Научная статья на тему 'Использование дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников'

Использование дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1315
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупрунова Е. А.

В данной статье раскрывается роль и место дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников. Предлагаются различные сетевые формы повышения квалификации и рассматриваются особенности их реализации в образовательном пространстве Пензенского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of remote educational technologies in improvement of professional skill of pedagogical workers

In given article the role and a place of remote educational technologies in improvement of professional skill of pedagogical workers reveals. Various network forms of improvement of professional skill are offered and features of their realization in educational space of the Penza region are considered.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ №26 2011

nrnv

ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA IMENI V.G. BELINSKOGO PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCIENCES №26 2011

УДК: 374.6:378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

© Е. А. ЧУПРУНОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике и информатике e-mail: [email protected]

Чупрунова Е. А. — Использование дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.

2011. № 26. С. 502—505. — В данной статье раскрывается роль и место дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников. Предлагаются различные сетевые формы повышения квалификации и рассматриваются особенности их реализации в образовательном пространстве Пензенского региона.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации педагогических работников

Chuprunova E. A. — Use of remote educational technologies in improvement of professional skill of pedagogical workers // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 26. P. 502—505. — In given article the role and a place of remote educational technologies in improvement of professional skill of pedagogical workers reveals. Various network forms of improvement of professional skill are offered and features of their realization in educational space of the Penza region are considered.

Keywords: Remote educational technologies, improvement of professional skill of pedagogical workers

Интенсивно меняющееся современное общество, глобальная информатизация, постоянное развитие и усложнение информационно-коммуникационных технологий неизбежно накладывают отпечаток на все сферы человеческой деятельности, в частности на систему общего и специального образования. Выпускник школы, техникума, колледжа, вуза должен соответствовать требованиям, которые предъявляет ему динамично развивающееся общество. Внедрение в образовательный процесс новейших информационнокоммуникационных технологий остро ставит проблему перехода к новым моделям подготовки квалифицированных педагогических работников [6].

Проблема организации непрерывного, гибкого и одновременно высококачественного повышения квалификации педагогических кадров в значительной степени решается благодаря использованию в процессе обучения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которые характеризуются целенаправленной и контролируемой интенсивной самостоятельной работой обучающегося по индивидуальной образовательной траектории независимо от места и времени [7]. Обучение с применением ДОТ ориентирует педагогов на новейшие образовательные технологии, развивает умения и навыки, способствует

дальнейшему обучению и расширяет их ИКТ-компетенции [8]. При этом повышение квалификации осуществляется за минимальное время и при минимальных затратах, что является немаловажным фактором в современных экономических условиях.

Так, в Пензенской области интенсивно происходит обновление системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений с использованием дистанционных образовательных технологий.

Пожалуй, самыми распространёнными сетевыми формами повышения квалификации и переподготовки учителей Пензенского региона являются следующие:

• работа в виртуальных (сетевых) педагогических объединениях и советах: профессиональные ассоциации педагогов, действующие в режиме сетевого взаимодействия и обеспечивающие целенаправленное профессиональное общение вне зависимости от места нахождения; практик-классы, предполагающие размещение в электронных социальных сообществах практико-ориенти-рованных разработок уроков, проектов, вариантов внеурочной деятельности для широкого распространения инновационного опыта; научно-практические конференции, форумы, конкурсы, обеспечивающие постоянный рост профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений; научная деятельность педагогов, то есть вовлечение в научноисследовательскую деятельность, работа над диссертациями; система консультационных услуг, включая дистанционный консантинг и т.д. (http://intergu.ru/ - Интер-гуру: Интернет-государство учителей; http://it-n.ru/ - Сеть творческих учителей; http://zavuch.info.ru/ - ЗАВУЧ ИНФО; http:// metodisty.ru/ - профессиональное сообщество “Методисты”, http://pedsovet.org/ - виртуальный педсовет и т.д.);

