на уроках физики по школьному курсу физики, где предлагается иллюстрированный словарь физических терминов с использованием программной среды Adobe Dreamweaver. Разработанный ЭОР имеет следующую структуру:
• Титульный лист дисциплины
• Рабочая программа
• Техническая карта
• Конспект лекций
• Практические занятия
• Иллюстрированный словарь физических терминов
Библиографический список
• Контролирующий материал
• Список литературы
Наш иллюстрированный словарь физических терминов имеет не только текстовое представление терминов, но и графическую форму и элементы мультимедиа.
Использование авторского ЭОР позволяет повысить эффективность усвоения основного материала школьного курса физики для 7 - 11 классов, о чём свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы в Республиканском центре дистанционного обучения детей-инвалидов.
1. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Москва, 2010.
2. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. Составитель, общая редакция и вступительная статья В.Н. Садовского. Москва, 1983.
3. Волошина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. Москва, 1995.
4. Панкова Е.В. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/ crimea2013/disk/012.pdf
5. Земсков А.И. Электронные библиотеки: учебное пособие для студентов университетов культуры и искусств. Москва, 2004.
6. Листопад Н.И. Электронные средства обучения: состояние, проблемы и перспективы. Высшая школа. 2008; 6: 6 - 14.
7. Бородина Т.Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности. Молодой учёный. 2014; 13: 241 - 243.
References
1. Panyukova S.V. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij Moskva, 2010.
2. Popper K.R. Logika irostnauchnogo znaniya. Sostavitel', obschaya redakciya i vstupitel'naya stat'ya V.N. Sadovskogo. Moskva, 1983.
3. Voloshina T.P., Kashicin V.P., Molchanova O.P. Obrazovanie v 'epohu novyh informacionnyh tehnologij. Moskva, 1995.
4. Pankova E.V. Ispol'zovanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov ('EOR) v obrazovatel'nom processe. Biblioteki i informacionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniya ibiznesa. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/012.pdf
5. Zemskov A.I. 'Elektronnye biblioteki: uchebnoe posobie dlya studentov universitetov kul'tury i iskusstv. Moskva, 2004.
6. Listopad N.I. 'Elektronnye sredstva obucheniya: sostoyanie, problemy i perspektivy. Vysshaya shkola. 2008; 6: 6 - 14.
7. Borodina T.F. Primenenie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v obrazovatel'nom processe vuza i opredelenie ih 'effektivnosti. Molodoj uchenyj. 2014; 13: 241 - 243.
Статья поступила в редакцию 21.01.16
УДК 37.05
Kiselyova N.E., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Arts, Altai State University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ROLE AND VALUE OF DRAWING IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE DESIGNER. In the article art concepts, techniques and creative methods of famous masters of the fine arts in the context of historical development are considered. The basics of a concept "drawing" is defined. The technique of training in drawing in Ancient Greece, Renaissance is characterized. Specific techniques used in the Russian school of realistic drawing in XVIII-XIX centuries are revealed. The research reveals a role of drawing as technical training to professional activity of future graphic designers and stylists. Value of graphic disciplines for formation of the informative abilities of the designer inducing pupils to creative creation and an embodiment of deep ideas by disclosure and realization of a plan means of realistic drawing is defined. Training in drawing of art specialties fixes and develops volume and spatial vision of natural motive, understanding of any model as an integral and diverse form, ability to transfer a line, a stroke, tone on paper.
Key words: fine arts, drawing, techniques, history, creativity, design.
Н.Е. Киселева, канд. искусств., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского
государственного университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РИСУНКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА
В данной статье рассматриваются художественные концепции, технические приёмы и творческие методы известных мастеров изобразительного искусства в контексте исторического развития. Определяется сущность понятия «рисунок». Охарактеризована методика обучения рисунку в Древней Греции, эпоху Возрождения. Выявлены специфические приёмы русской школы реалистического рисунка xVlII- XIX вв. Раскрываются роль рисунка как технической подготовки к профессиональной деятельности художника-дизайнера и стилиста. Определено значение графических дисциплин для формирования познавательных способностей дизайнера, побуждающих учащихся к творческому созиданию и воплощению глубоких идей путем раскрытия и реализации замысла средствами реалистического рисунка. Обучение рисунку художественных специальностей закрепляет и развивает объёмно-пространственное видение натурного мотива, понимание устройства любой модели как цельной и многообразной формы, умение передавать линией, штрихом, тоном, пятном на бумаге свое восприятие действительности.
