Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда как педагогический ресурс системы повышения квалификации педагогических кадров'

Информационно-образовательная среда как педагогический ресурс системы повышения квалификации педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Игорь Владимирович

Статья посвящена анализу роли информационно-образовательной среды в системе подготовке педагогических кадров на примере деятельности регионального центра дистанционного обучения (PЦДО) Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования (КРИПКРО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда как педагогический ресурс системы повышения квалификации педагогических кадров»

УДК 371.2:002.6 ББК 32.97 Б-78

Борисов Игорь Владимирович, методист центра дистанционного образования Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования, т.: 89176885171, e-mail:[email protected]

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС

СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

(рецензирована)

Статья посвящена анализу роли информационно-образовательной среды в системе подготовке педагогических кадров на примере деятельности регионального центра дистанционного обучения (PЦДО^) Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования (КРИПКРО).

Ключевые слова: информационная образовательная среда, дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии, компетентность, система повышения квалификации, информационное пространство.

Borisov Igor Vladimirovich, methodist of the Center for Distance Education of Kalmyk Institute of Postgraduate Education Workers, tel.: 89176885171, e-mail: [email protected]

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PEDAGOGICAL RESOURCE OF THE TEACHING STAFF TRAINING SYSTEM

This article analyzes the role of the educational environment in the system of teacher training on the example of the Regional Centre for Distance Education (RSDE) of the Kalmyk Institute of Postgraduate Education Workers (KRIPEW).

Keywords: information learning environment, distance education, information and

communication technology, expertise, systems skills, information space.

Образование выступает одним из главных национальных приоритетов современной государственной политики, реализация которой обеспечит полноценное вхождение страны в постиндустриальное, информационное общество и экономику знаний, послужит укреплению позиций России в глобальном мире. В этом контексте одним из эффективных и востребованных временем инструментов по развитию системы образования выступает информатизация образовательного процесса, создание соответствующей информационной образовательной среды. Вместе с тем, как отметил Президент России Д.А. Медведев, внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс идёт пока достаточно медленно. Необходимо внедрять систему методической и технической поддержки педагогов на местах, а также развивать систему ЕГЭ и дистанционного обучения [1].

Информационные и коммуникационные технологии следует рассматривать и как образовательную дисциплину, и как педагогические инструменты в развитии новых образовательных услуг. Информационное пространство - это не только среда существования и распространения информации, но и средство осуществления коммуникации и обмена взглядами. Создание информационной образовательной среды позволит преодолеть разрыв между наработанными инновационными методиками обучения и невозможностью их массового распространения в силу отсутствия такой среды в системе повышения квалификации, а также быстрое и широкое распространение передовых технологий среди работников образования.

Важно также отметить роль и значение информационной образовательной среды в «сглаживании» социального неравенства, преодолении цифрового разрыва, лишающего отдельные группы населения и даже целые страны тех преимуществ, которые дают знания и информация. В современном информационном мире особо остро выступает задача гарантирования свободного распространения данных, информации, знаний и наилучших способов их использования на практике, обеспечения справедливого доступа к ним [2].

Информационное взаимодействие образовательного назначения осуществляется с использованием современных средств телекоммуникаций в различных режимах работы в глобальной информационной сети Интернет. Информационная поддержка образовательного процесса обеспечивается с помощью технологий дистанционного образования, он-лайнового обучения, создания электронных библиотек, виртуальных университетов и т.д. Так, например, в Японии в созданном Кибер университете, где все лекции читаются через Интернет, открыта группа для пользователей мобильных телефонов. Курс для мобильного телефона основан на технологии потокового видео, дополнительные материалы отображаются с помощью Power Point. Кибер Университет был открыт с согласия правительства страны. Он может на законном основании присуждать степень бакалавра. Сейчас в нем обучаются 1850 студентов. В отличие от остальных курсов, “мобильные” - абсолютно бесплатны, необходимо только оплачивать телефонную связь и другие услуги мобильного оператора. Сакуджи Йошимура, ректор Кибер Университета, утверждает, что университет дает возможность учиться людям, которые не могут его посещать университет, например, тем, кто работает, или больным людям с ограниченными возможностями. “Наша миссия как учебного заведения - сделать все для людей, которые хотят учиться” - отмечает С. Йошимура [3].

В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России под информационной образовательной средой понимается «системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей». Реализация возможностей взаимодействия в современной информационной образовательной среде создает обучающему условия для самостоятельной разработки учебной тематики, в соответствии со своей индивидуальной программой, условия выбора тех или иных образовательных программ.

Информатизация современного общества ставит перед образованием принципиально новые задачи, в решении которых система повышения квалификации занимает одно из важных мест. Все это делает актуальным обучение педагогов новым образовательным технологиям в ситуации информатизации учебных процессов, создание соответствующей методической и научной базы, информационной образовательной среды в системе повышения квалификации, обеспечивающей решение задач самообразования педагогов.

В рамках новой информационно-образовательной политики в региональном центре дистанционного обучения (РЦДО) Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования (КРИПКРО) разработана и реализуется концепция повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-предметников в сфере информатизации образования. Сформулированы предложения по модернизации и развитию системы послевузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области информатизации образования. В их основе лежит подход, при котором образовательная программа не сводится только к повышению компьютерной грамотности, формированию представления о существующих программных средствах обучения. Главной задачей выступает создание информационной образовательной среды, применение новых информационных и педагогических технологий в предметном обучении учащихся, выработка умений и навыков самостоятельного проектирования и конструирования тематических банков учебно-методической информации. Знания и навыки в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) должны использоваться как эффективный инструмент для совершенствования преподавания учебных предметов и курсов, освоения их содержания на основе использования предметного образовательного микропространства, системного использования новых педагогических технологий, в полной мере использующих возможности современных информационных коммуникаций. В рамках данной концепции реализуется программа повышения квалификации педагогических кадров, включающая следующие уровни.

