соГЯЛсг^
/ А
-—^ ¡Исследования молодъисученъис ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Содержательно-процессуальные аспекты разработки и реализации модульных курсов в дополнительном профессиональном образовании
А. В. Ильина
Substantial and Procedural Aspects of the Designing and Implementation of Modular Course s in Additional Professional Education
A. V. Il'ina
Аннотация. Одним из механизмов обеспечения модернизации и развития системы образования является кадровое обновление образовательной организации. Данный процесс обеспечивается через непрерывное образование работников в системе дополнительного профессионального образования.
В статье описан опыт Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования по разработке и реализации модульных курсов. Уникальным элементом данных процессов является то, что в разработку и реализацию содержания программ повышения квалификции, а соответственно обучающих модулей, вовлекаются педагогические работники образовательных учреждений Челябинской области.
В Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования сложилась практика привлечения к разработке программ дополнительного профессионального образования педагогов образовательных организаций, являющихся базовыми площадками для проведения стажировочной части курсов повышения квалификации. Результатом данной деятельности является не только повышение субъектной позиции участников образовательных отношений, но и ориентация содержания повышения квалификации на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогов.
Abstract. One of the mechanisms for the modernization and development of the education system is staff update in educational organization. This process is ensured through continuing educa-
tion of employees in the system of additional professional education.
The article describes the experience of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators in designing and implementation of modular courses. A unique feature of these processes is that the teaching staff of the Chelyabinsk region educational institutions is involved in designing and implementation of the content of professional development programs and consequently training modules.
It is current practice for Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators to involve teachers of educational institutions, which are used as career training institutions during modular courses, in designing of the additional professional education programs. The result of this practice is not only the increase in subject position of participants of educational relations, but also the focus of professional development content on meeting the educational and professional needs of teachers.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, квалификация, удовлетворение потребностей, профессиональная компетентность, непрерывное образование, индивидуализация.
Key words: additional professional education, qualification, meeting the needs, professional competence, continuing education, indivi-dualization.
В настоящее время процессы модернизации системы российского образования охватывают все ее уровни - от общего до дополнительного. При этом в нормативных документах феде-
рального уровня акцентуируется внимание на необходимости повышения его эффективности и качества. В данном контексте актуальными становятся вопросы обеспечения «соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики» [1]. В то же время действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - закон) в качестве одного из механизмов обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования предлагает рассматривать инновационную деятельность. В этом же документе достаточно четко определен не только круг проблем, решение которых возможно с помощью рассматриваемого инструмента - инновационной деятельности (совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения), но и предложены некоторые организационные формы (реализация инновационных проектов и программ), позволяющие разрешать возникающие противоречия [2]. Соответственно как никогда становится актуальной позиция формирования программ развития и кадрового обновления образовательных организаций, в том числе общеобразовательных организаций, к которым, несомненно, относится школа. При этом очевидно, что в сложившихся обстоятельствах кадровое обновление школы в большей степени обеспечивается через непрерывное образование имеющихся работников, которое в свою очередь может осуществляться в системе дополнительного профессионального образования. Данный тезис актуален в связи с тем, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом дополнительное профессиональное образование в своем содержании ориентируется на удовлетворение их образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации меняющимся условиям
профессиональной деятельности и социальной среды [2].
В качестве небольшой ремарки отметим, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Безусловно, в данных условиях одним из приоритетных направлений инновационной деятельности учреждения дополнительного профессионального образования является совершенствование научно-методического сопровождения педагогических работников, представляющего собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, позволяющего разрешить возникающие у педагогов в ходе их профессиональной деятельности затруднения, а также способствующего развитию их профессиональной компетентности на протяжении всей профессиональной деятельности.
Рассмотрим более подробно опыт организации и проведения модульных курсов, сложившийся в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования. Не секрет, что в настоящее время разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования, основанная на модульном принципе, не является инновацией для системы образования России. Но в то же время уникальным элементом данных процессов является то, что в разработку и реализацию содержания рассматриваемых программ, а соответственно обучающих модулей, вовлекаются педагогические работники образовательных учреждений. В Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования сложилась практика привлечения к разработке программ дополнительного профессионального образования педагогов образовательных организаций, являющихся базовыми площадками для проведения стажировочной части курсов повышения квалификации. Одним из примеров является программа модульного курса «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования» «Модель образовательной системы, обеспечивающей достижение обучающимися новых образовательных резуль-
татов на основе использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе».
