Научная статья на тему 'Использование электронных образовательных ресурсов в школьном курсе физики'

Использование электронных образовательных ресурсов в школьном курсе физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КУРС ФИЗИКИ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ / E-LEARNING RESOURCES / COURSE OF PHYSICS / STRUCTURE AND CONTENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимова А. А., Ахмедова З. А., Касимов А. К.

В статье рассмотрен один из педагогических аспектов использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в обучении физики в средней школе, в частности раскрытие физических терминов. Представлена структура и содержание ЭОР, а также их эффективность при изучении школьного курса физики. Авторы делают вывод о том, что ЭОР не должны отходить от программы обучения, информация на них должна быть научно обоснована, последовательность представленной информации должна быть в соответствии с современными знаниями о предмете, единая методика должна быть сохранена, тест должен тщательно быть проверен на отсутствие орфографических ошибок. Использование авторского электронного образовательного ресурса позволяет повысить эффективность усвоения основного материала школьного курса физики для 7 11 классов, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы в Республиканском центре дистанционного обучения детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касимова А. А., Ахмедова З. А., Касимов А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE SCHOOL COURSE OF PHYSICS

In the article by looking at one of the pedagogical aspects of the use of educational electronic resources in teaching physics in high school the authors define some physical terms. The structure and contents of the educational electronic resources, as well as their effectiveness in the study of school physics contents are studied. The authors conclude that educational electronic resources should not be departed from the curricular, their information needs to be scientifically justified, the sequence of information presented should be presented in accordance with modern knowledge about the subject, a unified methodology should be retained; tests should be thoroughly checked for spelling errors. Using a particular teacher’s educational electronic resource allows increasing the efficiency of absorption of basic material on physics for 7-11 graders, as evidenced by the results of experimental work in the national centre for distance learning of disabled children.

Текст научной работы на тему «Использование электронных образовательных ресурсов в школьном курсе физики»

принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.

Важным условием эффективности самоорганизации жизни и деятельности курсанта (слушателя) является умение управлять собой, добиваться осуществления поставленной цели. Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в курсантском (слушательском) коллективе.

Для эффективного самовоспитания также важна своевременная и объективная самооценка. Переоценка своих личностных ценностей или их недооценка вредны и опасны для формирования характера, в целом для самосовершенствования личности курсанта (слушателя). Поэтому в процессе самовоспитания важно постоянно учиться и стремиться всесторонне познавать самого себя, анализировать собственную практическую деятельность и объективно, точно и своевременно оценивать свои действия, поступки, сверяя их с требованиями жизни [4; 5].

Процесс самовоспитания курсантов (слушателя) имеет свою логику развития и собственные, относительно самостоятельные этапы протекания, на каждом из которых используются те или иные методы, средства и приёмы работы над собой. В самом общем виде логика и этапы процесса самовоспитания могут включать:

• самопознание, осуществляемое путем самоизлучения и самоосознания себя;

• планирование своей работы по самосовершенствованию;

• осмысление, усвоение и фактическое принятие для себя тех требований, которые предъявляются к военнослужащему, к офицеру в современных условиях;

• собственно работу по самосовершенствованию и развитию у себя необходимых качеств и устранению негативных привычек, действий, черт характера;

• саморегулирование: самоконтроль и самокорректировку процесса самовоспитания в различных жизненных ситуациях и условиях своей профессиональной деятельности.

Проведённая работа позволила выделить несколько наиболее типичных групп курсантов (слушателей) с различ-

Библиографический список

ным отношением к самосовершенствованию и потребности в нём:

• Первая группа - курсанты и офицеры с ярко выраженной потребностью в самовоспитании, со сформировавшейся установкой на постоянную и систематическую работу над собой. Эти военнослужащие, как правило, самокритично относятся к себе, постоянно анализируют свою деятельность, составляют программу самосовершенствования, прилагают большие волевые усилия к её выполнению;

• Вторая группа - курсанты и слушатели с сформировавшейся установкой и с отчетливой потребностью в самовоспитании. Они осознают, понимают и переживают свои недостатки, ищут пути самосовершенствования, стремятся планировать свою работу, анализировать и контролировать поведение, действия. Однако многое из намеченного эти курсанты не претворяют в жизнь или претворяют частично. Происходит это по той причине, что у них недостаточно высокая целеустремленность, слабая волевая настойчивость или недостаточная общая культура.

• Третья группа - это курсанты (слушатели), которые вообще не задумываются о проблеме самосовершенствования, а у некоторых из них уже сложилось отрицательное отношение к процессу самовоспитания.