• участие в обучающих сетевых олимпиадах и проектах: проектная деятельность, имеющая практико-ориентированную направленность, обеспечивающая рост профессионального мастерства педагогов и достижение реальных результатов в образовании; творческие лаборатории, способствующие вовлечению педагогов в исследовательскую и опытно-экспериментальную инновационную деятельность, тьюторское сопровождение педагога по наиболее наукоёмким и ресурсоёмким направлениям, позволяющее увеличить охват слушателей системой курсовой подготовки и т.д. (http://oso.rcsz.ru - открытый международный проект “Обучающие сетевые олимпиады” (предметные области - информатика, экономика, технология), http://eduland.ru/ - дистанционные обучающие олимпиады по различным предметам), http://www.edu.yar.ru/ - Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, http://eidos.ru/ - центр дистанционного образования “Эйдос”, http://nic-snail.ru/ - центр творческих инициатив “Snail”, сетевой проект “Intel”, http://letopisi.ru/ - сетевой проект “Летописи” и т.д.) [4];

• дистанционное повышение квалификации на курсах: дистанционные модели повышения квалификации с использованием ИКТ, включая средства телекоммуникации (http://edu.1septrmber.ru/

- педагогический университет “1 сентября”, http://intuit.ru/ - Интернет-университет информационных технологий, http://www.botik.ru/~robot/ - Роботландский университет).

• дистанционное повышение квалификации (накопительная система обучения) на тренингах, семинарах, консультациях: модульно-накопительная система повышения квалификации, обеспечивающая мобильность и вариативность форм и программ курсовой подготовки, индивидуализацию обучения, нелинейную, многовекторную организацию учебного процесса как основу непрерывного образования; стажировка на базе ведущих институтов, лучших образовательных учреждений региона, у лучших педагогов региона для изучения инновационного опыта в сфере образования и т.д. (http://www.penzaobr.ru/ - Пензенский институт развития образования, http://www.lbz.ru/

- Издательство “Бином”, http://www.openclass.ru/ - сетевое сообщество “Открытый класс”, http:// wiki.iot.ru - Интернет-сообщество “СоцОбраз” и т.д.) [2].

С 2010 года в Пензенской области учителям предоставляется возможность самим выбирать свою траекторию повышения квалификации. Большая часть учителей отдаёт предпочтение модульно-накопительной системе повышения квалификации (очные и дистанционные формы обучения).

Так, например, в Пензенской области на базе Пензенского института развития образования с 2010 года проводятся модульные дистанционные курсы повышения квалификации для учителей математики, иностранных языков и ОБЖ по методике преподавания данных предметов (в 2010 учебном году обучено 398 учителей). Педагоги Пензенской области принимают активное участие в работе виртуальных образовательных сообществ, объединений, советов федерального значения. Например, с 2008 года по 2010 год представители педагогической общественности Пензенской области в рамках Федерального проекта по созданию и развитию социально-педагогических сообществ в сети Интернет, принимали участие в развитии сетевых образовательных сообществ “Открытый класс”, “СоцОбраз”. Созданы региональные узлы педагогов, активных участников в которых насчитывается более 400. Была организована работа сообществ учителей математики, информатики, физики, химии, биологии, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей. Педагоги Пензенской области проходили обучение на дистанционных курсах, семинарах, тренингах, мастер-классах и т.д. (получили сертификаты о прохождении обучения); организовывали и организуют самостоятельно он-лайн мероприятия через электронную оболочку сайта - проведены дистанционные конкурсы на лучшую методическую разработку в среде Power Point, на лучшее представление “Школы Архимеда” (региональный проект “Школа Архимеда” в образовательных учреждениях Пензенской области).

Педагогические работники Пензенской области принимали участие в международном проекте “Intel© Обучение для будущего” через внедрение образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс с использованием средств ИКТ (в 2010 учебном году обучено по соответствующей программе 585 педагогов, проекты которых размещены на сайте http://wiki.iteach.ru).

