj shkoly. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 70-letiyu prof. O.D. Mukaevoj. 'Elista, 1997.

5. Matis V.I. Teoriya i praktika razvitiya nacional'noj shkoly v polikul'turnom regione. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 1999.

Статья поступила в редакцию 08.05.16

УДК 378.02:37.016

Dorzhu N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl,

Russia), E-mail: [email protected]

Oyun Yu.D., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl,

Russia), E-mail: [email protected]

CREATION THE LEARNING EXERCISES BASED ON AN INSTRUMENTAL PROGRAM "HOT POTATOES". The article deals with the effective use of information and communication technologies in teaching foreign languages. Creation of electronic materials for teaching foreign languages is possible using the different programs. This article discusses the instrumental program "Hot Potatoes". The authors of the article make an electronic practicum based on this program for students of Tuvan State University majoring in "Pedagogical Education". Four different kinds of interactive activities are offered for understanding of educational material: JCloze - filling the gaps; JMatch - matching the words with their translation; JMix - creating jumbled-sentence exercises; JCross -crossword. Using such tasks made up on the basis of this program increases the students' motivation to learn a foreign language, allows the teacher to individualize work with students and to control their knowledge.

Key words: information and communication technologies, electronic resources, electronic practicum, instrumental programs, interactive tasks.

Н.С. Доржу, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл,

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.Д. Оюн, канд. филол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет,

г. Кызыл, E-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ-ОБОЛОЧКИ «HOTPOTATOES»

Статья посвящена проблеме эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в преподавании иностранных языков. Создание электронных материалов для обучения иностранным языкам возможно с использованием инструментальных программ-оболочек. В данной статье рассматривается инструментальная программа-оболочка «HotPotatoes». На основе этой инструментальной оболочки авторами статьи был составлен электронный практикум для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» ТувГУ. Для усвоения учебного материала по теме предлагаются 4 вида различных интерактивных заданий: JClouze - заполнение пропусков; JMatch - установление соответствий; JMix - восстановление последовательности в предложении; JCross - кроссворд. Применение заданий, разработанных на основе данной программы, в преподавании иностранных языков повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка, позволяет преподавателю индивидуализировать работу со студентами. Подобные задания можно использовать в обучении иностранным языкам для контроля знаний, для тренировки и обучения.

Ключевые слова:информационно-коммуникативные технологии, электронные ресурсы, электронный практикум, инструментальные программы-оболочки, интерактивные задания.

В настоящее время владение навыками эффективного использования информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) актуально в самых различных видах деятельности. Использование ИКТ получает всё большее распространение в преподавании иностранных языков. Многообразие существующих компьютерных учебных материалов - электронных словарей, справочников, мультимедийных обучающих программ, учебных и аутентичных материалов интернета, развитие средств

электронной коммуникации позволяет сделать процесс обучения иностранному языку максимально эффективным и ориентированным на реализацию целей межкультурной коммуникации [1, с. 4].

Иностранный язык как никакая другая дисциплина требует адаптации учебных материалов к конкретным образовательным потребностям обучающихся и условиям обучения. Особенно это актуально для обучения в вузах, где не только различается уро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.