Руководство самовоспитанием - многогранный, сложный процесс, связанный с решением тонких вопросов. Оно представляет собой систему учебно-воспитательных, организационных и методических мероприятий, направленных на обеспечение целеустремленного, систематического и разностороннего педагогического воздействия офицеров - командиров на сознание и поведение курсанта (слушателя).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что важным элементом руководства самовоспитанием является включение курсантов (слушателей) в активные и разнообразные виды деятельности. Положительно влияет на процесс самовоспитания постоянное и активное участие будущих офицеров в учебно-познавательной и служебной деятельности, в общественной жизни Академии МВД, в спортивно-массовых мероприятиях, в художественной самодеятельности.

Необходимым условием педагогического руководства самовоспитанием курсантов (слушателей) является единство и согласованность действий всех офицеров в процессе подготовки обучаемых, в оценке и корректировке их деятельности.

1. Гожиков В.Я., Шевцова С.В. Психолого-педагогические факторы становления у курсантов военных вузов ответственного отношения к профессии офицера. Мир образования - образование в мире. 2014; 3: 118 - 125.

2. Калягин В.Н., Федак Е.И. Педагогическое обеспечение безопасности военной службы в частях внутренних войск МВД России. Мир образования - образование в мире. 2014; 4: 201 - 207.

3. Поляков С.П., Шевцова С.В. Структурные компоненты профессиональной ответственности курсантов военных вузов. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 167 - 173.

4. Федак Е.И. Офицер как субъект индивидуальной воспитательной беседы. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 233 - 238.

5. Шевцова С.В. Анализ современного состояния формирования профессиональной ответственности у курсантов в военном университете МО РФ. Мир образования - образование в мире. 2015; 3: 172 - 178.

References

1. Gozhikov V.Ya., Shevcova S.V. Psihologo-pedagogicheskie faktory stanovleniya u kursantov voennyh vuzov otvetstvennogo otnosheniya k professii oficera. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 3: 118 - 125.

2. Kalyagin V.N., Fedak E.I. Pedagogicheskoe obespechenie bezopasnosti voennoj sluzhby v chastyah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 4: 201 - 207.

3. Polyakov S.P., Shevcova S.V. Strukturnye komponenty professional'noj otvetstvennosti kursantov voennyh vuzov. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2014; 1: 167 - 173.

4. Fedak E.I. Oficer kak sub'ekt individual'noj vospitatel'noj besedy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; 1: 233 - 238.

5. Shevcova S.V. Analiz sovremennogo sostoyaniya formirovaniya professional'noj otvetstvennosti u kursantov v voennom universitete MO RF. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 3: 172 - 178.

Статья поступила в редакцию 20.01.16

УДК 378

Kasimova A.A., teacher, Republican Center for Distance Learning Disabled Children (Makhachkala, Russia), E-mail: albinakas@mail.ru

Ahmedova Z.A., senior lecturer, Department of Theoretical Physics and Technical Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: albinakas@mail.ru

Kasimov A.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General, Experimental Physics and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: albinakas@mail.ru

THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE SCHOOL COURSE OF PHYSICS. In the article by looking at one of the pedagogical aspects of the use of educational electronic resources in teaching physics in high school the authors define some physical terms. The structure and contents of the educational electronic resources, as well as their effectiveness in the study of school physics contents are studied. The authors conclude that educational electronic resources should not be departed from the curricular, their information needs to be scientifically justified, the sequence of information presented should be presented in accordance with modern knowledge about the subject, a unified methodology should be retained; tests should be thoroughly checked for spelling errors. Using a particular teacher's educational electronic resource allows increasing the efficiency of absorption of basic material on physics for 7-11 graders, as evidenced by the results of experimental work in the national centre for distance learning of disabled children.

Key words: e-learning resources, course of physics, structure and contents.

А.А. Касимова, преп. информатики, ГКОУ «Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов»,

г. Махачкала, Е-mail: albinakas@mail.ru

З.А. Ахмедова, доц. каф. теоретической физики и технических дисциплин, ФГБОУ «Дагестанский государственный

педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: albinakas@mail.ru

А.К. Касимов, канд. пед. наук, доц. каф. общей, экспериментальной физики и методики её преподавания, ФГБОУ

«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: albinakas@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ

В статье рассмотрен один из педагогических аспектов использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в обучении физики в средней школе, в частности раскрытие физических терминов. Представлена структура и содержание ЭОР, а также их эффективность при изучении школьного курса физики. Авторы делают вывод о том, что ЭОР не должны отходить от программы обучения, информация на них должна быть научно обоснована, последовательность представленной информации должна быть в соответствии с современными знаниями о предмете, единая методика должна быть сохранена, тест должен тщательно быть проверен на отсутствие орфографических ошибок. Использование авторского электронного образовательного ресурса позволяет повысить эффективность усвоения основного материала школьного курса физики для 7 - 11 классов, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы в Республиканском центре дистанционного обучения детей-инвалидов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, курс физики, структура и содержание.

