Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 378.091.398
Педагогические условия развития
информационной компетентности педагогических работников в системе повышения квалификации
Т. Г. Везиров
Pedagogical conditions of informational competence development of pedagogical workers in the advanced training system
^ G. Vezirov
Аннотация. Развитие информационной компетентности педагогических работников в системе повышения квалификации является одной из проблем совершенствования профессиональной подготовки их в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации высшего образования. Предлагается авторская дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения в профессиональной деятельности педагогических работников», которая разработана и апробирована в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». Программа разработана на основе модульной технологии и состоит из 6 модулей. Концептуальным направлением данной программы является создание педагогических условий совместной деятельности педагогических работников в проектных технологиях и ориентация на базовые компетенции и их личностное развитие. К таким условиям относятся: отбор педагогических работников с учетом профессиональных запросов; разработка программы, учебных заданий на основе дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения, организация их совместной работы; проведение объектив-
ного мониторинга по заранее заданным параметрам, критериям и уровням развития информационной компетентности.
Abstract. The development of informational competence of teachers in the advanced training system is one of the problems of improvement ofprofessional training in conditions of informatization, mass communications and globalization of higher education. The authors program of additional professional education of advanced training "Distance education technologies and e-learning tools in the professional activity of pedagogical workers" is suggested. This program is developed and tested in the "Dagestan State Pedagogical University". The program is developed on the basis of modular technology and it consists of 6 modules. The conceptual direction of this program is creation of pedagogical conditions of teachers ' joint activity in design technology and focus to basic competences and their personal development. Such conditions include: selection of pedagogical workers taking into account the professional needs; develop programs of learning tasks on the basis of remote educational technologies and e-learning, organization of their joint work; objective of the monitoring by predefined parameters, criteria and levels of development of information competence.
Ключевые слова: педагогические условия, информационная компетентность, педагоги-
ческие работники, система повышения квалификации, модули, дополнительная образовательная программа, дистанционные образовательные технологии, средства электронного обучения.
Keywords: pedagogical conditions, information competence, teaching staff, advanced training system, modules, additional educational program, distance education technologies, e-learning tools.
В современных условиях, когда происходит информатизация, массовая коммуникация и глобализация образования, требования к уровню подготовки и квалификации педагогических работников наблюдается разрыв между профессиональной подготовкой их и требованиями и ожиданиями работодателей от качества труда педагогических работников. По нашему мнению, это связано тем, что система педагогического образования не успевает меняться в условиях быстрого развития информатизации общества.
В настоящее время возрастает требования работодателей по отношению информационной подготовки специалистов, которые работают в условиях больших объемов данных. А это выводит образование за рамки академической подготовки, требующая дополнительной подготовки педагогических работников, которая требует обращаться к инновационным методам решения профессионально-педагогических задач. Здесь важное место занимают дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, в частности, массовые открытые онлайн-курсы.
Профессионально деятельность педагогических работников в таких условиях предполагает повышение уровня подготовки в области информационных технологий, это в свою очередь подразумевает развитие у них информационной компетентности.
Как отмечается в «Законе об образовании в Российской Федерации», необходимы различные формы непрерывного образования и повышения квалификации, которые позволяют восполнять, восстановить, поднять на новый уровень качество сформированных компетенций будущих бакалавров, магистров педагогического образования и развивать профессиональную компетентность педагогических работников [1].
Приняты федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), приоритетным признан компе-тентностный подход, направленный на приобретение будущими педагогами компетенций, позволяющих принимать адекватные решения в профессиональной деятельности. Предусмотрено обязательное развитие информационной компетентности будущих педагогических работников.
Одной из форм, которая в последнее время развивается в сфере педагогического образования в России, является дистанционное повышение квалификации.
Мы считаем, что повышение квалификации представляет собой педагогическую систему, которая включает:
- средства;
- способы действий;
- формы приобретения более совершенных навыков труда;
- развития профессиональной компетентности;
- утверждения гражданской ответственности специалистов.
Данная система имеет свою специфику и потенциал влияния на развитие профессиональной компетентности и качество труда работающих педагогических работников.
Реформы профессионального образования в настоящее время ориентированы на компетент-ностный подход, в том числе к подготовке педагогических работников и дальнейшее повышение качества их квалификации.
