ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1УДК 378 ББК 74.58
КАЧЕСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
О. П. Осипова
Аннотация. Рассматривается проблема качества дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного сопровождения повышения квалификации; уточняются следующие термины и понятия: качество дополнительного профессионального образования, электронный образовательный ресурс (ЭОР), модульный курс с использованием дистанционных образовательных технологий (МКДОТ), электронный учебник (ЭУ), электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), дистанционное сопровождение повышения квалификации (ДСПК).
На основе анализа психолого-педагогической литературы представлены основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов, создаваемых работниками образования в условиях дистанционного сопровождения повышения квалификации. Представлена программа повышению квалификации «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе организации электронного обучения».
Ключевые слова: электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, педагогическое проектирование, экспертиза, качество дополнительного профессионального образования, дистанционное сопровождение повышения квалификации.
QUALITY OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF REMOTE SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
O. P. Osipova
Abstract. The article deals with the problem of quality of additional professional education in conditions of a remote support of training; and specifies the terms and concepts such as: quality of the additional professional education, electronic educational resources (EER), modular courses with the use of distance educational technologies (MCDET), electronic textbook (ET), electronic training complex (ETC), a remote support of educational training (RSET).
The main stages of pedagogical projects are based on the analysis of psychological and pedagogical literature and on the study of electronic educational resources which are created by specialists in education in conditions of a distance support of training. The article presents the program of training - Management of Educational Activity of Pupils in The Process Of E-Learning.
Keywords: E-learning, electronic educational resources, pedagogical projects, expert analysis, quality of additional professional education, remote support of professional development.
Реализация программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки направлены на совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации; на обеспечение получения компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации [1].
Содержание реализуемых образовательных программ системы дополнительного профессионального образования (далее система ДПО) должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе [2], а также учитывать потребности слушателей.
Методологическим основанием разработки и реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования для работников образования, по нашему мнению, является компетентностный подход, который выделяет:
• направленность на совершенствование/ формирование профессиональных компетенций педагога как субъекта образовательной деятельности, выполнение им трудовых функций, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог»;
• ориентацию обучения на конечный результат - совокупность знаний и умений, соответствующих заявленным компетенциям;
• приоритетность интерактивных, практи-ко-ориентированных методов обучения [3].
В рамках исполнения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части возможности реализации образовательных программ с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, возможности организации электронного обуче-
ния (ст. 13 п.1, 2; ст. 16 п. 1-5; ст. 18 п.1, 9; ст. 29 п. 1), а также в условиях широкомасштабной информатизации образования все активнее в образовательном процессе системы ДПО применяются электронные образовательные ресурсы (далее ЭОР) [2], дистанционные образовательные технологии.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и собственный практический опыт организации дистанционного сопровождения повышения квалификации, значение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе существенно большее, чем у обычных бумажных пособий. Данное обстоятельство обусловлено тем, что новые образовательные технологии, в том числе ИКТ, предполагают сокращение персональных контактов преподавателя и учащегося с увеличением доли самостоятельной подготовки [4]. Приходится констатировать, что ЭОР принимают на себя поддержку части тех компонент обучения, которые в учебном процессе системы ДПО обеспечиваются очным общением преподавателя и обучающегося. Следовательно, все чаще ставятся вопросы о качестве используемых электронных образовательных ресурсов в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации (электронного обучения).
Как прописано в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», качество образования понимается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, ОС, ФГТ, и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2]. Таким образом, мы можем сказать, что качество полученных результатов в условиях ДСПК в полной мере зависит от качества используемых ЭОР в процессе обучения и эффективного применения дистанционных образовательных технологий.
Для дальнейшей работы необходимо определиться с терминами и понятиями, которые мы будем использовать в данной статье. В настоящее время в научно-педагогической лите-
ратуре в рамках организации дистанционного сопровождения все чаще звучат следующие понятия: «электронный образовательный ресурс (ЭОР)», «электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)», «модульный курс с использованием дистанционных образовательных технологий (МКДОТ)» и др.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [5].
Модульный курс с использованием дистанционных образовательных технологий (МКДОТ) понимается как модуль образовательной программы, имеющий автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, включающий в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), кейс; включая методическое руководство и дидактические материалы, систему контроля и который реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий [6].
Электронный учебник (ЭУ) - учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета в соответствии с программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активнодеятельност-ной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания [7].
