УДК 378.091.398:004
Повышение квалификации педагогических работников в условиях открытого образования
Т. Г. Везиров, Л. М. Исаева
Professional development of pedagogical workers in the conditions of open education
T. G. Vezirov, L. M. Isaeva
Аннотация. В статье рассматриваются роль и место открытого образования в системе повышения педагогических работников, где важную роль могут сыграть дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения. В условиях открытого образования на смену эпохе «образования на всю жизнь» приходит новая эпоха «образование длиною в жизнь», где предлагается дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения в профессиональной деятельности педагогических работников», которая апробируется в ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» и в Грозненском государственном колледже экономики и информационных технологий. Выделены организационно-педагогические условия реализации данной программы, где особое место занимает учебно-методическое обеспечение, включающее веб-портфолио преподавателя, которое создается в образовательном портале 4portfolio.ru.
Abstract. The article considers the role and place of open education in the system of teachers' professional development where distance learning technologies and e-learning tools can play an important role. The article presents the additional professional education program of professional development "Distance learning technologies and e-learning tools in professional activities of teaching staff" which is being tested in FSFEI HVE "The Dagestan State Pedagogical University " and in the Grozny State College of Economics and Information Technologies. Authors highlighted the organizational and pedagogical conditions of im-
plementing this program where a special place is taken by the educational and methodological support including the teacher's web portfolio which is created at the education portal 4portfolio.ru.
Ключевые слова: повышение квалификации, педагогические работники, открытое образование, дистанционные образовательные технологии, образовательный портал 4portfolio.ru, средства электронного обучения, веб-портфолио.
Keywords: professional development, teaching staff, open education, distance learning technologies, e-learning tools, web portfolio, education portal 4portfolio.ru.
Адаптация педагогических работников к мировому информационному обществу позволяет своевременно получить информацию в любой точке географического пространства, к которому позволяет открытое образование.
В условиях открытого образования на смену эпохе «образования на всю жизнь» приходит новая эпоха «образование длиною в жизнь», которая востребовала педагогического работника с иными качествами, главной целью которого является подготовка его к успешной деятельности в информационном обществе. Такую подготовку можно осуществить в системе повышения квалификации педагогических работников.
Р. Э. Гшиянц отмечает, что модель открытого образования можно представить в виде познавательной среды, ориентированной на человека, способного к самоорганизации, развитию его способностей на основе приобретения знаний и овладения методологией их использования в повседневной жизни и профессиональной
Т. Т. Везиров, Л. М.. Исаева
Повышение квалификации педагогическухработшкрв в условиях открытого образования
деятельности с целью наиболее полной самореализации в условиях формирования и функционирования информационного общества [1].
Открытое образование как система позволяет преподавателю выбирать маршрут своего профессионального совершенствования, в частности в области научно-методической деятельности.
В этой деятельности важную роль могут сыграть информационные и виртуальные технологии, которые приводят к значительной перестройке информационно-коммуникационной среды образовательных учреждений.
В монографии И. В. Роберт под информационно-коммуникационной средой понимает совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [2].
Одним из ключевых компонентов современной информационно-коммуникационной среды являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [3]. Необходимость широкого использования ЭОР в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
В общеобразовательных учреждениях могут использоваться следующие категории электронных образовательных ресурсов:
- ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
- ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания на CD, приобретаемые образовательными учреждениями для комплектации медиатек на собственные средства;
- ресурсы региональных образовательных порталов;
- ресурсы, разработанные педагогическими работниками.
Одной из важнейших задач в системе повышения квалификации педагогических работников в условиях открытого образования является изучение ресурсов федеральных порталов и авторских электронных учебных материалов. Нами совместно студентами магистратуры и педагогическими работниками Дагестанского государственного педагогического университета и Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий разработаны следующие электронные образовательные ресурсы:
1. Биология с основами экологии.
2. Зоология беспозвоночных.
3. Языки и методы программирования.
4. Основы линейного программирования.
5. Высшая математика.
6. Социальная информатика.
7. ИКТ в управлении.
8. Мультимедиа технологии.
9. Портальная технология в образовании.
10. Иностранный язык (факультатив).
11. Иностранный язык в сфере юриспруденции.
12. Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка.
13. Компьютерная графика.
14. География туризма.
15. Компьютерные сети.
16. Страноведение арабских стран.
17. Средства электронного обучения в подготовке бакалавров.
18. Проектная деятельность бакалавра-юриста.
19. Традиционная культура народов Дагестана.
Некоторые из этих ЭОР регистрированы ФГУП НТЦ «Информрегистр» Депозитарий электронных изданий в Москве и размещены на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» (http://skif.donstu.ru) при Донском государственном техническом университете в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет». Этими ЭОР пользуются слушатели курсов повышения квалификации при подготовке авторских электронных учебных материалов.