Авторы работы [2] поднимают вопрос о компетенциях, которыми должен обладать современный преподаватель высшего учебного заведения. Ими проведен анализ вопроса использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности работника вуза, подробно рассмотрены квалификационные требования в области ИКТ.
Требования к уровню компетентности педагогических работников в области владения средствами информационных и коммуникационных технологий постоянно повышаются.
Общие вопросы формирования информационных компетенций и развития их рассматриваются в трудах А. А. Кузнецова, М. П. Лапчик, Е. К. Хеннер и др.
Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) в монографии И. В. Роберт определяет как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей [3].
Одной из важных задач профессионализма педагогических работников становится информационная компетентность, как одна из составляющих их профессиональной компетентности, определяющая уровень владения навыками использования средств ИКТ при решении образовательных и воспитательных задач.
В статье [4] А. В. Мухамедшина информационную компетентность преподавателя вуза определяет, как интегративное свойство личности преподавателя, основанное на внутренней готовности к взаимодействию с обучаемым в информационной среде с использованием цифровой формы представления информации, базирующееся на обладании знаниями основ информационной грамотности и информационной безопасности, наличии навыков использования аппаратно-программных средств, желании овладеть эффективными технологиями обработки и преобразования информации и стремлении использовать новые информационные технологии в учебном процессе для достижения главной цели обучения - формирование личности обучаемого, компетентной в современном информационном мире.
Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и средства электронного обучения набирает популярность. Преподаватель, организующий такой процесс должен обладать особыми знаниями, умениями и навыками не только в области преподаваемого курса, но и в сфере средств ИКТ. В документе «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», зарегистрированном в Минюсте РФ 23 марта 2011 г. № 20237, в разделе III подробно описаны требования к лицам, занимающим, или претенду-
ющим на должность из числа профессорско-преподавательского состава, в части владения и применения информационных и коммуникационных технологий [5].
В документе «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» отмечается, что информационные технологии с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей, в том числе образования и государственного управления, связаны с внедрением информационных технологий. Здесь же отмечается, что неотъемлемой частью повседневной жизни стали коммуникации и поиск информации с использованием сети интернет, а также общение в социальных сетях - с каждым годом информационные технологии открывают все более широкие перспективы для повышения эффективности бизнеса и качества жизни граждан.
В этом документе одной из задач по развитию отрасли информационных технологий России является повышение грамотности населения в области информационных технологий. Для решения этой задачи необходимо развивать информационную компетентность педагогических работников.
В разделе «Основные направления реализации Стратегии» в пункте «Развитие кадрового потенциала и образования отрасли информационных технологий» отмечается, что компании отрасли информационных технологий сталкиваются с дефицитом кадров и недостаточно высоким уровнем их подготовки.
По прогнозам аналитиков отрасли, до 2018 года система образования должна подготовить не менее 350 тыс. специалистов в области информационных технологий, из них не менее 125 тыс. специалистов - в рамках обучения на бюджетных местах в образовательных организациях высшего образования.
В связи с этим необходимо реализовать комплекс мер, позволяющих увеличить количество специалистов в области информационных технологий на рынке труда и повысить качество их подготовки.
Ускоренное внедрение в образовательный процесс новаций, эффективность которых подтверждается мировым опытом, способствует
повышению качества образования. Среди таких новаций необходимо отметить электронное обучение, широкое использование массовых открытых онлайн-курсов и виртуальные обучающие среды. В частности, необходимо развитие дистанционного образования и расширение использования онлайн-курсов в области образования в информационных технологиях, а также широкомасштабное включение курсов на русском языке в наиболее популярные мировые системы онлайн-обучения. Одним из направлений работы государства по развитию образования в области информационных технологий, как отмечается в Стратегии, является профессиональное развитие и повышение квалификации учителей и преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами, а также открытие в региональных профессиональных образовательных организациях дополнительных общеобразовательных программ подготовки по специальностям базового уровня и развитие центров профессиональной переподготовки специалистов смежных областей и центров повышения квалификации молодых специалистов в сфере информационных технологий. Анализ научно-методических исследований и собственного опыта работы в системе повышения квалификации педагогических работников при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» позволил выделить следующие характеристики развития компетентностного потенциала системы повышения квалификации педагогических работников:
- использование поисковых запросов их при формировании групп реализации образовательных программ;
- расширение программы подготовки, построенных на основе знаний, умений до развития гибкости действий в решении профессиональных проблем;
- обеспечение сотрудничества педагогических работников между собой, преподавателем в условиях информационно-коммуникационной среды педвуза;
- совместная разработка и защита мультимедийных проектов;
- приучение педагогических работников к способам прослеживания новообразований в развитии профессиональной компетентности.