Ключевые слова: изобразительное искусство, рисунок, технические приёмы, история, творчество, дизайн.
В настоящее время дизайн представляет собой особую сферу деятельности, связанную с формированием эстетически выразительной предметно-пространственной среды, обогащённой художественными приёмами, заимствованными из других сфер искусства. Рисунок, имея немаловажное значение в дизайне, довольно часто недооценивается в связи с компьютеризацией тех-
нологического процесса. Развивая целый пласт знаний, умений и навыков, занятия рисунком незаменимы в профессиональной деятельности дизайнера и имеют неограниченные возможности для развития творческих способностей студентов, для формирования художественного вкуса и художественных потребностей [1, с. 206]. Рисунок связывает академическое изобразительное
искусство и дизайна такими категориями как форма, пластика и пространство. Убедительное творчество, грамотное владение формой, понимание закономерностей пространства, профессиональное использование средств изобразительной выразительности и принципов создания композиции возможно лишь при вдумчивом и последовательном подходе к разработке любых видов дизайна, знании исторического аспекта становления и развития рисунка. Следовательно, возникает необходимость анализа исторического аспекта развития и становления рисунка и выявления специфики его применения в дизайнерской деятельности.
Рисунок - это изображение, нарисованное при помощи графических средств - точки, линии, штриха, прямой. Своё начало искусство рисунка берёт ещё со времён палеолита, с первых изображений животных, высеченных на камнях, костях, нарисованных в пещерах. Из истории известно, что рисунок появился как средство общения между людьми задолго до письменности, в дальнейшем на его основе развивалось рисунчатое письмо. От искусства древних цивилизаций и до нашего времени учеба изобразительному искусству всегда начинается с рисунка. Рисунок является основой не только графики, но и других видов изобразительного искусства.
Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам, установивших определенные каноны в изобразительном искусстве. Обучение технике рисования в Древнем Египте осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой - ученик должен был иметь крепкую и твёрдую руку, чтобы уверенно выцарапать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.
Древнегреческие художники при разработке своих канонов исследовали человеческое тело. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры. В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок, приняло как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков. Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на её эмоциональное, духовное состояние [2, с. 14].
Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также акварель и белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов тонированной и грунтованной. Всё это привело к исключительному богатству художественных и технических приёмов.
Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные приемы работы теми же материалами. Строгую, линейную манеру рисунка вырабатывали художники Возрождения, принадлежавшие к флорентийской и римской школам: А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
В эпоху Возрождения открывались законы перспективы, закладывались практические основы отображения технической информации новыми графическими способами. Великим Леонардо да Винчи в наследство потомкам были оставлены графические изображения летательного аппарата, метательных машин. Они были выполнены особым способом, который его современники называли «конической перспективой». Этот способ не потерял свою актуальность и по сей день. В настоящее время он называется «линейной перспективой» и используется в архитектуре, рисунке, живописи, дизайне. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Тициан, Паоло Вероне-зе, Якопо Тинторетто предпочитали использовать легкий живописный штрих и пятно. Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Рафаэль и другие. Художником, блестяще владеющим графитным карандашом, в первой половине XIX века был французский художник Жан Огюст Доминик Энгр [3, с. 28].
Русская школа XVIII и XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и ряд других учеников Академии художеств. Они часто выполняли работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием её тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Учебные рисунки этих художников украшают в настоящее время крупные музеи изобразительного искусства.
Рисунки русских мастеров А. Лосенко, А. Иванова, И. Репина и многих других дают прекрасные примеры различных приёмов использования материала. И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать в них растушку. Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе». Художник применил в нем разнообразные технические приёмы: то уголь кладётся плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передаёт фактуру платья, кресла, волос с помощью угля и шероховатой поверхности холста [4, с. 31].
Русские художники второй половины XIX века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Рисунки В. Серова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе. В. Серов, работая над «Портретом О.К. Орловой», применил уголь, сангину и цветные карандаши. Художник использовал почти все употреблявшиеся в его время художественные материалы, извлекая из них максимальные возможности, необходимые для создания произведения. Ему удалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, Серов создал немало великолепных рисунков. Особую манеру наложения штрихов М. Врубелем невозможно спутать с почерком другого художника. Чтобы он не изображал -розу в стакане, пейзаж, ребёнка в кроватке - нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи безошибочно узнаются.