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - понимается как структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе. ЭУМК могут быть представлены как мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий и поддерживающий все компоненты учебного процесса [8].
Дистанционное сопровождение повышения квалификации понимается как применение совокупности дистанционных образова-
тельных технологий в рамках педагогического сопровождения, направленных на обновление теоретических и практических знаний работников образования в связи с повышением требований к уровню их квалификации, при которых целенаправленное опосредованное или частично опосредованное информационное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных ИКТ и опирается на традиционные дидактические принципы образования, трансформированные, дополненные и адаптированные применительно к региональной ИКТ-насыщенной образовательной среде [6].
Качество дополнительного профессионального образования понимается нами прежде всего как результат: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет. Образование в своей качественной характеристике - это не только система, ценность или процесс. Это по смыслу еще и результат, фиксирующий факт присвоения личностью всех тех ценностей, которые рождаются в процессе образовательной деятельности и важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния обучающегося [9, с. 375].
В своей работе мы будем использовать термин «электронные образовательные ресурсы» (ЭОР). Как показывает практика ДСПК, для организации учебного процесса педагогами применяются как уже готовые электронные образовательные ресурсы, так и множество ресурсов, которые создаются работниками образовательных организаций самостоятельно. Далее, на основании анализа психолого-педагогической литературы и собственной практики организации ДСПК, рассмотрим основные этапы педагогического проектирования и экспертизы полноценного ЭОР, который позволит эффективно решать актуальную проблему качества ДПО.
Исходя из теории и практики организации ДСПК, создание ЭОР необходимо начинать с педагогического проектирования ресурса. Под термином «педагогическое проектирование» нами понимается целенаправленная деятельность педагога по созданию проекта, который представляет собой модель инновационной
педагогической системы, ориентированной на массовое использование [10]. Следовательно, к основным этапам педагогического проектирования ЭОР отнесем следующие:
Педагогическое моделирование. На данном этапе необходимо разработать условный идеальный образ электронного образовательного ресурса, который отражает основные существенные черты оригинала. Работа на данном этапе начинается с анализа объекта педагогического проектирования. Прежде всего, определяется необходимость проектирования ЭОР путем анализа потребностей в ЭОР и текущей обеспеченности образовательных программ системы ДПО ЭОР. Анализ обеспеченности проводится педагогами, профессорско-преподавательским составом организации, методическими службами под руководством заместителя руководителя по учебной работе. На основании полученных результатов и анализа текущего состояния обеспеченности должна сформироваться заявка, которая рассматривается на заседании учебно-методического совета образовательной организации и утверждается руководителем.
Здесь же, на заседании учебно-методического совета, утверждается авторский коллектив (ЭОР может разрабатывать и один преподаватель) по разработке каждого ЭОР. Авторский коллектив формируется из работников образовательной организации (преподавателей, методистов, технических специалистов и др.). В случае необходимости возможно привлечение к созданию ЭОР сторонних лиц.
На данном этапе также рекомендуется создать рабочую группу для проведения экспертизы создаваемых ЭОР (экспертную комиссию). Данная экспертная комиссия может проводить экспертизу не только вновь создаваемых ресурсов, но и уже применяемых в образовательном процессе ЭОР. В состав данной группы рекомендуется включать педагогических работников и технических специалистов, обладающих достаточными компетенциями в рассматриваемых вопросах. Компетенции подтверждаются наличием публикаций и опытом работе по соответствующим направлениям деятельности.
Итогом работы данного этапа должны стать сформулированные педагогические цели и задачи реализации ЭОР, планируемые результа-
ты, совершенствуемые/новые компетенции, условия эффективности использования ЭОР, основные структурные компоненты ЭОР и способы его функционирования с учетом имеющейся системы управления ДСПК (данная статья ориентирована на систему электронного обучения МооЬ!е).
Проектирование. На данном этапе создается непосредственно проект ЭОР. Созданная идеальная модель доводится до уровня ее практического использования в педагогической деятельности. Кроме того, на данном этапе необходимо уделить серьезное внимание следующим вопросам: формированию готовности всех участников образовательного процесса для использования ЭОР; формированию необходимого и достаточного уровня ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса для работы с ЭОР; подготовке проектной документации ЭОР.