Наш опыт работы в вузе показывает, что не все преподаватели владеют современными средствами ИКТ и необходимым уровнем информационной компетентности, которые обусловлены нежеланием их выполнять дополнительные нагрузки, связанные с приобретением новых предметной области знаний, умений и методических навыков, связанных с освоением средств ИКТ, а также отсутствием должного качества и количества современной компьютерной техники и возрастание временных затрат на подготовку к занятиям с использованием их и др.
Для решения этих проблем педагогическим работникам нужно помочь освоить современные средства ИКТ и научить организовать свою профессиональную педагогическую деятельность с их применением, необходимо регулярно проводить курсы повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ.
Все эти проблемы нами решаются в разработанной нами и апробированной в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» в дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения в профессиональной деятельности педагогических работников», концептуальным направлением, которой является создание педагогических условий совместной деятельности их в проектных технологиях и ориентация на базовые компетенции и личностное развитие педагогических работников.
Целью данной программы является формирование у слушателей информационных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области информатизации образования, а также совершенствование и развитие профессиональных навыков, знаний и компетенций педагогических работников в области дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения.
Программа является преемственной к основной образовательной программе высшего образования направления подготовки 44.03.01 -Педагогическое образование. Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- знакомство слушателей с современными проблемами информатизации педагогического образования;
- развитие практических умений слушателей в области организации и проведения учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения;
- знакомство слушателей с технологией создания педагогического сценария современного дистанционного учебного курса с применением средств электронного обучения;
- развитие практических умений слушателей в области веб-портфолио для размещения электронных изданий учебного назначения;
- развитие практических умений слушателей в области подготовки электронных учебных материалов с применением дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения;
- знакомство слушателей с основными подходами к оценке качества учебного процесса, о информационной безопасности учебного процессе с применением дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения.
Данная программа разработана на основе модульной технологии, включающей следующие модули:
Модуль 1. Основные направления и программы информатизации педагогического образования.
Модуль 2. Современные интернет-технологии в педагогическом образовании.
Модуль 3. Дистанционные образовательные технологии: создание и размещение электронных изданий учебного назначения.
Модуль 4. Веб-портфолио педагогических работников.
Модуль 5. Образовательные социальные сети. Организация электронного обучения в вузе с помощью социальных сетей.
Модуль 6. Вопросы информационной безопасности в электронном обучении, качества учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения. Лекции и лабораторные занятия проводятся в компьютерном классе с выходом в глобальную сеть интернет. Компьютерный класс оборудован мультимедийным проектором, интерактивной доской.
Имеется соответствующее программное обеспечение.
Прилагается обычная и дополнительная литература по каждому модулю, а также используемые образовательные интернет-порталы.
Оценка качества освоения программы осуществляется по каждому модулю написанием реферата слушателями и проведением тестового контроля.
Итоговым контролям освоения программы является защита авторского проекта в виде мультимедийной презентации.
При разработке технологий реализации данной программы использованы, предложенные К. Фокелем принципы организации воркшопа, в которой создаются условия поиска новых знаний, способов деятельности и новых программных продуктов самими педагогическими работниками самостоятельном взаимодействии в группе, при фасилитирующей роли преподавателя.
Поскольку подготовка педагогических работников в системе повышения квалификации по дистанционным образовательным технологиям и средствам электронного обучения еще мало распространены, была разработана методика этих технологий, включающая изучение каждой технологии по следующим параметрам:
1. Выражение позитивного отношения к дистанционным образовательным технологиям и средствам электронного обучения через привлекающее внимание название, выражающее сущность сетевого взаимодействия.
2. Выдвижение и обоснование новой оригинальной идеи, связывающей средства и процедуры этих технологий с эффективностью их результатов.
3. Обоснование актуальности данных технологий в современных условиях развития непрерывного педагогического образования и в частности в развитии профессиональной компетентности педагогических работников.
4. Отработка способности четко ставить цель и основные задачи, решаемые данными технологиями в развитии профессиональной компетентности педагогических работников.