Пером, как инструментом рисования, охотно пользовались великие мастера всех поколений Леонардо да Винчи, Микелан-джело, Тициан, Дюрер, Рембранд, Доре, И. Репин, В. Серов, М. Врубель и многие другие. Они оставили нам неповторимые и бесконечно разнообразные перовые рисунки. Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией (краской коричневого цвета) на гладкой плотной белой или тонированной бумаге. Часто сочетали технику работы пером и кистью. Приёмы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера западноевропейского и русского искусства. Рисунок пером требует от художника точности и уверенности, так как почти невозможно внести исправления.
Таким образом, у каждой эпохи и каждого художника был свой излюбленный инструмент и материал для рисования, который более всего соответствовал его художественному мировосприятию. Так, поздней готике и раннему Ренессансу свойственны чисто линейные инструменты: металлический грифель и перо. В эпоху Высокого Возрождения перо продолжает играть важную роль, но не столько для выделения контура, сколько для штриховки, лепки формы. Вместе с тем происходит обращение рисовальщиков к итальянскому карандашу и сангине (то есть к светотени), а во второй половине XVI века увлечение сочетанием пера и кисти (лавис) свидетельствует о том, что линия и лепка формы в рисунке начинают уступать место пятну, тону. Может показаться, что для рисовальщиков XVII века нет излюбленной техники - всеми они владеют с одинаковой охотой и совершенством. Но если присмотреться поближе, то станет ясно, что всеми техниками рисунка они владеют так, как будто рисуют кистью. Наконец, в XVIII веке явно преобладает многокрасочная техника, и чаще всего в «три карандаша». Таким образом, ясно намечается развитие от линии к пятну и тону [5, с. 204].
Это свидетельствует о том, что у рисунка есть все неисчерпаемые стилистические и тематические возможности. Рисунок, с одной стороны, есть вспомогательное средство живописца, скульптора, дизайнера, с другой стороны - совершенно самостоятельное средство выражения, могущее воплощать глубокие идеи и тончайшие нюансы чувств. Быстрая и послушная техника рисования выявляет органическое сотрудничество руки художника и его фантазии. Ни одна художественная техника не способна воплотить столь непосредственно свежесть и интенсивность выдумки или мимолетность впечатления, как рисунок.
Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях. Художники XX и XXI века продолжают развивать традиции русской школы реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.
В настоящее время профессия «дизайнер» интегрирует в себе научное и инженерно-техническое знание со способностью художественно-образной интерпретации проектных ситуаций. Это своеобразный сплав искусства и инженерных знаний. «Сегодня российскому рынку нужны не просто дизайнеры интерьеров или графические дизайнеры, а, прежде всего - конкурентоспособные, социально и профессионально мобильные личности, готовые и способные мыслить проектно, ориентироваться в информационных потоках, решать концептуальные задачи, иметь осознанные цели и ценности» [6, с. 82].
Рассматривая роль и значение рисунка в дизайнерской деятельности, следует отметить, что рисунок для дизайнера является основным средством выражения замысла, первым и начальным этапом в создании проекта или вещи. Являясь путем раскрытия и реализации замысла, процесс рисования является генератором профессиональной культуры дизайнера. Освоение графических дисциплин определяет положительное влияние на процесс формирования познавательных способностей дизайне-
Библиографический список
ра, расширяя круг используемых мыслительных средств и умственных операций, что, в свою очередь, повышает адаптивные профессиональные возможности будущего специалиста.
Таким образом, рисунок служит технической подготовкой специалиста художественной профессии к творческому созиданию. Обучение рисунку художественных специальностей закрепляет и развивает образное видение натурного мотива, умение воспринимать и изображать конструктивную основу, форму предметов, головы и фигуры человека. Студенты должны обладать объемно-пространственным видением натурного мотива, пониманием устройства любой модели как цельной и многообразной формы, умением передавать линией, штрихом, тоном, пятном на бумаге свое восприятие характерного, впечатляющего, эстетически совершенного явления [7, с. 68].
