ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
И.В. Борисов
Региональный центр дистанционного образования Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования Ул. Леваневского, 20, Элиста, Республика Калмыкия, Россия, 358000
В статье дается определение понятия информационной образовательной среды. Основополагающим компонентом информатизации образовательного процесса является создание информационной образовательной среды, которая позволит преодолеть разрыв между наработанными инновационными методиками обучения и невозможностью их массового распространения в силу отсутствия такой среды в системе повышения квалификации. На примере регионального центра дистанционного обучения Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования показан опыт реализации концепции повышения квалификации и переподготовки педагогов в сфере информатизации образования.
Образование выступает одним из главных национальных приоритетов современной государственной политики, о чем свидетельствуют активная дискуссия и реформы в области управления и обеспечения качества образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы основные цели образовательной политики, к важнейшим из которых отнесены: развитие современной системы непрерывного профессионального образования; повышение качества образования; обеспечение доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Реализация указанных целей обеспечит полноценное вхождение страны в постиндустриальное информационное общество и экономику знаний, послужит укреплению позиций России в глобальном мире [1].
В связи с этим одним из эффективных и востребованных временем инструментов по развитию системы образования выступает информатизация образовательного процесса, создание соответствующей информационной образовательной среды. Информационные и коммуникационные технологии следует рассматривать и как образовательную дисциплину, и как педагогические инструменты в развитии новых образовательных услуг. Информационное пространство — это не только среда существования и распространения информации, но и средство осуществления коммуникации и обмена мнениями. Создание информационной образовательной среды позволит преодолеть разрыв между наработанными инновационными методиками обучения и возможностью их массового распространения в силу отсутствия такой среды в системе повышения квалификации, а также быстрое и широкое распространение передовых технологий среди работников образования.
Важно также отметить роль и значение информационной образовательной среды в «сглаживании» социального неравенства, преодолении цифрового разрыва, лишающего отдельные группы населения и даже целые страны тех преимуществ, которые дают знания и информация. В современном информационном мире особую остроту приобретает проблема гарантирования свободного распространения данных, информации, знаний и наилучших способов их использования на практике, обеспечения справедливого доступ к ним [2].
Информационное взаимодействие образовательного назначения осуществляется с использованием современных средств телекоммуникаций в различных режимах работы в глобальной информационной сети Интернет. Информационная поддержка образовательного процесса обеспечивается с помощью технологий дистанционного образования, онлайнового обучения, создания электронных библиотек, виртуальных университетов и т.д. Так, в Японии в созданном киберуниверситете, где все лекции читаются через Интернет, открыта группа для пользователей мобильных телефонов. Предлагаемый курс основан на технологии потокового видео, дополнительные материалы отображаются с помощью Power Point. Киберуниверситет был открыт с согласия правительства страны. Он может на законном основании присуждать степень бакалавра. Сейчас в нем обучаются 1850 студентов. В отличие от остальных курсов, «мобильные» абсолютно бесплатны, необходимо только оплачивать телефонную связь и другие услуги мобильного оператора. Сакуджи Йошимура, ректор киберуниверситета, утверждает, что университет дает возможность учиться людям, которые не могут посещать университет, например, тем, кто работает, или людям с ограниченными возможностями с ограниченными возможностями. «Наша миссия как учебного заведения — сделать все для людей, которые хотят учиться», — отмечает Йошимура [3].
В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России под информационной образовательной средой понимается системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Реализация возможностей взаимодействия в современной информационной образовательной среде создает обучающему условия для самостоятельной разработки учебной тематики в соответствии со своей индивидуальной программой, условия выбора тех или иных образовательных программ.
Информатизация современного общества ставит перед образованием принципиально новые задачи, в решении которых система повышения квалификации занимает одно из важных мест. Все это делает актуальным обучение педагогов новым образовательным технологиям в условиях информатизации учебных процессов, создание соответствующей методической и научной базы, информационной образовательной среды в системе повышения квалификации, обеспечивающей решение задач самообразования педагогов.
В рамках новой информационно-образовательной политики в региональном центре дистанционного обучения ^ЦДО) Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования (КРИПКРО) разработана и реализуется концепция повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-предметников в сфере информатизации образования. Сформулированы предложения по модернизации и развитию системы послевузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области информатизации образования. В их основе лежит подход, при котором образовательная программа не сводится только к повышению компьютерной грамотности, формированию представления о существующих программных средствах обучения. Главной задачей является создание информационной образовательной среды, применение новых информационных и педагогических технологий в предметном обучении учащихся, выработка умений и навыков самостоятельного проектирования и конструирования тематических банков учебно-методической информации. Знания и навыки в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) должны использоваться как эффективный инструмент для совершенствования преподавания учебных предметов и курсов, освоения их содержания на основе использования предметного образовательного микропространства, системного использования новых педагогических технологий, в полной мере использующих возможности современных информационных коммуникаций. В рамках данной концепции реализуется программа повышения квалификации педагогических кадров, включающая несколько уровней.
Первый уровень. Модернизированные традиционные 72-часовые программы повышения квалификации в области применения информационных технологий с выдачей удостоверения (начальный уровень).
Второй уровень. Образовательные программы объемом более 100 часов, реализующие углубленное изучение специальных дисциплин и вопросов интеграции современных инновационных дидактических и информационных технологий с выдачей свидетельств (для педагогов, освоивших первый уровень).
Третий уровень. Профессиональная переподготовка с выдачей удостоверения государственного образца, предоставляющего право образовательной деятельности в соответствующих областях информатизации образования и применения ИКТ, — «тьютор в сфере применения информационных коммуникационных технологий», «информатик-менеджер (в сфере управления образованием)» (для педагогов и руководителей системы образования, освоивших первый и второй уровни).