Современная Россия, направленная на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, переживает в образовании непростые времена, изменились требования к педагогу в части использования инновационных подходов и методик. Как отмечает С.В. Панюкова [1], развитие информационных технологий заставляет педагогов не просто «идти в ногу со временем», а быть первыми в этом строю, поскольку современное поколение учащихся почти «с пелёнок» владеет навыками компьютерной грамотности.

Такое развитие, по мнению автора, заставляет дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к основному проценту которого относят образовательный материал, представленный в электронной форме. К.Р. Поппер под электронными образовательными ресурсами определяет учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства [2].

В настоящее время важное место в развитии современной информационно-образовательной среды занимают ЭОР, которые являются основным компонентом методической системы обучения, а также представляют собой систему субъектов образовательного процесса (учителя, учащиеся). ЭОР выступают не только как средство обучения, а также являются инструментом повышения его качества. Их использование приводит к изменению образовательной среды школы, а также приводит к изменению всей системы: изменяются содержание учебного материала, формы и методы обучения, деятельность субъектов образовательного процесса и средства обучения.

Внедрение в обучение ЭОР вызвало ряд новых методов обучения, среди которых можно выделить: ассоциативный метод, учебное компьютерное моделирование, метод реификации, метод фальсифицируемости, метод прецедентов, и др. [3].

Термин электронные ресурсы наиболее широко определяется как множество документов, читаемых с помощью технических средств. Таким образом, этот термин объединяет как исходные (необработанные) ресурсы, так и готовые информационные продукты, предназначенные для решения задач обучения по конкретному предмету для конкретной аудитории. [4]

Большинство ЭОР представлены в виде публикации. Публикация в нормативных документах определяется как «машиночитаемый документ, преднамеренно созданный для ознакомления с ним неограниченного круга лиц и обеспеченный для этого средствами доступа» [5]. Согласно определению, которое даётся в статье Н.И. Листопад [6, с. 7], «публикация - документ, доступный для массового использования».

В нынешних условиях информатизации общего образования подготовка к уроку педагогов невозможна без использования ЭОР. Процесс обучения сейчас направлен не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. И необходимая модель обучения с использованием современных информационных технологий в частности ЭОР основана на облегчении поиска и доступа к информации, а также возможность постройки новой образовательной системы. Современный учитель должен быть готовым к использованию на своих уроках современных электронных образовательных ресурсов, которые позволяют разнообразить урок, сделать его более интересным и информативным. Чтобы повысить внимание, творческий потенциал, увеличить объём самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, разнообразить их формы работы, повысить темп урока нами используются ЭОР

ЭОР не должны отходить от программы обучения, информация на них должна быть научно обоснована, последовательность представленной информации должна быть в соответствии с современными знаниями о предмете, единая методика должна быть сохранена, отсутствие орфографических ошибок. При помощи ЭОР учащиеся должны получать информацию, закреплять полученные знания при помощи практических заданий и иметь возможность проверить уровень усвояемости материала на основе прохождения тестовых заданий, представленных в ЭОР

Постепенно снимается абсолютный приоритет классно-урочной системы и организацией таких форм обучения как научно-исследовательская работа, дистанционная олимпиада, видеолекция, вебинар, дистанционная консультация, учебная презентация, составление интеллект-карт, круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм (brain storm, или мозговая атака), деловые и ролевые игры, сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер класс и т. д. [7].

На базе Махачкалинского Республиканского центра дистанционного обучения детей-инвалидов активно используются различные электронные средства обучения. Наш преподавательский опыт показывает, что применение ЭОР на уроках физики, позволяет осуществлять принципы развивающего обучения, подавая материал урока наглядно, доступно и интересно для учащихся, тем самым использование ЭОР повышает мотивацию учащихся к процессу учения. Качество знаний при использовании ЭОР возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе. На основе теоретических знаний нами разработан ЭОР

на уроках физики по школьному курсу физики, где предлагается иллюстрированный словарь физических терминов с использованием программной среды Adobe Dreamweaver. Разработанный ЭОР имеет следующую структуру:

• Титульный лист дисциплины

• Рабочая программа

• Техническая карта

• Конспект лекций

• Практические занятия

• Иллюстрированный словарь физических терминов

Библиографический список

• Контролирующий материал

• Список литературы

Наш иллюстрированный словарь физических терминов имеет не только текстовое представление терминов, но и графическую форму и элементы мультимедиа.

Использование авторского ЭОР позволяет повысить эффективность усвоения основного материала школьного курса физики для 7 - 11 классов, о чём свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы в Республиканском центре дистанционного обучения детей-инвалидов.

1. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Москва, 2010.

2. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. Составитель, общая редакция и вступительная статья В.Н. Садовского. Москва, 1983.

3. Волошина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. Москва, 1995.

4. Панкова Е.В. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/ crimea2013/disk/012.pdf

5. Земсков А.И. Электронные библиотеки: учебное пособие для студентов университетов культуры и искусств. Москва, 2004.

6. Листопад Н.И. Электронные средства обучения: состояние, проблемы и перспективы. Высшая школа. 2008; 6: 6 - 14.

7. Бородина Т.Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности. Молодой учёный. 2014; 13: 241 - 243.

References

1. Panyukova S.V. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij Moskva, 2010.

2. Popper K.R. Logika irostnauchnogo znaniya. Sostavitel', obschaya redakciya i vstupitel'naya stat'ya V.N. Sadovskogo. Moskva, 1983.

3. Voloshina T.P., Kashicin V.P., Molchanova O.P. Obrazovanie v 'epohu novyh informacionnyh tehnologij. Moskva, 1995.

4. Pankova E.V. Ispol'zovanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov ('EOR) v obrazovatel'nom processe. Biblioteki i informacionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniya ibiznesa. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/012.pdf

5. Zemskov A.I. 'Elektronnye biblioteki: uchebnoe posobie dlya studentov universitetov kul'tury i iskusstv. Moskva, 2004.

6. Listopad N.I. 'Elektronnye sredstva obucheniya: sostoyanie, problemy i perspektivy. Vysshaya shkola. 2008; 6: 6 - 14.

7. Borodina T.F. Primenenie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v obrazovatel'nom processe vuza i opredelenie ih 'effektivnosti. Molodoj uchenyj. 2014; 13: 241 - 243.

Статья поступила в редакцию 21.01.16

УДК 37.05

Kiselyova N.E., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Arts, Altai State University

(Barnaul, Russia), E-mail: Kiseleva.121052@mail.ru

ROLE AND VALUE OF DRAWING IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE DESIGNER. In the article art concepts, techniques and creative methods of famous masters of the fine arts in the context of historical development are considered. The basics of a concept "drawing" is defined. The technique of training in drawing in Ancient Greece, Renaissance is characterized. Specific techniques used in the Russian school of realistic drawing in XVIII-XIX centuries are revealed. The research reveals a role of drawing as technical training to professional activity of future graphic designers and stylists. Value of graphic disciplines for formation of the informative abilities of the designer inducing pupils to creative creation and an embodiment of deep ideas by disclosure and realization of a plan means of realistic drawing is defined. Training in drawing of art specialties fixes and develops volume and spatial vision of natural motive, understanding of any model as an integral and diverse form, ability to transfer a line, a stroke, tone on paper.

Key words: fine arts, drawing, techniques, history, creativity, design.

Н.Е. Киселева, канд. искусств., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского

государственного университета, г. Барнаул, E-mail: Kiseleva.121052@mail.ru

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РИСУНКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА

В данной статье рассматриваются художественные концепции, технические приёмы и творческие методы известных мастеров изобразительного искусства в контексте исторического развития. Определяется сущность понятия «рисунок». Охарактеризована методика обучения рисунку в Древней Греции, эпоху Возрождения. Выявлены специфические приёмы русской школы реалистического рисунка xVlII- XIX вв. Раскрываются роль рисунка как технической подготовки к профессиональной деятельности художника-дизайнера и стилиста. Определено значение графических дисциплин для формирования познавательных способностей дизайнера, побуждающих учащихся к творческому созиданию и воплощению глубоких идей путем раскрытия и реализации замысла средствами реалистического рисунка. Обучение рисунку художественных специальностей закрепляет и развивает объёмно-пространственное видение натурного мотива, понимание устройства любой модели как цельной и многообразной формы, умение передавать линией, штрихом, тоном, пятном на бумаге свое восприятие действительности.

Ключевые слова: изобразительное искусство, рисунок, технические приёмы, история, творчество, дизайн.

В настоящее время дизайн представляет собой особую сферу деятельности, связанную с формированием эстетически выразительной предметно-пространственной среды, обогащённой художественными приёмами, заимствованными из других сфер искусства. Рисунок, имея немаловажное значение в дизайне, довольно часто недооценивается в связи с компьютеризацией тех-

нологического процесса. Развивая целый пласт знаний, умений и навыков, занятия рисунком незаменимы в профессиональной деятельности дизайнера и имеют неограниченные возможности для развития творческих способностей студентов, для формирования художественного вкуса и художественных потребностей [1, с. 206]. Рисунок связывает академическое изобразительное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.