В результате освоения основ рисунка студенты овладевают методами аналитического рисунка в мастерской и приёмами коротких зарисовок, набросков, эскизов от общего к определению частностей, от частностей через изучение деталей к освоению законченного рисунка, обладающего художественными достоинствами. В процессе систематического освоения художественных приёмов, совершенствования своего образного видения окружающего мира, в процессе преодоления трудностей с воплощением своих эмоциональных впечатлений и размышлений на плоскости бумажного листа формируется мировоззрение, мироощущение художника-дизайнера, дизайнера-стилиста.
1. Свиридов Д.А. Развитие у будущих дизайнеров интереса к пластическому решению формы на занятиях по рисунку. Омский научный вестник. 2011; Выпуск № 4-99: 205 - 207.
2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Москва: Книга по требованию, 2012.
3. Серов А.М. Рисунок: учебное пособие для педагогических институтов. Москва: ЭКСМО - Пресс, 2002.
4. Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие. Барнаул. Издательство: АлтГУ, 2013.
5. Киселева Н.Е., Шокорова Л.В. Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнеров. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Издательство Грамота, 2014; 9 (47): 203 - 205.
6. Зорина А.Ю., Быстрова Т.Ю. Модель взаимодействия профессиональных компетенций в дизайн-образовании: на примере дисциплины «Рисунок». Академический вестник УралНИИ проект РААСН. 2011; Вып. 4: 82 - 85.
7. Шокорова Л.В. Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск. 2009; 4: 66 - 69.
References
1. Sviridov D.A. Razvitie u buduschih dizajnerov interesa k plasticheskomu resheniyu formy na zanyatiyah po risunku. Omskij nauchnyj vestnik. 2011; Vypusk № 4-99: 205 - 207.
2. Rostovcev N.N. Akademicheskijrisunok. Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2012.
3. Serov A.M. Risunok: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih institutov. Moskva: 'EKSMO - Press, 2002.
4. Kiseleva N.E. Risunok: uchebnoe posobie. Barnaul. Izdatel'stvo: AltGU, 2013.
5. Kiseleva N.E., Shokorova L.V. Dekorativnaya kompoziciya kak sredstvo razvitiya kreativnogo myshleniya dizajnerov. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Izdatel'stvo Gramota, 2014; 9 (47): 203 - 205.
6. Zorina A.Yu., Bystrova T.Yu. Model' vzaimodejstviya professional'nyh kompetencij v dizajn-obrazovanii: na primere discipliny «Risunok». Akademicheskij vestnik UralNII proekt RAASN. 2011; Vyp. 4: 82 - 85.
7. Shokorova L.V. Duhovno-nravstvennyj potencial narodnogo iskusstva i problemy ego realizacii v sovremennyh social'no-kul'turnyh usloviyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk. 2009; 4: 66 - 69.
Статья поступила в редакцию 24.01.16
УДК 378:78.01
Krasovskaya E.P., Сand. of Sciences (PedagogY), senior lecturer, Professor, Department of Musical and Performing Arts
in Education, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROGRAMMABILITY AS A REALIZATION OF THE IDEA OF THE ART INTERACTION IN FERENZ LIST'S ART: METHODICAL-THEORETICAL ASPECT. The different aspects of using an idea of the art interaction with a view to enriching of the musical image contents by F. List are considered. The special aspects of List's approach to the implementation of programmability as realization of the idea of the integration of the different fields of artistic vision of reality (music, literature, painting, sculpture, architecture, theatre) are reviewed. The basic tutorial methods used by List to realize the idea of the art interaction in a composer's art, performing art, pedagogical work are marked out. It is noted that in the modern practice of instrumental education the insufficient attention has been given to an analysis of specific characteristics of the program sound image as a phenomenon appeared as a result of an integration of music and the other kinds of artistic creativity. The author concludes on the need to use the musical and pedagogical heritage of List to improve the methodology of instrumental education of the music students.
Key words: Ferenz List, romanticism, music image, art interaction, program music, composer art, performing art, pedagogical work, interpretation of program music artworks, pedagogy of musical education, instrumental education of students.
Е.П. Красовская, канд. пед. наук, доц., проф. каф. музыкально-исполнительского искусства в образовании
Московского педагогического государственного университета, г. Москва, E-mail: [email protected]