Данный курс разработан в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования».
Актуальность разработанного модульного курса обусловлена тем фактом, что в современном информационном обществе образование приобретает новое качество благодаря наличию информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих получать информацию в том объеме, который необходим для саморазвития и самосовершенствования.
Соответственно целью курса стала систематизация у педагогических работников представлений о содержательно-процессуальных основах достижения современного качества общего образования и нормативно-правовых основаниях организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий.
В ходе изучения курса осуществляется:
1) актуализация психолого-педагогических аспектов организации образовательного процесса ориентированного на достижение обучающимися новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) на основе информационно-коммуникационных технологий;
2) структурирование содержательных и процессуальных характеристик организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий;
3) овладение формами, приемами и методами применения эффективного опыта использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий для достижения новых образовательных результатов.
В структуре модульного курса разработчиками выделено шесть тем (табл. 1), имеющих специфическую направленность.
В первом разделе курса «Теоретико-методологическое обоснование достижения современного качества общего образования» представлены эффективные механизмы достижения со-
временного качества общего образования как основания построения институциональных моделей образовательных систем, обеспечивающих качество общего образования. Кроме того, акцентируется внимание на методологических подходах построения федеральных государственных образовательных стандартов общего как совокупности трех систем требований. Отметим, что подходы к моделированию образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе достижения обучающимися новых образовательных результатов посредством ИКТ, неоднократно описывалось нами в научных журналах [3; 4].
Во втором разделе «Нормативно-правовые основания организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий» рассматриваются вопросы регламентации организации образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. При этом немаловажную роль играет разработка механизмов выявления потребностей участников образовательного процесса в организации обучения на основе информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, при изучении данного раздела слушатели получат представление о структуре и содержании Концепции регионального мониторинга качества общего образования.
Необходимость третьего раздела «Психолого-педагогические аспекты организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий» обусловлена потребностью в углублении представлений работников образовательных учреждений об основных понятиях, применяемых для описания реализуемой модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество общего образования. В частности освоение данного раздела позволит слушателям ознакомиться с педагогическими возможностями информационно-коммуникационных технологий в реализации дидактических принципов обучения учащихся и спецификой использования ИКТ на различных ступенях образования. Немаловажная роль в данном разделе отведена и освоению методик психолого-педагогической диагностики достижения
обучающимися новых образовательных результатов. Особый интерес данный раздел имеет и потому, что позволяет сформировать у слушателей представление о типичных ошибках, затруднениях и рисках использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Содержание четвертого раздела «Содержательные и процессуальные характеристики организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий» позволяет сформировать не только представление об эффективной информационно-образовательной среде школы, но и получить практические умения по организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС общего образования.
Особую значимость в данном контексте имеет рассмотрение механизмов информатизации образования в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений обучающихся и в том числе формирования готовности педагогических работников к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Пятый раздел «Повышение эффективности использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий для достижения новых образовательных результатов» обеспечивает подготовку административно-управленческого персонала к разработке механизмов учета потребностей и затруднений педагогов в использовании средств информационно-коммуникационных технологий для достижения новых образовательных результатов. В данном контексте слушателям, без сомнения, будет интересен зарубежный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а практико-ориен-тированная часть раздела позволит разработать институциональные подходы к проектированию системы внутрифирменного повышения квалификации педагогических работников в образовательном учреждении, ориентированной на формирование культуры использования информационно -коммуникационных технологий.
Заключительный, шестой раздел «Концептуализация эффективного опыта организации
образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий» ориентирован на практическое освоение слушателями вопросов обновления содержания профессиональной деятельности в условиях организации образовательного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов на основе информационно-коммуникационных технологий. Значимое место в данном разделе отводится освоению слушателями эффективных практик применения информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением на различных уровнях, использования средств ИКТ в образовательном процессе, разработки мониторинговых процедур использования средств информатизации в образовательном учреждении, обеспечивающих достижение учащимися новых образовательных результатов.
Представленный подход к определению структуры модульного курса не случаен. В частности, разделы 1-3 в своем содержании представляют инвариантную совокупность, так как их содержание в первую очередь связано с изучением и осмыслением нормативно -правовой базы, регламентирующей деятельность образовательной организации в условиях действия федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, важным аспектом является не только ознакомление педагогов с возможностями информационно-коммуникационных технологий в реализации дидактических принципов обучения учащихся и спецификой использования ИКТ на различных ступенях образования, но и освоение прикладных методик диагностики достижения обучающимися новых образовательных результатов.