Первый уровень. Модернизированные традиционные 72-х часовые программы повышения квалификации в области применения информационных технологий с выдачей удостоверения (начальный уровень).

Второй уровень. Образовательные программы объемом более 100 часов, реализующие углубленное изучение специальных дисциплин и вопросов интеграции современных

инновационных дидактических и информационных технологий с выдачей свидетельств (для педагогов, освоивших первый уровень).

Третий уровень. Профессиональная переподготовка с выдачей удостоверения государственного образца, предоставляющего право образовательной деятельности в соответствующих областях информатизации образования и применения ИКТ - «тьютор в сфере применения информационных коммуникационных технологий», «информатик-менеджер (в сфере управления образованием)» (для педагогов и руководителей системы образования, освоивших первый и второй уровни).

При разработке и реализации данной программы предлагается использование схемы «образовательных кредитов». Схема предполагает, что содержание образовательных программ разрабатывается в виде системы учебных модулей. При переходе от уровня к уровню слушатель осваивает тот или иной модуль или его определенную часть, получая, таким образом, определенный набор «кредитов». На каждом уровне предусматривается «пролонгация». Слушателям, прошедшим первый базовый уровень, предлагается дополнение и развитие образовательной программы в виде новых учебных модулей или углубление и расширение «сквозных» модулей, развивающихся на новом этапе.

Для реализации указанных предложений необходимо функционирование постоянно действующей системы научно-методического, дидактического, технологического и организационного обеспечения образовательной деятельности педагога-предметника, широко использующего в том числе и дистанционные формы обучения. В этом плане созданы аппаратнопрограммные, кадровые условия для проведения модернизации образовательного процесса в инновационном режиме на основе интеграции традиционных и новых информационных, коммуникационных технологий.

Содержание деятельности РЦДО включает в себя следующее: осуществление

образовательных программ; разработка региональных образовательных ресурсов; участие в реализации региональной программы информатизации образования; маркетинг образовательных потребностей педагогических работников региона в области информационных технологий; проведение научных исследований и научно-методической работы в области ИКТ и ДО (дистанционного образования).

Дистанционное образование (ДО) - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью информационной образовательной среды в том числе в режиме он-лайн и удаленного доступа от учреждений образования. Информационная образовательная среда ДО представляет собой организованную систему средств передачи информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, содержательного, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей широкого круга потребителей

[4].

Основной целью РЦДО является обеспечение образовательными услугами системы повышения квалификации педагогов региона в области ИКТ, в том числе с учетом дистанционной поддержки (обучение целевых потоков, реализация возможностей дистанционного консультационного взаимодействия с работниками образования по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе, методическая поддержка региональных ресурсных центров):

- методическое сопровождение педагогических кадров региона в области информационных технологий, в том числе с учетом дистанционной поддержки;

- поддержка хранилища методических материалов региона (разработка, апробация, внедрение методических материалов и программ и т.д.);

- содействие региональным органам управления образования в процессе внедрения новых подходов к обучению;

- создание расширенной сети учебно-консультационных центров (районных ресурсных центров (РРЦ) и т.п.) для обеспечения массового повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ (базовая ИКТ компетенция);

- разработка и реализация программы создания единой информационной образовательной среды региона;

- организация и поддержка системы доступа к образовательным ресурсам Интернет для учреждений образования региона;

- методическая поддержка образовательных учреждений, использующих в своей деятельности информационные технологии.

Курсы повышения квалификации предусматривают обеспеченность пользователей выходом в глобальную сеть Интернет, медиатекой образовательных программных средств. В КРИПКРО разработаны и реализуются программно-методические комплексы по основам информационной безопасности и введением в основы интернет технологий и другие. Обеспечена возможность дифференцированного обучения через построение индивидуального образовательного маршрута на основе инвариантных и вариативных модулей программы.

Для того, чтобы обеспечить эффективность и массовость внедрения информационно -коммуникационных технологий в образовательный процесс, недостаточно обеспечить педагога широким спектром информационных ресурсов по предметам, даже если они хорошего качества. Разработка цифровых ресурсов должна идти по нескольким направлениям одновременно и содержать как минимум следующие компоненты:

- коллекции информационных источников по каждому разделу образовательного стандарта с методиками использования в учебном процессе;

- информационные инструменты и методики их использования в образовательном процессе;

- коллекции цифровых образовательных ресурсов (источников и инструментов) к действующим учебникам;

- новые учебные материалы, ориентированные на создание современной информационной образовательной среды в учебном заведении.

Таким образом, РЦДО, с одной стороны, реализует общую государственную политику в области повышения квалификации, а с другой - строит свою работу с учетом специфики заявленного содержания (формирование информационной образовательной среды, ИКТ -компетентности педагога) и выбранных инновационных технологий обучения.

Литература:

1. Материалы Заседания Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в России. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 8.07. 10).

2. Образование для всех к 2015 году: добьемся ли мы успеха?: Всемирный доклад

ЮНЕСКО по мониторингу ОДВ 2008 года. ULR: http ://www.unesco.kz/wap.php ?

sector=&region=&lang=1&newsid=2186&announce.

3. http://eplus.com.ua/print/333.html

4. Заседатель В.С., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Подготовка кадров в области ИКТ для межрегионального сегмента образовательной информационной среды общего и профессионального образования // Открытое и дистанционное образование. 2006. №1(21). C. 29-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.