Необходимо учитывать, что каждый проектируемый ЭОР имеет свой жизненный цикл и должен рассматриваться в условиях постоянного изменения и корректировки как его содержания, так и методического и программного обеспечения. Для фиксации актуального состояния ресурса и управления ЭОР рекомендуется ввести понятие «версия ЭОР». Кроме этого, необходимо учесть, что ЭОРы по своему содержанию и назначению могут подразделяться на следующие основные группы:
• нормативно-правовые, нормативно-методические (рабочие программы образовательной организации и др.);
• обучающие (учебники; учебные пособия; учебно-методические пособия; методические указания; конспекты лекций; видео- и аудио-лекции; практикумы, сборники задач и упражнений, задания для самостоятельной работы учащихся, виртуальные лабораторные и практические работы, тренажеры; задания для самоконтроля; словари/глоссарии, электронные энциклопедии, презентации, а также материалы, полученные в процессе обучения: записи занятий и дискуссий, авторские работы обучаемых и т. д.);
• вспомогательные (справочники, статьи специалистов, сборники документов и материалов, научные публикации, материалы конференций и др.);
• контролирующие (средства контроля достижений обучающихся, тестирующие программы, банки тем рефератов, курсовых проектов и работ, вопросы к зачету и экзамену и др.).
Как показывает практика организации ДСПК, работники образования чаще всего создают комбинированные ЭОР, включающие ресурсы разных категорий.
Конструирование. На данном этапе детализируется проект, конкретизируется и приближается к реальным условиям использования в учебном процессе, осуществляется методическое наполнение ЭОР разработанными материалами (лекции, тесты и др.). При конструировании рекомендуется учитывать следующие основные составляющие:
• Содержательная (предметная) сторона ЭОР, обусловленная как социальным заказом общества, современной нормативно-правовой базой, так и потребностями работников образования. Широчайшая возможность использования ДСПК, и, как следствие, осуществление перехода от пассивного обучения к активному обучению, основанному на использовании ИКТ и облачных сервисов. Возможность выстраивания индивидуальной траектории обучения слушателей.
• Методическое обеспечение ЭОР. Создание условий для адаптации различных методических систем обучения к целям и задачам системы ДПО, особенностям ДСПК, личностным запросом обучаемых в условиях региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды.
• Физиолого-гигиенические, педагогико-эргономические и дизайн-эргономические условия эффективного конструирования ЭОР. Многообразие предоставляемых для обучения дидактических средств и форм представления учебного материала. Подготовка образовательного контента с учетом специфики предметной области, ступени обучения, с учетом особенностей обучаемых слушателей.
• Взаимодействие между субъектами обучения и результатами учебной деятельности в режиме реального времени. Общедоступность ЭОР. Технологическая основа для создания ЭОР. Программное обеспечение. Все вместе взятое должно быть ориентировано на качество обучения.
Апробация. На данном этапе происходит апробация разработанного ЭОР. На этапе апро-
бации ЭОР учитель (преподаватель) осуществляет образовательный процесс с использованием ЭОР. Происходит проверка на практике, в реальных условиях теоретически спроектированного ЭОР. Иными словами, проистекает установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методик и результатов исследования. В апробации принимают участие все участники образовательного процесса: слушатели, преподаватели, администрация, методическая служба и т. д. [4].
На этапе апробации ЭОР необходимо еще раз обратиться к жизненным циклам и статусам ресурса. Жизненный цикл ЭОР понимается как сведения о текущем состоянии ЭОР и субъектах, внесших вклад в его создание и развитие. По мнению разработчиков ЭОР, версии ЭОР могут иметь следующие статусы ресурса «проектируемый», «авторский», «ЭОР ОО», «электронное издание», «обновленный», «архивный».
Жизненный цикл ЭОР начинается в момент утверждения заявки на проектирование и создание ЭОР. До момента появления первой версии ЭОР, содержащей контент, ЭОР имеет статус «проектируемый». Статус «авторский» имеют все ЭОР, созданные педагогическими работниками, но не прошедшие экспертизу. ЭОР, имеющий статус «авторский», может использоваться для проведения апробации в рамках образовательного процесса. В случае успешного прохождения экспертизы версия ЭОР корректируется авторами и специалистами в соответствии с рекомендациями экспертов и публикуется на официальном сайте образовательной организации (ОО), либо на портале, где организовано ДСПК (электронное обучение).
К моменту окончания апробации и прохождения экспертизы для получения статуса «ЭОР ОО» в обязательном порядке должны быть подготовлены, подписаны авторским коллективом и зарегистрированы заявка, план-проспект и (возможно) договора (соглашения) автора с ОО об использовании произведения. Договор (соглашение) с ОО об использовании произведения определяет права сторон на использование произведения, возможный способ и объем вознаграждения авторов ресурса.