При разработке и реализации данной программы предлагается использование схемы образовательных кредитов. Схема предполагает, что содержание образовательных программ разрабатывается в виде системы учебных модулей. При переходе от уровня к уровню слушатель осваивает тот или иной модуль или его определенную часть, получая, таким образом, определенный набор «кредитов». На каждом уровне предусматривается пролонгация. Слушателям, прошедшим первый базовый уровень, предлагается дополнение и развитие об-
разовательной программы в виде новых учебных модулей или углубление и расширение «сквозных» модулей, развивающихся на новом этапе.
Для реализации указанных предложений необходимо функционирование постоянно действующей системы научно-методического, дидактического, технологического и организационного обеспечения образовательной деятельности педагога-предметника, широко использующего в том числе и дистанционные формы обучения. В этом плане созданы аппаратно-программные, кадровые условия для проведения модернизации образовательного процесса в инновационном режиме на основе интеграции традиционных и новых информационных, коммуникационных технологий.
Содержание деятельности РЦДО включает в себя следующее: осуществление образовательных программ; разработку региональных образовательных ресурсов; участие в реализации региональной программы информатизации образования; маркетинг образовательных потребностей педагогических работников региона в области информационных технологий; проведение научных исследований и научно-методической работы в области ИКТ и ДО (дистанционного образования).
Дистанционное образование (ДО) — это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью информационной образовательной среды в том числе в режиме онлайн и удаленного доступа от учреждений образования. Информационная образовательная среда ДО представляет собой организованную систему средств передачи информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, содержательного, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей широкого круга потребителей [4; 5].
Основной целью РЦДО является обеспечение образовательными услугами системы повышения квалификации педагогов региона в области ИКТ, в том числе с учетом дистанционной поддержки (обучение целевых потоков, реализация возможностей дистанционного консультационного взаимодействия с работниками образования по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе, методическая поддержка региональных ресурсных центров):
— методическое сопровождение педагогических кадров региона в области информационных технологий, в том числе дистанционная поддержка;
— формирование банка методических материалов региона (разработка, апробация, внедрение методических материалов и программ и т.д.);
— содействие региональным органам управления образования в процессе внедрения новых подходов к обучению;
— создание расширенной сети учебно-консультационных центров (районных ресурсных центров (РРЦ) и т.п.) для обеспечения массового повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ (базовая ИКТ компетенция);
— разработка и реализация программы создания единой информационной образовательной среды региона;
— организация и поддержка системы доступа к образовательным ресурсам Интернет для учреждений образования региона;
— методическая поддержка образовательных учреждений, использующих в своей деятельности информационные технологии.
Курсы повышения квалификации предусматривают обеспечение пользователей выходом в глобальную сеть Интернет, медиатекой образовательных программных средств. В КРИПКРО разработаны и реализуются программно-методические комплексы по основам информационной безопасности, введением в основы интернет технологий и другие. Осуществляется дифференцированное обучение через построение индивидуального образовательного маршрута на основе инвариантных и вариативных модулей программы.
Для того, чтобы обеспечить эффективность и массовость внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, недостаточно обеспечить педагога широким спектром информационных ресурсов по предметам. Разработка цифровых ресурсов должна идти по нескольким направлениям одновременно и содержать как минимум следующие компоненты:
— коллекции информационных источников по каждому разделу образовательного стандарта с методиками использования в учебном процессе;
— информационные инструменты и методики их использования в образовательном процессе;
— коллекции цифровых образовательных ресурсов (источников и инструментов) к действующим учебникам;
— новые учебные материалы, ориентированные на создание современной информационной образовательной среды в учебном заведении.
Планируя конкретные разработки, крайне важно учитывать, для какой целевой аудитории они предназначены. Так, для «массового» преподавателя, загруженного работой, необходимо предоставить возможность проведения занятий по готовым методикам с уже подобранными ресурсами, в то время как педагогу, желающему самостоятельно разрабатывать методики, необходимо предоставить инструментарий для формирования собственных материалов и достаточное количество информационных ресурсов.
Таким образом, РЦДО, с одной стороны, реализует общую государственную политику в области повышения квалификации, а с другой — строит свою работу с учетом специфики заявленного содержания (формирование информационной образовательной среды, ИКТ-компетентности педагога) и выбранных инновационных технологий обучения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.
[2] Образование для всех к 2015 году: добьемся ли мы успеха? Всемирный доклад
ЮНЕСКО по мониторингу ОДВ 2008 года. — М., 2007.
[3] Источник: http://eplus.com.ua/print/333.html
[4] Заседатель В. С., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Подготовка кадров в области ИКТ для
межрегионального сегмента образовательной информационной среды общего и про-
фессионального образования (Открытое и дистанционное образование. Вып. 1(21). — Томск, 2006.
[5] Морев И.А. Дистанционное обучение: формы представления и передачи образовательной информации) Открытое и дистанционное образование. Вып. 3 (19). — Томск, 2005.
THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE ORGANIZATION OF SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF THE PEDAGOGICAL STAFF
I.V. Borisov
The regional center of distance learning Kalmyk republican institute of improvement of professional skill of the teaching staff
Levanevsky str., 20, Elista, Republic Kalmykia, Russia, 358000
The concepts of the information educational environment is defined in the article. A basic component of information of educational process is creation of the information educational environment which will allow to overcome the gap between the turned out innovative techniques of training and impossibility of their mass distribution by virtue of absence of such environment in the system of professional skill improvement. The experience of realization of the concept of professional skill improvement and retraining of teachers in the sphere of informatization of education is shown on the example of the regional center distance education of Kalmyk republican institute of professional skill improvement of the teaching staff.