ет в обществе важнейшую функцию трансляции и интерпретации профессии как социального вида деятельности, способствуя ее актуализации в новых исторических условиях. Данная актуализация возможна в контексте реализации системной связи образовательных учреждений и работодателей с опорой на положения теории социального партнерства.
список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // URL: httpV/минобрнауки.рф.
2. Константиновский Д.Л., Вознесенская
Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образовательные и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 гг. М.: ФГНУ ЦСИ, 2011.
3. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты РФ / ред. Е.И. Ясин, Я.И. Кузьминов. 2008 // URL: http://www.hse. ru/ temp/2007/files/20071220_report.pdf
4. Покровский Н.Е. Храм науки или оптовый рынок знаний? // Философские и социальные науки в университете. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
5. Социальное положение и уровень жизни населения России 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011. 527 с.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor of Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 378.046.4
совершенствование методических подходов к организации повышения квалификации в условиях функционирования информационной
системы вуза
с.Е. Водяная
Рассмотрены программы повышения квалификации сотрудников организаций и учреждений, изучены формы организации повышения педагогической квалификации. На примере Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации предложены модели повышения квалификации персонала в условиях функционирования информационной системы вуза.
Ключевые слова: квалификация; информация; информационная среда; инновационный вуз; коммуникационные технологии; сетевые сообщества; дистанционный курс.
S.E. Vodyanaya. IMPROVEMENT OF THE METHODOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION TRAINING IN A SCHOOL OF THE INFORMATION SYSTEM
Consider a program of staff development organizations and agencies, to study the forms of organization improve teaching skills. On the example of the Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation Models of staff development in the information system of the university.
Keywords: classification; information; information environment; an innovative university; communication technology; online communities; distance course.
Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на современном этапе информатизации общества требует дальнейшего совершенствования подготовки спе-
циалистов к использованию новых технологий в своей профессиональной деятельности. Одно из важнейших направлений информатизации общества - информатизация образования -
Человек и общество
99
предполагает широкое использование средств ИКТ в процессе повышения квалификации преподавателей и сотрудников, в автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и управления учреждениями образования.
Одним из приоритетных направлений «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, постдипломное повышение квалификации с применением современных средств ИКТ, согласно которой педагогическая деятельность в условиях стремительного развития средств ИКТ, появления и внедрения новых форм и методов обучения, основанных на использовании web-ресурсов, должна непрерывно обновляться как новыми формами организации, так и новыми технологиями обучения.
Как показывает практика, базовый курс обучения в вузах не способен обеспечить необходимого уровня готовности для успешного выполнения профессиональной педагогической деятельности, поэтому система образования должна перейти к непрерывному образованию.
Система непрерывного образования, согласно Меморандуму непрерывного образования Европейского союза (2000), подразумевает учение как «длинною в жизнь» (lifelong learning) - постоянство процесса обучения, так и «шириною в жизнь» (lifewide learning) - разнообразие форм обучения.
Существуют различные программы повышения квалификации, предлагаемые государственными институтами повышения квалификаций, отличающиеся непосредственным (с отрывом от профессиональной деятельности) и опосредованным (без отрыва от профессиональной деятельности) участием педагогов в этих программах.
Существуют следующие формы организации повышения педагогической квалификации:
• Непосредственное повышение квалификаций:
S командировка;
■S стажировка;
S переподготовка.
• Опосредованное повышение квалификаций:
S дистанционный курс;
S участие в сетевых сообществах;
S самообразование и т.д.
Качественное повышение квалификации, отвечающее современным требованиям развивающегося информационного общества,
необходимо вести в информационной образовательной среде с использованием информационно-коммуникационных технологий (Интернет, web-технологии) и в условиях непрерывного самообразования. Для этого требуется формирование готовности к процессу последипломного, самостоятельного повышения квалификации, т.е.: формирование мотивационной готовности (психологическая готовность) педагога к самостоятельной работе в условиях самообразования; создание условий (информационная коммуникационная образовательная среда) для организации самостоятельной работы в процессе повышения квалификации; создание средств (образовательный web-ресурс), позволяющих самостоятельно повышать квалификацию. Профессиональные способности поиска, преобразования и применения образовательных web-ресурсов становятся ключевыми в сфере последипломного самообразования, самоподготовки и повышения квалификации.