Проблематика внедрения современных технологий во все уровни учебного процесса является одним из основных трендов в развитии системы образования. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании в Россий-
ской Федерации», а также в разрабатываемом проекте «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и проекте «Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специа-литета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год». Одним из приоритетных направлений повышения квалификации педагогических работников в условиях открытого образования является обучения их к использованию дистанционных образовательных технологий и средства электронного обучения.
В нашем исследовании мы будем придерживаться определения, приведенного в действующем закон «Об образовании в Российской Федерации»: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [4].
Для применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогических работников должны быть созданы для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные издания учебного назначения, совокупность средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечивающей освоение ими образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
С. В. Панюкова средства ИКТ определяет как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функцио-
нирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники. Это средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможности доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей [5].
Нами разработана дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения в профессиональной деятельности педагогических работников», которая апробируется в ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» и в Грозненском государственном колледже экономики и информационных технологий.
Данная программа повышения квалификации педагогических работников разрабатывалась в соответствии такими законодательными и нормативными актами, как:
- Федеральный закон от 09.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013 № 29444);
- приказ Минобрнауки России от 15.01.2013 № 10 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников» (зарегистрирован в Минюсте России 12.03.2013 № 27609);
- письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 № АК-1879 «О документах о квалификации»;
- Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года.
Как отмечают авторы статьи [6] Э. В. Ефимова и М. И. Голунова, при выборе курсов повышения квалификации для педагога являются значимыми следующие моменты:
- получение новых знаний по преподаваемому предмету;
Т. Т. Везиров, Л. М.. Исаева
Повышение квалификации педагогическихработников в условиях открытого образования
- получение знаний по проектированию современного урока с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;
- изучение новых программных продуктов, которые можно использовать в рамках профессиональной деятельности, причем важным требованием к программному обеспечению является его принадлежность к классу свободного программного обеспечения и независимость от установленной на компьютере операционной системы;
- получение навыков использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Эти моменты нами были учтены при разработке авторской программы повышения квалификации педагогических работников.
При разработке программы мы использовали технологию модульного обучения, которая является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Нами в дополнительную образовательную программу повышения квалификации педагогических работников включены следующие модули:
Модуль 1. Основные направления и программы информатизации педагогического образования.
Модуль 2. Современные интернет-технологии в педагогическом образовании.
Модуль 3. Дистанционные образовательные технологии: создание и размещение электронных изданий учебного назначения.
Модуль 4. Веб-портфолио педагогических работников.
Модуль 5. Образовательные социальные сети. Организация электронного обучения в вузе с помощью социальных сетей.
Модуль 6. Вопросы информационной безопасности в электронном обучении, качества учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения.
Проектируя технологию изучения курса «Дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения в профессиональной деятельности педагогических ра-
ботников», мы использовали следующие положения:
1. Сообщение необходимых знаний.
2. Формирование умений на репродуктивном уровне.
3. Переход к поисковой, продуктивной фазе.
Этот подход позволяет переходить от репродуктивных умений к поисковым, что повышает эффективность обучения.
Огромную роль в процессе обучения для нас играла обратная связь. Мы контролировали процесс обучения, выявляли преподавательских работников, у которых возникают трудности с усвоением предлагаемого учебного материала. Обратная связь - объективный контроль знаний - существенная черта технологии обучения.
Одним из основных вопросов педагогической теории и практики является определение роли педагога в проективной, личностно ориентированной педагогике, которая направлена на формирование целостной личности обучающихся как носителя гуманистических ценностей.
Саморазвиваясь и самореализуясь, преподавательский работник может достичь результативности в педагогической деятельности, которые побуждают их к поиску новых эффективных форм повышения квалификации педагогических работников, оценки их достижений.
Одной из форм, которая может быть использована преподавательскими работниками для самопрезентации и для профессионально-педагогической самореализации как специалиста, является портфолио.
Важное место в данной программе занимает технология портфолио как элемент целостной системы электронного обучения в условиях открытого образовательного пространства.
Электронное портфолио (е-портфолио) нами рассматривается как средство поддержки интерактивного взаимодействия в информационно-образовательной среде вуза и как метод комплексного аутентичного оценивания компе-тентностей, а также как эффективная педагогическая технология, способствующих модернизации современного профессионального образования.
Его использование реализует возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий за счет своей доступ-
ности, открытости, гибкости и персонифициро-ванности.
Технология е-портфолио расширяет возможности электронного обучения за счет:
- мотивации педагогических работников на качественные учебно-профессиональные результаты;
- отслеживания динамики развития компе-тентностей за определенный период времени;
- наличия обратной связи.
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста, которая была основной и самой значимой до появления технологии веб-портфолио ^еЬйэНо).
Веб-портфолио - это личный сайт без рекламы, с индивидуальным дизайном, с полным функционалом социальной сети для создания сообществ и общения, возможностью простого и самостоятельного обновления без привлечения программистов. В настоящее время имеется достаточное количество инструментов для разработки веб-портфолио. Одним из таких инструментов является сеть 4portfolio.ru, которая выступает в качестве образовательного портала для дистанционного обучения, размещения работ преподавателей и студентов и оценки образовательных достижений, для общения в профессиональном сообществе [7].