Ресурсы, имеющие статус «ЭОР ОО», по инициативе авторского коллектива, поддер-
жанной рекомендацией учебно-методического совета образовательной организации, или по решению администрации могут быть включены в план подготовки и регистрации изданий с целью выполнения требований ГОСТ 7.83-2001 и последующей возможной регистрации электронного издания в ФГУП НТЦ «Информрегистр».
Статус «архивный» присваивается версии в том случае, если контент или программно-техническая реализация ЭОР устаревает или по каким-либо причинам его использование признается невозможным или нецелесообразным по решению администрации образовательной организации.
По окончании создания ЭОР авторское право на ЭОР вступает в силу - действует так называемая презумпция авторства. Создателю ЭОР необходимо знать, что обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.
Для защиты авторских прав в сети Интернет достаточно действующих норм и институтов и не требуется специального законодательства. На сегодняшний день информационное законодательство РФ представляет собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, и формируется на основе разработки и принятия Федеральных законов, законов субъектов РФ, регулирующих отношения, непосредственно касающиеся сферы информатизации: порядка создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации; отношения по владению и распоряжению информационным ресурсом конкретных субъектов права; отношения по созданию рынка информационных ресурсов и предоставлению информационных услуг, использованию в сфере образования и т. п.
По итогам апробации ЭОР рекомендуется подготовить акт передачи ресурса (в произвольной форме) на экспертизу.
Создание конечного продукта. На данном этапе осуществляются внесение необходимых
конструктивных изменений и дополнений, которые были получены в результатах апробации ЭОР. Все внесенные конструктивные изменения и дополнения должны обеспечить созданному ЭОР возможность его использовать в массовой педагогической практике. Данный этап рекомендуется считать законченным, когда педагог-исследователь по результатам апробации исключил несущественные свойства спроектированного ЭОР, касающиеся частных особенностей, характеризующих педагогические условия его работы, оформил и обнародовал результаты своего исследования.
Экспертиза ЭОР. В целях обеспечения качества разрабатываемых и используемых в обучении ЭОР рекомендуется проводить процедуру комплексной экспертизы на соответствие целям и результатам обучения и предъявляемым к ЭОР требованиям. Экспертиза проводится силами созданной экспертной комиссии (см. выше).
По нашему мнению, основными видами деятельности в рамках данного этапа могут быть: знакомство с итогами апробации ЭОР, непосредственно экспертная оценка ЭОР; принятие решения об использовании ЭОР.
Процедура комплексной экспертизы ЭОР может включать в себя следующие виды экспертиз:
• содержательная экспертиза - позволяет дать оценку полноты содержания в предметной области, актуальности и оригинальности материалов, используемых для создания ЭОР. Содержание основного материала определяется ФГОС, профессиональным стандартом «Педагог» и другими нормативными документами. Содержание и структура учебного материала, отраженные в программе, направлены на обеспечение совершенствования и (или) получения новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Основной материал может быть представлен в гипертекстовой и мультимедийной форме. Визуальный ряд может быть представлен реалистическими графическими изображениями изучаемых предметов, процессов, явлений и синтезированными объектами статистической и динамической графики;
• экспертиза раздела «Формы аттестации и оценочные материалы». Форма итоговой аттестации описана и позволяет оценить результаты освоения программы: сформирован-ность компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности (новой квалификации);
• психолого-педагогическая экспертиза определяет вид образовательного ЭОР, дает оценку соответствия содержания, сценария и формы представления ЭОР дидактическим, методическим и психологическим требованиями, а также целям создания ЭОР и эффективности применения заявленных образовательных технологий. Кроме того, необходимо учитывать, что выбор решений для представления образовательного контента должен осуществляться строго с учетом специфики ступени образования, предметной области (предмета) и быть педагогически целесообразным. Уровень интерактивности тех или иных компонентов ЭОР должен определяться возрастными особенностями обучающихся, а также особенностями региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды;
• редакторская экспертиза дает оценку соответствия ЭОР нормам редактирования, корректуры и верстки (не требуется в случае предварительного прохождения редакционно-издательской обработки);
• программно-техническая экспертиза позволяет дать оценку соответствия выбранной технологии и инструментария, а также качеству технической реализации ЭОР, общепринятым стандартам и современному техническому уровню аналогичных продуктов; проверяет работоспособность ЭОР как программного продукта и его совместимость с аппаратно-программными комплексами различных конфигураций;
• физиолого-гигиеническая, педагоги ко-эр-гономическая и дизайн-эргономическая экспертиза оценивает психофизиологические, эргономические и художественные качества ЭОР. При проведении дизайн-эргономической экспертизы ЭОР рекомендуется ссылаться на следующие основные нормативные документы:
1. Технический регламент «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (с изменениями от 4 февраля 2011 г., 28 декабря 2011 г.), утвержден постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 307.
2. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
ГОСТ Р И СО 14915-1-2010 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура.
• лингвистическая экспертиза оценивает качество текста ЭОР на иностранном языке.
Кроме того, необходимо учесть следующие моменты:
• Допускается введение дополнительных видов экспертизы для отдельных видов ЭОР. Определение необходимости в проведении отдельных видов экспертиз для каждого ресурса осуществляется руководителем экспертной комиссии совместно с экспертом, выполняющим экспертизу.
• Методика экспертизы и критерии оценки ЭОР разрабатываются и утверждаются экспертной комиссией по каждому виду экспертизы.
• Экспертиза ресурса проводится случайно выбранными экспертами (не менее двух) соответствующей комиссии. По решению эксперта или в случае возникновения противоречий с авторским коллективом рассмотрение ЭОР выносится на заседание экспертной комиссии.
• Содержательная экспертиза осуществляется в обязательном порядке заведующим кафедры и(или) учебно-методическим советом образовательной организации. По решению заведующего кафедры и(или) учебно-методического совета может быть назначена дополнительная содержательная экспертиза с участием сторонних экспертов.
• По результатам оценки ресурса эксперт формирует заключение (положительное или отрицательное) и возможные рекомендации по улучшению ресурса. Формы заключений определяются и утверждаются экспертной комиссией [11].
Подтверждение авторских прав. Как уже отмечалось выше, для защиты авторских прав в сети Интернет достаточно действующих норм и институтов и не требуется специального законодательства. В тоже время Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЕРНиО) позволяет автору зарегистрировать свою работу, получить дополни-
работников образования. Основная цель ОП -совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области управления учебной деятельностью обучающихся в процессе организации электронного обучения. Совершенствуемые компетенции данной ОП повышения квалификации ориентированы на компетенции, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Педагогическое образование» 44.04.01(магистратура) [12].
В результате освоения данной ОП повышения квалификации у слушателя, по нашему мнению, должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (табл. 1), кото-
Таблица 1
Совершенствуемые компетенции
№ п/п Компетенция Направление подготовки «Педагогическое образование» 44.04.01 (магистратура). Код компетенции
1 Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам ПК-1
2 Способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики ПК-2
3 Способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта ПК-9
4 Готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения ПК-10
Таблица 2
Планируемые результаты обучения
№ п/п Направление подготовки «Педагогическое образование» 44.04.01 (магистратура)
Знать
1 Особенности нормативно-правового обеспечения создания электронной информационно-образовательной среды образовательной организации ПК-2
2 Основные особенности работы с системой управления обучением Moodle 2 ПК-1, ПК-9
3 Особенности создания тестов в системе Moodle 2 ПК-9
4 Особенности проектирования электронных образовательных ресурсов ПК-1,ПК-9, ПК-10
5 Особенности управления учебной деятельностью учащихся в процессе организации электронного обучения ПК-2
Уметь
1 Эффективно применять современные методики и технологии в управленческой деятельности при организации электронного обучения ПК-1
2 Формировать и развивать единую электронную информационно-образовательную среду образовательной организации и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики ПК-1, ПК-2
3 Проектировать электронные образовательные ресурсы ПК-10
4 Проектировать формы и методы контроля качества образования в системе электронного обучения Moodle 2, с учетом отечественного и зарубежного опыта ПК-9
тельное подтверждение своих авторских прав в аспекте новизны и приоритетности электронной разработки. Разработки, зарегистрированные в ОФЭРНиО, могут быть включены в библиографические списки научных, учебных, учебно-методических и иных работ, а также в список научных трудов авторов-разработчиков.
В качестве примера нами разработана программа повышения квалификации «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе организации электронного обучения», которая расположена на Портале электронного обучения Мой МПГУ (http://e-learning.mpgu.edu/).
Данная образовательная программа (далее ОП) повышения квалификации рассчитана на
рые помогут работнику образования не только создавать качественный электронный образовательный ресурс, но и в дальнейшем грамотно организовать обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
По нашему мнению, эффективно сформировать данные профессиональные компетенции смогут основные направления данной ОП повышения квалификации (табл. 2).