Анализ процесса повышения квалификации учителей в области использования средств ИКТ показывает, что стремительное развитие средств ИКТ оказывает влияние на процесс повышения квалификации, предлагая различные формы повышения квалификации (учреждения ИПК, образовательные сетевые сообщества, сетевые университеты, самообразование), выбор образовательных программ (модульный принцип обучения).
Это позволяет сделать вывод о том, что наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), есть ряд скрытых развивающих возможностей (значимых в системе повышения квалификации учителей), которые состоят в следующем:
• трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
• формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернета (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
• обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации преподавателей и
сотрудников в области ИКТ (с привлечением дистанционных образовательных технологий и новых сетевых сервисов);
• формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).
В соответствии с государственными образовательными стандартами в рамках повышения квалификации в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации созданы условия, позволяющие преподавателям и сотрудникам расширить свои знания, умения и навыки. Информационная система вуза подключена к сети Интернет по выделенному оптическому каналу, в рамках которой функционирует корпоративная система электронной почты, корпоративный информационный портал, доступны электронные ресурсы библиотеки, сеть сайтов. Класс интерактивного общения оснащен самыми современными средствами вычислительной техники и коммуникации.
Неотъемлемой частью жизни вуза стало проведение тематических вебинаров, которые дают возможность обмениваться опытом с коллегами из других филиалов и головного вуза, тем самым повышая уровень своих знаний в области профессиональной деятельности.
Доступно интерактивное обучение по программному обеспечению Microsoft IT Academy, в рамках которого можно пройти авторизованные курсы по технологиям Microsoft. Данная программа предоставляет возможность самостоятельно изучить основы Windows 7, Microsoft Office 2010, Microsoft Outlook 2007, Microsoft PowerPoint 2007, Microsoft Project 2007, Microsoft SharePoint Designer 2010 и др.
Передовой опыт ведущих зарубежных и российских вузов показывает, что для эффективного самостоятельного повышения квалификации в условиях информационно-коммуникационной среды преподаватели и сотрудники должны обладать и информационно-коммуникативной компетентностью.
Информационно-коммуникативная компетентность представляет собой многоуровневую характеристику специалиста, включающую в себя знания, умения, навыки, формирующие личностно-профессиональные качества, установки педагога, с помощью которых происходит обмен учебной, методической, справочной информацией между преподавателями, учащимися в процессе овладения новыми знаниями в условиях самообразования.
Эффективная реализация развивающегося потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации предполагает наличие определенных, непрерывно обновляющихся знаний, умений, навыков в области информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, в условиях функционирования информационной системы вуза, включающей вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающей поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей, можно достичь качественного повышения квалификации.
Список литературы
1. Анишина Т.П. По материалам коллегии Ми-нобрнауки России. Паспорт государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», 2008 г. Режим доступа: http://normativka.resobr.ru/archive/year/articles/1361/ (дата обращения: 9.11.2010).
2. Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТ0-2004. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html (дата обращения: 9.11.2010).
3. ИвановД.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-ме-тод. пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с.
4. Полат Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации / Институт содержания и методов обучения РАО. Режим доступа: http://www.distant. ioso.ru/for%20teacher/25-11-04/problem.htm (дата обращения: 9.11.2010).
5. Урсова О.В. РЦДО ПОИПКРО, RELARN-2006. Тезисы доклада. Режим доступа: http:// www.relarn.ru/conf/conf2006/section3/3_27.html (дата обращения: 9.11.2010).
6. Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Moscow, 2000, 86 p., UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Режим доступа: http://www.websoft. ru/db/wb/1AE35D3CA08D4DDEC3256F310047E 8A7/doc.html (дата обращения: 9.11.2010).