5. Научные и методические основания этих технологий, показывающие использование знаний, новых идей и степени их влияния на развитие профессиональной компетентности педагогических работников.
6. Отработка умений представлять, описывать оригинальный характер действий, методов, приемов или средств, отличающих этих новых технологий от известных способов деятельности в области педагогического образования и раскрывать степень их влияния на развитие профессиональной компетентности педагогических работников.
7. Демонстрация умений включения педагогических работников в методики рефлексии, позволяющие наблюдать качественные изменения в развитии у них профессиональной компетентности.
Эффективными педагогическими условиями развития профессиональной компетентности педагогических работников в системе повышения квалификации являются: отбор педагогических работников с учетом профессиональных запросов; разработка программы, учебных заданий на основе дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения, организация их совместной работы; проведение объективного мониторинга по заранее заданным параметрам, критериям и уровням развития информационной компетентности.
В монографии [6] нами рассмотрены теоретические основы и результаты экспериментов по внедрению дистанционных технологий, электронного и сетевого обучения в Донском государственном техническом университете и Дагестанском государственном педагогическом университете, а также результаты эксперимента по созданию единого центра корпоративного обучения, нацеленного на повышение квалификации преподавателей, реализованного на основе принципа объединенных ресурсов и общей виртуальной информационно-образовательной среды.
Библиографический список:
1. Федеральный закон «Закон об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 21.05.2017).
2. Зенкина С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя [Электронный ресурс] / С. В. Зенкина, О. П. Панкратова, Е. А. Конопко. - Режим доступа: http://edu.asou-mo.ru/images/20160920/sector4/ Зенкина-Панкратова-Конопко.pdf (дата обращения: 09.05.2017).
3. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И. В. Роберт. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
4. Мухамедшина А. В. Информационная компетентность преподавателя в интерактивной образовательной среде вуза / А. В. Муха-медшина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. Х междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск : СибАК, 2011.
5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих - Минюст РФ от 23.03.2011 № 20237 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www .stankin.ru/ for-staff/normative -techn ical-documents/Единый%20квалификационный %20справочник.pdf (дата обращения: 21.05.2017).
6. Захарова О. А. Дистанционные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании : монография / О. А. Захарова, Т. Г. Везиров, М. В. Ядровская. - Ростов н/Д. : Издательский центр ДГТУ, 2015. - 134 с.
References:
1. Federal Law "the Law about education in Russian Federation" [Federal'nyj zakon "Zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"] [Web resource]. Access mode: http://consultant.ru (accessed date: 05/21/2016).
2. Zenkin S. V., Pankratova O. P., Konopko E. A. The use of information and communication technologies in professional activities of a teacher [Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v professional'noj dejatel'nosti prepodavatelja] [Web resource]. Access mode: http://edu.asou-mo.ru/images/ 20160920/sector4/Зенкина-Панкратова-Коноп ra.pdf (accessed date: 05/09/2016).
3. Robert I. V. Theory and methodology of education informatization (psycho-pedagogical and technological aspects) [Ispol'zovanie infor-macionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v pro-fessional'noj dejatel'nosti prepodavatelja], Moscow : BINOM. Laboratoriya znaniy, 2014. 398 p.
4. Mukhamedshina A. V. Information competence of the teacher in an interactive educational environment of the University / Personality, family and society: questions of pedagogics and psychol-
ogy: collection of articles in mater [Informacion-naja kompetentnost' prepodavatelja v interaktivnoj obrazovatel'noj srede vuza / Lichnost', sem'ja i ob-shhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii], X Intern. scientific.-pract. Conf. Part III, Novosibirsk: Sibak, 2011.
5. The uniform qualifying directory of posts of heads, experts and employees of the Ministry of justice of the Russian Federation [Edinyj kvalif-ikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih - Minjust RF],
No. 20237 [Web resource]. Access mode: http: //www .stankin.ru/ for-staff/normative-techni cal-documents/ЕrцннbIн%20квапн$нкацноннbIн %20cnpaBOHHHK.pdf (accessed date: 05/21/2016).
6. Zakharova O. A., Vezirov T. G., Jadrovskaya M. V. Distance technologies and e-learning in professional education: monograph [Distancionnye tehnologii i jelektronnoe obuchenie v professional'nom obrazovanii: monografija], Rostov on Don: Publishing center DSTU, 2015. 134 p.