Содержание же практических занятий 4-6 разделов представляет собой вариативный компонент модульного курса, так как определяется особенностями стажировочных площадок, на которых реализуется модульный курс.
Таким образом, методические особенности построения учебных занятий обусловлены необходимостью освоения слушателями практических умений, что достаточно четко отражено как в учебном плане модульного курса (табл. 1), так и в его содержании (табл. 2).
\
¡Исследования люлоды^ученых
ЧИППКРО
Таблица 1
Учебный план модульного курса
№ Наименование разделов Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практические занятия
1. Теоретико-методологическое обоснование достижения современного качества общего образования 2 2 Входная диагностика
2. Нормативно-правовые основания организации образовательного процесса на основе информационно -коммуникационных технологий 2 2
3. Психолого-педагогические аспекты организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий 6 4 2
4. Содержательные и процессуальные характеристики организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий 6 2 4
5. Повышение эффективности использования в образовательном процессе информационно -коммуникационных технологий для достижения новых образовательных результатов 10 2 8 Итоговая диагностика
6. Концептуализация эффективного опыта организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий 8 8
7. Итоговая контрольная работа 2 - - -
ИТОГО 36 12 22 -
Таблица 2
Содержание модульного курса
№ Наименование разделов Содержание разделов
1. Теоретико-методологическое обоснование достижения современного качества общего образования Качество общего образования как комплексная характеристика современного образования. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» как источниковая база достижения качества общего образования. Полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием в обеспечении качества общего образования. Компетенция образовательного учреждения в обеспечении качества общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты
№ Наименование разделов Содержание разделов
общего образования как нормативное основание обеспечения качества образования. Эффективные механизмы перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как основание проектирования образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования. Модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования: особенности и содержательно -процессуальные аспекты. Выбор образовательным учреждением моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования
2. Нормативно-правовые основания организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий Регламентация организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий в нормативно-правовых актах федерального уровня. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения в части организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий. Особенности разработки нормативной базы образовательного учреждения по организации образовательного процесса учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательного учреждения как локальные акты, регламентирующие достижение новых образовательных результатов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к кадровым и информационно-методическим условиям реализации основных образовательных программ как основания учета потребностей педагогов в использовании средств информационно-коммуникационных технологий для достижения новых образовательных результатов. Концепция регионального мониторинга качества общего образования как научно-педагогическое основание разработки внутришкольного мониторинга качества образования Отражение результатов освоения обучающимися основных образовательных программ с использованием информационно-коммуникационных технологий во внутренней системе оценки качества образования. Институциональные модели управления образовательной системой, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов на основе использования информационно-коммуникационных технологий
3. Психолого-педагогические аспекты организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования и развития информационной культуры участников образовательного процесса. Педагогические возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации дидактических принципов обучения учащихся. Электронное обучение как процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет: сущность, особенности, основные достоинства и недостатки. Основные принципы и условия эффективного использования дистанционных образовательных технологий в обучении учащихся. Психолого-педагогические аспекты достижения новых образовательных результатов посредством информационно-коммуникационных технологий на различных возрастных этапах.