Таким образом, как показывает практика организации ДСПК, создание ЭОР - это сложный и интересный процесс. В настоящее время проблемой систематизации и стандартизации данной деятельности и, следовательно, организацией качества обучения системы ДПО занимаются многие ученые и практики. Так, в качестве основных направлений деятельности в данном направлении, применительно к теме нашего исследования, выдвигаются следующие направления исследований:
• разработка нормативной базы, определяющей требования к разработке ЭОР для всех категорий обучающихся;
• разработка подходов и механизмов оценки качества ЭОР для системы ДПО;
• создание системы общественной экспертизы и рейтингования ЭОР и другие.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
3. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме. Письмо Заместителя министра образования и науки РФ Каганова В.Ш. от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06.
4. Осипова, О. П. Основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов [Текст] / О. П. Осипова // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 2 (58). - С. 76-83.
5. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: термины и определения [Текст]. - М., 2006.
6. Осипова, О. П. Принципы и закономерности дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования [Текст] / О. П. Осипова // Наука и школа. -2012. - № 2. - С. 50-56.
7. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с.
8. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Текст]. - М., 2009.
9. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.
10. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения [Текст] / Е. В. Яковлев, О. Н. Яковлева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
11. Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Теоретические основы педагогического проектирования» в рамках дисциплины: «Основы педагогического проектирования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://files.school-collection.edu. ru/dlrstore/4629b742-73fa-406f-a9b5-716ec0d d5364/konspekty_lectziy_1.htm%5Ckonspekty _lectziy_1.htm (дата обращения: 04.02.2016).
12. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35263).
REFERENCES
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF (Minobrnauki Rossii) ot 1 iyulya 2013 g. No. 499 g. Moskva "Ob utverzhdenii Poryadka or-ganizatsii i osushchestvleniya obrazovatelnoy deyatelnosti po dopolnitelnym professionalnym programmam".
2. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii".
3. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii dopolnitelnykh professionalnykh programm s ispolzovaniem distantsionnykh obrazovatel-nykh tekhnologiy, elektronnogo obucheniya i v setevoy forme. Pismo Zamestitelya ministra ob-razovaniya i nauki RF Kaganova V. Sh. ot 21.04.2015 No. VK-1013/06.
4. Osipova O. P. Osnovnye etapy pedagogichesk-ogo proektirovaniya i ekspertizy elektronnykh obrazovatelnykh resursov. Otkrytoe i distantsi-onnoe obrazovanie. 2015, No. 2(58), pp. 76-83.
5. GOST R 52653-2006. Informatsionno-kommu-nikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: terminy i opredeleniya. Moscow, 2006.
6. Osipova O. P. Printsipy i zakonomernosti dis-tantsionnogo soprovozhdeniya povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya. Nauka i shkola. 2012, No. 2, pp. 50-56.
7. Elektronnye uchebniki: rekomendatsii po raz-rabotke, vnedreniyu i ispolzovaniyu interak-tivnykh multimediynykh elektronnykh ucheb-nikov novogo pokoleniya dlya obshchego obra-zovaniya na baze sovremennykh mobilnykh elektronnykh ustroystv. Moscow: Federalnyy institut razvitiya obrazovaniya, 2012. 84 p.
8. GOST R 53620-2009. Informatsionno-kommu-nikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Elek-tronnye obrazovatelnye resursy. Obshchie polozheniya. Moscow, 2009.
9. Rapatsevich E. S. (Comp.) Pedagogika: Bolsha-ya sovremennaya entsiklopediya. Minsk: Sovre-mennoe slovo, 2005. 720 p.
10. Yakovlev E. V., Yakovleva O. N. Pedagogiches-kaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroeniya. Moscow: VLADOS, 2006. 239 p.
11. Komplekt uchebno-metodicheskikh materialov k uchebnomu modulyu "Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya" v ramkakh distsipliny: "Osnovy pedagogicheskogo proek-tirovaniya". Available at: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4629b742-73fa-406f-a9b5-716ec0dd5364/konspekty_lectziy_1. htm%5Ckonspekty_lectziy_1.htm (accessed: 04.02.2016).
12. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 № 1505 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarst-vennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven magistratury)" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.12.2014 No. 35263).
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Osipova Olga P., ScD in Education, Associate professor, Professor, Management of educational systems Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]