Основу дистанционных занятий по той или иной сетевой форме повышения квалификации учителей могут составлять видеолекции преподавателей и различные виды активной работы со слушателями с помощью видеоконференцсвязи (Microsoft Lync 2010, Live Meeting, Office Communicator), технологии Skype и вебинаров - лекционные, практические и семинарские занятия, консультации. Часть практических занятий может осуществляться на основе традиционных технологий аудиторной работы с привлечением обученных тьюторов или непосредственно при образовательном учреждении. Применение ДОТ позволяет привлекать к учебному процессу для проведения семинаров, тренингов, мастер-классов ведущих специалистов-практиков из различных отраслей знаний, авторов учебников, оперативно распространять уникальный практический опыт.

Как правило, при дистанционном обучении обучающимся и преподавателям предоставляется доступ к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательной программы, тематический учебно-производственный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, курса), учебник или учебное пособие, практикум или практическое пособие, задачник, тестовые материалы, методические рекомендации для обучающегося по изучению каждого предмета, организации самоконтроля, текущего контроля, позволяющих обеспечить усвоение учебного материала [1].

Учебно-методический комплекс при необходимости дополняется справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, web-сайты, справочные системы, электронные словари и се-

тевые ресурсы.

Процесс обучения по программам повышения квалификации учителей на основе ДОТ отличает высокий методический и технологический уровень. Обучение осуществляется с использованием автоматизированных систем дистанционного обучения (типа “МссЛе”, “Прометей”, “Доцент”, “Электронный университет” и т.д.). Системы позволяют организовать доступ к информационному и учебно-методическому содержанию программ (специализированным базам данных, электронным учебным пособиям, аудио- и видеоматериалам, тестирующим средам), опосредованному коммуникационному пространству для обеспечения непрерывной сетевой поддержки образовательного процесса. В 2010 году через виртуальную систему “МссЛе” прошли обучение 250 учителей-предметников Пензенской области, которые работают с детьми с ограниченными возможностями [3].

Реализация дистанционных программам повышения квалификации педагогов, как правило, сопровождается мониторинговыми исследованиями, результаты которых позволяют выявить сильные и слабые стороны в организации обучения, разработке учебных материалов, прогнозировать дальнейшее развитие программ [5].

Таким образом, с развитием и активными попытками внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс возрастает количество альтернатив современных моделей подготовки квалифицированных педагогических работников, что создаёт условия для построения ими индивидуальных образовательных траекторий, максимальной индивидуализации учебного процесса. Формирование и развитие ИКТ-компетентности учителя сопровождается повышением информационной культуры педагогического сообщества, а, значит, и культуры формирования личности школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анисимов М. В. Совершенствование ИКТ-компетентности учителя-предметника в процессе дистанционного обучения // Информатика и образование. 2009. № 6. С. 114-116.

2. Бабанов Н. Ю. Дистанционные формы повышения квалификации педагогов // Профессиональное образование. 2006. № 4. С. 30-31.

3. Глухов Г. В. Подготовка преподавателя к использованию новых информационных технологий в системе дистанционного обучения // Информатика и образование. 2006. № 5. С. 93-98.

4. Крылов А. Дистанционные обучающие олимпиады для школьников: мультипредметные технологии // Народное образование. 2008. № 5. С. 166-170.

5. Мазничевская Л. И. Деятельность педагога-куратора в системе дистанционного обучения // Информатика и образование. 2008.

№ 9. С. 59-61.

6. Максимова Т. М. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы // Открытая школа. 2009. № 1. С. 39-43.

7. Об использовании дистанционных образовательных технологий / Приказ Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 // Бюллетень Минобрнауки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2005. № 10. С. 22-25.

8. Осипова О. П. Внедрение дистанционных образовательных технологий как одна из задач системы повышения квалификации // Методист. 2009. № 3. С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.