№ Наименование разделов Содержание разделов
Специфика психолого-педагогической диагностики результатов освоения учащимися основных образовательных программ общего образования средствами информационно-коммуникационных технологий. Методики диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учащимися основных образовательных программ общего образования. Рациональное сочетание традиционных и информационно -коммуникационных технологий. Риски использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Методики использования информационных ресурсов в урочное и внеурочное время. Принцип «разумности» в использовании информационно -коммуникационных технологий в образовательном процессе. Роль учителя в обеспечении рационального сочетания традиционных и информационно-коммуникационных технологий. Пути повышения эффективности использования информационных ресурсов в образовательном процессе
4. Содержательные и процессуальные характеристики организации образовательного процесса на основе информационно -коммуникационных технологий Информационно-образовательная среда школы как пространство формирования новых образовательных результатов обучающихся. Требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к условиям реализации основных образовательных программ как основания формирования информационно-образовательной среды школы. Структура и содержание деятельности образовательного учреждения в части создания условий по реализации основных образовательных программ общего образования с использованием информационно-коммуникационных технологий. Организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС общего образования. Изменение роли участников образовательного процесса в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Педагогическая эффективность использования средств информатизации образования в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений обучающихся. ИКТ-компетентность как профессиональная характеристика современного педагога. Системно-деятельностный подход к развитию готовности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений к проектированию профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды
№ Наименование разделов Содержание разделов
5. Повышение эффективности использования в образовательном процессе информационно -коммуникационных технологий для достижения новых образовательных результатов Обновление содержания профессиональной деятельности педагогических работников в условиях информатизации образования. Учет потребностей и затруднений педагогов в использовании средств информационно-коммуникационных технологий для достижения новых образовательных результатов. Многообразие форм включения педагогов в разработку и реализацию модели образовательной системы, обеспечивающей достижение обучающимися новых образовательных результатов на основе использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (методическое объединение, творческая группа, исследовательская, проектная деятельность, коучинг и др.). Зарубежный опыт использования информационно -комму -никационных технологий в образовательном процессе. Проектирование системы внутрифирменного повышения квалификации педагогических работников в образовательном учреждении, ориентированной на формирование культуры использования информационно-коммуникационных технологий. Информационная культура современного учителя как ориентир для организации системы внутрифирменного повышения педагогов. Ресурсное обеспечение внутрифирменного повышения педагогов в части формирования информационной культуры педагогических работников. Разработка и реализация персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников как эффективный механизм проектирования системы внутрифирменного повышения квалификации педагогических работников, ориентированной на формирование культуры использования информационно-коммуникационных технологий. Содержание деятельности образовательного учреждения по обобщению на институциональном уровне эффективного опыта проектирования системы внутрифирменного повышения квалификации педагогических работников в образовательном учреждении, ориентированной на формирование культуры использования информационно-коммуникационных технологий
6. Концептуализация эффективного опыта организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий Содержательно-процессуальные аспекты применения информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением, ориентированном на обеспечение функционирования и развития образовательной системы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Многообразие моделей взаимодействия субъектов управления образованием по реализации основных образовательных программ общего образования с использованием информационно -коммуникационных технологий. Анализ ресурсного обеспечения эффективного управления реализацией основных образовательных программ с использованием информационно-коммуникационных технологий. Разнообразие форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Результаты и эффекты организации образовательного процесса, ориентированного на достижение новых образовательных резуль-
№ Наименование разделов Содержание разделов
татов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для организации образовательного процесса обучающихся. Учебно-методическое обеспечение организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий. Механизмы вовлечения участников образовательного процесса в сетевые проекты. Подходы к определению критериев результативности образовательной системы, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов на основе использования информационно -коммуникационных технологий. Многообразие моделей оценки эффективности использования средств информатизации в образовательном учреждении, обеспечивающих достижение учащимися новых образовательных результатов. Алгоритм разработки и реализации мониторинга использования средств информатизации в образовательном учреждении, обеспечивающих достижение учащимися новых образовательных результатов
Организация учебных занятий ориентирована на создание интеллектуально напряженной, но при этом и эмоционально комфортной атмосферы. Значительное место в аудиторной работе отведено активным формам работы со слушателями, что предполагает использование различных источников, в том числе использование ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Освоение образовательной программы не исключает и дистанционного обучения, что позволяет индивидуализировать процесс обучения. Объем времени, отводимый на освоение модульного курса, составляет 36 часов учебного времени. Отметим, что объем практической части курса составляет 66,7%.
Выше мы уже отмечали, что повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых подходах к развитию профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и образовательных учреждений. По нашему мнению, одним из важных направлений непрерывного профессионального развития педагогических работников является их участие в стажировках на базе учреждений, имеющих эффективный опыт организации образователь-
ного процесса, в том числе на базе зарубежных организаций. В данный процесс активно вовлекаются предметные лаборатории, центры образовательной робототехники, практика создания которых уже сложилась на территории Челябинской области.
Так, только в 2013 году на базе областных образовательных учреждений по вопросам развития интеллектуально-творческой и академической одаренности школьников прошли обучение 1054 педагогических работника, в том числе в форме стажировки.