Областью профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по данной программе, является профессионально-педагогическая деятельность педагогических работников в условиях открытого образования.
Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- знакомство слушателей с современными проблемами информатизации педагогического образования;
- развитие практических умений слушателей в области организации и проведения учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения;
- знакомство слушателей с технологией создания педагогического сценария современного дистанционного учебного курса с применением средств электронного обучения;
- развитие практических умений слушателей в области веб-портфолио для размещения электронных изданий учебного назначения;
- развитие практических умений слушателей в области подготовки электронных учебных материалов с применением дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения;
- знакомство слушателей с основными подходами к оценке качества учебного процесса, о информационной безопасности учебного процессе с применением дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения. Слушатель в результате освоения программы повышения квалификации должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;
- организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли науки и предметной области;
- проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения;
- планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства;
- способностью анализировать программы информатизации образования и их перспективы развития и основных подходов к оценке качества учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения;
- готовностью использовать современные средства электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в области организации и проведения учебного процесса;
Т. Т. Везиров, Л. М.. Исаева
Повышение квалификации педагогическихработников в условиях открытого образования
- способностью подготовки веб-портфолио для размещения электронных изданий учебного назначения в образовательных социальных сетях;
- готовностью разработки и размещения электронных изданий учебного назначения с использованием дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения. Нормативная трудоемкость обучения по данной программе - 126 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
Созданы организационно-педагогические условия реализации программы:
1. Материально-технические условия (лекции, практические и лабораторные занятия проводятся в компьютерном классе с выходом в глобальную сеть Интернет; мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение).
2. Учебно-методическое обеспечение (основная и дополнительная литература по каждому модулю, образовательные интернет-порталы).
Оценка качества освоения программы осуществляется по каждому модулю написанием реферата слушателями и проведением тестового контроля. Итоговым контролем освоения программы является защита авторского проекта в виде мультимедийной презентации.
Результаты анкетирования слушателей авторского курса повышения квалификации показали, что им открывается доступ к нетрадиционным источникам информации, повышается эффективность самостоятельной работы, даются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, реализуются принципиально новые формы и методы обучения.
Библиографический список:
1. Гшиянц Р. Э. Подготовка учителя технологии и предпринимательства в контексте открытого образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007. - 21 с.
2. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
3. ГОСТ 7.83-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gostedu.ru/3244.html (дата обращения 15.01.2015).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: - М. : Эксмо, 2014. -208 с.
5. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2010. - 224 с.
6. Ефимова Э. В., Голунова М. И. Развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника при изучении модуля «Мультимедийные технологии в профессиональной деятельности учителя» // Информатика и образование. - 2015. -№ 6 (265). - С. 59-62.
7. Панюкова С. В., Гостин А. М., Кулиева Г. А., Самохина Н. В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя : методические рекомендации : учеб. пособие. - Рязань : Рязанский государственный радиотехнический университет, 2014. - 65 с.
References:
1. Gshiyants R. E. Podgotovka uchitelya tekh-nologii i predprinimatel'stva v kontekste otkrytogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Training Teacher of Technology and Business in the Context of Open Education: Author's Thesis], Maykop, 2007, 21 p.
2. Robert I. V. Teoriya i metodika informatizat-sii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty) [Theory and Methods of Education Informatization (Psycho-Pedagogical and Technological Aspects)], M., 2014, 398 p.
3. GOST 7.83-2001. Sistema standartov po in-formatsii, bibliotechnomu i izdatel'skomu delu. Elektronnye izdaniya. Osnovnye vidy i vykhodnye svedeniya [National State Standard 7.83-2001. System of Standards on Information, Librarianship and Publishing. Electronic Publications. Basic Types and Imprint]. [Electronic resource]. Access mode: http://www .gostedu.ru/3244.html (01.15.2015, the date of treatment).
4. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii" [Federal Law "On Education in the Russian Federation"], M., 2014, 208 p.
5. Panyukova S. V. Ispol'zovanie informatsii-onnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v obra-zovanii: ucheb. Posobie dlya stud. vyssh. ucheb.
Zavedeniy [Using the Information and Communication Technologies in Education: Study Guide for University Students], M., 2010, 224 p.
6. Efimova E. V., Golunova M. I. Developing Teachers ' ICT Competence in Studying Module "Multimedia Technologies in Professional Work of the Teacher" [Razvitie IKT-kompetentnosti uchi-telya-predmetnika pri izuchenii modulya "Mul'-timediynye tekhnologii v professional'noy deya-
tel'nosti uchitelya"]. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education], 2015, № 6 (265), pp.59-62.
7. Panyukova S.V., Gostin A. M., Kulieva G. A., Samokhina N. V. Sozdanie i vedenie veb-portfolio prepodavatelya. Metodicheskie rekomendatsii: ucheb .posobie [Creating and Maintaining a Web Portfolio of the Teacher: Study Guide], Ryazan', 2014, 65 p.