Возвращаясь к программе модульного курса, отметим, что раздел 6 «Концептуализация эффективного опыта организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий» в полном объеме разработан педагогами образовательных организаций, которые являлись базовыми площадками по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования», при сопровождении профессорско-преподавательского состава института, выступавшего в роли стажировочной площадки.
Данный раздел, в зависимости от того, на какой площадке реализуется стажировочная часть модульного курса, имеет вариативный характер.
Так, например, на базе МАОУ гимназии № 76 г. Челябинска рассматриваются возможности электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий для организации образовательного процесса обучающихся, а также механизмы вовлечения участников образовательного процесса в сетевые проекты.
Специфика стажировочной части на базе МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска обусловлена опытом учреждения в применении ИКТ в управлении школой и это явно видно из предлагаемой тематики практических занятий:
1) возможности системы контроля и мониторинга качества знаний в формировании ИКТ-компетентности учащихся (на примере PROQass);
2) комплексный подход к программному обеспечению в решении управленческих задач на примере КАИС «Сетевой город. Образование» и сайта образовательного учреждения;
3) экспертиза эффективности информационно-образовательной среды школы.
Разработанный модульный курс является элементом образовательной программы, рассчитанной на 108 часов учебного времени на каждого слушателя, в том числе в форме стажировки - 24 часа [5].
Таким образом, одним из направлений инновационной деятельности учреждения дополнительного профессионального образования является разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования при непосредственном участии педагогических работников образовательных организаций. При этом, несомненно, следует выделить результаты, получаемые в ходе такой совместной деятельности, а именно:
- повышение субъектной позиции участников образовательных отношений;
- практико-ориентированная направленность программ дополнительного профессионального образования;
- ориентация содержания повышения квалификации на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогов.
Библиографический список:
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования" на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2014).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2014).
3. Ильина А. В. Моделирование процессов управления реализацией основной образовательной программы общеобразовательного учреждения / А. В. Ильина // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). - 2012. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/106-8005 (дата обращения: 28.12.2012).
4. Ильина А. В. Достижение учащимися новых образовательных результатов посредством информационно-коммуникационных технологий / А. В. Ильина // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). -2013. - № 1. - URL: http://www.science-edu cation.ru/107-8354 (дата обращения: 14.02.2013).
5. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Модель образовательной системы, обеспечивающей достижение обучающимися новых образовательных результатов на основе использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / под ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 240 с.
References:
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 295 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy pro-grammy Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazo-vaniya" na 2013 - 2020 gody" [Government Decree of 15.04.2014 № 295 "On approval of the State Program of Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020"]. - URL: www.consultant.ru (accessed: 05.04.2014).
2. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. - URL: www.consultant.ru (accessed: 05.04.2014).
3. Il'ina A. V. Modeling the Processes of Managing the Implementation of the Basic Educational Program of Educational Institution [Modelirovanie protsessov upravleniya realizatsiey osnovnoy obra-zovatel'noy programmy obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. - 2012. - № 6. - URL: http:// www.science-education.ru/106-8005 (accessed: 28.12.2012).
4. Il'ina A. V. Students Achieving New Educational Outcomes through Information and Communication Technologies [Dostizhenie uchashchi-misya novykh obrazovatel'nykh rezul'tatov po-sredstvom informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy]. Sovremennye problemy nauki i ob-razovaniya [Modern Problems of Science and Education]. - 2013. - № 1. - URL: http://www.
science-education.ru/107-8354 (accessed:
14.02.2013).
5. Kespikov V. N. Pedagogicheskaya deya-tel'nost' v usloviyakh perekhoda na federal'nye go-sudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshche-go obrazovaniya. Model' obrazovatel'noy sistemy, obespechivayushchey dostizhenie obuchayushchi-misya novykh obrazovatel'nykh rezul'tatov na os-nove ispol'zovaniya informatsionno-kommuni-katsionnykh tekhnologiy v obrazovatel'nom prot-sesse : obrazovatel'naya programma dopolni-tel'nogo professional'nogo obrazovaniya (povy-sheniya kvalifikatsii) dlya pedagogicheskikh i ru-kovodyashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh uch-rezhdeniy [Pedagogical Activity in the Transition to Federal State Educational Standards of General Education. Model of Educational System Providing Pupils New Educational Achievements on the Basis of Using Information and Communication Technologies in the Educational Process: Educational Program of Additional Professional Education for Teachers and Executives of Educational Institutions]. - Chelyabinsk, 2013. - 240 p.